Кружок плетения из бисера это большая или малая группа

Обновлено: 18.04.2024

Программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделию. Возраст детей 7-14 лет. срок реализации программы 2 года.

Содержимое публикации

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №61" г. Брянска

Кружок

«Бисероплетение»

возраст детей 7-14 лет.

срок реализации программы 2 года.

Давыдовой Натальей Юрьевной

Пояснительная записка

Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.

Бисерные работы, начиная с XVIII века, были популярны в стране и охватывали разные социальные слои, включая и дворянскую знать. Если проанализировать ассортимент изделий из бисера, выполненных в России, то поражает огромное разнообразие бытовых вещей: среди них разнообразные сумочки, кошельки, бумажники, коробочки, чехольчики, сонетки, столешницы, картины, диванные подушки, трости, трубки, экраны, даже обои Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме.

Все эти работы высокого художественного уровня. Только в Историческом музее в Москве коллекция бисерных изделий насчитывает около 2 тысяч единиц хранения. К сожалению, после войн начала ХХ века, сначала мировой, а затем и гражданской, этот вид рукоделия практически перестал развиваться.

Новый подъём интереса к бисероплетению наблюдается в настоящее время. Изделия из бисера вошли в моду, появились специализированные магазины, регулярно проводятся выставки высокохудожественных работ из бисера, издаётся большое количество литературы, как по технике исполнения изделий, так и по истории этого вида рукоделия.

Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов: ягод, семян растений, раковин и камешков, нанизывая их на конский волос или травинку. Со временем их заменили полудрагоценные и драгоценные камни, а с возникновением стеклоделия - бисер. Зародившееся еще в Древнем Египте, бисерное искусство развивалось в течение тысячелетий, иногда временно выходя из моды, а затем возвращаясь на новом витке своего развития.

Работа с бисером и стеклярусом вполне доступна для детей. В старину детей приобщали к бисерному рукоделию с 6 лет, и к 7 годам они достаточно уверенно низали цепочки - основы для украшений в четыре нити. К 10 -12 годам многие из них справлялись со сложными изделиями, а к 14 - 15 годам наиболее талантливые могли на основе народных традиций создавать узоры или элементы узоров, владея практически всеми техниками работы с бисером.

Образовательная программа «Бисероплетение» является программой художественной направленности, разработана на основании существующих нормативных документов для учреждений дополнительного образования и с учетом опыта работы педагога дополнительного образования.

Программа предусматривает художественную направленность на развитие творческих способностей детей, составлена в соответствии с новыми требованиями организации образовательного процесса и опыта работы.

Актуальность программы состоит в том, что она отражает эту общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей.

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности детей, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”

Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам бисероплетения, сколько на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не используется трудоёмкая техника, а применяется техника «ткачества», доступная для детей.

Сегодня, к сожалению, генетическая связь поколений во всех рукодельных работах утрачена. Дети при желании и при хорошем объяснений усваивают многое. К счастью, у детей такое желание имеется. Сегодня педагоги сталкиваются с другой проблемой - развитие мелкой моторики. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках их пальцев» (В.Сухомлинский).

Педагогическая целесообразность программы позволяет пробудить интерес детей к художественно-прикладному искусству, творчеству и изготавливать сувениры из бисера, украшения из бисера, изготовление цветов, панно из бисера.

Цель программы - обучение детей основам бисероплетения, приобщение детей к возрождению, сохранению и развитию русских народных промыслов, национальных традиций.

Задачи программы:

Образовательные.

познакомить детей с историей мирового и русского искусства, с народными традициями, старинным укладом жизни, бытом, верованиями и обычаями русского народа, отразившимися в его декоративно-прикладном творчестве;

познакомить детей с различными способами плетения из бисера;

обучить правильному пользованию инструментами, необходимыми в процессе работы.

Воспитательные.

воспитывать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность;

воспитывать стремление к независимости и самостоятельности, чувство коллективизма и взаимопомощи;

Развивающие.

развивать мелкую моторику рук;

развивать творческое мышление, пространственное воображение, эстетический вкус, фантазию, наблюдательность.

Отличительные особенности программы состоят в том, что она не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. Происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1 часть программы направлена на введение ребенка в мир народного искусства и овладение техническими приемами и навыками работы с бисером. Основная форма организации учебного процесса - фронтальная. Методы работы репродуктивные.

2часть программы направлена на обучение практическим навыкам работы с бисером, на развитие умения детей создавать своими руками художественную вещь не только на основе повтора, но и собственные творческие изделия в традициях народного русского искусства. На данном

этапе происходит активизация поисковой, исследовательской работы, требующей творческого мышления, высокого уровня мастерства.

Основная форма организации учебного процесса - групповая и индивидуальная. В процессе обучения можно применять проблемно-поисковые методы.

Возраст обучающихся детей - 7-13 лет. Продолжительность занятий для группы 1 года обучения составляет 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год), продолжительность занятий для группы 2 года обучения составляет 6 часов в неделю (2 раза в неделю по 3часа, 216часа в год). Количество детей в группе 10 - 12 человек.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемый результат имеет внутреннюю динамику развития, являясь итоговой характеристикой каждого этапа обучения.

В результате изучения программы первого года обучения

дети будут знать:

-Виды и свойства бисера;

- Роль бисероплетения в национальной культуре, историю развития про-

- Основные приемы плетения;

- Правила оформления и отделки готового изделия;

- Правила безопасной работы с инструментами ручного труда;

Дети будут уметь:

- Применять основные приемы плетения и составления узоров;

- Читать схемы выполняемых изделий;

- Планировать предстоящие трудовые действия;

- Иметь первоначальные навыки составления композиции;

- Декоративно оформлять готовое изделие;

- Осуществлять визуальный контроль качества изготавливаемого изделия.

Способы определения результативности программы:

Выявляется три уровня усвоения материала: высокий, средний, низкий. Используется десятибалльная система оценки знаний: 10-8 - высокий уровень; 7-5 – средний уровень; 4-1 – низкий уровень.

Формы подведения итогов

Помимо тестирования и разгадывания кроссвордов, используются: познавательные игры, викторины, конкурсы, выставки работ, коллективное обсуждение пройденных тем.

В 11:22 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Установите соответствие между группами и их видами Название группы A) школьный класс Б) клуб филателистов B) горожане Г) рабочие Д) кружок плетения из бисера Виды групп 1) малая группа 2) большая группа

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике "ЕГЭ (школьный)". Ваш вопрос звучал следующим образом: Установите соответствие между группами и их видами Название группы A) школьный класс Б) клуб филателистов B) горожане Г) рабочие Д) кружок плетения из бисера Виды групп 1) малая группа 2) большая группа

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:


Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Бирюкова Санда Авдеевна - автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 54 412 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Ответы на вопросы - в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.

Полезные статьи - раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.

Красивые высказывания - цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.

Программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами плетения. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия. Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия. При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики. Планируя выполнения заданий в течение учебного года, педагог может изменять темы и их последовательность в зависимости от степени освоения и наличия материала. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Результатом реализации данной программы являются выставки лучших работ кружковцев, как местные (на базе школы), так и районные, участие в различных декоративно- прикладных конкурсах. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.

на основании которых разработана данная рабочая программа

Авторская программа и методические рекомендации к курсу «Бисероплетения» Парамонов

Цель программы является формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством бисероплетения.

Задачи:

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Коррекционно – развивающие:

1. Формирование у обучающихся творческого мышления:

- умение воплощать собственный творческий замысел;

- умение импровизировать в изделии.

2. Коррекция и развитие аналитика – синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами.

3. Формирование оперативного образа объекта труда.

Ценность: возможность развития творческого потенциала обучающихся детей

Сопутствующими целями являются: формирование стойкого интереса к народному прикладному творчеству в целом, воспитание эмоциональной отзывчивости и развитие эстетических впечатлений, эстетического и нравственного вкуса у ребенка, раскрытие его творческого потенциала.

Занятия бисероплетением направлены на воспитание художественной культуры наших школьников, развитие их интереса к народному творчеству и вызывают у школьников большой интерес.

Программа включает в себя постепенное освоение приемов плетения; выполнение изделий от простого и доступного до сложного и необычного; понимание схем и рисунков; самостоятельное составление рисунков. Выполнение изделий не должно быть направлено на механическое копирование образцов — это творческий процесс.

Воспитание детей и молодежи в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, разрушения нравственных норм и ценностей, в силу которых существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Целенаправленные и стихийные процессы привели к значительным изменениям в общественной системе воспитания.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг.

При организации дополнительного образования детей следует опираться на следующие приоритетные принципы:

1.Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2.Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3.Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4.Единство обучения, воспитания, развития.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения детей, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов детей, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Очень важно создавать режим благоприятствования для воспитанников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, создавать условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности.

Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети могут развить свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования в целом.

Работа кружка представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся.

С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить, постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать. Учить этому детей следует с раннего возраста, прививать тягу к творчеству. В подростковых клубах детей знакомят с различными видами изобразительного искусства, дают им знания элементарных основ изобразительной деятельности в рисовании, лепке, живописи и т.д.

Основная задача кружка заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка.

И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственным предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплощать его в материале.

Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.

Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Дополнительная образовательная программа «Мир бисера» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Курс обучения бисероплетению планируется на три учебных года по

144 часа в год (16 ч в месяц). Программа рассчитана для детей 7-11 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.

В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на районных выставках.

Цель настоящей программы:

Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.

Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выстави к различным праздникам –День учителя, Новый год, 8 Марта.

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках окружающего мира (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО ( подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, применяются знания из математики ( умение «читать» и составлять схемы , подсчет стоимости используемого материала)..

В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, плоские и объёмные фигурки животных, а также цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка бисероплетения «Бисиринка»»

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И

ЮНОШЕСТВА БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА Г. ДОНЕЦКА

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Приказ отдела образования

района г. Донецка

Начальник отдела образования ______________ В.Н. Шохина

возраст обучающихся 7-8

срок реализации – 2 года

Снигур Наталья Николаевна,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у школьников большой интерес. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Программа разработана согласно закону Донецкой Народной Республики «Об образовании», приказу «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставления дополнительного образования для детей», приказу «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей», типовому положению об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной республики, Уставу Центра дополнительного образования детей и юношества Будённовского района г. Донецка Министерства образования и науки Донецкой Народной республики.

Направленность программы

Образовательная программа кружка бисероплетения «Бисеренок» имеет художественно-эстетическую направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира учащихся. По функциональному предназначению программа является прикладной, по времени реализации - длительной подготовки.

Ее цель и задачи направлены на: создание условий для развития личности ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к художественному вязанию, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Новизна образовательной программы основана на комплексном подходе к подготовке учащегося «нового поколения», умеющего жить в современных условиях: компетентного, мобильного, интеллектуально развитого, с высокой культурой общения, через освоение различных видов декоративно-прикладного творчества.

Данная программа дает возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, бисероткачество), но и применить их комплексно на предметах одежды и в предметном дизайне.

Актуальность

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Развивающий характер обучения ориентирован на:

- развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности;

- развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.

Педагогическая целесообразность

Образовательная программа кружка бисероплетения «Бисеренок» педагогически целесообразна, так как, составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами учащихся с учетом современной жизни. Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях по бисероплетению, как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными.

Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которой зависит исполнение коллективной работы в целом, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника коллектива.

Цели и задачи

Цель программы – раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;

сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

Образовательные:

-привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;

-изучить основы различных техник бисероплетение (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером и т.д.)

Развивающие:

-развивать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно - эстетический вкус и др.);

-развивать интерес к познанию окружающего мира, удовлетворять любознательность;

-развивать мелкую моторику рук, глазомер;

-содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе.

развивать коммуникативные способности учащихся

-развитие внимательности и наблюдательности творческого воображения и фантазии

Воспитательные:

-воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Отличительная особенность программы

Отличительной особенностью программы кружка бисероплетения «Бисеренок» является то,что программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Возраст детей

Программа ориентирована на разновозрастной коллектив – на детей 7 - 10 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

В группы принимаются дети с разными данными, с разным уровнем подготовки. Группы могут быть разновозрастными. Прием детей в группы без ограничений (достаточно склонности к этому виду творчества).

Сроки реализации образовательной программы

Программа обучения рассчитана на 2 года. Обучение осуществляется в 2 этапа.

1 год обучения ( подготовительный этап ) – 72 часа.

2 год обучения ( базовый этап ) – 72 часа.

Формы и режимы занятий

Учебные группы формируются в соответствии с уровнем подготовки, успеваемости ребенка. Основная форма обучения – коллективные занятия, на которых происходит формирование у учащихся теоретических знаний и практических умений. За основу взято поэтапное обучение вязанию крючком и на спицах от простого к сложному. Учебный процесс может быть ускорен или замедлен по отдельным его направлениям. Ритм обучения зависит от одарённости и способностей детей. В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная работы, в связи с тем, что каждый учащийся имеет разный темп обучения и разный уровень подготовки. Таким образом, важнейшее требование к занятиям – дифференцированный подход к обучающимся с учетом их возрастных физических и психологических особенностей. Такая форма работы позволяет педагогу обратить внимание на восприятие и индивидуальные особенности каждого ребёнка, а затем на основании проведённого анализа работы, с учётом перечисленного, строить и проводить каждое последующее занятие. В процессе реализации программы используются коллективная и индивидуально–групповая работа.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий:

словесные (беседа, объяснения);

наглядные (показ видеоматериалов, иллюстрации, приемов исполнения, работа по образцу)

практические ( тренировочные упражнения)

Методы в основе которых лежит уровень деятельности:

Формы проведения занятий:

просмотр и обсуждение видеоматериалов, журналов мод;

участие в мини-выставках и итоговой выставке;

конкурсы, познавательные игры, викторины, экскурсии.

Расписание составляется из расчета: для групп первого этапа обучения и для групп первого года второго этапа обучения - 2 занятия в неделю по 2 академических часа. После каждого часа занятий 15-ти минутные перерывы. Количество учащихся в группах первого и второго этапов года составляет 15 человек.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности

К концу первого года подготовительного этапа обучения учащиеся должны знать:

- виды декоративно – прикладного творчества;

- названия и назначение инструментов, используемых на занятиях студии

- приемы и правила работы с инструментами;

- что такое бисер, различать разные виды бисера;

- различные виды плетения и способы нанизывания;

- основные приемы работы с бисером;

- основы цветоведения и оформление несложных композиций;

- виды бисерных украшений;

- способы наращивания и закрепления проволоки и нити, прикрепление фурнитуры.

-готовить рабочее место;

-различать материалы и инструменты, выделять существенные признаки;

-правильно пользоваться инструментами и материалами, соблюдая правила техники безопасности и личной гигиены;

-владеть основными техниками бисероплетения;

-экономно использовать материал;

-изготавливать игрушки, цветы, украшения и другие изделия из бисера;

-различать виды плетения в готовом изделии;

К концу второго года базового этапа обучения учащиеся

-оттенки цветовых тонов;

-техники плетения изделий из бисера;

-способы низания различных украшений;

-приемы составления композиций.

вязать более сложные приемы вязания крючком и спицами;

обвязывать изделия каймой и кружевами;

уметь соединять мотивы;

вязать более сложные рельефные и ажурные узоры и изделия;

гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

вязать по кругу на спицах.

К концу второго года базового этапа обучения учащиеся должны знать:

историю возникновения орнаментальных узоров,

основные мерки, правила измерения.

способы соединения мотивов;

особенности филейного вязания и вязания с бисером.

-составлять свои схемы плетения из бисера;

-готовить необходимый для плетения бисером материал, собирать изделия из отдельных деталей;

-эстетично оформлять готовые работы;

-анализировать образцы изделий, сравнивать качество выполненных работ, находить ошибки в выполнении и уметь справлять их.

Способ определения результативности

В работе используются следующие методы отслеживания результативности:

Педагогический анализ результатов анкетирования, участие воспитанников в мероприятиях, анализ активности обучающихся на занятиях

Мониторинг: анкетирование, самооценка воспитанника

В качестве формы контроля используется: начальный, текущий, промежуточный и итоговый.

Начальный контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень ЗУН учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – упражнения, контрольные задания.

Текущий контроль происходит на каждом занятии и осуществляется методом наблюдения за правильностью выполнения работы. Формы оценки – устный опрос, собеседование с учащимися, игровые задания.

Промежуточный контроль происходит после изучения основных тем по программе. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения работ при организации мини-выставок, анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль теоретических знаний осуществляется с помощью тестов, опросников, игровых, творческих заданий. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

Итоговый контроль. В конце каждого учебного года проводится итоговое занятие (выставка, конкурс, открытое занятие, демонстрация моделей, презентация работ), на котором анализируется работа кружка за текущий год, планируется деятельность на следующий учебный год.

Обьектами контроля могут являться:

-знания, умения навыки по бисероплетению, уровень и качество изготавливаемых изделий

-мастерство и техника исолнения творческих работ

-степень самостоятельности и уровень творческих способностей

Формы подведения итогов реализации программы

Уровень знаний и умений студийцев оценивается по результатам:

участия в конкурсах; участия в выставках и массовых мероприятиях различных уровней; презентации творческих работ.

Читайте также: