Каким образом уложенные рельсовые плети с переменой рабочего канта отражаются в форме агу 4 сдо

Обновлено: 27.04.2024

В целях снижения эксплуатационных расходов в кривых участках пути, где наблюдается интенсивный боковой износ головок рельсов, можно производить перекладку рельсовых плетей с заменой рабочего канта головки рельса. Рельсовые плети с наружных нитей кривых могут перекладываться с переменой рабочего канта на внутренние нити кривых и в прямые участки пути, а рельсовые плети с внутренних нитей кривых и из прямых участков — на наружные нити. Перемена рабочего канта при укладке в наружные нити кривых разрешается только для рельсовых плетей, снятых с внутренних нитей.

Основными критериями, определяющими возможность перекладки рельсовых плетей в кривых с интенсивным боковым износом головки рельсов, являются величина бокового износа, его интенсивность, состояние рельсовых плетей по наружной и внутренней рельсовым нитям. Решение о перекладке рельсовых плетей принимается комиссией в составе главного инженера дистанции пути, старшего или дорожного мастера и мастера дефектоскопии. При этом измеряется боковой и вертикальный износ (через 10—15 м в местах наибольшего износа), определяется интенсивность износа (мм/млн т груза брутто), наличие внешних дефектов, а также производится дефектоскопирование плетей и назначаются границы перекладки плети.

Дефектоскопирование плетей производится дважды: за две недели до их снятия и непосредственно перед снятием. Особое внимание при этом должно быть обращено на состояние сварных рельсовых стыков и наличие дефекта 69, возникающего вследствие коррозии подошвы рельсовой плети. Эти опасные дефекты устраняются до перекладки плетей. Результаты оценки и решение о возможности перекладки рельсовых плетей оформляют в виде дефектных ведомостей, которые хранят в техническом отделе дистанции пути и у дорожного мастера.

Перекладка рельсовых плетей с переменой рабочего канта в кривых участках пути с интенсивным боковым износом разрешается, если боковой износ головки не превышает 15 мм.

Разрешается перекладывать рельсовые плети, у которых в отдельных местах боковой износ не превышает 18 мм, а интенсивность износа не ниже значений, приведенных в табл. 3.1.

Таблица 3.1
Интенсивность бокового износа головки рельса, при которой не возникают внутренние продольные трещины



При стыковании переложенных плетей с лежащими в пути рельсами без сварки вертикальные и горизонтальные ступеньки по рабочему канту не должны превышать 1 мм на путях 1—3-го классов и 2 мм на путях 4—5-го классов.

При сварке переложенной плети с лежащими в пути рельсовыми плетями несовпадение их концов не должно превышать по высоте 1 мм и по ширине головки 2 мм. При этом можно шлифовкой удалить ступеньки, размеры которых превышают указанные величины.

Не допускаются к перекладке с переменой рабочего канта рельсовые плети, у которых боковой износ головки на большей их части достигает 18 мм; плети с выколами металла на нижней кромке изношенной боковой грани головки рельса и при отсутствии нижней прямолинейной неизношенной боковой рабочей грани (сплыв металла в под-головочную часть рабочей грани).

Если дефекты находятся не дальше 12,5 м от концов плетей, то при перекладке концы плетей с дефектами отрезают, а вместо них приваривают термоупрочненные рельсы, подобранные по величинам бокового и вертикального износа.

Длины перекладываемых плетей по наружной и внутренней нитям различны. Вследствие этого при выполнении работ происходит смещение конца внутренней нити, переложенной на место наружной по направлению перекладки, а конец плети, переложенной с наружной нити на внутреннюю, перемещается в сторону, противоположную направлению перекладки. Поэтому в конце перекладки стыкование плетей по внутренней нити производят после обрезки куска рельса. При стыковании конца переложенной плети с концом лежащей в пути плети по наружной нити между ними укладывают дополнительный рельс длиной 12,5 м, соединяя их накладками. Для сварки концов плетей по наружной нити применяют заранее подготовленную рельсовую вставку, свариваемую с концами плетей.

Перекладка плетей и их сварка с плетями, лежащими в пути, производится при температуре рельсов, равной температуре закрепления плети ±5 °С. При перекладке плетей вне расчетного интервала закрепления плети вводят в расчетный интервал закрепления. После перекладки производят профильную шлифовку головок рельсовых плетей по соответствующим ремонтным профилям.

В Журнал учета службы и температурного режима рельсовых плетей дистанции пути заносят дату, температуру рельса при перекладке и длину перекладываемой части или всей плети, а также температуру рельса при сварке.

Перекладку плетей с внутренней нити кривых в наружные и наоборот производят в один этап, а замену плетей наружных нитей кривых на плети с прямых участков пути — в несколько этапов.

На участках с переложенными рельсовыми плетями вводится дополнительный дефектоскопный контроль.

7.4.1 При замене короткой плети с боковым износом на новую плеть или старогодную плеть, снятую с прямого участка пути или с пологой кривой, маркировка наносится в том же порядке в начале и конце плети. При этом указывается номер РСП, номер плети по сварочной ведомости, длина переложенной плети, номер плети по проекту с указанием сторонности, наработанный тоннаж (для старогодной плети), дата укладки, температура закрепления плети.

При перекладке плетей с наружной стороны на внутреннюю и наоборот маркировка наносится в том же порядке, но исключается наработка.

В случае, если перекладывается не вся плеть, а ее часть, маркировка наносится на обоих концах как на не перекладываемой, так и на перекладываемой частях плетей. При этом указываются новые длины плетей (не переложенной и переложенной), записывается дата перекладки, температура закрепления. Номер плетей остается прежний, но к длине переложенной плети, буквой «П» добавляется перекладка. Например, плеть длиной 800 м имела на концах маркировку:

21 – 372 – 800,00 – 4915П – 15.05.06 – 33.

После перекладки с заменой рабочего канта ее половины (400 м) маркировка не переложенной и переложенной частей плети будет иметь вид:

21 – 372 – 400,00 – 4915П – 15.06.08 – 33;

21 – 372 – 400,00П – 4915П – 15.06.11 – 35.

В Журнале учета службы и температурного режима рельсовых плетей после их перекладки (замены) записываются: дата перекладки, границы перекладки, длины перекладываемых плетей, температура закрепления плетей после перекладки.

7.4.2 Рельсовые плети, переложенные с заменой рабочего канта, в число дефектных по дефекту 44 и в протяжение пути с боковым износом по форме ПО-1 не включаются, однако учитываются по форме АГО-1, а в АГУ-4 в приведенном износе боковой износ учитывается черным цветом в зависимости от градации.

7.4.3 Замененные при перекладке рельсовые плети отражаются в форме АГУ-4 посредством отметки в строке «Тип рельса» сплошной чертой зеленого цвета при замене обеих ниток и пунктирной строкой – при замене одной нити.

7.2.1. Перекладка рельсовых плетей с переменой рабочего канта (с наружной рельсовой нити на внутреннюю, а с внутренней на наружную) в кривых участках пути с интенсивным боковым износом производится при условии, что максимальный боковой износ не превышает 15 мм. При этом интенсивность бокового износа головки рельса на наружной рельсовой нити ( g б опт ) определяется как частное от деления величины износа на пропущенный тоннаж и должна быть не ниже значений, приведенных в таблице 7.1.

Радиусы кривых, м Интенсивность бокового износа головки рельса мм/млн. т брутто
250-300 ≥ 0,06
301-400 ≥ 0,05
401-500 ≥ 0,04
501 и более ≥ 0,03

7.2.2 Замена рельсовых плетей наружных нитей с интенсивным боковым износом может производиться плетями, сваренными из новых рельсов или старогодных рельсов соответствующей группы годности, или старогодными плетями, снятыми из прямых или наружных нитей пологих кривых.

7.2.3 Перекладка плетей с внутренней нити на наружную и наоборот производится только с переменой рабочего канта.

7.2.4 Перед перекладкой плетей производится оценкаих состояния, которая включает визуальный осмотр, замеры параметров внешних дефектов, дефектоскопирование плетей. Результаты осмотров, замеров и дефектоскопирования заносятся в дефектную ведомость, которая хранится в техотделе дистанции пути.

7.2.5 При осмотре перекладываемых плетей измеряется боковой и вертикальный износ головки рельсов (через 10-15 м в местах наибольшего износа), определяются параметры других внешних дефектов и расстояние их от начала плети, назначаются границы перекладки плети. Параметрами внешних дефектов являются их глубина и длина, которые не должны превышать значений, требующих ограничения скорости движения поездов. В иных случаях дефектное место, расположенное вне конца плети (12,5 м), должно быть вырезано, а плеть восстановлена сваркой.

7.2.6 Места начала и конца перекладки рельсовой плети определяются сечениями по упорной нити, в которых боковой износ головки рельса на линиях 1-го и 2-го классов не превышает 1 мм, а 3-го и 4-го – 2 мм .

7.2.7 Осмотр и проверка рельсовых плетей дефектоскопами производится не более, чем за две недели до их снятия.

Особое внимание при этом должно быть обращено на состояние сварных рельсовых стыков, а также на наличие дефектов по рисунку 69.

7.2.8 Не допускаются к перекладке с заменой рабочего канта рельсовые плети с боковым износом более 15 мм, имеющие выколы, а также плети, которые имели хотя бы один излом по дефекту 69 или эти дефекты обнаруживаются при дефектоскопировании и осмотре рельсов. Такие плети должны быть исключены из перекладки и заменены в плановом порядке.

7.2.9 Запрещается перекладка рельсовых плетей с заменой рабочего канта на мостах, в тоннелях и на подходах к ним с обеих сторон на расстоянии не менее 100 м.

Разрядка внутренних температурных напряжений в рельсовых плетях производится:

при вводе в расчетный интервал температур рельсовых плетей, уложенных (или сваренных) вне расчетного интервала;

накануне выполнения путевых работ, уменьшающих боковую устойчивость бесстыкового пути в летнее время года, например, при сплошной очистке щебеночного балласта щебнеочистительной машиной, сплошной выправке пути с подъемкой и др., производимых при температуре рельсов, превышающей допустимую;

при обнаружении признаков, могущих привести к потере устойчивости бесстыкового пути в процессе эксплуатации, например, при внезапном появлении угла (углов) в плане в жаркую летнюю погоду.

Величина удлинения или укорочения плети (уравнительных рельсов) ΔL, м, уложенной при температуре вне расчетного интервала, при вводе ее в расчетный интервал температур (разрядке температурных напряжений) определяется по формуле

где L - длина плети, м; tз - расчетная температура рельсов при закреплении плети на постоянный режим работы (устанавливается дистанцией пути в зависимости от ее региональности, в соответствии с Техническими указаниями по устройству, укладке и содержанию бесстыкового пути), o С; ty - температура рельсовой плети в момент ее первоначальной укладки, o С; а = 0,0000118 - коэффициент температурного расширения рельсовой стали.

Пример определения удлинения плети. L = 800 м; tз = 18 °С; ty = 3 °С.

Удлинение плети составит

ΔL = 800(18 - 3)0,0000118 = 0,142 μ = 142 мм.

При работах по вводу плетей в расчетный интервал температур должны быть соблюдены требования по равномерности распределения внутренних температурных напряжений по длине одной плети и плетей по одной и другой рельсовым нитям (разница в температурах плети по ее длине за период закрепления на постоянный температурный режим работы должна быть не более 3 °С, а в температурах плетей по одной и другой нитям - не более 5 °С).

Если плети на участке капитального ремонта были уложены при температуре меньше расчетной без принудительного ввода в расчетный интервал температур (например, осенью), то в целях предупреждения выброса пути, ввод их в расчетный интервал температур в весенний период должен начинаться с тех плетей, у которых разница расчетной и фактической температур закрепления наибольшая.

Возможны два варианта выполнения работ по вводу плетей (разрядке в них температурных напряжений) в расчетный интервал температур:

раскрепление плети, начиная с одного ее конца, сопровождаемое сменой уравнительных рельсов (или рельса) с этого же конца;

одновременное раскрепление плети с двух сторон, начиная с ее концов, сопровождаемое необходимостью смены уравнительных рельсов с обоих концов плети.

Для уменьшения сил трения плети по подкладкам применяют либо подвесные ролики, конструкция которых не препятствует пропуску поездов, либо устанавливают на подкладки скользящие пары или катучие опоры (установка катучих опор производится в "окно"; до закрытия движения поездов она не допускается). После вывески плети она встряхивается ударами деревянных кувалд или механическими вибраторами.

В процессе работ измеряется фактическая температура рельсов и производится контроль полного изменения длины плети по концам, а также равномерность снятия напряжений по длине плети - по смещению рисок, нанесенных по подошве рельса над "маячными" шпалами.

При несоответствии изменения длины плети расчетным значениям или неравномерном смещении промежуточных рисок определяются и устраняются причины, препятствующие полному снятию напряжений (недостаточно ослабленные болты, перекошенные подкладки, недовывешивание плети). Особое внимание этим обстоятельствам уделяется при выполнении работ в кривых участках.

Работы по разрядке температурных напряжений в рельсовых плетях (или ввод плетей в расчетный температурный интервал при условии выполнения работ при температуре рельсов, равной расчетной) производятся в "окно" с ограждением места работ сигналами остановки. Руководить работами должен работник дистанции пути по должности не ниже дорожного мастера.

Порядок выполнения работ следующий. За один-два дня до их производства определяют величину изменения длины плетей с учетом




ожидаемой температуры воздуха во время разрядки; подготавливают укороченные (удлиненные) рельсы и перевозят их к месту укладки;

выбирают способ и технологию разрядки напряжений в зависимости от длины рельсовых плетей, наличия рабочей силы, продолжительности "окна".

В день "окна" (до его начала) на "маячных" шпалах через 50 м наносят дополнительные временные риски для возможности контроля по ним за равномерностью разрядки напряжений по длине плети; снимают пятый и шестой стыковые болты и ставят на оставшиеся болты дополнительные шайбы в стыках сменяемых уравнительных рельсов.

В "окно" заменяют уравнительные рельсы на укороченные (рис. 3.1); начиная от конца плети, снимают клеммные болты и на каждой 15-й шпале на подкладку (после снятия регулировочных прокладок) устанавливают ролики, представляющие собой стержни длиной 125 мм и диаметром 20 мм. По достижении расчетного удлинения плети, определяемого по временным рискам на маячных шпалах, ролики снимают; уравнительные рельсы скрепляют накладками с плетью; устанавливают все клеммы и клеммные болты и, если затяжка гаек болтов производится вручную, то сначала гайки затягивают на каждой шестой шпале с усилием 200 Н*м (20 кгс*м) и перегон открывают для движения поездов со скоростью 25 км/ч; затяжку гаек на остальных клеммных болтах производят в интервалы времени между поездами. После закрепления всех болтов отменяют предупреждение об уменьшении скорости движения поездов.


Рис. 3.1. График основных работ по разрядке температурных напряжений в рельсовой плети длиной 800 м с постановкой ее на ролики (Работы выполняют две бригады по 14 монтеров пути - каждая на своей половине плети): 1 - замена уравнительных рельсов на укороченные, установка обводных перемычек (14 м.п. № 1-14); 2 - снятие клеммных болтов (10 м. п. № 5-14); 3 - установка роликов на каждой 15-й шпале (4 м. п. № 1-4); 4 - снятие роликов (4 м. п. 1-4); 5 - затяжка гаек клеммных болтов на каждой шестой шпале (10 м. п. № 5-14); 6 - установка накладок и сболчивание стыков, снятие обводных перемычек (4 м. п. № 1-4)

Если подлежащий замене рельс зажат и извлечь его не представляется возможным, из него вырезают с помощью бензореза кусок длиной 10-15 см. При этом вначале вырезают головку рельса, затем подошву и далее шейку. Выталкивать зажатый рельс из пути категорически запрещается, так как это может привести к тяжелым травмам.

По окончании основных работ смененные уравнительные рельсы дрезиной (мотовозом) увозят на станцию.

Состав бригады монтеров пути при разрядке напряжений в плетях устанавливается дистанцией пути в зависимости от местных эксплуатационных условий.

Способ односторонней разрядки плетей (с одного конца) по сравнению с двусторонней разрядкой (в обе стороны от концов) целесообразен при длине плетей менее 500-600 м с расчетным их удлинением до 180-200мм.

Работы по смене плетей с переменой рабочего канта длиной до 800 метров выполняются силами «ЖелДорСпецПроект». Для выполнения этой работы создается укрупненная бригада общей численностью 40 человек.

В период подготовительных и заключительных работ все монтеры пути заняты на работах соответственно: в подготовительный период по подготовке пути к основным работам в «окно», то есть снятию клемм с клеммными болтами (зависит от плана пути п.2 табл. 2.3. инструкции №2790р. 2012г) и снятию 2-х стыковых болтов в 6-дырных накладках, соединяющих рельсовые плети с уравнительными пролетами; в заключительный период – по подготовке пути к пропуску поездов с установленной скоростью движения.

Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ №2790р, 2012г, п.2. Таблица 2.3. Допускаемые скорости движения поездов в зависимости от схемы закрепления клемм на участках с подкладочными скреплениями КБ65

Радиус кривой, м Допускаемая скорость (км/ч) при закреплении рельсов (рельсовых плетей) на каждой 2-ой шпале на каждой 3-ей шпале на каждой 4-ой шпале на каждой 5-ой шпале
на каждой 6-ой шпале
1000 и более 60 40 40 25 25 600 – 999 60 40 40 25 25 350 - 599 40 25 25 25 25 250 - 349 25 25 25 25 25 Работа выполняется бригадой монтеров пути под руководством заместитель начальника (главный инженер).

УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Работа по смене плетей с переменой рабочего канта выполняется в «окно» продолжительностью 6,00 часов.

Замене наружной плети на внутреннюю на участках пути со сменой рабочего канта подлежат плети в прямых и пологих кривых, у которых отсутствуют другие внешние и внутренние дефекты. Исключение составляют дефекты плети в зоне стыков, т. к. эти участки могут быть отрезаны.

Если температура рельсов в намеченный период выполнения работ по смене плетей с переменой рабочего канта не достигнет оптимальной температуры закрепления, работы будут производиться при температуре рельсов ниже температуры оптимального режима закрепления. В связи с этим в последующем требуется произвести работы по вводу рельсовых плетей в оптимальный режим с последующей сваркой их в длинномерные рельсовые плети. При выполнении работ при температуре в рельсах выше оптимальной, до начала работ в подготовительный период произвести разрядку температурных напряжений в рельсовых плетях на участке фронта работ.

Перекладка рельсовых плетей бесстыкового пути с заменой рабочего канта производиться с применением специальных приспособлений, позволяющих одновременно производить замену внутренней рельсовой нити на наружную и наоборот.

Предварительно, за два-три дня до выполнения работ по смене плетей с переменой рабочего канта, производятся работы по сверлению на базе дополнительных отверстий в уравнительных рельсах; погрузка уравнительных рельсов на платформу, которые накануне «окна» выгружаются при помощи дрезины ДГКу на место работ.

Приварка рельсовых соединителей и уборка материалов верхнего строения пути производится дрезиной ДГКу (МПТ).

Электробезопасность обеспечивается снятием напряжения и последующим заземленим к/с, производится дистанцией электроснабжения.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Подготовительные работы выполняются на участке протяженностью до 800 погонных метров пути. В подготовительные работы входят: смазка и опробывание клеммных и стыковых болтов на всем протяжении участка работ. Для производства подготовительных работ в соответствии с требованием п.14 инструкции № 2790р, 2012г накануне на поезда выдается предупреждение по форме № 1 «Остановиться у красного, а при его отсутствии следовать со скоростью не более 25 км/час». Время начала действия предупреждения за 1 час до начала «окна».

Монтеры пути околотков расставляются по всей длине плети на закрепленных участках и выполняются работы по снятию клемм и клеммных болтов с закреплением рельсовых плетей на каждой пятой шпале, при этом необходимо произвести опробование закрепления клеммных болтов на раскручивание (раскручивание и докручивание на 1-2 витка). Работы по снятию клемм и клеммных болтов выполняются вручную на всем фронте работ.

РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В «ОКНО»
В «окно» все работы выполняются поточным способом.
После оформления закрытия перегона (станционного пути) для движения поездов рабочий поезд в составе двух дрезин (МПТ, ДГКу или одной дрезины) отправляется к месту производства работ. В соответствии с требованием пункта 8.6 инструкции ЦД-790 рабочий поезд следует с установленным ограничением скорости до места, указанного в разрешении на бланке белого цвета с красной полосой. После остановки, дальнейшее передвижение дрезин (МПТ, ДГКу или одной дрезины), осуществляется по распоряжению руководителя работ. Снимается напряжение с контактной сети.
После снятия напряжения с контактной сети снимаются рабочие заземления опор контактной сети и выполняются работы :
1. Разболчивание и снятие оставшихся клемм и клеммных болтов, по всему фронту работ по внутренней нити (8 м.п.-1-я бриг.);
2. При температуре выше температуры закрепления рельсовых плетей – выкантовывание рельса уравнительного пролета у начала плети (14 м.п. – 2-я бриг.);
2. Демонтаж рельсовой плети внутренней нити вручную внутрь колеи (15 м.п. – 2-я бриг.);
3. Набивка плети набивным устройством при необходимости, по мере выкантовывания рельсовой плети (16 м.п. – 3-я бриг.);
4. Замена резиновых амортизационных прокладок (2 м.п. – 4-я бриг.);
5. Возвращение 1-ой и 2-ой бригады на начало плети.
6. Разболчивание и снятие оставшихся клемм и клеммных болтов, по всему фронту работ по наружной нити (8 м.п.-1-я бриг.);
4.1. Демонтаж рельсовой плети наружной нити вручную внутрь колеи с перекидкой через плеть, демонтированную с внутренней нити кривой (15 м.п. – 2-я бриг.);
7. Набивка плети набивным устройством при необходимости, по мере выкантовывания рельсовой плети (16 м.п. – 3-я бриг.);
8. Замена резиновых амортизационных прокладок (2 м.п. – 4-я бриг.);
9. Укладка рельсовой плети наружной нити вручную (14 м.п. – 2-я бриг.);
10. Набивка плети набивным устройством при необходимости, по мере укладывания рельсовой плети (16 м.п. – 3-я бриг.);
11. Установка клемм и клеммных болтов, закрепление клеммных болтов рельсовой плети наружной нити (10 м.п.-1-я и 4-я бриг.);
12. Изготовление рельсовой рубки уравнительного пролета - примыкания рельсовой плети наружной нити (2 м.п. - 5-я бриг.);
13. Укладка изготовленного уравнительного рельса с установкой шестидырных накладок и закреплением стыковых болтов (8 м.п. – 3-я бриг.);
14. Возвращение 2-ой бригады к концу плети.
15. Укладка рельсовой плети внутренней нити вручную (14 м.п. – 2-я бриг.);
16. Возвращение 1-ой и 4-ой бригады к концу плети, установка клемм и клеммных болтов рельсовой плети внутренней нити, закрепление клеммных болтов (10 м.п.-1-я и 4-я бриг.);
17. Набивка плети набивным устройством при необходимости, по мере укладывания рельсовой плети (16 м.п. – 3-я бриг.);
18. Изготовление рельсовой рубки уравнительного пролета - примыкания рельсовой плети внутренней нити (2 м.п. - 5-я бриг.);
19. Укладка изготовленного уравнительного рельса с установкой шестидырных накладок и закреплением стыковых болтов (8 м.п. – 3-я бриг.);
20. Приварка основных рельсовых соединителей и уборка материалов верхнего строения пути дрезиной ДГКу (МПТ) (2 механика – 5-я бриг.);
По окончании уборки материалов верхнего строения пути дрезина ДГКу (МПТ) отправляется с места производства работ (на перегоне) на станцию, (на станции на свободный станционный путь).
Подается напряжение в контактную сеть. Руководитель работ дает уведомление об открытии перегона (станционного пути).
Перед открытием перегона (станционного пути) руководитель работ обязан проверить наличие установленных клеммных болтов и их закрепление, сболченность стыков, состояние стыковых зазоров и исправность пути, обеспечивающие безопасный пропуск поездов по месту работ со скоростью 25 км/час.

РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПОСЛЕ «ОКНА»
После работ, выполненных в «окно», бригада численностью из 40 человек устанавливают и закрепляют оставшиеся клеммные болты с клеммами, довинчивают гайки клеммных болтов после обкатки пути первыми 2-3 поездами, производится уборка материалов верхнего строения пути и инструмента.

Читайте также: