Как называется человек который плетет лапти

Обновлено: 04.05.2024

Дорогие друзья, вновь собрались мы у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. С нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и возможно супер игра. Искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое ждет нас в этом пятничном выпуске Поле чудес от 10 апреля 2020 года.

Ну а мы как обычно подготовили для вас ответы на все вопросы в игре Поле чудес от 10.04.2020, тема сегодняшнего выпуска – счастье!

Вот задание на первый тур. Как и всякая обувь, лапоть состоит из разных частей. Как называется его передняя часть? (Слово из 9 букв)

«Торопясь, лапти не сплетешь». Лапти из лыка и поршни из кожи. Плетение лаптей. Крепление лаптей на ноге. Поршни. Сапоги. … Лапти являлись древней народной обувью. Название происходит от слова «лапа», то есть стопа. Плели их из лыка липы, вяза, ракиты, вереска и даже березы. В зависимости от материала лапти имели разные названия: из ракиты — верзни, из ивы — ивняки, из вяза — вязовики, из бересты — берестяники. Самые нарядные лапти делали из вязового розового лыка.

Лапти – уникальный вид обуви. В начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. … Лапти были повседневными и праздничными. Повседневные лапти плели из пяти – семи лык, подошва у них делалась двойной, плели с учётом времени года.

Ответ: Головашка (9 букв).

Лапоть состоит из следующих основных частей: подошвы (плетня) с каймой, головашки с курочками, проушин (ушек, обушников, заушников) и пятки с запятником.

Вот задание на второй тур. В старину на Руси обувь плели не только из древесной коры. Использовались также тонкие корни. Как назывались сплетенные из них лапти? (Слово из 9 букв)

Лапти — обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка «лапотная Россия».

Самой распространенной обувью на Руси историки называют лапти, которые плели из бересты, лыка, дуба, ракиты – словом, специальным образом заготовленной коры дерева. Почему использовался именно этот материал, объясняется просто – он всегда был под рукой. Существовало множество разновидностей изделий, а традиции плетения имели региональные отличительные черты.

Ответ: Коренники (9 букв).

Лапти делали и из пеньковой веревки – курпы, или крутцы, и даже из конского волоса –волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Вот задание на третий тур. Один из видов лаптей, плетется из веревок, а название эти лапти получили благодаря звуку который производится при ходьбе? (Слово из 7 букв)

Есть лапти-шептуны: на ходу трутся друг о дружку, словно шепчутся. Плели их из пеньковых очесов или старых веревок. В таких ходил я до тринадцати лет. Плетухан – рязанское диалектное слово. У нас, в Курской области, человека со свайкой (кочедыком) в руке именовали иначе: лапотник.

Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки. … Для изготовления одного лаптя требуется семь лык длиной по два метра каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам заготавливал лыко и впоследствии сам плёл лапти.

Вот задание на финал: И плел бы я лапти… И, может быть, скоро Уже обогнал бы отца своего… Но был на земле человек, о котором В ту пору я вовсе не знал ничего. О ком речь? (Слово из 5 букв)

ЛАПТИ (ВЕРЗНИ, КОВЕРЗНИ, КРЕСТОВИКИ, ЛЫЧНИКИ, ЛЫЧНИЦЫ, РАЧКИ) — Они представляли собой низкую легкую обувь, использовавшуюся круглый год и привязывавшуюся к ноге длинными шнурами — ОБОРАМИ. Лапотной Россия оставалась до 30-х годов 20 века. Материал для лаптей всегда был под рукой: их плели из лыка липы, вяза, ракиты, вереска, из бересты и мочала. … Были у таких лаптей и другие названия: курпы, крутцы и даже шептуны.

Достоверно известно только об одном “довоенном” совещании кобзарей и лирников – оно прошло в апреле 1939-го в Институте фольклора АН УССР (Киев). Правда, на него удалось собрать всего 27 представителей певческого братства. Все они уже были сломлены морально и духовно. Например, гениальный кобзарь Федор Кушнерик (1875-1941) под конец жизни занялся сочинением дум “О Ленине”, “О тракторах” и “О пионере Павлике”.

Основными видами обуви в старину были лапти и сапоги. Лапти являлись древней народной обувью. Название происходит от слова «лапа», то есть стопа. Плели их из лыка липы, вяза, ракиты, вереска и даже березы. В зависимости от материала лапти имели разные названия: из ракиты — верзни, из ивы — ивняки, из вяза — вязовики, из бересты — берестяники. Самые нарядные лапти делали из вязового розового лыка. Такой цвет они приобретали после опускания в горячую воду. Чтобы не губить молодые деревья (а именно их кора использовалась для изготовления лаптей), срезали только часть коры дерева.

Лапоть был неглубоким, с относительно коротким носком и закреплялся на ноге особым способом. В задник лаптя вплеталась петля, в которую продевали тонкую лыковую веревку — оборы, обматывали голень крест-накрест и завязывали под коленом. Оборы обвязывали на предварительно обмотанные вокруг ноги узкие полосы холста или сукна — онучи. В народном быту части материи, которые охватывали голень ноги от щиколотки до колена, имели разные названия — паголенки, ноговицы, ногавки, но смысл их был в том, чтобы закрывать ноги вместо сапог. Лапти надевали ловко и быстро, считали это простым делом. Об этом поговорка: «Жениться — не лапоть надеть».

Чтобы укрепить и утеплить лапти, а точнее их подошвы, их подшивали или, как тогда говорили, подковыривали конопляной или пеньковой веревкой, а внутрь подкладывали сено. В употреблении были также и подошвы из кожи, которые подвязывались ремнями, обмотанными вокруг ноги. Слово «подошва» произошло от глагола «подшивать», а тогда ее называли подковыркой. Подошвы больше ценились, чем сами лапти, о чем говорит пословица: «Лапоть подковырки не стоит». Ноги в лаптях не замерзали и не промокали. Летом же в них было легко и не жарко. У каждой местности были свои способы плетения лаптей: в прямую клетку или косую, с пятки или с носка, различались лапти и по высоте.

Считается, что первое упоминание о лаптях можно найти в 'Повести временных лет', которая датируется 12 веком. Описывая победу киевского князя Владимира Красного Солнышка, летописец цитирует одного из воевод:, который, глядя на пленников, одетых в сапоги, якобы сказал: 'Эти не захотят быть нашими данниками; пойдём, князь, поищем лучше лапотников'.

Традиционные русские лапти - это низкая обувь, плетенная из древесного лыка и привязывавшаяся к ноге шнурками - оборами. Прежде чем надеть лапти, ноги оборачивали в портянки. Для многомиллионного крестьянского люда более дешевой и практичной обуви было не сыскать, легкой для ходьбы по лесам, зимой - теплой, а летом - прохладной. Причем даже зажиточные крестьяне не гнушались носить лапти.

Самыми красивыми считались вязовые лапти (из лыка вяза). Их выдерживали в горячей воде - тогда они розовели и становились твердыми. В праздники деревенские молодухи надевали писаные лапти с передами из белого липового и розового вязового лыка, а по бортику шел венчик из узких полос лыка.

[ссылка появится после проверки модератором]

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?
С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.
Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.
Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками. Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки - крутцы, и даже из конского волоса - волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.
[ссылка появится после проверки модератором]
самое раннее изображение лаптей - Житие Сергия радонежского15 в."Арх.СССР Культура и быт."
Исследователи одежды утверждают, что ои были известны в каменном веке(Маслова Г С)
В ранних слоях Древнерусских городов они почти не известны, в Новг. найден 1 лапоть, 15 в. О существовании лаптей в более раннее время говорят находки кочедыков, плетеная обувь в могильниках(Левашова).

"С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси." - бред сивой кобылы. У всех славян, включая даже простых ремесленников была обувь кожаная. У всех славян КОЖАНАЯ ОБУВЬ, только у вас ЛАПТИ, это должно натолкнуть вас на кое какие размышления.)
К тому же все ваши ссылки, не открываются, и Я уже молчу про Левашова, которого не то что исследователем, его и ученым назвать трудно.)

Лапотник - это крестьянин, или тот кто ходил(ходит) и плёл лапти. От сюда вытекает другое слово, лапти. А лапти это низкая обувь из подручных материалов деревьев, и веревок, которую носили в старину на Руси.

Лапотник имеет два значения (в разных регионах по разному) одно человек который носит лапти (пример: коестьяне лапотники, или лапотные крестьне), другое - мастер изготавливающий лапти (в некоторых регионах, чаще в северной части)

Можно использовать лапти с лечебной целью. Польза акупунктуры подошвы ноги доказана. Продают китайские шлёпки с бугристой поверхностью для имитации ходьбы по гальке. Сама по себе ходьба по гальке очень полезна, полезно любое неровное давление не стопы ног, поэтому я думаю, что лапти могут быть в этом подспорьем.

Если носить лапти вместо домашних тапок с лечебной целью, думаю, это найдёт распространение. А если в плетение лаптей ещё научатся добавлять полезные травы, которые при хождении будут соприкасаться с кожей и подогреваться вместе с умеренной влажностью от ног, то произойдёт выделение полезных веществ в кожу ног.

Чувяки - это мягкая кожаная обувь без каблуков, среди ее разновидностей : обувь из мягкой кожи с ремешками спереди или с ремешками сзади, появилась обувь у народов Крыма и Кавказа, в Россию перекочевала с Востока.

Лапти - исконно русская обувь, сплетенная из лыка, бересты и пеньки. Часто использовалась русскими крестьянами вплоть до 1930 года.

Онучи- кусок материи для обертывания ноги до колена под лапти.

Вывод: Исторически сложилось, что чувяки- это обувь, которая никогда не была русской, появилась у народов Крыма и Кавказа.

Поисково-исторический клуб "СтареЦ"

Поисково-исторический клуб "СтареЦ"

Поисково-исторический клуб "СтареЦ" запись закреплена

ПЁТР I В РЯЗАНСКИХ ЛАПТЯХ

На протяжении столетий лапти были повседневной обувью русских крестьян, которую носили круглый год. Считается, что название этой обуви произошло от слова «лапа». Плели лапти из коры различных деревьев, в первую очередь липы.

Плели лапти и на рязанской земле. Основателем лапотного промысла на Рязанщине, и впоследствии сооснователем Николо-Лапотного монастыря стал невольно сам царь Пётр I. А дело было так.

В конце XVII века в одной из лесных деревень недалеко от рязанского села Шилово жил одинокий старец, который дал себе зарок, что, если минует его грозящая ему опасность, то он построит церковь в честь Николая Угодника. Старец горячо молился и вскоре беда миновала. Пришла пора старику выполнять свое обещание, но у него не было денег для выполнения обета. Решил тогда подвижник надрать много лыка и сплести лапти, чтобы затем продать их, а на вырученные деньги построить церковь. Сплел старец лаптей целую гору, только как их сбыть не знал.

На его счастье, в 1695 году по реке Оке возвращался из неудачного похода на Азов молодой царь Петр I с войском. Остановился в одной из деревень, где и повстречал богомольного старичка, который самозабвенно с утра до вечера плёл лапти. Узнал его заботу Пётр I и решил помочь благому делу и попутно обучиться непростому ремеслу. Царь решил под руководством мастера сплести для себя обновку собственноручно, однако все его потуги оказались тщетными. Осилить нехитрую науку плетения лаптей у него никак не получалось. Измученный царь, владевший многими ремеслами, бросил работу со словами: «Нет ремесла мудренее лапотного!»

Благое желание старца совпало с желанием самого царя вознести молитву святителю Николаю о даровании победы русскому оружию. Также вспомнилось Петру и то, что его мать, Наталья Кирилловна, родилась на Рязанской земле и носила в детстве лапти как простая крестьянка. Приказал царь своим боярам выкупить все лапти у старца по очень высокой цене. На эти деньги вскоре была поставлена церковь святого Николы Чудотворца, в обиходе – «Никола Лапотный». В последствии около церкви образовался монастырь «Николо-Лапотная пустынь», монахи которого по традиции постоянно плели и продавали лапти. Их примеру последовали и наиболее предприимчивые крестьяне окрестных деревень.

Недоделанный царём гигантский лапоть отправился в Петербург. В Эрмитаже он долгое время украшал коллекцию царских поделок. «До всего Царь Петр дошел сам, а над запятником лаптя задумался и бросил. В Петербурге недоплетенный царский лапоть хранят и показывают» - говорили в народе. Хранился лапоть Петра вплоть до 1913 г. – до посещения музея последнего представителя дома Романовых. Поглядел Николай II на лапоть и сказал с ухмылкой: «Оказывается, предок и лаптями не брезговал!» На другой же день экспонат из музея исчез. Сейчас его местонахождение не известно.

Николо-Лапотный монастырь находился на берегу р. Оки, в одной версте от села Шилово, и в 3-х верстах от села Березово. Монастырь был упразднен во второй половине XVIII века и, к сожалению, не сохранился до наших дней. Согласно данным «Историко-статистического описания церквей и монастырей Рязанской епархии» (том IV, 1891 г., св. Иоанн Добролюбов) Памятником некогда существовавшего Николо-Лапотного монастыря служит имеющаяся в селе Шилово следованная псалтирь - дар царевича Алексея, сына Петра I со следующей надписью: «Сия глаголемая псалтирь следованная пожаловал и приложил благородный великий князь царевич Алексей Петрович в Рязанской уезде, в Старорязанской стане в пустыню Николая Чудотворца, что на реке Оке, зовомый Лапотный, 1708 года ноября 3 дня».

Сегодня у нас суббота, 18 февраля 2017 года и в эфире игра — кто хочет стать миллионером. И сегодня гости в студии — Максим Галкин. Но Максим сегодня не просто гость, он еще и периодически занимает место ведущего – Дмитрия Диброва! Игра необычная, двойная! Поэтому вдвойне интереснее! Как всегда начинаем с несложных вопросов и далее по нарастающей вопросы становятся все сложнее и сложнее, а заработанные суммы все больше и больше. Начинаем нашу игру и следующий вопрос в игре звучит так — Из чего плели лапти, которые называли волосянки?

  • А Из травы
  • В Из полос кожи
  • С Из конского волоса
  • D из льна

Правильный ответ С Из конского волоса

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками.

Лапти делали и из пеньковой веревки — курпы, или крутцы, и даже из конского волоса — волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

В начале XX века Россию еще нередко называли страной “лапотной”, вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Казалось бы, что сложного несет в себе тема история лаптя? А между тем даже точное время появления лаптей в жизни наших далеких предков неизвестно по сей день.

Лапти (“верзни”;”лычники”;”рачки”) — самая распространённая на Руси обувь, плетёная из коры дерева. Первые упоминания о лаптях встречают в документах, относящихся к X веку, хотя сам кочедык (“свайка”;”швайко”)- инструмент, которым пользовались для плетения лаптей, находят в древних стоянках, относящихся к раннему железному веку (I тыс. до н.э.).

Во все времена наши предки охотно обувались в лапти, причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. Практиковалось и «подковыривание» (подшивание) лаптей кожей.

Читайте также: