Из березовой коры плетут корзины тип односоставного предложения

Обновлено: 06.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема теста «Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс)

Найдите определённо-личное предложение .

А. С утра меня лихорадило.

Б. Жду от тебя посылки. (Чехов А.)

В. Ведут ко мне коня. (Пушкин А.)

Г. Из берёзовой коры плетут корзины.

2. Найдите неопределённо-личное предложение.

А. У грызунов нет клыков.

Б. К кому-то принесли от мастера ларец. (Крылов И.)

В. Уже совсем рассвело. (Толстой Л.)

3 . Найдите безличное предложение.

А. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (Лесков Н.)

Б. К утру вьюга успокоится.

В. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс… (Пушкин А.)

Г. Уходим завтра в поход.

4. Найдите назывное предложение.

А. Волной разбило лодку.

Б. Цыплят по осени считают. (Пословица)

В. Целая цепь крутых уступов… (Тургенев И.)

Г. Ну, солдат, пойдём со мной. (Твардовский А.)

5. Найдите обобщённо - личное предложение.

А. Темнеет уже в долине.

Б. Мне не к кому было обратиться за советом.

В. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Г. Из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.

6. Найдите среди данных предложений односоставное.

Б. Дед с бабушкой шли впереди. (Горький М.)

В. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. (Фет А.)

Г. Поездку домой ожидали все.

7. Определите тип предложения Про батарею Тушина было забыто. (Толстой Л.Н.)

Б. Односоставное неопределённо-личное

В. Односоставное определённо-личное

Г. Односоставное безличное

8. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными .

А. Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. Отошли ночью. (Паустовский К.)

Б. Тарантас толкнуло. Лаврецкий выпрямился. (Тургенев И.)

В. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз… (Тургенев И.)

Г. Глаза слипаются. Голову клонит вниз. (Чехов А.)

9. Укажите вариант ответа, в котором одно из предложений является неопределённо-личным .

А. Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов)

Б. Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Тютчев Ф.)

В. Душно было в сакле. Я вышел на воздух освежиться.

Г. Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (Суриков И.)

10. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?

А. Придёшь завтра ко мне?

Б. В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (Толстой А.)

В. Бодро идёшь домой. (Бунин И.)

Г. Пой, моя хорошая! (Жаров А.)

11. Укажите верную характеристику предложения Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла. (Дорош Е.)

А. Односоставное безличное

Б. Односоставное неопределённо-личное

Г. Односоставное определённо-личное

12. Найдите пример, в котором есть неполное предложение.

А. Крепко пахло смородиной.

Б. За окнами мороз.

Г. Алёша смотрел на них, а они – на него.

13. Найдите назывное предложение.

А. Воздух горячий.

Б. Чуть-чуть сыровато.

Г. Утро ясное и морозное.

14. Какая схема соответствует предложению Дорога была в снегу, и нам посоветовали переночевать в небольшой деревушке ?

А. Двусоставное, и двусоставное

Б. Двусоставное, и односоставное безличное

В. Двусоставное, и односоставное неопределённо-личное

Г. Двусоставное, и односоставное определённо-личное

15. Какое из данных утверждений является верным?

Неопределённо-личное предложение — это предложение…

А. Со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица;

Б. Со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица мн. ч. настоящего или будущего времени или в форме мн. ч. прошедшего времени;

В. Со сказуемым-глаголом в форме 2-го лица;

Г. Со сказуемым, которое не допускает наличие подлежащего.

Ключи к тесту

Юнусова Роза Ферахетдиновна , учитель русского языка и литературы МОУ Ишеевский многопрофильный общеобразовательный лицей имени Н.К. Джорджадзе,

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования


Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

Тема теста «Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс)

Изучение темы «Односоставные предложения» позволяет учащимся практически освоить большое разнообразие и вариативность грамматических основ простых предложений. Освоение данной темы является важным также и потому, что знание этой темы позволит обучающимся правильно выполнить многие тестовые задания в вариантах ОГЭ в 9 классе, которые предлагают к рассмотрению односоставные предложения.

В данной разработке тест к уроку обобщения по русскому языку в 8 классе по программе Т.А. Ладыженской по теме «Односоставные предложения. Неполные предложения». Предложенные задания позволяют обобщить знания и умения по теме “Односоставные предложения. Неполные предложения”; закрепить навыки отличия одного вида предложений от другого; видеть их в составе сложного; развивать навыки самостоятельной работы; воспитывать уважение и любовь к родному языку.

2. Найдите определённо-личные предложения.
а) Взойдите на эту гору, и увидите весь город.
б) По нивам и лугам, уставленным стогами, брожу в прохладной полутьме.
в) Ветер разогнал облака.
г) В дверь неслабо постучали.

3. Найдите назывные предложения.
а) Песчаная насыпь. Овраги.
б) Шёпот. Робкое дыханье. Трели соловья.
в) Вдоль размытой дождями дороги осторожно ступали гуси.
г) Из одной муки хлеба не испечёшь

4. Найдите неопределённо-личные предложения.
а) Из берёзовой коры плетут корзины.
б) Было тихо, темно.
в) Об отсутствующих плохо не говорят.
г) Доносится тревожный крик неуснувшей птицы.

5. Найдите безличные прёдложения.
а) У грызунов нет клыков.
б) Алёше очень захотелось скомкать холодный снежок и кинуться в бой.
в) На улице рано смеркается.
г) Зимой свет зажигают рано.

6. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?
а) Не дожидаясь, остановки поезда он вышел к перрону.
б) Камыш лучший строительный материал для пустыни.
в) Дождь размыл тропинку, круто поднимающуюся на курган.
г) Заяц — самое робкое и беззащитное творение.

7. Определите тип предложения.
Меня приняли в баскетбольную команду.
а) двусоставное
б) неопределённо-личное
в) определенно-личное

8 Найдите неполное предложение
а) Книга – источник знаний.
б) Любите ли вы читать?
в) Очень люблю.
г ) Будущее за образованными людьми

1. Спишите. Подчеркните сказуемое в односоставных предложениях; укажите их тип, напишите, какими глагольными формами выражено сказуемое.

1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.)

2) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день. (Н.)

3) Останемся ещё на один день. (Ч.)

4) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания. (Светл.)

5) Бездонную бочку водой не наполнишь. (Посл.)

6) Вас просят к телефону.

7) Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впрягают. (П.)

8) По улицам слона водили. (Кр.)

2. Прочитайте, укажите сказуемые и обращения в односоставных определённо-личных предложениях. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

Шумим братец шумим. (Гр.) 2) Постоим ещё Гриша. (Н.) 3) Ну солдат пойдём со мной.(Тв.) 4) Взвейтесь кострами синие ночи. (Жар.) 5) Пой моя хорошая! (Жар.) 6) Орлёнок орлёнок взлети выше солнца и степи с высот огляди. (Шведов.) 7) В защиту мира вставайте люди! (Френкель.)

3. Какое предложение является односоставным?

1) Посетителей в коридоре не наблюдали.
2) Много песен сложено о любви.
3) На небе солнце было большое, горячее.
4) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.

4. Какое предложение является односоставным определенно-личным?

1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.
2) Дорога шла по низменным, болотистым местам.
3) Стою один среди равнины голой.
4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

5. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?

1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.
2) Больничный распорядок неизменен.
3) У прилавка стояло три покупателя.
4) Им еще предстоит долго учиться.

6. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?

1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.
2) Опять отложили вылет. 3) Цыплят по осени считают.
4) Придешь завтра ко мне в гости?

1. Найдите определенно-личное предложение:
а) Жду от тебя посылки. +
б) С утра меня лихорадило.
в) Из березовой коры плетут корзины.

2. Найдите неопределенно-личное предложение:
а) Уже совсем рассвело.
б) К кому-то принесли от мастера ларец. +
в) У грызунов нет клыков.

3. Найдите безличное предложение:
а) К утру вьюга успокоится.
б) Уходим завтра в поход.
в) Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. +

4. Найдите назывное предложение:
а) Целая цепь крутых уступов… +
б) Волной разбило лодку.
в) Ну, солдат, пойдем со мной.

5. Найдите обобщенно-личное предложение:
а) Мне не к кому было обратиться за советом.
б) Темнеет уже в долине
в) Без труда не вынешь и рыбку из пруда. +

6. Найдите среди данных предложений односоставное:
а) Поездку домой ожидали все.
б) С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. +
в) Дед с бабушкой шли впереди.

7. Определите тип предложения: Про батарею Тушина было забыто:
а) односоставное определенно-личное
б) двусоставное
в) односоставное безличное +

8. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными:
а) Над горами бледно-зеленое, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз… +
б) Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. Отошли ночью.
в) Тарантас толкнуло. Лаврецкий выпрямился.

9. Укажите вариант ответа, в котором одно из предложений является неопределенно-личным:
а) Душно было в сакле. Я вышел на воздух освежиться.
б) Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет!
в) Но вот прошло четыре года. В одно тихое, теплое утро в больницу принесли письмо. +

10. Какое предложение не является односоставным определенно-личным:
а) Пой, моя хорошая!
б) В комнате пахло теплой штукатуркой, вымытыми полами. +
в) Придешь завтра ко мне?

11. Найдите пример, в котором есть неполное предложение:
а) Алеша смотрел на них, а они – на него. +
б) Крепко пахло смородиной.
в) За окнами мороз.

12. Найдите назывное предложение:
а) Утро ясное и морозное.
б) Темный лес. +
в) Воздух горячий.

13. Какая схема соответствует предложению: Дорога была в снегу, и нам посоветовали переночевать в небольшой деревушке:
а) двусоставное, и односоставное неопределенно-личное +
б) двусоставное, и односоставное безличное
в) двусоставное, и двусоставное

14. Какое из данных утверждений является верным? Неопределенно-личное предложение – это предложение:
а) со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица
б) со сказуемым, которое не допускает наличие подлежащего
в) со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица мн.ч. настоящего или будущего времени или в форме мн.ч. прошедшего времени +

15. Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера (или номер) неполных предложений:
(1)У нас появился щенок. (2)Маленький, рыжий. (3)Мы стали думать, как назвать щенка. (4)Джеком или Шариком?
а) 2, 4 +
б) 1
в) 3

16. Укажите неполное предложение:
(1)Я выиграл две партии в шахматы. (2)А проиграл только одну. (3)Все остались довольны. (4)Мне даже дали почетную грамоту.
а) 1
б) 2 +
в) 3

17. Укажите неполное предложение:
(1)Я очень быстро ответил на первый вопрос. (2)Потом задумался. (3)В результате оценка оказалась не такой высокой. (4)Я расстроился.
а) 1
б) 3
в) 2 +

18. Укажите полное предложение:
(1)Забота скрепляет отношения между людьми. (2)Скрепляет семью. (3)Скрепляет дружбу. (4)Скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
а) 3
б) 1 +
в) 2

19. Укажите верное объяснение постановки тире в предложении:
Весна красна цветами, а осень — плодами.
а) тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными
б) тире ставится после однородных членов перед обобщающим словом
в) тире ставится на месте пропуска члена предложения в неполном предложении +

20. Укажите верное утверждение:
а) любое односоставное предложение является неполным
б) в неполном предложении пропущен какой-либо член, легко восстанавливаемый по речевой ситуации +
в) неполным называется предложение, в котором пропу­щен один из главных членов

21. Укажите неверное утверждение:
а) предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными +
б) назывные предложения имеют один главный член предложения – подлежащее
в) односоставное предложение может быть распространенным

22. В определенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:
а) глаг. 3-го л. мн. ч. наст. или буд. вр
б) глаг. 1-го или 2-го л. наст. или буд. вр. +
в) глаг. в неопред. ф.

23. В каком односоставном предложении можно употребить глагол принесут:
а) в безличном
б) в назывном
в) в неопределённо-личном +

24. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в безличном предложении:
а) светало
б) люблю +
в) пахло

25. Односоставное предложение со сказуемым стоит подумать является:
а) определённо-личным
б) назывным
в) безличным +

26. Найдите характеристику, которая соответствует предложению:
Нечего из мухи делать слона.
а) двусоставное
б) односоставное, безличное +
в) односоставное, определённо-личное

27. Укажите неверное утверждение:
а) главный член безличного предложения выражается только безличным глаголом +
б) безличными называются предложения, в которых отсутствует подлежащее
в) односоставное предложение может быть распространенным

28. Односоставное предложение со сказуемым “нет” является:
а) определённо-личным
б) назывным
в) безличным +

29. Найдите ошибку в характеристике предложения:
Дела словом не заменишь.
а) неопределённо-личное +
б) распространенное
в) простое

30. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола:
а) Под ногами у меня приятно поскрипывало.
б) Темнеет уж в долине. +
в) Мне нездоровится.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования


Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тестовые задания по теме
«Односоставные предложения»

Определите тип простых предложений:
1. Из одной муки хлеба не испечешь.
2. Виноград собирают осенью.
3. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться.
а) двусоставные предложения;
б) односоставные предложения.
2. Укажите определенно-личные предложения:
1. Шила в мешке не утаишь.
2. Рядом женщина под зонтиком.
3. Не угадаешь, где найдешь, где потеряешь.
4. Плот сильно качает волной.
5. Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых
паутинках.

3. Найдите неопределенно-личные предложения:
1. Всё небо заволокло облаками, и с тал накрапывать мелкий дождь.
2. Здесь не курят.
3. Эшелон без остановок идет мимо разъездов и станций.
4. Из березовой коры плетет лапти.
5. Шила в мешке не утаишь.
4. Укажите безличные предложения:
1. Ветром отрывает от пены комки, с молниеносной быстротой катит
их по песку.
2. Слезам и горю не поможешь.
3. Маслом каши не испортишь.
4. Когда цветут сады, мне по ночам не спится.
5. По одёжке встречают, по уму провожают.

5. Найдите обобщённо-личные предложения:
1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
2. Дело словом не заменишь.
3. Прощаюсь с гостеприимными хозяевами.
4. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от
холодного солнца.
5. Долго мне не спалось.
6. Какое из предложений является назывным?
1. На пригорке то сыро, то жарко.
2. Третий час дня.
3. Радостно видеть дружные всходы.
4. Всё больше заносит снегом окошко.
5. В этот час было совсем тихо.

7. Определите тип односоставного предложения:
От плетня, копны сена, от кустов веет скопленным за день
теплом.
а) определенно-личное предложение;
б) неопределённо-личное предложение;
в) обобщённо-личное предложение;
г) безличное предложение;
д) назывное предложение.

Найдите примеры, в которых есть неполные предложения:
1. Волшебная осень парков.
2. По полям бегут ручьи, на дорогах – лужи.
3. Долго-долго падают кленовые листья.
4. – Смотрите, смотрите: летит! – закричал вдруг Павлик.
5. Вдоль размытой дождями дороги осторожно выступают гуси, переваливаясь на красных лапах.

ОТВЕТЫ:
1. 1,3 – б; 2 – а
2. 1,3
3. 2,4
4. 1,4
5. 1,2
6. 2
7. 4
8. 2, 4

1. Определите тип простых предложений:
1. В наш город приехали артисты из Москвы.
2. В воскресенье состоятся соревнования по плаванью.
3. На окне моем изморозь вяжет сноп пахнущих зимних цветов.
а) двусоставные предложения;
б) односоставные предложения.

2. Укажите определённо-личные предложения:

1. Зимой свет зажигают рано.
Пахло сеном, созревающим хлебом, мёдом, полынью.
Над городом – лиловые горы.
Пчелу мёдом не удивишь.
Не гордись званьем, а гордись знаньем.

3. Найдите неопределённо-личные предложения:
Клин клином выбивают.
Цыплят по осени считают.
Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет…
Тот, кто не искал полезных ископаемых, не знает, что такое полевая работа минералога.
Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух.

4. Укажите безличные предложения:
1. Какая-то забытая мелодия вдруг донеслась издалека.
2. Соловья баснями не кормят.
3. На дворе было прохладно, уже брезжил рассвет.
4. Не расти траве после осени.
5. Приветствую тебя, пустынный уголок!

5. Найдите обобщенно-личные предложения:
1. Три неприятельские лошади достались тут же в добыче победителю.
Через четверть часа мы уже сидели на дощанике.
Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу!
4. Бездонную бочку водой не наполнить.
Солнце слепит глаза.
Какое из предложений является назывным?
Вот заводская улица.
Хлеб – чудеснейшее открытие человека.
Решение судьи было бесспорно.
Неудача не смутила боксёра.
Вы, я вижу, любите природу.

Определите тип односоставного предложения:
Над морем, городом и горами – солнце.
а) определенно-личное предложение;
б) неопределенно- личное предложение;
в) обобщенно-личное предложение;
г) безличное предложение;
д) назывное предложение.

Найдите примеры, в которых есть неполные предложения:
Землю солнце красит, а человека – труд.
Газ называют голубым углем.
Грозовая туча заволокла небо, будто перекрыла землю низкой крышей.
Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.
5. К сожалению, мы очень редко так хорошо проводим время.

Вариант 3
Если двусоставное предложение имеет в своей основе два главных члена – подлежащее и сказуемое, а односоставное – один главный член (в форме подлежащего или сказуемого), то какого типа данные простые предложения?

1. Кругом всё молчало.
2. По откосам оврагов зацвели первые цветы.
3. Хорошо было работать ранним утром под ласковыми лучами солнца.
А. Двусоставное.
Б. Односоставное.

Если в односоставных определённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 1–2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица определённо-личным?

1. Какое великолепие и спокойствие!
2. Нас разбудили в шесть часов.
3. В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры.
4. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса.
5. Тоскливо и медленно проходили дни и вечера.

3. Определите способ выражения главного члена в обобщённо-личном односоставном предложении.

Печь не пролежишь. (Пословица).
Сеют – плачут, молотят – скачут (Пословица).
Лежи на боку да гляди за Оку (Пословица).

А. Глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего/ будущего времени.
Б. Глагол в форме повелительного наклонения.
В. Глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего/ будущего времени.

4. Если неопределённо-личным предложением называется односоставное предложение, в котором действие не отнесено к деятелю, хотя и мыслится как совершаемое кем-то, то какие предложения являются неопределённо-личными?

Дом простоит долго и переживёт первых жильцов.
Многим не терпелось кинуться в бой.
Большой костёр развели на берегу, против посёлка.
Ярмарка. Крещенский мороз.

5. Определите способ выражения главного члена в односоставном неопределённо-личном предложении.

Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.
На шкурах расставят глиняные горшки с горячим отваром.

А. Глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего/ будущего времени.
Б. Глагол в форме прошедшего времени множественного числа.

6. Если безличным предложением называется односоставное предложение, в котором действие или состояние не связано с действующим лицом (предметом), то такое предложение является безличным?

Всё спало кругом.
Первая пыль.
Вечер.
4. Захолодало.

9. Определите тип односоставного предложения.
1. Мне нравится этот монастырь.
Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.
Не окинешь поле Куликово глазом.
Ночь. Вахта.
В монастырях отзвонили к утрене.

А. Определённо-личное предложение.
Б. Неопределённо-личное предложение.
В. Обобщённо-личное предложение.
Г. Безличное предложение.
Д. Назывное предложение.

ОТВЕТЫ
1А, 2А, 3Б
4
1А, 2В, 3Б
3
1Б, 2А
3
1В, 2А, 3Б
2,3
1Г, 2А, 3В, 4Д, 5Б

Вариант 4
Прочитайте предложения и выполните задания 1-4.
(1)Крышей мира называют горную систему Средней Азии – Памир.
(2)Хребты Памира достигают высоты более шести тысяч метров.
(3)Средняя высота плоскогорий – свыше трёх тысяч метров.
Какое(-ие) из данных предложений принадлежит(-ат) к односоставным?
1) первое
2) второе
3) третье
4) все три
2. Назовите тип (типы) указанного(-ых) односоставного (-ых) предложения(-й).

3. Выпишите грамматические основы всех предложений микротекста.

4. Какое из данных ниже предложений не синонимично первому предложению микротекста?
1) Памир, что означает «крыша мира», – это горная система в Средней
Азии.
2) В Средней Азии есть горная система Памир, или «крыша мира».
3) Горная система в Средней Азии названа крышей мира (Памир).
4) Горная система в Средней Азии – это крыша мира, Памир.
5. Какая(-ие) из данных ниже словоформ может (могут) быть главным членом полного односоставного предложения?
построил
построили
постройте
построит

6. Назовите тип (типы) односоставных предложений, где выбранная(-ые) словоформа(-ы) может быть главным членом.

7. Напишите односоставное предложение, синонимичное данному двусоставному.
Неизменяемые слова не имеют окончаний.

8. Напишите двусоставное предложение, синонимичное данному односоставному.
В Москве и в Костроме по-разному произносят гласные.

ОТВЕТЫ
1
неопределённо-личное
называют, хребты достигают (высоты), высота – свыше трёх тысяч метров.
4. 4 – из этой фразы не ясно, что «крыша мира» - это образное название, что подчёркивается в исходном предложении.
2,3
6. неопределённо-личное и определённо-личное.
7. У неизменяемых слов нет (не имеется) окончаний.
8. Жители Москвы и Костромы по-разному произносят гласные.

Вариант 5
Прочитайте предложения и выполните задания 1- 7
(1)Охотничьи собаки делятся на легавых и гончих. (2)Легавых используют для выслеживания дичи. (3)Гончие приучены преследовать, загонять добычу.
Какое(-ие) из данных предложений принадлежит(-ат) к односоставным?
1) первое
2) второе
3) третье
4) все три
2. Назовите тип(типы) указанного(-ых) односоставного(-ых) предложения
(-ий).

3. Выпишите грамматические основы всех предложений микротекста.

4. Какое из данных ниже предложений не синонимично никакому предложению микротекста?
Всех охотничьих собак делят на легавых и гончих.
Легавые и гончие относятся к охотничьим собакам.
Гончие обычно преследуют, загоняют добычу.
Гончих собак приучают загонять добычу.
5. Какая(-ие) из данных ниже словоформ может(-ут) быть главным членом полного односоставного предложения?
называются
придётся
трудно
4) происходит

6. Назовите тип (типы) односоставных предложений, в котором выбранная(-ые) словоформа(-ы) может быть главным членом.

7. Напишите односоставное предложение, синонимичное данному двусоставному.
Книга рассказывает о происхождении языка.
8. Напишите двусоставное предложение, синонимичное данному односоставному.
По походке можно многое узнать о характере человека.

ОТВЕТЫ
2
2. неопределённо-личное
3. собаки делятся, используют, гончие приучены
4. 2 – из этой фразы не ясно, бывают ли другие охотничьи собаки.
2,3
6. безличное
7. В книге рассказывается о …
8. Походка много может рассказать (позволит узнать) о …

Вариант I: Определенно-личные предложения
Тр..па – единстве..ный путь через тайгу. Так (из)дали по м..тёлочкам злаков я узнал тр..пу человеческую и был спасён.
По сухой ли тр..пе на п..сочк. по замшелым ли брёвнам на б..лот.. иду в полном радос..ном согласи.. с тем, кто прош..л раньше меня. В каждой избушк.. на пути своём пользуюсь др..вишками. Часто сам г..товлю др..ва для идущих за мною. Оставляю и свою коробочку спичек.
И до того много всего на тр..пе. То и дело вид..ш. как (на)верху ветка качнулась. Это какая(то) птица сп..рхнула. Подтян..ш..ся на ц..почках и, быва..т, успе..ш.. дог..дат..ся, какой это зв..рек от твоих шагов уб..жал.
(М.Пришвин)
Задания.
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Выделите односоставные определённо-личные предложения.
3. Определите способ выражения главного члена в данных предложениях.

Вариант II: Неопределённо-личные предложения
Б..льш..й к..стёр разв..ли на б..регу, против п..сёлка. Туши тура и к..бана целиком жарили на огромных в..рт..лах, пов..рач..вая то одним, то другим боком. Внутрь их клали раск..лён..ые камни. Едва бог неба отправился на п..кой в свою хиж..ну за п..лос ой леса, п..ляну по обе стороны к..стра заст..лили шкурами. На них рас..ставят глин..ные г..ршки с г..рячим отваром. Р..зложат жарен..ые рыбу и мясо, плоды, сладкие к..ренья и л..пешки. Предст..ял пир, (не)слыхан..о богатый даже для южного плем..н.. (В.Головин).
Задания.
Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки.
2. Выделите односоставные неопределённо-личные предложения.
3. Определите способ выражения главного члена в данных предложениях.

Вариант III. Безличные предложения
Движения Пушкина были медленны и затруднены. Ему нужно было поймать какую-то реющую возле виска тревожную мысль. Не удавалось. Ну и бог с ней!
Пушкин стремглав кинулся в долгую тьму коридора, скатился по лестнице и выскочил наружу. Но лишь выбежав в сад, почувствовал он себя в безопасности.
В парке было сыро и солнечно. От пруда тянуло холодом. Не чувствовалось даже слабого ветерка. Листья лип ворочались на черенках, подставляя солнцу то лицо , то рубашку.
В стороне Китайской деревни щёлкал соловей, обучал бою и трелям молодого соловья. Старший был великим мастером. Молодой с легкостью подхватывал любую ноту, выводил любое коленце. Но только пусто у него звучало (Ю. Нагибин).
Задания.
Выпишите из текста односоставные безличные предложения.
2. Определите способ выражения главного члена.

Вариант IV: Назывные предложения
Так (не)спешно идет жизнь. Дни, вечера, ночи, праз..ники, будни.
Ярм..рка. Кр..щенский м..роз. В шубах д..ревья. На шестах п..лощ..тся флаги. И зима, зима. От снега всё мя..кое.
Пост. Ж..лтым маслом политы.. к..леи. Старин..ые дедовские куш..нья. И пасха. Со..нце, звон.
Одна какая(то) ноч.. – из ск..рлупы вышел апрель. Первая пыль. Т..пло (Е. Замятин).
Задания.
1.Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки.
2. Выделите односоставные назывные предложения.
3. Определите способ выражения главного члена в данных предложениях.

Вариант V. Односоставные предложения
1. Грозовая туча перевалила за Амыл и там гремела. Сразу прорвалось солнце. Стало жарко. 2. В эту тревожную ночь Наумов вместе с группой рабочих дежурил на плотине. Ему поставили маленькую будку с полевым телефоном неподалеку от мощных насосов. Вокруг будки лежали груды мешков, набитых песком. 3. Всё было как во сне. Иван Никитич рассмеялся: «Подожди. Вот приедем домой, обо всём расскажу. Как беспризорником был, как учиться устроился и как инженером стал». 4. Жара. Из старого вахромеевского сада липы и сирень перевесились через забор всей грудью. 5. Кроме рек, в Мещёрском крае много каналов. Они уходят в глубь лесов. По каналам, особенно весною, можно пробираться в легком челне на десятки километров. 6. На болоте Бедый Мох нашли большие залежи торфа. Начали рубить лес. Говорили, что будут строить электростанцию. 7. Хорошо смеялся паренек. Так смеются в деревнях, выезжая на ночное. Оставляя позади себя все деревенские труды и заботы, предчувствуют ночь легкую, теплую, с огоньком костра, с россказнями длинными, с байками всякими и песнями под сурдинку.

8. Светало грустно и нежно. Так всегда светает ранней весной. За окном понемногу светлела Тверская, откуда-то донёсся хлопотливый звонок рабочего трамвая. 9. В один жалобный колокол медленно поют пятиглавые Николы, Введенья и Спасы. От колокольного гуда как бархатом выстланы все небо и земля. Рядом по монастырскому саду идут из церкви. 10. После собрания вышли в ночь. Ночь. Весна. Воют собаки. Скоро запоют соловьи. Небо чёрное, и звёзды мутны.
Задания.
Выпишите односоставные предложения.
Выделите главный член односоставного предложения, указав способ его выражения.
Определите типы односоставных предложений.

Диктант с грамматическим заданием
Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень темной ночи за чью-нибудь непутевую душу.
Обронили вербы четки зеленые, краснотой подернулись листья – удила шелковые.
Вечер. Голоса по дороге про темную ноченьку поют. Прощай ты, пора нудная, томящая. Вылила ты из пота нашего колосья зернистые, кровью нашей напоила ягоды свои… Стихало…
(С. Есенин, 52 слова).
Задания.
Выпишите из текста односоставные предложения.
2. Определите типы односоставных предложений, охарактеризовав главный член.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: