Алансонские кружева как плести

Обновлено: 24.04.2024

Делать его начали в середине XVII века в городе Валансьене, который тогда принадлежал Фландрии. Однако. с 1678 Валансьен перешёл к Франции, и та заполучила не только город, но и производство роскошного кружева, которые будет славиться по всей Европе! И лучшими французскими плетёными кружевами считались именно валансьенские.

Да-да, если "Алансон" - это шитое кружево, которое делается иглой и ниткой, то "Валансьен" - плетёное. Оно, соответственно, делается с помощью бобин (коклюшек). Причём это так называемое "парное" кружево, когда выплетаются одновременно и фон, и узор.

Коклюшек при этом было очень много. Если речь об узенькой полоске ширине около 5 см, то коклюшек бывало около трёхсот. А если больше. Словом, валансьенские кружева никогда не бывали широкими, максимум – 20 см, а обычно меньше.

Кружево плели из фламандских льняных нитей высочайшего качества. А теперь внимание: условия труда, в которых создавалось это воздушное произведение искусства, были суровыми. Плести его можно было только в тёмных сырых подвалах! Дело в том, что нити были очень тонкими, и работать с ними можно было только во влажной атмосфере, иначе они рвались.

И сам рабочий процесс был чрезвычайно трудоёмким. Достаточно сказать, что за рабочий день (и не за 8 часов, как в наше время, а за 14-15) кружевница выплетала не более 4 см . Так что, например, на одну пару манжет требовался. год!

Словом, неудивительно, что валансьенские кружева были безумно дорогими – учитывая и сырьё высочайшего качества, и работу. Причём если всю работу от начала до конца выполняла одна мастерица, то такое кружево стоило ещё дороже. Зато при этом они были долговечными и прочными, и порой их использовали как инвестицию.

При французском королевском дворе они валансьен играл роль "летнего" кружева (в отличие от алансона, "зимнего"). Однако если после Великой французской революции производство алансонского кружева возродили, то производство валансьенского в полном объёме так и не было восстановлено. Зато многие кружевницы продолжили работать уже в эмиграции, в основном Бельгии. Дошли валансьенские кружева и до России.

Не могу не вспомнить "Дамское счастье" Золя: " Прилавок был завален, она купала руки в этих вздымающихся волнах гипюра, валансьена, шантильи, мехельнских кружев; ее пальцы трепетали от наслаждения, лицо мало-помалу разгоралось чувственным восторгом. "

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Кружева. Часть 1. Шантильи, Валансьен, Брюггское кружево, Алансон (аленкон)

Наткнулась на Бейбиках на серию чудесных постов про кружево.
Перетяну сюда. Спасибо огромное автору, Александре! Оригинал поста здесь.

Увлечение антикварными куклами повлекло за собой и изучение антик-материалов. Кружево — это само по себе красиво, на кружево я могу любоваься, как на картину. А так же — это материал и вдохновение для новых кукольных нарядов! Валансьен, алансон — как мурлыканье ласкает слух… Но мне захотелось разобраться в видах кружев, и систематизировать их. Рассчитываю на помощь бывалых!
Начну, пожалуй, с Шантильи.
Названо по французскому городу Шантильи – центру тонкого изящного шелкового кружевоплетения.
Шантильи является типичным кружевом времен Наполеона III. Как правило, это изделия большого размера: мантильи, шарфы, пелерины, юбки, зонтики, и т.д. Но попадаются и миниатюрные изделия — различные наколки, вуалетки и носовые платки. Стилистические особенности этих изделий вызывают в памяти кружево середины XVIII века. Рисунок всегда отличается сложностью композиционного построения и совершенством исполнения отдельных деталей. Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цветов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполняет почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками. Край изделия обрамляет характерный для времен Второй Империи, неизменно повто­ряющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями.

Дальше — Валансьен.
Данный тип кружева зародился в городе Валансьен во второй половине ХVII века. В ХVIII веке появились различные характерные черты создания основы данного кружева. Различают 2 разновидности: «Валансьенское кружево Брюгге» и «Валансьенское кружева Ипра». Разница в форме петель сетки — основы. Первое характеризуется сеткой из круглых петель, а сетка второго имеет характерные квадратные петли. И тот и другой виды основы очень прочные и создаются при помощи переплетения четырех нитей.
Части плетеного полотна создаются из цельных петель и окружаются кольцом маленьких отверстий, которые применяются при создании узоров композиции, чтобы придать легкость самому кружеву. Вся композиция в основном состоит из узоров, навеянных природой: цветы, листья и животные.
Кружево валансьен – тончайшая работа мастериц, которая прославилась отсутствием любого рельефа благодаря тому, что узорный рисунок плетется одновременно с сеткой. Можно заметить некое сходство узора валансьенского кружева с рисунком тюлевых занавесок. В Валансьене производилось узкое и широкое мерное кружево, которое использовали для украшения беседок, каретных окон, различных элементов одежды, например, манжетов, подола платья или рукавов. Также плелось и штучное кружево: дорожки для декорирования храмов, женские и мужские воротники, невесомые шали.
Пожалуй, это самое часто встречающееся кружево в пошиве одежды антикварным куклам. Так как очень часто используются детские крестильные платья (щедро, или скромно, но обязательно украшенные куружевом валансьен)… Кружево из хлопковой нити. (Информацию о хлопке вынесла, в основном, из описаний лотов на eBay и ЯМ. Очень хотелось бы подтверждени или опровержения от мастеров долго имеющих дело с кружевом валансьен!)

Теперь очередь Брюггского кружева.
Техника данного вида кружева была придумана мастерицами бельгийского города Брюгге в 18 веке на основах фламандского кружева.
В старину кружево служило для украшения одежды и интерьера, и стоимость его была высока. Это связано с тем, что техника создания такого кружева очень сложная. Брюггское кружево плетется на коклюшках. Коклюшки — это деревянные палочки с тонкой шейкой для наматывания нити. Число коклюшек для плетения кружева может доходить до 50 шт.
Характерным отличием именно брюггского коклюшечного кружева является широкой извивающейся как бы тесьмой, из которой и создаётся орнамент. А тоненькие нити создают основу полотна.

Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибаюсь!

Дальше самый загадочный, или загадочные вид/ы кружева: Алансон и Аленкон. Есть у меня подозрение, что это одно и тоже, только в разных транскрипциях (по французки Алансон пишется так — Alençon).
Алансонское кружево — вид классического игольного кружева или шитый иглой гипюр. Производилось в Алансоне (Франция) с середины 17в. до конца 19в. Мелкий растительный узор выполнялся иглой по сетчатому фону правильной формы. В 18в. появилось А.к. с растительным рисунком на тюлевом фоне.
Процесс работы над кружевом алансон начинался так: накалывался узор на плотный бумажный рисунок, далее следовала «трассировка» — линии узора обводили плотной нитью. Потом самые мелкие стежки разрезались, чтобы освободить готовую вещь. Эта «обводка» плотной нитью, по-моему, и является отличительной чертой алансонского кружева.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Кружева. Часть 4. Мальтийское, Бердфордширское, Ретичелла, Баттенбергское

Наткнулась на Бейбиках на серию чудесных постов про кружево.
Перетяну сюда. Спасибо огромное автору, Александре! Оригинал поста здесь.
Часть 1. Шантильи, Валансьен, Брюггское кружево, Алансон (аленкон)
Часть 2. Хонитон, Ирландское кружево, Игольное кружево, Брабантское кружево
Часть 3. Брюссельское кружево, Шиффли, Баттенбергское кружево, Венецианское кружево
Часть 5. Лимерик, Ноттингемское
Часть 6. Клюни, Торчон
Часть 7. Малин, Розалин и Миланское кружево.
В первой части я задавалась вопросом Аленкон и Алансон — одно и тоже? Теперь, по прошествии времени, я уверена, что — да! Просто в транскрипции запутались… Есть Алансонское кружево, по французски Alençon :)

Во второй части я показала несколько разновидностей игольного кружева. Сегодня хочу продолжить.

Мальтийское кружево.
Очень характерное по плетению и легко узнаваемое. Основной мотив — крест, или цветочек с лепестками. В основном орнамент плёлся из шёлковых нитей. Крайне редко встречаются хлопковые изделия. Родина — Мальта.

Бердфордширское кружево BEDFORDSHIRE LACE
Кружево редкое, и менее узнаваемое. По технике и стилистике очень похоже на мальтийское, но явное отличие в вытянутых элементах. Все «как бы листочки» — длинненькие. И плетётся, наоборот, только из хлопка, реже льна. Родина — Англия.


Кружево Ретичелла Reticella lace
Очень интересная техника. Сродни мережке. Как правило, делается на основе с выдернутыми ниточками. Кружево — ажурная вставка. Характерны тонкие геометрчные линии, строгая симметрия. Много треугольных мотивов. Хлопок, лён. Родина — Италия.

В третьем топике я сомневалась насчёт Баттенбергского кружева.
Уточняю: оно является и ленточным, и игольным одновременно. Так как орнамент из лент сшит игольными элементами:

Там же не могла понять — чем же является кружево Шиффли.
Уточняю: Шиффли — кружево, гипюр, и ни что иное! И даже если его нашивают на подложку из сеточки, то он всё рано будет выглядеть так:

Ну, а теперь главный мой вопрос! Вопрос, мучающий меня уже полгода. Что это за кружево?

Ведь это всё явно один и тот же вид кружева. В одной технике… НО!
Кто-то позиционирует его, как Венецианское кружево POINT DE VENICE
А кто-то, как Венское.
В конце третьего кружевного топика я привела много примеров POINT DE VENICE. И это кружево на него ни разу не похоже!
Вот очередной пример: POINT DE VENICE

Может, созвучие Вена — Венеция дало путаницу? Может, это действительно — Венское кружево?
Может кто-то знает наверняка? И сможет окончить мои мученья? Заранее благодарна!

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Кружева. Часть 6. Клюни, Торчон

Продолжаю повествование о коклюшечных кружевах. Сегодня: обещанные Клюни и Торчон, а в качестве бонуса — страницы из каталога кружев за 1913 год.
Итак, кружево Клюни (Cluny)…

Кружево Cluny родом из Франции. Оно появилось в XIX веке в Ле-Пюи (Le Puy) и Миркуре (Mirecourt) в Лотарингии (Lorraine). Название клюни пошло от знаменитого музея древностей в отеле Клюни в Париже. В честь древнего коклюшечного кружева, сохранившегося в этом Музее. Также кружево клюни плели в регионе Мидлэнд, Англия.
Данное кружево имеет определенные особенности: основа создана из плетеных нитей или, так называемой «паутинки», которая соединяет узоры кружева в единую композицию. Сами же узоры конструируются из цельных, прерывистых и скрученных петель. Очень часто (можно сказать это самая характкрная деталь, по которой точно можно узнать французское Клюни) для украшения используются маленькие петельки «пико» по краю мотивов и на бридах.

А вот Английское Клюни:

Узнаёте? Шишечки, как на Ноттингемском кружеве. А вот общий вид более воздушный, и рапорты более «размазаны». Но, повторюсь, Ноттингемское коклюшечное кружево считается разновидностью Клюни.

— кружево Торчон (Torchon)
Английское классическое льняное коклюшечное кружево. Не могу внятно сформулировать его особенностей (наверное, чередование плотных геометрических мотивов и тоненьких ниточек и бридочек). Но на взгляд оно сразу узнаётся. Достаточно посмотреть 3 — 4 кружева Torchon и уже начинаешь чувствовать: «оно — не оно». Мне кажется, после Брюггского оно изо всех иностранных коклюшечных кружев созвучней и ближе нашему Вологодскому.

Помню, как в детстве, когда я увлекалась историческими романами, то и дело в них встречала упоминания алансонского кружева. Короли, наряды, кружевные манжеты. Ах! Так какие же они, эти легендарные кружева?

Начнём с того, что алансонские кружева относятся к шитым, или игольным. Такие кружева делались с помощью иголки и нитки из петельных стежков. Узор наносился на бумагу, затем вшивался контур, а затем уже контуры заполнялись.

И из всех видов шитых кружева алансонское едва ли не самое сложное, и, соответственно, дорогостоящее! Его начали производить в середине XVII века, и благодаря ему французская индустрия шитого кружева вышла на первое место в Европе. Более того, отпадёт нужда в ввозе дорогостоящих заграничных кружев, в частности, венецианских. И то, что начиналось, по сути, как поддержка отечественного производителя, стало славой Франции!

Кружева из Алансона отличались сложным богатым рисунком. Причём узоры разрабатывались на Королевской кружевной мануфактуре, и повторение их запрещалось. Нарушителей могли преследовать в судебном порядке. Фоном служила тонкая сетка; узор создавался из отдельных элементов, а затем соединялся специальным невидимым швом.

Изготовление было очень трудоёмким. Конечно, в разные периоды (а изготовлялись эти кружева сотни лет) процесс слегка менялся, но на один квадратный сантиметр кружева могло уйти до семи часов работы! И не одного человека, а порядка десяти, чья работа строго контролировалась и координировалась. И каждая мастерица годами выполняла одну и ту же операцию, будь то или нанесение узора на пергамент, или вышивка фона, или сшивание фрагментов. Так что в этом деле они достигали совершенства.

Алансонские кружева стали официальным кружевом королевского французского двора, где, кстати, его называли "кружевом зимы". С одной стороны, оно напоминало лёд своей хрупкостью (а также жёсткостью). С другой, при этом блестящем дворе бытовала строгая сезонность. Так вот, алансонские кружева принято было носить именно зимой, а другие сорта, (например, валансьенские) – летом.

Деталь портрета Наполеона Бонапарта на императорском троне, Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1806. (сс) Wikimedia Сommons

Деталь портрета Наполеона Бонапарта на императорском троне, Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1806. (сс) Wikimedia Сommons

Оно пользовалось огромной популярностью у аристократов и очень богатых людей вплоть до Великой Французской революции. Наполеон Бонапарт, опять-таки поддерживая отечественного производителя, тоже постановил носить при дворе алансонские кружева, чем поддержал их популярность. Она продлилась вплоть до середина XIX века! Однако затем и мода сменилась, и ручные кружева стали вытесняться машинными. Однако в истории моды оно оставило очень заметный след!

Читайте также: