Из чего плетут лапти

Обновлено: 02.05.2024

К истории лаптя на Руси

В начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Казалось бы, что сложного несёт в себе тема история лаптя? А между тем даже точное время появления лаптей в жизни наших далеких предков неизвестно по сей день.

Принято считать, что лапти – один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки – крючки для плетения лаптей – археологи находят даже на неолитических стоянках. Не дает ли это основание предполагать, что уже в каменном веке люди, возможно, плели обувь из растительных волокон?

Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих, прежде всего, от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники … Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки – курпы, или крутцы, и даже из конского волоса – волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки). Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку»).

Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык – от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом – получалось приблизительно 300 пар лаптей. О скорости плетения лаптей различные источники говорят по-разному: от двух до десяти пар в день.

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и, как уже говорилось, костяной или железный крючок – кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону. Есть легенда, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого (XX) столетия.

Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Жизнь крестьян-лапотников описана многими русскими классиками. В рассказе «Хорь и Калиныч» И.С. Тургенев противопоставляет орловскому мужику калужского оброчного крестьянина: «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах».

Как видим, даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Своеобразный знаковый смысл кожаной обуви для крестьянина подчеркивает и другой наш писатель, Д.Н. Мамин-Сибиряк: «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог». А между тем кожаная обувь ценилась не дешево. В 1838 году на Нижегородской ярмарке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили в ту пору не менее пяти-шести рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи, а в иных местах и более (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ).

В письменных источниках слово «лапоть», а точнее, производное от него – «лапотник» впервые встречается в «Повести временных лет» (в Лаврентьевской летописи): «В лето 6493 (985 год.), иде Володимеръ на Болгары съ Добрынею съ уемъ своимъ въ ладьях, а Торки берегомъ приведе на конихъ, и победи Болгары. Рече Добрыня Володимеру: съглядахъ колодникъ оже вси въ сапозехъ, сим дани нам не даяти, поидем искать лапотников. И сотвори Володимеръ с Болгары миръ …» В другом письменном источнике эпохи Древней Руси, «Слове Даниила Заточника», термин «лыченица» как название вида плетеной обуви противопоставляется сапогу: «Лучше бы ми нога своя видети в лыченицы в дому твоемъ, нежели в червлене сапозе в боярском дворе».

Историки, однако, знают, что названия вещей, известных по письменным источникам, не всегда совпадают с теми предметами, которые соответствуют этим терминам сегодня. К примеру, «сарафаном» в XVI веке называли верхнюю мужскую одежду в виде кафтана, а «ширинкой» именовали богато вышитый шейный платок.

Интересную статью по истории лаптя опубликовал современный петербургский археолог А.В. Курбатов, который предлагает рассматривать историю лаптя не с точки зрения филолога, а с позиций историка материальной культуры. Ссылаясь на накопленные за последнее время археологические материалы и расширившуюся лингвистическую базу, он пересматривает выводы, высказанные финским исследователем прошлого века И.С. Вахросом в очень интересной монографии «Наименование обуви в русском языке».

В частности, Курбатов пытается доказать, что плетеная обувь начала распространяться в России не ранее XVI века. Более того, мнение об изначальном преобладании лаптей среди сельских жителей он относит к мифологизации истории, как, впрочем, и социальное объяснение этого явления следствием чрезвычайной бедности крестьянства. Эти представления сложились, по мнению автора статьи, в среде образованной части российского общества лишь в XVIII веке.

И действительно, в опубликованных материалах, посвященных широкомасштабным археологическим исследованиям в Новгороде, Старой Ладоге, Полоцке и других русских городах, где был зафиксирован культурный слой, синхронный «Повести временных лет», не обнаружено следов плетеной обуви. А как же найденные при раскопках костяные кочедыки? Они могли, по мнению автора статьи, использоваться для иных целей – для плетения берестяных коробов или рыболовных сетей. В городских слоях, подчеркивает исследователь, лапти появляются не ранее рубежа XV-XVI веков.

Следующий довод автора: изображения обутых в лапти нет ни на иконах, ни на фресках, ни в миниатюрах лицевого свода. Самая ранняя миниатюра, где показан обутый в лапти крестьянин,– сцена пахоты из «Жития Сергия Радонежского», но оно датируется началом XVI века. К этому же времени относятся сведения писцовых книг, где впервые упоминаются «лапотники», то есть ремесленники, занятые изготовлением лаптей на продажу. В трудах иностранных авторов, посещавших Россию, первое упоминание о лыковой обуви, относящееся к середине XVII столетия, А. Курбатов находит у некоего Николааса Витсена.

Нельзя не сказать и об оригинальной, на мой взгляд, трактовке, которую дает Курбатов раннесредневековым письменным источникам, где впервые речь идет о лаптях. Это, например, приведенный выше отрывок из «Повести временных лет», где Добрыня дает Владимиру совет «поискать лапотников». А.В. Курбатов объясняет его не бедностью лапотников, противопоставленных богатым пленникам-болгарам, обутым в сапоги, а видит в этом намек на кочевников. Ведь собирать дань с оседлых жителей (лапотников) легче, чем гоняться по степи за ордами кочующих племен (сапоги – обувь, наиболее приспособленная для верховой езды, активно использовалась кочевниками). В этом случае слово «лапотник», то есть обутый в «лапоть», упоминаемый Добрыней, возможно, означает какой-то особый вид низкой обуви, но не сплетенный из растительных волокон, а кожаный. Поэтому утверждение о бедности древних лапотников, которые в действительности ходили в кожаной обуви, по мнению Курбатова, беспочвенно.

Все сказанное еще и еще раз подтверждает сложность и неоднозначность оценки средневековой материальной культуры с позиций нашего времени. Повторяю: зачастую мы не знаем, что означают термины, встречающиеся в письменных источниках, а вместе с тем нам не известно назначение и название многих предметов, найденных при раскопках. Однако с изложенными археологом Курбатовым выводами, на мой взгляд, можно спорить, отстаивая ту точку зрения, что лапоть значительно более древнее изобретение человека.

Итак, единичные находки плетеной обуви при раскопках древнерусских городов археологи традиционно объясняют тем, что лапти – прежде всего, атрибут деревенской жизни, тогда как горожане предпочитали носить кожаную обувь, остатки которой в огромных количествах встречаются в культурном слое при раскопках. И тем не менее анализ нескольких археологических отчетов и публикаций, по-моему, не дает основания считать, что плетеной обуви не существовало ранее конца XV – начала XVI века. Почему? А дело в том, что публикации (и даже отчеты) далеко не всегда отражают весь спектр обнаруженного археологами массового материала. Вполне возможно, что в публикациях ничего не говорилось о плохо сохранившихся обрывках лаптей либо их представили как-то иначе.

Для однозначного ответа на вопрос, носили ли в России лапти ранее XV века, необходимо внимательно просмотреть описи находок, проверить датировку слоя и т.д. Ведь известно, что существуют публикации, оставшиеся незамеченными, в которых упоминаются остатки плетеной обуви из раннесредневековых напластований Лядинского могильника (Мордовия) и Вятических курганов (Подмосковье). Лапти обнаруживали и в домонгольских напластованиях Смоленска. Сведения об этом, возможно, удастся обнаружить и в других отчетах.

Если бы лапти действительно получили широкое распространение только в позднем Средневековье, то в XVI-XVII веках они встречались бы повсеместно. Однако в городах фрагменты плетеной обуви этого времени обнаруживаются при раскопках весьма редко, в то время как детали кожаной обуви исчисляются десятками тысяч.

Теперь об информативности, которую несет средневековый иллюстративный материал – иконы, фрески, миниатюры. Нельзя не учитывать, что ее сильно снижает условность изображений, далеких от реальной жизни. Да и длиннополые одежды часто скрывают ноги изображенных персонажей. Неслучайно историк А.В. Арциховский, изучивший более десяти тысяч миниатюр Лицевого свода и обобщивший результаты своих исследований в солидной монографии «Древнерусские миниатюры как исторический источник», вовсе не касается обуви.

Почему нет необходимой информации в письменных документах? Прежде всего, из-за скудости и отрывочности самих источников, в которых меньше всего внимания уделяется описанию костюма, тем более одежды простолюдина. Появление же на страницах писцовых книг XVI века упоминаний о ремесленниках, специально занимавшихся плетением обуви, отнюдь не исключает того факта, что лапти еще раньше плели сами крестьяне.

А.В. Курбатов словно не замечает упоминавшегося выше фрагмента из «Слова Даниила Заточника», где впервые встречается слово "лыченица ", противопоставленное «червленым сапозем». Никак не объясняется и летописное свидетельство 1205 года, где говорится о дани в виде лыка, взятой русскими князьями после победы над Литвой и Ятвягами. Комментарий Курбатова к отрывку из «Повести временных лет», где побежденные болгары представлены неуловимыми кочевниками, хотя и интересен, но тоже вызывает вопросы. Нельзя считать кочевой империей булгарское государство конца Х века, объединившее многие племена Среднего Поволжья. Здесь уже господствовали феодальные отношения, процветали огромные города – Болгар, Сувар, Биляр, богатевшие на транзитной торговле. К тому же поход на Болгар в 985 году был не первым (упоминание о первом походе относится к 977 году), поэтому Владимир уже имел представление о противнике и вряд ли нуждался в объяснениях Добрыни.

И наконец, по поводу заметок западноевропейских путешественников, побывавших в России. Они появляются лишь в конце XV века, поэтому более ранних свидетельств в источниках этой категории просто не существует. Более того, в записках иностранцев основное внимание уделялось политическим событиям. Диковинная же, с точки зрения европейца, одежда россиян их почти не занимала.

Особенный интерес представляет книга известного немецкого дипломата барона Сигизмунда Герберштей на, посетившего Москву в 1517 году в качестве посла императора Максимилиана I. В его записках есть гравюра, изображающая сцену езды в санях, на которой отчетливо видны обутые в лапти лыжники, сопровождающие сани. Во всяком случае, в своих записках Герберштейн отмечает, что на лыжах ходили во многих местах России. Четкое изображение крестьян, обутых в лапти, есть и в книге «Путешествие в Московию» А. Олеария, дважды побывавшего в Москве в 30-х годах XVII века. Правда, в тексте книги сами лапти не упоминаются.

У этнографов также нет однозначного мнения о времени распространения плетеной обуви и ее роли в жизни крестьянского населения раннего Средневековья. Одни исследователи подвергают сомнению древность лаптей, считая, что прежде крестьяне ходили в кожаной обуви. Другие ссылаются на обычаи и поверья, говорящие как раз о глубокой древности лаптей, например, указывают на их обрядовое значение в тех местах, где плетеная обувь давно предана забвению. В частности, уже упоминавшийся финский исследователь И.С. Вахрос ссылается на описание похорон в среде уральских старообрядцев-кержаков, не носивших плетеной обуви, но хоронивших покойника обутым в лапти.

Суммируя изложенное, отметим: трудно поверить, что широко распространенные в раннем Средневековье лыко и кочедыки использовались лишь для плетения коробов и сетей. Уверен, обувь, изготовленная из растительного волокна, была традиционной частью восточнославянского костюма и хорошо знакома не только русским, но и полякам, и чехам, и немцам.

Казалось бы, вопрос о дате и характере распространения плетеной обуви - весьма частный момент нашей истории. Однако в данном случае он затрагивает масштабную проблему различия города и деревни. В свое время историки отмечали, что довольно тесная связь города и сельской округи, отсутствие существенного правового различия между "черным" населением городской слободы и крестьянами не позволяют провести резкой границы между ними. Тем не менее результаты раскопок свидетельствуют, что в городах лапти встречаются крайне редко. Это и понятно. Обувь, сплетенная из лыка, бересты или других растительных волокон, больше подходила для крестьянского быта и труда, а город, как известно, жил в основном ремеслом и торговлей.


Виды

Самой распространенной обувью на Руси историки называют лапти, которые плели из бересты, лыка, дуба, ракиты – словом, специальным образом заготовленной коры дерева. Почему использовался именно этот материал, объясняется просто – он всегда был под рукой. Существовало множество разновидностей изделий, а традиции плетения имели региональные отличительные черты. К сожалению, многие современные жители мегаполисов даже не знают, что такое лапти, как и для чего их изготавливали. А ведь это важная часть российской истории, разобраться в которой поможет собранный в статье материал.

Что собой представляют

Лапти в Древней Руси умели делать в каждой семье. Создавали их из древесного лыка. Легкая и гигиеничная обувь предназначалась для повседневного использования. Носилась она вместе с портянками (онучами). Для удержания тепла, повышения прочности и придания привлекательности внешнему виду лапти проплетались дважды. Для этих же целей использовалась кожаная подметка. В морозную погоду изделия служили до 10 дней, летом стаптывались примерно за 4 дня.

Конструкция лаптей состоит из пяточной зоны, мыска (головки или головяшки), дна (подошвы). По краям располагались бока (бочки или берцы). Для продевания шнурков (оборок) в боковинах оставлялись специальные отверстия – проушины.

Сегодня сложно представить, как носили лапти наши далекие предки. Между тем благодаря специальным лыковым шнуркам изделия надежно фиксировались на ногах, подобно древнегреческим сандалиям. Крепления присоединялись за говенник обуви, располагались вокруг щиколоток и предотвращали разматывание онучи.

Крестьяне ценили лапти, считали их комфортными и удобными. Это подтверждается поговорками тех временем – «В этой обуви нога радуется, просит ходу».



История обуви

Самые давние упоминания о плетеной обуви, датируемые концом Х века, можно найти в «Повести временных лет». История появления лаптей связана с экономическим состоянием, которое вынуждало людей использовать подручные средства для изготовления обуви. Территория, где они активно использовались, совпадала с районами сильнейшего крепостнического гнета. Широкое распространение лапти на Руси получили в связи с обнищанием крестьянства, крайней бедностью. Даже самые зажиточные жители села не могли позволить себе кожаные сапоги. В деревне их носили в любое время года, по праздникам и будням, в них венчали молодоженов, хоронили мертвых.

Сплести лапти мог каждый крестьянин, но работа считалась исключительно мужской. Древнейшие модели делали из лыка – самого распространенного и дешевого сырья.

Первые лапти состояли из одной подошвы, затем мастера стали оплетать верх изделий, создавать задник и носок, придавая форму башмака. Свободные края лыковых полос загибались внутрь и фиксировались для получения ровной поверхности, которая не натирала ноги. По краям оставлялись отверстия для размещения фиксирующих ремешков.

До начала ХХ века Россию называли не иначе как «страной лапотной», вкладывая в это выражение оттенок отсталости и примитивизма. Плетеная обувь была олицетворением самых бедных слоев населения. Возможной причиной отказа от подобных моделей стала их недолговечность.

Не все знают о значении слова лапти. Вероятно, оно появилось от названия «лапа», так наши далекие предки называли ступни и ладони.



Разновидности

Древние славяне создавали лапти с разным количеством лыковых полосок. В зависимости от этой особенности появились разновидности: пятерики, шестерики, семерики. Последний вариант обычно использовался для ношения в холода. Для надежности и лучшей защиты от морозов изделия дополнялись подошвой из кожи. Парадные лапти плели из тонких полосок вязовой коры, украшали шерстяной тесьмой черного цвета, которая эффектно выделялась на фоне белоснежных портянок. Мастера использовали оригинальные узоры, красили отдельные ленты, создавая эффект росписи.

Форма и конструктивные особенности лаптей разнились в зависимости от региона. Так, древнерусские изделия создавались при помощи косого плетения, белорусские и украинские мастера применяли прямую технику. Русские умельцы начинали процесс изготовления с задника, украинцы и белорусы – с носка.

Московские лапти создавались из лыка, имели высокие боковины и округлый мыс. Новгородские изделия выполнялись из бересты, имели треугольный носок, низкие бортики. В Мордовии использовали кору дерева, в основном вяза, придавая головяшке трапециевидную форму.

В ХХ веке лапотным промыслом активно занимались в Костромской губернии, где росло множество липовых рощ.

Пятерики Парадные Древнерусские Белорусские и украинские Московские Новгородские

Аналоги лаптей у разных народов

Окситанские и каталонские крестьяне с XIV века носили обувь, напоминающую современные эспадрильи – легкие лапти с задником. Главная отличительная особенность – ровная веревочная подошва, изготовленная из джута. Модели были актуальны для мужчин и женщин, надевались на босу ногу. Слово «эспадрильи» имеет французское происхождение, но подобный термин существует в Каталонии, Испании. Значение указывает на растение эспарто. Именно из его волокон изначально создавались веревки, которые впоследствии использовались для подошвы обуви. Недолговечность моделей компенсировалась дешевизной производства.

Традиционная швейцарская обувь из соломы – штрошу – напоминает русские лапти. В Корее широкое распространение получили чипсин – сандалии, сплетенные из стеблей трав. Аналогичные изделия встречаются у карелов, татар, финнов, мордвы, чувашей, эстонцев, австралийцев, североамериканских индейцев, японцев.

Штрошу Чипсин Эспадрильи

Из каких материалов изготавливали

Наши предки плели лапти из коры различных лиственных деревьев. Название изделия получали в зависимости от использованного материала: из липового лыка – лычники, из бересты – берестянники, из ивы – ивняки. Дубачи создавались из дубовой коры, соломенники – из соломы, волосяники – из конских хвостов и грив.

Самыми мягкими и долговечными являлись лыковые лапти, изготовленные из липовой коры. Худшим вариантом были ивовые изделия, а также мочалыжники, которые выполнялись из мочала. Использование такого сырья считалось зазорным делом. Из какого материала носили чуни в жаркую погоду, так это из очесов пеньки и ветхих веревок. Соломенные изделия были более прочными, не замерзали и не боялись воды. Для производства зимней обуви использовалась древесная кора, которая проплеталась двойным слоем.

Материалом для изготовления лаптей нарядных служила кора вяза. После замачивания в горячей воде полоски розовели, приобретали твердость. По праздничным дням молодые девушки надевали писаные лапти с носками из розового и белого липового лыка, края бортиков отделывались самыми узкими лентами.

Лычники Берестянники Ивняки Волосяники

Традиции плетения

В древности существовали целые артели лапотников, которые занимались заготовкой материалов и последующим изготовлением обуви. Выбрав подходящее дерево, они аккуратно снимали лыко специальным инструментом – пырком. Лучшим сырьем считалась кора, добытая в весеннее время, когда только начинают распускаться почки. После процедуры ствол оставался голым, что приводило к гибели растения, поэтому его требовалось срубить.

Полоски снятой коры связывали пучками и хранили в теплом месте с хорошей вентиляцией. Перед изготовлением лаптей ленты на протяжении суток отмачивались теплой водой. После этого материал тщательно соскабливался до тех пор, пока не оставался луб. Из полной телеги лык выходило до 300 пар обуви. За день у опытных лапотников получалось изготовить до 10 изделий.

Существовало множество техник плетения: в косую или прямую клетку, с носка, пятки – жители каждого региона использовали свои методы. Для работы применялись специальные инструменты – колчедыки из металла или костей животных. Плетение обуви считалось легкой работой, но требовало достаточных сноровки и опыта. Не случайно про пьяного человека и сегодня говорят, что он лыка не вяжет, то есть не способен на элементарные действия.

Есть у слова лапоть значение, не слишком приятное для человека, которого так называют, – невежественность, отсталость, глупость.



Современное использование

Молодые люди плохо представляют себе, что такое лапти, но могут увидеть их в сувенирных лавках в качестве декоративного элемента. Миниатюрные предметы обуви часто вешаются в доме или на даче, выполняя функцию оберега. Символизируют путешествие по жизни без чувства усталости, легкую дорогу. Это связано с тем, что наши предки, отправляясь в путь, брали с собой несколько пар этой обуви. По преданиям, в лаптях живет домовой, поэтому сувенир станет пожеланием здоровья и долголетия. Он оберегает семейные ценности, защищает домочадцев от сглаза, злых сил.

Талисман располагают над порогом, рядом с калиткой. Миниатюрные современные лапти часто украшают салон автомобиля.

Сегодня лапти как повседневную обувь, конечно, не плетут, но они активно применяются для фотосессий в русском народном стиле, которые выполняются на природе. Национальные костюмы, яркие краски, старинная обувь – все это привлекает внимание современного человека, позволяет ему сблизиться со своими корнями, почувствовать самобытность и глубину русской души.

Значение слова лапоть связывают также с народной медициной. Есть информация о лечебных свойствах бересты, из которой производится обувь. К ним относят успокаивающее действие, снятие головных болей, заживление ран, нормализацию кровяного давления. Изделия всегда остаются теплыми, якобы из-за их положительной энергетики. Традиционная медицина лапти, конечно же, не использует, поэтому сведения об их положительном влиянии на здоровье человека нельзя считать достоверными.




Видео


Популярная

Несколько веков назад сложно было найти деревенскую семью, у которой дома не стояла бы пара лыковой обуви на каждого жильца. Но в прогрессивном 21 веке легкие, удобные изделия, в которых, как говорили старцы, «нога радовалась», утратили свою функциональность. Сегодня лапти – лишь музейный экспонат, но иногда бывают ситуации, когда современному городскому жителю хочется воссоздать историческую обувь, например, чтобы преподнести пожилым родственникам оригинальный презент или подготовить костюм для детского утренника. Какими бы ни были причины, побудившие разобраться, как плести лапти, освоить технику создания этой обуви сможет каждый. Несмотря на кажущуюся простоту процесса, здесь есть свои тонкости и секреты, поэтому стоит строго следовать инструкции и быть предельно аккуратным.

Особенности изделия

Ученые считают, что лапти – один из самых древних видов обуви, не зря ведь археологи находят крючки для плетения времен неолита. Откровенно говоря, ни лапти из бересты, ни уж тем более изделия из лыка не были особо удобной и практичной обувью, но доступность материалов и простая технология изготовления обеспечили им повсеместное распространение в деревнях Древней Руси. Популярными и востребованными эти изделия оставались в течение нескольких веков.

Преимущественно лапти изготавливались из волокон растений, в каждой губернии были свои традиции плетения и особые способы выделки сырья. В качестве повседневной обуви они уже давно не используются, даже несмотря на экологическую чистоту. Но лапти вполне могут пригодиться на тематических мероприятиях: утренниках в садах и школах, стилизованных вечеринках и исторических реконструкциях. Также они часто используются как интересный сувенир с истинным славянским духом, в качестве декора в этно-интерьерах. Легко повторить изделие старины можно самостоятельно, освоив плетение лаптей своими руками.





Подготовка материалов и инструментов

Перед тем как сплести лапти, нужно определиться с материалом. Его стоит выбирать в зависимости от назначения изделия. В старину лапти плели из лыка, бересты и соломы. Прочными изделия получаются из липы, пеньковой веревки, а вот ивовые разрушаются уже после 5-10 носок.

Лыком называют любые полоски коры, но удобнее всего работать с липой. Сырье заготавливается весной из молодых деревьев. Подготовка коры проходит следующим образом:

  1. Ствол низко срезается.
  2. Кора вспарывается, после чего вытаскивается сердцевина.
  3. Материал сворачивается в кольцо.
  4. Нарезаются полоски шириной по 10 мм.
  5. Сырье высушивается в хорошо проветриваемом месте без прямых солнечных лучей.

Прежде чем начинать плетение лаптей из лыка, материал нужно сутки выдержать в воде, распарить и полностью почистить полоски от остатков коры.

Для изготовления декоративных изделий подойдут и другие материалы для плетения лаптей – газетные трубочки, шпагат, мешковина. При создании этой обуви из бумажных трубочек для их подготовки понадобятся:

  • стопка газет;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • карандаш;
  • спицы длиной 2-3 мм;
  • вода в емкости.

Интересно смотрятся изделия из березовой коры. Перед тем как сплести лапти из бересты, нужно правильно подготовить сырье. Делать это нужно весной, когда распустятся листочки. Сбор материала производится спиралью, лучше выбирать деревья не более 15 см в диаметре. Кору понадобится срезать лентой, клубки собрать белой стороной наружу, отделив внутренний слой. Перед плетением полоски рекомендовано вымочить сутки в воде, а затем убрать излишки коры, сделав их шириной 10 мм.

До начала работы нужно подготовить инструменты для плетения лаптей. Понадобятся нож, кочедык, мялка, а также колодка для будущего изделия. Ее можно сделать из пенопласта или дерева.

В качестве макета стоит воспользоваться гладкой обувью без замков и дополнительных декоративных элементов.

Для лаптей из газет Подготовка сырья для плетения из бересты Обработанная береста для плетения лаптей Материалы для плетения из лыка

Мастер-классы по плетению

Практически все уроки плетения лаптей содержат алгоритмы наращивания дополнительного слоя материала. Для повышения прочности используется двойное переплетение – добавлять сырье можно на определенные участки или по всей поверхности стопы.

Стандартно для изготовления одного изделия потребуется 6 лык. Больше материала необходимо, если нужно укрепить пятку и носок, или же плетутся лапти из семи лычек. Длина одной полосы должна быть не менее двух метров. Для заготовки выбираются ровные, высокие деревья. Начинать плетение можно с носка или пятки, как удобно – в обоих случаях после доведения линии плетенки до изгиба способ работы меняется.

Для того чтобы сделать второй слой, когда лыки переплетутся и достигнут краев концами, их нужно перегнуть и продолжить работу. Полоска, если не хватило длины, дополняется. Для соединения используется клей. Таким простым способом можно изготовить отличные лапти ребенку на утренник или другое мероприятие.

Чтобы придать изделию праздничный вид, в верхнюю часть носка вплетается шерстяная тесьма. Техника не отличается от стандартной – украсить лапти своими руками получится даже у новичка.

Из лыка

Плетение лаптей из лыка своими руками – несложный процесс. Потребуется 6 полос материала на каждый тапок. Алгоритм работы:

  1. Взять по 2 лыка в правую и левую руки, переплести их посередине, верхние концы согнать вниз – получится уже по 4 конца на каждую руку.
  2. Сплести косичку из 12 полос. Поочередно брать один лык справа, второй слева, соединять с теми, которые лежат по направлению плетения. Если все получается правильно, левая полоска ложится всегда в начале, а правая – в конце. Укладывать полосы нужно плотно, без зазоров. Когда полотно достигнет нужной длины (на 5 мм больше колодки), стелька будет готова.
  3. Изготовление лаптей из лыка продолжается плетением носка. Стелька ложится под колодку – с обеих сторон выйдет по 4 лыка. Понадобится привязать середину пятки к нитке, закрепить к колодке.

До этого момента плетение велось от краев к центру. Чтобы сделать носок, понадобится сменить направление на обратное:

  1. Взять 2 средних лыка, справа и слева, переплести. Поставить оставшиеся полоски в линию и работать по макету. После переплетения всех лык их понадобится натянуть.
  2. Для плетения пятки взять все полоски материала и собрать их вместе. Отделить верхние лыки, слева и справа по одному. Через них проплести второй слой в противоположном направлении с помощью кочедыки. Переплести оставшиеся лыки между собой.
  3. Развернуть верхнюю полоску под прямым углом и соединить с остальными частями стельки. Перекрыть другое лыко. Оно переплетается с остальными, ушедшими на противоположную сторону. На подошве получается второй слой за счет лыка, которое закручивается напротив первого узора.

Оставшиеся части сами выйдут к носку в конце плетения. Если не хватает длины, ее понадобится нарастить, а затем вывести и согнуть концы в разные стороны, чтобы вышла одна линия.

Берем по два лыка в каждую руку и переплетаем посередине Стельку плетем косичкой, переплетая лыко справа налево Ставим на стельку колодку и плетем носок Собираем все полосы лыка и плетем пятку Соединяем верхние полоски с остальными частями стельки и сплетаем вместе

Из соломы

Технология изготовления лаптей из соломы схожа с техникой плетения из газетных трубочек. Каждый раз после очередного переплетения нужно соединять шов – он должен быть плотным, без огрехов.

ПВА и вода берутся в пропорции 3:1.

Подробная инструкция по плетению лаптей для начинающих поможет изготовить изделие легко и без ошибок. Алгоритм действий следующий:

  1. Подготовить длинные соломины без изломов и трещин.
  2. Соединить с помощью клея, чтобы получилась одна длинная полоска, протяженностью не менее 2-х метров. Их понадобится 6 штук.
  3. В каждую руку взять по 2 полоски, скрестить их в центре.
  4. Загнуть все концы, идущие посередине, вниз – получится 8 соломин.
  5. Переплести полоску с той, которая идет выше.
  6. Положить готовый коврик под колодку, по размеру он должен быть больше.
  7. Сплести носок. Плетение идет уже от центра к крайним линиям. Получатся границы, материал начнет заворачиваться в стороны.
  8. Собрать и равномерно натянуть лыки в месте пятки на макете. Просунуть 2 полоски с помощью кочедыка в центр. Переплести их.
  9. Сплести косичками боковые стенки, плетение направлять вверх.

Разобравшись, как плести лапти, важно укрепить готовое изделие, сделав второй слой на подошве. Вплетать полосы соломы нужно прямо в структуру, по завершении спрятать оставшиеся концы внутрь. Можно подклеить их подготовленным раствором ПВА к внутренней стороне.


Схема плетения лаптей из соломы

Из газетных трубочек

Мастер-класс по плетению лаптей из газетных трубочек начинается с подготовки сырья. Нужно взять газетные листы и согнуть их пополам по длине. Дальше разрезать по линии сгиба ножом, накрутить на карандаш лист газеты с угла. Удобней начинать справа сверху. Один кончик должен получиться немного шире другого.

Поэтапное плетение лаптей происходит в порядке, идентичном изготовлению лаптей из лыка или соломы. Важно придерживаться некоторых рекомендаций:

  1. С помощью клея закрепить полоску, чтобы она не раскручивалась.
  2. Трубочки вставить друг в друга, скрепляя клеем. Всего сделать 5 штук.
  3. Когда плетение закончится, загнуть концы с помощью спиц. Продевать их по всей длине подошвы.
  4. Для прочности лаптей понадобится проплести еще один слой по всей поверхности.

Для красоты можно покрасить изделие акриловой краской либо смешать клей ПВА с водой в соотношении 3:2 и покрыть лапти этим составом – после высыхания они затвердеют. Льняной ниткой и иглой обмотать края, чтобы укрепить поверхность.

Газетные листы разрезаем на длинные полосы и накручиваем от угла на карандаш Угол заклеиваем Трубочки вставляем друг в друга, скрепляя клеем Плетем лапти Для прочности проплетаем еще один слой, покрываем лаком или морилкой

Из бересты

Для плетения лаптей из бересты понадобится подготовленное запаренное сырье. Действовать нужно согласно следующему алгоритму:

  1. Взять в каждую руку по 2 полоски, скрестить их посередине.
  2. Все концы, которые идут вверх, через середину загнуть вниз – получится 8 штук.
  3. Переплетать каждую полоску с той, которая получается выше. Укладывать их плотно, без зазоров.
  4. Готовый коврик положить под колодку. Длина плетения и колодки должны примерно совпадать. Если разница существенная, подогнать края.
  5. Дальше плетется носок. Для этого понадобится сменить направление работы, двигаясь от центральных полосок к крайним, – постепенно они образуют границы.
  6. Полоски равномерно натянуть и собрать в горсть вокруг пятки на макете. Кочедыком подцепить 2 из них и просунуть их в середину пятки. Переплести, скрестив полосы, которые находятся посередине.

Берестяные лапти почти готовы. Остались боковые стенки, которые плетутся косичками. Работа ведется по описанным примерам, только направляя плетение вверх. Чтобы укрепить поверхность, следует сделать второй слой по всей площади или только на носках и в пятках. Лапти из шпагата плетутся по такому же принципу, что и берестяные.


Берем по две полоски бересты, скрещиваем в середине и плетем, загибая концы внутрь

Плотно переплетаем полоски бересты Выплетаем боковые стенки косичками, направляя плетение вверх Переворачиваем подошвой вверх и выплетаем пятку

Видео

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


С давних времен наши предки достаточно легко адаптировались, приспосабливались, эволюционировали и развивались, были на шаг впереди своих западных соседей. Русские леса, если вырубались, то исключительно из строгой необходимости — построить дом например, или баню — настоящую русскую баню.

ЛАПТИ — ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Лапти — обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка «лапотная Россия».


Когда же впервые появились лапти на Руси?

На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор. Принято считать, что лапти — один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки — крючки для плетения лаптей — археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?

С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками.

Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки — крутцы, и даже из конского волоса — волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.


У каждого народа своя техника

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или «прямуя решетку». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.

Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи носили лапти в прямую клетку.

Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям! Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время.

Главные инструменты для плетения лаптей — кочедыки делали из костей животных или из металла. Как уже говорилось, первые кочедыки относятся к каменному веку. В русских письменных источниках слово «лапоть», а точнее, производное от него — «лапотник» впервые встречается в «Повести временных лет».

РЕДКО КТО В КРЕСТЬЯНСКОЙ СРЕДЕ НЕ УМЕЛ ПЛЕСТИ ЛАПТИ.


Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево, зачастую его просто рубили. Отсюда пошло выражение «ободрать как липку».

Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.

Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого столетия.

Кожаная обувь или лапти

Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ).

Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.


Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему?

Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

Даже в начале XX века, в период становления русской промышленности, авиации и других отраслей, иностранцы презрительно называли нашу страну «лапотной». Надо сказать, имели для этого некоторое основание: до 30-ых годов прошлого века часть жителей деревни не имела другой обуви кроме лаптей и валенок. Лапти – это самая древняя в мире обувь. Наши далекие предки еще тысячи лет назад научились мастерить их из растительных волокон. А как это делали на Руси и какие сегодня существуют лапти?

Какие на Руси плели лапти

лапти из пеньковой веревки

В каждой местности крестьяне плели свои лапти. Изготавливались лапти из пеньковой веревки, липы, вереска, бересты и даже конского волоса. Разной была техника плетения – прямая или косая, плести начинали с носка или, наоборот, с задника. Отличалась даже колодка – где-то было две колодки – на правую и левую ногу, а где-то всего одна (без направления, как на валенки). Кстати, второй вариант вскоре распространился повсеместно: и проще плести, и второй лапоть не нужно выбрасывать, если первый пострадает.

Самыми плохими лаптями, неудобными и ненадежными, считались коверзни из ивовой коры. Их не то, что носить, даже плести было зазорно. Дубовиками называли лапти из ивовой коры, но самым популярным материалом была липа. Помните поговорку: «Ободрали как липку»? Это выражение осталось с тех пор, когда мужики обдирали дерево дочиста и вся кора шла на лыко. Ведь лапти – это недолговечная обувь. В неделю крестьянин снашивал две пары лаптей, а в год семье нужно было не меньше 150 пар.

пеньковые лапти

Пеньковые лапти

Пеньковые чуни – это особый вид обуви. Лапти из пеньковой веревки чаще всего плелись не из хороших крепких веревок, а из их остатков, ветоши и очесов. Так в хозяйстве ничего не пропадало, и из любых отходов народные умельцы делали что-то полезное. Правда, такая обувь не была предназначена для улицы. Лапти из пеньковой веревки носили дома и редко надевали на улицу в сухую теплую погоду. Считается, что само название «чуни» имеет финское происхождение, так как финнов на Руси звали «чухна».

Современные чуни

В настоящее время люди по-прежнему носят чуни. Сегодня этим словом называют невысокие сапоги, состоящие из резиновой калоши и мягкого тканевого верха, утепленные калоши или войлочные короткие валенки. То есть целую серию самой разной обуви, которую объединяет несколько общих признаков: она определенно не модная, практически бесформенная, иногда не пропускающая воздух (если та часть, что охватывает стопу, сделана из резины), но довольно удобная. Фактически, современные чуни, также как их предшественники, предназначены для повседневного ношения или для работы, только не дома, а на улице.

лапти из пеньки

Однако и лапти из пеньковой веревки можно увидеть не только в музее. Их довольно часто можно встретить на прилавках в сувенирных магазинчиках. Сделать лапти из пеньки сможет любой человек, который хоть немного умеет пользоваться крючком для вязания, да и материал найти гораздо проще, чем, скажем, настоящее липовое лыко для обычных лаптей. Хотя для носки они не очень подходят, так как получаются довольно грубыми и неудобными. Все-таки современные домашние тапочки гораздо лучше, а пеньковые чуни лучше всего надевать к какому-нибудь национальному костюму на праздник.

Читайте также: