Бисероплетение на уроках технологии

Обновлено: 02.05.2024

1. Познакомить с материалами, инструментами и приспособлениями, которые применяются при работе с бисером.

2. Дать сведения о видах бисера.

3. Показать приемы работы с данным материалом (способы бисероплетения, рассмотреть правила техники безопасности при работе с бисером, рассмотреть свойства и особенности лески.

Бисер, проволока, ножницы, презентация, мисочка для бисера.

Ход урока

I.Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте ребята, сегодняшний урок чтения проведу у вас я и зовут меня Анастасия Викторовна.

(Выставка работ)

- С какими трудностями вы встретились в работе? Как их преодолели? Кто помогал?

- Какая работа больше всего вам понравилась? Почему?

III.Самоопределение к деятельности

- Что вы сегодня принесли на урок? (Бисер, проволоку)

- Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься? (Плетением из бисера)

Попробуйте соединить эти два слова в одно. Что у нас получится? (бисероплетение)

-Прочитайте на доске тему урока : (Бисероплетение)

Определение что такое бисероплетение?

Бисероплетения – это создание ручным способом украшений, художественных изделий из бусин и бисера.

- Кто из вас занимается бисероплетением? Какое изделие у вас получилось?

(Ответы детей)

- Чему вы должны научится на уроке? (Плести из бисера изделия)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

- Что такое бисер? (Ответы детей)

Определение что такое бисер?

Бисер – это маленькие декоративные предметы с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Бисерины бусины могут быть размером менее миллиметра и более сантиметра или даже нескольких сантиметров.

Что вы можете сказать о бисере? (Он разный по виду, по размеру и форме)

- С каким бисером вы уже встретились? (Ответы детей)

- Где применяют бисер? (при оформлении одежды, головных уборов, из них делают украшения – серьги, браслеты, ожерелья и т. д.)

- Как появилась стеклянная бусинка? Откуда вы можете об этом узнать? (Из энциклопедии, справочника, интернета, учебника, спросить у взрослых и т. д.

VI.Продолжение работы по теме урока

- Давайте прочитаем со слайда правила работы с бисером.

(Образец изделия)

Для выполнения запасемся терпением.

-Сегодня мы попробуем сделать браслет.

А сейчас приступим к выполнению браслета.

Работать будем по схеме.

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

-Где можно использовать изделие?

(оценивание детей)

- Что нового вы узнали?

-Что такое бисер?

- Что вам особенно запомнилось?

- Какие бывают виды бисера и бисероплетения?

- Что такое бисероплетение? (искусство изготовления украшений из бисера)

-Все ли было понятно?

- Что оказалось интересным?

- Что было для вас трудным?

Прикреплённые файлы:

«Вселенная внутри нас». Конспект урока педагога-психолога с применением арт-технологии "Вселенная внутри нас" Возраст: 5 класс Цели: 1. Снятие психо-эмоционального напряжения; 2. Развитие коммуникативных навыков, навыков.

Конспект урока по технологии «Наряди березку» «Наряди березку» 1. Вступительная беседа. Осень незаметно входит в лес, начинает раскрашивать листья и чем дольше, тем больше. Ярки и привлекательны.

Конспект занятия в подготовительной группе. Бисероплетение «Четыре сезона» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: Бисерное дерево «Четыре сезона» Возраст воспитанников: 6-7лет подготовительная.

Презентация «Мое хобби — бисероплетение» Мое любимое занятие. Я увлекаюсь бисероплетением - это необыкновенно интересно и позволяет отвлечься от домашних хлопот. Изделия из бисера:.

Коллективная работа «Осенняя фантазия». Бисероплетение

Коллективная работа «Осенняя фантазия». Бисероплетение Уже очень длительное время поделки из бисера в моде. Изделия из бисера используются практически во всех областях повседневной жизни: ими.

Конспект урока математики «Умножаем» Здравствуйте ребята, меня зовут. Я рада вас видеть. Урок я хочу начать словами французского философа Руссо: «Вы талантливы, дети! Когда-нибудь.

Конспект урока «Квадратный сантиметр» Здравствуйте ребята, меня зовут. Я рада вас видеть. (1 слайд) Урок я хочу начать словами французского философа Руссо: «Вы талантливы,.

Конспект урока «Ориентирование» 5 класс Научится ориентироваться на местности через совместную деятельность, развивать умения самостоятельно находить нужную информац Технологическая.

Выступление на педсовете «Педагогические технологии в ДОУ. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)» Выступление на педсовете: " Педагогические технологии в ДОУ: ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)." Подготовила воспитатель.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Методическая разработка конспекта занятия

Педагог дополнительного образования

филиала МБУ ДОД ДТ «Ермак» подразделение ст.Мечетинской

Кадр Юлия Николаевна

Раздел программы: рукоделие

Тема урока: Бисероплетение.

Основные техники плетения на проволоке.

Цели урока : познакомить учащихся с историей стеклянной бусинки и вызывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- научить технике выполнения основных способов плетения,

- развить творческое мышление , эстетический вкус ;

воспитывать любовь к одному из самых древних видов искусства – бисероплетению

самостоятельности, аккуратности, ответственности за выполненную работу.

Наглядные пособия : книги по бисероплетению, образцы основных способов плетения, схемы плетения, выставка работ учащихся.

Материалы и инструменты: проволока медная разной толщины, бисер нужных цветов, схемы плетения.

План урока.

1.подготовка рабочего места к работе.

2.проверка материалов и инструментов, необходимых к работе.

Основные техники плетения на проволоке

1.Способ параллельного плетения.

2.Способ петельного плетения

IV . Практическая работа.

1.Вылолнение образцов способом параллельного плетения

а) выполнение листиков по схеме.

2.Выполнение образцов способом петельного плетения

б) выполнение веточки по схеме.

V . Закрепление темы урока.

VI .Подведение итогов урока.

На сегодняшнем, на уроке я познакомлю вас с одним из разделов программы рукоделия - «Бисероплетение»;

- научимся выполнять основные техники плетения на проволоке;

-применять полученные знания для изготовления изделия.

Бисероплетение, чем мы сегодня с вами и займемся, относится к декоративно-прикладному искусству. Бисероплетение сегодня получило широкое распространение благодаря доступности и современному разнообразию бисера, стекляруса, бусин.

Кроме того, бисероплетение открывает поистине неограниченные возможности любителям рукоделия. Особую популярность получили различные украшения из бисера и стекляруса. Никого не оставят равнодушным неповторимые колье, серьги, клипсы, кулоны, браслеты, заколки, выполненные из бисера. История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.

Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

- Что же такое бисер? Прежде всего стекло.

- Ребята не подскажите как появилось стекло, это вы должны знать из уроков истории.

- хорошо, я добавлю.

Легенда гласит: Финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а содой. На утро они в золе нашли слитки прозрачные и очень твердые. Это было стекло. Центрами стеклоделия стали Древний Египет и Сирия, оттуда это искусство перешло в Римскую империю, после развала, которой его унаследовала Византия, а затем Венеция. Стеклоделы были там почитаемым классом, но могли очень просто умереть за разглашение секретов своего мастерства.

Бисер делали так: выдували толстостенные трубки маленького диаметра из окрашенного стекла, разрезали на кусочки. Для придания округлой формы кусочки помещали б цилиндр с раскаленным песком и быстро крутили. В 19 веке были изобретены машины для изготовления бисера, бисер стал дешевле, но грубее. Вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий были "золотым веком" бисера в России. Чего только из бисера не делали: церковные украшения, кошельки чехлы для шкатулок, бисером вышивали платья, украшали головные уборы и даже картины.

- Ребята существуют несколько видов рукоделия на основе бисера: Это – вышивка, ткачество, бисероплетение.

- В последнее время бисероплетение стало популярным видом рукоделия. Бисер используется не только в одежде и аксессуаров, но и в дизайне интерьера.

- Итак, ребята что же такое бисер? Это круглые стеклянные шарики с отверстием по центру разных размеров. Многообразие форм, расцветок и материалов, из которых изготовляют бисер, представляет массу идей для творчества.

- бисер бывает: прозрачным, матовым, с окрашенной серединой, радужный.

-форма бисера различна – это круглые, овальные и гранёные бусинки, короткие трубочки (рубка), длинные трубочки (стеклярус).

- бисер квалифицируется по размерам, которые нумеруются, самые крупные - №10 и самый мелкий - №3, но для работы мы берём №8.

- и ещё один материал необходимый при работе бисероплетения: это проволока.

Самая распространенная, а также самая податливая в работе – медная проволока диаметром от 0,3 до 0,5 мм.

Для изготовления основных элементов цветов нужно использовать проволоку 0,3 мм

Проволоку диаметром 2-3мм используют для формирования ствола дерева, цветка.

Основные правила работы с проволокой:

- следите, чтобы на проволоке не образовывались узелки и порожки, через которые трудно нанизывать бисер и изделие будет выглядеть неаккуратно.

- во время низания начатая работа находится в левой руке, проволоку держат в правой,

- старайтесь нанизывать бисеринки так, чтобы они плотно прилегали друг к другу,

- нельзя слишком затягивать – изделие станет волнистым, начнёт морщинить.

1.Проверка готовности к уроку рабочего места.

Итак, материал для работы мы приготовили, теперь, ребята самое главное и интересное, будем выполнять технику плетения. На сегодняшнем уроке я познакомлю вас с двумя техниками плетения на проволоке, освоив эти две основные техники, вы сможете овладеть мастерством исполнения цветочных композиций.

-Но прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши руки к работе

И проведём небольшую физминутку.

- разогреваем ладони, открываем каналы для работы.

- хорошо ручки мы приготовили, теперь приступим к работе.

- ребята вы обратили внимание, что у вас на столе лежат карточки – схемы поэтапного выполнения способов плетения.

- сейчас я буду показывать, как выполняется техника параллельного плетения, внимательно за мной следите и повторяйте.

III . Основные способы плетения.

Способ параллельного плетения

1. Берём проволоку, набираем на неё бисеринки 1-ого и 2-ого ряда, в общем счёте 3 бисерины. Потом, как бисеринки будут нанизаны на проволоку, берём один конец проволоки и пропускаем его через 2 бисеринки, на встречу другому. Во время плетения, концы проволоки надо направлять друг на друга. После того как пропустили через бисеринки , берём проволочки с обеих сторон и затягиваем. Концы проволоки должны быть примерно одинаковой длинны .

Поле того как затянули, берём один конец проволоки и нанизываем на него 4 бисеринки. Так же пропускаем другой конец проволоки, через эти 4 бисеринки и далее затягиваем.

Продолжаем по аналогичной схеме столько рядов, сколько вам надо. Когда будит, выполнен последний ряд изделия, концы проволоки крепко скручиваем, это делается для того, что бы изделие не рассыпалось.

В параллельной технике плетения бисером можно сплести разные листики.

Овальный лист параллельной техникой плетения

Зубчатый лист параллельной технике

http://izbiserka.ru/wp-content/uploads/TexPletehie/ParalPletenie/5.jpg

Остроконечный лист

http://izbiserka.ru/wp-content/uploads/TexPletehie/ParalPletenie/6.jpg

2.Способ петельного плетения.

Способ прост, но позволяет выполнить мно жество разнообразных изделий. Он хорош еще и тем, что для работы пригодится некондицион ный, отбракованный ранее бисер. На проволока выбранной длины нанизать необходимое количество бисера и зафиксировать петлю. Далее продолжаем делать такие петли на обеих концах проволоки. Петельной техникой плетения очень удобно плести веточки деревьев.

http://4.bp.blogspot.com/-U93WEA6nsvo/UNolqMU2yiI/AAAAAAAAAec/1Xav4F6b1Pw/s320/petel4.jpg
http://3.bp.blogspot.com/-iPwCUxIcjrk/UNofPFHNHrI/AAAAAAAAAdk/9oR0lMvtaSo/s320/petel1.jpg

http://2.bp.blogspot.com/-bmhOljOcv8Y/UNtvSaIozaI/AAAAAAAAAfk/uXdjJccNFzs/s200/perlenhobby+Bertram+Zapf+Raumschmuck+aus+Stickperlen.jpg

Физкультминутка

Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность нашим глазкам отдохнуть.

Отдохнули? Продолжим работу.

IV .Практическая работа.

1.Вылолнение образцов способом параллельного плетения

а) последовательность выполнение листиков по схеме.

- выполнение 1-го и 2-го ряда.


2.Выполнение образцов способом петельного плетении б)выполнение веточки по схеме.

Закрепление темы урока.

-Молодцы ребята, вам нравится ваше изделие?

Давайте вспомним, чему мы научились на сегодняшнем уроке.

Какие материалы мы использовали на уроке?

С какой техникой плетения мы познакомились?

Расскажите последовательность выполнения листочка параллельным способом низания.

Какие изделия можно выполнить этим способом?

VI .Подведение итогов урока.

- урок наш завершается, давайте посмотрим, что у вас получилось.

- освоили вы эти техники плетения.

- надеюсь, что я вас увлекла этим видом рукоделия и вы сможете завершить эту работу и самостоятельно изготовить цветок или дерево.

- мне понравилось с вами работать.

- урок окончен, можете быть свободны.

Анализ урока.

Сегодняшний урок в системе уроков по теме (разделу) бисероплетение

Его цель – вызвать интерес к декоративно – прикладному искусству, выполнение основных способов плетения, к обучающим задачам урока я отнесла научить техники выполнения основных способов плетении, к воспитательным – воспитание художественного вкуса, терпения, аккуратности, урок был также призван способствовать развитию у учащихся творческих способностей, самостоятельности. Содержание урока соответствовало поставленной цели.

Мне было легко вести урок, ученики быстро включались в работу. На уроке присутствовал наглядный материал, что помогло детям в работе.

В целом урок можно считать достигнута, считаю ребята усвоили технику плетения и полученные знания могут применить на практике

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Бисероплетение на проволоке.

Цели и задачи урока

Учащиеся должны уметь самостоятельно выполнять изделие в технике бисероплетение на проволоке .

Развивать творческие способности .

Воспитывать эстетический вкус.

Урок формирования новых знаний и умений.

На уроке необходимо:

бисер зелёного цвета (несколько оттенков предварительно смешаем),

проволока , нитки коричневого или зеленого цвета,

малярный скотч , алебастр , клей пва, цветные камешки , стёклышки (или любые другие декоративные элементы), горшок .

Проверка готовности к уроку.

Повторение пройденного материала

Заполнить пробелы в тексте

«Виды декоративно-прикладного искусства »

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro —_________)

— раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

Виды декоративно- прикладного искусства классифицируются :

по материалу ( ___________________________________),

по технике выполнения (___________________________________),

по функциональным признакам использования предмета (__________________________________________)

Важной составляющей декоративно-прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий. Основными промыслами Казахстана являются ___________________________

Объяснение нового материала

История бисера

В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африки природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».

Так, почти 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.

Из бисера можно выполнить изделия различных видов. Это ожерелья, колье, браслеты, которые могут порадовать любую модницу. А также служить отличным подарком для близких людей. Сувениры, украшения для дома, Оплетеные бисером предметы, бисерные деревья и цветы поражают своей красотой и декоративностью. Бисероплетение требует большого терпения и усидчивости, сосредоточенности и аккуратности .Работа с бисером довольно долгая, кропотливая, но результат получается потрясающей красоты!

Основные этапы работы с бисером:

Разработать эскиз изделия

Выбрать технику плетения

Составить схемы изделия и его элементов

Подобрать цветовую гамму бисера

Техника безопасности при работе с бисером, ножницами.

Работать с бисером нужно на подготовленной ворсовой салфетке или ткани. При пользовании ножницами будьте максимально внимательны и
дисциплинированы. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя.
При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу. По окончании работы бисер, проволоку, ножницы убрать в коробку.

Виды работ из бисера:

Бисерное ткачество (на станке и ручное)

Плетение на проволоке (игрушки, растительные формы)

Плетение из бисера на проволоке.

Существует три способа плетения на проволоке. (см схемы1.2.3)

Способ 1 чаще всего применяется при выполнении фигурок- сувениров из бисера

C:\Users\komp101\Desktop\л.jpg

.

Способ 2 применяется при изображении веток ели, рябины, папоротника.

C:\Users\komp101\Desktop\деа.jpg

Рассмотрим более подробно способ 3 . Он является наиболее простым в исполнении и позволяет получить красивое изделие.

C:\Users\komp101\Desktop\ллрзпщп.jpg


1. Нарежьте 200 кусков проволоки по 40см. Нанижите на каждую проволоку бисер и сделайте 5 петелек по 5-6 бисеринок в каждой. Проволоку скрутите.

2. Постепенно начинаем сборку бисерного дерева своими руками . Из сделанных пучков соедините маленькие веточки по 4-5 пучков, обмотайте их ниткой коричневого или зеленого цвета.

3. На втором этапе из маленьких веточек дерева из бисера и проволоки своими руками нужно собрать средние. В каждой такой веточке будет по от 2 до 4 маленьких веток .

4. Теперь из средних веток будем делать ветки побольше. В них опять будет от 2-х до 4-х таких (средних) веток .

5. Теперь сделаем большие ветки . Они состоят из 2-х - 3-х предыдущих.

6. Чтобы дерево из проволоки и бисера выглядело правдоподобно, нужно большие ветки утолщать. Для этого с помощью скотча будем их утолщать к низу. Сверху на скотч намотаем нитку .

7. Осталось окончательно собрать дерево из бисера своими руками . Возьмите центральную ветку и, прикладывая к ней ветки , выберите нужную. Так по очереди примотайте остальные ветки . Не забывайте утолщать ствол с помощью малярного скотча ! Дерево из бисера готово! Осталось его "посадить" в горшок .

8. Можно посадить бисерные деревья в горшки следующим способом: алебастр развести водой, залить в горшок . Ставим дерево из бисера , даем алебастру высохнуть. Потом можно украсить "грунт", приклеив на высохший алебастр цветные камешки или стёклышки, используя прозрачный клей пва .

Практическая деятельность учащихся

Выполнение эскиза декоративной работы.

Повторение правил техники безопасности.

Выполнение дерева из бисера на проволоке (по схеме 3).

Те, кто узнал что-то новое для себя,

наклеивают красную бусинку

Те, кому понравилась эта техника, и кто хочет развиваться в технике бисероплетения, наклеивают желтую бусинку.

Те, кому данная техника показалась очень сложной, наклеивают синюю бусинку.

Таким образом, мы получим «ожерелье».

Используемая литература и ресурсы

Аполозова Л. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 1997.

Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 1999.

Евстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, бисера, раковин, перьев. – М.: Культура и традиции, 1997.

Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001

Работа знакомит с возникновением, распространением и видами техники бисероплетения.

Бисероплетение – это не только хобби, но и один из видов искусства, достойный восхищения. Данный материал по бисероплетению используется как на уроках технологии, так и во внеклассной деятельности.

ВложениеРазмер
biseropletenie.docx 134.24 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СШ №2 п.Селижарово

I межшкольная научно-практическая конференция

младших школьников «Первые шаги в науку»

Выполнили: Ложникова Татьяна

обучающиеся 4 «в» класса

Руководитель: Барсукова Н.В.

2.1. История бисера

2.2. . Способы производства бисера.

2.4. Техники плетения

4. Список использованных источников и литературы.

Мы очень любим делать разные поделки своими руками.

На работу с бисером меня, Ложникову Татьяну, вдохновила книга «Цветы, букеты и композиции из бисера». Её подарила мне мама. Сначала я плела цветы из бисера. Потом пришла мысль: « А можно ли делать что-то ещё из бисера?» На осенних каникулах я была у бабушки, которая передала мне подарок от моей крёстной. Это была икона, которую нужно было вышивать бисером. Меня очень заинтересовала эта работа . Я сразу же стала вышивать икону. Это очень увлекательное занятие.

Почему мне, Рощиной Анне, нравится работать бисером? Однажды мы с мамой пошли в гости. Моя подруга Даша плела из бисера. Мне очень понравились её работы. Она и научила меня бисероплетению. Теперь у меня получаются весёлые животные, цветы, фенечки.

Но еще нам стало интересно не только плести игрушки, вышивать, но и узнать больше о бисере.

-Исследовать возникновение, распространение и виды техники бисероплетения.

Для этого мы поставила перед собой следующие задачи:

- узнать, как появился бисер, какая у него история;

- выяснить, как делают бисер;

- исследовать какие виды бисера существуют;

- рассмотреть различные техники плетения, вышивания.

Гипотеза: бисероплетение – это не только хобби, но и один из видов искусства, достойный восхищения.

Актуальность: распространенное хобби среди детей; использование не только в детских поделках, но и в мире высокой моды, каждая вещь выполняется в ручную, что повышает ее ценность.

Объект исследования: бисер .

Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов: ягод, семян растений, раковин и камешков, нанизывая их на конский волос или травинку.

Со временем их заменили драгоценные камни, а с возникновением стекла – бисер.

Оказывается, стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда.

Однажды финикийские купцы везли из Африки груз природной соды. На ночлег они остановились на песчаном берегу и стали готовить пищу на костре, обложив его не камнями, а кусками соды. Поутру, разгребая золу, они нашли слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло.

И очень скоро появились стеклянные бусы, которые становились всё мельче и мельче – так появился бисер.

Происходит его название от арабского слова «бусра» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг».

Бисер находят во всем мире и во всех культурах. Были времена, когда бисер использовали не только для изготовления украшений, но и как средство платежа.

Украшения из бисера присутствуют в Национальном костюме многих народов.

Древние египтяне первыми научились изготавливать бисер, низать из него ожерелья, браслеты, бисерные сетки на платья.

В Европе до конца 17 века стекло и бисер делали только в Венецианской республике.
Веками здесь тщательно охраняли секреты стекольного производства, за попытки мастеров продать их к смертной казни могли приговорить не только самого мастера, но и его ближайших родственников.

Но, несмотря на это, уже с конца XIII в. во многих городах Италии возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами — перебежчиками. В XV в. такие мастерские появляются в Германии и во Франции.
Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране. У же в 9 в. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, украшений, но, несмотря на это, бисер в Россию привозился из-за границы. В России применялся бисер и стеклярус для отделки праздничного народного костюма: нашивали узорную домотканую тесьму с бисером, бисером расшивали подолы, пояса заканчивались бисерными кистями. С конца 18 века в народной одежде, и особенно, в головных уборах начинает присутствовать бисер , в этот период возникло название " бисерник " – так называли девичьи головные повязки. Девушки также надевали ожерелья, в косы вплетали бисерные кисти и ленты, вышитые бисером. Женщины носили головные уборы, тоже унизанные бисером, с бисерными сетками на лбу и на затылке. Головной убор считался главным, завершающим предметом всего женского наряда, поэтому на него обращали особое внимание, при его изготовлении не жалели ни сил, ни материальных затрат.

Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI в. началось возрождение стеклоделия. Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I. Первую фабрику по производству бисера в России открыл М.В.Ломоносов в 1754 году.

С начала 20 века бисер прочно утвердился в мире моды. Бисером и стеклярусом украшали платья, накидки, сумочки.
И сейчас, уже в 21 веке, женщинам по-прежнему хочется оставаться красивыми и изысканными. Поэтому современные мастерицы при помощи своих умелых рук и неисчерпаемой фантазии создают новые произведения бисерного искусства.

Способы производства бисера.

Существовало несколько способов производства бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания. В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины — тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста». Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов.

Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.

Вот, например, на картине Джона Сингера «Венецианские стекольщики», как считают исследователи, изображен процесс нарезания вручную стеклянных трубочек, белых и бледно-голубых.

С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии .

Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной. После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности, вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь — заплыть отверстиям. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании. Таким способом изготовляли и стеклярус.

Существует классификация бисера по размеру. Обычно популярные номера бисера колеблются от 6/0 до 15/0. Цифры обозначают число бисеринок, которые помещаются, если их расположить цепочкой в длину, равную одному дюйму, как это показано на рисунке. (1 дюйм = 2.54 см) [1] . Также бисер бывает стеклянный, металлический, пластмассовый, керамический. Самый распространенный стеклянный.

- цилиндрическим - это рубка и стеклярус,

- бисер со смещенным отверстием - каплевидный,

- японский бисер бывает ещё треугольный, кубический и шестиугольный.

Ну, и конечно он бывает прозрачный и непрозрачный, различных цветов и оттенков, с различным напылением сверху и внутри.

Существует очень многое количество техник плетения. Можно плести и на леске, на одной проволоке или несколько. Поэтому мы расскажем только о тех, которые использовали в своих работах.

Метод параллельного низания заключается в том, что сквозь бусинки, нанизанные на один конец нити или проволоки, пропускают второй конец навстречу первому. Таким образом, параллельное низание выполняется двумя рабочими концами навстречу друг к другу. Бисерные ряды при этом методе располагаются параллельно. Этим способом, используя тонкую проволоку, изготавливают плоские или объемные цветы, листья, фигурки животных, интересные украшения сложной формы.

Метод низание петлями чаще всего используют для изготовления цветов, веточек, деревьев. Изготавливаются такие детали довольно легко: делаете из проволоки с бисером петельку необходимого размера. Затем на одном из концов проволоки делаете еще одну петельку, и так до тех пор, пока не достигнете желаемой пышности детали:

Игольчатая техника может быть использована для изготовления тычинок, лепестков цветов (таких как хризантема, астра, маргаритка), а также для иголок сосны, ели и др.

В настоящее время вышивка бисером переживает свой очередной расцвет. Техника вышивки бисером очень проста. Очень много бисерной вышивки появляется на одежде, сумках, в деталях интерьера. Разве не прекрасно надеть блузку, вышитую собственными руками, или подарить кому-нибудь из близких бисерное панно?

Материалы для вышивки бисером.

Канва - это специальная ткань, на которой хорошо заметны клеточки, образованные переплетением нитей. Чтобы натяжение канвы было лучше, промажьте ее насыщенным сахарным сиропом. Его приготовляют так: в стакан горячей воды сыплют сахар до тех пор, пока он не перестанет растворяться. Затем канву расстилают на гладкой поверхности, смачивают сиропом и высушивают. При вышивании лучше использовать пяльца.

Нитки для вышивки бисером.

Для вышивки бисером нужны тонкие и прочные нитки. Такие нитки называются лен-лавсан № 33 или № 50. Подходят также хлопок-лавсан или капрон. Вышивают такими нитками в два сложения.
Цвет нитки определяется цветом канвы. Нитка должна быть белой, даже если бисер черный, а канва белая.

Бисер для вышивки.

Покупать бисер лучше в специализированных магазинах. Бисер бывает разный по величине. Постарайтесь подобрать бисер так, чтобы его размер был немного меньше размера клетки канвы. Хорошо, если бисер, который вы подберете, будет одного вида. Тогда вышивка выглядит четче .

Заключение.
История бисероплетения очень интересна. Мы рассказали о ней родным, своим подругам. Познакомили их с различными схемами, методами плетения, показали и подарили им свои работы.

Мы многому научились, многое узнали. Освоили замечательное рукоделие, которое получило в наших руках новую жизнь, стало по – настоящему современным.
Гипотеза подтвердилась полностью. Изготовление украшений и игрушек выгодно, красиво, приносит радость, поднимает настроение. Милая безделушка, выполненная с фантазией нашими умелыми руками, - чем не чудесный подарок друзьям или родственникам? Как говорится, дешево и сердито, а главное – несложно. Мы сделала много разных предметов из бисера, и нам очень нравится заниматься бисером.

Перспектива дальнейшей деятельности : в будущем мы не только продолжим заниматься своим новым увлечением, но и планируем научиться плести украшения и делать игрушки и сувениры в других техниках бисероплетения. Нам хотелось бы не только самим делать красивые вещи, но и научить бисероплетению своих друзей.

А. Петрунькина «Фенечки из бисера». Санкт-Петербург «Кристалл». 1998.

  1. Л. В. Базулина, И. В. Новикова «Бисер». Ярославль: Академия развития. 2007.
  2. Л. А. Романова «Магия бисера». Ростов-на-Дону: Феникс. 2005.
  3. Н. В. Белов «Фигурки из бисера». Минск: «Харвест». 2007.

5.А.Магина «Цветы, букеты и композиции из бисера».Санкт-Петербург «Нева» 2008


На уроке рассказывается про виды бисера, какие инструменты нужны при работе с бисером. В конце урока предлагается изготовить два вида браслета.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Бисероплетение"

Здравствуйте, мальчики и девочки!

Мы с вами продолжаем наше путешествие.

Сегодня на занятии мы будем говорить о бисере и о том, какие изделия из него можно сделать.

Бисер, или бусина – это маленькие декоративные предметы с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.

Бисероплетение – это создание украшений и художественных изделий, в основу которых входит бисер или бусины.

Бисерины могут быть разного размера. Чаще всего бисер делают из пластика, стекла, камня. Но встречается бисер и из других материалов. Наши предки использовали бусины не только как украшение, но и как тотемный предмет или религиозный. Делали бусины из самых разных материалов: камней, семян, ракушек, стручков, орехов, когтей, костей, глины, перьев и так далее.

Родиной бисера считается Древний Египет. Сначала египтяне научились создавать стекло, а затем бусины. Такими бисеринами украшали одеяния фараонов, платья и делали ожерелья. Вскоре бисер стали использовать и в других странах.

Какие же инструменты могут понадобиться при работе с бисером?

Обязательно понадобится тонкая игла.

Нанизывать бисерины можно на обычные швейные нитки, леску, капроновую нить или тонкую проволоку. Конечно, лучше всего приобрести специальную леску для бисероплетения, так как она тонкая, прочная и влагоустойчивая. Такая леска имеет прозрачную основу, что делает её незаметной в готовом изделии, также леска не расслаивается.

Также может понадобиться фурнитура. Фурнитура – это вспомогательные детали, необходимые для изготовления какого-то цельного предмета. Например, пуговица, пряжка, молния и так далее. В бисероплетении чаще всего требуются застёжки. Они бывают разными: карабины, тогл, коробчатые замки, круглые пружинные замки и так далее.

Ну и, конечно, не обойтись без самых обыкновенных ножниц, чтобы отрезать отмеренный линейкой кусочек лески или нити.

Чтобы бисерины не рассыпались по столу, используют салфетку, на которую высыпают бисер.

Также мастера используют для бисерного ткачества станки, чтобы изготовить сложные композиции из бисера.

Рассмотрим несколько видов бисера.

Стеклярус. Выглядит как трубочки из цветного стекла. Бывает разных размеров и цветов. Чаще всего у стекляруса острые края, поэтому при работе с ним необходимо использовать прочные нити, а по краям стекляруса можно помещать бисерину.

«Хамелеон». Этот бисер из цветного прозрачного стекла, поверхность отверстий которого покрыта краской, отличающейся по цвету от стекла. Такой бисер «играет» в изделии и может менять цвет в зависимости от освещения.

Парчовый. Это прозрачный бисер, поверхность отверстия которого покрыта блестящей краской.

Прозрачный натуральный. Бисер из прозрачного стекла без покрытия.

Металлический бисер. Это стеклянный бисер с покрытием «под металл» разных цветов. Но такое покрытие непрочное и при работе или в процессе носки стирается.

Фарфаль. Необычная форма этого бисера похожа на фасолина или бабочку с приплюснутой серединкой и округлыми краями.

Дропс или магамата. Данный бисер имеет каплевидную форму со смещённым отверстием. Такой бисер очень красиво смотрится, если использовать его в отделке краёв броши.

Лонг магамата. Это бисер в виде длинной капельки, его форма похожа на лепесток.

Бисер – уникальный материал. Из него можно сделать много разных красивых украшений: колье и ожерелья, браслеты на руку и ногу, серьги, цветы и деревья и многое другое.

Сегодня мы с вами сделаем два браслета: «Цветочки» и «Подковки».

Давайте вспомним правила безопасной работы со швейной иглой.

· Храните иглу всегда в игольнице.

· Не оставляйте иглу на рабочем месте без нитки.

· Передавайте иглу только в игольнице и с ниткой.

· Не берите иглу в рот и не играйте с ней.

· Не работайте с ржавой иглой или булавкой. Они плохо проходят в ткань, оставляют пятна и могут даже сломаться.

· Не втыкайте иглу в одежду.

· До и после работы обязательно проверьте количество игл и булавок.

При работе с бисером помните:

· Нельзя брать бисер в рот

· Ни в коем случае не кидаться бисером.

· А если всё же рассыпали бисер на пол, сразу возьмите веник и совок и аккуратно всё уберите.

Начнём работу с бисером с браслета «Цветочки».

Берём нить или леску длиной не менее 80 см, на конце которой закрепляем первую часть замочка.

Нанизываем на нить 3 бисерины: зелёную, красную и снова зелёную.

Ребята, вы можете выбрать любые цвета.

Проденьте иглу с нитью через первую и вторую бисерины в том же направлении, в каком через неё проходила игла в первый раз. Должен получится треугольник.

Нанизываем 5 красных бусинок. Продеваем иглу через красную бусинку треугольника в том же направлении, чтобы получилось красное колечко. Нанизываем жёлтую бусинку и продеваем иглу через противоположную бусинку колечка. Вот и получился первый красный цветочек с жёлтой серединкой.

Нанизываем на нить синюю и зелёную бусины. Выполняем треугольник: продеваем иглу через ближайшую бусину цветочка в том же направлении, что и в предыдущий раз, и через первую бусинку из только что набранной пары в том же направлении.

Нанизываем 5 синих бусинок. Продеваем иглу через синюю бусинку треугольника в том же направлении. Должно получится синее колечко. Нанизываем оранжевую бусинку и продеваем иглу через противоположную бусинку колечка. Синий цветочек готов.

Выполните треугольник с жёлтой и зелёной бусинкой и так далее, чередуя треугольники и разноцветные цветочки.

Когда браслет будет нужной длины, закрепите на конце вторую часть замочка.

И так продолжаем до тех пор, пока не получится браслет нужной длины.


Теперь приступим к изготовлению браслета «Подковки».

Берём нить или леску длиной 80 см. Закрепляем первую часть замочка посередине нити. Продеваем каждый конец нити в отдельную иглу. На первый конец нити продеваем голубую бусинку и продеваем через неё второй конец нити навстречу первому. На первый конец нити нанизываем 2 голубые, 2 серебристые и 1 синюю бусинки. На второй конец также нанизываем 2 голубые и 2 серебристые бусинки. Продеваем второй конец нити через синюю бусинку навстречу первому.

На первый конец нити нанизываем 2 синие, 2 серебристые и 1 голубую бусинки. На второй конец также нанизываем 2 синие и 2 серебристые бусинки. Продеваем второй конец нити через голубую бусинку навстречу первому.

Чередуя звенья по цвету, нанизываем примерно от 12 до 15 см цепочки.

Нанизываем на оба конца нити бусинку и закрепляем вторую часть замочка.

Нити, которые остались, необходимо аккуратно срезать.


Ну что же. ребята, на этом наше занятие закончено. Полученные браслеты можете подарить вашим мамам и бабушкам. Им обязательно понравится такой подарок. А я прощаюсь с вами. До новых встреч.

Читайте также: