Кавандоли техника плетения для начинающих

Обновлено: 03.05.2024

Разработал: педагог дополнительного образования 1 категории Комолова Анна Владимировна
Данный мастер-класс посвящен на просто технике изготовления браслета, а наруча со славянской обережной символикой.
Цель: научить выполнению плетенного браслета-оберега из нитей в технике кавандоли с использованием знаний о значении орнамента.
Задачи:
- познакомить с традициями декоративного оформления русского народного костюма;
- расширить представление о значении славянских символов и особенностях их применения в одежде;
- научить выполнять имитацию народной двухцветной вышивки в процессе плетения браслета узлами макраме с использованием приемов техники кавандоли;
- развивать мелкую моторику и координацию движений рук;
- воспитывать уважение к народным традициям и мудрости оставленного нам наследства.
Оборудование: ножницы, игла для вышивки.
Материалы: клейкая лента, нити х/б двух цветов средней толщины.

Вступление.
В очень древние времена люди разработали не просто систему символов, а определенные коды-рисунки для более гармоничного взаимодействия с природой. Для каждого геолого-магнитного региона были присущи определенные символы, помогавшие людям компенсировать потерю жизненной энергии и защищающие их от постороннего влияния. Из-за этой особенности природных факторов в одном регионе России этнографы встречают до десятка подвидов традиционной одежды и орнаментов, её украшающих. Но все исследователи выделили несколько основных обережных знаков с определенным значением. И что характерно на специфику воздействия знака влияет даже цвет его выполнения.

Чисто утилитарные и обыденные сейчас вещи в старь воспринимались как необходимость, например, манжеты рукавов. В славянской традиции есть поверье, что злые духи попадают в человека через, незащищённые одеждой и оберегами места. Так защипали пояс, рукава и голову в первую очередь. Раньше рукава парадной или праздничной одежды делали длинными и широкими для участия в обрядовых танцах, а для обычных дел их подбирали наручами: железными или кожаными браслетами от запястья до середины руки, украшенными узорами и изображениями священных животных и птиц. Описание танца Царевна-Лягушки в сказке передает образ такого наряда «Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась — всем на диво! Махнула правой рукой — стали леса и воды, махнула левой — стали летать разны птицы. Все изумились. Отплясала — ничего не стало…»

Позже такие наручи остались в качестве атрибута воинской амуниции, кузнецов и знати, а простые люди стали пользоваться тканными или вышитыми лентами с обережными знаками. Сегодня в молодежной культуре распространены похожие браслеты дружбы – фенечки. Они пришли к нам из-за океана, но во многом повторяют наши русские традиции в орнаменте и цветовом прочтении.
Для выполнения, тканного или вышитого браслета необходимо овладеть специальными навыками, а мы сегодня попробуем выполнить браслет с традиционными символами узлами техники макраме. Вся хитрость будет состоять в использовании для плетения орнамента вышивки. Обычно работа выполняется на специальной подушке, а если её нет, то можно использовать поверхность стола и скотч для закрепления нитей. Правда без должных навыков такая работа может быть кривовата, но навык приходит после 40 узлов.

Теоретическая часть.
Итак, сначала необходимо определиться с назначением изделия и подобрать соответствующий узор из двух цветов. Для начинающих мастеров он должен быть не очень широкий. Предлагаю предварительно ознакомиться с приблизительной расшифровкой славянских символов и узоров, используемых в вышивке, ткачестве, резьбе, росписи, а затем уже выбирать подходящий для работа.

Мной был выбран символ «Сигма» он же «Ужики», «Лебеди» - обозначает водную стихию, защита лунной силы. Его трактуют как движение мысли от прошлого к будущему. Благотворно воздействуют на легкие и хорошо помогают при простуде. В народной традиции считается оберегом от сглаза.
Цветовая вариация орнамента может быть использована как элемент праздничного костюма.


1. Нарезать долевые нити одного цвета (красного или белого) можно сжатый вариант 12 нитей (без кромки), а можно 16 – узор с кромкой. Длина нитей 1 м.
2. Закрепить нити на основе:
1 вариант – долевые нити связать общим узлом, так чтобы остался хвост 10 см и крепить булавками к подушке;
2 вариант – связать долевые нити общим узлом, с одной стороны оставить хвост в 10 см и скотчем приклеить к поверхности стола под узлом.
Мы воспользуемся вторым вариантом.



Рядом с узлом прикрепить конец белой нити. Белая нить будет ведущей, поэтому отрезаем 4 м и хвост собираем в моток.
Схема плетения:



Предварительно ознакомьтесь с техникой плетения горизонтального и вертикального репсовых узлов по рисункам:




вертикальный репсовый узел
3. Натянуть белую нить до горизонтального состояния и каждой красной завязать на ней репсовый узел, чтоб распределить их положение на ширину будущего браслета.




4. В конце ряда делаем поворот ведущей нити, и последняя долевая в новом ряду становится первой. Для фиксации натяжения ведущей нити долевую крепим скотчем к поверхности стола.




Теперь начинаем выполнять узор в соответствии с выбранным орнаментом: каждый узел одна клеточка соответствующего цвета. Красный узел выполняется как горизонтальный репсовый, а белый – вертикальный.




Готов один фрагмент узора на 12 рядов, теперь повторяем его с первого ряда по схеме до необходимой длины нашего браслета. В моем браслете 5 фрагментов. Для общей информации потрачено на выполнение было около 7 часов.

В процессе работы необходимо:
- обновлять крепление браслета к поверхности стола, заменяя клейкую ленту;
- четко следить за узором: если один раз собьёшься, то придется распускать узлы, а это дело не простое;
- в случае распускания узлов использовать иглу для их ослабления;
- все ряды должны плотно прилегать друг к другу для создания четкого узора.

5. В конце работы выполняется горизонтальный репсовый ряд.




Для надежной фиксации края работы, где раправлялись нити, смазать разведенным клеем ПВА.
Лишнии нити можно отрезать.

О технике «кавандоли» я уже упоминала в своей статье «Из истории макраме» и показывала фото изделия, выполненного в этой технике.

Эта техника называется по имени её создательницы Валентины Кавандоли, которая преподавала предмет макраме в школе детям 5-6 лет. Она учила детей плести сумочки и кошельки.

Особенность этой техники заключается в том, что плетение выполняется и горизонтальными, и вертикальными репсовыми узлами. Кроме того в плетении используются два и более цвета.

Полотно получается плотным, напоминающим тканый гобелен. Поэтому такое плетение называют ещё гобеленовым . Иногда это полотно сравнивают с вышивкой крестиком.

В технике «кавандоли» можно выполнить любой узор или рисунок, который можно связать на спицах или крючком (филейное вязание), а также вышить крестиком.

Прежде чем приступить к плетению, необходимо выполнить схему узора. Для неё лучше использовать бумагу в клеточку, где каждая клетка соответствует вертикальному или горизонтальному репсовому узлу. Обычно фон изделия (светлые клетки) выполняется горизонтальными репсовыми узлами, а сам узор (тёмные клетки) — вертикальными.

Число клеток по ширине схемы соответствует количеству вертикальных нитей плетения, а клетки по высоте соответствуют числу рядов.

Первый ряд узора – это всегда верхний ряд клеток. Его можно плести как слева, так и справа.

Качество плетёного изделия в технике «кавандоли» зависит от толщины нитей (чем тоньше, тем красивее) и от аккуратности исполнения.

В этой технике можно плести самые разные изделия для украшения жилища, детали одежды или аксессуары к ней, и ещё много других предметов, которыми мы пользуемся в быту.

На втором уроке мы научились плести горизонтальные бриды .

Сейчас попробуйте сплести образец вертикальными бридами. Для этого нарежьте 7 нитей по 40 см. Нить от клубка будет несущей. На её конце завяжите узелок и приколите его булавкой к подушке. Расположите эту нить горизонтально и закрепите второй конец булавкой на некотором расстоянии от узелка. Она будет несущей и рабочей одновременно. Ею будете плести узлы.

Вертикальные узлы плетут аналогично горизонтальным, только в горизонтальном плетении навешенные нити были рабочими , а в вертикальном плетении навешенные нити играют роль узелковых .

При повороте нити в конце ряда обязательно вставляйте булавки.

На этом образце для сравнения показаны горизонтальные и вертикальные бриды.

Кавандоли — гобеленовое полотно или итальянское плетение, которое состоит из чередования горизонтальных или вертикальных репсовых узлов.

Кавандоли, фото № 1

Фактура полотна похожа на тканный гобелен. А еще напоминает вышивку счетным крестом.

Свое название это плетение получило в честь итальянки Валентины Кавандоли, родившейся в 1872 году.

В XIX веке в Италии макраме стало пользоваться большой популярностью, открывались школы макраме.

В городе Турин находилась такая школа «Casa del Sol» («Дом Солнца»), где преподавала Валентина Кавандоли. Позже она стала директором этой школы.

В «Доме Солнца» обучались дети, родители которых пострадали от войны и туберкулеза.

Валентина учила детей технике плетения, знания о которой она получила от своей бабушки, эксперта по макраме.

Кавандоли, фото № 3

Так выглядит «изнаночная» сторона панно в технике Кавандоли. Все боковые нити аккуратно убираются в петли полотна с помощью иглы или тонкого крючка.

Сегодня я хочу рассказать о видах пряжи и материалов для изготовления своими руками летних шляп и сумочек.

Лет 30 назад я помню, что в магазинах с пряжей для таких изделий было тяжко, и я вязала летнюю шляпку для себя из толстых №20 катушечных ниток в 2 сложения.

Сейчас в этом нет необходимости, потому что можно купить практически любую пряжу и ассортимент пряжи для самостоятельного изготовления летних аксессуаров достаточно велик.

Достаточно много видов пряжи производится в России, но часть их производится за рубежом и стоимость такой пряжи, конечно выше отечественной.

Очень интересной пряжей для изготовления шляп и сумочек является пряжа рафия .

Эта пряжа изготавливается из целлюлозы пальмовых листьев и имеет золотистый оттенок, ее потом еще и красят в различные цвета, она натуральная и ленточная. Ее часто называют соломенная пряжа .

Вяжут из нее крючком, эта пряжа ленточного типа. Чаще всего изделия из рафии вяжут столбиками без накида или любыми другими плотными узорами.

В одном мотке 40 г 90 м, рекомендуемый производителем размер крючка 4-7 мм.

Изделия из такой пряжи не рекомендуют стирать, их для очистки протирают влажной тряпочкой или обрабатывают паром.

Вот такие изделия можно из нее связать.

Для вязания летних шляп и сумочек можно использовать льняную пряжу . Производится она и в России. Лен издавна славился своими холодящими свойствами( низкой теплопроводностью) и в такой шляпе Вам будет не жарко. А голова и волосы будут защищены от лучей солнца.

Пряжа пехорка льняная достаточно тонкая 330 м в 100 г, в составе 55% льна и 45% хлопка, рекомендуемые производителем размеры крючка 1-2.5 мм, спиц 1.5-2.5.

Из этой пряжи можно вязать крючком и спицами ажурные изделия: шляпы, сумочки, платья, топы, сарафаны.

Изделия из этой пряжи можно стирать и гладить. Если Вы свяжете шляпу с большими полями из такой пряжи, то возможно ее придется подкрахмалить или поджелатинить и делать это придется после каждой стирки. Желатинить белые изделия не рекомендуется, потому что желатин придает белой пряже желтоватый оттенок. Для белых изделий используют крахмал. В любом случае, изделие из льняной пряжи будет лучше держать форму, чем изделие из хлопковой пряжи. О хлопковой пряже отечественного производства для головных уборов я рассказывала в статье про летние вязаные береты. Прочитать можно здесь .

Вместо шляпной болванки можно использовать обычный воздушный шарик, который надувают до нужного размера, потом обклеивают клеем ПВА кусочками бумаги. Изделие после окунания в раствор крахмала или желатина отжимают, встряхивают и надевают на полученную из шарика форму. Для формовки полей можно использовать тарелку большого диаметра.

Уплотнить поля шляпы можно добавляя при вязании полей тонкую леску для бисероплетения.

леска для бисероплетения бывает разных цветов и толщины. Оптимально использовать леску 0.3 или 0.5 см толщиной в зависимости от толщины пряжи.

леска для бисероплетения бывает разных цветов и толщины. Оптимально использовать леску 0.3 или 0.5 см толщиной в зависимости от толщины пряжи.

А контур полей можно обвязать, используя специальный шляпный регилин. Регилин просто обвязывают столбиками без накида в процессе вязки последнего ряда.

шляпный регилин часто применяют при оформлении края полей шляпы (в последнем ряду). За счет этого получается ровный и боле прочный край шляпы.

шляпный регилин часто применяют при оформлении края полей шляпы (в последнем ряду). За счет этого получается ровный и боле прочный край шляпы.

Пряжа джутовая продается в наших магазинах и импортная, и отечественная. Пехорка производит пряжу Аграмант и Кавандоли.

состав 100% джут, в 100 г 360 метров, нить немного шероховатая, подходит для вязания шляп, сумочек.

Эта пряжа в 2 раза толще, чем Амарант, для шляп, на мой взгляд, она толстовата в 100 г 180 м. А вот для сумочек , корзинок в самый раз.

Из джутовой пряжи шляпы и сумочки вяжут, как правило, плотной вязкой. Узоры крючком столбиками без накида с небольшими участками ажурного вязания.

Честно говоря, не смотря на натуральность данной пряжи, я не люблю изделия из нее в виду плохой совместимости с моим гардеробом. Мне кажется, что изделия из нее выглядят грубовато. Такие изделия хороши с одеждой в стиле этно или бохо , я это не ношу. Но есть женщины, которым это нравится и подходит.Никогда из нее не вязала, поэтому рекомендации по уходу за такими изделиями дать не могу.

Ну, а теперь еще несколько моделей шляп и сумочек из различных видов пряжи, которые Вы сможете связать для себя сами.

Не лишним будет напомнить о том, что самостоятельное изготовление вязанных шляп и сумочек позволит Вам не только дополнить свой гардероб эксклюзивными и красивыми аксессуарами, но и существенно сэкономить средства на их приобретении.

О видах пряжи с лечебным эффектом будет статья через неделю. Не пропустите. На этой неделе будет статья со схемами ажурных летних шляп крючком и спицами. Подпишитесь на канал .

Спасибо всем, кто прочитал статью до конца. Спасибо за лайк .

Получать удовольствие от изготовления и ношения изделий, связанных своими руками, желает Вам Ваша Экономка

img_20161003_224833

Изучая макраме, нельзя обойти такой вид плетения как Кавандоли. Техника Кавандоли называется еще узелковой вышивкой и гобеленовым плетением. Полотно получается плотное и одним оно напоминает вышивку, а другим настоящий гобелен.

Свое название эта разновидность макраме получила от итальянки Валентины Кавандоли. Достоверно известно, что она была итальянкой и какое-то время преподавала в школе Дом Солнца в Турине. Однако время появления этого чудесного вида рукоделия называется разное. Например, Юлия Ольшанская в книге «Макраме техника кавандоли» указывает, что это было в XV веке, авторы Большой энциклопедии рукоделия утверждают, что в XVI, другие источники называют XIX век.

В одном из источников утверждается, что школа Дом Солнца давала приют детям, родители которых лечились от туберкулеза. Чтобы утешить и развлечь детей был введен в школе курс макраме на котором дети учились плести кошельки и сумочки. И именно на этом курсе Валентина Кавандоли показала детям способ плотного многоцветного плетения, названного в последствии в ее честь.

В данной технике можно плести кошельки, сумки, ремни, брелки, коврики. В работе чаще всего используют нити двух цветов, но возможно плетение изделий с большим количеством цветов.

Плести полотно Кавандоли можно нитями любой толщины, но наиболее эффектно оно смотрится, если сплетено из тонких нитей. Определить длину нитей вам помогут советы для начинающих. Нить контрастного цвета по длине должна быть не меньше суммы длин всех других нитей. Так как нить очень длинная, то ее удобнее смотать в клубок.

Основу техники составляет сочетание горизонтальных и вертикальных репсовых узлов.

Как плести репсовый узел вы можете посмотреть здесь.

Схемы для Кавандоли выглядит так же как и схемы для вышивки крестом с использованием 2 цветов. Вы можете и сами придумать схемы для Кавандоли, вооружившись бумагой в клеточку и карандашом (ручкой, фломастером). Клеточки одного цвета будут обозначать горизонтальные репсовые узлы. Клеточки другого цвета – вертикальные репсовые узлы.

Например, вот эти симпатичные птички отлично подойдут для кошелька или сумочки.

img_20161006_230616

А вот так будет выглядеть схема плетения.

shema-1

Если вам что-то осталось непонятным, смотрите это видео. Я очень надеюсь, что статья была полезной для вас. Не забудьте нажать на кнопочки социальных сетей после статьи и оставить свой комментарий. Рукодельничаем вместе.

Читайте также: