История бисера и бисероплетения

Обновлено: 26.04.2024

Многие думают, что знаю, что такое бисер . Они считают, что это декоративные шарики с отверстиями. Для них бисеропление – это всего лишь один из видов рукоделия. И они глубоко заблуждаются! Бисер – это огромный мир, а бисероплетение – это страсть. Многие просто не понимают, как можно сидеть и нанизывать бусину за бусиной. А некоторые не представляют своей жизни без этого. Ведь бисер – это то, во что так легко влюбиться. И если это случилось, то любовь остается навсегда.

Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, материалы и т.д.

Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты, создают растения, сувениры, вышивку и прочее.

История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. И здесь не надо представлять, как люди, которые только что научились разводить костер, вскрывают пластиковые пакетики с маленькими ровными шариками. Тогда роль бисера на себя примерили раковины, зернышки, зубы добытых на охоте зверей, кости, которые умелые руки легко превращали в удивительные украшения. Также это были и мелкие камешки, кусочки известняка, отколотые от сталактитов в пещерах.

Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того, чтобы уберечь себя от злых духов. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, ок рашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками.

Самые древние бусы, возраст которых превышает 40 000 лет, были найдены американскими археологами при раскопках в Кении, и их считают одним из доказательств того, что именно в Африке зародилось человечество. По бусинкам, обнаруженным при раскопках древних поселений или захоронений, археологи датируют свои находки, прослеживают экономические связи народов и торговые пути, выявляют этнографические признаки культур, судят о нравах, вкусах и моде разных эпох.

Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно это было распространено среди коренных жителей Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. В Северной Америке встречаются бусины, сделанные из перьев и раковин. Бусины для своих украшений индейцы изготавливали из различных материалов – в ход шли кораллы, серебро, бирюза и т.д. Майя и ольмеки использовали нефрит. Также исследователями были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы.

Родиной бисера считается Древний Египет. История бисера началась почти шесть тысяч лет назад и в те времена в Древнем Египте его называли « бусра », что в переводе с арабского обозначает « фальшивый жемчуг ». По началу изготовление бисера выглядело довольно сложным: из стекломассы вытягивали нить и обвивали ею медный стержень. Далее стержень вынимали и вручную обрабатывали каждую бусинку. Надо ли говорить, что процесс был долгим и трудоёмким, да и стеклянные бусины выходили бесцветными и непрозрачными. Постепенно технологии изготовления совершенствовались, люди научились делать полупрозрачное, прозрачное и цветное стекло.

Настоящий бисер древние египтяне научились делать около 3000 лет тому назад. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но впоследствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и схемы, бисероплетение начало развиваться и набирать обороты. Египтяне сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и пр. Бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны.

Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя, где в Александрии научились получать стекло методом выдувания из металлической трубки. Постепенно бисероплетение - узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенным в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне торговали бисером по всей своей империи. Древние кельты и викинги тоже знали бисероплетение, имели схемы и узоры, изготавливали бусы и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой. После стеклоделием заинтересовались в Италии, Испании, Греции, Франции, Германии и, наконец, Венеции. Венеция после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров.

С начала XIII века именно Венеция становится столицей стекольного мастерства, - секреты венецианского стекла хранятся в большой тайне, а стеклоделы пользуются особым почётом среди дворянства.

Согласно легенде, торговцы, во время своего пути из Африки, остановились на ночевку и развели костер. Камней нигде не было и путешественникам пришлось выложить костер кусками соды. Огонь прогорел всю ночь. Наутро купцы нашли удивительное творение – прозрачное как слеза и необычайно твердое, словно этот удивительный материал был камнем.

С XIII в. стекольная промышленность Венеции интенсивно развивается. В 1291 г. с целью предохранения Венеции от пожаров издали указ о перенесении всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. В эпоху Возрождения венецианский остров Мурано (Италия) стал «столицей» бусин и бисера, а вместе с тем и торговли этими предметами. В Неаполе веками обрабатывались кораллы. На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В XV—XVII вв. наблюдается расцвет искусства венецианских стеклоделов.

Искусство создания украшений начало развиваться практически с появлением человечества. Издревле человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешком и клыков убитых животных. Использовались и природные материалы: семена, стручки, орехи, ракушки, косточки. Это делалось с разными целями – от украшения до спасения от злых духов и животных.

Позднее люди начинают делать бусины из глины, окрашивают и обжигают их. С развитием ремёсел появляются металлические бусины.

Волшебные украшения история возникновения бисера, фото № 1

Через украшения человек выражал своё понимание мира. Например, американские индейцы бусами украшали даже свои дома, расшивали бисером костюмы и вплетали бисерные ленты в волосы. Бусины они изготавливали из перьев и раковин, кораллов, серебра, бирюзы и т.д.

Волшебные украшения история возникновения бисера, фото № 2

Родиной знакомого нам бисера считается Древний Египет, а его появление связано с развитием технологии изготовления стекла. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти.

Вначале это были крупные бусины из непрозрачного стекла, украшавшие одежду древнеегипетских фараонов. Бисерными вышивками отделывали платья, нанизывали бусины. Позднее было изобретено сетчатое низание – появились самостоятельные изделия из бисера, а также узоры и схемы. Такие украшения стали продаваться и экспортироваться в другие страны.

Бисероплетение стало распространяться в Сирии, Римской империи, а в Китае даже было изобретено счётное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам в деревянной рамке – счёты. Древние кельты и викинги тоже знали бисероплетение, имели схемы и узоры, изготавливали бусы и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в Античном мире.

Волшебные украшения история возникновения бисера, фото № 3

Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы.

С развитием ремесла в Венеции стекольные заводы были перенесены на остров Мурано, ставший позднее "столицей" бусин и бисера. Венецианская республика веками хранила секреты стекольного производства, а со временем и вовсе прекращает вывоз сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. Венецианские стеклоделы причислялись к привилегированным слоям общества.

Волшебные украшения история возникновения бисера, фото № 4

В 16 веке стекольные заводы открываются в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и Франции, а в 17-18 веках значительным конкурентом по производству бисера для Венеции Стала Богемия (Чехия).

Во второй половине 18 века были изобретены машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Конкуренция Венеции и Богемии способствовало разнообразию и красоте форм изготавливаемых бусин. В Европе проходят целые ярмарки бисера.

Волшебные украшения история возникновения бисера, фото № 5

Все модницы Европы начинают проявлять интерес к изделиям из бисера. В 19-20 веках из бисера изготавливали уже дамские сумочки, бумажники, чехлы и подстаканники.

В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов , которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности благодаря этому долговечному материалу.

Осваивая работу с бисером, любому мастеру рано или поздно придется познакомиться с техниками плетения.

Плетение — это техника работы с бисером, при которой используются оба конца нити. Украшения, выполненные таким способом, всегда отлично выглядят, а бесчисленное количество вариантов использования и широкий диапазон техник в сочетании с разными бусинами и деталями позволяет создать неограниченное количество проектов для различных уровней квалификации.

Кроме того, существуют разные стили выполнения каждой техники. Практически все из них можно воспроизвести в плоском, круглом или трубчатом исполнении. Каждую технику можно использовать для конкретных украшений. Например, плоские стежки часто используются для браслетов, в то время как трубчатые нашли применение, в основном, для цепочек, на которые можно повесить фокусную деталь.

Самые распространённые техники плетения

Бисероплетение насчитывает обширное количество различных техник. Но освоив несколько из них, можно создать практически любое украшение.

Новичкам стоит обратить внимание на:

  • Лестничный шов.
  • Технику ндебеле или «елочку».
  • Мозаичное плетение.
  • Пейот.
  • Прямоугольное переплетение.
  • Французское плетение.

Работать с плетением можно, используя одну или две иглы одновременно. Новичку стоит попробовать оба метода, чтобы определиться с подходящим для себя.

Лестничный шов


Это плетение, вероятно, самое простое из всех. В большинстве случаев это отправная точка для вышивки бисером, за которой следуют другие техники. Оно позволяет работать с одной или двумя бусинками одновременно и используется для создания основы изделий.

После на эту основу можно добавлять другие ряды бусин с использованием других техник. Можно работать как одной, так и двумя иглами.

Для его выполнения:

  1. На нить удобной длины нанизываются 2 бусины, свободный конец нити должен быть не менее 10 см.
  2. Далее игла пропускается через первую бусину, в изначальном направлении, нить туго затягивается, а бусины выравниваются.
  3. Затем на нить нанизывается следующая бусина, и прошивается таким же способом снизу.

Плетение «елочка» (ндебеле)

Это один из фаворитов многих мастеров из-за множества вариантов его использования, внешнего вида и универсальности. Свое название плетение получило из-за своеобразного внешнего вида, напоминающего настоящий узор в виде елочки. Его альтернативное называние – ндебеле.

Плоский вариант «елочки» отлично подходит для браслетов многих стилей, которые можно получить, комбинируя разные бусинки, цвета, вставляя дополнительные украшения между рядами и многое другое.


Плетение «елочка» также отлично подходит для изготовления цепочек. Цепочку можно использовать в качестве дополнения к кулонам, или она может сама по себе стать оригинальным стильным украшением.


С этим плетением можно создавать разные стили, просто меняя начальное количество бусинок, например, начать с двух, четырех, шести. Кроме того, легко сделать его простым или скрученным, использовать разный бисер, вставлять бусинки между рядами или добавлять другие оригинальные детали.

Работа с ндебеле происходит по следующей схеме:

  • На нитке закрепляется первая бусина. Далее на неё нанизываются ещё 4.
  • Затем нить нужно продеть через первые 2 бисерины, после чего затянуть её.
  • Далее пропустить нить через следующие 2 нанизанные бусины, в итоге получится квадрат.
  • Затем на нить надеваются следующие 2 бусины, а нить продевается в предыдущую пару.
  • После чего нить пропускается через последнюю пару бисерин.

Полотно, выполненное в такой технике, может быть любого размера, однако стоит понимать, что сплести объёмное изделие получится только, затратив на него много времени и сил.

Мозаичное плетение

Мозаичное плетение в настоящее время переживает свое возрождение, поскольку оно широко используется в минималистичных украшениях, сделанных в основном из бусинок, тонких цепочек и геометрических или металлических изделиях в стиле бохо.


Тем не менее, мозаичное плетение и ранее было популярным швом, особенно плоская и круглая его вариации, которые отлично подходят к различным украшениям.

Плетение методом мозаики очень простое, оно позволяет за небольшой промежуток времени получить довольно внушительное полотно. Также можно очень быстро добавить новые или убрать ненужные элементы. Кроме того, возможно создать любую форму изделия. Это плетение можно назвать основой для любителей бисера.

Любое полотно, выполненное с помощью этого плетения, начинается с главного ряда и выполняется следующим образом:

    Две бусины размещаются таким образом, чтобы их отверстия были параллельны друг другу и смотрели вверх.
  • Через обе бусины продевается игла.
  • Таким образом набирается длина цепочки.
  • Второй ряд плетется таким же образом, но нить продевается в отверстия бусин в противоположном направлении.
  • После добавляется по одной бусине для завершения ряда.
  • Пропускают иглу между первой и второй бусиной в первом ряду для закрепления строчки.

Каждый ряд в этом плетении нужно начинать в обратном направлении, что обеспечит изделию опрятный внешний вид.

Есть также техники двойной и тройной мозаик. Они выполняются таким же образом, но вместо одной бусины в работу берётся сразу две или три.

Стежок пейот

Плетение пейот абсолютно необходимо выучить всем новичкам. Само по себе оно выглядит великолепно, очень похоже на мозаичное, но повернуто на 90 °. Некоторые украшения даже изготавливаются с их совместным применением, например, пейот для лицевой стороны, и мозаичный шов для изнанки.


Существует два основных типа пейота:

  1. Классический пейот с четным счетом.
  2. Пейот с нечетным счётом.

Опять же, возможна работа с одной или двумя иглами.

Новичкам лучше начинать осваивать эту технику, используя нечетное количество бусин. В этом случае игла проводится сразу через ряд конкретных бусин. Использование четного счета подразумевает способность рассчитать и определить направление и расположение последующих рядов с бусинами.

Для начинающих заниматься бисером, суть техники заключаются в следующем:

  • Берётся нить длиной около 1 м.
  • На нее надевается бусинка таким образом, чтобы край нити (примерно 15 см) остался свободным. Для закрепления бусины нить проводится ещё раз в обратном направлении.
  • Нанизываются ещё 7 и более бусин.
  • Далее приступают к бусинам другого цвета. Первая из них должна располагаться напротив последней бусины первого ряда.
  • Затем нить проводят через первую бусину первого ряда, после чего смежная с ней бисеринка пропускается, а бусинка, расположенная через одну, также продевается иглой.
  • Таким образом добавляются ещё 4 бусины (для начального количества 7).
  • На получившийся ряд бусин можно добавлять другие элементы и использовать для украшения другие техники.

Пейот считается универсальной техникой плетения. Изделия, изготовленные с его помощью, выходят гибкими и ощущаются как ткань.

Прямоугольное плетение

Прямоугольное плетение – простая, но очень привлекательная строчка под прямым углом. Её суть заключается в том, что на основе групп из одинакового количества бусинок, чаще всего четырех, создается сеть из бисера, которую затем можно украсить новыми слоями или другими деталями.


Можно работать с одной или двумя иглами, но в случае с прямоугольным плетением, две иглы удобнее, поэтому предпочтительнее. Прямоугольное плетение считается довольно сложным стежком, но с его помощью можно улучшить любое изделие. Очень часто украшения, сделанные с применением этой техники, выглядят сложными (в хорошем смысле), но, присмотревшись, можно понять, что это всего лишь повторяющийся узор из четырёх бусинок.

Для выполнения этой техники используют группы из четырех бусин, которые связываются друг с другом. В результате возникает эффект цепочки. Благодаря тому, что нить проходит по кругу, итоговое изделие получается довольно гибким и имеет интересную структуру.

Эта техника также позволяет работать с группами из четырёх бусин с каждой из четырёх сторон. Это превращает каждое звено цепи в квадрат.

Французское плетение

Французское плетение также можно встретить под названием дуговое (круговое) плетение. Эта техника имеет продолжительную историю, а сегодня применяется для плетения цветов и листьев. Готовые элементы получаются ажурными и объёмными.

Чтобы выполнить французскую технику плетения:

    Берут нить длиной 1 м, нанизывают бусину и оставляют свободный конец 15 см.
  • Чтобы зафиксировать бусину, проводят сквозь неё нить ещё раз.
  • На нить нанизывают ещё 3 бусины, затем проводят иглу в обратном направлении через 1, 2, 3, и 4.
  • Далее нить стягивается и образуется кольцо.
  • На нить нанизывают ещё 3 бусины, затем иглу проводят в обратном направлении, через бусину, сквозь которую проходит рабочая нить.
  • Далее иглу проводят через следующие 2 бусины.
  • Затем нанизывают следующий комплект бусин.
  • Продолжают процесс, пока не получится 6 колец бусин, затем плетут второй ряд.
  • При правильном выполнении между рядами образуются ромбики, которые добавляют плетению ажурности.

Эта техника считается самой сложной, поскольку требует большой аккуратности.

Вопросы и ответы

Да, такие изделия получаются достаточно минималистичными, однако можно экспериментировать с цветом бусин.

Да, вполне возможно использовать его не только для плетения цветов и листьев, но и для небольших украшений, типа серёг.

Квадратное плетение – это разновидность прямоугольного плетения, выполняемого с помощью групп из 4 бусин, с 4 сторон. Благодаря тому, что в итоге образовывается квадрат, разновидность плетения и получила такое название.

Пейот с нечетным счётом и мозаичное переплетение считаются простыми техниками. Чтобы выяснить, какое из них проще для конкретного мастера, нужно попробовать поработать с обоими.

Безусловно, техник бисерного переплетения насчитывается огромное количество. Разнообразия готовым изделиям добавляют и вариации, в которых эти техники могут применяться. Чтобы успешно овладеть мастерством бисероплетения стоит начать изучение техник с этих простых разновидностей.

Видео-советы по плетению браслетов из бисера

Каждый приходит к этому увлечению по-своему. Кто-то перенял его у своих предков, кто-то однажды увидел необыкновенную красоту и не смог больше забыть её. Цивилизация смогла накопить огромный опыт по части бисероплетения, и нам остается только воспользоваться им.

Как появилось бисерное рукоделие?

Впервые изделия из стеклянных бусин появились в древней Индии и Древнем Египте.

Наши предки – скифы и сарматы – ещё в шестом и пятом веках до нашей эры использовали бисер для украшения одежды и обуви.

У различных народов существовали различные традиции и разные правила ношения украшений из бисера, но для всех существовала общая форма, которая была неизменна – это были пояса, воротники, браслеты, бусы. Где-то они были украшением, а где-то – предметом культа.

С девятого века ношение украшений подобного рода становится повсеместным у женщин и детей, а начиная с пятнадцатого века – бисер стал украшать утварь церквей, предметы царского двора.

Его начинают чередовать с драгоценными камнями и жемчугом. В начале эти украшения были привилегией состоятельных людей и знати. Бисер завозили из Богемии и Венеции. Естественно, расцвет производства бисера связан с подъемом производства стекла. До революции бисер был очень востребован в России. После революции мастерские были везде ликвидированы, и плетение бисером стало возрождаться только с 50-х годов ХХ века.

Как изготавливают бисер?

Изготовление мелких странных бусинок кажется удивительным. Технология этого дела в упрощенном виде представляет изготовление методом выдувания стеклянных трубочек, диаметр которых и определяет диаметр бусинок бисера.

Трубочки режут в специальных станках, и полученные бисеринки обрабатываются шлифованием. Примерно так же изготавливается пластмассовый и металлический бисер.

Какой он бывает?

Кроме бисера округлого, имеющего различные цвета и размеры, большой популярностью пользуется рубка (короткие трубки по 1-3 мм) и стеклярус (3-20 мм).

Они могут иметь грани или быть круглыми. Их изготавливают просто прозрачными или различных оттенков, одного цвета или играющими цветами радуги. Большим спросом пользуется так называемый « парчовый бисер ».

Для получения эффекта «парчи» его изнутри красят серебристым или золотистым цветом, что создает ощущение свечения. Надо заметить, что бисер – очень долговечный материал, не подверженный выгоранию и не боящийся воздействия воды.

Техника работы

Самым простым является набор из бисера такого простейшего украшения, как бусы.

При этом не надо забывать, что известно огромное количество приемов, разработано множество схем, с помощью которых создаются целые узоры. Они могут быть самыми разнообразными: объемными и плоскими, сетчатыми и сложными, ажурными и сплошными, тем более, что бисер может прекрасно сочетаться с самими различными бусинами, камнями и стразами.

Один из наиболее ярких видов декора – это плетение. Именно этот вид включает в себя все известные приемы низания. Ведь оплести можно любой предмет – коробочку, вазочку, пасхальное яйцо.

Среди мастеров существует термин «бисерная скульптура». Она получается в результате нанизывания бисера на проволоку очень маленького диаметра. Это позволяет создавать предметы любой формы, ни в чем не ограничивая свою фантазию. Наиболее оригинальные предметы, созданные таким методом, – это макеты храмов, домов.

Что можно освоить самому?

Многие, уже достаточно взрослые мастера, начинают изучать технику бисероплетения, глядя на занятия детей на уроках технологии в школе или их работы в творческих кружках.

Для начала, даже если вы не можете делать ничего, постарайтесь, нанизывая бусинки на нити, задекорировать какую-нибудь твердую поверхность. Для этой цели можно взять небольшую коробочку, шкатулку, маленькую вазочку.

Обильно смажьте поверхность обычным клеем ПВА и приложите ранее нанизанные бусины по контуру орнамента или рисунка.

Возможно, просто засыпать в пустоты бисер. Клей высохнет, а наклеенные бусинки создадут рисунок. Вы будете приятно удивлены, тем, что без особых усилий вы сможете сделать красивое и оригинальное украшение для интерьера вашего дома.

Изделия из бисера не относятся к разряду дорогостоящих. Их себестоимость совсем невысока, но радость, которую они приносят своим владельцам, от этого меньше не становится.

biseropletenie

Бисероплетение в древности

Изначально было стекло. Именно оно стало тем материалом, из которого первые умельцы начали делать бусины. Надо сказать, что маленькие стекляшки конкурировали с настоящими драгоценностями. Но сначала не своей стоимостью, а ценой уже готовых работ из бисера. Древний Египет, Сирия, Древний Рим – эти цивилизации можно считать прародителями бисероплетения.

biseropletenie

Вероятно, именно в Египте появился бисер, и его происхождение могло приходиться на более ранний период, чем это принято считать. А уже римляне, завоевавшие Египет, наладили производство стеклянных бусин на родине, а потом и в Византии. Но как бы активно не развивали европейцы искусство бисероплетения, это будет уступать тем открытиям, что сделали египтяне.

Просто потому что представители великой цивилизации не менее чем 3 тысячелетия назад научились делать стекло, а позднее из него решили делать изящные декоративные элементы – бисер. А некоторые ученые уверены, что в Египте и странах передней Азии стеклоделие существовало 6 тысяч лет назад. Удивительно!

Бисер украшал одеяния древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из него украшения, изящно расшивали им платья. Сначала это был декор для вышивки, самостоятельных изделий из бисера не делали. Но после изобретения сетчатого низания появились совершенно новые предметы творчества. Вслед за расширением возможностей начали появляться узоры, схемы, орнаменты.

Изделия из бисера стали чрезвычайно популярны, они экспортировались в разные страны. Мастера-стеклодувы научились окрашивать стекло, и ценность бисера возросла еще больше.

Те же египтяне не боялись сочетать стеклянный бисер и драгоценные, полудрагоценные камни и металлы. И им действительно удавалось гармонично сочетать материалы. Изделия из бисера стали чрезвычайно популярны, они экспортировались в разные страны. Мастера-стеклодувы научились окрашивать стекло, и ценность бисера возросла еще больше.

Известен бисер и в античном мире, где его значимость подтверждает то, что он мог быть разменной монетой. В Месопотамии, Индии, Китае бисер тоже находили и находят при раскопках. Это был ценный, дорогой декор, недоступный простому люду. Тем удивительнее то, что бисероплетение, возникшее еще за несколько тысячелетий до нашей эры, прекрасно существует в наше высокотехнологичное время.

Рекомендуем посмотреть видео о многовековой истории бисера.

Плетение из бисера в Древнем Риме

Из Древнего Египта и Сирии производства стекла и бисера распространилось и в великую Римскую Империю. В 1 веке до нашей эры александрийские мастера создали способ выдувания разных предметов металлической или тростниковой трубкой. Способ выдувания изменил технологический процесс. Бисерины стали делать из пустотелых стеклянных трубочек, их мастер выдувал из капельки расплавленного стекла специальным инструментом (понтией).

biseropletenie

Чтобы получить трубочку нужных параметров, мастер должен был обладать большой сноровкой, ловкостью и просто идеальным глазомером. А потом эти тонкие трубочки из стекла разрезали ножницами-гильотинами на маленькие кусочки. На сите кусочки отсеивали от осколков, обрабатывали шлифовальной смесью (угольной или глиняной).

После того как отверстия заполнялись смесью, бисер ожидала сушка, смешивание с песком и нагревание до багрового каления. Размягченные колечки при этом округлялись, все неровности уходили. Вращение в чугунном барабане не давало колечкам сплющиться. Охлажденный бисер промывали и снова сушили, а полировальный порошок заставлял бусины блестеть.

История возникновения бисероплетения – это не просто создание стекла и бусин из него, это постоянно совершенствующая технология. И она могла бы и дальше развиваться в Римской Империи, если бы не падение последней. Великая империя раскололась на Западную (Рим) и Восточную (Византия). А так как многие византийские мастера, хранители секретов бисероплетения, обосновались в Венеции, она и стала новой столицей бисерного производства.

Венецианский период в бисероплетении

Венецианские стеклоделы могли бы назвать золотым период 15-17 столетий, так как в то время сравниться с их мастерством не мог никто в мире. Так как бисер был не просто художеством, искусством, а еще отличным бизнесом (Венеция – крупнейший поставщик бисера в тот период), нужно было бережно хранить секреты производства. И само производство решено было перенести на остров Мурано: во-первых, там ему не грозили пожары, во-вторых, охотники за секретами технологий не имели к ним доступа. Знаменитое мурамское стекло является брендом и сегодня, столетия спустя.

biseropletenie

Венеция, без преувеличения, весь мир украшала своим бисером. Сумочки, чехлы, подушечки, шкатулки, одежда, оплетка для посуды – ассортимент изделий был велик. Венецианский бисер обменивали на Востоке на шелка и золото, пряности. В Европе устраивались шикарные бисерные ярмарки. Мелкий, блестящий, посеребренный, позолоченный виды декоративного стекла пользовались особым спросом.

Были и настоящие трагедии, которые сопровождают любой бизнес, в каких веках бы он не возникал. Некоторые мастера-стеклоделы становились перебежчиками. Они бежали из Венеции в Германию и Францию, и там обустраивали собственные мастерские. Секреты технологии буквально выскальзывали из рук, чего власть допустить не могла. Производство стекла с конца 15 века оказалось под охраной Совета десяти. В то же время был издан указ и государственной измене, грозивший перебежчикам суровым наказанием.

Некоторые мастера-стеклоделы становились перебежчиками. Они бежали из Венеции в Германию и Францию, и там обустраивали собственные мастерские.

Если мастер не желал вернуться на родину, его родных отправляли в тюрьму. Но даже заложники-родные не останавливали некоторых стеклоделов. И тогда к мастерам подсылали убийц, и только смерть изменщика могла освободить его родственников из неволи. Такие расправы чинились до 18 столетия. Примерно в это же время Венеция уже перестала быть грандом рынка бисера.

Бисероплетение в 18 веке

В этот период по всей Европе начинают появляться стекольные заводы. Отныне это огромные предприятия. Особенно славились ими Германия, Англия, Нидерланды. Но шлифовать «стеклянное золото» отправляли в Богемию (Северная Чехия).

biseropletenie

И чешский бисер до сих пор многие считают самым лучшим в мире. Стеклоделие в Чехии, как считают исследователи, появилось еще в Средневековье. И хоть секреты технологии они почерпнули у соседей, чехам удалось делать особое, уникальное стекло. Оно было тугоплавким, твердым, и при этом легким в обработке, огранке, шлифовке. Зола папоротника, бука, промытого песка в разное время были секретными ингредиентами чешского стекла.

Граненый богемский бисер по красоте и игре света мог выиграть у венецианского. Технологический процесс двигался вперед, его развитие и привело к тому, что до сих пор чешский бисер считают одним из лучших в мире.

В России уже в 12 веке было налажено стекольное производство. Бисерины были разноцветные, впечатляли разнообразием форм.

Бисер в 19-20 вв

Конец 19-ого, начало 20-ого века: мир испытал новый расцвет увлечения бисером. Из мелких стеклышек стали изготавливать дамские сумочки, бумажники, подстаканники, чехлы для чубуков. Не обязательно дорогие изделия брали для декорирования их бисером. Но даже небольшая сумочка или кошелек приобретал совсем иной вид, после того, как изящным узором на нем выстраивались разноцветные бусины.

biseropletenie

И сегодня на аукционах, на площадках для продажи винтажных вещей можно купить расшитые бисером сумочки и кошелечки, пудреницы и чехлы. Так древнее искусство протягивает мостик в современность, и уже нынешние модницы решают украсить бисером предметы своего туалета.

Бисероплетение в наши дни

История возникновения бисера и бисероплетения перекликается с историей человечества в целом. Древние мастера, имевшие гораздо меньше технологических возможностей в сравнении с производством сегодня, делали уникальные по красоте и гармонии вещи. Потому сейчас бисероплетение требует изобретательности. Оно будет искусством, если художник совместит в одном изделии разные техники и разные же материалы. Появление нового варианта применения бисера сможет удивить и дать ему толчок к дальнейшему развитию.

biseropletenie

Бисероплетение в качестве хобби выбирают и обычные люди, не имеющие художественного образования. Материал доступный, недорогой, схем и узоров в свободном доступе тоже много, потому бисером увлекаются активно, и это увлечение не теряет свою актуальность. На смену дорогому стеклу пришел дешевый пластик, потому люди любого достатка могут позволить себе увлечение. А ведь есть еще и деревянный бисер, и сложные синтетические материалы.

Сначала мастерица делает маленький браслет или фигурку животного, а потом пробует себя в изготовлении деревьев и больших композиций. Самые усидчивые занимаются бисерной вышивкой. И по мере обретения мастерства, вырастает и спрос к материалу, используются все более дорогие бусины.

Старинное творческое направление живет, обретает новые формы и в очередной раз переживает модный бум. И даже этого факта достаточно, чтобы обратить внимание на красивое, доступное и многообразное бисероплетение.

Читайте также: