Густо и косо ударили плети оглушительного ливня синтаксический разбор предложения

Обновлено: 28.03.2024

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

(В)начал.. мая я пок..дал дом д..ржа путь на (юго)восток.
Было св..тло. Вдру(г/к) (тёмно)серая туча зат..нула поч..ти полнеба. Со..нце ушло за сер..ю з..весу. Та часть неба, что ост..валась (по)прежн..му(2) (светло)синей, м..нуту (на)зад бл..ставшая, (3) (то)же потускнела обр..ла сизый о(т,тт)енок. Эта ст..рона лишилась солнечн..й по(д/т)светк.. наполн..лась тревожн..м ож..данием.
(С)прав. на гр..зовой половин. забилась л..ства. Откуда(то) взл..тели голуби буд(то) кем(то) в(з/)полошё(н,нн)ые. Птиц.. к..зались бел..ми на сером фон.. . Но они перешли гр..ницу бури и нырнув в наст..ро́ же(н,нн)ую синеву вдруг (з/с)делались ч..рными. Их силуэты стремител..но перем..щались (в)дали по кругу когда ра(з/с)к..тился первый ро(б/п)кий гром.
(С)нов.. загр..мело, и в..твистая молния мгнове(н,нн)о прожгла тучу. Густо и косо удар..ли плети оглушительн..го ливня. (4) Нач..налось время гро(з/с).

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.

3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (В)продолжени.. всего утра шёл снег.
2) Он перевёл деньги (на)счёт другого банка.
3) Он спешил (на)встречу приключениям.
4) Он переходил дорогу, (не)смотря по сторонам.

4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Он получил грамоту за(то) выступление.
2) Мы играли, так(же) пели и танцевали.
3) Пётр то(же) попросил меня о помощи.
4) Что(бы) почитать сегодня вечером?

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Движимый, звонит, сослепу, черпая.

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Преодолев за четыре дня недельную дорогу, он доехал из Михайловского в Москву.
2) По окончанию Лицея почти все его друзья начали штатскую или военную карьеру.
3) Изысканно одетые дамы и кавалеры танцевали во время торжественного бала.
4) Зайдя в этот неприметный дворик, вашему взору откроется удивительная картина.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Отец сидит рядом с дочкой глядя на её расстроенное лицо и качает головой.
2) Андрей быстро побежал за корзиной с ягодами спрятанной в укромном месте.
3) Подняв корзину с земляникой девочка пошла к дому не оглядываясь на полянку.
4) Из опрокинутой набок корзинки высыпались спелые ягоды земляники.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ворона двигалась прямо на нас неестественно подскакивая.
2) Низко припадая к земле за вороной кралась полосатая кошка.
3) Охотящаяся за вороной кошка следит за всеми передвижениями птицы.
4) Девочки поможете спасти птицу отпугнув крадущуюся за ней кошку?

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−14.

Текст 2

(1)Овстуг… (2)В юности я знал только то, что это имя принадлежит имению, в котором родился Фёдор Иванович Тютчев. (3)Знал, что будущий поэт в детстве проводил там все летние месяцы, а потом бывал в Овстуге лишь наездами, постоянно живя за границей или в Петербурге.
(4)Став фронтовым корреспондентом во время Великой Отечественной войны, я волею судьбы оказался под Брянском. (5)Мой напарник Саша, журналист местной газеты, влюблённый в свой край, готов был часами говорить со мной о Брянске и его окрестностях.
(6)Вот и теперь, отвлекаясь от проблем, заговорили мы об Овстуге.
– (7)Там сохранилось что-нибудь?
– (8)Дома господского давно нет. (9)А парк оставался. (10)Вековой. (11)Дуб, липа, тополь. (12)Если только немцы не вырубили. (13)Вот возьмут наши войска Брянск – съездим, поглядим.
– (14)Тютчев-то сам в Овстуге мало бывал.
– (15)Да, но всякий раз, даже приезжая на день-другой, писал под родным кровом
стихи. (16)Натоскуется в чужих краях, доберётся до старой усадьбы, и тут его обязательно осенит.
(17)Природа, окружавшая нас в эти дни на Десне, даже израненная и опалённая, была необыкновенно поэтична. (18)Пересвистывались птицы. (19)Река поблёскивала, озарённая осенним солнцем. (20)И в сознании моём начинали звучать тютчевские строки, написанные неподалёку, в Овстуге: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»
(21)Много позднее, перечитывая стихи и письма Тютчева, я часто вспоминал свой разговор с Сашей. (22)Ведь, правда, если сложить воедино все месяцы, недели, дни, проведённые поэтом под кровлей отчего дома, составится лишь малая часть его долгой жизни. (23)Как известно, более двух десятилетий по долгу дипломатической службы провёл он в разлуке с Россией.
(24)Но тихая усадьба, где Тютчев впервые увидел деревья, небо, птиц, где приставленный к четырёхлетнему мальчику «дядька» Николай Хлопов открывал своему питомцу обаяние русской природы и щедрость родной речи, – весь этот укромный угол в дальнем уезде навсегда остался для поэта воплощением России. (25)Многоцветный поток детских впечатлений не иссякал на чужбине, а, наоборот, разрастался.

(По Я. Хелемскому)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 24–25 текста. Запишите ответ.

11. Какое впечатление произвела на автора текста природа Брянской области? Запишите ответ.
Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают
Ваш ответ.

12. Определите и запишите лексическое значение слова «корреспондент» из предложения 4.

13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 14–15, выпишите это слово.
Подберите и запишите синоним к этому слову.

14. Объясните значение пословицы Всякому мила своя сторона, запишите Ваше объяснение.

ОТВЕТЫ

1.

Текст 1

В начале мая я покидал дом, держа путь на юго-восток.
Было светло. Вдруг тёмно-серая туча затянула почти полнеба. Солнце ушло за серую завесу. Та часть неба, что оставалась по-прежнему (2) светло-синей, минуту назад блиставшая, (3) тоже потускнела, обрела сизый
оттенок. Эта сторона лишилась солнечной подсветки, наполнилась тревожным ожиданием.
Справа, на грозовой половине, забилась листва. Откуда-то взлетели голуби, будто кем-то всполошённые. Птицы казались белыми на сером фоне. Но они перешли границу бури и, нырнув в насторо́ женную синеву,
вдруг сделались чёрными. Их силуэты стремительно перемещались вдали по кругу, когда раскатился первый робкий гром.
Снова загремело, и ветвистая молния мгновенно прожгла тучу. Густо и косо ударили плети оглушительного ливня. (4) Начиналось время гроз. (По Я. Хелемскому)

2. по-прежнему (2)



блиставшая (3)
1. Часть (какая?) блиставшая – причастие, н. ф. – блиставший; от глаг. блистать.
2. Пост. – действит., прош. вр., несов. в.; непост. – в им. п., ед. ч., ж. р.
3. В предложении является определением.

Густо и косо ударили плети оглушительного ливня. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: плети (подлежащее, выражено именем существительным) ударили (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (ударили) густо (и) косо – однородные обстоятельства, выражены наречиями; (плети) ливня – дополнение, выражено именем существительным (возможно: определение); (ливня) оглушительного – определение, выражено именем прилагательным.

3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание предложений с предлогом: В продолжение всего утра шёл снег.
Он спешил навстречу приключениям;
2) правильное написание предлогов: в продолжение, навстречу

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложений с союзом: Мы играли, также пели и танцевали. Пётр тоже попросил меня о помощи;
2) правильное написание союзов: также, тоже

5. Движимый, звонит, сослепу, черпая.

6. По окончании Лицея почти все его друзья начали штатскую или военную карьеру.
Зайдя в этот неприметный дворик, вы увидите удивительную картину.
ИЛИ По окончании Лицея почти все его друзья начали штатскую или военную
карьеру. Когда вы зайдёте в этот неприметный дворик, вашему взору откроется
удивительная картина

7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание предложения и места постановки запятой: Андрей быстро побежал за корзиной с ягодами, спрятанной в укромном месте;
2) обоснование выбора предложения, например: причастный оборот находится после определяемого слова и завершает предложение.
˟
ИЛИ [сущ., |п. о.|].
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе

8. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание предложения и мест расстановки запятых: Девочки, поможете спасти птицу, отпугнув крадущуюся за ней кошку?;
2) обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков,
например: это предложение с обращением и деепричастным оборотом.
ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе

9. Основная мысль текста.
В разлуке с родиной любовь к ней, детские впечатления не иссякают, а, наоборот, усиливаются.
ИЛИ Родные места пробуждают в человеке вдохновение.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

10. Ответ: рассуждение

11. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) ответ на вопрос, например: Природа вокруг была, по его мнению, необыкновенно поэтична.
(Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
2) выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: пересвистывались птицы; река поблёскивала; в сознании моём начинали звучать тютчевские строчки; обаяние русской природы.
Возможны другие формы, другая последовательность, другое (большее или меньшее, но не менее трёх) количество ключевых слов и словосочетаний

12. Корреспондент – журналист, сотрудник газеты или журнала, готовящий информационные сюжеты, передающий репортажи с места событий.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение

13. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание стилистически окрашенного слова: кров;
2) подбор синонима к данному слову: кров – жилище, приют.
Могут быть подобраны другие синонимы

14. Данная пословица означает: любой человек любит свой родной край, место, где он родился и вырос.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы


Задание 2 № 502

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Однажды я заблудился в л..сных оврагах. Борм..тали под к..рнями руч..и в овраг. бл..стели (ярко)син.. озёра. (Не)подвижный воздух был г..ряч.. и кр..сноват. Я увид..л, что пр..бл..жает..ся туч..ка. Она р..сла на вечерн..м(2) неб.. и к..залась (средне)веков..м гор..дом. (Не)сильные но ра(з/с)катистые звуки грома дол..тали изд..лека. Пр..шумел ветер донёс с..ребря(н,нн)ые брызги дождя.(4)

Я пр..гл..делся и узнал зн..комые места заливной лу(г/к) пе(сч/щ)а(н,нн)ый к..согор и тр..пинку в парк. Неужели это (М,м)ихайловское обрадовался я.

Я и(з/с)..езд..л почти всю страну. Но (н..)что (не)волн..вало моё сер..це так, как эта земля. Михайловское родово́е помест..е А.С. Пушкина. (З/с)десь ле(г/х)ко пр..дставля..шь, как по этим простым(3) д..рогам, по узл..ватым к..рням ш..гал конь поэта и нёс своего задумчивого всадника.

(По К. Паустовскому)


Задание 1 № 501

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Приведём верное написание.

Однажды я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи в овраге, блестели ярко−синие озёра. Неподвижный воздух был горяч и красноват. Я увидел, что приближается тучка. Она росла на вечернем(2) небе и казалась средневековым городом. Несильные, но раскатистые звуки грома долетали издалека. Прошумел ветер, донёс серебряные брызги дождя.(4)

Я пригляделся и узнал знакомые места: заливной луг, песчаный косогор и тропинку в парк. «Неужели это Михайловское!» — обрадовался я.

Я изъездил почти всю страну. Но ничто не волновало моё сердце так, как эта земля. Михайловское — родово́е поместье А. С. Пушкина. Здесь легко представляешь, как по этим простым(3) дорогам, по узловатым корням шагал конь поэта и нёс своего задумчивого всадника.


Задание 2 № 495

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

(В)начал.. мая я пок..дал дом д..ржа путь на (юго)восток.

Было св..тло. Вдру(г/к) (тёмно)серая туча зат..нула поч..ти полнеба. Со..нце ушло за сер..ю з..весу. Та часть неба, что ост..валась (по)прежн..му (2) (светло)синей, м..нуту (на)зад бл..ставшая, (3) (то)же потускнела обр..ла сизый о(т,тт)енок. Эта ст..рона лишилась солнечн..й по(д/т)светк.. наполн..лась тревожн..м ож..данием.

(С)прав. на гр..зовой половин. забилась л..ства. Откуда(то) взл..тели голуби буд(то) кем(то) в(з/с)полошё(н,нн)ые. Птиц.. к..зались бел..ми на сером фон.. . Но они перешли гр..ницу бури и нырнув в наст..ро́же(н,нн)ую синеву вдруг (з/с)делались ч..рными. Их силуэты стремител..но перем..щались (в)дали по кругу когда ра(з/с)к..тился первый ро(б/п)кий гром.

(С)нов.. загр..мело, и в..твистая молния мгнове(н,нн)о прожгла тучу. Густо и косо удар..ли плети оглушительн..го ливня. (4) Нач..налось время гро(з/с).


Задание 1 № 494

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

В начале мая я покидал дом, держа путь на юго-восток.

Было светло. Вдруг тёмно-серая туча затянула почти полнеба. Солнце ушло за серую завесу. Та часть неба, что оставалась по-прежнему (2) светло-синей, минуту назад блиставшая, (3) тоже потускнела, обрела сизый оттенок. Эта сторона лишилась солнечной подсветки, наполнилась тревожным ожиданием.

Справа, на грозовой половине, забилась листва. Откуда-то взлетели голуби, будто кем-то всполошённые. Птицы казались белыми на сером фоне. Но они перешли границу бури и, нырнув в насторо́женную синеву, вдруг сделались чёрными. Их силуэты стремительно перемещались вдали по кругу, когда раскатился первый робкий гром.

Снова загремело, и ветвистая молния мгновенно прожгла тучу. Густо и косо ударили плети оглушительного ливня. (4) Начиналось время гроз.

(По С.Романовскому)

Морфемный и словообразовательный разборы слова

по-прежнему (2)

по -прежн ему ← прежн ий (приставочно-суффиксальный способ)

Морфологический разбор слова

блиставшая (3)

1. Часть (какая?) блиставшая — причастие, н. ф. — блиставший; от глаг. блистать.

2. Пост. — действит., прош. вр., несов. в.; непост. — в им. п., ед. ч., ж. р.

3. В предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения

Густо и косо ударили плети оглушительного ливня (4) .

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: плети (подлежащее, выражено именем существительным) ударили (сказуемое, выражено глаголом).

Второстепенные члены предложения:

(ударили) густо (и) косо — однородные обстоятельства, выражены наречиями;

(плети) ливня — дополнение, выражено именем существительным (возможно: определение);

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) — морфемный разбор слова;

(3) — морфологический разбор слова;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Чем дальше, тем лес ст..новился гуще. И д..ревья поднимали св..и м..хнатые в..ршины выше и выше. Это был настоящ..й др..мучий ел..ник выст..лавший горы (на)прот..жени.. сотен вёрст. (С/з)десь и снегу вып..ло больше. Под этой тяжест..ю сильно гнулись б..ковые ветви прот..нувши..ся зелёными лапами к у(з/с)кому просвету дороги. (4) М..рцавшее звёздами небо м..лькало разорва(н,нн)ыми клоч..ями и полосками. Сани к..тились под навесом в..твей точно по тёмному ко(р,рр)идору. Дорога пов..рнула на (пол)день и заб..рала всё круче и круче ог..бая (3) б..льшие горы теснивш..е её сил..нее с каждым шагом (в)перёд. Прежнего др..мучего леса уже (не)было. Он заметно р..дел, особе(н,нн)о по горам. Дерев..я с (полу)ноч..ной стор..ны были совсем голые. Ветер студё(н,нн)ый их донимал. Б..гут сани, стучит конск..е копыто о мёрзлую землю, м..лькают (2) по ст..ронам хмурые деревья.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Чем дальше, тем лес становился гуще. И деревья поднимали свои мохнатые вершины выше и выше. Это был настоящий дремучий ельник, выстилавший горы на протяжении сотен вёрст. Здесь и снегу выпало больше. Под этой тяжестью сильно гнулись боковые ветви, протянувшиеся зелёными лапами к узкому просвету дороги. (4) Мерцавшее звёздами небо мелькало разорванными клочьями и полосками. Сани катились под навесом ветвей, точно по тёмному коридору. Дорога повернула на полдень и забирала всё круче и круче, огибая (3) большие горы, теснившие её сильнее с каждым шагом вперёд. Прежнего дремучего леса уже не было. Он заметно редел, особенно по горам. Деревья с полуночной стороны были совсем голые. Ветер студёный их донимал. Бегут сани, стучит конское копыто о мёрзлую землю, мелькают (2) по сторонам хмурые деревья.

(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)

Морфемный разбор слова

Морфологический разбор слова

1. Забирала (что делая?) огибая — деепричастие;

2. Морф. признаки: неизм. ф., несов. в., невозвр.

3. В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения

предл. Под мест. этой сущ. тяжестью нар. сильно глаг. гнулись прил. боковые сущ. ветви , причастный оборот. протянувшиеся зелёными лапами к узкому просвету дороги . (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено причастным оборотом.

Грамматическая основа: ветви (подлежащее, выражено именем существительным) гнулись (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в изъявительном наклонении).

Второстепенные члены предложения: (ветви) боковые — согласованное определение, выражено именем прилагательным; (ветви) протянувшиеся зелёными лапами к узкому просвету дороги — согласованное определение, выражено причастным оборотом (причастием с зависимым словом); (гнулись) сильно — обстоятельство образа действия, выражено наречием; (гнулись) под тяжестью — косвенное дополнение, выражено именем существительным с предлогом (возможно: обстоятельство образа действия, выражено именем существительным с предлогом); (под тяжестью) этой —согласованное определение, выражено указательным местоимением.

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид

Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
-

О инструменте

После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

Читайте также: