Дамасское плетение в вязании

Обновлено: 25.04.2024

Я закончила вязать новую майку ПОРТВЕЙН. В процессе вязания записывала "путевые заметки", что оказалось неожиданной находкой или над чем пришлось подумать.

Почему мне не удается связать одно изделие а неделю? Именно потому, что кроме экспериментов приходится записывать видео про эксперименты.

Но я делюсь ими, чтобы новички не думали. что изделие рождается на бумаге и потом сразу воплощается без изменений.

Вязание в два цвета, Жаккард или Полоски?

Две нитки, разный цвет в изделии

Разметка для вязания узора

Платинг- хитрый прием

Платинг похож на бриошь

Хитрое вязание без вытачек


Мы не перестаем открывать для вас необычные способы рукоделия. И в этот раз мы расскажем про загадочное устройство — лум, с помощью которого может получиться множество необычных вязаных и плетеных вещей. Как получить тончайшее солнечное кружево с помощью острых гвоздей, а также связать несколько рядов на этом хитром устройстве, мы расскажем прямо сейчас!


Что такое лум?

Лум — это специальное устройство для плетения (вязания) узоров тенерифе и не только. Выглядит он как пластина с зубчиками, на которые надеваются (нанизываются) нити или пряжа.

Выглядеть лум может по-разному.
Однако принцип работы один и тот же: с помощью специальных схем на луме вяжутся отдельные детали, а после для готового изделия они соединяются крючком. Вяжется или плетется узор путем наматывания нитей на зубчики. Шаблоны для узора могут быть квадратной или круглой формы, от этого зависит и форма узора.

Интерес читателей к технике интарсия вдохновил меня поделиться собранной информацией о другой интересной технике вязания с большим потенциалом — речь пойдет о частичном вязании (другие названия — поворотное вязание или вязание укороченными/удлиненными рядами).

Частичное вязание может быть многоцветным, однотонным, использовать один узор или комбинироваться из нескольких — возможности работы в этой технике ограничит только ваша фантазия.

Приемы частичного вязания используются в таких обособленных техниках вязания как свинг, радиальное и диагональное (косое) вязание. Постараюсь дать краткий обзор каждой.

Частичное вязание подразумевает провязывание не всех петель в каждом ряду, а их части — с прибавлением петель или с убавлением петель. При этом «укороченные ряды» — это постепенный вывод петель из вязания, а «удлиненные ряды» — постепенный ввод петель в вязание.

Секреты мастерства, или как сделать, чтобы переходы в укороченных рядах были ровными и без дырочек:

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 1

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 2

Также при частичном вязании может возникнуть необходимость подбора дополнительных петель в полотно. Если нужно подобрать одну петлю — необходимо просто провязать дополнительную петлю из нижнего ряда (чтобы в полотне не было дырочек). При необходимости подбора большего количества петель предлагаю воспользоваться следующей подсказкой:

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 3

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 4

Здесь очень хочется поделиться находкой — просто гениальная авторская модель от мастерицы Belka. Порадовал креативный подход, за основу автор взяла обычный срез дерева. Еще одно доказательство того, что все самое гениальное создано Природой!

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 5

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 6

Примеры других работ добавлю позже, а сейчас хочу кратко описать суть техник свинг, радиальное и диагональное (косое) вязание.

Техника «cвинг» (swing knitting или swing strikeing) — относительно новая, ее автором считается немка Gabriele Kluge.

Свинг (англ. swing — покачивание) — джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается. Забавно, что вся терминология, описывающая технику свинг, — музыкальная.

Суть данной техники в том, что каждый цветной участок вяжется отдельно и ввязывается в общее полотно без швов. Это достигается за счет того, что каждый сегмент выполняется обратно-поворотными рядами.

Техника вязания свинг состоит из двух основных элементов: строф и пауз.

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 7

Строфы — это участки работы, связанные укороченными рядами. Строфы выполняются платочным вязанием пряжей одного цвета.

Паузы — это ряды, которые идут вдоль всей работы, визуально отделяя строфы одну от другой. Паузы выполняются лицевой гладью пряжей другого цвета.

Основу строфы составляет укороченный ряд с определенной длиной мелодии. Длина мелодии — количество петель, заданное в описании.

Строфа состоит из тактов. Каждый такт представляет из себя двойной ряд (то есть состоит из двух рядов>, в котором укороченный ряд сдвигается на определенное количество петель. Ритм мелодии указывает, какой такт необходимо связать. На Ярмарке Мастеров есть более подробный мастер-класс на эту тему.

Здесь хотелось бы поделиться вязанными картинами самой Gabriele — ну очень красиво!

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 8

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 9

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 10

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 11

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 12

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 13

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 14

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 15

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 16

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 17

Радиальное вязание — вид частичного вязания, выполняемый по радиусу воображаемого круга с помощью все тех же укороченных и удлиненных рядов.

Особенность радиального вязания в том, что один край связанного полотна расширяется больше, а другой — меньше, они никогда не выравниваются по длине в процессе работы. Хотя само название «радиальное» не получило широкого распространения в обиходе.

Схематически процесс работы выглядит приблизительно так, хотя далеко не всегда результатом вязания является действительно законченный круг:

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 18

Примеры работ в такой технике:

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 19

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 20

Вязание по диагонали («косое вязание» или «вязание от угла») получается, когда вязание начинается с набора всего трех петель, в дальнейшем равномерно расширяя, а затем и сужая вязаное полотно при помощи прибавлений и убавлений петель по краям.

Вязание по диагонали («косое вязание», «вязание от угла») — работа очень простая, но в то же время достаточно кропотливая. Она состоит из нескольких этапов:

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 21

Мне очень симпатичны работы, выполненные в технике диагонального вязания. Примеры:

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 22

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 23

Подборка работ различной сложности, выполненных в описанных выше техниках, собрана на просторах интернета.

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 24

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 25

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 26

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 27

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 28

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 29

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 30

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 31

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 32

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 33

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 34

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 35

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 36

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 37

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 38

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 39

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 40

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 41

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 42

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 43

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 44

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 45

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 46

Забавная модель от Heidrun Liegmann:

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 47

И напоследок в качестве конфетки — интереснейшая идея от Ute Nawratil. Уверена, никого не оставит равнодушным!

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 48

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 49

Частичное вязание — техника неограниченных возможностей, фото № 50

Техника частичного вязания открывает обширные горизонты для творчества. Приятного и креативного процесса!

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые 9 и 10 веками нашей эры.

Вязаные носки, найденные в коптских гробницах, датируются 4 — 5 вв., самые древние (3 в., эпоха Прато-Наско) вязаные вещи Нового света обнаружены в Перу. Высокое качество исполнения вещей из могил коптов позволяет считать, что техника вязания была известна гораздо раньше. В 1867 году Уильям Фелкин выдвинул гипотезу, что вязание было известно ещё во времена Троянской войны. Согласно Фелкину, убор, который героиня «Одиссеи» Пенелопа распускала каждую ночь, на самом деле не ткался, а вязался, так как только в последнем случае распущенная нить не деформируется, а сам процесс требует немного времени. То, что в «Одиссее» используется термин «тканье» Фелкин объяснял неточностью перевода и ошибками переписчиков. Изображения на древнегреческих вазах пленных троянцев в узких, облегающих штанах, дают основания некоторым исследователям утверждать, что грекам было известно вязание. Возможно, что изображённый в Келлской книге пророк Даниил облачён в узкие штаны, связанные аранскимузором.

В Скандинавии в эпоху викингов практиковалась техника, названная в России в конце 20 века вязание иглой. Более трудоёмкий вид создания полотна деревянной или костяной иглой, которое в отличие от трикотажного, связанного крючком или спицами, невозможно распустить, потянув за кончик нити. Эта техника сохранялась на Русском Севере до начала 20 века под исконным названием — «копанье». Археологические находки фрагментов вещей, выполненных в этой технике из Англии (Коппергейт), Финляндии (Кокомаки), Германии (Маммен), Норвегии (Осло), России (Новгород) датируются 10—11 веками. Способов «вязания» иглой насчитывается около тридцати. При раскопках найдены лишь небольшие вещи, выполненные в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки). Учёные объясняют это обстоятельство тем, что вязание иглой — процесс довольно медленный, большие изделия выглядят не так выигрышно, как тканые, а рабочая нить бралась довольно короткая, и приходилось делать много соединений, что уменьшало прочность полотна. Традиция вязания иглой сохранялась в местностях с суровым климатом вплоть до конца 20 века.

В центральной и южной Европе история возникновения вязания датируется 13 веком. В гробницах принцев из рода де ла Серда в аббатстве Санта-Мария-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас обнаружены вязаные из шелковых нитей перчатки и наволочки. Причём плотность вязаного полотна наволочек сравнима с плотностью современного трикотажа машинной вязки — около двадцати петель на дюйм.

В 16 веке в Испании было широко распространено вязание чулок, тогда же пришла мода на вязаные перчатки. Первая гильдия, объединяющая вязальщиков, была создана в Париже в 1527 году. Вязальная машина для изготовления чулок была изобретена в Англии священником Уильямом Ли в 1589 году.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз — Золотой крючок — ему вручала лично Эсте Лаудер.

Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли «гулять по Европе», а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене.

В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление — только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения.

Дамасские ткани


Постельное белье из дамаста, камчатная скатерть когда-то служили дорогими подарками, привозимыми из дальних странствий. Родиной этого материала является сирийский Дамаск — город, уже тогда известный своей высокой культурой и цивилизацией. Сегодня, что такое камка и дамаст, уже мало кто знает. В этой статье вы узнаете все о дамасских тканях.

Дамасские ткани — история

Древний сирийский город Дамаск славился не только самой прочной дамасской сталью: здесь не одно тысячелетие производили также удивительной красоты и прочности полотна. Уже в начале нашей эры он славился своими великолепными тканями, шелками и парчой, изготавливаемой особым образом: в ней шелковая основа простегивалась золотыми и серебряными нитями.


Одной из самых высокоценимых тканей был дамаст. Слава об этой ткани, производившейся только в Дамаске, широко распространилась еще в эпоху Средневековья.

Название материала повторяет имя города — Damaskus — что означает «пестро переплетенный». Это название точно характеризует причудливое, замысловатое плетение нитей для дамаста, придающее ткани невероятную прочность и особый рельеф. Часто эти полотна также называют камчатными или камкой.

Искусство плетения дамасской или камчатной ткани зародилось в 9-10 веках нашей эры. Технология производства произошла от парчи, которая была слишком дорогой и тяжелой. Долгое время способ производства дамастовой ткани держался в секрете — рабам, работавшим на фабриках, вырывали языки.

В Европу ткань дамаст попала через Византию, быстро распространившись по соседним странам. Сирийский и византийский дамаст в Средневековье пользовались огромной популярностью у представителей знати. Скатерти, салфетки, постельное белье и прочие изделия из дамаста тогда присутствовали в любом знатном доме Европы. Цена на них была невероятно высока.


Технология изготовления дамаста, на протяжении веков державшаяся в секрете, была раскрыта значительно позже. И лишь в 17 веке широкое производство камчатной ткани добралось до Италии, а затем уже в соседнюю Германию и другие страны.

Ткацкие станки для плетения дамаста имели очень сложное устройство, требовали больших физических затрат и поначалу позволяли выпускать всего пару десятков сантиметров материала в день. Однако ткань пользовалась высоким спросом, и ткацкое ремесло развивалось, несмотря на трудности. Благодаря этому мы сегодня имеем возможность наслаждаться качеством дамастовой ткани в домашнем текстиле премиум-качества. И по сегодняшний день нет более красивой и искусно созданной ткани, нежели дамаст.

Камчатная скатерть: аристократический элемент гостиной

Камчатное полотно, или камка, — это ткань, произведенная по древним дамасским технологиям, сегодня часто используется для производства роскошных скатертей.

Следует сразу разобраться, чем отличается камчатная скатерть от простой жаккардовой. Внешне обе ткани кажутся похожими, однако для создания дамаста используется большее количество нитей. Например, в жаккарде орнамент образован только одной нитью, создающей узор вне полотна, а в дамасте — чаще всего четырьмя. Это не только дает возможность использования большего количества цветов, но и делает рисунок образованный сложнейшим переплетением, более объемным. Визуально отличие можно увидеть при попадании света на поверхность полотна — он рождает совершенно особенный блеск, свойственный только дамасту.


Изысканные камчатные скатерти с рельефным орнаментом способны украсить столы не только частных домов или квартир, но и самых дорогих банкетных залов. Такое изделие не только красиво, но и практично — камчатная ткань довольно плотная и в то же время легкая, поэтому дамастовая скатерть ложится на стол ровно и прямо, не съезжает и не скользит.

Постельное белье из дамаста: самые роскошные сны

Ткань камка или дамаст сегодня используется для производства многих изделий домашнего текстиля, в том числе и дорогого постельного белья. Из данного материала получаются великолепные комплекты, отличающиеся не только невероятной красотой, но и отличными потребительскими характеристиками.

К сожалению, не так уж много фабрик балуют своих покупателей столь шикарной продукцией. Одним из производителей текстиля, освоивших древнюю дамасскую ткацкую технологию сегодня, можно назвать немецкую фабрику Curt Bauer.


Компания специализируется на производстве тканей и постельного белья из элитного длинноволокнистого египетского хлопка, благодаря чему постельное белье из мако-дамаста Curt Bauer становится настоящей роскошью. В ассортименте марки шикарные комплекты с изысканными узорами, способными достойно украсить самую богатую спальню.

Постельное белье из дамаста — древнее искусство истинным любителям настоящего шика и комфортного сна сегодня.

Читайте также: