Как сплести пояс для русского народного костюма своими руками пошагово

Обновлено: 02.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1.3 Анализ существующих методов…………………………4

2.1. Изучение истории и обрядовых функций

пояса в жизни человека.…………………………………… 6

2.2. Технологическая последовательность

изготовления заправочного пояса на бердо……..10

2.3. Технологическая карта заправки нитей в бердо

изготовления браного пояса на бердо……………….14

Список используемой литературы……………………………….17

Приложение. Символические мотивы,

используемые в ткачестве…………………………………………….18

«Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик…»

МАОУ «Видновская гимназия» – учебное учреждение гуманитарной направленности. На уроках технологии большое внимание уделяется изучению народных традиций, знакомству с народными промыслами.

Мастер-класс по изготовлению тканых поясов направлен на изучение одного из направлений декоративно-прикладного творчества.

Ткачество – самостоятельный вид творчества, исторически возникло как эстетическая потребность в художественном оформлении быта людей, одежды. Современный интерес к ткачеству поясов отвечает новым культурным потребностям (возможность использовать элементы народного костюма в современной одежде) и служит дальнейшему развитию этого вида рукоделия.

Мастер-класс сочетает не только различные виды практической работы по изготовлению поясов, но и открывает прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

1.1 Актуальность:

В век технического прогресса изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, из природных материалов, приобрели особое значение.

Ткачество поясов – это народное искусство, отражающее внутреннюю жизнь народной души, глубину народного духа, которое не поддается времени. Позволяет развивать личные полезные качества у обучающихся (интерес к истории старинного ремесла, художественный вкус, индивидуальность). Дает возможность расширить возможности, приемы и средства работы с обучающимися.

Педагогическая целесообразность:

-развитие познавательных интересов у детей;

-стимулирует развитие творческих способностей;

-способствует активному вхождению в работу прикладного и художественного характера.

-воспитывать в детях любовь к народному творчеству, гордость за свою страну;

-развивать интерес к народной культуре;

-развивать творческие способности, эстетический вкус, трудолюбие;

-научить разнообразной технике изготовления поясов.

Работа носит практико-значимый характер. В разработке мастер – класса представлены технологические карты по изготовлению тканых поясов.

Такие мастер-классы можно проводить на тематических неделях, посвященных изучению народных традиций, народных промыслов, на неделе празднования Масленицы и как интерактивное занятие в школьном краеведческом музее.

1.3 Анализ существующих методов.

Основные приёмы изготовления тканых поясов

Ткачество на бёрдышке и дощечках дело старинное, древнее. Ещё наши далёкие прародители ткали изделия себе на пользу и украшение жизни.
Ткачество поясов на бердо

Инструменты и материалы:

Бердо – это деревянная или пластмассовая пластинка, от размера зависит ширина пояса, поделенная щелеобразными прорезями шириной 1 –1,5 мм на тростины. Ширина тростин приблизительно 4-6 мм. Посреди каждой из них имеется круглое отверстие диаметром 1.5-2 мм.

Челнок и нож . Для ткачества на бердо применяется челнок для продевания нити утка

На челнок наматывают нити чуть тоньше основных. Для подбивания используют деревянный нож (его можно заменить на линейку).

Нитки для ткачества на бердо можно использовать любые (для начинающих проще ткать шерстяными.


« Добро, что и по сей день бьёт ключик тканого мастерства и творчества в людях…»

Для того чтобы сделать зев для прокидки уточной нити, достаточно просто поднять или опустить бердо. При этом нити, заправленные в прорези, будут перемещаться вверх-вниз.

20141112_130138

Но более распространенной в русском ткачестве была браная техника. При создании браного узора нитку брали, считали. Отсюда и название ткачества — браное. Густой, плотный, рельефный узор красного цвета на фартуках, головных платках, рубахах и полотенцах подчеркивает белизну холста. Но особенно ярко чувство цвета, ритмики и блестящее техническое мастерство проявились в изготовлении узорных шерстяных поясов. Яркие по цвету, они поражают разнообразием узоров и красотой богатой палитры.

2.1.Изучение истории и обрядовых функций пояса в жизни человека.

Пояс — полоса ткани, кожи или шнур различной длины и ширины, предназначенные для опоясывания одежды, и, как правило, скрепляющиеся узлом, пряжкой или пуговицей.

Название собственно русское. Так в словаре В. Даля читаем: «Пояс — (от поять — обнять) — обвязка, полоса вокруг чего-либо; по-другому опояска, подпояска, кушак».

Пояс бытует с очень отдалённых врем ен , о чём есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В V веке до н.э. Геродот записал в Причерноморье скифскую генеалогическую легенду: Геракл оставил сыновьям в наследство пояс и лук. Только один сын — Скиф — сумел натянуть этот лук, и наследство досталось ему — родоначальнику скифских царей.

Древняя традиция жива.

У пояса очень давняя и богатая история. Для некоторых видов женской одежды (например, сарафана) практической надобности в поясе не было. Но в таком случае его надевали под сарафан на рубаху, и даже на голое тело. Объясняется это тем, что пояс в народных верованиях — символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как и нитка, пряжа, волокно, верёвка). Пояс, как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употреблялся в качестве оберега, магического объекта, способствующего благополучию и удаче того, кто его носит.

«Без пояса ходить грех», — говорилось в народе. По русским поверьям, ходить без пояса было также «грешно», как и без креста. В русском фольклоре без креста, без пояса появляются отрицательные герои. Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе. Слово «распоясаться» ведёт свое происхождение оттуда, из глубины столетий. Оно означает вести себя неправильно. Каждый

уважающий себя русский человек не позволял себе ходить распоясанным даже в избе.

Считалось, что подпоясанного человека и бес боится, его не тронет ни домовой, ни леший. В быту русских крестьян пояс и в XIX веке признавался оберегом, с чем связано и опоясывание новорождённого во время крещения. Родившийся человек получал своего рода талисман, который сопровождал его всю жизнь.

Существовало множество обрядов, связанных с поясом.

С помощью пояса устанавливается связь между «своим» и «чужим» пространствами, старым и новым домом. Так при переходе в новый дом хозяин входил первым и втягивал за пояс всех членов семьи.

Молодая, входя в дом мужа после венчания, бросала пояс на печь.

При первом выгоне скота в поле было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. При первом выгоне скота на пастбище через пояс-верёвку прогоняли коров. Накануне первого выгона скота хозяйка плела из 3-х льняных ниток пояс, нашёптывая: «Как этот плетешок плетётся, так милая скотинка плетись на свой двор из следа в след, из шага в шаг. Нигде не заблуждайся ни в тёмных лесах, ни в зелёных лугах, ни в чистых полях».

На Европейском Севере девушки часто использовали пояс в гаданиях. Загадывая на жениха, вешали новый шерстяной пояс на «божницу» и говорили: «Пояс-пояс, покажи мне суженого поезд». Или к поясу на ночь привязывали замок, запирали его и ключ клали под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня». Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две таких осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их сбудется.

Вера в магическое значение пояса имела место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Свадебные пояса первоначально были красные, как обладающие магической силой, но потом стали орнаментированными. Пояса служили также маркировкой свадебных чинов (повязывали через плечо) и всей свадьбы (прикреплялся к дуге свадебной повозки). Известны и такие свадебные ритуалы: связывали поясом жениха и невесту, узел с приданым невесты.

Пояс обязательно клали в гроб, не подпоясанным человека на тот свет не отправляли. А иногда надевали даже несколько поясов на все случаи его загробной жизни.

Пояс обеспечивал связь между миром живых и миром мёртвых. Его вывешивали за окно, полагая, что по нему приходят в дом души предков.

Пояс употреблялся в заговорах от болезней. Больной лихорадкой шёл в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: «Осина, осина,

возьми мою трясину, дай мне здоровье». После чего перевязывал осину своим поясом. Люди верили, что можно навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия.

На Руси пояс служил и родительским благословением, и передавался по наследству из поколения в поколение.

Самыми распространёнными были пояса из льняной и шерстяной пряжи. Нить шерстяную и льняную пряла каждая женщина, девочка: из них и изготовлялись пояса. Довольно рано стали изготовлять пояса для продажи. На Европейском Севере центром кушачьего промысла стал город Красноборск, где в год производилось до 6000 штук различных поясов. Ткали пояса на продажу и в монастырях.

Пояс издревле являлся хранителем «калиты», то есть кошелька: на поясе и за поясом носили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялось кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок и сундуков и лакомство для детей, поэтому со временем такой карман был назван «лакомка». Наконец, поясом подпоясывались просто для удержания тепла.

Традиционные приемы изготовления поясов

Известно домашние способы изготовления поясов:

1) на «кружках» или «дощечках»;

2) на бердышке (сволочек);

3) на «игле» или «в бутылку»;

4) плетение (полутканье) и др.

Мужские и женские пояса

Все тканые пояса можно поделить на два вида: широкие и узкие. Их называют по-разному: первые — кушаком или опояской; вторые — пояском, покромкой.

Кушак — принадлежность верхней мужской одежды. Его ткали шириной от 4 до 15 сантиметров, длиной равной двум обхватам талии с запасом на низко спускающиеся концы.


Пояски носили и мужчины, и женщины: мужчины — поверх рубашки, а женщины — по сарафану. Ширина поясков колебалась от 1 до 5 сантиметров. Женскому пояску полагалось быть шире и длиннее.

Сугубо мужскими считались пояса кручёные (на игле) и сетчатые. Детские пояски были небольшими, узкими, выполненными в самой простой технике. Поясов в каждой семье ткалось много: для повседневного ношения и праздничных.

Праздничные пояса ткались длинными, шерстяными, из нитей, окрашенных в яркие цвета. Повседневные пояса были попроще; из льняных нитей, без кистей. Ритуальные пояса были в основном с узорами, вытканными красной нитью. Ромбы, круги, кресты, свастики, «гуськи» имели значение амулетов. Им приписывались магические свойства. Еще в середине XIX века сохранялся обряд «чтения» узоров во время крещенских смотрин невесты. Знающая пожилая женщина объясняла значение каждого узора.

Позднее прямое магическое значение знаков забылось, но традиция ещё охраняла знаки от искажений как «полезные», «хорошие». «Так полагалось», «Так издавна ткали» — так обычно объясняют знаки бабушки-ткачихи.

Кисти

Кисти считались «душой» пояса, его украшением. Чем уже и скромнее был сам пояс, тем богаче, ярче делались кисти. Для создания кистей использовали бисер, бусинки, конский волос. Их делали в несколько ярусов, многослойными в виде гроздьев из множества мелких помпонов.

Способы завязывания поясов

Прослеживаются разные варианты способов завязывания поясов. Так в Великоустюгском и некоторых других восточных районах области пояс завязывали спереди назад, в других районах — чаще на левом боку. Застёгивались пояса и на пуговицы.

Описание поэтапной последовательности выполнения готового изделия на основе изучаемых технологий

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное учреждение

«Дворец творчества детей и молодежи»

Центр творчества и спорта «Лора Плюс»

Мастер- класс

Тема :"Изготовление пояса

(элемент русской национальной одежды)".

Возраст: 12-16 лет

Год обучения: 2 год

Направление деятельности: художественно - эстетическое

Тип занятия: изучение нового материала

Горянина Наталия Александровна

Педагог дополнительного образования

г. Оренбург 2018 г.

Мастер класс на тему :"Изготовление пояса (элемент русской национальной одежды)"

Цель: сформировать знания о поясе, выявить значение пояса в русском народном костюме через применение навыков ремесленного производства, и исторических знаний.

Образовательные :

Отработать навык работы с пряжей.

Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов плетения.

Расширить знания о поясе как элементе русского национального костюма.

Развивающие :

Развивать у обучающихся умение находить взаимосвязь народной одежды с современными направлениями в моде.

Развивать у обучающихся умение использовать универсальные учебные навыки.

Комплексное развитие художественных способностей детей средствами рукоделия, и обобщения исторического материала.

Воспитательные :

Воспитывать человека знающего историческое наследие предков и знакомого с культурными ценностями своего народа.

Воспитание у обучающихся интереса к народному искусству через развитие творческих способностей.

Воспитывать умение работать в коллективе, добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе.

Тип занятия: интегрированный (история, технология).

Наглядные пособия:

изображения традиционных народных костюмов;

наглядное пособие с изображениями поясов, выполненных в различных техниках плетения и ткачества;

мини-выставка с готовыми образцами;

инструкционные карты по изготовлению поясов в технике дерганья .

Оборудование:

Материалы: пряжа разных цветов для практической работы.

Ход мастер класса

I. Организационный момент.

Обучающиеся заранее объединены в группу 7-10 человек, что позволяет использовать групповую форму работы, и формирует у обучающихся представление о взаимопомощи.

Мастер класс начинается с постановки цели и задач занятия.

II. Изучение нового материала.

Блок педагога.

Ребята, сегодня мы поговорим об одежде. Во все времена одежда носила функциональный характер

– Зачем людям нужна одежда?

Ответы детей: чтобы было тепло, для красоты, чтобы защитить организм человека от внешних воздействий.

– Когда появилась одежда?

Ответы детей: несколько миллионов лет назад, в каменном веке, в первобытном обществе.

– Почему древнейшие люди начали изготавливать одежду, и какой она была.

Ответы детей: потому что было холодно В качестве одежды использовали шкуры животных и листья растений.

Педагог: Прошли тысячелетия, и люди приручили животных. Конечно, хозяину-скотоводу было жаль убивать животных только ради одежды. И люди придумали способы, как завладеть шкуркой животного, не убивая его.

– Как вы думаете, какие способы придумали люди?

Ответы детей: люди научились стричь животных.

Педагог: Стриженую шерсть научились прясть, а затем изготавливать ткань. Ткань также изготавливали и из некоторых растений.

– Что еще делали из шерстяной пряжи?

Ответы детей: изготавливали теплую одежду.

скажите, кто из людей богатый человек, а кто бедный? Дети показывают на картинках различия в одежде.

hello_html_2006d142.jpg

Педагог: Конечно, богатые и бедные использовали в своей одежде дорогие ткани, украшения, меха. А еще частенько они начинали носить иноземную одежду, чтобы отличаться от простонародья. На Руси, например, князья и бояре носили византийский костюм, а простые люди - традиционный русский .

hello_html_760c64da.jpg

Но в любой одежде присутствовал элемент, без которого она не могла существовать.

Сегодня на занятии мы откроем сундучок. В нем лежит этот предмет. Его придумали еще в каменном веке, но он до сих пор служит каждому из нас верой и правдой.

– Как вы думаете, что это?

– Ребята, как вы думаете, зачем наши предки носили пояс?

Ответы детей: чтобы одежда не спадала, чтобы удобнее было, для красоты.

Педагог: Правильно, а еще он выполнял различные функции: За пояс «закладывали» некоторые предметы, а другие – подвешивали к поясу. Например, меч, нож, оружие воины носили за поясом. К поясу в старину подвешивали зеркальце, игольницу, фигурки-обереги от нечистой силы и мешочки для денег. Такие мешочки называли «калита» Одного из богатых московских князей Ивана Даниловича даже прозвали Калитой. Под этим именем он и вошел в историю.

Была у пояса еще одна задача – тайная.

– Скажите, какую форму приобретает завязанный на талии пояс?

Ответы детей: форму круга.

– А что изображал символ круга в древности у большинства народов?

Ответы детей: круг изображал солнце.

Круг у древних славян обозначал религиозный символ Бога Единого – Рода. И был оберегом. Значит, пояс был оберегом, он живот оберегал. Ведь слово «живот» в древности имело значение «жизнь». Таким образом, получается, что пояс жизнь оберегал. Поэтому и получается, что носить его должен был каждый.

– Ребята, слышали, когда-нибудь выражение «распоясался»? Что оно значит?

Ответы детей: балуется, плохо себя ведет.

Педагог: Правильно. Это значит, как бы потерял человеческий облик.

Пояс ограждал от напастей и нечистой силы.

Когда рождался маленький ребенок, на него надевали поясок из теплой шерсти, перевитый материнским волосом. Первый поясок – первый оберег. И обладали эти пояса волшебной силой. Вырастали дети - уходили из дома. Мама достанет поясок, поглядит на него. Если пояс хороший чистый, значит у ребенка все хорошо. А если гниль появилась, плесень, значит беда, нужно спешить на помощь.

hello_html_5b150526.jpg

Пояс являлся обязательным элементом русского народного костюма . Но подвязывали его по-разному: спереди, сбоку, сзади. Женщины – под грудью, по талии. Мужчины – под животом.

hello_html_1d284257.jpg

hello_html_13dc9280.jpg

Длина и ширина пояса

Способ навязывания поясов обозначал их длину, которая варьируется от1,5 до 4м, отдельные пояса достигают длины 5-6 м.

hello_html_7f6c0d72.jpg

Ширина поясов тоже различна. Обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44-45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка (6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность человека к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Пояс на свадьбе

Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.

Пояс и славянские обряды

Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупке скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому.».

hello_html_m7ae27311.jpg

hello_html_m600dfe8.jpg

В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим свойствами.. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.

Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.

Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса тканные на ниту, бердо или сволочке.

Сейчас нас ждет увлекательное путешествие во времени. Мы перенесемся на несколько веков назад и познакомимся с одним из видов плетения.

III. Подготовка к практической работе.

Блок педагога по технологии.

Сегодня мы с вами остановимся на одном из древних видов плетения поясов – плетение в технике «Дерганье». Техника «дерганья» – очень древний способ изготовления тесьмы. Еще в Х веке славяне плели такие узенькие прочные тесемки для обшивки понев (юбок), на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесемки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов. Этот древний вид плетения со временем не был забыт. В начале ХХ века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса. Сейчас в некоторых городах России и за рубежом в рамках программы возрождения ремесел проводятся занятия по изготовлению поясов из «дерганой» тесьмы. Освоить технику «дерганья» несложно. «Дёргали» нити вдвоём, причём, одна работница держала конец готовой тесьмы и затягивала плетение, а вторая подставляла пальцы, на которые надевали петельки сплетаемых нитей. Переставляя петли, получали узор – любой, насколько хватало фантазии и количества нитей. По заключению специалистов, за день можно было «надёргать» до 4,5 м тесьмы. Таким «дерганьем» можно плести и плоские тонкие пояса, тесёмки, завязки. Этот способ удобен для изготовления небольших детских поясков и всевозможных завязок для хозяйства. Наши бабушки плели пояса сами, но мы с вами живем в современном мире. И чаще используем не самодельные пояса, а покупные. Да и сама одежда изменилась.

– Скажите, ребята, где мы можем найти информацию о национальной русской одежде?

Ответы детей: у бабушек, в книгах, в Интернете.

педагог :

Правильно, сейчас мы переходим к практической части нашего занятия.

Одна группа будет работать в современном времени.

Другая группа отправится в прошлое и попробует сплести пояс своими руками.

Обучающиеся делятся на группы и расходятся для выполнения практической части.

Темы для индивидуальных работ:

Роль пояса в национальном костюме.

Пояс как оберег.

Способы изготовления поясов.

Пояс в современной одежде.

Использование различных видов плетения при изготовлении аксессуаров.

педагог :

Инструктаж по выполнению элемента пояса в технике «дерганье»

Сегодня мы с вами научимся выполнять элемент пояса в технике «Дерганье», который можно будет использовать в качестве закладки для книг или фенечки на руку.

Обратите внимание на готовые образцы плетения.

hello_html_m4635e827.jpg

hello_html_m70562620.jpg

Перед вами лежат инструкционные карты, по которым мы будем работать

Обучающиеся выполняют практические работы в течение 15-20 минут.

Подведение итогов (демонстрация готовых образцов и презентаций).

Слово педагогу по технологии.

Вот наши работы готовы. Мы вернулись с вами в настоящее время.

Вы, наверное, помните, как в начальной школе девочки младших классов развлекались на переменах игрой «в ниточки». Между растопыренными пальцами рук натягивается шнурок или резинка; двое играющих стараются переставить пальцы так, чтобы получилась наиболее красивая и сложная геометрическая фигура. Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок древнего способа плетения – «дёрганья» тесьмы.

Всем большое спасибо. На этом наш урок окончен.

Плетение пояса в технике дёрганья на пальцах.

По материалам книги Е.Осиповой «Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы ».

Для плетения пояска нужно взять 5-7 нитей длиной 2,5- 3 метра (длина на выбор, поясок будет в половину этой длины). Нити лучше взять толстые. Их можно составить из 2-х цветов, пояс будет пёстрый.

Нити сложить пополам и получится 5 петель. С той стороны, где у петель свободные концы, связать их все в один узел и прикрепить с помощью шнура к ручке двери или окна на уровне груди, так, чтобы нити шли к нам под лёгким наклоном.

hello_html_m6d64f7a1.jpg

Сами петли одеть на пальцы рук : три петли - на левую руку, на указательный, средний и безымянный пальцы , две петли – на правую руку, на указательный и средний пальцы.
Безымянный палец средней руки будет свободный. Им мы начнём работу. Это необычно – начинать работу безымянным пальцем.
Кисти рук повёрнуты ладонями к себе, пальцы слегка согнуты.

1 . Свободный безымянный палец правой руки продеваем в петли, одетые на пальцы левой руки. Для этого пальцы чуть наклоним, чтобы в петлях образовался проход.
2 . Безымянный палец продеваем прямо внутрь петель и подцепляем дальнюю (с указательного пальца) петлю снизу верх и протащим её сквозь все эти петли на себя. Она окажется одетой на безымянный палец правой руки.
3 . Сразу же осторожно перекидываем оставшиеся две петли левой руки на другие пальцы этой руки, на указательный и средний, а безымянный палец левой руки освободился для работы.
4 . Теперь нужно развести руки в стороны и, этим мы прибьём наш первый ряд, первое переплетение к началу пояса. Если у вас есть помощник, он поможет прибить этот ряд своими руками. Прибивать надо с натягом.
5 . Теперь этот свободный безымянный палец левой руки проденем сквозь петли на пальцах правой руки к дальнему (указательному) пальцу, подцепим эту дальнюю петлю снизу вверх и протащим на себя. Петля снова окажется на безымянном пальце левой руки.
6 . Перекинем оставшиеся две петли на указательный и средний пальцы правой руки, освободив для работы безымянный палец. И опять прибьём получившийся ряд, разведя руки в стороны.
7 . Теперь нам нужно только повторять эту последовательность из раза в раз, не забывая разводить руки после каждого ряда, и поясок будет плестись.
Когда вы закончите плетение, обхватите любой петлёй сплетённый поясок, и затяните его покрепче петелькой.
Концы пояса оформить кистями.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Плетение из нитей.

Русский народный пояс.»

(работа с детьми старшего дошкольного возрастай)

*Расширять представления детей об окружающем мире, о жизни и быте наших предков.

*Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

*Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

«Знакомство с промыслом: плетение»

Познакомить детей с одной из частей русского костюма - поясом.

Познакомить с видами поясов.

Познакомить с русскими обычаями, связанными с поясом.

Учить уважать традиции и обычаи русского народа.

Сегодня я расскажу вам об одной из частей русского костюма: поясе. Пояса являются неотъемлемой частью древнерусского костюма. Подпоясанного человека «бес боится».

Еще в начале 20 столетия пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920г носили в будни и праздничные дни взрослые и дети, мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.

Завязывался пояс узлом спереди или сбоку, чтобы концы свешивались на 20-40см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину, которая варьируется от 1,5 до 4м., отдельные пояса достигают 5-6м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная изо льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. Посей день негативное значение имеют слова: «распоясаться, поясничать и т.д.».

Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.

Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Купалы при поисках клада.

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс.

Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупке скота его вводили в новый дом через пояс.

В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим свойствами.

Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.

Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных (реже — шелковых). Народные пояса делали длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.

Цвета для пояса подбирали большей частью яркие и контрастные, но народные мастерицы умели при этом избегать излишней пестроты — все многоцветные гаммы подчинялись одному ведущему цвету: красному, оранжево-желтому или другому.

Нарядный красочный пояс служил дополнением к народному костюму, как женскому, так и мужскому.

«Плетение пояса на основе двух нитей»

Познакомить со способом плетения на основе двух нитей.

Учить плести шнурок на основе двух нитей.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать внимание, воображение, мышление.

Воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа.

Сегодня мы познакомимся со способом плетения пояса из двух нитей. Посмотрите, как это делается. Некоторые поясочки выполняются на основе всего двух ниток, как говорится от клубка, то ест необязательно сначала отмерять и отрезать нитки. Кончики ниток связывают узелком, потом одним хвостиком делают дополнительную петлю с узелком так, чтобы от второй нити осталась свободная петля. Первую нить затягивают. Теперь указательным пальцем правой руки (сквозь петлю второй нити подцепляем первую нить, а левой рукой затягиваем вторую нить. Во время затягивания, место образована узелков придерживаем большим и средним пальцами правой руки. Затем повторяем весь процесс, но уже левой вытягиваем петлю, а правой затягиваем узелок. Таким образом, выплетается шнурок нужной длины после чего отрезаются нитки и завязываются общим узелком. Я вам уже приготовила петельку на одной нити.

Начинаем с того места, на котором остановились. Теперь снова перекрещиваем центральные шнуры справа налево. Получилось три шнура справа, три слева. Для того, чтобы плетение было плотным, нужно потянуть обеими руками за шнуры в противоположные стороны.

Пояс. Плетение из шнуров. Часть 2, фото № 1

Вот что должно получиться. Дальше плетем на руках.

Пояс. Плетение из шнуров. Часть 2, фото № 2

Придерживаем левой рукой три левых шнура. Правой отделяем крайний, или верхний правый шнур.

Пояс. Плетение из шнуров. Часть 2, фото № 3

Поворачиваем его налево, не перекручивая, и пропускаем его над средним и под нижним. Перекладываем в левую руку.

Пояс. Плетение из шнуров. Часть 2, фото № 4

Теперь у нас слева четыре шнура, а справа два.

Пояс. Плетение из шнуров. Часть 2, фото № 5

Придерживаем правой рукой два правых шнура, а левой отделяем крайний, или верхний левый.

Пояс. Плетение из шнуров. Часть 2, фото № 6

Поворачиваем его направо, не перекручивая, и переплетаем с соседними по очереди, сначала пропуская снизу, сверху и снова снизу. Перекладываем в правую руку.

Пояс. Плетение из шнуров. Часть 2, фото № 7

Снова стягиваем, и продолжаем, пока не надоест.

Пояс. Плетение из шнуров. Часть 2, фото № 8

Когда мы получили плетеную часть пояса нужной длины, завязываем все шнуры в один узел. Концы подравниваем, завязываем на них узелочки или привязываем бусины.

poyas-dly-kukly5

Пояса – это достаточно важный элемент в изготовлении народной тряпичной куклы. Как и в традиционном народном костюме на эту часть одежды стоит обратить внимание. Наш мастер-класс в первую очередь рассчитан на мастериц народной тряпичной куклы. Другим тоже будет интересны те варианты плетения, которые мы предлагаем, например, для изготовления фенечек.

В нашей статье мы рассмотрим, как можно сплести пояс из ниток тремя способами и расскажем как оформить концы пояса. Для этих поясов не нужно никаких приспособлений, только руки и небольшой крючок, который можно найти в каждом доме. Нитки для кукольных поясов у нас взяты хлопчатобумажные 430м в 100гр. Плетения «Сердечко» и «Птички» взяты из книги Е.И. Осиповой и использовались для создания настоящих поясов в русском народном костюме. Конечно для настоящих поясов нитки нужно брать более толстые или использовать пучки ниток в несколько сложений.

Пояс плетеный «Сердечко» из ниток.

Пояс «Сердечко» плетется из 6 пучков нитей. Интересно взять нити разных цветов – на каждые два пучка свой цвет нити. Распределите цвета нитей симметрично относительно центра. Интересно получается если взять 4 нити одного цвета и 2 нити второго цвета. Соберите все пучки нитей вместе завяжите на конце узел и зафиксируйте этот узел на каком-нибудь выступе в доме. Начинайте плетение.

poyas-dly-kukly23

Плетение пояса «Сердечко» смотрите по приведенной схеме. Начинайте плести пояс с левой стороны. Крайнюю первую нить проведите под 2-й и над 3-ей. Далее с правой стороны крайнюю 6-ю нить пропускаем под 5-й и над 4-й и 1-й. Далее ход операций повторяется.

Пояс плетеный «Птички» из ниток.

poyas-dly-kukly25

Плетение пояса «Птички» смотрите по схеме. Крайнюю слева первую нить пропускаем над 2-й и 3-й. Далее крайнюю справа 6-ю нить пропускаем над 5-й, 4-й и 1-ой нитями. Процесс плетения повторяем до нужной длины пояса.

poyas-dly-kukly20

Цвета и нити в поясе «Птички» можно располагать по разному: на примере три цвета по две нити каждого и расположены они симметрично центра.

poyas-dly-kukly26

Вот такой пояс получается, если нити брать двух разных цветов (четыре одного и два другого цвета) и располагать их симметрично относительно центра.

poyas-dly-kukly27

Такое плетение получиться из двух цветов нитей, по три нити каждого цвета. Расположить нити первоначально одного цвета с одной стороны и нити другого цвета с другой стороны.

Пояс крученый «Витой шнур» — самый простой.

poyas-dly-kukly6

Пояс для тряпичных кукол обычно делается именно этим плетением. Оно самое распространенное, быстрое и простое. Толщину можно сделать любую. Чем мы толще хотим получить пояс, тем толще или больше нитей нужно взять. В цвете нас тоже ничего не ограничивает. Технологически этот шнур состоит из двух пучков нитей перекрученных друг с другом. Пучки могут состоять из одного цвета нитей или из разных. От этого зависит конечный результат.

Возьмите пучок нитей. Закрепите один конец ее за какой-нибудь выступ или дайте второму человеку в руки. Держите нить в натянутом состоянии, и начинайте скручивать ее в одну сторону. Скручивать нужно достаточно долго.

poyas-dly-kukly3

Продолжайте держать нить в натянутом состоянии найдите середину и перегните нить по центру. При этом совместите края пучка.

poyas-dly-kukly4

Отпустите центр нитей и дайте шнуру самому закрутится. Проведите несколько раз рукой по шнуру, расправляя если необходимо возникшие неровности. Сделайте узелок на второй стороне шнура, закрепив его тем самым от распускания.

Оформляем концы пояса для тряпичной куклы.

poyas-dly-kukly21

Конечно можно просто оставить на концах пояса узелки и на этом остановится. Но традиционно концы пояса в национальном русском костюме старались оформлять богато: кистями, помпонами, дополнительным плетением, мартиничками .

Мы предлагаем пояс для тряпичной куклы оформить обычной кистью.

poyas-dly-kukly10

Определите длину пояса и сделайте узелки с каждого конца.

poyas-dly-kukly11

Намотайте на руку нити. Сделайте две одинаковые намотки. Каждая намотка на один конец пояса.

poyas-dly-kukly12

Разрежьте намотки, получились две одинаковые пасмы ниток.

Одну пасму разделите пополам.

Приготовьте еще два небольших отрезка из ниточки.

poyas-dly-kukly13

Кладем на стол первый дополнительный отрезок нити.

poyas-dly-kukly14

Сверху ниточки из половины пасмы кладем перпендикулярно первой нити.

poyas-dly-kukly15

Далее кладем конец пояса. Узел должен быть ниже, чем дополнительная нить.

poyas-dly-kukly16

Сверху кладем вторую часть ниток из первой пасмы.

poyas-dly-kukly17

Поднимаем концы дополнительной нити и завязываем узел. Концы этой нити уйдут в кисточку.

poyas-dly-kukly19

Под узлом пояса перевязываем еще одной дополнительной ниткой.

poyas-dly-kukly20

Концы кисточки подрезаем. Если у вас концы последней дополнительной нитки торчат в разные стороны, то уберите их в центр кисти при помощи крючка.

Сделайте еще одну кисть на втором конце пояса, использую вторую пасму.

Читайте также: