Из чего поэт плетет венки

Обновлено: 24.04.2024

СОНЕТ (итал. sonetto, от sonare — звучать, звенеть) — итальянская форма стихотворения в 14 строк, возникшая в 13в. в Сицилии (предположительно). Как каноническая форма сонет достиг совершенства у Петрарки. Блестящие сонеты писали Данте и Микельанджело. Из Италии сонет перешел во Францию, где утвердился как классическая форма стиха в творчестве П.Ронсара (16в.), в Англию (В.Шекспир), в Германию (М.Опиц — 17в., И.Гете — 19в.). В России первый сонет написан В.Тредиаковским в 1735г., это — перевод с французского классического сонета Барро, перевел его Тредиаковский своим "тонизированным" тринадцатисложником с женскими рифмами. В дальнейшем сонеты писали А.Сумароков, Г.Державин, В.Туманский, А.Дельвиг, А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Фет, Я.Полонский, К.Павлова, Ап.Григорьев. В 20в. сонеты писали К.Бальмонт, А.Блок, Вяч.Иванов, В.Брюсов, М.Волошин, М.Кузмин, Н.Гумилев, И.Анненский, А.Ахматова, С.Кирсанов, Л.Вышеславский и др.
Сонет является строгой формой четырнадцатистишия. Первая часть сонета состоит из двух катренов (четверостиший), вторая из двух терцетов (трехстиший). Стихотворный размер сонета — обычно пятистопный, реже шестистопный ямб. Каноническая форма рифмовки: для катренов две равнозвучные рифмы (опоясанная и смежная), для терцетов — две или (реже) три рифмы, отличающиеся от рифм в катренах. Рифмы в сонете должны быть звучными, звонкими, оправдывающими название этой стихотворной формы. Для строгого сонета существует правило, по которому при наличии опоясанных рифм в катренах третья строка первого терцета рифмуется со второй строкой второго терцета (ccd cdc, или cdc dcd, или ccd cdd, а при трех рифмах — ccd ede); при перекрестных же рифмах в катренах первые две строки терцетов имеют смежные рифмы, последние же строки терцетов рифмуются так: ccd ccd, или cdc ddc, а при трех рифмах — ccd eed.

Василий Кириллович Тредиаковский
(1703-1768)

Большую роль играет внутренняя композиция сонета. Каждая строфа сонета — это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нем утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене; таким образом, оба катрена ведут линию подъема. Дальше начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка ее, во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая находит наиболее яркое выражение в заключительной строке сонета, самой сильной по мысли и образности (сонетный замок). В сонете нетерпимы повторения слов или выражений, за исключением случая, когда того требует само построение стиха (анафора, параллелизм и т.п.). Несмотря на каноническую чеканку формы сонета, многие поэты стремились внести в него некоторое разнообразие. Так, Шекспир писал сонеты в форме трех четверостиший и заключительного двустишия с разнообразными свободными рифмами. Имеются варианты сонета: хвостатый сонет — два четверостишия и три терцета; сплошной сонет — на двух рифмах; опрокинутый сонет — два терцета и два четверостишия; безголовый сонет — одно четверостишие и два терцета; половинный сонет — четверостишие и терцет; хромой сонет — неравностопность четвертого стиха в катренах и т.д. Однако все эти ухищрения не поколебали классической формы стиха сонета, которая остается незыблемой. Существует своеобразная и весьма трудная циклическая форма сонета — венок сонетов, требующая от поэта огромной изобретательности и мастерства.
Вильям Шекспир
(1564-1616)

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Сонет — традиционная поэтическая форма, относится к числу так называемых строгих, или твёрдых , форм. Сонет обычно состоит из 14 строк, образующих 2 четверостишия- катрена (на 2 рифмы ) и 2 трёхстишия- терцета (на 2 или 3 рифмы ), чаще всего во «французской» .

Примеры употребления слова сонет в литературе.

Ангела -- сонет, полный жестокою бранью, где Чезаре назывался лошаком, отродьем блудницы и папы, восседающего на престоле, которым некогда владел Христос, ныне же владеет сатана,-- турком, обрезанцем, кардиналом-расстригою, кровосмесителем, братоубийцей и богоотступником.

Сам художник тоже очень ценил этот сонет и рассылал его ряду друзей и знакомцев, тому же Вазари, ответившему, как это полагалось по правилам, сонетом на те же рифмы, очень легковесным в формальном смысле, но весьма деловым в житейском отношении, поскольку Вазари, с поклонами и лестью, пытался, правда безуспешно, получить у Микеланджело обещание вернуться из Рима во Флоренцию, как того хотелось хозяину Вазари - герцогу Козимо Медичи, о чем Вазари уже сообщал художнику в письме.

Смущает меня только то, что восьмистишие в этом сонете кончается женской рифмой и первая строчка шестистишия тоже кончается женской рифмой.

Из всех ста пятидесяти четырех сонетов Шекспира, быть может, наиболее значительным, наиболее живым, наиболее сохранившим свою силу и впечатляемость является сонет 66-й.

Январь Гурманка Сонет Ты ласточек рисуешь на меню, Взбивая сливки к тертому каштану.

Безвекими своими глазами он увидел перед собой глубокий илистый бочажок меж толстых корней ольхи.

Ольха да осина потеснили дубняк с орешником, травы словно становились ниже в перелесках, гуще рос верес да черничник в борах, и все-таки почти не чуялось разницы: дни за днями, а та же и та же земля!

Также любовалась она потом и бойкой речкой в двадцати шагах от озерца, по которой плыли - это было заметно - с немалой скоростью сухие камышинки и желтые ветловые листья, плыли туда, где из-за темных ольх вздымалась красная труба ниточной фабрики.

Она жила для Шмелева живой и первородной жизнью, которая и посейчас напоминает о себе в названиях улиц и улочек, площадей и площадок, проездов, набережных, тупиков, сокрывших под асфальтом большие и малые поля, полянки, всполья, пески, грязи и глинища, мхи, ольхи, даже дебри, или дерби, ку-лижки, болотные места и сами болота, кочки, лужники, вражки-овраги, ендовы-рвы, могилипы, а также боры и великое множество садов и прудов.

Питаются они семенами сорняков, ольхи и березы, красношапочные вьюрки быстро осваиваются в условиях вольерного содержания.

Венок сонетов — это архитектоническая форма (твердая форма) поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.

Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал или мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.

Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.

Венок сонетов был изобретён в Италии в XIII веке. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). Первый венок сонетов на русском языке принадлежит филологу Федору Коршу, который в 1889 году перевёл венок сонетов словенского поэта Франце Прешерна. Оригинальные венки сонетов написали: Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Андрей Крылов и другие. Венок сонетов есть и у известного писателя Владимира Солоухина. Венок сонетов — одна из немногих твёрдых форм, к которой обращались поэты и в советское время

Сонеты, входящие в венок, должны соответствовать всем основным условиям, по которым пишется сонет, поскольку сонет – это тоже твердая форма. Об истории развития сонета и его особенностях сложения можно прочитать в статье «Все о сонете».

Повторю только основные принципы написания классического сонета:

1.Количество строк - четырнадцать;
2.Количество строф - четыре (два катрена, два терцета или три катрена одно двустишие);
3.Повторяемость рифм;
4.Система рифмовки разнится в зависимости от формы сонета – итальянской, французской, английской или свободной – (для случаев неклассического, вольного сонета)
5.Размер - пятистопный или шестистопный ямб;
6. Точность и редкость рифм.
7. Чередование мужских и женских рифм.
8 Синтаксическая законченность каждой из четырёх строф: строфный перенос не
допустим.
9 Интонационное различие катренов и двустишия;
10. Возвышенная лексика интонации.
11. Сонетный замок в одной из двух последних строчек сонета или в последнем терцете.

Для классического Венка все сонеты, которые его составляют, должны иметь одну систему рифмовки (иметь одну и ту ту же форму сонета).

Кроме того, что каждый сонет Венка является самостоятельной единицей и твердой формой, очень важно, чтобы и весь Венок в целом выступал как самостоятельное и законченное произведение. Он должет иметь прозаическую основу - тему, которую автор развивает на протяжении всех 14 сонетов и она же кратко изложена в магистральном сонете. Если этого нет, если сонеты в Венке связаны только формой и размыты по содержанию, то Венок не имеет той красоты и ценности, которая в нем обязательно должна присутствовать.

В конце четырнадцати четырнадцатистиший он подводит такой итог:

APcnppFIcOZRmF62TAiHgKbYF9JouB79.jpg

Правильный ответ на этот вопрос - С О Н Е Т -

Можно было бы сказать "Рифмоплет", "Стихоплет", но слово должно быть из шести букв. Может быть, подойдет слово "Писака", но так можно назвать и прозаика. Может быть, подойдет слово "Рифмач". Если же речь идет именно о поэте, с которым сравнивает себя Пушкин - то Прадон.

Известный типографский шрифт как по-английски, так и по-французски, называется италик - Italic. А в русском языке для него есть другое название (может быть, через немецкий?), а именно: курсив (вариант скорописи). В XVI веке венецианский типограф Альд Мануций ввёл в употребление этот самый наклонный шрифт, скопировав его с почерка Франческо Петрарки. Вот таким будет ответ в этой загадке - Петрарка (необходимые восемь букв имеются в наличии).

На эту мысль о почерке Франческо Петрарки меня натолкнула вот эта замечательная книга Нины Берберовой.

текст при наведении

Вопрос только в том какаой имя требуется настоящее или псевдоним, а известный французский комедиограф - Поклен (настоящая фамилия) или Мольер (театральный псевдоним). Как ни странно, но оба на 6 букв.

Мольер очень актуален и в наше время, по его произведениям снимали и продолжают снимать фильмы.

Эту неудачную фразу, выдающую не очень высокий интеллект, написал советский поэт, решивший отметиться и погреться у славы В. Высоцкого. Член Союза Писателей СССР, издаваемый и почитаемый чуть ли не живым классиком, с приходом перестройки Е. Евтушенко решил рассказать, каким страдальцем от цензуры "на самом деле" было его обласканное официозом существование.

GsoKpQ8m6HD3QxEXK8N5d7GenHY4arz8.jpg

Для автора этих строк тоже со временем творческая жизнь однажды закончилась, а на распродаже ему не сильно повезло, хотя ещё есть люди, считающие Евтушенко замечательным поэтом. Для настоящего литератора именно это должно быть главным, а не официальное призвание или тиражи.

Читайте также: