Методическое пособие по бисероплетению

Обновлено: 26.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Василеостровского района Санкт- Петербурга

Методическое пособие по бисероплетению.

Как подобрать бисер по размеру?

Плетение из бисера – это весьма увлекательный, невероятно красивый и очень полезный вид рукоделия. Мы расскажем вам, какие инструменты и материалы следует подобрать для своих первых изделий из бисера, какие фигурки проще всего плести, какую технику использовать и какие схемы являются самыми простыми. Будем рады помочь вам в создании своих первых шедевров из бисера!

1. Пояснительная записка.

2. Из истории бисероплетения.

3. Россия и развитие бисерного производства.

6. Основные техники бисероплетения.

Пояснительная записка

Из истории бисероплетения.

История бисера уходит в далекое прошлое. Бисер, великолепный по своим декоративным качествам материал, привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.

Как же появился бисер? Когда - то, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю добытую в Африке природную соду. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу, обложив костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, они обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, чист и прозрачен и горел огнем на солнце - это было стекло. Именно так почти 6 тысяч лет назад возникло стеклоделие, одним из направлений которого впоследствии стало изготовление бисера и стекляруса.

Стеклянные бусины – непосредственные предшественники бисера - украшали одежду египетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером.

Большой популярностью в Египте пользовался так называемый фальшивый жемчуг, изготовленный из мутного непрозрачного стекла. Из него делали браслеты, бусы, самые разнообразные украшения. Много веков назад из глухого непрозрачного стекла в Древнем Египте изготавливали искусственные жемчужины. По-арабски фальшивый жемчуг называли "бусра", а во множественном числе - "бусер".

Сначала бисер изготавливали из вязкой стекломассы: металлическим прутиком из стекломассы вытягивали нить и обвивали ее вокруг медного стержня, диаметр которого соответствовал диаметру отверстия бусинки. Далее стержень убирали и вручную обрабатывали полученную бусинку. Таким же способом получали длинную стеклянную трубочку, которую потом разрезали на кусочки,- так получался стеклярус.

Раньше бисер был непрозрачным, но шло время, совершенствовалась технология, и люди научились получать полупрозрачное, а затем и прозрачное бесцветное и цветное стекло.

Позже был изобретен способ выдувания, который позволил делать бусины все мельче. Затем бисер стали производить из металла, фарфора и пластмассы.

Из Древнего Египта стеклянное производство распространилось на Кавказ и в Римскую империю, проникло в Византию, Центральную и Северную Европу.

Европейской "столицей" производства бисера надолго стала Венеция.

Россия и развитие бисерного производства.

Изделия из стекла были известны на территории нашего государства с древних времен. Первые сведения об использования бисера на Руси в декорировании одежды относятся к 9-12 векам.

В XVII столетии русские активно использовали привозной бисер и стеклярус в меновой торговле с народами Сибири. XIX век связан с расцветом бисерного рукоделия в России. Светские дамы и купчихи, горожанки и крестьянки пробовали свои силы в этом виде народного творчества. Порой это были поистине уникальные вещи. Из Франции пришла мода использовать бисер и стеклярус в отделке дамских костюмов. Значительно шире использовали бусы, бисер и стеклярус в отделке одежды в начале XX века. Именно в это время мастеров бисерного рукоделия начали готовить в Петербургской школе народного творчества и в школах художественных рукоделий многих крупных городов России. К 1990 году бисерное рукоделие стало одним из самых любимых и модных видов народного творчества.

Бисероплетение: выбираем бисер.

Бисероплетение, несомненно, начинается с подбора всех необходимых материалов. У нас во главе всего стоит, конечно же, бисер. Знаете ли вы, сколько разновидностей всякого бисера существует на сегодняшний день?! Современный бисер можно классифицировать не только по цвету и по цене, а и по другим важным критериям:

по размеру отверстия;

по качеству окрашивания;

по материалу изготовления.

Размер бисера . По размеру бисер бывает мелкий, средний, крупный и очень крупный. У каждого вида бисера, есть свой номер, по которому можно определить диаметр бусин. Самые распространенные размеры – от 6/0 до 15/0. При этом 15/0 – это самый маленький размер (диаметр около 1,5 мм), а 6/0 – самый большой. Эти цифры обозначают, сколько бусинок необходимо сложить в одну линию, чтобы получить цепочку, длиною в 1 дюйм. То есть при размере 6/0 в 1 дюйме будет 6 бусинок, а при размере 15/0 – 15.

Калибровка . Качественный бисер должен быть одинаковым по размеру, то есть, пройти калибровку. Можно купить уже калиброванный бисер (это будет стоить дороже), а можно отсортировать разнокалиберные бусины самостоятельно. От процесса калибровки будет зависеть качество будущего изделия.

Виды бисера . Современный бисер изготавливают из различного материала, и мы расскажем о самых популярных видах бисера.

1. Стеклярус . Это небольшие цветные трубочки, изготовленные из прочного стекла. Формой и цветом бусины могут существенно отличатся.

2. Бисер-хамелеон , меняющий цвета, в зависимости от освещения.

3. Парчовый бисер . Прозрачный стеклянный бисер, прокрашенный в середине серебряной или золотистой краской.

4. Обливной (мокрый бисер). Пастельный бисер, со слегка выраженным блеском.

5. Перламутровый (цейлонский) бисер . Слегка прозрачный бисер с покрытием, напоминающим жемчуг.

6. Не прозрачный натуральный бисер (обычный, матовый) . Непрозрачные бусины без покрытия и блеска.

7. Пластиковый бисер . Самый дешёвый бисер. Подходит для новичков.

Инструменты и фурнитура для бисероплетения:

О выборе бисера мы уже немного рассказали. Давайте перейдем к инструментам. Нанизывать бисер можно на нитки, на леску и на проволоку.

Нити для бисера можно брать разных типов: шелковые – самые надежные нити для бисероплетения, однако их цена довольно высокая; нейлоновые (капроновые) нити – недорогие и прочные, однако их тяжело завязать; хлопковые нити – недостаточно прочные; резиновые нити – отлично подходят для плетения бисером.

Лучше всего из них получаются фенечки и браслеты. Выбор проволоки и лески. Проволоку для плетения бисером следует подбирать мягкую, желательно из меди. Не используйте слишком тонкую проволоку, иначе она будет рваться после нескольких прокручиваний. Также не берите очень толстую, чтобы изделия выглядели аккуратно. Леска идеально подходит для плетения объемных композиций из бисера, жестких конструкций, таких как цветы, листочки, и пр. Для цветного бисера в продаже существуют цветные проволоки соответствующих оттенков. Леска также должна быть прочной и тонкой. Толщину лески для нанизывания бисера подбираем так: она должна пройти через бусинку 2-3 раза. Если бисер очень мелкий, а проволока очень тонкая, мы используем иглы.

Игла для бисера. Для бисероплетения часто используют специальные иглы, они тонкие и гибкие. Их размер колеблется от 10 до 16. Самая тонкая игла под №16, самая толстая – №10. Наиболее универсальными являются иглы под №12

Для работы также понадобятся такие инструменты: плоскогубцы, круглогубцы, ножницы.

Фурнитура: замочки, крючки, заготовки для заколок, булавки, застежки и фиксаторы для украшений, швензы и др.

Основные техники бисероплетения.

На сегодняшний день существует множество различных техник плетения бисером. Мы расскажем о самых популярных.

Техника низания

Способ низания – набор бусин на леску (с помощью иголки или же без нее). Из такой снизки можно сделать бусы, браслет, пояс. Плетение начинается тогда, когда появляются две и более нитей, соединяемых в процессе изготовления в одно изделие; при этом исходный процесс низания (нанизывания) сохраняется в любой бисерной технике.

После того, как мы разобрались в инструментах и материалах, можно уже начинать бисероплетение.

Прежде чем перейти к плетению фигурок и прочих изделий, стоит научиться плести красивые цепочки из бисера. На рисунках изображены цепочки «в одну нить».

Бисероплетение: схемы для начинающих: цепочки

- для первой цепочки мы продеваем в нитку 4 бусины.

- протягиваем нитку в первую бусинку и затягиваем колечко.

- надеваем еще 2 бусинки и протягиваем нитку через вторую бусинку крайнего ряда.

- притягиваем нитку и добавляем еще 2 бусинки, а нитку протягиваем через вторую бусинку предыдущего ряда.

- продолжаем плести по этой же схеме до необходимого размера изделия.


Техника параллельного плетения


Является одним из основных при изготовлении жестких конструкций на проволоке – цветов, кулонов, объемных зверьков. Обычно плетение лепестков и листьев начинают сверху вниз, чтобы перекрученные внизу концы проволоки помогли закрепить отдельные лепестки и листья в общей композиции.

На середину проволоки набираем нужное количество бисера по схеме. Нити протягивается на встречу друг другу. Таким образом, нить, находившаяся справа окажется с левой стороны, а левая с правой



Круговое, или французское, плетение .


Техника французского плетения широко применяется при изготовлении заколок, брошек, украшений для сумочек. Для выполнения листьев или лепестков техникой французского плетения сначала изготавливают стержень нужной длины (длиной около 10 см), на который нанизывают столько бисера, сколько войдет, вверху и внизу делают небольшие петли для закрепления.

Мозаичная техника


Мозаичным способом можно сделать практически все: от сумочки до изысканных цветов и ожерелий, от браслетов до поясов, от заколок до целых болеро. В основе плетения лежит техника – крестообразная цепочка. При выборе этого способа крайние бисерины закрепляют на рабочем валике, после чего выполняют саму цепочку. Когда она готова, иголку с ниткой поворачивают на 180° и плетение продолжается в обратном направлении, при этом бисерины всегда присоединяют между выступающими элементами предыдущего ряда. Кирпичный стежок. Вторая разновидность мозаичного плетения – кирпичный стежок. В этом случае присоединение бисерин последующих рядов осуществляется к нити в промежутке между соседними бисеринами. При этом бисерина нового ряда встает ровно посередине двух бисерин под ней, что напоминает кирпичную кладку. Следующей особенностью данного метода является то, что бисерины присоединяют не по длине, как обычно (в этом случае отверстие в бисерине в процессе работы всегда находится в горизонтальном положении), а по высоте (отверстие бисерины находится в вертикальном положении), что создает дополнительные неудобства.


Плетение бисером для начинающих:

Как плести фигурки из бисера: стрекоза

Теперь, когда вы уже немного усвоили основные моменты бисероплетения, предлагаем вам простейший мастер-класс по плетению фигурок. Вот такую симпатичную стрекозу вы можете сплести вместе с ребенком, поскольку техника создания изделия очень простая.

Как плести фигурки из бисера: стрекоза

Внимательно рассмотрите схему, подготовьте все необходимое и приступайте к плетению этого замечательного украшения. Ведь готовую стрекозу можно использовать и как подвеску, и как игрушку, брелок, аксессуар или сувенир. В качестве основы для будущего изделия следует использовать проволоку, чтобы стрекоза хорошо держала форму и была достаточно крепкой. На рисунке прекрасно видно, с чего начать работу по плетению стрекозы из бисера.

Давно замечено, что люди, занимающиеся любимым делом, всегда открыты, жизнерадостны, оптимистичны, обладают множеством знакомых и друзей. Мир бисероплетения очень увлекателен, но главное – никогда не поздно к нему приобщиться, независимо от возраста и профессиональных навыков. А взамен использованного времени мы получаем только положительные эмоции!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»

D:\Картинки\ugholki_0\уголок6.jpg

«Азбука бисероплетения »

Автор-составитель: А.В.Романькова,

педагог дополнительного образования

Киренск,2014

Автор-составитель: А.В.Романькова, педагог дополнительного образования.

Методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования и всех тех, кто хочет научить детей замечательному бисерному искусству. Пособие содержит материал для вступительной беседы по истории бисера, рассматривается ассортимент материалов для бисероплетения, технологические приемы, цвет и его значение.

Ассортимент материалов для бисероплетения…………………. 13

Техники бисероплетения……………………………………….…. 16

Технологическая последовательность изготовления

декоративного дерева «Березка»…………………………. 27

8. Технологическая последовательность изготовления земляники…..30

9. Схемы изделий плоского плетения………………………………. 35

10. Схемы изделий объемного плетения……………………………. 36

11. Изделий в технике бисероплетения………………………. 37

Бисерное рукоделие существует давным-давно и хранит много секретов, а именно - как слагаются из маленьких бусинок - бисера - прекрасные и неповторимые изделия. Каждая выполненная из бисера вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром и подарком для друзей и близких.

Творческое воображение и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей ребенок очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простатой выполнения самых причудливых изделий.

Для того чтобы занятия бисером приносили радость и не утомляли, очень важно правильно подобрать материал и инструменты и организовать рабочее место. Начинать изучение нового вида рукоделия надо с самых простых вещей, постепенно усложняя учебные задачи и практические задания.

Любые творческие достижения детей, в том числе и поделки из бисера, не должны остаться без внимания. Наиболее интересные работы постарайтесь оформить в виде выставки. От того как будут представлены детские работы, во многом зависит воспитание у ребенка эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.

История бисера

Вот уже много поколений рассказывают легенду об открытии стекла. Однажды купцы, идущие с караваном по пустыне, вынуждены были заночевать, и, чтобы не замерзнуть (а ночи в пустыне очень холодные) и приготовить ужин, они развели костер. Так как по близости не было камней, то временный очаг сложили из больших кусков соды, которую везли на продажу. Поужинав, купцы легли спать возле догорающего костра. Утром один из них обнаружил на кострище куски почти прозрачного материала, которого не было вечером. Купцы догадались, что этот материал появился благодаря соде, песку и огню, - так было открыто стекло. Некоторые ученые считают, что стекло было изобретено 6 тысяч лет назад.

Древние египтяне первыми научились изготавливать бисер из стекла. Музей в Каире хранит множество уникальных произведений бисерного искусства: ожерелья, браслеты, бисерные сетки на платьях. Одна из таких сеток низана голубым и зеленым крупным непрозрачным бисером цилиндрической формы. Оригинальность придают изображения египетских божеств, изготовленные из бисера и вплетенные в сетку.

Бисерное производство Древнего Египта было настолько высоким, что сами фараоны использовали бисер для украшения своих одеяний. И это были не только браслеты и сетки на платья, но даже символы божественной власти фараонов – усхи – ожерелья солнца. Бисерные изделия и украшения и в наши дни пользуются любовью у жителей Египта.

С VI века центром художественного стеклоделия становится Византия, широко использовавшая образцы мастеров Римской империи. А уже через Византию бисер попал в Венецию. Интересно, что производство бисера в Галлии и Германии не получило развития, эти страны предпочли использовать привозной бисер. В Венеции бисер стал главным в стекольном художестве на несколько столетий.

Венецианский бисер завоевал практически весь мир, даже недра африканских пустынь, где использовался аборигенами в качестве монет. Бисер стал для Венеции источником колоссального богатства. На него выменивали пряности, ткани и даже золото.

В 1275 году было запрещено вывозить из Венеции не только сырые материалы и полуфабрикаты, но даже разбитую стеклянную посуду для исключения возможности анализа ее состава. В 1376 году Сенат издает Указ, согласно которому знатные патриции могут жениться на дочерях стекольщиков, а дети от этого брака признаются благородными патрициями. Это было сделано для того, чтобы не допустить отъезда самих мастеров и членов их семей из Венеции в другие страны. В 1490 году Сенат ставит стекольное производство под особую охрану Совета Десяти. С переманенными в другие страны мастерами поступали очень жестоко. Если мастер не возвращался, его родных заключали в тюрьму, а самого мастера в случае повторного отказа вернуться убивали наемные убийцы. Только после этого родные получали свободу.

В конце XIII века брать Бертолини и Виторе Местре усовершенствовали украшения стеклянной массы металлическими продержками. А в мастерских Мурано стали выделывать фальшивый жемчуг Perle false или Perle da Murano («фальшивый, искусственный жемчуг», «жемчуг из Мурано»). К сожалению, это изобретение поглотило бисерное производство Венеции.

Знаменитый путешественник и мореплаватель Марко Поло был сыном известного бисерного мастера Николо. Это дало ему возможность наладить меновую торговлю с американскими индейцами. Бисер получает у них широкое распространение. Индейцы используют бисер для отделки народных одеяний, обрядовой утвари, колыбелек для детей, головных уборов.

В конце XV – начале XVI века бисерное производство было наиболее интенсивным. С развитием мореплавания активизировалась торговля. Из восточных стран в страны – производители бисера шли корабли с содой. А из стран-производителей корабли направлялись в разные страны мира.

В начале XVIII веке возникают мастерские, основанные либо бежавшими из Венеции мастерами, либо людьми, перенявшими секреты производства путем подкупа.

В середине XVIII века французский ювелир Страз придумал современную форму бисера, названного его именем.

Сегодня в Европе существует несколько центров по производству бисера. По-прежнему бисер изготавливают в Венеции, на острове Мурано, куда фабрика была переведена несколько веков назад во избежание пожаров. Итальянский бисер все так же красив и дорог. Для детских работ он не используется.

БИСЕР В РОССИИ

На красоту стекла обратили внимание еще в Древней Руси.

В XI веке в Киеве появились небольшие мастерские, в которых делали смальту для мозаик, различные сосуды и бусины. Даже венецианские купцы восхищались красотой и высоким качеством изделий русских мастеров. Несколько позже подобные мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и в некоторых других городах.

В IV - V веках в среднем Приднепровье производятся изделия с выемчатой эмалью (на металлической основе с помощью долота или штихеля делаются углубления, которые затем заполняются эмалевой массой). Но так как эмалевая масса доставлялась из Рима, то с прекращением поставок прекратилось и производство. В середине X века выемчатая эмаль уступает место более прогрессивной по технологии перегородчатой эмали – технике, в которой на золотую, медную или латунную основу напаиваются тонкие перемычки по контурам декоративного изображения. Пространство между перемычками заполняются эмалью. В XI - XII веках Киев становится центром по производству прекрасных эмалей, отличающихся от греческих. Примерно в это же время возникает производство стеклянных изделий, мозаичной смальты и декоративной керамики с поливной эмалью.

Русский бисер из зеленого и желтого стекла всех оттенков, ярко-синего («берлинская лазурь»), фиолетового, коричневого. Его форма отличалась от ближневосточного и византийского. Бусины были круглыми, эллипсоидными, цилиндрическими, бочонкообразными и винтообразными. Ближневосточные бусины были преимущественно из трубочек, а византийские – крученые, полученные путем навивки стекла. Но не только форма и цвет отличали российские бусы. Техника производства (навивка и накрутка), состав стекла, а также цвет прозрачного стекла были отличными признаками русских бус. От Москвы до Киева и Костромы с XI - XXII веков стеклянные бусы были любимым украшением для горожан.

Само слово «бисер» раньше звучало как «бусер» или «бусра», что значило «жемчуг». В Древней Руси широко применялось жемчужное шитье для одежды и предметов церковного обихода, а также для украшения женских головных уборов. Поэтому древнее бисерное шитье «выросло» из жемчужных работ. В России жемчуг добывался в озере Ильмень (Новгородское озеро) и во многих реках – Двине, Ветлуге, Варзуге и других. Причем качество русского жемчуга было очень высоким. По цвету жемчуг был не только белый, но и редкий черный. Привозному жемчугу русский уступал только в размере жемчужин.

Академик Д.С.Лихачев в работе «Культура Руси эпохи образования русского национального государства (конец XIV - начало XVI века)», изданной Госполитиздатом в 1946 году, детально описывает портрет русской женщины эпохи XV - XVI веков: «Жемчужные нити окаймляли лицо, лоб украшала жемчужная кичная поднизь, по сторонам щек свешивались жемчужные нити, на шею надевалось стоячее жемчужное ожерелье».

«Бисер» как термин появляется в русских толковых словарях в XV - XVIII веках, этим словом обозначали жемчуг («жемчуг, перлы», «бисер, камень честен»). В XVIII столетии словом «бисер» стали называть мелкие стеклянные бусы, внешне напоминающие жемчуг. Термин «стеклярус» появился несколько позднее, в XVIII веке, став, как и «бисер», устойчивым в архивных документах. В XVII веке «стеклярус» называли иначе – «одекуй». Судя по описям XVII века, бисер, вероятно, измеряли по весу, а одекуй – штучно.

В XVII веке были предприняты попытки возродить бисерное производство в России в подмосковном селе Измайлово. Но даже прибывшие туда в 1670 году венецианские мастера не смогли наладить производство.

Именно поэтому почти 30 лет спустя Ломоносову и было дано разрешение строить «фабрику делания цветных стекол». Ввоз стеклянных изделий из-за границы был значительным и требовал не малых средств. Ломоносов очень своевременно поставил вопрос о постройке своей фабрики, которая должна была сберечь деньги, уходившие за границу. Закладка фабрики в деревне Усть-Рудицы в Копорском уезде Петербургской губернии состоялась 6 мая 1753 года. В 1754 году в Усть-Рудицах была открыта фабрика, давшая первую продукцию 1755 году. Канцелярия Академии наук по просьбе Ломоносова помогла ему мастеровыми людьми для изготовления станков, инструментов и специальных химических печей, которые нельзя было купить. Потребность в бисере по-прежнему удовлетворялась за счет венецианского и богемского.

К весне 1754 года двое мужиков, посланные ученым на соседние стекольные заводы, уже освоили технологию стекольного производства. А третий был направлен туда же для овладения особым горшочным делом – производством специальных горшков для формовки и обжига стекольных масс.

К сожалению, отсутствие собственного магазина для реализации продукции поставило стекольное производство по изготовлению бисера, стекляруса и других изделий в невыгодное положение. Ломоносов переходит на изготовление смальты для мозаичных работ.

С фабрикой в Усть-Рудицах ученого связывало почти 12 лет жизни, с момента ее основания и до самой смерти. За это время было изготовлено множество бисерных и стеклярусных изделий, а также 41 мозаичная работа. К сожалению, до наших дней сохранилась только 21 из них. О судьбе остальных 20 работ ничего не известно.

Недоброжелатели Ломоносова после смерти великого ученого добились закрытия фабрики. Дело его жизни не нашло нужной поддержки в дальнейшем. Россия так и не стала производить бисер в количествах, необходимых для насыщения внутреннего рынка и сбыта и охвата внешнего. Бисер и стеклярус по-прежнему ввозили из-за границы. А вот в мозаичном деле равных Ломоносову практически не оказалось. Двести лет спустя иностранные специалисты провели состояние картин из Ломоносовской смальты. Удивлению их не было предела – все находилось в прекрасном состоянии. Более того, изготовить смальту красного и зеленого цветов, как Ломоносов, до сих пор не удалось никому. Посуда Ломоносова и сегодня радует глаз своей изысканностью форм и декора. Многие приемы украшения стеклянных изделий были заимствованы российскими производителями таких православных центров, как Гусь-Хрустальный и другие.

посвящены новому, увлекательному способу вышивания - объемной вышивке. В этих книгах вы найдете множество примеров и советов по плетению, низанию и вышиванию бисером. Приведены схемы и фотографии работ вышивки из бисера. В этом сборнике книг, представлен материал по основным направлениям бисерного рукоделия: ручное и станочное ткачество и вышивание бисером.

Мечта ученого о производстве собственного бисера не сбылась, но спустя годы мы с благодарностью отмечаем его вклад в дело становления стекольной промышленности. Не будем забывать, что первоначальное значение слова «бисер» - жемчуг. Именно в этом значении оно использовалось долгие годы в Древней Руси.

В XVIII веке вышивание бисером получило широкое развитие. В основу искусства шитья бисером легли традиционные приемы, используемые при шитье жемчугом. Приемы шитья гладью использовались при вышивании окладов икон бисером и стеклярусом.

Украшение предметов круглой формы потребовало использование новых приемов. Таким основным приемом стало вязание из бисера . Оно заимствовано, вероятно, из Германии. Эта техника сложна тем, что зерна бисера нанизывались на нитку заранее с учетом рисунка. Это требовало от мастерицы внимания и представление того, что у нее получится. Вязание бисером использовалось для изготовления круглых предметов (всевозможных чехлов). Бисер заранее набирался на нитку, которой затем вязали. Использовали технологию снизки, когда целый ряд бисерных ниток, снизанных по узору, образовывал основу, скреплявшуюся затем поперечными нитками (утками).

В XIX веке бисерное искусство проникает в среду горожан и крестьян благодаря снижению стоимости бисера и стекляруса. Бисер становится самым популярным материалом для женского рукоделия, проникая во все слои русского общества. Это всевозможные чехольчики, футляры, шкатулки, чубуки для курительных трубок, чехлы для мела и зубочисток.

В XIX веке появляются швейные украшения типа ожерелий, воротничков, сетчатых украшений. Это связано с проникновением в Россию западноевропейской моды на глубокие вырезы спереди платья. Переняв моду на покрой платьев, русские женщины стали делать украшения из бисера, закрывающие шею и верхнюю часть груди.

В XIX веке стеклярус был широко распространен в быту. Красоту однотонного стекляруса на фоне ткани того же цвета увидели и оценили модельеры XX века. Сегодня стеклярус широко используется для украшения платьев и костюмов. Вместе с бисером он пользуется особой популярностью у артистов.

Затем в конце XIX века в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие производства. Их изделия успешно экспонировались на международных выставках во Франции, Англии и Америке. В настоящее время используется в основном чешский и японский бисер.

Бисерное искусство сегодня переживает новый расцвет. Возникают новые направления, сюжеты, приемы работы. Восстанавливаются и старые, проверенные временем.

Ассортимент материалов и инструментов для бисероплетения

Бисер – маленькие декоративные шарики с отверстием для нанизывания на нитку или проволоку.

DSC02269

Рис. 1 Бисер и бусины

Стеклярус - модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания.

DSC02267

Рубка - модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово «Бисер» произошло от арабского «бусра» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг», то есть сделанный из стекла вручную. С изобретением стеклоделия бусинки становились все мельче и разнообразнее, так появился бисер.

Первыми изготовление бисера освоили древние египтяне 664-535 г. до н.э.

Вслед за египтянами искусство изготовления бисера переняли сирийцы, далее жители Римской Империи, где центром стеклоделия на долгие годы оставалась Венеция.

В конце XVII - начале XVIII века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу XVIII века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия). Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла.

На Руси история бисера началась с Ломоносова М.В., который 1752 году получил разрешение на постройку Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом. У нас стали изготавливать граненые камни и броши, стеклярус и бисер, заглушенные цветные стекла для мозаики.

Виды и калибровка бисера Бисер – маленькие декоративные шарики с отверстием для нанизывания на нитку или проволоку Стеклярус - модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания. Рубка - модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания. Пайетки — это маленькие тонкие чешуйки с отверстием в центре, иногда и сбоку (круглыми, квадратными, овальными, в виде колечек, цветочков, сердечек и т.д.)

Виды и калибровка бисера

шарики с отверстием для нанизывания на нитку или проволоку

  • Стеклярус-модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания.
  • Рубка-модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания.
  • Пайетки—это маленькие тонкие чешуйки с отверстием в центре, иногда и сбоку (круглыми, квадратными, овальными, в виде колечек, цветочков, сердечек и т.д.)

Виды техники плетения 1. Берём проволоку, набираем на неё бисеринки 1-го и 2-го ряда, в общем счёте 3 бисерины. 2. Потом берём один конец проволоки и пропускаем его через 2 бисеринки, навстречу другому. Во время плетения, концы проволочек надо направлять друг на друга. После того как пропустили через бисеринки, берём проволочки с обеих сторон и затягиваем. Концы должны быть примерно одинаковой длины. Плоское параллельное плетение 3. После того как затянули, берём один конец проволоки и нанизываем на него 4 бисеринки. Так же пропускаем другой кончик проволочки, через эти 4 бисеринки и далее затягиваем. 4. Продолжаем по аналогичной схеме столько рядов, сколько вам надо. Когда будет выполнен последний ряд изделия, кончики проволоки крепко скручиваем, это делается для того, чтобы изделие не рассыпалось.

Виды техники плетения

1. Берём проволоку, набираем на неё бисеринки 1-го и 2-го ряда, в общем счёте 3 бисерины.

2. Потом берём один конец проволоки и пропускаем его через 2 бисеринки, навстречу другому. Во время плетения, концы проволочек надо направлять друг на друга. После того как пропустили через бисеринки, берём проволочки с обеих сторон и затягиваем. Концы должны быть примерно одинаковой длины.

Плоское параллельное плетение

3. После того как затянули, берём один конец проволоки и нанизываем на него 4 бисеринки. Так же пропускаем другой кончик проволочки, через эти 4 бисеринки и далее затягиваем.

4. Продолжаем по аналогичной схеме столько рядов, сколько вам надо. Когда будет выполнен последний ряд изделия, кончики проволоки крепко скручиваем, это делается для того, чтобы изделие не рассыпалось.

 Схемы плоского параллельного плетения

Техника французского плетения чаще всего используется, когда нужно сплести цветы из бисера . Давайте поподробней рассмотрим и освоим эту технику.

Для французской техники плетения бисер нанизывается сначала на ось, а потом на другой конец проволоки которым плетётся.

В качестве оси разрешено применять наиболее твердую проволоку. Если такой не имеется – разрешено низать на обычную, того диаметра, которым вы плетёте изделие из бисера.

а) На ось наберите нужное количество бисерин. На второй конец проволоки тоже набираем нужное количество бисера и начинаем плести.

б) Рабочий конец проволоки с бисером, располагаем параллельно оси изделия и закрепляем вверху вокруг оси одним витком проволоки.

в) Таким же образом делаем еще дугу.

Далее продолжаем плести по этому же принципу.

Игольчатую технику чаще используют для плетения тычинок, веточек.

Готовые элементы выглядят как иголочки из бисера. Для плетения может использоваться нить, леска или проволока (в зависимости от вида изделия и сферы его применения).

Схемы игольчатого плетения

Петельная техника плетения применяется для плетения множества видов деревьев, зелени и цветов. Техника очень проста, и представляет собой набор петель из бисера. Петли могут быть одинарными, скрученными, а также одиночными или непрерывными, вложенными одна в другую и т.д. Разнообразие создания петель в одной только данной технике, открывает перед нами большие возможности по созданию несложных и в тоже время интереснейших работ, будь то деревья, или цветочные элементы и зелень.

Варианты создания петель

Для создания простой одиночной петли, необходимо набрать нужное количество бисеринок на проволоку и скрутить оба ее конца точно под образовавшейся петлей из бисера и вплотную к нему. Петля готова. Если нам достаточно одной петли, чтобы закончить элемент, то скрутите проволоку еще пару раз и придайте форму петле, как на рисунке (она может быть округлой, продолговатой и др.).

Если нам необходимы несколько петель на одной проволоке, то по такой же схеме, на расстоянии примерно 0,5-1 см (в зависимости от изделия, над которым вы работаете) плетем столько петель, сколько нам необходимо. В итоге мы получаем непрерывные одиночные петли, как показано на рисунках.

 Перекрещивающиеся петли Перекрещивающиеся петли - это две одинарные петли, скрещенные в верхней части. Они могут быть в три ряда или в четыре рис.18, рис.19. Перекрещенная петля в три ряда представляет собой 3 ряда проволоки с бисером и один задний голый (рис.19). Перекрещенная петля в четыре ряда представляет собой 4 ряда проволоки с бисером. Петли можно делать плоскими или объемными. Непрерывные петли Непрерывные петли - это непрерывный ряд из простых петель на одной проволоке, образующий полоску из петель бок о бок по отношению друг к другу. Расстояние между петлями может варьироваться, в зависимости от выполняемого изделия. Они могут находиться близко друг к другу, но не находить одна на другую. А могут и располагаться с небольшим внахлест одна на другую. Обвивающие петли Обвивающая петля - это простая петля, вокруг которой обернута одна или несколько еще таких же простых петель. Если на одной проволоке выполнить несколько таких петель, то мы получим ряд из непрерывных обвивающих петель.

Перекрещивающиеся петли Перекрещивающиеся петли - это две одинарные петли, скрещенные в верхней части. Они могут быть в три ряда или в четыре рис.18, рис.19. Перекрещенная петля в три ряда представляет собой 3 ряда проволоки с бисером и один задний голый (рис.19). Перекрещенная петля в четыре ряда представляет собой 4 ряда проволоки с бисером. Петли можно делать плоскими или объемными.

Непрерывные петли Непрерывные петли - это непрерывный ряд из простых петель на одной проволоке, образующий полоску из петель бок о бок по отношению друг к другу. Расстояние между петлями может варьироваться, в зависимости от выполняемого изделия. Они могут находиться близко друг к другу, но не находить одна на другую. А могут и располагаться с небольшим внахлест одна на другую.

Обвивающие петли Обвивающая петля - это простая петля, вокруг которой обернута одна или несколько еще таких же простых петель. Если на одной проволоке выполнить несколько таких петель, то мы получим ряд из непрерывных обвивающих петель.

Принцип плетения схож с плоским параллельным плетением, но ряды бисеринок располагаются не на одной плоскости, а друг над другом. Плетение ведётся на проволоке или леске. Наиболее простой вид техники для плетения объёмных изделий из бисера. Хотя сфера применения данной техники очень разнообразна, наиболее часто эта техника используется для плетения объёмных животных (тем не менее, можно встретить и иные изделия, сплетённые в этой технике, и даже украшения). Данная техника также имеет несколько разновидностей. Наибольшее распространение имеет самый простой вариант - плетение на двух концах одного отрезка проволоки (или лески), но также встречаются и варианты, в которых для основного плетения используется большее количество отрезков проволоки (лески).

Сетчатое или ажурное плетение, часто используется для оплетения различных предметов (пасхальных яиц, ёлочных шаров, вазочек и т.д.), а также в качестве элементов украшений. Внешне выглядит как сетка из бисеринок. Для плетения может использоваться нить или леска (иногда - даже проволока).

Готовое полотно выглядит как кирпичная кладка: бисеринки располагаются рядами (в рядах они лежат горизонтально), причём каждый ряд имеет смещение на полбисеринки по отношению к соседним рядам. Это плотное плетение - бисеринки плотно прилегают друг к другу, между ними практически не остается промежутков. Для плетения может использоваться нить или леска. Эта техника хорошо подходит для создания фигурных изделий, как плоских, так и объёмных.

Название данная техника получила по виду рисунка, который образуется при плетении – мозаика . Достигается это путем расположения бисерин в строгом порядке, с небольшим смещением по отношению друг над другом. Мозаичное плетение – один из самых плотных видов плетения, у него есть еще одно название – peyote .

Мозаика – плотное плетение, в нем бисерины очень расположены очень близко друг к другу, поэтому важно выбрать хорошо откалиброванный бисер. Рубка также не пойдет, т.к. ее неровные края будут перетирать леску или нить. Для этой техники очень подходит цилиндрический бисер, рисунок получается ровным и аккуратным. Также нужно подобрать бисер с широким внутренним отверстием, т.к. в одну и ту же бисерину в некоторых случаях придется вдевать леску несколько раз. Обращайте внимание и на степень натяжения нити – оно должно быть средним, не слишком сильным и не слишком слабым.

Техника четного мозаичного плетения

1. Вденьте леску в иглу и закрепите стартовую бисерину («стоп-бисерину») на расстоянии примерно 10 см от края лески. В дальнейшем при плетении она немного сместится к краю.

3. Длина цепочки должна быть чуть меньше ширины предполагаемого изделия, т.к. в процессе плетения она немного сожмется.

4. Проденьте еще одну бирюзовую бисерину (№ 9)и протяните леску в персиковую бисерину № 7.

5. Нанижите еще одну бирюзовую бисерину (№10) и проденьте иглу в бисерину № 5.

6. Продолжаем до конца ряда и переворачиваем

7. При переходе на следующий ряд леску нужно нанизать новую бисерину (№13, персиковая) для начала следующего ряда

8. Следующий ряд продолжаем в обратном порядке – нанизываем персиковые бисерины и закрепляем леску в бирюзовых, не забывая равномерно подтягивать леску и расправлять плетение

Техника нечетного мозаичного плетения 1. Наберите первый ряд из 8 бисерин одного цвета, его удобно набирать двумя иглами (двумя концами нити), затем продолжить плетение одной иглой, не забыв закрепить лишнюю нить 2. Можно также набрать первый ряд одной иглой, для этого нужно по два раза прикрепить соседние бисерины друг к другу 3. Еще один вариант плетения первого ряда – обычная мозаичная цепочка из двух бисерин в ряд 4. Второй ряд плетем бисером другого цвета путем продевания лески в расстояние между бисеринами первого ряда 5. Продолжаем плетение по рисунку.

Техника нечетного мозаичного плетения

1. Наберите первый ряд из 8 бисерин одного цвета, его удобно набирать двумя иглами (двумя концами нити), затем продолжить плетение одной иглой, не забыв закрепить лишнюю нить

2. Можно также набрать первый ряд одной иглой, для этого нужно по два раза прикрепить соседние бисерины друг к другу

3. Еще один вариант плетения первого ряда – обычная мозаичная цепочка из двух бисерин в ряд

4. Второй ряд плетем бисером другого цвета путем продевания лески в расстояние между бисеринами первого ряда

5. Продолжаем плетение по рисунку.

Двойная или тройная мозаика Отличается от обычной тем, что за один прием на леску нанизывается две или три бисерины. Этот способ быстрее обычной мозаики и позволяет добавлять при плетении крупные бусины или стеклярус Нумерация рядов в мозаике Ряды в мозаичном плетни нумеруются и читаются по схеме в направлении по диагонали. Бисерины, которые мы набираем сначала составляют первые два ряда, третий ряд формирует второй из первого и т.д. На рис. 13 понятно изображена схема рядов мозаичного плетения.

Двойная или тройная мозаика

Отличается от обычной тем, что за один прием на леску нанизывается две или три бисерины. Этот способ быстрее обычной мозаики и позволяет добавлять при плетении крупные бусины или стеклярус

Нумерация рядов в мозаике

Ряды в мозаичном плетни нумеруются и читаются по схеме в направлении по диагонали. Бисерины, которые мы набираем сначала составляют первые два ряда, третий ряд формирует второй из первого и т.д. На рис. 13 понятно изображена схема рядов мозаичного плетения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово «Бисер» произошло от арабского «бусра» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг», то есть сделанный из стекла вручную. С изобретением стеклоделия бусинки становились все мельче и разнообразнее, так появился бисер.

Первыми изготовление бисера освоили древние египтяне 664-535 г. до н.э.

Вслед за египтянами искусство изготовления бисера переняли сирийцы, далее жители Римской Империи, где центром стеклоделия на долгие годы оставалась Венеция.

В конце XVII - начале XVIII века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу XVIII века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия). Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла.

На Руси история бисера началась с Ломоносова М.В., который 1752 году получил разрешение на постройку Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом. У нас стали изготавливать граненые камни и броши, стеклярус и бисер, заглушенные цветные стекла для мозаики.

Виды и калибровка бисера Бисер – маленькие декоративные шарики с отверстием для нанизывания на нитку или проволоку Стеклярус - модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания. Рубка - модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания. Пайетки — это маленькие тонкие чешуйки с отверстием в центре, иногда и сбоку (круглыми, квадратными, овальными, в виде колечек, цветочков, сердечек и т.д.)

Виды и калибровка бисера

шарики с отверстием для нанизывания на нитку или проволоку

  • Стеклярус-модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания.
  • Рубка-модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания.
  • Пайетки—это маленькие тонкие чешуйки с отверстием в центре, иногда и сбоку (круглыми, квадратными, овальными, в виде колечек, цветочков, сердечек и т.д.)

Виды техники плетения 1. Берём проволоку, набираем на неё бисеринки 1-го и 2-го ряда, в общем счёте 3 бисерины. 2. Потом берём один конец проволоки и пропускаем его через 2 бисеринки, навстречу другому. Во время плетения, концы проволочек надо направлять друг на друга. После того как пропустили через бисеринки, берём проволочки с обеих сторон и затягиваем. Концы должны быть примерно одинаковой длины. Плоское параллельное плетение 3. После того как затянули, берём один конец проволоки и нанизываем на него 4 бисеринки. Так же пропускаем другой кончик проволочки, через эти 4 бисеринки и далее затягиваем. 4. Продолжаем по аналогичной схеме столько рядов, сколько вам надо. Когда будет выполнен последний ряд изделия, кончики проволоки крепко скручиваем, это делается для того, чтобы изделие не рассыпалось.

Виды техники плетения

1. Берём проволоку, набираем на неё бисеринки 1-го и 2-го ряда, в общем счёте 3 бисерины.

2. Потом берём один конец проволоки и пропускаем его через 2 бисеринки, навстречу другому. Во время плетения, концы проволочек надо направлять друг на друга. После того как пропустили через бисеринки, берём проволочки с обеих сторон и затягиваем. Концы должны быть примерно одинаковой длины.

Плоское параллельное плетение

3. После того как затянули, берём один конец проволоки и нанизываем на него 4 бисеринки. Так же пропускаем другой кончик проволочки, через эти 4 бисеринки и далее затягиваем.

4. Продолжаем по аналогичной схеме столько рядов, сколько вам надо. Когда будет выполнен последний ряд изделия, кончики проволоки крепко скручиваем, это делается для того, чтобы изделие не рассыпалось.

 Схемы плоского параллельного плетения

Техника французского плетения чаще всего используется, когда нужно сплести цветы из бисера . Давайте поподробней рассмотрим и освоим эту технику.

Для французской техники плетения бисер нанизывается сначала на ось, а потом на другой конец проволоки которым плетётся.

В качестве оси разрешено применять наиболее твердую проволоку. Если такой не имеется – разрешено низать на обычную, того диаметра, которым вы плетёте изделие из бисера.

а) На ось наберите нужное количество бисерин. На второй конец проволоки тоже набираем нужное количество бисера и начинаем плести.

б) Рабочий конец проволоки с бисером, располагаем параллельно оси изделия и закрепляем вверху вокруг оси одним витком проволоки.

в) Таким же образом делаем еще дугу.

Далее продолжаем плести по этому же принципу.

Игольчатую технику чаще используют для плетения тычинок, веточек.

Готовые элементы выглядят как иголочки из бисера. Для плетения может использоваться нить, леска или проволока (в зависимости от вида изделия и сферы его применения).

Схемы игольчатого плетения

Петельная техника плетения применяется для плетения множества видов деревьев, зелени и цветов. Техника очень проста, и представляет собой набор петель из бисера. Петли могут быть одинарными, скрученными, а также одиночными или непрерывными, вложенными одна в другую и т.д. Разнообразие создания петель в одной только данной технике, открывает перед нами большие возможности по созданию несложных и в тоже время интереснейших работ, будь то деревья, или цветочные элементы и зелень.

Варианты создания петель

Для создания простой одиночной петли, необходимо набрать нужное количество бисеринок на проволоку и скрутить оба ее конца точно под образовавшейся петлей из бисера и вплотную к нему. Петля готова. Если нам достаточно одной петли, чтобы закончить элемент, то скрутите проволоку еще пару раз и придайте форму петле, как на рисунке (она может быть округлой, продолговатой и др.).

Если нам необходимы несколько петель на одной проволоке, то по такой же схеме, на расстоянии примерно 0,5-1 см (в зависимости от изделия, над которым вы работаете) плетем столько петель, сколько нам необходимо. В итоге мы получаем непрерывные одиночные петли, как показано на рисунках.

 Перекрещивающиеся петли Перекрещивающиеся петли - это две одинарные петли, скрещенные в верхней части. Они могут быть в три ряда или в четыре рис.18, рис.19. Перекрещенная петля в три ряда представляет собой 3 ряда проволоки с бисером и один задний голый (рис.19). Перекрещенная петля в четыре ряда представляет собой 4 ряда проволоки с бисером. Петли можно делать плоскими или объемными. Непрерывные петли Непрерывные петли - это непрерывный ряд из простых петель на одной проволоке, образующий полоску из петель бок о бок по отношению друг к другу. Расстояние между петлями может варьироваться, в зависимости от выполняемого изделия. Они могут находиться близко друг к другу, но не находить одна на другую. А могут и располагаться с небольшим внахлест одна на другую. Обвивающие петли Обвивающая петля - это простая петля, вокруг которой обернута одна или несколько еще таких же простых петель. Если на одной проволоке выполнить несколько таких петель, то мы получим ряд из непрерывных обвивающих петель.

Перекрещивающиеся петли Перекрещивающиеся петли - это две одинарные петли, скрещенные в верхней части. Они могут быть в три ряда или в четыре рис.18, рис.19. Перекрещенная петля в три ряда представляет собой 3 ряда проволоки с бисером и один задний голый (рис.19). Перекрещенная петля в четыре ряда представляет собой 4 ряда проволоки с бисером. Петли можно делать плоскими или объемными.

Непрерывные петли Непрерывные петли - это непрерывный ряд из простых петель на одной проволоке, образующий полоску из петель бок о бок по отношению друг к другу. Расстояние между петлями может варьироваться, в зависимости от выполняемого изделия. Они могут находиться близко друг к другу, но не находить одна на другую. А могут и располагаться с небольшим внахлест одна на другую.

Обвивающие петли Обвивающая петля - это простая петля, вокруг которой обернута одна или несколько еще таких же простых петель. Если на одной проволоке выполнить несколько таких петель, то мы получим ряд из непрерывных обвивающих петель.

Принцип плетения схож с плоским параллельным плетением, но ряды бисеринок располагаются не на одной плоскости, а друг над другом. Плетение ведётся на проволоке или леске. Наиболее простой вид техники для плетения объёмных изделий из бисера. Хотя сфера применения данной техники очень разнообразна, наиболее часто эта техника используется для плетения объёмных животных (тем не менее, можно встретить и иные изделия, сплетённые в этой технике, и даже украшения). Данная техника также имеет несколько разновидностей. Наибольшее распространение имеет самый простой вариант - плетение на двух концах одного отрезка проволоки (или лески), но также встречаются и варианты, в которых для основного плетения используется большее количество отрезков проволоки (лески).

Сетчатое или ажурное плетение, часто используется для оплетения различных предметов (пасхальных яиц, ёлочных шаров, вазочек и т.д.), а также в качестве элементов украшений. Внешне выглядит как сетка из бисеринок. Для плетения может использоваться нить или леска (иногда - даже проволока).

Готовое полотно выглядит как кирпичная кладка: бисеринки располагаются рядами (в рядах они лежат горизонтально), причём каждый ряд имеет смещение на полбисеринки по отношению к соседним рядам. Это плотное плетение - бисеринки плотно прилегают друг к другу, между ними практически не остается промежутков. Для плетения может использоваться нить или леска. Эта техника хорошо подходит для создания фигурных изделий, как плоских, так и объёмных.

Название данная техника получила по виду рисунка, который образуется при плетении – мозаика . Достигается это путем расположения бисерин в строгом порядке, с небольшим смещением по отношению друг над другом. Мозаичное плетение – один из самых плотных видов плетения, у него есть еще одно название – peyote .

Мозаика – плотное плетение, в нем бисерины очень расположены очень близко друг к другу, поэтому важно выбрать хорошо откалиброванный бисер. Рубка также не пойдет, т.к. ее неровные края будут перетирать леску или нить. Для этой техники очень подходит цилиндрический бисер, рисунок получается ровным и аккуратным. Также нужно подобрать бисер с широким внутренним отверстием, т.к. в одну и ту же бисерину в некоторых случаях придется вдевать леску несколько раз. Обращайте внимание и на степень натяжения нити – оно должно быть средним, не слишком сильным и не слишком слабым.

Техника четного мозаичного плетения

1. Вденьте леску в иглу и закрепите стартовую бисерину («стоп-бисерину») на расстоянии примерно 10 см от края лески. В дальнейшем при плетении она немного сместится к краю.

3. Длина цепочки должна быть чуть меньше ширины предполагаемого изделия, т.к. в процессе плетения она немного сожмется.

4. Проденьте еще одну бирюзовую бисерину (№ 9)и протяните леску в персиковую бисерину № 7.

5. Нанижите еще одну бирюзовую бисерину (№10) и проденьте иглу в бисерину № 5.

6. Продолжаем до конца ряда и переворачиваем

7. При переходе на следующий ряд леску нужно нанизать новую бисерину (№13, персиковая) для начала следующего ряда

8. Следующий ряд продолжаем в обратном порядке – нанизываем персиковые бисерины и закрепляем леску в бирюзовых, не забывая равномерно подтягивать леску и расправлять плетение

Техника нечетного мозаичного плетения 1. Наберите первый ряд из 8 бисерин одного цвета, его удобно набирать двумя иглами (двумя концами нити), затем продолжить плетение одной иглой, не забыв закрепить лишнюю нить 2. Можно также набрать первый ряд одной иглой, для этого нужно по два раза прикрепить соседние бисерины друг к другу 3. Еще один вариант плетения первого ряда – обычная мозаичная цепочка из двух бисерин в ряд 4. Второй ряд плетем бисером другого цвета путем продевания лески в расстояние между бисеринами первого ряда 5. Продолжаем плетение по рисунку.

Техника нечетного мозаичного плетения

1. Наберите первый ряд из 8 бисерин одного цвета, его удобно набирать двумя иглами (двумя концами нити), затем продолжить плетение одной иглой, не забыв закрепить лишнюю нить

2. Можно также набрать первый ряд одной иглой, для этого нужно по два раза прикрепить соседние бисерины друг к другу

3. Еще один вариант плетения первого ряда – обычная мозаичная цепочка из двух бисерин в ряд

4. Второй ряд плетем бисером другого цвета путем продевания лески в расстояние между бисеринами первого ряда

5. Продолжаем плетение по рисунку.

Двойная или тройная мозаика Отличается от обычной тем, что за один прием на леску нанизывается две или три бисерины. Этот способ быстрее обычной мозаики и позволяет добавлять при плетении крупные бусины или стеклярус Нумерация рядов в мозаике Ряды в мозаичном плетни нумеруются и читаются по схеме в направлении по диагонали. Бисерины, которые мы набираем сначала составляют первые два ряда, третий ряд формирует второй из первого и т.д. На рис. 13 понятно изображена схема рядов мозаичного плетения.

Двойная или тройная мозаика

Отличается от обычной тем, что за один прием на леску нанизывается две или три бисерины. Этот способ быстрее обычной мозаики и позволяет добавлять при плетении крупные бусины или стеклярус

Нумерация рядов в мозаике

Ряды в мозаичном плетни нумеруются и читаются по схеме в направлении по диагонали. Бисерины, которые мы набираем сначала составляют первые два ряда, третий ряд формирует второй из первого и т.д. На рис. 13 понятно изображена схема рядов мозаичного плетения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово «Бисер» произошло от арабского «бусра» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг», то есть сделанный из стекла вручную. С изобретением стеклоделия бусинки становились все мельче и разнообразнее, так появился бисер.

Первыми изготовление бисера освоили древние египтяне 664-535 г. до н.э.

Вслед за египтянами искусство изготовления бисера переняли сирийцы, далее жители Римской Империи, где центром стеклоделия на долгие годы оставалась Венеция.

В конце XVII - начале XVIII века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу XVIII века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия). Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла.

На Руси история бисера началась с Ломоносова М.В., который 1752 году получил разрешение на постройку Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом. У нас стали изготавливать граненые камни и броши, стеклярус и бисер, заглушенные цветные стекла для мозаики.

Виды и калибровка бисера Бисер – маленькие декоративные шарики с отверстием для нанизывания на нитку или проволоку Стеклярус - модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания. Рубка - модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания. Пайетки — это маленькие тонкие чешуйки с отверстием в центре, иногда и сбоку (круглыми, квадратными, овальными, в виде колечек, цветочков, сердечек и т.д.)

Виды и калибровка бисера

шарики с отверстием для нанизывания на нитку или проволоку

  • Стеклярус-модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания.
  • Рубка-модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания.
  • Пайетки—это маленькие тонкие чешуйки с отверстием в центре, иногда и сбоку (круглыми, квадратными, овальными, в виде колечек, цветочков, сердечек и т.д.)

Виды техники плетения 1. Берём проволоку, набираем на неё бисеринки 1-го и 2-го ряда, в общем счёте 3 бисерины. 2. Потом берём один конец проволоки и пропускаем его через 2 бисеринки, навстречу другому. Во время плетения, концы проволочек надо направлять друг на друга. После того как пропустили через бисеринки, берём проволочки с обеих сторон и затягиваем. Концы должны быть примерно одинаковой длины. Плоское параллельное плетение 3. После того как затянули, берём один конец проволоки и нанизываем на него 4 бисеринки. Так же пропускаем другой кончик проволочки, через эти 4 бисеринки и далее затягиваем. 4. Продолжаем по аналогичной схеме столько рядов, сколько вам надо. Когда будет выполнен последний ряд изделия, кончики проволоки крепко скручиваем, это делается для того, чтобы изделие не рассыпалось.

Виды техники плетения

1. Берём проволоку, набираем на неё бисеринки 1-го и 2-го ряда, в общем счёте 3 бисерины.

2. Потом берём один конец проволоки и пропускаем его через 2 бисеринки, навстречу другому. Во время плетения, концы проволочек надо направлять друг на друга. После того как пропустили через бисеринки, берём проволочки с обеих сторон и затягиваем. Концы должны быть примерно одинаковой длины.

Плоское параллельное плетение

3. После того как затянули, берём один конец проволоки и нанизываем на него 4 бисеринки. Так же пропускаем другой кончик проволочки, через эти 4 бисеринки и далее затягиваем.

4. Продолжаем по аналогичной схеме столько рядов, сколько вам надо. Когда будет выполнен последний ряд изделия, кончики проволоки крепко скручиваем, это делается для того, чтобы изделие не рассыпалось.

 Схемы плоского параллельного плетения

Техника французского плетения чаще всего используется, когда нужно сплести цветы из бисера . Давайте поподробней рассмотрим и освоим эту технику.

Для французской техники плетения бисер нанизывается сначала на ось, а потом на другой конец проволоки которым плетётся.

В качестве оси разрешено применять наиболее твердую проволоку. Если такой не имеется – разрешено низать на обычную, того диаметра, которым вы плетёте изделие из бисера.

а) На ось наберите нужное количество бисерин. На второй конец проволоки тоже набираем нужное количество бисера и начинаем плести.

б) Рабочий конец проволоки с бисером, располагаем параллельно оси изделия и закрепляем вверху вокруг оси одним витком проволоки.

в) Таким же образом делаем еще дугу.

Далее продолжаем плести по этому же принципу.

Игольчатую технику чаще используют для плетения тычинок, веточек.

Готовые элементы выглядят как иголочки из бисера. Для плетения может использоваться нить, леска или проволока (в зависимости от вида изделия и сферы его применения).

Схемы игольчатого плетения

Петельная техника плетения применяется для плетения множества видов деревьев, зелени и цветов. Техника очень проста, и представляет собой набор петель из бисера. Петли могут быть одинарными, скрученными, а также одиночными или непрерывными, вложенными одна в другую и т.д. Разнообразие создания петель в одной только данной технике, открывает перед нами большие возможности по созданию несложных и в тоже время интереснейших работ, будь то деревья, или цветочные элементы и зелень.

Варианты создания петель

Для создания простой одиночной петли, необходимо набрать нужное количество бисеринок на проволоку и скрутить оба ее конца точно под образовавшейся петлей из бисера и вплотную к нему. Петля готова. Если нам достаточно одной петли, чтобы закончить элемент, то скрутите проволоку еще пару раз и придайте форму петле, как на рисунке (она может быть округлой, продолговатой и др.).

Если нам необходимы несколько петель на одной проволоке, то по такой же схеме, на расстоянии примерно 0,5-1 см (в зависимости от изделия, над которым вы работаете) плетем столько петель, сколько нам необходимо. В итоге мы получаем непрерывные одиночные петли, как показано на рисунках.

 Перекрещивающиеся петли Перекрещивающиеся петли - это две одинарные петли, скрещенные в верхней части. Они могут быть в три ряда или в четыре рис.18, рис.19. Перекрещенная петля в три ряда представляет собой 3 ряда проволоки с бисером и один задний голый (рис.19). Перекрещенная петля в четыре ряда представляет собой 4 ряда проволоки с бисером. Петли можно делать плоскими или объемными. Непрерывные петли Непрерывные петли - это непрерывный ряд из простых петель на одной проволоке, образующий полоску из петель бок о бок по отношению друг к другу. Расстояние между петлями может варьироваться, в зависимости от выполняемого изделия. Они могут находиться близко друг к другу, но не находить одна на другую. А могут и располагаться с небольшим внахлест одна на другую. Обвивающие петли Обвивающая петля - это простая петля, вокруг которой обернута одна или несколько еще таких же простых петель. Если на одной проволоке выполнить несколько таких петель, то мы получим ряд из непрерывных обвивающих петель.

Перекрещивающиеся петли Перекрещивающиеся петли - это две одинарные петли, скрещенные в верхней части. Они могут быть в три ряда или в четыре рис.18, рис.19. Перекрещенная петля в три ряда представляет собой 3 ряда проволоки с бисером и один задний голый (рис.19). Перекрещенная петля в четыре ряда представляет собой 4 ряда проволоки с бисером. Петли можно делать плоскими или объемными.

Непрерывные петли Непрерывные петли - это непрерывный ряд из простых петель на одной проволоке, образующий полоску из петель бок о бок по отношению друг к другу. Расстояние между петлями может варьироваться, в зависимости от выполняемого изделия. Они могут находиться близко друг к другу, но не находить одна на другую. А могут и располагаться с небольшим внахлест одна на другую.

Обвивающие петли Обвивающая петля - это простая петля, вокруг которой обернута одна или несколько еще таких же простых петель. Если на одной проволоке выполнить несколько таких петель, то мы получим ряд из непрерывных обвивающих петель.

Принцип плетения схож с плоским параллельным плетением, но ряды бисеринок располагаются не на одной плоскости, а друг над другом. Плетение ведётся на проволоке или леске. Наиболее простой вид техники для плетения объёмных изделий из бисера. Хотя сфера применения данной техники очень разнообразна, наиболее часто эта техника используется для плетения объёмных животных (тем не менее, можно встретить и иные изделия, сплетённые в этой технике, и даже украшения). Данная техника также имеет несколько разновидностей. Наибольшее распространение имеет самый простой вариант - плетение на двух концах одного отрезка проволоки (или лески), но также встречаются и варианты, в которых для основного плетения используется большее количество отрезков проволоки (лески).

Сетчатое или ажурное плетение, часто используется для оплетения различных предметов (пасхальных яиц, ёлочных шаров, вазочек и т.д.), а также в качестве элементов украшений. Внешне выглядит как сетка из бисеринок. Для плетения может использоваться нить или леска (иногда - даже проволока).

Готовое полотно выглядит как кирпичная кладка: бисеринки располагаются рядами (в рядах они лежат горизонтально), причём каждый ряд имеет смещение на полбисеринки по отношению к соседним рядам. Это плотное плетение - бисеринки плотно прилегают друг к другу, между ними практически не остается промежутков. Для плетения может использоваться нить или леска. Эта техника хорошо подходит для создания фигурных изделий, как плоских, так и объёмных.

Название данная техника получила по виду рисунка, который образуется при плетении – мозаика . Достигается это путем расположения бисерин в строгом порядке, с небольшим смещением по отношению друг над другом. Мозаичное плетение – один из самых плотных видов плетения, у него есть еще одно название – peyote .

Мозаика – плотное плетение, в нем бисерины очень расположены очень близко друг к другу, поэтому важно выбрать хорошо откалиброванный бисер. Рубка также не пойдет, т.к. ее неровные края будут перетирать леску или нить. Для этой техники очень подходит цилиндрический бисер, рисунок получается ровным и аккуратным. Также нужно подобрать бисер с широким внутренним отверстием, т.к. в одну и ту же бисерину в некоторых случаях придется вдевать леску несколько раз. Обращайте внимание и на степень натяжения нити – оно должно быть средним, не слишком сильным и не слишком слабым.

Техника четного мозаичного плетения

1. Вденьте леску в иглу и закрепите стартовую бисерину («стоп-бисерину») на расстоянии примерно 10 см от края лески. В дальнейшем при плетении она немного сместится к краю.

3. Длина цепочки должна быть чуть меньше ширины предполагаемого изделия, т.к. в процессе плетения она немного сожмется.

4. Проденьте еще одну бирюзовую бисерину (№ 9)и протяните леску в персиковую бисерину № 7.

5. Нанижите еще одну бирюзовую бисерину (№10) и проденьте иглу в бисерину № 5.

6. Продолжаем до конца ряда и переворачиваем

7. При переходе на следующий ряд леску нужно нанизать новую бисерину (№13, персиковая) для начала следующего ряда

8. Следующий ряд продолжаем в обратном порядке – нанизываем персиковые бисерины и закрепляем леску в бирюзовых, не забывая равномерно подтягивать леску и расправлять плетение

Техника нечетного мозаичного плетения 1. Наберите первый ряд из 8 бисерин одного цвета, его удобно набирать двумя иглами (двумя концами нити), затем продолжить плетение одной иглой, не забыв закрепить лишнюю нить 2. Можно также набрать первый ряд одной иглой, для этого нужно по два раза прикрепить соседние бисерины друг к другу 3. Еще один вариант плетения первого ряда – обычная мозаичная цепочка из двух бисерин в ряд 4. Второй ряд плетем бисером другого цвета путем продевания лески в расстояние между бисеринами первого ряда 5. Продолжаем плетение по рисунку.

Техника нечетного мозаичного плетения

1. Наберите первый ряд из 8 бисерин одного цвета, его удобно набирать двумя иглами (двумя концами нити), затем продолжить плетение одной иглой, не забыв закрепить лишнюю нить

2. Можно также набрать первый ряд одной иглой, для этого нужно по два раза прикрепить соседние бисерины друг к другу

3. Еще один вариант плетения первого ряда – обычная мозаичная цепочка из двух бисерин в ряд

4. Второй ряд плетем бисером другого цвета путем продевания лески в расстояние между бисеринами первого ряда

5. Продолжаем плетение по рисунку.

Двойная или тройная мозаика Отличается от обычной тем, что за один прием на леску нанизывается две или три бисерины. Этот способ быстрее обычной мозаики и позволяет добавлять при плетении крупные бусины или стеклярус Нумерация рядов в мозаике Ряды в мозаичном плетни нумеруются и читаются по схеме в направлении по диагонали. Бисерины, которые мы набираем сначала составляют первые два ряда, третий ряд формирует второй из первого и т.д. На рис. 13 понятно изображена схема рядов мозаичного плетения.

Двойная или тройная мозаика

Отличается от обычной тем, что за один прием на леску нанизывается две или три бисерины. Этот способ быстрее обычной мозаики и позволяет добавлять при плетении крупные бусины или стеклярус

Нумерация рядов в мозаике

Ряды в мозаичном плетни нумеруются и читаются по схеме в направлении по диагонали. Бисерины, которые мы набираем сначала составляют первые два ряда, третий ряд формирует второй из первого и т.д. На рис. 13 понятно изображена схема рядов мозаичного плетения.

Читайте также: