Кто плетет нити судьбы в греческой мифологии

Обновлено: 28.04.2024

Судьба – она ль нас выбирает?
Если судьба есть жизни путь,
Который ещё только может быть,
То сами мы, определив свой путь, чтоб дивно жить, -
Путь покоренья верных знаний и умений, -
Будем по нему продуманно спешить,
Тогда судьба к нам будет благослонна
И верный путь поможет проложить!
______
Мойры (др.-греч. мойра, букв. «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении) - в древнегреческой мифологии богини судьбы. У древних римлян Мойрам соответствовали Парки.
Первоначально считалось, что своя Мойра есть у каждого человека. С развитием олимпийской религии число Мойр свелось к одной-двум-трём, наиболее распространённо - три сестры:
Клото (греч. «Пряха») - прядущая (нить жизни). Клото вернула к жизни Пелопа[7], предрекла Афине девственность.
Лахесис, также Лахеса (греч. «Судьба», «дающая жребий») - определяющая судьбу. Лахесис наблюдала за родами Лето (Титанида, возлюбленная Зевса, родившая от него Артемиду и Аполлона).
Атропос, также Атропа (греч. «Неотвратимая») или Айса - неумолимая, неотвратимая участь (смерть). Перерезающая нить. Согласно «Гимну Мойрам» Софокла - дочь Ночи (в варианте «Айса», в котором её также упоминает Алкман). По Гесиоду их было три дочери Нюкты (Ночи). Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая - её случайности, третья - неотвратимость её решений.
В диалоге Платона «Государство» Мойры изображены сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах, все они прядут на веретене Ананки (необходимости), сопровождая небесную музыку сфер своим пением: Клото поёт о настоящем, Лахесис - о прошедшем, Атропос - о будущем.
В архаике этим именем обозначался высший закон природы, боги же являлись его исполнителями; наряду с древнегреческим выражением «божественное предопределение», часто встречается выражение «судьба богов». На основе этого возник отдельный от других божеств культ мойр.
По Гомеру, сам Зевс зачастую подчинялся воле мойр, позднее же они сами рассматривались как орудие богов. А.Ф. Лосев указывает, что в эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня случая Тиха, характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни.

/Фото - Три мои;ры (Парки). Марко Биджо. Ок. 1525. Национальная галерея старинного искусства Палаццо Барберини (Рим)./

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Слово «мойра» в переводе с греческого языка означает «доля», «часть», со значением «участь», которую получает каждый человек при рождении. В древнегреческой мифологии Мойры - это богини судьбы.

Первоначально в представлении древних греков судьба воплощалась в каком-либо неодушевленном предмете - фетише, являвшемся носителем жизненных сил. Так, мойра героя Мелеагра - одного из участников знаменитого похода аргонавтов - была заключена его матерью в головне, оставшейся от жертвенного костра: мать, чтобы погубить своего сына, вынула головню и бросила её в огонь, где она сгорела, вызвав, соответственно, мучительную смерть самого Мелеагра.

Клото, Лахесис и Атропос. Павел Игнатьев
Богини судьбы - три сестры Мойры
Три судьбы. Фрагмент гобелена XVI вв.

Когда возобладали анимистические представления (вера в одушевленность природы), магическая сила, которая была заключена в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, наделяющим той или иной участью человека. Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»). Они представляли собой тёмную невидимую силу, которая не имела отчётливого антропоморфного облика: именно поэтому изображение мойр в античном искусстве встречается довольно редко.

Первоначально считалось, что у каждого человека есть своя судьба. Однако с развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной, двух, а затем и трёх мойрах. Наиболее распространённый миф - о трёх сёстрах-мойрах. Архаические мойры были дочерьми Никты - богини ночи, породившей также смерть (Танатос), сон (Гипнос), возмездие и отмщение (Немезида), легкокрылую радугу (Эрида) и вечера (Геспериды).

Согласно Гомеру, мойрами, прядущими нить человеческой судьбы, были три сестры - Лахесис («дающая жребий» ещё до рождения человека), Клото («прядущая» нить человеческой жизни) и Атропос («неотвратимая», неуклонно приближающая будущее). Представлялись они в образе суровых старух: Лахесис с меркой или весами, Клото с веретеном в руке, Атропос с книгой жизни и ножницами - разрыв нити означал смерть.

По Платону, мойры владели силами высшего небесного правопорядка и изображались им женщинами в белых одеяниях, головы которых венчали венки. Они вершили под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено.

Лучшие отели Греции

Stella Island Luxury Resort & Spa

Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц. Подробнее

10% скидка на Раннее Бронирование, плюс 5% доп. скидка от Грекомании

Nana Princess Hotel. Крит

Курортный отель Nana Princess предлагает превосходное 5-звездочное обслуживание и богатый выбор 102 безупречно спроектированных люксов и вилл. Подробнее

до 15% скидка отеля, плюс 5% доп. скидка от Грекомании

Contessina Suites & Spa, Закинфос

Среди изумрудных вод и зеленых тропических садов находится Contessina Suites & Spa, очаровательный бутик-отель «только для взрослых». Подробнее

до 35% скидка отеля, плюс 5% доп. скидка от Грекомании

Богиня Лахесис отвечала за прошлое. Она назначала жребий ещё до рождения человека, а затем следила за его исполнением. Лахесис как бы разматывала и пропускала сквозь жизненные невзгоды, превратности судьбы и всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы пряла, в свою очередь, Клото.

Три судьбы. Франческо Сальвиати
Три судьбы. Джорджио Гизи
Мойры прядут нить жизни. Джон Мелуиш Страдвик

При этом невозможно было нарушить жребий, поскольку его исполнению помогали все боги Олимпа. Клото была мойрой настоящего. Она пряла нить судьбы, на которую нанизывались события настоящего времени в жизни человека.

Атропос - мойра будущего. Это она перерезала ножницами нить человеческой жизни, обрывая её. Отношения между мойрами и олимпийскими богами были сложными. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, самолично взвешивал жребии человеческих жизней на золотых весах. Однако существует вариант мифа, по которому именно Зевс был отцом мойр, рождённых Фемидой. В этом случае он рассматривался как Мойрагет - «водитель мойр», почитаясь в этом качестве в Дельфах наряду с Аполлоном, который выступал в роли пророка Зевса и защитника установленного им порядка.

Как бы то ни было, и в первом, и во втором случае три сестры мойры сопричастны с Зевсом, который именуется Морием. Согласно надписи на жертвеннике в Олимпии, Зевс именуется «вершителем судеб». По словам Павсания, это означает, что верховный бог «знает человеческие дела и всё то, что предопределяли мойры, и всё, в чём они отказали».

. Издревле данный закон или власть беспредельно благая
Мойра одна эту жизнь наблюдает - из высших блаженных,
Снежный Олимп населяющих, - боле никто, кроме ока
Зевса, что все совершенно, - и всё, что у нас происходит,
Ведает Мойра и всепостигающий разум Зевеса.
Дщери благого отца - о Лахесис, Клото и Атропа!
Неотвратимые, неумолимые, вы, о ночные,
О вседарящие, о избавители смертных в несчастьях. (Орфей)

Не случайно в храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Отца богов и людей находилось изображение мойр, что являло перед всеми тот факт, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу».

В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня случая и удачи Тихе, которой было характерно неустойчивость и изменчивость жизни.

В римскую эпоху Мойрам соответствовали три богини судьбы - Парки (Parcae): Децима (Лахесис), Нона (Клото), и Морта (Атропос).

Мойры - богини судеб. Они не предсказывают судьбу, а лишь следят за её исполнением. Именно мойры определяют «участь», которую получает каждый при рождении.

Известно, что мойр три - Клото, Лахесис, Атропос . А вот родословная их довольно-таки запутана.

По одним источникам, мойры - дочери Нюкты , богини Ночи.

Орфики, в том числе и Платон, утверждали, что их мать Ананке , богиня Неизбежности.

Кое-кто приписывает мойрам в качестве отца самого Кроноса .

Но наиболее распространена версия, что родителями мойр были Зевс и Фемида .

Мойры неподвластны даже богам.

". Неотвратимые, неумолимые, вы, о ночные,
О вседарящие, о избавители смертных в несчастьях. ", -такие слова о мойрах приписывают Орфею.

Платон в своих диалогах «Государство», изобразил мойр сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах, все они прядут пряжу, сопровождая небесную музыку сфер своим пением: Клото поёт о настоящем, Лахесис — о прошедшем, Атропос — о будущем.

Главным атрибутом мойр является нить. Именно её длина определяет продолжительность жизни человека.

"Распределение труда" у мойр очень четкое. Каждая из трех богинь ответственна за собственный участок работы.

Лахесис – сама Судьба, которая дает жребий и следит за его исполнением; отвечает за прошлое.

Клото – Пряха, непосредственно работающая над прядением нити судьбы; считается богиней настоящего.

Атропос – Неотвратимая, перерезает нить, в должный срок обрывая жизнь смертного; соотносится с будущим.

Лукиан в одном из своих сочинений устами одного философа задает Юпитеру следующий вопрос: "Надо ли верить Гомеру и Гесиоду, которые говорят в своих поэмах, что никому нельзя избежать той судьбы, которую соткали мойры в момент рождения каждого?". И Юпитер ответил: "Да, это совершенная правда. Мойры предвидят все, и ничто не может произойти, чего бы они не предвидели. Все, что происходит, дело их веретена, и все события проистекают именно так, как они с самого начала выткали".

Древние греки твердо верили, что человеческим существованием правят Мойры , три страшные сестры, рожденные великой богиней Нужды, против которой ничего нельзя сделать. Их имена были Клото , Ла́хесис и А́тропос .

Кто такие Мойры?

Мойры-олицетворение Судьбы. Первоначально у каждого человека была своя мойра, но затем понятие становится более абстрактным, и они стали женским божеством.

Их образ был ужасен: уродливые, ужасные старухи, одетые в черные одежды, деформированные и искалеченные, метафора жестокой, непредсказуемой, медленной и неумолимой судьбы людей.

Совсем другая версия изображает их как трех прекрасных дев, доброй внешности, полностью преданных своей жуткой миссии: ткать человеческую жизнь от рождения до могилы. Их сила была такова, что даже сам Зевс и его жена Гера , боги Олимпа, боялись их. Никто, ни на небе, ни на земле, ни на море, не избежал бы судьбы.

Какая была должность каждой Мойры?

Все трое делились работой: Клото тянула нить, символизирующую жизнь, из своей прялки, Ла́хесис измеряла ее, включала в себя все переживания, как хорошие, так и плохие, и, наконец, А́тропос, самая ужасная работа из группы, отвечала за прекращение существования, обрезая нить своими острыми ножницами.

Легенды о Мойрах

Мойры присутствуют во многих легендах древней Греции. Возможно, самым популярным является история Адмета, короля Фераса.

Когда бог Аполлон покончил с жизнью Циклопов, он был наказан, и должен был предложить свои услуги на земле одному смертному. Поскольку бог очень хорошо наслышан о Адмете, он выбрал его своим хозяином. Там было так много доброты, которое он получил от короля, что Аполлон, благодарный, заставил его стада коров удвоиться в количестве, используя свою силу для каждого из них.

Но на этом благодарность Бога своему господину не закончилась. Адмет влюбился в Алкестида , дочь царя Пелиаса . Перед натиском женихов у короля не оставалось иного выбора, кроме как подвергнуть всех трудному испытанию и тем самым выбрать подходящего мужа для своей дочери. Задача заключалась в том, чтобы привязать к телеге льва и кабана. Аполлон помог Адмету со зверями, и тот поручил довести колесницу до Пелиаса. Выдержав испытание и с одобрения монарха, Алкестида стала женой Адмета.

Но перед радостью и трепетом своего триумфа Адмет забыл сделать Артемиде подношение. Эта, возмущенная и оскорбленная такой небрежностью, превратила королевскую спальню в змеиное гнездо. Испуганный, король бросился на поиски своего друга Аполлона. Бог посоветовал ему как можно скорее принести жертву Артемиде. Как только ритуал закончился, змеи исчезли как по волшебству.

Через некоторое время Мойры решили, что настало время смерти короля Адмета. И снова он обратился к Аполлону. Бог спустился в Подземный мир и там с помощью обмана и уловки напоил трех сестер, чтобы они передумали. Но его победа не была полной. Чтобы Адмет жил, кто - то должен был занять его место. Именно его жена Алкестида решила пожертвовать собой ради него.

После смерти своей любимой жены Адмет полностью потерял желание жить, впав в глубокую печаль, которая мешала ему выполнять функции правительства. И снова удача улыбнулась ему. По счастливой случайности, Геркулес , который проходил в городе Ферас, узнал о трагической истории и решил вмешаться. Он направился к могиле Алкестиды и столкнулся с богом смерти Танатосом . Как только он победил его после страшной борьбы, он забрал королеву обратно на землю, чтобы воссоединить ее с мужем.

На протяжении всей человеческой истории существовало представление о том, что люди не властны над судьбой и не могут получить сверх того, что уделили им боги. Кто-то считал, что не стоит идти против рока, а кто-то, наоборот, верил, что с судьбой можно договориться.

Древнегреческие мойры

В Древней Греции было сразу три богини судьбы, названных «мойрами». В переводе с греческого «мойра» означает «часть», «доля» и, как следствие, «участь». Первоначально считалось, что мойр столько же, сколько людей, однако впоследствии их количество сократилось. Каждая из них имела свою сферу влияния: Клото (пряха) пряла нить человеческой жизни, Лахесис (дающая жребий) определяла судьбу, а Атропос (неотвратимая) эту нить обрезала.

В «Государстве» Платона мойры описаны как сидящие на высоких стульях богини, в одеяниях белого цвета, с цветами в убранных волосах. Сестры прядут на веретене ананке, что значит необходимость. Во время работы они поют прекрасную песню, которая гармонично сливается с небесной музыкой сфер. Клото воспевает сегодняшний день, Лахесис - прошлое, Атропос - будущее.

В архаичные времена словом «мойра» называли вселенский закон природы, которому не могли противостоять даже боги: они лишь исполняли предписанное. Позднее мойры стали покорными инструментами в руках олимпийских богов и были вытеснены богиней счастливого случая Тюхэ, олицетворявшей изменчивость жизни.

Норны Скандинавии

Скандинавские богини судьбы известны нам под общим именем «норны». Как и в греческой мифологии, их было трое: Урд - воплощала собой прошлое, Вердани - настоящее, а Скульд - будущее. Урд изображалась дряхлой старухой, Вердани - цветущей женщиной, а Скульд - молодой девушкой.

В отличие, от знакомых нам мойр, норны не могли вмешиваться в течение человеческих судеб, а лишь наблюдали со стороны. Изредка они помогали людям и предупреждали их об опасности.

Согласно преданиям, норны живут у источника Урд, который течет под корнями ясеня Иггдрасиль. Каждое утро они черпают воду, чтобы питать мировое древо, от которого зависит существование вселенной: если его корни иссохнут, то богам, людям и великанам придет конец.

Скандинавы, зная о пассивности норн, не просили у них удачи или легкой судьбы, однако пытались с их помощью заглянуть в будущее. Даже сейчас существует ряд основанных на этой вере гаданий.

Таким образом, в представлении древних народов судьба могла быть активной и деятельной силой, меняющей жизнь по указке богов, а могла быть простым наблюдателем, строгим и безучастным.

Читайте также: