Люба собирает ромашки а потом плела венок белка забралась на ветку и сидит

Обновлено: 02.05.2024

Подпрыгивает, виснет, обхватив, упирается, поддалась, отошла.

Ходила, как схватит, как дернет, не выдержал, вскочил и бросился.

I. 1) Люба собирала ромашки, а потом плела венок.

3) В школьной мастерской ребята делают скворечники. Их они вешают в парке.

4) Вошел старик в лес. Почувствовал, дымом пахнет.

II. 1) Друзья попрощались и помахали друг другу.

2) Алексей прикрутил коньки к валенкам и вышел на лед.

Генка едет за доктором.

Нес — несовершенный, прош. вр.
Выбежала — соверш., прош. вр.
Закричала — соверш. вид, прош. вр.
Помирает — несов. вид, наст. вр.
Вдавил — сов. вид, прош. вр.
Рванул — сов. вид, прош. вр.
Жал — несов. вид, прош. вр.
Соскочил, побежал — сов. вид, прош. вр.
Крутятся — несов. вид, наст. вр.
Свернул, тормознул — сов. вид, прош. вр.
Взбежал, ворвался — сов. вид, прош. вр.

Однажды у человека, который гулял в парке со своими собаками, ветром сорвало с головы шляпу. Он тут же дал команду своим четвероногим друзьям принести ее. Собаки наперегонки бросились за улетающей шляпой и, настигнув ее, стали драться. Через несколько минут каждая из собак гордо и с чуьством выполненного долга несла хозяину часть головного убора.

Заголовок: Рывок на помощь.
Тип речи: повествование с элементами описания.
Напряжение момента передаётся с помощью коротких восклицательных предложений, большого количества глаголов, повторов и наречий.
Велосипед нёс (несов. в., прош. вр.) Генку по дороге. Вдруг выбежала
(сов. в., прош. вр.) женщина с красными, заплаканными глазами и закричала
(сов. в., прош. вр): «Доктора! Скорее доктора Доченька помирает (несов. в.,
наст. вр.)

Генка вдавил (сов. в., прош. вр.) ногу в педаль, и велосипед рванул (сов.
в., прош. вр.)
. Генка жал (несов. в., прош. вр.), жал, жал педали. У горки он
соскочил (сов. в., прош. вр.) и тяжело побежал (сов. в., прош. вр.) рядом с
велосипедом.
Раз, раз, раз, раз. Снова крутятся (несов. в., наст. вр.) педали. Наконец
Генка свернул (сов. в., прош. вр.) к белому зданию и круто тормознул (сов. в.,
прош. вр.)
у крыльца. Взбежал (сов. в., прош. вр.) на крыльцо и ворвался (сов.
в., прош. вр.)
в приёмную.

Рассмотрите на вклейке (с. 16 ) юмористические рисунки художника Н. Радлова про историю со шляпой. «Переведите» рисунки художника в слова и напишите о том, что произошло. Какой тип речи вам понадобится?
Помните о том, как важны различные детали, как можно словами изображать действия. Обдумайте начало, зачин текста и его концовку.
Дайте название этой истории, но сначала решите: текст должен быть серьёзным или ироничным?
Постарайтесь написать свою историю такой же забавной, какой она получилась у Н. Радлова.

Решение

Неумелая услужливость
Мужчина вышел на прогулку с двумя собачками. Вдруг подул сильный ветер и сорвал любимую шляпу с его головы. Мужчина тотчас же приказал своим верным помощникам поймать шляпу и принести назад.
Преданные собаки тут же нули, выполнять команду хозяина, схватили шляпу и принесли мужчине. Только вот незадача, в своём порыве услужить любимому хозяину собаки, не поделив шляпу, разорвали её на две части.
Приказ выполнен, ругать помощников не за что, однако осадок в виде испорченного головного убора остался.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Рр Повествование художественного и разговорного стилей
6 класс
Урок подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 1078 г. Москвы Панкратова Н.А.

Формулируем определения
Повествование – это

Художественный стиль – это


Разговорный стиль – это
такой тип речи, при котором текст отвечает на вопрос ЧТО ПРОИСХОДИТ? Его можно запечатлеть на нескольких кадрах, так как в нём одно действие сменяет другое.
стиль художественной литературы, для него характерно употребление слов в переносном значении, яркость и образность языка.
стиль живого общения, устной речи, для него характерна разговорная лексика.

Типы речи
повествование
(что происходит?);
описание
(какой предмет, явление. );
рассуждение
(почему?);
ГОВОРИТСЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННЫХ ПРИЗНАКАХ
ГОВОРИТСЯ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ
ГОВОРИТСЯ О ПРИЧИНАХ СВОЙСТВ ИЛИ ЯВЛЕНИЙ
Вспомним!

Запомни!
В повествовании говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях. Те действия, которые автор хочет выделить особо, описываются подробно, детально.

Сравните тексты, определите типы речи, докажите свою точку зрения
Шёл я по лесной тропинке, слышу – зяблик гремит!
Головку запрокинул, клюв разинул, на горлышке пёрышки дрожат – будто он горло водой полощет. И песенка из клюва так и брызжет. Даже хвостик трясётся.
(Н.Сладков)
Из-под обломков брёвен показалась полосатая мордочка барсука. Зверёк долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет никакой опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то.
(Г.Скребицкий)

Проверь себя!
1-ый текст – описание: ГОВОРИТСЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННЫХ ПРИЗНАКАХ.
2-ой – повествование: отвечает на вопрос ЧТО ПРОИСХОДИТ?; ГОВОРИТСЯ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ.

Какие детали в повествовании помогают вам лучше увидеть происходящее? Какие части речи чаще использует автор? Почему?

Проверьте, все ли фрагменты текстов представляют собой повествование.
В один из прекрасных летних дней, во время экскурсии по Дому-музею Пушкина, в кабинет влетел соловей. Сел на оконную занавеску и запел. Пел долго, заливался.
(С.Гейченко)
Ю-ю выдумала развлечение. Следит внимательно за строками, вырастающими у меня на бумаге, водя глазами за пером… И вдруг хлоп лапкой по самой последней мухе.
(А.Куприн)
Ю-ю с разбегу подпрыгивает и виснет на ручке, обхватив её передними лапками с обеих сторон, а задними упирается в стену. Два-три толчка всем гибким телом… - Кляк! – ручка поддалась, и дверь отошла.
(по А.Куприну)
Старая ворона ходила-ходила возле пёсьего хвоста да ка-ак схватит его клювом, ка-ак дёрнет! Пёс не выдержал, вскочил и с лаем бросился на ворону.
(В.Астафьев)

Задание к текстам.
Определите типы и стили речи текстов. Докажите свою точку зрения.
Назовите слова, передающие действия, определите их часть речи.
Выпишите глаголы, в них укажите вид и время.
Определите, какую роль играет в тексте вид и время. Можно ли в одном тексте употреблять глаголы разного вида и времени?
Когда это возможно?

Вид глагола
совершенный
что сделать?

законченное, совершённое
действие
несовершенный
незаконченное, несовершённое
действие

Редактирование предложений из школьных сочинений
I. 1). Люба собирает ромашки, а потом плела венок. 2). Белка забралась на ветку и сидит. 3). В школьной мастерской ребята делают скворечники. Их они повесили в парке. 4). Вошёл старик в лес. Чувствует, дымом пахнет.
II. 1). Друзья попрощались и махали друг другу. 2). Алексей прикручивал коньки к валенкам и вышел на лёд. 3). Ребята повернули головы и всё смотрели на меня.
В каких предложениях нет ошибок?
Объясните и исправьте недочёты. Для этого в предложениях I группы измените вид или время глагола, а в предложения II группы попробуйте вставить слова долго, теперь, вот, наконец.
Помогла ли такая замена устранить недочёт?

Творческое задание
Восстановите текст Г.Скребицкого. У писателя приведённому отрывку предшествует фраза: «Мы вышли на крыльцо и увидели, что земля под яблоней была усыпана огрызками».

Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай (подбирался, подобрался) к висевшему яблоку, (срывал, сорвал) его своим мощным клювом, затем (взял, брал) его в лапку… и (выгрыз, выгрызал) мякоть. Потом (доставал, достал) зёрнышки, с аппетитом (ел, съел) их, а надкушенное яблоко (бросал, бросил) вниз на траву.

Возьмите на заметку!
В повествовании может говориться о сменяющих друг друга не однократных, а повторяющихся многократно действиях. Это значение передаётся глаголами несовершенного вида, обычно прошедшего времени.
Прокомментируйте, какое практическое значение
имеет это правило.
Что необходимо знать, чтобы не допускать грамматической
ошибки, связанной с употреблением глагола в тексте?

Редактирование текста
Каждый год мама вместе с нами вскопала небольшую грядку. Мы посеяли на ней редиску, салат. Посадили горох. Потом полили каждый день и пропололи. И так было весело наблюдать, когда вдруг начали лезть из земли зелёные росточки.
Есть ли ошибки в тексте? С чем они связаны?
Исправьте текст, обосновав свою правку.
Выпишите слова с безударной гласной в корне, объясните написание.

Работа с текстом
Прочитайте текст. Определите тип речи. Однократные или многократные действия изображены автором? Какие средства языка помогают это понять? Каковы различия в способах обозначения действий в разных предложениях?
Пищуха танцевала вальс. Маленькая птичка – носик шильцем, хвост подпорочкой. Легко два раза прыгала вверх, потом склоняла голову к плечу, касалась носиком ножки и вдруг поворачивалась вокруг себя! Прыжок, склонённая головка, клювик и ножка, быстрый поворот. Раз за разом, круг з кругом, фигура за фигурой… Пищуха неслась в вальсе.
В каждом из предложений, где показаны действия, попробуйте восстановить «данное». Почему оно опущено?
Запишите два варианта заголовка к тексту, выразив: а) тему; б) авторское отношение к увиденному.
Выпишите из текста те предложения, в которых действия обозначены именами существительными. В чём особенность этих предложений?

Возьмите на заметку!
Иногда в повествовании сообщается об одном и том же действии одного и того же лица. В этом случае название и действующего лица, и самого действия может опускаться.

Анализ текста
Прочитайте текст. Сколько в нём действующих лиц? Определите способы и средства связи предложений.

Коля открыл дверцу машины, чтобы выпрыгнуть на ходу. Здоровяк затормозил. Коля выскочил и побежал вперёд по шоссе. Здоровяк вылез из машины и догнал его. Коля, не останавливаясь, прошёл дальше.
Определите стиль речи. Докажите свою точку зрения.

В художественном и разговорном повествовании могут изображаться действия нескольких лиц. Связь предложений – чаще параллельная, а распространённое средство связи – повтор.

Творческое задание
Рассмотрите внимательно рисунки художника Н.Радлова «Шляпа» (учебник, иллюстрации).
Что изобразил художник? Какое чувство рисунки вызвали у вас?
Напишите небольшой рассказ.
Какой стиль и тип речи вы выберете?
Почему?

Домашнее задание
§ 40 (стр. 42, 45, 47, 49, III часть учебника), напишите мини-сочинение по рисункам Н.Радлова (по выбору).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Презентация на тему: " FokinaLida.75@mail.ru Повествование художественного и разговорного стилей 6 класс." — Транскрипт:

1 Повествование художественного и разговорного стилей 6 класс

2 Формулируем определения Повествование – это Повествование Художественный стиль – это Разговорный стиль – это такой тип речи, при котором текст отвечает на вопрос ЧТО ПРОИСХОДИТ? Его можно запечатлеть на нескольких кадрах, так как в нём одно действие сменяет другое. стиль художественной литературы, для него характерно употребление слов в переносном значении, яркость и образность языка. стиль живого общения, устной речи, для него характерна разговорная лексика.лексика

3 Типы речи повествование повествование (что происходит?); описание описание (какой предмет, явление. ); рассуждение рассуждение (почему?); (почему?); ГОВОРИТСЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННЫХ ПРИЗНАКАХ ГОВОРИТСЯ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ГОВОРИТСЯ О ПРИЧИНАХ СВОЙСТВ ИЛИ ЯВЛЕНИЙ Вспомним!

4 Запомни! В повествовании говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях. Те действия, которые автор хочет выделить особо, описываются подробно, детально.

5 Сравните тексты, определите типы речи, докажите свою точку зрения 1. Шёл я по лесной тропинке, слышу – зяблик гремит! Головку запрокинул, клюв разинул, на горлышке пёрышки дрожат – будто он горло водой полощет. И песенка из клюва так и брызжет. Даже хвостик трясётся. (Н.Сладков) 2. Из-под обломков брёвен показалась полосатая мордочка барсука. Зверёк долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет никакой опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то. (Г.Скребицкий)

6 Проверь себя! описание : ГОВОРИТСЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННЫХ ПРИЗНАКАХ.1-ый текст – описание : ГОВОРИТСЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННЫХ ПРИЗНАКАХ. ГОВОРИТСЯ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ.2-ой – повествование: отвечает на вопрос ЧТО ПРОИСХОДИТ?; ГОВОРИТСЯ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ. Какие детали в повествовании помогают вам лучше увидеть происходящее? Какие части речи чаще использует автор? Почему?Какие детали в повествовании помогают вам лучше увидеть происходящее? Какие части речи чаще использует автор? Почему?

7 Проверьте, все ли фрагменты текстов представляют собой повествование. В один из прекрасных летних дней, во время экскурсии по Дому-музею Пушкина, в кабинет влетел соловей. Сел на оконную занавеску и запел. Пел долго, заливался. (С.Гейченко) Ю-ю выдумала развлечение. Следит внимательно за строками, вырастающими у меня на бумаге, водя глазами за пером… И вдруг хлоп лапкой по самой последней мухе. (А.Куприн) Ю-ю с разбегу подпрыгивает и виснет на ручке, обхватив её передними лапками с обеих сторон, а задними упирается в стену. Два-три толчка всем гибким телом… - Кляк! – ручка поддалась, и дверь отошла. (по А.Куприну) Старая ворона ходила-ходила возле пёсьего хвоста да ка-ак схватит его клювом, ка-ак дёрнет! Пёс не выдержал, вскочил и с лаем бросился на ворону. (В.Астафьев)

8 Задание к текстам. Определите типы и стили речи текстов. Докажите свою точку зрения. Назовите слова, передающие действия, определите их часть речи. Выпишите глаголы, в них укажите вид и время. Определите, какую роль играет в тексте вид и время. Можно ли в одном тексте употреблять глаголы разного вида и времени?

9 Вспомни! Вид глагола совершенный что сделать? что делать? законченное, совершённое действие несовершенный незаконченное, несовершённое действие

10 Редактирование предложений из школьных сочинений I. 1). Люба собирает ромашки, а потом плела венок. 2). Белка забралась на ветку и сидит. 3). В школьной мастерской ребята делают скворечники. Их они повесили в парке. 4). Вошёл старик в лес. Чувствует, дымом пахнет. II. 1). Друзья попрощались и махали друг другу. 2). Алексей прикручивал коньки к валенкам и вышел на лёд. 3). Ребята повернули головы и всё смотрели на меня. В каких предложениях нет ошибок? Объясните и исправьте недочёты. Для этого в предложениях I группы измените вид или время глагола, а в предложения II группы попробуйте вставить слова долго, теперь, вот, наконец. Помогла ли такая замена устранить недочёт?

11 Творческое задание Восстановите текст Г.Скребицкого. У писателя приведённому отрывку предшествует фраза: «Мы вышли на крыльцо и увидели, что земля под яблоней была усыпана огрызками». Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай (подбирался, подобрался) к висевшему яблоку, (срывал, сорвал) его своим мощным клювом, затем (взял, брал) его в лапку… и (выгрыз, выгрызал) мякоть. Потом (доставал, достал) зёрнышки, с аппетитом (ел, съел) их, а надкушенное яблоко (бросал, бросил) вниз на траву.

12 Возьмите на заметку! В повествовании может говориться о сменяющих друг друга не однократных, а повторяющихся многократно действиях. Это значение передаётся глаголами несовершенного вида, обычно прошедшего времени.

13 Редактирование текста Каждый год мама вместе с нами вскопала небольшую грядку. Мы посеяли на ней редиску, салат. Посадили горох. Потом полили каждый день и пропололи. И так было весело наблюдать, когда вдруг начали лезть из земли зелёные росточки. Есть ли ошибки в тексте? С чем они связаны? Исправьте текст, обосновав свою правку. Выпишите слова с безударной гласной в корне, объясните написание.

14 Работа с текстом Прочитайте текст. Определите тип речи. Однократные или многократные действия изображены автором? Какие средства языка помогают это понять? Каковы различия в способах обозначения действий в разных предложениях? Пищуха танцевала вальс. Маленькая птичка – носик шильцем, хвост подпорочкой. Легко два раза прыгала вверх, потом склоняла голову к плечу, касалась носиком ножки и вдруг поворачивалась вокруг себя! Прыжок, склонённая головка, клювик и ножка, быстрый поворот. Раз за разом, круг з кругом, фигура за фигурой… Пищуха неслась в вальсе. Запишите два варианта заголовка к тексту, выразив: а) тему; б) авторское отношение к увиденному.

15 Возьмите на заметку! Иногда в повествовании сообщается об одном и том же действии одного и того же лица. В этом случае название и действующего лица, и самого действия может опускаться.

16 Анализ текста Прочитайте текст. Сколько в нём действующих лиц? Определите способы и средства связи предложений. Коля открыл дверцу машины, чтобы выпрыгнуть на ходу. Здоровяк затормозил. Коля выскочил и побежал вперёд по шоссе. Здоровяк вылез из машины и догнал его. Коля, не останавливаясь, прошёл дальше. Определите стиль речи. Докажите свою точку зрения.

17 В художественном и разговорном повествовании могут изображаться действия нескольких лиц. Связь предложений – чаще параллельная, а распространённое средство связи – повтор.

18 Творческое задание Рассмотрите внимательно рисунки художника Н.Радлова «Шляпа» (учебник, иллюстрации). Что изобразил художник? Какое чувство рисунки вызвали у вас? Напишите небольшой рассказ. Какой стиль и тип речи вы выберете? Почему?

19 Домашнее задание § 40, упр.470 напишите мини-сочинение по рисункам Н.Радлова (по выбору).

20 Используемые источники: Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. jpg jpg jpg

Читайте также: