Какие изделия плетут мастера марийского края

Обновлено: 26.04.2024

Вышивка была самым распространённым видом женского творчества, она поражает разнообразием форм, изобретательностью исполнительниц.

Вышивать умела каждая женщина, по вышивке судили об ее способностях. Традиционная вышивка выполнялась без предварительного рисунка по счету нитей холста. Вышивание требовало большого мастерства. Узор необходимо было разложить на определенной поверхности таким образом, чтобы не нарушить законы симметрии. Марийские женщины стремились как раньше научить своих дочерей искусству вышивки. Неумение вышивать считалось большим недостатком. К свадьбе она должна была подготовить приданное: побольше вышитых рубах себе и жениху, а также подарки для родственников.

В качестве основы для вышивки использовали конопляные холсты разных сортов. В зависимости от качества холста менялся характер вышивки: на толстом холсте вышивка была крупной, на тонком – мелкой. Вышивали в основном шерстью и шелком. Для окрашивания нитей пользовались растительными красителями. В наиболее старых образцах преобладают темные тона – черный, синий, темно-красный, коричневый. С середины 19 века основным цветом становится красный. Черными или темно-синими нитками выполнялись контуры рисунка, а основной узор вышивался красным цветом с небольшими вкраплениями зелёного и жёлтого.

Основные мотивы в орнаменте – изображения комбинаций различных геометрических, растительных зооморфных, антропоморфных фигур. В древности вышивка выполняла магическую функцию, указывала на принадлежность её владельца к определенной этнической группе, роду.

В настоящее время действуют студии традиционной марийской вышивки в городе Звенигово, поселке Медведево, деревне Чодраял Моркинского района, селе Шоруньжа, где мастера шьют народную одежду, ткут, создают современные костюмы с элементами традиционной вышивки. При этих студиях различными видами прикладного искусства обучаются все желающие.

Экспонаты из основного фонда Музея история города Йошкар-Олы. Фото Алексея Комелина.

Марийцы издавна знали приёмы обработки глины, камня, металла, дерева и растительных материалов, кожи и тканей. Об этом свидетельствуют выявленные археологами скульптурные фигурки животных и птиц, орнаментированная керамика, металлические украшения в виде стилизованных фигурок животных и птиц, различные орнаментированные пластинки. Эти украшения являлись частью древнего костюма. Они изготавливались из различных сплавов, в состав которых входило серебро, способом ковки или чеканки. Орнаментальные узоры наносили резцом, иногда узор просто процарапывали острым предметом.

Издревле получили распространение разнообразные подвески-амулеты и серьги, застёжки-сюльгамы и медные пряжки-фибулы, украшения для кос и отдельных деталей костюма. Из обычных проволочных звеньев овальной или округлой формы, искусно соединённых в одну цепь, изготавливались, например, головные цепочки, из круглой гладкой или из двух перевитых серебряных, часто медных, проволок – височные кольца. Вплоть до конца XIX века сохранились пластинчатые браслеты и щитковые перстни. Характерными элементами древнего костюма были и поясные пряжки, а также украшения в виде лапчатых металлических подвесок для кожаной обуви. Об эстетических вкусах древних мари свидетельствуют кошельки, украшенные тисненым орнаментом, металлическими бляшками и зажимками, латунные игольницы и другие предметы бытового назначения.

В ХVIII – начале ХХ века народное декоративное искусство значительно обогатилось благодаря развитию домашнего производства, усилению этнокультурных контактов с соседями.

Для украшения народного костюма традиционно использовали монеты, позумент, раковины-каури, бисер, стеклярус, пуговицы и др. Оригинальны височные украшения из подвесок с серебряными монетами, раковинами-каури и бисером; ушные подвески с монетами, серьги, выполненные из медной и латунной проволоки, бусин. Особым богатством отличались шейные и нагрудные украшения в виде ожерелий с монетами, раковинами-каури и пуговицами. Так, нагрудные украшения состояли из застёжек-сюльгам и специальных нагрудников прямоугольной и трапециевидной формы с нашитыми монетами и бисером. В комплект наручных украшений входили металлические браслеты и перстни. Браслеты в большинстве случаев были пластинчатыми, украшали их тиснённым или выгравированным (процарапанным) орнаментом из штрихов, точек, вертикальных чёрточек, прямых и косых линий, зубчатых или гребенчатых штампов, треугольников и др. Самые распространённые мотивы – ромб с продленными сторонами и диагональные гребенчатые узоры. Серьги изготавливались из серебра или переплавленных серебряных монет, вместо драгоценных камней использовали отдельные детали бус промышленного производства.

Вплоть до конца XIX века для застёжки грудного разреза женской рубашки марийцы изготавливали брошки-фибулы (сюльгамы), известные как ширкама (почкама). Орнаментированы они были простым гравированным геометрическим рисунком из зигзагов и точек по краю овальной (или круглой) формы фибулы. К ним иногда привешивали несколько коротких цепочек, изготовленных из проволоки с бусинками разных цветов на концах. Принцип декора таких фибул напоминает древнемарийские сюльгамы.

Среди украшений из металла выделяются праздничные шейные узорчатые цепочки («цепочка», «гайтан»), производством которых занимались исключительно в Козьмодемьянском уезде, в частности в деревне Чаломкино (Салым Сола) и окружающих её населенных пунктах. Делали цепочки из так называемого польского (низкопробного) серебра в виде соединённых мелких колечек и решетчатых пластинок. Получалась непрерывная длинная ажурная лента, концы которой замыкались крупными фигурными формами из того же металла. Цепочку соединяли декоративной тканой лентой, при помощи которой подвешивали христианский крест. Луговые марийки занимались изготовлением поясных цепочек из проволоки (стальной или медной). Для дополнительного декора использовали пластмассовые пуговицы, бисер и бусы промышленного изготовления.

Декоративное творчество марийцев

В ансамбле женского костюма широко применялись украшения, расшитые бисером. Им обычно декорировали нагрудные украшения. Сочетание бисера, раковин-каури, пуговиц, тесьмы и других элементов украшения придавало особую красочность. Традиционные способы украшения сохранились и в настоящее время, они передаются по наследству от матери к дочери. Приём вышивания бисером характерен и для декора женских тканых и плетёных шерстяных опоясков, холщовых набедренных подвесок и мужских свадебных поясов. Бисерные нанизки пришивались к концам опоясков. Концы нанизок украшались шёлковой бахромой из перевитых ниток. Среди луговых мариек широкое распространение получило плетение всевозможных шерстяных тесёмок и кручёных поясков из цветных толстых шерстяных ниток. Плели ручным способом без особых технических приёмов – путём прямого переплетения цветной пряжи или крючком.

Восточные марийки изготавливали пояса в паласной технике, на ткацких станках. Пояса имели яркую полихромную расцветку, а на концах, как правило, завершались бахромой, разноцветными кистями («махорчиками») с бисером, блёстками, позументом. Составная часть горномарийского народного костюма – тканые пояса. Ткут их и в настоящее время из конопляных, шерстяных и шелковых ниток на особом станке (или ручным способом при помощи палочки и деревянного ножа – «от себя»). Используют и специальное приспособление из квадратных дощечек, заменяющих нитченки. Каждый из поясов ткут в шесть-семь цветов в вертикальном расположении по всей их длине.

Узорное ткачество марийцев, по сравнению с ткачеством других народов Поволжья, было развито слабее. Марийцам оно известно с глубокой древности как важная отрасль домашнего производства. Тканые изделия и вышитые полотенца являлись неотъемлемой составной частью приданого невесты, а также обрядовыми и ритуальными предметами. Восточные марийцы (ныне проживающие в Башкортостане) изготавливали половики и паласы из толстых цветных шерстяных ниток, окрашенных натуральными красителями. Для основы использовали хлопчатобумажные нитки. Декор таких тканых изделий строится на равномерном соотношении широких и узких цветных полос обычно розового, оранжевого, зелёного, красного и чёрного тонов.

Декоративное творчество марийцев

Резьбой украшались орудия труда и предметы быта. Например, в виде коньков или конских голов вырезались блоки для ткацких станков. Традиционные принципы резного декора сохранились в украшении замков. Марийские прялки декорировались простым геометрическим узором в технике трёхгранновыемчатой резьбы. Рисунок строится на контрастах крупных и мелких мотивов – большой по размерам лучевой розетки из трехгранных выемок (в центре донца) и мелких зигзагов, прямых линий, образованных контурной порезкой, или скобочек-выемок.

Яркое своеобразие декоративного искусства марийцев проявляется в обработке растительных материалов – лозы, лыка (в технике плетения), бересты (в технике тиснения) и др. Из них изготавливали всевозможные корзины и дорожные сундуки (в технике чарушечного плетения) и туеса. Декор бытовых предметов из коры и бересты сводился к узорному плетению и тиснению. Путём вдавливания деревянными или металлическими штампами узоры наносили на боковые стенки берестяных сосудов (бураков, туесов и др.). Рисунок был линейно-графическим из мелких треугольников, прямых и наклонных линий, зигзагов, кружков. Особенно любимы мотивы розеточного и ромбического вида, которые в прошлом у марийцев являлись символами солнца.

Особо следует выделить туеса – цилиндрические сосуды с круглыми вставными деревянными крышкой и донцем. Боковые стенки таких сосудов шили из вываренных кусков бересты, скрепляли края на местах соединений и сгибов ивовыми прутьями или лыком.
Архитектурная резьба как декоративный элемент крестьянского жилища у марийцев получила массовое распространение в основном во второй половине XIX века. В это время вместо «курных» изб стали строиться избы с большими окнами, фасадом на главную улицу.
Из старых приёмов архитектурного декора следует выделить глухую резьбу типа трёхгранновыемчатой. Орнамент состоит из кругов, розеток, прямых линий, точек, трёхгранных выемок и др. Такая резьба использовалась на надоконных досках, досках, покрывавших фасад и фронтон избы, столбах и подзорах ворот. Характер орнамента в декоре ворот по технике был относительно прост, что обусловливалось возможностями таких инструментов, как топор, долото, циркуль и нож-резец. В построении композиций преобладал ярусный строй с делением поверхности столба по вертикали на три украшаемые плоскости. Каждый ярус подчеркивался горизонтальной линией, выполненной в технике выемок или контурной резьбы. Главный мотив в каждом ярусе – изображение солнца в виде вихревых розеток – выполнялся скобчатыми порезками. Получили широкое распространение солярные знаки, выполненные в виде орнамента с четкими графичными рисунками из кругов и ромбов.

Важный элемент в декоре жилища – оконные наличники, в резьбе которых можно выделить несколько однотипных групп: выемчатая (углубленная) с ее разновидностями (трехгранновыемчатая – каждая выемка состоит из трех граней, ногтевидновыемчатая – в виде углубленных лунок-выемок и скобчатая); глухая (рельефная); пропильная (ажурная, прорезная); накладная; скульптурная. Для узора характерно фризовое распределение рисунка по всей плоскости надоконной доски. В подзоры домов вводилась и барельефная резьба русского типа («судовая», «корабельная резь»), особенно в Козьмодемьянском уезде. В узорах резного невысокого рельефа мы видим мотивы различных листьев, цветов, плодов, которые объединяются в причудливую стилизованную растительную ветку.

В конце XIX столетия в архитектурную резьбу проникла и русская ажурная (пропильная) резьба, которой обильно декорировали подзоры фронтонов, наличники окон и горизонтальные доски ворот. На полотнищах ворот часто помещали накладную резьбу с сильно стилизованными формами из геометрических мотивов. На многих наличниках резьба сочеталась с раскраской.

Начиная с 60-х годов XIX столетия широкое распространение получили кустарные промыслы по обработке дерева, тканей, металлов, растительных материалов и др. Это производство черёмуховой гнутой мебели (столы, стулья, кресла-диваны), плетёных корзин и дорожных сундуков, тарантасных плетёнок, изготовление национальных музыкальных инструментов и сувенирных поделок (резных и выжженных тростей) и др. Широкое распространение получил корзиночный промысел. Будничные вещи в руках умельцев превращались в привлекательные и радующие глаз предметы быта.

В Козьмодемьянском уезде корзины делались из зелёного неочищенного или очищенного круглого и плоского прута ивы (тальника), в основном из колотого и струганого прута (ивовой палки). По форме корзины были двух видов: круглые и овальные (вытянутые по горизонтали). Последние украшали цветными полосками, идущими параллельно одна над другой по верху корзины. В этом же уезде способом плетения из талового и черемухового хвороста делали свадебные тарантасы, экипажные плетенки, гнутую и плетеную мебель из черемухи и клена. Марийские кустари со своими экспонатами принимали участие на всероссийских ярмарках, художественных и промышленных выставках (1896-1913 гг.). Многие экспонаты отмечались дипломами выставок.

К 1860-м годам относится возникновение промысла по обработке дамских (тонких) и мужских (толстых) деревянных тростей с выжженным и резным орнаментом. Как сувениры они не раз упоминались в качестве достопримечательностей Козьмодемьянска в дореволюционных путеводителях по Волге. Орнамент выжженных узоров был разнообразным и обычно состоял из комбинации кругов, точек, прямых, спиралей и винтообразных линий. Ручки тростей делали в виде фигурок птичек или же голов животных.

Среди промыслов по обработке дерева следует назвать и производство расписных дуг, саней, коромысел, сундуков, предметов домашней утвари (чашек, солонок, черпаков, ложек, сосудов для питья, ковшей, туесов и др.), плетеных стульев, столов, лавок, резных деревянных замков, которые являлись предметом вывоза за пределы Марийского края.

По всему краю был распространён кустарно-ткацкий промысел, который удовлетворял главным образом потребности местного населения. Популярностью пользовались изделия из соломки. Соломкой декорировали рамки для фотографий, туалетные коробочки, из нее делали люстры. Среди музыкальных инструментов очень популярными были птички-свистульки, выполненные из глины. Мотивы их росписи несложные, с геометрическим рисунком. В самих формах чувствуется лаконичность и выразительность пластики.

Художественная промышленность в Марийском крае была представлена Ульяновским стекольным заводом, построенным в 1886 году Н.А. Коряковым и получившем известность не только в крае, но и в России. Изготовлялись здесь винные бутылки, рюмки, стеклянная посуда. Изделия завода поставлялись Императорскому двору, экспонировались на выставке хрустальных изделий в г. Казани (1901 г.).

В советский период в конце 1920-х годов в области организуются вышивальные промартели, кружки. В 1929 г. открывается Школа женского труда имени 8 Марта с вышивальным, ткацким и швейным отделениями. Профтехшкола оказала большое влияние на возрождение традиционной вышивки марийского народа. В 1936 году был создан вышивальный цех артели «Труженица» в г. Йошкар-Оле, который внес весомый вклад в дело возрождения национальной вышивки. К концу 1930-х годов в районах республики организовались промартели, специализирующиеся на выпуске вышитых изделий. В орнаменте вышивок использовались не только традиционные узоры, но и элементы советской символики – серп, звезда, молот и другие. Действовало много столярно-токарных мастерских, как, например, Моркинская, Сундырская, Сотнурское ремесленное отделение при бывшем двухклассном училище и др., а в г. Козьмодемьянске – столярно-корзиночная мастерская. Изготавливались прежде всего предметы бытового назначения: столы, стулья, самопрялки, ткацкие станы, тарантасы и пр.

Совершенно новым является промысел по выработке точёных солонок, рамок для фотографий, ложек, половников и чашек с хохломской росписью. Производством этих изделий, например, занимались в артели «Прогресс» (ныне в г. Йошкар-Оле), где работали мастера, прибывшие из г. Семёнова Горьковской области.

В условиях войны тяга марийского народа к искусству традиционной вышивки продолжала сохраняться. В 1943 году работала профтехшкола по художественной вышивке, в районных центрах действовали артели. Вышивальщицы собирали по деревням вышитые изделия, сами разрабатывали новые узоры.

На современном этапе декоративно-прикладное искусство Республики Марий Эл представляет собой сложное художественное явление. Оно развивается в виде домашних ремёсел, в творчестве отдельных профессиональных художников, системе государственного сувенирного производства на основе небольших предприятий и художественных объединений, а также использует труд мастеров-надомников. Среди всех видов традиционного художественного творчества почётное место занимает вышивка.

Вышитые изделия – составная часть декора культурных, административных, бытовых учреждений, промышленных предприятий. Они широко используются в оформительском искусстве. Орнамент вышивки широко применяется в книжной графике. Архитекторы всё чаще используют его в декоре интерьеров. Особенно характерно это для районов республики.

На современном этапе возрождаются многие традиционные виды художественных ремесел марийцев. Для этого в системе министерств лесного и сельского хозяйства создаются художественные производственные участки. Так, в 1969 году было организовано художественное объединение надомного труда с филиалами в районах республики. Ассортимент выпускаемой художественной продукции составляли шкатулки и поделки из бересты, лыка (конфетницы, салфетницы, стаканы для карандашей, туалетные коробочки, корзиночки для цветов и др.), декоративные вешалки и расписные кухонные разделочные доски, традиционные деревянные ложки и половники, плетеная мебель, чеканные панно и резьба по фанере, дереву, швейные изделия с вышивкой, кожаные изделия с аппликацией, вязаная продукция из шерстяной пряжи.

Население продолжает заниматься корзиноплетением из тальника и ивовых прутьев, ивовой лозы, поделками из дерева и бересты, из глины, ткачеством женских поясов и наплечников для горномарийского национального костюма. Среди плотников и столяров немало мастеров, которые «по заказу» украшают жилища своих односельчан. Особенно популярной становится ажурная прорезная и накладная резьба. Сохраняются многие традиционные мотивы резьбы по дереву – солярный знак в виде ромба, восьмиконечной звезды, зооморфная стилизация многих узоров. Широкое распространение получил растительный орнамент. В резьбе нашли отражение отдельные элементы орнамента вышивки как некие знаки-символы национального престижа. В сочетании с резьбой применяется раскраска архитектурных деталей; цвет используется как выразительное средство придания сооружению декоративности. Привычная резьба заменяется иногда цветной цементной штукатуркой с рельефными орнаментальными узорами и сюжетными изображениями. Широкое распространение застекленных веранд приводит к появлению различных декоративных переплетов рам. Вновь возрождается производство сундуков с росписью. Марийские женщины освоили роспись масляными красками на белой хлопчатобумажной ткани при помощи заранее подготовленных трафаретов. Из таких расписных тканей с растительным орнаментом, полихромной расцветкой шьют подзоры и «боковушки» для кроватей, которыми украшают интерьер сельской избы.

Источники:
Марийцы. Историко-этнографические очерки. Редколлегия: Н.С. Попов (ответственный редактор), Т.Л. Молотова, Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005

Своеобразным символом вятского края стала знаменитая на весь мир яркая глиняная дымковская игрушка. Этот промысел существует более 400 лет. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки, вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля.

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий». В наше время сохранением древнего вятского промысла занимается целое поколение современных дымковских мастериц (около 20 человек), работающих в Кировском городском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России – «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». Ежемесячно художественный совет оценивает каждую готовую игрушку, строго следит за традициями ее исполнения и творческим ростом мастериц.

Народный промысел изготовления деревянной расписной игрушки зародился на Вятской земле в начале ХХ века. Значимым центром сохранения и развития традиций создания вятской матрешки является ЗАО «Вятский сувенир» города Нолинска Кировской области. Самым популярным вариантом является матрешка из семи предметов. Следом за ней идет десятипредметная и тридцатипредметная матрешка. Некоторые наборы построены так, что с их помощью родители могут рассказать целую сказку своему ребенку.

Техника кружева везде одинакова, но плетут в каждой области по-своему. Отличается кружево друг от друга художественными приемами. Кукарское кружево разнообразно в плетении валюшки. Нигде, кроме кукарского кружева, не разрабатываются так богато и решетки – они могут быть со звездочками, ромашками. В одном изделии соединяются две-три разные по типу решетки. Их комбинации придают кружеву особую нарядность и красочность. Решетка помогает основному рисунку-орнаменту. Одним из самых главных отличий вятского кружева считается разнообразие переплетений в одной вещи, которые придают изделию ажурность, легкость, красоту.

В настоящее время наиболее крупными предприятиями-производителями кружевных изделий в Кировской области являются компания «Юг» (Вятские Поляны) и ООО «Фабрика строчевышитых и кружевных изделий «8 Марта» (Киров), поставляющее свою продукцию во многие регионы России.

На протяжении веков вятские мастера занимались обработкой дерева, и, неудивительно, что именно они положили начало единственному в своем роде капокорешковому промыслу.

Родоначальником каповых дел на Вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. В 1980-х бывшая артель «Идеал» стала фабрикой, которая успешно работает и в наши дни как ООО «Идеал Плюс», являясь самым крупным производителем изделий из капа в Кировской области.

В 2011 году было образовано еще одно предприятие, специализирующееся на производстве каповых изделий, – ООО «Каповая шкатулка». Ассортимент его продукции достаточно широк – это различные шкатулки, сундучки, чаши, подсвечники, портсигары, пепельницы, рамки для фотографий, футляры для ювелирных изделий, коллекционных монет и часов.

Резьба по дереву

Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Геометрической резьбой пышно украшались избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), всевозможная мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари, крюки для рукомойников), точеная и долбленая посуда (разнообразные чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны) и орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки, пряничные доски).

Роспись по дереву

Искусство росписи по дереву имеет свои особенности и характерные черты во многих регионах России. Вятская роспись очень символична. Рисунки наносились с учетом смысла изображаемого. Например, часто в вятской росписи встречается изображение дерева – оно является символом энергии, жизни, радости; круг олицетворяет солнце; изображение нескольких кругов обозначает движение солнца по небосводу. Львы, которых также можно встретить на старинных предметах быта, олицетворяют собой мужскую силу, а птицы символизируют вести или небесных посланников.

Расписные деревянные детали крестьянских интерьеров в настоящее время можно увидеть на постоянно действующей выставке «Народная домовая роспись» в Кировском областном краеведческом музее.

Берестяной бурак пользовался большой популярностью и спросом в крестьянских хозяйствах. Сверху бурак закрывался крышкой – это была идеальная посуда для долгого хранения молока или воды, использовался бурак и для сыпучих продуктов. В росписи вятских бураков сложился собственный грубоватый стиль исполнения, сочетавший красный, синий, желтый, зеленый тона. Для вятской бурачной росписи характерны небольшие растительные мотивы (цветы, бутоны, листья), в которых цветы группировались в гирлянды и букеты. Расписанные масляными красками с применением белильных разживок, вятские бураки выделялись среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.

Токарное искусство вятских мастеров-«посудников» и «веретенщиков» повлияло на развитие игрушечного производства. С появлением самопрялок во второй половине XIX века токари переключились на выработку игрушек. Главным сырьем для игрушечников была липа – из нее делали разъемные игрушки: шары, яйца, чашки, матрешки. Осину, березу, клен, яблоню и ольху использовали для изготовления пирамид, кеглей, крокета, шахмат, бирюлек, настольных детских игр. Из можжевельника вытачивали бусы, кукольную посуду, самоварчики.

Аппликация из соломки и применение соломки в украшении плетеных изделий использовались на Вятке еще в конце XIX века. Название художественного приема «аппликация из соломки» является более точным, поскольку соломка именно наклеивается на поверхность изделия, а не врезается в нее. Однако эффект рисунков, составленных из кусочков соломки, нарезанных ромбами, квадратами, треугольниками, полосками, кругами, переливающихся как перламутр, таков, что кажется именно инкрустацией. Отсюда и возникло ныне употребляемое название.

Плетение из соломы

Ржаную соломку как поделочный материал стали использовать на Вятке в XIX веке.

У такой соломки ровный стебель с длинными междоузлиями (верхнее колено – до 50 см), небольшой сбежистостью (уменьшением толщины стебля по всей его длине). Она отличается прочностью при относительно тонких стенках. При размачивании ржаная соломка становится пластичной, по высыхании хорошо сохраняет приданную ей форму. Золотистая окраска имеет большую гамму оттенков – от серебристо-зеленого до густо-желтого и красноватого. Ржаная соломка хорошо окрашивается анилиновыми красителями, ее используют во всех видах плетения, а также в инкрустации.

Плетение из лозы

Плетение из ивового прута как ремесло появляется в России в XIX веке. Возникновению его во многом способствовала европейская мода на плетеные изделия и мебель.

На новую моду быстро отреагировали и вятские кустари. Благо сырья у них было в изобилии, и уже существовали свои традиции плетения из природных материалов.

На сегодняшний день традиции плетюшечного промысла продолжают следующие предприятия Кировской области: «Азимут» в городе Кирово-Чепцке, «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» в городе Кирове, мебельная фабрика «Корунд» в городе Нагорске, «Благотворительный фонд «Народный Дом» в пгт. Кильмези, художественной обработкой лозы занимается предприятие «Антураж» в селе Полом Кирово-Чепецкого района.

Плетение из бересты

Изготовление изделий из бересты для Вятской губернии сравнительно новый промысел, он возник лишь в конце XIX века. До этого времени вятские кустари делали из бересты только простые бураки да трости. Сейчас изделия из бересты плетут несколько предприятий – это ООО «Идеал Плюс» (город Киров), ООО «Вятские промыслы» (Киров), ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» (город Киров), ООО «Азимут» (город Кирово-Чепецк).

Плетение из соснового корня

Самобытный вятский промысел – плетение из соснового корня известен с конца XIX века. Центром промысла было село Бобино с примыкавшими к нему селениями. Причиной тому служили два фактора – наличие необходимого материала в Бобинском бору и близость центра сбыта – города Вятки. На других же территориях Вятского края промысел развития не получил, так и оставшись малоизвестным.

Плетение из лыка

В Вятском крае, как и в других регионах страны, крестьяне издавна использовали лыко прежде всего для плетения лаптей. Самыми прочными считались лыковые лапти, изготовленные из липы. В настоящее время при Благотворительном фонде «Народный дом», работающем в поселке городского типа Кильмезь, активно действует центр по производству лаптей. Лапти – отличный сувенир, напоминающий нам о жизни и ремесле наших предков. Особый, практический, интерес проявляют к старинной русской обуви участники самых разных фольклорных коллективов и отдельные частные лица, занимающиеся реконструкцией старинного быта.

Выделение домашнего гончарства в ремесло, как и широкое применение гончарного круга на Руси, приходится на IX век – эпоху становления и развития городов. Изделия вятских мастеров не отличались особой красотой, но были удобными и дешевыми. Гончары делали простые, необходимые в крестьянском быту предметы: горшки, кринки для молока и сметаны, корчаги для смолы, миски, плошки, тарелки, мерники, рукомойники. Основным материалом для их изготовления служила местная красная глина. Наибольшим спросом у населения пользовалась лаковая посуда. Эффект лаковой поверхности достигался двумя способами – путем глазурования и путем муравления.

Среди женских ремесел, традиционно бытовавших на Вятской земле, особое место занимают ручное ткачество и льнопрядение – последнее как источник получения сырья для ткачества. На данный момент народно-художественный промысел сохранен и пользуется спросом.

Художественная обработка металла

Обработка металла была самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне Древней Руси. Уже в те времена были известны почти все виды современной художественной металлообработки, но главными были ковка, литьё, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в то время достигло ювелирное искусство. Художественная ручная ковка и колокололитейный промысел возрождены в современной Вятке

В Республике Марий Эл сохранились исторически сложившиеся традиционные центры народных художественных ремесел: лозоплетение в Горномарийском и Звениговском районах, резьба по дереву и художественная обработка бересты в Медведевском районе, традиционная марийская вышивка и создание народных костюмов в Звениговском, Сернурском, Моркинском, Мари-Турекском районах.

Своеобразие народного искусства марийского народа проявляется в художественной обработке растительных материалов - лозы, лыка, соломки, бересты. Из доступного природного сырья плетут корзины, тарелки, вазы, люльки, лапти, мебель. Эти изделия привлекают своей легкостью, прочностью и эстетичностью. Из бересты изготавливают туеса, коробы, мелкую домашнюю утварь и женские украшения. Береста обладает лечебными свойствами - это мощный антисептик, природный абсорбент, очищает продукты, стерилизует воздух, кроме того обладает свойствами забирать лишнюю влагу из продуктов.

Особое место в марийском народном искусстве занимает вышивка. Вышитые узоры применяются в праздничной и обрядовой одежде, в предметах внутреннего убранства дома, в подарочных изделиях. Вышивкой декорируют все детали народного костюма. Место расположения орнамента связано с назначением и типом одежды. Считается, что марийский орнамент-это открытая книга. Его можно прочитать и расшифровать. Кроме того марийский орнамент, вышитый с сохранением традиций выполняет функцию оберега.

Распространенным видом народного искусства марийского народа является художественная обработка дерева (скульптурная и различные виды плоскостной резьбы). Традиционно в марийском крае из всей массы резной, долбленной и выточенной из дерева посуды особо ценилась- можжевеловая. Можжевельник обладает антисептическими свойствами. В старину побегами растений натирали полы в доме, а дымом окуривали помещения. Изделия из можжевельника не имеют лакового покрытия.

Республика Марий Эл имеет богатые традиции в декоративно-прикладном искусстве.

Яркое своеобразие декоративного искусства марийцев проявлялось в обработке растительных материалов – лозы, лыка, бересты и др. Из них изготавливали всевозможные корзины, дорожные сундуки и туеса. Декор бытовых предметов из коры и берест сводился к узорному плетению и тиснению.

Одним из основных домашних ремесел с древнейших времен являлось ткачество. Простой деревянный ткацкий станок можно было увидеть в каждой крестьянской избе. Основным материалом для узорной домотканины была конопля, позже лён и хлопок. Узор по традиции наносился шерстью. Из узорной домотканины шились свадебные полотенца, занавески, рубахи, передники.

Особую ценность представляют коллекции горномарийских поясов ("парсын ӹштӹ"), сотканных из ярких разноцветных шелковых ниток. Празднично-обрядовые пояса украшались монетами, кистями, бусами, пуговицами. Пояс являлся важнейшим элементом народного костюма, выполнявшим не только эстетическую, но и магическую и защитную функции. Поэтому его изготовлению каждая марийская женщина уделяла особое внимание.

Особую ценность в традиционной культуре Республики Марий Эл представляет марийская вышивка. Цветовая гамма состоит в основном из четырёх цветов: красного (в различной тональности и насыщенности), зелёного, синего и чёрного.

В домашнем производстве важную роль играла деревообработка. Из типично марийских предметов кухонной утвари следует выделить деревянные ковши с резными ручками, которые заканчиваются зооморфными фигурками в виде коня и утки. Резьбой украшались орудия труда и предметы быта. Важный элемент в декоре жилища – оконные наличники, в резьбе которых можно увидеть мотивы различных листьев, цветов, плодов.

Сохраняются многие традиционные мотивы резьбы по дереву – солярный знак в виде ромба, восьмиконечной звезды, зооморфная стилизация многих узоров.

Среди украшений из металла выделяются праздничные шейные узорчатые цепочки, которые производились местными мастерами из деревни Чаломкино Козьмодемьянского уезда и распространялись оптовыми скупщиками по всей России. Цепочки делали из низкопробного серебра в виде соединенных мелких колечек и решетчатых пластинок. Получалась непрерывная длинная ажурная лента, концы которой замыкались крупными фигурными формами из того же металла.

На современном этапе возрождаются многие традиционные виды художественных ремесел марийцев.

Читайте также: