История бисероплетения в россии

Обновлено: 05.05.2024

По сравнению с жемчугом бисер и стеклярус ценились на Руси невысоко: ими украшали свою одежду лица незнатные. Неудивительно, что в русских толковых словарях XV – XVII веков словом «бисер» обозначали жемчуг: «перлы, жемчуг», или «бисер, камень честен». Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, то есть стеклянный, «бисер». Таким образом, лишь в XVII столетии мелкие стеклянные бусы, внешне напоминавшие жемчуг, получили название бисер. Термин «стеклярус» возник ещё позднее. В XVII веке бытовало другое наименование этого типа бус – «одекуй». Лишь в XVIII столетии названия «бисер» и «стеклярус» стали уже устойчивыми.

Применение бисера в шитье и других изделиях начало возрождаться снова только в XV столетии. Его привозили из-за границы, из Венеции. Вначале он был более редким, чем отечественный морской и речной жемчуг, и поэтому им разукрашивали преимущественно предметы религиозного культа, вещи для царского двора и для аристократов. Несомненно, что при оживлённых отношениях с Венецией, откуда выписывались разные мастера и художники, Москва стала большим рынком сбыта для венецианского бисера.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 1

Из этого нового чудного материала стали плести разнообразные сетки, нанизывать торочки и рясна к головным уборам, изготавливать пуговицы и серёжки; им вышивали, разукрашивали одежду и всевозможные предметы. Бисерные серьги и пуговицы также начали занимать не последнее место в наряде русских модниц. Рукодельницы старой Руси обильно применяли бисер в своих вышивках и низаньях наравне с жемчугом и самоцветами. Обычно бисером исполнялся только орнамент вышивки, а для фона – или оставляли открытой материю, по которой вышивали, или покрывали золотыми блёстками, или подкладывали цветную фольгу, или зашивали в гладь золотыми и серебряными нитками. Таким приёмом исполнены те подвязки, кокошники, воротники, оплечья, прошивки, коймы и вошвы, которые можно видеть в разных русских музеях. Целые ризы на иконы, отдельные цаты и венчики вышивались таким же образом. Но таких цельных бисерных вышивок, какие оставили нам конец XVIII и первая половина XIX века, где бисер является единственным и самодовлеющим материалом, мы в московский период ещё не имеем.

В конце XVII века (1680 г.) в Париже Рierr'ом Jaquin был найден способ изготовления искусственного жемчуга. Такой поддельный жемчуг уже нередко встречается в шитье XVIII века как на вещах церковного быта, так и на народных одеждах. Им украшены многие пелены, хранящиеся в Историческом музее, а также он встречается на разнообразных народных женских головных уборах – чёлках, венцах, киках. К этому же времени относится начало заката жемчужного промысла.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 2

По мере уничтожения «язычества» культура общения человека с природой тоже стала вырождаться. В погоне за богатством лов жемчуга приобрёл варварские черты. «Наловив множество раковин, все без различия раскрывают, не заботясь о том, есть ли там жемчуг или нет, созрел ли он или не созрел, и таким образом умерщвляют жемчужную матку. Часто находят между несколькими сотнями раковин едва одну жемчужину настоящей цены. Такой вредною ловлей ныне жемчужные раковины если не совсем, то, по крайней мере, приметным образом истреблены», – свидетельствуют современники. Целый ряд указов Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II предусматривал «поднятие русского жемчужного промысла». Он был взят под государственный контроль, ловля жемчуга доверялась только знающим людям и в строго отведенное время. Однако во всех этих мерах личная корысть отдельного добытчика лишь заменялась государственной.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 3

Начиная со времени царствования Петра I правящее сословие перестало носить русскую одежду. Вследствие отказа верхов общества от национальной одежды сузилась и область применения жемчужного шитья. В обиходе рядового дворянства такое шитьё на одежде заменилось самоцветными каменями и стразами (поддельными драгоценными камнями из свинцового стекла с различными примесями). И постепенно стеклянный заморский бисер стал быстро наводнять Россию. Живому природному материалу на смену пришёл искусственный…

С XVIII века начинается расцвет бисерного искусства на Руси. Поднявшаяся и окрепшая после нашествия монголо-татар и смутного времени страна наконец-то смогла передохнуть и взглянуть в свои глубины, на духовные истоки и потенциал. Увлечение бисерными и стеклярусными работами расцвело в XVIII веке и длилось до начала XX столетия. В них нашли своё отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие тогда в России. Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров, привлекался для отделки дворцовых залов, украшал быт помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах и предметах культового назначения. Доступные многим холст, канва, нитки, бусы, хорошо знакомые мастерицам по другим видам декоративно-прикладного творчества; приёмы работы – вышивка, вязка, низание – вызвали увлечение этим искусством в самых различных слоях русского общества: дворянстве, купечестве, у горожан среднего достатка, представительниц сельской интеллигенции, духовенства и у зажиточных крестьянок.

Традиция искусства шитья была ещё крепка в русской семье того времени, ещё не забылись наставления бабушки-боярыни, которая сама сидела за пяльцами среди своих девушек в терему. Будь то простая крестьянка, помещица или царская дочь, девушек сызмальства обучали вышивке. В каждой помещичьей семье и хозяйка дома, и её дочери принимали живое участие в рукоделиях.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 4

Это были последние отголоски прекрасных давних времён, когда искусство лилось в мир, как естественное проявление творческого подхода к обыденной жизни. С каждым десятилетием использование бисера и стекляруса становится более разносторонним. Они всё чаще встречаются на предметах культового назначения – ими расшивают оклады икон, украшают покровцы, они подвешиваются в виде кистей под лампады и паникадила. Одновременно эти материалы используются в отделке интерьеров городских и загородных дворцовых ансамблей, созданных с участием лучших русских и иностранных архитекторов, художников и мастеров. На вкусы людей стали влиять совершенно новые художественные течения и мода: национальные традиции постепенно стали вытесняться западноевропейскими. Стали использоваться новые приёмы отделки интерьеров, привлекаться неизвестные ранее материалы. Так, в обиход вошли пышные орнаменты стиля барокко, которые стали появляться в дворцовых интерьерах в виде золочёной резьбы и лепного декора, расписных панно и плафонов, обивки стен цветными шёлковыми тканями и вышивками. Довольно быстро (уже в первой половине XVIII столетия) им на смену пришли более изощрённые мотивы рококо.

Но даже без опоры на истоки, в XVIII веке традиция шитья и бисероплетения привносила много хорошего в человеческую жизнь. Девушки становились терпеливы, трудолюбивы, душевны и привычны к красоте, обладали изысканным вкусом, дружили с вдохновением! И конечно же, когда вставал вопрос, каким материалом работать: ярким и сверкающим бисером или простыми нитями, – многие девушки выбирали бисер. Благодаря этому немеркнущие краски стеклянных бус донесли до нашего времени художественные образы прошлого, сохранив первоначальный цветовой замысел их создателей.

Сумочка. Автор Назаркина Мария.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 5

В середине века появляются первые стеклярусные и бисерные панно – большие тяжёлые ткани, наподобие ковров, сплошь узорно расшитые бисером – как бы миниатюрные бисерные мозаики. Многоцветные, с переливами тонов, они вполне соответствовали жизнерадостному характеру декора того времени. Крупные вышивки иногда целиком покрывали стену, заменяя обивку, иногда висели на стенах в рамках, как живописные картины. Это, конечно, очень оживляло убранство комнат.

Во второй половине XVIII столетия мода стала несколько строже, возвращаясь к тому, что называют классицизмом – стилю утончённых консервативных вкусов. Из уже имеющихся приёмов оформления отбирались те, что соответствовали новому направлению. Бисерно-стеклярусные вышивки использовались в качестве картин, настенных панно и для обивки мебели. Тогда же появляются украшенные бисерными чехлами или вышивками повседневные вещи. В узорах вышивок стали чаще проявляться мотивы народного искусства. Впрочем, это не означало, что люди стали лучше чувствовать природу – напротив, началась эпоха наибольшего отделения человека от природы. Это наложило печать и на искусство вообще и бисероплетение в частности.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 6

В XVIII веке бисерно-стеклярусными работами увлеклось так много людей, что пришла пора налаживать отечественного производство этих материалов. И вот на фабрике в Усть-Рудице под Петербургом, устроенной при непосредственном участии М. В. Ломоносова, стали учиться производить качественный бисер. Интересно, что продукция фабрики покупалась для выполнения обоев при отделке интерьеров загородных царских дворцов, а бусы и стеклянная посуда поступали для продажи в лавки столицы. К сожалению, с кончиной великого учёного и писателя фабрика закрылась и производство русского бисера в очередной раз прервалось на много десятилетий… А бисер по-прежнему тысячами пудов завозился из-за границы.

На конец XVIII и первую четверть XIX века пришёлся расцвет помещичьего быта, когда в усадьбах создавались целые ремесленные мастерские из крепостных крестьян. Многие их этих работников творили настоящие произведения искусства, становились великими мастерами! Бисерная работа не терпит суеты, а деревенская жизнь оставляла много свободного времени. Большинство рисунков, выполненных печатным способом, стало приходить из-за границы. Однако когда мастерица в достаточной мере овладевала техникой и пониманием строения бисерного рисунка, многие композиции создавались уже самостоятельно. Именно в этих работах ещё сохраняется неповторимый народный дух. Нередко в них используются уже знакомые элементы старого народного шитья: растительные узоры, павлины с распущенными хвостами, геометрический орнамент: ромбы, квадраты, восьмиугольные звёзды, свастика (солнечные знаки и символы). И всё это уживается рядом с модными тогда орнаментами и эмблемами времён Людовика XVI и Империи. Распространён был и шахматный узор, исстари любимый в боярских рукодельных палатах.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 7

В середине 19 века интерес к бисеру снова снизился. Только на рубеже 19-20 веков бисер снова появляется. Но он уже не играет доминирующей роли. В большинстве случаев используется для декорирования женской одежды. Бисерная отделка одежды была традиционной. Эта традиционность выражалась в характерном для каждой местности узором или цветовой гаммой. Например, в узорах Тверской губернии преобладали геометрические формы. Цветовая гамма белые цвета с вкраплениями зеленого, темно-желтого, кирпичного. В Костромской губернии характерны были сетки из бесцветного бисера. В Новгородской губернии было распространено шитье бисером, в виде изогнутых цветочных веток. Брянская губерния славилась полосами из прозрачного, зеленого и коричневого бисера. Орловская губерния славилась ромбами желтого, красновато-кирпичного, синего цветов.

В конце 19 века было создано Общество поощрения ручного труда. Представители этого общества ездили по деревням и распространяли бисерный промысел. Таким образом, в некоторых деревнях стали появляться мастерские по производству бисерных изделий. Эти изделия продавались в Москве, Петербурге и в ряде других городов России. Этим самым деревенские рукодельницы обеспечивали себе постоянный заработок.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 8

В начале 20 века бисерный промысел начинает перерастать в промышленное производство. Изделия из бисера начинают демонстрироваться в крупных европейских городах. Например, в Лондоне, Париже, Стокгольме. Огромный успех на международных выставках приводит к созданию в Петербурге и Таллинне школ народного искусства. Так же появляются фирмы, занимающиеся производством бисерных изделий.

Но после революции 1917 года Бисерное дело резко прервалось и исчезло на долгие годы…

istoriya-bisera-na-rusi

История бисера настолько интересна, что начав рассказывать о ней, я поняла, что в одном рассказе невозможно поделиться всем, что узнала о замечательной бусинке. Сегодня хочу рассказать об истории создания и возникновения бисера, вышивки бисером и бисероплетении на Руси.

История бисера на Руси — возникновение

Бусы из различных материалов — глины, кости, пасты (это предшественник стекла), драгоценных и полудрагоценных камней были известны на территории России с древних времен. Археологи находят их в большом количестве во время раскопок. Имеются находки, датированные даже 20-25 веками назад.

В те времена основным назначением украшения одежды и ношения бус, была защита от злых духов. Но не только — красиво выглядеть люди хотели и тогда.

В России бисероплетение и вышивка бусинками получило широкое распространение во времена Киевской Руси. До этого долгое время бисер был привозным, а значит, невероятно дорогим. В IX веке на Руси возникли первые мастерские по изготовлению предметов из стекла, в XI – XIII веках потихоньку начало развиваться массовое его производство.

По свидетельству археологов, на территории Киевского государства нередки находки остатков стеклоплавильных печей, осколки стекла, посуды, бус, перстней.

Древнерусские мастера тоже внесли свою лепту в развитие стеклоделательного производства. В XII веке они научились делать стекло разных цветов — синее, зеленое, желтое, черное, посеребренное и золоченое.

istoriya-bisera

Бусинки были разнообразными по форме, по величине, расцветке и художественной обработке. С развитием массового производства украшать одежду смогли разные слои населения. Бусинами украшали женскую одежду, детскую и мужскую.

В истории бисера на Руси бывали и тяжелые времена. Во время монголо-татарского ига, мастерские были разрушены, лучшие мастера убиты и угнаны в рабство, знания утрачены на долгие-долгие годы.

Первые попытки возродить производство стекла и бисера начались в XVI веке. А вначале XVII века под Москвой, в селе Духанино, был построен первый завод по производству стекла. Начал он работу в 1635 году. В 1668 году, в царствование Алексея Михайловича, построили еще один завод. Для работы на нем даже выписали венецианских мастеров, которые изготавливали домашнюю и аптекарскую посуду, хрусталь.

Массовое строительство стекольных заводов началось при Петре I . Мало того, он посылал наших мастеров обучаться за границу, в том числе, и изготовлению бисера. По приказу Петра I, в 1705 году, в Москве на Воробьевых горах построили завод зеркального стекла. После смерти Петра завод перевели в Петербург и назвали Императорским.

Сумочка, 1840 -е годы.

istoriya-bisera

Большой вклад в развитие бисерного производства внес М.В. Ломоносов.В 1752 году он получил разрешение на открытие под Ораниенбаумом фабрики для « делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов».

Благодаря этому, искусство вышивки бисером и плетение узоров бусинами в России достигло самого высокого расцвета.

Расшивались народные и городские костюмы, царская одежда, иконы, книги, церковная одежда, образки. Именно наши, русские женщины начали, дополнительно к бусинам, применять в вышивке и другие материалы. Использовались ракушки, пуговки, кораллы, монетки, жемчуг и драгоценные камни.

История вышивки бисером и бисероплетения на Руси

Я расскажу лишь о некоторых украшениях из бисера, которые носили на Руси.

  1. Женщины из южных и центральных губерний носили на шее монисто — нагрудное украшение с застежкой сзади, сплетенное из бисера.
  2. В XVIII — начале XX веков было модным украшение, которое плелось из крупных бусин, снизанных сеткой с большими ячейками ромбовидной формы. Называлось оно подшейник, зажельник, подгорлок, ошейник.
  3. В Калужской, Тульской, Рязанской губерниях, кроме подгорловки носили шнурок из ткани, переплетенный бисером. Его называли колодочками.
  4. Интересное нагрудное и наспинное украшение называли гайтан, или гердан. Из бисера плели ленту, концы которой соединяли медальоном. На гайтане носили и нательный крест.
  5. Узкие полоски, сплетенные из бисера называли «цепочки», носили их на шее и украшали головные уборы.
  6. В народном костюме обязательным элементом являлись пояса, украшенные бисером. Считалось, что пояс защищает людей от злых духов.

istoiya-bisera

istoriya-bisera

В XVIII веке применение бисера и стекляруса пережило просто настоящий бум. Мой рассказ об истории бисера был бы неполным, если бы я не перечислила весь ассортимент изделий из бисера. Чего только не делали: про одежду я писала, но кроме того, появились чехлы для мебели, сплетенные из бисера. Стеклярусом и бусинками украшали даже стены. В Ораниенбауме, в Китайском дворце можно увидеть целый стеклярусный кабинет.

istoriya-bisera

Русские мастерицы создавали вышивкой из бисера целые художественные произведения — вышивали картины, панно. Мастерицы были непревзойденные!

Вышивать стало модным – рукоделием длинными зимними вечерами занимались и мещанки, и купчихи, и светские дамы. Вышивали везде – в Сибири, Приуралье, Поволжье, на Севере и Дальнем Востоке.

Интересный факт: Наталья Гончарова вышила для своего мужа, поэта А.С. Пушкина, бисерный кошелек с металлическим замочком. Мария Волконская, уехав в Сибирь за мужем, вышила Сикстинскую мадонну Рафаэля, которым затем украсили могилу её отца — Н. Н. Раевского. А декабристу И. И. Пущину сестра прислала в Сибирь вышитую табакерку.

Большая часть шедевров была сделана руками крепостных женщин и монашек в монастырях. Знаете, откуда произошло слово «светелка». Для мастериц обычно выбирали самые светлые комнаты — отсюда и светелка.

Бисером украшали предметы культового назначения — оклады икон, паникадила, образки, церковную одежду, делали четки.

istoiya-bisera

Украшали шкатулки, кошельки, сумки, подсвечники, подстаканники, флаконы – всего не перечислить. А женские украшения! Пояски, сережки, воротники, монисто, ожерелья, шнуры, зажельники, бахрома на головных уборах, скатерти — украшались бисером, делая их неповторимыми и оригинальными. Российские мастерицы были талантливы и самобытны.

istoriya-bisera

istoriya-bisera

Постепенно сложилась наша, русская школа бисероплетения. В XIX и начале XX веков шедевры российских мастериц получили известность в Европе и Америке. Во многих европейских магазинах можно было купить работы русских мастериц.

О том, что нынче бисероплетение в России переживает новый расцвет, говорить, я думаю, не нужно. И не только у нас, по всему миру интерес к чрезвычайно прекрасному виду творчества настолько велик, что создано большое количество клубов, кружков. Издаются специальные журналы, сайты в интернете (уверена, вы их встречали). Для большинства мастериц, бисероплетение – увлечение, приносящее радость окружающим и себе.

Рассказ дополнит прекрасное видео — вы увидите эксклюзивные изделия из бисера.


Бисероплетение с давних времен было известно и на Руси. Раскопки, проведенные в Киеве, Новгороде, Чернигове и в ряде других крупных городов, обнаружили большое количество стеклянных изделий, датированных 9-13 веками. Сначала бисер был привозной из Византии,на Руси знали только жемчуг. Но потом некоторые подобные изделия были созданы в произведенных местных мастерских мастерами бус и бисера. Это связано с тем, что было обнаружено несколько стеклодельных мастерских того времени.

С 13 по 16 века производство стекла и украшений было прервано, в связи с татаро- монгольским игом. С 16 века начинается новая волна возрождения производства стекла. К сожалению, технологию производства бусин и бисера русичи утратили. В это время бусы и украшения производили из венецианского и германского бисера. Этот бисер пользовался огромным спросом у рукодельниц наряду с жемчугом и драгоценными камнями. Бисер стоил очень дорого, поэтому использовали его только крупные купцы, знать и царский двор.

В 1669 году началось строительство первой русской фабрики по производству бусин и бисера в селе Измайлово в Подмосковье. Этот завод проработал до 1706 года. Следующий этап развития бисера ознаменовал Петр первый. В 1724 году Петром первым был издан указ о приглашении в Россию различных мастеров из Европы. Среди этих мастеров были мастера стекольщики. Так же в это время в Италию для обучения искусству изготовления стекла, посылались молодые люди. Великий ученый Л.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие производства стекла и бисера. Его исследования в области теории цвета и эксперименты по получению цветных стекол положили основу новой технологии. На основе данной технологии в 1753 году началось строительство фабрики под Ораниенбаумом в городе Усть-Рудице.

В 1754 году фабрика выпустила свою первую партию продукции: бисер, стеклярус, цветные стекла для мозаики, граненые камни и броши. С 18 века применение бисера становиться более разнообразным. Бисером начинают расшивать не только одежду, но и оклады икон, украшают покровцы, вышивают картины, создают панно, расшивают мебель. Также приобретает большое распространение роскошные вещи из бисера: сумочки, мешочки, пояса, чехлы для курительных трубок, зонтов, книг и т.д. на рубеже 19-20 веков бисер снова появляется. Но он уже не играет доминирующей роли. В большинстве случаев используется для декорирования женской одежды. Бисерная отделка одежды была традиционной.

Эта традиционность выражалась в характерном для каждой местности узором или цветовой гаммой. Например, в узорах Тверской губернии преобладали геометрические формы. Цветовая гамма белые цвета с вкраплениями зеленого, темно-желтого, кирпичного. В Костромской губернии характерны были сетки из бесцветного бисера. В Новгородской губернии было распространено шитье бисером, в виде изогнутых цветочных веток. Брянская губерния славилась полосами из прозрачного, зеленого и коричневого бисера. Орловская губерния славилась ромбами желтого, красновато-кирпичного, синего цветов.

Современная молодежь с большим удовольствием украшает себя необычным плетением из разноцветных бусинок - бисера. В наши дни это модно и актуально. Но кто знает где и когда возник бисер? Кто понимает, что нося на себе украшения из бисера, продолжает древнейшие традиции украшения человеческого рода, уходящие корнями в доисторические времена?

 История возникновения бисера - древние украшения драгоценными камнями на одежде

Мировые музейные экспонаты свидетельствуют о том, что первые древние украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Их родиной стал Древний Египет. Именно там впервые изобрели стекло. Существует даже древняя легенда о его зарождении. По этой легенде, моряки, которые везли соду, обложили ею костер, а утром нашли на углях гладкий, твердый и прозрачный камень. Так и зародилось стекло, а позже из стекла появился первый бисер. Первоначально изделия из бисера служили талисманом и защищали от древних духов.

Вместе с распространением искусства в мировых цивилизациях: Рим, Византия, Сирия, Ливан, Турция - стали появляться кустарные производства по изготовлению сначала примитивных стеклянных талисманов, а позже украшений из стекла. Правда вид они имели в те временя внушительный, совсем не такой, как сейчас. Найденный во время раскопок древний бисер достигал в размерах от 3 до 5 см и представлял собой разноцветную стеклянную массу, наплавленную на основу - стержень из костей или конский волос. Конечно, носить такое украшение было очень тяжело, поэтому и предназначалось оно первоначально для украшения одежды умерших или в качестве даров.

Украшения из бисера стали быстро распространяться и являлись предметом торговли и показателем богатства. Например, за одну нитку бисера в древней Африке можно было купить раба. Для древних финикийцев это была возможность меновой торговли по Средиземноморскому побережью. В Месопотамии принадлежность к богатому сословию подтверждалась наличием и количеством бисера.

Между прочим, само название «бисер» произошло от арабского слова «бусра» и означает бусинка с отверстием. Но в разных странах данное украшение имело разные название: в Эфиопии - чале, в Болгарии и Молдове - згарды, гарданы, а в России - ожерелки, цепочки, фенечки.

Людское любопытство и желание поэкспериментировать привело к появлению цветного бисера, бисера с вкраплением из кварца, бисера с оправой из золота. Из стеклянного бисера в восточных странах изготавливали четки и даже имитировали драгоценные камни. Некоторые искусные мастера достигли такого совершенства, что их стекло порой невозможно было отличить от настоящего хрусталя.

Но тот бисер, которым мы украшаем себя сейчас появился только в 16м веке, именно тогда появилась технология разрезания полой стеклянной трубочки на мелкие кусочки.

Бисеринки шлифовались, им придавалась округлая форма и прекрасный материал для рукоделия был готов. Однако долгое время секреты изготовления изделий из стекла хранились в глубокой тайне, мастеров-стеклодувов награждали царскими привилегиями и жестоко казнили за разглашение данной тайны.

Первым в России изготавливать бисер научился светило науки М.В. Ломоносов. После долгих опытов со стеклом он получил разрешение на постройку Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом в 1752 году. Для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». На фабрике находилась лаборатория с 9-ю печами. Так на Руси началась своя история бисера. У нас начали производить граненые камни и броши, стеклярусь и бисер, заглушенные цветные стекла для мозаики.

История возникновения бисера на Руси - головной убор крестьянки с украшением бисера

В России искусство бисероплетения получило название низание. Низание позволяло заработать бедной девушке на хлеб и скрасить долгие вечера светской даме. Маменьки гордились, если дочка владела искусством бисероплетения. А монашки расшивали богатым бисерным узором убранства церкви.

Да и современные дизайнеры создают настоящие шедевры из бисера, расшивая им одежду, создавая целые картинные полотна и незатейливые украшения для нежных девичьих рук.

История бисероплетения

Бисероплетение, как вид рукоделия и искусства, берет свое начало из очень древних времен. Конечно, в момент зарождения, оно очень мало походило на то, к которому мы привыкли сейчас. Прототипом бисероплетения можно, наверное, считать те, нанизанные в ожерелье бусины, найденные в Кении американскими археологами. Их возраст составляет 40 000 лет.

Об истории бисероплетения кратко

В разных местах и странах, при раскопках, находились украшения из бусин. Сначала бусины были изготовлены из костей, камней, ракушек, семян. В Сибири, например, были найдены единственные в мире бусины из костей мамонта. С развитием человечества менялся материал, из которых изготавливали бусины. Они становились металлическими, керамическими, стеклянными и, наконец, пластмассовыми.


Ученые считают, что именно изобретя бусы, человечество окончательно отделилось от животного мира. Потому, что бусинка – это нечто, не имеющее конкретного значения и пользы, предназначенное для украшения, а это уже зарождение духовности и культуры.

Бусы, изготовленные в разное время разными народами, значительно отличаются между собой своими рисунками, орнаментами, материалами и цветовой гаммой, но, что удивительно, очень похожи в технике исполнения. К примеру, методом, известным как «мозаика», в одно и то же время пользовались жители Америки и Среднего Востока, хотя до установления между ними каких бы то ни было связей, было еще очень далеко. Плетением ажурных сеток из жемчуга и бисера одновременно занимаются жители России и Индонезии. И таких примеров очень много.

Стеклянные бусины возникли, практически, сразу же с возникновением стекла (а это случилось в четвертом тысячелетии до нашей эры) и произвели их в Древнем Египте. Отсюда стеклянный бисер разойдется по всему свету. С развитием ремесел, технология изготовления бусин совершенствовалась, бусинки становились все мельче и ровнее пока не превратились в аналог теперешнего бисера. И название свое получили от древнеарабского «бусра».

К бисероплетению на протяжении тысячелетий относились очень серьезно. Бисер входит в культуру многих народов, изделия из него участвуют в религиозных церемониях, обрядовых танцах, становятся объектами жертвоприношений. Бисером украшают повязки на голову, пояса, расшивают одежду. Каждый народ выработал свои орнаменты и узоры, особенности украшения костюма. По бисерным узорам можно было судить о социальном статусе человека, местности его проживания.


Славянские народы также не избежали очарования бисером. Широко начинают использовать бисер в России с XVIII века. Им украшают церковную утварь, расшивают оклады икон, плетут украшения.

К XIX веку в России начинается настоящий бисерный бум. Мода на бисерные украшения распространяется на все слои населения. Повсеместно осваиваются и совершенствуются приемы плетения бисером, с ним не пренебрегают работать даже знатные дамы. А уж подневольные крепостные труженицы чуть ли не сутками вынуждены были расшивать бисером одежду, мебель и аксессуары в угоду барским прихотям.

Стремительное развитие научно-технического прогресса ощутимо ослабило увлечение бисером. К началу ХХ века про него стали забывать. В 60-х годах ХХ века культура хиппи опять ненадолго подняла бисероплетение на волну моды и затем снова несколько десятилетий забытья.

В настоящее время подзабытое рукоделие стремительно начинает завоевывать новые позиции, украшения из бисера все чаще появляются звездах шоубизнеса и записных модницах, а аксессуары, украшенные бисером, выглядят очень стильно и современно.

Видео “История бисероплетения, ремесло”

Читайте также: