Е осипова ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы

Обновлено: 19.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский колледж русской культуры им. А. С. Знаменского»

ТКАЧЕСТВО ПОЯСОВ НА КАРТОЧКАХ

«Сложные узоры, надписи, символы»

Инструменты для выполнения поясов……………………………………….4

Материалы для выполнения поясов………………………………………….5

Технология ткачества вкладных поясов …………………………………….8

Схемы выкладных поясов …………………………………………………. 11

Схема выкладки букв …………………………………………………………12

Учебно-методическое пособие посвящено МДК 02.01 «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства» раздел «Технология исполнения ткацких изделий», ткачество на карточках (на дощечках) - один из самых распространенных видов ручного ткачества поясов в народном ремесле. В работе описан процесс в технике ткачества вкладных поясов : сложные узоры, надписи, символы. Прилагаются схемы и фотографии поясов.

Пояс - является неотъемлемой частью русской народной одежды, как мужской, так и женской. Им подпоясывали рубашки, укрепляли набедренную одежду, подпоясывали распашную верхнюю одежду, иногда не имевшую застежки. Пояса различались по ценности материала, по искусству его обработки и по художественной выразительности выполнения. Искусство ткачество поясов постоянно совершенствовалось и в наше время является одним из наиболее сакральных ремесел.

Цель работы – представить особенности выполнения пояса в технике ткачества вкладных поясов : сложные узоры, надписи, символы на карточках.

- поэтапно расписать процесс изготовление поясов с помощью карточек в техники ткачества вкладных поясов : сложные узоры, надписи, символы;

- обеспечить наглядность процесса;

- актуализировать ткачество в технике выкладных поясов на карточках, как доступный для самостоятельного изучения вид ремесла.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для более подробного изучения ткачество в технике выкладных поясов на карточках.

Инструменты для выполнения поясов

Карточки (дощечки) – это небольшие пластинки размером от 40х40 до 60х60 мм, сделанные из дерева, пластмассы, оргстекла или плотного картона. Толщина карточки от1 до 3 мм. На карточках расположены отверстия в каждом углу диаметром от 3 до 5 мм. Отверстия предназначены для продергивания нитей. Углы карточек должны быть обязательно закруглены. Поверхность карточек должна быть гладкая и отшлифована для того, чтобы нитки не цеплялись, и облегчалось вращение во время ткачества. Ширина пояса зависит от количества карточек. Минимальное количество для изготовления пояса 8 карточек (Рис.1).

Челнок предназначен для уточной нитки. При помощи челнока прокладывается уточная нить в процессе ткачества (Рис.2).

Деревянный нож служит для прибивания утка после каждого ряда, для большей плотности пояса (Рис.3).

Большая булавка или зажим предназначен для фиксации карточек (Рис.3).

Материалы для выполнения поясов

Для основы нити используются цветные, крученные, высокого качества (прочные, не имеющие ворса). Толщина пояса зависит от толщины нитей.

Рекомендуемые нити: ирис, нарцисс.

Для утка используются хлопчатобумажные нити № 10 или льняные. При выборе нитей нужно помнить, что уточная нить должна быть по диаметру меньше или равна диаметру нити основы. В большинстве случаев уточные нити берутся такие же, как и для основы. Цвет уточной нити обязательно должен совпадать с кромкой.

Осипова Е.И. Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы. Новгород, 1996 г.

В книге представлены пояса крученые, плетеные и полутканые, техника ручного ткачества на дощечках и ткачества на бердышке.
Пояса крученые, плетеные и полутканые
Пояса, выполненные в технике кручения
Плетеные пояса
Круглый пояс
Квадратный пояс
Плетение поясов «в бутылочку»
Плетение «крест-накрест»
Узор «в сердечко»
Техника плетения — дерганье
Узор «Птички»
Узор «Змейка»
Плетение в технике полутканье
Узор «в чешуйку»
Плетение на рогульку
Четырехгранный витой шнур
Плетение на спицах .
Круглый шнур
Плоская тесьма
Ручное ткачество на дощечках
Подвязь № 1 «Рядно»
Подвязь № 2 «Рядно»
Подвязь № 3 «Елочка»
Подвязь № 4 «Елочка»
Подвязь № 5 «Смешанная техника»
Ткачество на бердышке
Подвязь №
1.Полотняное переплетение «Основной репс»
Подвязь №
2.Полотняное переплетение «Уточный репс»
Подвязь №
3.Полотняное переплетение «Основной репс»
Подвязь №
4.Полотняное переплетение «Уточный репс»
Ткачество «на ниту»

Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы 1996


В монографии представлены пояса крученые, плетеные и полутканые, техника ручного ткачества на дощечках и ткачества на бердышке. При всем богатстве и разнообразии декоративно-прикладного искусства народов России нет, пожалуй, ни одного исторического или краеведческого музея, где не были бы представлены образцы народного узорного тканья.

В этом выпуске пойдет речь о разных техниках ручного плетения поясов и тесьмы. Пояса являются основными изделиями ручного ткачества. Пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма и на протяжении столетий играл важную смысловую роль: охранял уязвимую часть человеческого тела — живот, детородные органы от вражеского меча, злых духов и сглаза. И посему отношение к нему было особое: очень трепетное и серьезное. И не случайно у наших предков существовал обычай: взяв в плен врага, в первую очередь, снять с него пояс, а уж потом — оружие, что означало — обесчестить его. Особая роль отводилась широкому поясу в свадебном обряде. На нем ткался орнамент подола рубахи, станухи, выполняющий роль талисмана.

В качестве достаточном для изучения, но не для изысканного чтения, предлагаем Вашему вниманию книгу " Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы", 1996 год. Автор: Осипова Елена Ивановна Содержание: Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы. Пояса крученые, плетеные и полутканые Пояса, выполненные в технике кручения Плетеные пояса Круглый пояс Квадратный пояс Плетение поясов «в бутылочку» Плетение «крест-накрест» Узор «в сердечко» Техника плетения — дерганье Узор «Птички» Узор «Змейка» Плетение в технике полутканье Узор «в чешуйку» Плетение на рогульку Четырехгранный витой шнур Плетение на спицах Круглый шнур Плоская тесьма Ручное ткачество на дощечках Подвязь № 1 «Рядно» Подвязь № 2 «Рядно» Подвязь № 3 «Елочка» Подвязь № 4 «Елочка» Подвязь № 5 «Смешанная техника» Ткачество на бердышке Подвязь № 1.Полотняное переплетение «Основной репс» Подвязь № 2.Полотняное переплетение «Уточный репс» Подвязь № 3.Полотняное переплетение «Основной репс» Подвязь № 4.Полотняное переплетение «Уточный репс» Ткачество «на ниту» Книга рекомендована для широкого круга читателей.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1.3 Анализ существующих методов…………………………4

2.1. Изучение истории и обрядовых функций

пояса в жизни человека.…………………………………… 6

2.2. Технологическая последовательность

изготовления заправочного пояса на бердо……..10

2.3. Технологическая карта заправки нитей в бердо

изготовления браного пояса на бердо……………….14

Список используемой литературы……………………………….17

Приложение. Символические мотивы,

используемые в ткачестве…………………………………………….18

«Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик…»

МАОУ «Видновская гимназия» – учебное учреждение гуманитарной направленности. На уроках технологии большое внимание уделяется изучению народных традиций, знакомству с народными промыслами.

Мастер-класс по изготовлению тканых поясов направлен на изучение одного из направлений декоративно-прикладного творчества.

Ткачество – самостоятельный вид творчества, исторически возникло как эстетическая потребность в художественном оформлении быта людей, одежды. Современный интерес к ткачеству поясов отвечает новым культурным потребностям (возможность использовать элементы народного костюма в современной одежде) и служит дальнейшему развитию этого вида рукоделия.

Мастер-класс сочетает не только различные виды практической работы по изготовлению поясов, но и открывает прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

1.1 Актуальность:

В век технического прогресса изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, из природных материалов, приобрели особое значение.

Ткачество поясов – это народное искусство, отражающее внутреннюю жизнь народной души, глубину народного духа, которое не поддается времени. Позволяет развивать личные полезные качества у обучающихся (интерес к истории старинного ремесла, художественный вкус, индивидуальность). Дает возможность расширить возможности, приемы и средства работы с обучающимися.

Педагогическая целесообразность:

-развитие познавательных интересов у детей;

-стимулирует развитие творческих способностей;

-способствует активному вхождению в работу прикладного и художественного характера.

-воспитывать в детях любовь к народному творчеству, гордость за свою страну;

-развивать интерес к народной культуре;

-развивать творческие способности, эстетический вкус, трудолюбие;

-научить разнообразной технике изготовления поясов.

Работа носит практико-значимый характер. В разработке мастер – класса представлены технологические карты по изготовлению тканых поясов.

Такие мастер-классы можно проводить на тематических неделях, посвященных изучению народных традиций, народных промыслов, на неделе празднования Масленицы и как интерактивное занятие в школьном краеведческом музее.

1.3 Анализ существующих методов.

Основные приёмы изготовления тканых поясов

Ткачество на бёрдышке и дощечках дело старинное, древнее. Ещё наши далёкие прародители ткали изделия себе на пользу и украшение жизни.
Ткачество поясов на бердо

Инструменты и материалы:

Бердо – это деревянная или пластмассовая пластинка, от размера зависит ширина пояса, поделенная щелеобразными прорезями шириной 1 –1,5 мм на тростины. Ширина тростин приблизительно 4-6 мм. Посреди каждой из них имеется круглое отверстие диаметром 1.5-2 мм.

Челнок и нож . Для ткачества на бердо применяется челнок для продевания нити утка

На челнок наматывают нити чуть тоньше основных. Для подбивания используют деревянный нож (его можно заменить на линейку).

Нитки для ткачества на бердо можно использовать любые (для начинающих проще ткать шерстяными.


« Добро, что и по сей день бьёт ключик тканого мастерства и творчества в людях…»

Для того чтобы сделать зев для прокидки уточной нити, достаточно просто поднять или опустить бердо. При этом нити, заправленные в прорези, будут перемещаться вверх-вниз.

20141112_130138

Но более распространенной в русском ткачестве была браная техника. При создании браного узора нитку брали, считали. Отсюда и название ткачества — браное. Густой, плотный, рельефный узор красного цвета на фартуках, головных платках, рубахах и полотенцах подчеркивает белизну холста. Но особенно ярко чувство цвета, ритмики и блестящее техническое мастерство проявились в изготовлении узорных шерстяных поясов. Яркие по цвету, они поражают разнообразием узоров и красотой богатой палитры.

2.1.Изучение истории и обрядовых функций пояса в жизни человека.

Пояс — полоса ткани, кожи или шнур различной длины и ширины, предназначенные для опоясывания одежды, и, как правило, скрепляющиеся узлом, пряжкой или пуговицей.

Название собственно русское. Так в словаре В. Даля читаем: «Пояс — (от поять — обнять) — обвязка, полоса вокруг чего-либо; по-другому опояска, подпояска, кушак».

Пояс бытует с очень отдалённых врем ен , о чём есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В V веке до н.э. Геродот записал в Причерноморье скифскую генеалогическую легенду: Геракл оставил сыновьям в наследство пояс и лук. Только один сын — Скиф — сумел натянуть этот лук, и наследство досталось ему — родоначальнику скифских царей.

Древняя традиция жива.

У пояса очень давняя и богатая история. Для некоторых видов женской одежды (например, сарафана) практической надобности в поясе не было. Но в таком случае его надевали под сарафан на рубаху, и даже на голое тело. Объясняется это тем, что пояс в народных верованиях — символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как и нитка, пряжа, волокно, верёвка). Пояс, как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употреблялся в качестве оберега, магического объекта, способствующего благополучию и удаче того, кто его носит.

«Без пояса ходить грех», — говорилось в народе. По русским поверьям, ходить без пояса было также «грешно», как и без креста. В русском фольклоре без креста, без пояса появляются отрицательные герои. Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе. Слово «распоясаться» ведёт свое происхождение оттуда, из глубины столетий. Оно означает вести себя неправильно. Каждый

уважающий себя русский человек не позволял себе ходить распоясанным даже в избе.

Считалось, что подпоясанного человека и бес боится, его не тронет ни домовой, ни леший. В быту русских крестьян пояс и в XIX веке признавался оберегом, с чем связано и опоясывание новорождённого во время крещения. Родившийся человек получал своего рода талисман, который сопровождал его всю жизнь.

Существовало множество обрядов, связанных с поясом.

С помощью пояса устанавливается связь между «своим» и «чужим» пространствами, старым и новым домом. Так при переходе в новый дом хозяин входил первым и втягивал за пояс всех членов семьи.

Молодая, входя в дом мужа после венчания, бросала пояс на печь.

При первом выгоне скота в поле было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. При первом выгоне скота на пастбище через пояс-верёвку прогоняли коров. Накануне первого выгона скота хозяйка плела из 3-х льняных ниток пояс, нашёптывая: «Как этот плетешок плетётся, так милая скотинка плетись на свой двор из следа в след, из шага в шаг. Нигде не заблуждайся ни в тёмных лесах, ни в зелёных лугах, ни в чистых полях».

На Европейском Севере девушки часто использовали пояс в гаданиях. Загадывая на жениха, вешали новый шерстяной пояс на «божницу» и говорили: «Пояс-пояс, покажи мне суженого поезд». Или к поясу на ночь привязывали замок, запирали его и ключ клали под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня». Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две таких осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их сбудется.

Вера в магическое значение пояса имела место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Свадебные пояса первоначально были красные, как обладающие магической силой, но потом стали орнаментированными. Пояса служили также маркировкой свадебных чинов (повязывали через плечо) и всей свадьбы (прикреплялся к дуге свадебной повозки). Известны и такие свадебные ритуалы: связывали поясом жениха и невесту, узел с приданым невесты.

Пояс обязательно клали в гроб, не подпоясанным человека на тот свет не отправляли. А иногда надевали даже несколько поясов на все случаи его загробной жизни.

Пояс обеспечивал связь между миром живых и миром мёртвых. Его вывешивали за окно, полагая, что по нему приходят в дом души предков.

Пояс употреблялся в заговорах от болезней. Больной лихорадкой шёл в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: «Осина, осина,

возьми мою трясину, дай мне здоровье». После чего перевязывал осину своим поясом. Люди верили, что можно навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия.

На Руси пояс служил и родительским благословением, и передавался по наследству из поколения в поколение.

Самыми распространёнными были пояса из льняной и шерстяной пряжи. Нить шерстяную и льняную пряла каждая женщина, девочка: из них и изготовлялись пояса. Довольно рано стали изготовлять пояса для продажи. На Европейском Севере центром кушачьего промысла стал город Красноборск, где в год производилось до 6000 штук различных поясов. Ткали пояса на продажу и в монастырях.

Пояс издревле являлся хранителем «калиты», то есть кошелька: на поясе и за поясом носили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялось кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок и сундуков и лакомство для детей, поэтому со временем такой карман был назван «лакомка». Наконец, поясом подпоясывались просто для удержания тепла.

Традиционные приемы изготовления поясов

Известно домашние способы изготовления поясов:

1) на «кружках» или «дощечках»;

2) на бердышке (сволочек);

3) на «игле» или «в бутылку»;

4) плетение (полутканье) и др.

Мужские и женские пояса

Все тканые пояса можно поделить на два вида: широкие и узкие. Их называют по-разному: первые — кушаком или опояской; вторые — пояском, покромкой.

Кушак — принадлежность верхней мужской одежды. Его ткали шириной от 4 до 15 сантиметров, длиной равной двум обхватам талии с запасом на низко спускающиеся концы.


Пояски носили и мужчины, и женщины: мужчины — поверх рубашки, а женщины — по сарафану. Ширина поясков колебалась от 1 до 5 сантиметров. Женскому пояску полагалось быть шире и длиннее.

Сугубо мужскими считались пояса кручёные (на игле) и сетчатые. Детские пояски были небольшими, узкими, выполненными в самой простой технике. Поясов в каждой семье ткалось много: для повседневного ношения и праздничных.

Праздничные пояса ткались длинными, шерстяными, из нитей, окрашенных в яркие цвета. Повседневные пояса были попроще; из льняных нитей, без кистей. Ритуальные пояса были в основном с узорами, вытканными красной нитью. Ромбы, круги, кресты, свастики, «гуськи» имели значение амулетов. Им приписывались магические свойства. Еще в середине XIX века сохранялся обряд «чтения» узоров во время крещенских смотрин невесты. Знающая пожилая женщина объясняла значение каждого узора.

Позднее прямое магическое значение знаков забылось, но традиция ещё охраняла знаки от искажений как «полезные», «хорошие». «Так полагалось», «Так издавна ткали» — так обычно объясняют знаки бабушки-ткачихи.

Кисти

Кисти считались «душой» пояса, его украшением. Чем уже и скромнее был сам пояс, тем богаче, ярче делались кисти. Для создания кистей использовали бисер, бусинки, конский волос. Их делали в несколько ярусов, многослойными в виде гроздьев из множества мелких помпонов.

Способы завязывания поясов

Прослеживаются разные варианты способов завязывания поясов. Так в Великоустюгском и некоторых других восточных районах области пояс завязывали спереди назад, в других районах — чаще на левом боку. Застёгивались пояса и на пуговицы.

Описание поэтапной последовательности выполнения готового изделия на основе изучаемых технологий

Читайте также: