Как монахи плетут четки

Обновлено: 24.06.2024


Прежде чем, дорогой читатель, вы решите сделать заказ, мне бы хотелось донести до вас мысли самих афонских монахов, по поводу что такое комбоскини и для чего они нам могут пригодится в повседневной жизни. Оформление и условия заказа по ссылке Здесь


Давайте приостановимся и обратим внимание на маленький комбоскини, узелковые чётки из черной шерстяной нити, которые плетут на Афоне. Это благословение из святого места. Как и многие другие виды благословения православной церкви, это тоже благословение, подготовленное и дарованное верующим одним из братьев или отцов во Христе, явным свидетелем живой традиции. Черный цвет траура и скорби призывает людей относиться к жизни трезво и серьёзно. Как учат святые писания молитва покаяния, особенно молитва Иисуса, может привести к тому, что отцы называют «милостью». Чувствуя раскаяние в грехах, слабостях и падениях перед Богом, перед ближними и перед самими собой, эта светлая печаль становится источником радости и покоя во Христе, который изливает Свою милость и прощение всем тем, кто взывает к имени Его.

Комбоскини сплетён из овечьей шерсти, что напоминает о Добром Пастыре, Боге Иисусе Христе. А люди - «Агнцы Божьи, претерпевающие все земные грехи». Крест на комбоскини тоже говорит о жертвоприношении и победе жизни над смертью, смирения над гордыней, света над тьмой. Комбоскини можно пользоваться, чтобы утирать слёзы с глаз, или, если нет слёз, то для напоминания о трауре, которого нет. Кроме того, маленькие Комбоскини украшали святые ризы с времён Ветхого Завета.
Комбоскини сплетён в соответствии с традицией, которая уходит вглубь веков. Возможно, одной из ранних форм вспомогательного молитвенного атрибута были собранные камешки или семена, которые перемещались из одной точки или сосуда в другую во время «канона» молитвы или «канона» малых или больших покаяний. Помимо этого, упоминается история монаха, который придумал завязывать простые узлы на веревке, и использовать её в повседневном «каноне» молитвы. Но дьявол, однако, развязывал узлы веревки, и мешал осуществлению молитв бедного монаха. Тогда явился ангел и научил монаха специальному узлу, который теперь и используется при плетении комбоскини - крест-накрест, по девять крестов на каждый узел, ровно столько существует ангельских чинов. Эти узлы дьявол не мог развязать из-за наличия Крестов.

Существует множество разновидностей комбоскини, разных размеров и форм. Большинство имеют сплетённый между узелками или в их уголках Крест, который ограничивает конец, а также разновидность метки после каждых десяти, двадцати пяти или пятидесяти узлов или бусин. Некоторые комбоскини сплетены из шерстяной нити, другие – из шёлковой, или из более дорогого, или из более дешёвого материала. Встречаются комбоскини, сплетённые из бусин или из семян растения под названием Слёзы Богородицы.


Комбоскини - один из предметов, вручаемых православному монаху при церемонии его пострига. Он даётся ему в качестве духовного меча, которым он, как солдат божий, должен бороться с воображаемым врагом, с дьяволом. Этот меч монах использует, призывая имя Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа, и прося Его о милости молитвой Иисуса:«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Эта молитва может быть прочитана и в более краткой форме:«Господи Иисусе Христе, помилуй меня», или в более развёрнутом виде: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй мя, грешного».

При помощи комбоскина могут быть прочитаны и другие краткие молитвы, молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному», молитва ко Пресвятой Богородице: «Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси нас», или другие краткие молитвы ангелу-хранителю, отдельным святым или всем святым. Привычным видом подобной молитвы является: «О, святый великий архангеле, испроси милосердия и благословения за меня». Меняя слова этих кратких молитв на «помилуй нас» или «заступись за меня», либо, включая имя или имена людей, за которых молимся, можно прибегнуть к помощи комбоскина при чтении молитв за здравие других людей. То же самое относится и к молитве за усопших: «Упокой, Господи, душу раба Твоего».
Когда монахи и миряне держат в руках комбоскини, это является напоминанием об их обязанности беспрестанно молиться, согласно повелению Апостола Павла: постоянно молитесь (3). Каждый может носить комбоскини в кармане или в любом укромном месте, где ему будет удобно воспользоваться им в тех случаях, когда нежелательно привлекать внимание окружающих и молиться тайно. Кроме того, комбоскини можно поместить над изголовьем кровати, в автомобиле, вместе с маленьким крестиком или иконкой, либо в иных местах для напоминания о необходимости помолиться, и в качестве вида благословения и присутствия божественного начала в жизни.
А теперь можно рассмотреть первостепенную цель создания комбоскини. Основная цель комбоскини – это помогать людям при чтении молитв Богу и его святым. Каким же образом это постоянное внешнее напоминание и благословение, этот небольшой комбоскини, может помочь людям читать молитвы? Конечно же, можно молиться и без него, а иногда комбоскини даже отвлекает и мешает сосредоточиться на словах молитвы. Принимая это всё во внимание, следует рассмотреть несколько способов, которые помогают использовать комбоскини.
Иногда молитва горяча, и человеку молиться легко. Но бывают моменты, когда сознание и внимание настолько рассеяно или запутано, что практически невозможно сосредоточиться на молитве. Это, главным образом, происходит, если стараться сохранять ежедневный молитвенный канон. Несколько дней всё идёт хорошо, но иногда, в большинстве случаев, усилия тщетны. Но поскольку, как говорится, человек является существом привычки, очень полезно установить особое и правильное время дня для молитвы. Подходящим является вечернее время (не слишком поздно), перед отходом ко сну, потому что очень важно завершить день молитвой. Утром, просыпаясь, также хорошо начать новый день с молитвы. Можно даже выбрать другое время дня, когда человек сможет быть спокойным и сосредоточенным.
Главной целью является сделать молитву каноном жизни, а не исключением. Стремясь к этому, следует выбрать определённое время дня, когда будет тихо и спокойно, чтобы сосредоточиться и обратить глаза нашей души к Богу. В рамках этого правила, возможно, захочется прочитать несколько молитв из молитвенника, или помолиться и обрести душевное умиротворение иными способами, такими как чтение религиозных текстов или обзор [4] событий прошедшего дня и т. д. Но наиболее эффективным способом извлечь пользу из молитвенного правила является регулярное чтение молитвы Иисуса (Господи, Иисусе Христе, помилуй мя) определенное количество раз. Не обязательно очень много повторять эту молитву, и, возможно, достаточно будет около пятнадцати минут. Но это будет часть дня, принадлежащая Богу, несколько зёрен соли, которые оживят нашу духовную жизнь. Сегодня многие врачи рекомендуют эту практику ради физического здоровья, особенно для преодоления стресса. А еще лучше, находить подобные небольшие интервалы времени в течение дня, и регулярно наполнять их драгоценными сокровищами молитвы, которые никто не сможет украсть, и которые накапливаются на нашем счету на Небесах (5).
При желании соблюдать определённое число молитв как часть ежедневного правила очень помогает комбоскини. С его помощью можно произносить определённое число молитв и сосредотачиваться на словах молитвы по мере её чтения. Сконцентрировав мысли, нужно взять комбоскини в левую руку и слегка держать его между большим и указательными пальцами. Затем тихонько осенив себя Крестом, прошептать молитву Иисусу. Поскольку мысли будут все лучше концентрироваться, возможно, не будет нужды продолжать осенять себя крестным знамением или громко произносить молитву. Но если сконцентрироваться трудно, то следует осенять себя крестным знамением и шепотом читать молитву в качестве средств, которые помогут сосредоточить разум на молитве.
Правильнее стоять прямо, смиренно склонив голову. Некоторым хочется время от времени поднимать руки, прося милости. Другие, однако, считают более полезным сидеть или стоять на коленях со склоненной головой, чтобы сконцентрироваться. Многое зависит от самого человека, его здоровья и его воспитания. Самое главное - оставаться неподвижным во время чтения молитвы и сосредоточиться на словах молитвы, которую повторяете.
Конечно же, спешку следует исключить. По этой причине некоторые вместо комбоскини используют часы как внешний счетчик времени молитвы, настраивая их словно будильник. Используя часы, можно посвятить молитве определенное время, не считая точного числа молитв.
Компоскини также является удобным способом счёта больших и малых «покаяний» (коленопреклонений), которые совершаются при выполнении правила. Крестное знамение, а затем поклон с прикосновением к земле пальцами или, стоя на коленях, касаться лбом земли - это древний способ молиться Богу и Его Святым. Можно сочетать малые или большие покаяния с молитвой Иисуса или короткими молитвами, о которых было сказано выше. Движение тела при малом или большом «покаянии» (лёгкого или глубокого, т. е. с коленопреклонением) может способствовать более горячему прочтению молитвы и придать внешнюю выразительность мольбе при смирении перед Богом. Это еще один способ применения Апостольского правила прославления Бога, как нашими душами, так и нашими телами (6).
Многие используют комбоскини перед сном. Они осеняют крестным знамением постель, берут комбоскини, определяют Крест, ложатся и тихо читают молитву, пока не заснут. Просыпаться с комбоскини в руках или рядом с подушкой помогает начать новый день с молитвы. А заканчивать день тихой молитвой – это самый лучший способ подготовиться к новому молитвенному началу нового дня, не говоря уже о подготовке к Вечному дню, когда ночью приходит смертный сон. Другие берут комбоскини в руки в моменты бездействия, когда идут на работу или путешествуют. В любое время дня, когда вспомните о комбоскини, возьмите его в руку. Сочетание этого движения с молитвой, которую читают в другие часы, поможет сосредоточиться и молиться в течение всего дня, где бы вы ни находились и что бы вы ни делали. Это важный шаг в выполнении заповеди неустанно молиться. Святой епископ Игнатий Брянчанинов упоминает, что долгие церковные службы являются хорошей возможностью молиться с комбоскини. Часто бывает трудно сосредоточиться на словах молитв, читаемых на службе или на текстах церковных песнопений в святом храме. Гораздо легче спокойно сосредоточиться на собственных молитвах, как на индивидуальных, касающихся конкретной нужды, так и на молитвах и гимнах, читаемых наизусть, либо на кратких молитвах, в особенности молитве Иисусу, которые повторяются при помощи комбоскини. В действительности подобным способом можно лучше сосредоточиться на Священной Службе, как говорит Святой Серафим Саровский. Естественно, при чтении молитвы на Священных Службах индивидуальная молитва воссоединяется с молитвой всей Церкви.
Наш мозг постоянно занят различными мыслями. Как только мы начинаем молиться, мы ловим себя на мысли, что думаем о чём-то другом. В данном случае наличие комбоскини в руках поможет удержать разум и быстрее вернуться к молитве. Кроме того, когда пальцы нащупывают бусину или крест на комбоскини, человек понимает, что разум не внимал молитвам, которые собирался прочитать. Таким образом, можно заново прочитать молитвы, не вдаваясь в размышления о том, как легко можно отвлечься от молитвы Богу.
Здесь было дано объяснение великой науки молиться, которую Святые Отцы назвали искусством искусств. Существует обширное и богатое писание о молитвах великих людей всех времен, которое может помочь, и с Божьей помощью направлять в обучении этой величайшей и самой полезной из всех наук. Регулярное чтение Священной Библии, Жизнеописаний Святых и других благочестивых и духовных текстов могут помочь. Такие книги, как «Добротолюбие» («Филокалия») содержат великие и вдохновенные советы и наставления как учиться молиться добропорядочному христианину, потому что молитва является важным элементом христианства. Прежде всего, нужна благодать Божия в Церкви, особенно через Святую исповедь и Причащение святых тайн.
Это всего лишь несколько мыслей как с пользой использовать комбоскини. Но самое главное - начать молиться. Комбоскини сами по себе не могут молиться, хотя некоторые из них настолько красивы, что могут произвести такое впечатление. Это, конечно, важное традиционное вспоможение нашей молитве и особенно ежедневному молитвенному правилу. Но главное - сосредоточиться на словах молитвы и молиться от всего сердца Иисусу Христу, нашему Господу Богу. Если этот небольшой комбоскини помогает произнести молитву или напоминает о правиле молиться или помогает укрепиться в вере, тогда он выполнил свою задачу. Он приблизил вас к Христу, нашему Богу, теснее связал с ним, и подвёл ближе к Царству Божьему, потому что Царство Божье находится внутри вас

«Господи Иисус Христос, помилуй меня».

Если вы считаете, что готовы носить комбоскини, оформить заказ можно здесь

Здесь можете посмотреть, как комбоскини одеть на руку

Здесь вы можете посмотреть, у кого на Афоне я приобретаю эти комбоскини.

А также Вы можете заказать афонские чётки, описание которых вы можете найти в моей ленте Инстаграм


Как часто мы оцениваем свои поступки и смотрим в будущее, оглядываясь на прошлое? По статистике, каждый третий житель Земли, который всегда осуждал культ чего-либо, по прошествии определенного времени, возвращается к духовности. Безбожники просят у Господа Бога просветления, те, кто не верили в святые атрибуты, со временем начинали понимать, что целительная сила веры помогает излечиться от болезней, улучшает самочувствие. Именно об этом статья. Если порыться в воспоминаниях, то у каждого из нас дома найдутся четки из храма, привезённые когда-то родителями, знакомыми или друзьями.

Четки «Слезы Богородицы» и их мистическое появление

Согласно легенде, передаваемой из уста в уста, настоятель старого скита св. Анны Святой Геронтий сильно отличался от других братьев тем, что никак не мог научиться плести комбоскини. Это сложное и не всем под силу монастырское искусство никак ему не поддавалось, хотя и потратил он на учение не один год. Во время одного из таких мучительных дней, погруженных в обучение, ему явилась Святая Богородица Панагия и спросила у старца: «Что является, Геронтий, причиной печали твоей?», ну что монах-старец ей ответил, что никак не может научиться этому нелегкому искусству. Слова эти вызвали чувство сострадания у Богородицы, и она заплакала. Через некоторое время из ее слез начала прорастать трава с гибкими стеблями и крепкими семенами.

Четки «Слёзы Богородицы»

Шло время, трава постепенно покрыла пологие склоны, разбросанных холмов Афона, на которых расположился скит. Монахи, под слова христианской молитвы из гибких стеблей растения начали делать четки. На определенном этапе процесса плетения читалась своя молитва к Пресвятой Богородице. Именно поэтому четки наделены особым магнетизмом, силой, которая передается их обладателям.

Четки «Слёзы Богородицы»

«Слезы Богородицы» — название, которое часто используют, называя так ландыши, которые по преданиям тоже выросли из слез Марии, горько пролитые святой женщиной при распятии Иисуса. В христианских летописях растение известно как плакун – трава, которая всегда считалась обрядовой и применялась при славянских заговорах и не только. Ее часто использовали как оберег при болезнях, несчастьях. По приданию на греческой земле под названием «Слезы Богородицы» также известны и браслеты из камушков и ракушек, оставшихся на том месте, где Богородица пролила свои слезы.

Смотрите также

Прекрасно в Греции не только море. Десятки красивейших озер разных форм и размеров украшают ландшафт Эллады с незапамятных времен. В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее посещаемых и очаровательных водоемах Греции.

Новый Год в Греции

Афон Святая гора

Для каждого христианина, особенно православного, фраза «Святая гора Афон» полна смыслов, это место, куда мечтают поехать миллионы паломников со всего мира, чтобы хотя бы краешком глаза увидеть примеры настоящей духовной жизни и духовных подвигов, чтобы хотя бы прикоснуться к настоящему христианству. В монастырях на Афоне живут те, кто принял решение отказаться от мирской суеты и встал на путь аскезы, молитв, поста и труда.

История древнегреческих танцев.

Еще до зарождения древнейших цивилизаций человечества, танец вошел в обиход архаичных людей, как средство для выражения своих эмоций, как часть увеселительных и других мероприятий. Даже похороны человека сопровождались специальными ритуальными танцами. История древнегреческих танцев берет свое начало в мифологии, согласно которой искусству танца людей научила богиня Терпсихора.

Максим Волосевич

Друзья, как известно, четки - меч духовный! В группе есть фотографии лестовки, хотелось бы узнать кто в группе может плести четки или делать лестовки??

Николай Смирнов

Раньше я плёл очень много чёток из сутажа, шерсти и капронового шнура. В сети попадаются ролики про плетение, но не знаю, можно ли по ним выучиться - я учился у другого чёточника. Полезный навык.

Николай Смирнов

Немного ещё о чётках. Приходилось общаться с келлиотом на Афоне, который плел четки. К выбору чёток монахи относятся очень серьёзно - борьба за внимание, а чётки для этого служат, дело нелёгкое. У опытного монаха чётки часто с какими-нибудь индивидуальными особенностями. Всё учитывается - размер и расстояние между узелками, соотношение величины разделительных шариков и узелков, материал (мягкий, жёсткий, прочный, лёгкий), кисточка или её отсутствие, разные формы крестов, разные виды счётчиков на чётках (добавочный шнур с бусинками) и ещё многое другое. Ну и, конечно. количество узелков и разделительные шарики между ними. Кроме традиционной афонской трёхсотницы заказывали у него и в 500 и в 1000 узлов и много других вариантов. Тысячу тянут через катушку в стене или на потолке. Чётки для кельи, храма, послушания, дороги и др. Он говорил - шерстяные или сутажные хб чётки при неотложном многотысячном суточном молитвенном правиле обычно за два года изнашиваются полностью.

DELETED

Алексей Кузьменко

Мир вам, братья во Христе.
Четки при желании и по благословению можно научиться плести за пару часов- остальное наработка скорости. По желанию могу сплести четки на разной количество узелков-от 33 до 100.Пол своему орыту могу сказать, что из капронового шнура получаються самые удачные

Николай Смирнов

Узел чёточный можно научиться плести за 2-3 три урока, но иногда и за один. Правда, на следующий день его часто не могут повторить. Поэтому плетение можно снять на телефон. Потом всплывает другая проблема - более существенная - недостаточно ровные узлы или вообще сильно перекошенные. Неэстетично, неудобно пользоваться и недолговечно. Эта проблема исправляется или очень длительным плетением, с анализом ошибок, или под руководством мастера ученик учится правильно и ровно затягивать узлы.
В России традиционно в наше время используется сутаж - он красив и даёт круглые узлы. В Греции - плетут из шерсти, но используют и капроновый шнур. Из последнего плести легче и быстрее всего, но узлы получаются угловатые и жесткие. Только у некоторых видов капрона эти недостатки сглажены. Капрон чаще используют для мелких узлов и длинных чёток.
Чётки плетутся не менее двух часов (только узелки), а новичком - так и весь день.
Узел чёточный дан был монахам ангелом и машинной вязке абсолютно не поддаётся.

Николай Смирнов

У подвижников, помимо отсчёта молитв по чёткам, при выполнении келейного правила, существует практика чтения Иисусовой молитвы по времени (будильнику). Новоначальным, думаю, она мало подходит. Без опыта удерживания внимания в молитве обычно это время заполняется мечтаниями, воспоминаниями, мыслями о бытовых проблемах и даже лёгким сном. Но вот прозвенел будильник - и новоначальный с «чистой совестью» считает, что выполнил молитвенное правило. Со временем он начинает считать, что такой молитве даже дела не помеха. В итоге, молитва полностью подменяется повседневными заботами на фоне праздных размышлений. Тогда как с чётками к такой «либеральной» молитве придти сложнее. Чётки дисциплинируют, обличают, возвращают внимание, требуют отчёта, перестраивают внутренний мир. Нужно немало упражняться, чтобы выработать устойчивую привычку молитвы по чёткам. Это не удивительно, потому что в повседневной жизни нет аналога чёточному молитвенному правилу. Не в последнюю очередь неотмирность этого занятия помогает сосредотачиться на молитве, т.к. и сама молитва неотмирна. Имхо

Фотоинструкция Греческий крестик

😔

Шнур 1.5мм. плел техникой "в четыре нити". Кто-нибудь, помогите ! Не могу сплести четки для себя. Что бы я не плел, как бы я не плел - не нравится и все

София Солнцева

София Солнцева запись закреплена

Дмитрий Киркач

🙏

Очень красиво .

София Солнцева

🙏

Дмитрий, Благодарю

Игорь Карпенко

Игорь Карпенко запись закреплена

Максим Жижко

👍

Как всегда, отличная работакресты приобретаете или сами делаете?

Игорь Карпенко

София Солнцева

София Солнцева запись закреплена

Максим Жижко

Всегда когда вижу Ваши четки, думаю сколько времени и терпения уходит только на изготовление бусин и крестика

Игорь Карпенко

София Солнцева

🙏

Благодарю

Кирилл Воронин

Кирилл Воронин запись закреплена

Максим Жижко

Кирилл Воронин

Максим, это мой второй опыт. Получились мягкие узлы несмотря на то, что я узлы затягивал почти полностью.
Результатом доволен

Кирилл Воронин

Кирилл Воронин запись закреплена

Максим Жижко

Елена Шувалова

Елена Шувалова запись закреплена

Romana Babenko

Romana Babenko запись закреплена

Дмитрий Киркач

Дмитрий Киркач запись закреплена

Плетение чёток

Плетение чёток запись закреплена

Плетение чёток

Плетение чёток запись закреплена

Первая группа – ювелирные (драгоценные) камни.
I порядок: алмаз, изумруд, синий сапфир, рубин.
II порядок: александрит, благородный тадиит, оранжевый, желтый, фиолетовый и зеленый сапфир, благородный черный опал.
III порядок: демантоид, благородная шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, розолит, лунный камень (адуляр); красный турмалин.
Показать полностью.
IV порядок: синий, зеленый, розовый и полихромный турмалин, благородный сподунит (кунцит, гидделит), циркон, желтый, зеленый, золотистый и розовый берилл; бирюза, хризолит, аметист, хризопраз), пироп, альмандин, цитрин.
Вторая группа – ювелирно-поделочные камни.
I порядок раухтопаз, гематит-кровавик, янтарь, горный хрусталь;
II порядок: агат, цветной халцедон, кахонит, амазонит, родонит, гелиотроп, розовый кварц, ирризирующий обсидиан, обыкновенный опал; лабрадор; белопорит, непрозрачные шпаты.
Третья группа – поделочные камни.
Яшма, ганит, мраморный оникс, лиственит, обсидиан, гагат; джеспляит, селинит, флюорит, авеллютюриновый кварцит, агальматолит, цветной мрамор.

Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице.

Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице.

«Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней»

(Быт. 28:10)

Одна из паремий, читаемых на богородичные праздники, повествует нам о лестнице Иакова. Этот образ восхождения к Богу в церковном предании часто ассоциировался с Пресвятой Богородицей, ставшей для падшего человечества воистину лестницей от земли на небо. И если говорить о символике, то в Православной Церкви есть незаслуженно забытые чётки «лествица», обильно наполненные символическим смыслом.

Происхождение чёток предание относит ко времени преподобного Пахомия Великого, который, будучи основателем монашеского общежития, ввёл их для неграмотных своих учеников-монахов, обязанных произносить каждый день известное число молитв и поклонов.

Говорят, что привычка молиться по лестовке так сильно укореняется в сознании иноков, что некоторые, засыпая вместе с лестовкой в руке, порой продолжают чуть слышно повторять молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Лестовка – это нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетённых между собой твёрдых кожаных ступенек – «бобочков». Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» – фиксируются и заключаются между двумя парами треугольников, называемых лапостками. В изготовленных согласно правилам лестовках в каждом бобочке в виде свитка заключена Иисусова молитва.

сказание.jpg

Бытует два мнения о происхождении лествицы. Согласно одному из них, лествица есть позднейшее видоизменение чёток, которое на Руси приобрело важное символическое значение, превратившись из простого приспособления для счёта в важнейший инструмент молитвы. Другое мнение гласит, что лествица была принесена на Русь ещё при равноапостольном князе Владимире из Византии, но у южных православных народов была постепенно заменена на более простую в изготовлении шерстяную вервицу.

Изготавливаются лестовки по отработанной в течение веков строго определённой технике, имеющей свои особенности. Традиция изготовления лестовок в наши дни весьма распространена, однако едва ли можно найти подробное описание этого процесса в литературе.

Лестовка содержит 109 ступеней-бобочков, состоящих из скрученных в тугой свиток кратких молитв. Их текст приведён в дореформенной редакции: сотня молитв Иисусовых дополняется тремя ступенями с молитвой «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» в начале и конце молитвенного круга, а в середине находятся ещё три молитвы: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си», «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии си» и «Помяни мя, Святый, егда приидеши во царствии си», во образ Святой Троицы.

Отдельно можно вспомнить о «богородичных лестовках», которые иногда используют в основном для домашней молитвы. Здесь ступени разбиты по десяткам, общее число которых составляет 15 отсчётов. Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице, когда на малых ступенях читают «Богородице Дево, радуйся…» на каждую ступень, а на больших ступенях – молитву «Отче наш…».

IMG_3927_sm.jpg

Особо следует сказать о четырёх треугольных лапостках, сшитых попарно и зачастую добротно украшаемых искусными рукодельницами. Каждая деталь тут пронизана символизмом и смыслом.

Лапостки украшаются обшивкой (и нередко обрамляются бисером). Далее следуют три «аллилуйных» бобочка и полоска кожи, называемая «землёй», а в конце лестовки следует такая же полоска, называемая «небом», понуждающая молитвенного труженика к восхождению «гор̀е». Даже само количество молитвенных ступенек наполнено символическим смыслом. Начальные 12 молитв символизируют 12 апостолов Христовых, 38 ступеней – 38 недель, когда Пресвятая носила Христа, 33 ступени символизируют годы земной жизни Спасителя, а 17 оставшихся ступеней – 17 исполнившихся ветхозаветных пророчеств о Христе. Замкнутость чёток и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.

Треугольная форма лапостков установлена в честь Пресвятой Троицы – неразделимого понимания трёх божественных ипостасей: Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа. Оканчивающие лестовку две лопасти – символ двух скрижалей завета Божия, которые в Новом Завете раскрыты в четырёх Евангелиях (четыре стороны двух лопастей). На лопастях часто изображаются евангелисты, благовестие которых должно руководить христианами и в молитве, и в жизни.

В «правильных» лестовках внутри лапостков вшиты семь маленьких бисерных или кожаных передвижек, которые снаружи обычно не видны. Обозначают они одновременно и семь церковных таинств, и соответствующее количество лестовок с Иисусовой молитвой, которое устав обязывает вычитывать нас в ежедневном молитвенном правиле.

Напомним все семь церковных таинств, неизменно сохраняемых Православной Церковью:

2) Миропомазание

3) Священство

4) Евхаристия (т.е. Причащение)

5) Исповедь (Покаяние)

7) Елеосвящение (Соборование)

Иногда молитвой по лестовке допускалось заменять чтение иных молитв, канонов и даже участие в определённом Богослужении. Так, например, за Вечерню – шестьсот молитв или триста поклонов, за кафизму – триста молитв.

Неудивительно, что в синодальный период бытования Церкви лестовка оказалась позабытой, ведь всё, что напрямую ассоциировалось с расколом, целенаправленно подвергалось уничтожению и забвению. Тем не менее, преподобный Серафим Саровский иногда изображается именно с лестовкой.

Чётки – одно из традиционных монашеских поделий. Многие святые отцы писали, что свободное время в келии должно быть занято таким механическим трудом, который не отвлекает инока от молитвы. Поэтому некоторые братия вяжут монашеские шапки, некоторые плетут шерстяные вервицы, а недавно освоено и производство кожаных лестовок. Как и столетия назад, весь процесс производства осуществляется вручную: скатываются в свитки молитвы, нарезается кожа, украшаются бисером лапостки. Всё вручную, каждое действо сопровождают молитвой.

Читайте также: