Монастырское плетение из бисера

Обновлено: 28.04.2024

Эта информация, скорее всего, будет полезна мне и всем мастерам по бисероплетению. Я хотела, чтобы она всегда была под рукой и хранилась в надежном месте - Ярмарке Мастеров.

Всем нам очень часто в работе по созданию украшений нужны схемы и узоры собственного производства. Но сидеть и рисовать мелкую сеточку неудобно и отнимает много времени. Возможно, у Вас есть свой архив трафаретов. А если нет? Вдруг у Вас сгорит жесткий диск или Вам экстренно придется разрабатывать схему находясь не на своем рабочем месте?

Сначала я обдумывала вариант с программой, в которой пришлось бы лишь заложить необходимые параметры полотен, но я не программист, поэтому могу ограничиться только обычным рисованием. Но даже тут оказалось, что мысль моя не уникальна, а многие мастера, видимо, уже сделали всю работу за меня. Ну или почти всю.

Итак, пользуясь ресурсами интернета и своими собственными наработками я решила систематизировать информацию по техникам. Поскольку мы имеем дело с изготовлением полотен, то вот перед Вами самые распространенные базовые техники.

Техника "Ткачество"

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 1

Ткачество - потому что в результате всех усилий получается плотное полотно с расположением бисерин друг над другом, как тетрадные клеточки. Мы получаем элементы, а также изделия и украшения, внешне напоминающие ткань. Техника позволяет выплетать прямые полосы (для браслетов, поясов, герданов), широкие полотна (картины, панно, сумочки) и фигурные детали изделий. Существует ручное и на станке. В обоих случаях используются одни и те же схемы, для которых будут нужны трафареты.

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 2

Трафарет с вертикально расположенными бисеринками

Трафарет с горизонтально расположенными бисеринками

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 3

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 4

Трафарет с круглыми бисеринками

Мозаичное плетение

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 5

Мозаичная техника позволяет получать очень ровную и плотную бисерную поверхность, которая может стать основой для практически любых изделий. Готовое изделие, выполненное таким способом напоминает стену из маленьких кирпичиков.

Бывает мозаичная техника плетения с четным количеством бисерин и с нечетным количеством бисерин.

Трафарет с приплюснутыми бисеринками (особенно актуально для чешского бисера)

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 6

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 7

Трафарет с круглыми бисеринками

Также существует двойная и тройная мозаичная техника.

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 8

Двойная и тройная мозаика плетется абсолютно так же, как обычная, с той лишь разницей, что вместо одной бисеринки на нить набирается две ("Двойная") или три ("Тройная")

Трафарет в 2 бисеринки

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 9

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 10

Трафарет в 3 бисеринки

Как подвид мозаичного плетения существует круговое мозаичное плетение. Эта техника позволяет создавать плоские круглые формы. А это низ цилиндрической формы, салфетка, подставка, или круг для любых других целей (для оплетки сферических форм).

Трафарет круговое мозаичное плетение

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 11

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 12

Также круговое плетение не ограничивается самим кругом. Таким способом можно плести треугольники, квадраты, прямоугольники, пятиугольники, шестиугольники (далее представлены трафареты из книги Julia S. Pretl "Little Bead Boxes").

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 13

Трафарет плетения треугольника

Трафарет плетения квадрата

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 14

Трафарет плетения прямоугольника

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 15

Трафарет плетения пятиугольника

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 16

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 17

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 18

Кирпичное плетение

Бисерное полотно, сплетенное в технике кирпичного плетения, выглядит так же, как полотно, сплетенное в мозаичной технике. Однако способы плетения кардинально различаются, что дает возможность использовать кирпичный стежок там, где мозаичная техника не подошла бы, и наоборот. В данном случае можно использовать трафареты из мозаичного плетения.

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 19

Трафарет с приплюснутыми бисеринками (особенно актуально для чешского бисера)

Трафарет с круглыми бисеринками

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 20

Монастырское плетение (в крестик)

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 21

Издавна в монастырях бережно сохранялись и разрабатывались техники и приёмы самых разных рукоделий, в том числе и бисероплетения. Из бисера или с его использованием при монастырях изготавливались роскошные убранства храмов – покровы и облачения духовных лиц, оклады икон и другие предметы церковной утвари.

Одна из широко использовавшихся в монастырях техник так и получила свое название – «монастырское плетение». В литературе по бисеру монастырское плетение по разным классификациям относят то к плотным, то к ажурным техникам бисероплетения. В полотне, выполненном в этой технике, бисеринки располагаются перпендикулярно по отношению друг к другу, образуя крестик в каждой ячейке полотна. Поэтому еще эта техника называется плетением или низанием в крестик, или в квадратик. С одной стороны мы имеем не такое ажурное полотно, но с другой стороны есть техники, где создается более плотное полотно, поэтому монастырское плетение стоит рассматривать отдельно от других техник.

Данная техника бисероплетения имеет два варианта исполнения. Первый вариант одной иголкой, второй — двумя иголками.

Трафарет монастырское плетение с приплюснутыми бисеринками (особенно актуально для чешского бисера)

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 22

Трафарет сетка монастырское плетение с круглыми бисеринами

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 23

Трафарет разновидность монастырского плетения

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 24

Ажурная техника

Одной из основных техник в бисероплетении является ажурная техника. Украшения, сплетенные в ажурной технике, по внешнему виду напоминают сеточки из бисера с ячейками в виде ромбов, квадратов или шестиугольников, поэтому эта техника и называется ажурной.

Для славянских праздничных и свадебных народных костюмов, причем, как женских, так и мужских, в ажурной технике делались узкие и широкие шейные украшения - разноцветные накладные воротники и ожерелья с богатыми узорами, украшения к головным уборам – поднизи, позатылени, ряски, фролки, нарядные нагрудные украшения – итаны, гайтаны и герданы, а также и многие другие изделия - головные девичьи ленты, накосники, серьги, браслеты, обручья.

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 25

Одной из разновидностей ажурной техники бисероплетения являются "традиционные" сетки. К сеткам относится ажурное плетение с большими ячейками, когда для ажурных дужек набирается число бисерин больше трех, например, пять, семь и т.д.

Трафарет ажурное плетение со стороной ячейки 3 бисерины

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 26

Трафарет ажурное плетение со стороной ячейки 5 бисерин

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 27

Трафарет ажурное плетение со стороной ячейки 7 бисерин

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 28

Трафарет видоизмененной ажурной сетки

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 29

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 30

Соты - один из видов ажурной техники. Они плетутся фактически также как в монастырском плетении. Эта техника бисероплетения совершенно иная, чем приведённая ранее ажурная техника получения ячеек шестиугольной формы, по внешнему виду получающихся ячеек, также напоминающих шестиугольные пчелиные соты. Именно поэтому и имеет такое название.

Ажурные ячейки, получающиеся при таком плетении, имеют совершенно правильную форму шестиугольника, обладая трёхлучевой симметрией. Поэтому техника «соты» позволяет создавать изделия и элементы украшений, которые и должны иметь трёхлучевую симметрию (например, равносторонние треугольники, ромбы, цветы в шесть лепестков, шестиугольные снежинки и салфетки).

Трафарет соты с приплюснутыми бисеринками

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 31

Трафарет соты с круглыми бисеринками

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 32

Квадратные сетки тоже относятся к ажурному плетению.

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 33

Сторона квадрата полотна может состоять из любого количества бисерин или стекляруса.

Трафарет квадрат на 2 бисеринки

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 34

Трафарет квадрат на 3 бисеринки

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 35

Похожим способом плетется еще один вид сеток - "фонарик". В результате получается очень красивое полотно для панно, сумочек, оплетки шкатулок и яиц.

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 36

Трафарет ажурная сетка «фонарик»

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 37

Следующий трафарет тоже можно отнести к ажурной технике. Такое полотно имеет специфическую конфигурацию, что может весьма интересно использоваться при создании как панно и сумочек, так и украшений.

Очень необычный трафарет

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 38

Ндебеле

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 39

Этот способ бисероплетения используется более 200 лет женщинами племени Ndebele в Южной Африке. В бисерном полотне, изготовленном с использованием этой техники, угадывается рисунок «Елочкой»: бусинки в плетении располагаются так же, как петельки в полотне, связаном спицами. Другие названия данной техники: херрибоун стич (дословное прочтения английского варианта названия), селёдочный стежок, ёлочка.

Трафарет ндебеле для чешского бисера

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 40

Трафарет ндебеле для японского бисера MIYUKI Delica и TOHO Treasures

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 41

Трафарет ндебеле для узких длинных полотен

Трафареты для создания узоров полотен по бисероплетению, фото № 42

Этим список техник бисероплетения и самих трафаретов не исчерпывается. Есть много модификаций известных, а также смешанные техники. Я попыталась собрать самое основное.

О самих техниках, их особенности и секреты рассказывать не буду, поскольку темя посвящена трафаретам. Большую часть трафаретов я нашла, но кое-какие дорисовала сама, повинуясь своему энтузиазму:) Теперь трафарет можно распечатать и начать фантазировать :)

В своих поисках я натыкалась на сайты и программы, которые могут быть полезны для создания узоров. Но об этом уже расскажу в другой раз.

Спасибо всем за внимание. Надеюсь, что информация была полезна. Удачного Вам творчества!

Этой статьёй я завершаю серию аналитических обзорных статей о техниках плотного плетения бисером. Другие статьи серии:

Изначально я планировала еще подобную статью по станочному ткачеству, но отказалась от этой затеи, потому что в мини-опросе в одной из тем не набралось кворума, а еще – потому что половина текста и все фотографии совпали бы с ручным ткачеством, ведь визуально эти техники практически неотличимы.

Завершая цикл статей, я не хочу тем самым сказать, что на этом существующие техники бисероплетения исчерпаны. Это только плотное плетение, а еще существует ажурное плетение (которое включает в себя сетку, сарагуро, огалалу, цепочки Сандры Халпенни и ряд других цепочек и ажурных шнуров, различные кружевные мотивы по следам работ французских мастериц и еще масса всего, о существовании чего я даже толком не знаю), фриформ как сочетание техник, вязание с бисером, вышивка (по коже, по канве, пайетками, объемная вышивка и др.), фуллерены, сутаж, анкарс/фриволите, работа с кожей, мехом, кружевом и многое другое. Мои обзоры касаются только того, с чем я знакома не понаслышке и в чем худо-бедно разбираюсь; по мере освоения новых техник я, возможно, смогу рассказать о них больше. Допускаю также, что могла и пропустить что-то из того, что знаю, потому выслушаю с благодарностью ваши пожелания в контексте того, о чем ещё следует рассказать.

Вступительное слово завершено, теперь перейдем собственно к предмету этой статьи. В ней я расскажу о своей самой нелюбимой технике (ага, оставила напоследок). Тем не менее, я не могу обойти эту технику вниманием, поскольку ее возможности довольно широки и позволяют создавать разнообразные, сложные, трудоемкие и удивительные во всех отношениях работы.

Монастырское плетение (крестик) – техника плотного плетения бисером, в которой на каждом отдельно взятом отрезке полотна бисерины, расположенные под углом 90 градусов друг к другу и связанные по 4 штуки, образуют подобие крестов.

История возникновения монастырского плетения, как можно догадаться, довольно древняя и имеет церковные корни. Техника имеет ряд отличительных особенностей, которые делают её для кого-то неудобной (как, например, для меня), а для кого-то – любимой и единственной, представляющей полноценные возможности для самовыражения.

Основные принципы монастырского плетения:

  1. Плетение ведется на двух иглах. Нить делится пополам, и каждый ее конец вдевается в иголку, плетение ведется обоими рабочими концами нити по очереди. Строго говоря, есть технология, позволяющая плести крестиком одной рабочей нитью, но мои наблюдения показывают, что в этом случае полотно уступает в качестве «двухъигольчатому».
  2. В зависимости от цели, преследуемой в работе, полотно в крестик можно сделать разной толщины. Утолщения можно достичь путем замыкания нескольких рядов в шнур, также называемый квадратным шнуром.
  3. Полотно в этой технике не является сплошным, между бисеринами, расположенными по отношению друг к другу под углом 90 градусов, образуются зазоры, сопоставимые с геометрическими размерами самих бисерин и даже превосходящие их
  4. Для целей оплетения предметов уже начиная со второго ряда от крестика можно перейти к мозаике, подплетая по одной или несколько бисерин между выступающими бисеринами «креста»

Достоинства монастырского плетения

  1. Относительная быстрота, поскольку полотно, как уже упоминалось, не является сплошным
  2. Пониженный расход бисера в сравнении с другими техниками (в случае однослойного полотна)
  3. Плетение может быть ускорено, если вместо одной бисерины на каждую сторону крестика набирать 2 и более. В этой связи ажурное плетение сетка может быть разновидностью монастырского плетения, поскольку есть технология для его выполнения на двух иглах с варьированием набираемых на одну нить бисерин.
  4. Легкость масштабирования полотна
  5. Относительная легкость создания разнообразных фигур из замкнутых отрезков полотна/квадратного шнура, поскольку в монастырском плетении возможно сделать поворот на 90 и меньше/больше градусов без дополнительных трудозатрат
  6. Простота комбинирования с другими техниками (в частности, очень удобно комбинировать крестик с мозаикой, сеткой и др.)
  7. Квадратный шнур при невысокой толщине можно армировать проволокой с памятью, что позволяет создавать жесткие конструкции разной формы
  8. По своему выбору вы можете сделать полотно, состоящее из квадратного шнура, односторонним или двусторонним (или даже четырехсторонним), декорировав стороны по-разному или оставив без декора.
  9. Использование в монастырском плетении бисера/бусин разных размеров и форм позволяет создавать интересные объемные эффекты

Недостатки монастырского плетения

  1. Повышенная трудоемкость для тех, кто привык плести одной нитью
  2. Низкая плотность, вследствие чего полотно в один слой редко используют само по себе
  3. Сложность составления схем для однослойного полотна, поскольку при этом приходится учитывать пропуски между бисеринами
  4. Требовательность к калибровке бисера, поскольку использование некалиброванного бисера непременно скажется в отрицательную сторону на ровности полотна (особенно в однослойном полотне, на квадратном шнуре это не так заметно)
  5. Не рекомендуется использовать разновидности бисера, режущие нить, такие, как рубка и стеклярус, поскольку бисерины расположены под углом в 90 градусов, и в местах перегибов нить может легко повредиться
  6. Сложность восстановления полотна в случае повреждения

Особенности монастырского плетения, о которых было рассказано, на практике приводят к тому, что полотно в крестик в законченных работах, в особенности в украшениях, используется довольно редко, но широко применяется квадратный шнур как менее материалозатратный, но относительно прочный в сравнении с другими видами шнуров.

По традиции в качестве заключения – фотообзор. Изделия в технике монастырского плетения имеют очень характерную структуру.

Монастырское плетение бисером, фото № 1

Монастырское плетение бисером, фото № 2

Монастырское плетение бисером, фото № 3

Монастырское плетение бисером, фото № 4

Монастырское плетение бисером, фото № 5

Монастырское плетение бисером, фото № 6

Монастырское плетение бисером, фото № 7

Монастырское плетение бисером, фото № 8

Монастырское плетение бисером, фото № 9

Монастырское плетение бисером, фото № 11

Монастырское плетение бисером, фото № 12

Монастырское плетение бисером, фото № 13

Монастырское плетение бисером, фото № 14

Монастырское плетение бисером, фото № 15

Монастырское плетение бисером, фото № 16

Монастырское плетение бисером, фото № 17
Монастырское плетение бисером, фото № 18

Монастырское плетение бисером, фото № 19

Монастырское плетение бисером, фото № 20

Вот и всё на этом! Спасибо всем, кто читал, комментировал, анализировал и размышлял вместе со мной!

В качестве мини-анонса могу сказать, что планирую по мере появления времени написать еще две статьи: о бисерных жгутах и о типах покрытий бисера.

На просторах интернета имеется множество руководств по бисероплетению и мастер-классы по квадратному жгуту или монастырскому плетению, как угодно. Но все-таки я столкнулась с тем, что поступают просьбы сделать мастер-класс того, как я плету. Я не открою Америку, но вдруг кому-то этот мастер-класс окажется полезен, — я буду несказанно рада! :) Например, один молодой человек (!), вдохновившись моими работами, даже сделал подарок своими руками для своей любимой в технике монастырского плетения (квадратного жгута)!

1. Для плетения нам понадобятся.

  • бисер — у меня чех (на фото бисер трех цветов, поскольку я делала сразу фотографии для мастер-класса по плетению брелока — флага России. Так что для этого мастер-класса пригодится только один цвет, ну а если вы решите плести брелок — то приготовьте на будущее 3 цвета).
  • бисерная игла (чем более гибкая игла у вас в работе — тем лучше). Жесткие иглы ломаются, длину также подбирать будете опытным путем. У меня в мастер-классе используется игла среднего размера, абсолютно не гибкая, в обычной работе я использую старую, погнувшуюся, но очень удобную иглу — жаль, не помню даже, когда и где покупала :) Вообще, вы поймете, если игла от малейшего загиба ломается пополам, то такие иглы больше не берите — разоритесь, интереса — ноль. А вообще, я рекомендую, чтобы не застрять на половине пути — покупать сразу штук 6 — и по паре разных по длине и гибкости.
  • леска (мононить) — я использую диаметр 0,2 (кому-то удобнее 0,15-0,18) — главное, чтобы прочность на разрыв была побольше и выдерживала вес не меньше 4,5 кг. В моем случае — это ювелирная леска D = 0,2. Новичкам вообще советую взять нить, чтобы видно было — что плетете — для тренировки.
  • руки — подойдут любые, это не очень сложно, просто кому-то придется чуть больше попотеть и попсиховать, а кому-то все дастся с пер. с пятого раза, например :) Вообще, в интернете очень много подобных мастер-классов, но вдруг именно этот станет полезным для кого-то — я буду рада.

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 1

1. Завязываем узел на нити (можно 2, пока вы не наловчились). Узел не вяжите слишком близко к краю нити, оставьте хвостик подлиннее, вам будет удобнее. Набираем на нить 4 бисерины.

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 2

2. С той стороны, где узел продеваем иглу и проводим через все 4 бисерины и снова через 1-ую. Затягиваем нить, получаем первый "крестик" — это основание кубика.

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 3

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 4

3. Важно в голове построить кубик и понять, что есть основание — готово, теперь строим боковые грани. Набираем на нить 3 бисерины. Смотрим на наш крестик. Допустим, слева у вас узел, справа выведена нить с иглой. Вводим иглу в туже бисерину, из которой мы вышли с противоположной стороны, то есть со стороны узла. Затягиваем нить. Получаем восьмерочку.

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 5

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 6

Теперь у нас есть основание и первая грань. На фото отчетливо видно, что дальше мы пойдем завершать смежную грань справа от имеющейся. Половина грани уже есть, осталось добавить 2 бисерины для завершения.

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 7

4. Нить снова вышла справа. Теперь вводим иглу в соседнюю бисерину нашего основания. То есть в правую верхнюю бисерину.

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 8

5. Набираем 2 бисерины и проводим иглу через смежные бисерины второй грани (через правую нижнюю и правую верхнюю, просто фото разверните на 90 градусов вправо). Вспоминаем наш кубик — основание и грань у нас есть, и еще у нас есть половина второй грани — надо завершить вторую грань, а значит, через эту половину и проводим нить.

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 9

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 10

Теперь у нас есть основание (вверху) и 2 смежные грани (внизу).

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 11

6. Смотрим на предыдущее фото: нить вышла справа через вторую бисерину нашего основания. Идем дальше против часовой стрелки и вводим нашу иглу в соседнюю, третью бисерину основания.

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 12

7. Повторяем ритуал: набираем 2 бисерины и через крайние правые бисерины снизу вверх проводим нить:

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 13

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 14

8. Теперь у нас есть основание и 3 грани. Все это время мы шли против часовой стрелки по бисеринам основания. Закончили. Теперь берем иглу и проводим ее в правую верхнюю бисерину (смотрим на нижнее фото).

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 15

9. Это наша последняя грань, которой не хватает всего одной бисерины — набираем одну бисерину и проходим иглой в крайнюю левую верхнюю бисерину:

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 16

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 17

Шаг 10. Затягиваем нить — проходим иглой через остальные 2 бисерины грани, закрепляем. Выводим иглу наверх. Можно видеть, что бисерины вверху между собой не закреплены — верхнее основание также закрепляем, просто проходим иглой с нитью через все бисеринки. У вас получился кубик. Теперь продолжаем плести все точно также, только верхняя грань вашего первого кубика — есть нижнее основание второго: начинаете с 3-го шага.

Осваиваем «Монастырское плетение» с нуля. Элемент «крестик», фото № 18

Оставлю вас сегодня наедине с кубиком, а завтра мы попробуем сделать брелок в виде флага России.

Пока вы учитесь делать квадратный жгут — делайте на нити, которая не будет путаться, которую вы будете видеть в процессе работы — откуда выходит — куда входит, не используйте в работе слишком длинную нить — неудобно для начинаний. Потренируйтесь, наловчитесь. А потом уже можно переходить на леску/мононить.

Монастырское плетение бисером – это еще одна очень интересная техника. Свое название она вполне оправдывает, поскольку состоит из бисеринок, сплетенных крестиком. Также свое название обрела еще с древних времен, когда именно в монастырях этим плетением украшали иконы, плели покровы и многое другое. Эта техника очень красиво применяется в разных направлениях: плетении браслетов, колье, сережек, шкатулок, рамок для фотографий и других предметов интерьера. Многие мастерицы считают, что знакомство с бисероплетением необходимо начинать именно с этого вида плетения, поскольку для начинающих это самый удобный способ.

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Преимущества и недостатки

Как и в любом другом виде искусства, в монастырском плетении есть свои минусы и плюсы.

  • скорость работы – за счет того, что полотно не является сплошным, за короткое время можно сплести достаточно большой объем;
  • если работа выполняется в один слой, то расход бисеринок будет очень маленький;
  • легко работать с убавлением и прибавлением;
  • эту технику плетения очень легко скомбинировать с различными другими техниками, к примеру, с мозаичной техникой;
  • можно комбинировать с разными размерами бисеринок и бусин;
  • монастырское плетение очень удобно использовать для плетения различных фигур и объемных животных.

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

  • невысокая плотность плетения, поэтому в один слой редко используются для крупных работ, в основном для плетения элементов;
  • не рекомендуется использовать такие виды бисера, которые способны порезать нить – это стеклярус или рубка;
  • сложно восстановить поврежденные участки.

Принципы работы

Существует несколько способов плетения:

  • одной иглой работа продвигается медленней, но, по мнению многих опытных рукодельниц, работать проще, поскольку легче уследить за одной иглой;

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

  • двумя иглами работать тоже можно, но к этому способу нужно набить руку.

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Для наглядности предлагаем изучить подробный мастер-класс на примере плетения цепочки.

Для начала работы набираем 4 бисеринки.

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Для того чтобы сделать первое звено в виде крестика, необходимо замкнуть кольцо. Для этого иглой захватываем 1-ю, 2-ю и 3-ю бисеринку.

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Набираем на иглу еще 3 бисеринки и вводим их в 4-ю предыдущего звена.

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Вводим иглу в 2 верхние бисеринки.

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Таким образом, как мы видим, у нас образовалось два полноценных звена в виде крестика. Дальше продолжаем работу по той же схеме до нужной длины.

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Обратите внимание! Для того чтобы укрепить нашу цепочку, чтобы она не была такой хлипкой, необходимо в обратном порядке продеть нить.

Ваша нить возвращается к первому звену.

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Если вы хотите приступить к плетению полотна, то вам необходимо следовать следующей схеме:

Монастырское плетение бисером для начинающих: схемы с видео

Более подробно изучить эту технику плетения вы можете по предоставленному ниже видео.


В основе монастырского плетения бисером лежит плетение в крестик. Поэтому фактически получается сетчатое полотно, которое можно использовать для различных целей. В первую очередь, для создания изысканных украшений. Ведь если в основе браслета, например, будет использовано монастырское плетение, то он будет смотреться красиво как сам по себе, так и расшитый камнями и стразами.

Но можно применять монастырское плетение и для украшения различных интерьерных вещиц. Например, любую бутылку можно оплести бисером. Если использовать бисер различных цветов и применить схему какого-то узора, то бутылку вполне можно поставить на полочке в качестве украшения.

бисероплетение


Обычная бутылка или банка, оплетенная бисером, превращается в изысканную вазочку



Немного истории

Монастырское плетение (на английском — right-angle weave) появилось еще в древние времена. Наши предки использовали это плетение для оклада иконы, различных предметов церковной утвари и другое. Сейчас такой вид рукоделия активно используется для ярких аксессуаров — браслетов, сережек, фенечек, бусиков, подвесок. Часто плетение можно увидеть на воротничках, галстуках. Помимо аксессуаров бисеринками украшают интерьер — это рамки, обложки, коробочки и шкатулочки.

Такая техника в народе считается плетением в квадратик или крестик. Все из-за размещения бисеринок. Они размещаются перпендикулярно друг к другу, чем напоминают квадратики или крестики.

В чем основа? Она заключается в простой цепочке. Можно плести одной или двумя иглами. Основой работы всегда является бисер и подручные материалы.

Какая разница между иглами? Если плести на двух иглах, то изделие будет ровное и аккуратное. Но минус в том, что работа идет намного дольше, нужно следить за каждой бисеринкой, измерять изделие. Если плести одной иглой, то результат не заставит себя ждать, работа пойдет быстро. Проблема в том, что бусинки ложатся криво. Но не стоит огорчаться. Если планируете дополнительно расшивать, на что-то надевать или натягивать, то верхние бусины закроют все дефекты работы.



Как выполняется монастырское плетение

Приведенная схема позволяет легко освоить технику монастырского плетения:

бисер


Схема монастырского плетения

  1. Вначале на проволоку (длина зависит от размера изделия) необходимо нанизать 4 бисеринки. После чего конец проволоки нужно протянуть через первых три бисеринки, формируя кольцо из бисера. Это не только позволит зафиксировать бисер на проволоке, но и сформирует первый крестик.
  2. Затем на иголку нужно будет набрать 3 бисеринки, после чего ввести иглу в четвертую бисеринку последнего ряда. Так сформируется второй крестик.
  3. Игла выводится в верхнюю часть вновь образовавшего звена, после чего плетение продолжается аналогичным образом: набирается три бисеринки на иглу, а игла вводится в последнюю бисеринку предыдущего ряда.
  4. Если цепочка вначале получается неровной, то необходимо выровнять ее руками, вернув на место те бисеринки, которые «выбиваются» из общего ряда.
  5. Насколько широким получится изделие – будет зависеть от количества звеньев в одном ряду. Само же плетение очень простое и выполнятся достаточно быстро.


На одной игле

Игла будет проходить через бисеринку несколько раз — такое бисероплетение будет в большими отверстиями.

  1. Возьмем четыре бусинки, нанизываем на нить, завязывая в узелок.
  2. Пропускаем нить сквозь бусинку № 1, надеваем три штучки, как на картинке.
  3. Будьте внимательны! Нить продеваем в первую бисерину, формируя крест, пропускаем через № 5 и № 6. Совет — будьте аккуратны, следите за размером.
  4. Набираем три бусинки, продевая в № 6. Помните, что, замыкая крест, нить справа от плетения.
  5. Второй ряд. Нить поднимаем наверх, продеваем сквозь бусины №17, 18, 19. Добавляем три бисеринки, замыкая кольцо черед № 19. Выводим через № 20.
  6. Осталось соединить. Для этого нить сквозь № 14 и через № 20. Пройдем иглой через две новые бусинки.
  7. Новый крест плетем через № 13, постепенно добавляя две новые бисеринки.
  8. Замыкаем № 24. И повторяем все действия заново.

Монастырское плетение в крестик для начинающих: мастер-класс с видео



Советы тем, кто осваивает монастырское плетение

Во-первых, монастырское плетение можно делать как более плотным, так и более свободным. Поэтому в различных изделиях плетение будет смотреться по-разному. Если нужно сделать какую-то заколку, то вполне можно делать плетение с достаточно крупной сеткой. Такая работа будет продвигаться быстрее, и она идеально подходит для начинающих рукодельниц.



Заколка из бисера, выполненная в технике монастырского плетения

Во-вторых, очень красивые изделия можно создавать, даже сочетая бисер всего двух цветов. Это удобно для начинающих рукодельниц, которые только начинают осваивать новую для них технику плетения. Даже обычная заколка будет смотреться очень красиво, если правильно подобрать цвета.

В-третьих, можно делать очень красивые вещи в технике монастырского плетения, используя орнамент и узоры – это вариант для опытных рукодельниц. Так, даже несложный орнамент позволит сплести очень красивые чехлы для пасхальных яиц. В преддверии Пасхи это отличная идея для создания интерьерных декораций и подарков для родных и близких.

своими руками


В технике монастырского плетения можно сплести красивые пасхальные яйца


Процесс труда

Предоставляем помощь для начинающих. Узнавая все больше информации о таком плетении, можно стать настоящим мастером. Для правильности нужно помнить об основах работы этого рукоделия.

  1. Полотно можно делать разных размеров и толщины. Для этого нужно замкнуть ряды в шнур. Мастерицы называют его «квадратным шнуром».

Монастырское плетение в крестик для начинающих: мастер-класс с видео

  1. Для того чтобы оплести изделия, можно перейти к мозайке. Подплетайте по несколько бусинок между выступающими бисеринками.

Такое плетение прекрасно смотрится на браслетах. Браслет, выполненный монастырским, дорого ценится из-за трудного плетения. На изделии можно сделать любые надписи, символы, также нарисовать интересный узор. Все зависит от фантазии мастера.

На фенечку уходит мало материала. Работа полностью состоит из цепочки крестиков. Нужно помнить, что цепь должна быть длинной, по размеру руки.

Легче всего творить по схемам. Кстати, их можно найти в Интернете, поможет мастер-класс. Помимо ресурсов, рисунок легко нарисовать и повторить нарисованное.

Статья по теме: Шапка платочной вязкой спицами для малыша со схемами и описанием

Монастырское плетение в крестик для начинающих: мастер-класс с видео

Какие плюсы и минусы плетения бисером?

Плюсы:

  1. Быстрая работа.
  2. Легко создавать разные фигурки и комбинировать с другими видами рукоделия.
  3. Можно создавать объемные изделия.

Минусы:

  1. Тяжело работать с двумя иглами для начинающих.
  2. Тяжело создавать схему для однослойного полотна.
  3. Невозможно восстановить изделие после повреждения.


Пробуем сделать простое плетение полотна двумя иглами

Если вам нужно сплести полотно, то, после сплетения ряда необходимой длины, разверните плетение. Для этого на нижнюю нитку наберите две бисерины, а на верхнюю одну. Пройдите сквозь верхнюю бусинку нижней нитью и подтяните концы. Теперь оба кончика оказались наверху. Наденьте три штуки бисера на правую нитку, и, пройдя через последнюю бусину, затяните первый во втором ряду плетения крестик.

Нитку, что слева, проведите через верхнюю бусинку в первом ряду, а затем наберите ещё по одной бусине на каждую нить. Пройдите правой ниткой через бисерину на левой нити. Продолжайте плести до получения необходимых размеров.

Необходимый материал

Начиная творческий увлекательный процесс, необходимо подготовить материал, который пригодится в ходе выполнения интересной работы. Рассмотрите внимательно нижерасположенную таблицу, отображающую необходимый перечень материала.






Основательно подготовившись к плетению и вооружившись терпением, усидчивостью и хорошо развитым воображением можно начинать творить. Чтобы легче было освоить плетение сувенира, предлагаю ознакомиться с нижерасположенным подробным мастер классом.

Подробный мастер-класс по плетению медведя из бисера

Для изготовления медведя понадобятся коричневый (К), белый (Б) и черный (Ч) бисер, тонкая проволока. В тексте цвета бисера будут обозначаться заглавными буквами.

  1. На проволоку, длина которой 80 см, набирается 7 коричневых бисерин и размещаются по центру.
  2. Один из концов пропускается через 2 крайние бусины с противоположенного конца.
  3. Концы проволоки затягиваются. Должен получится круг, т.е. ухо медведя.
  4. На любой из концов проволоки надевается белая бисерина. Этот конец пропускается через две бисерины, находящиеся в основе уха. Проволока затягивается, и бисерина помещается в центре уха.
  5. Выбирается наиболее длинная сторона проволоки и на нее нанизывается 10 бисерин коричневого цвета. Этот же конец пропускается через 4 и 5 бисерину которые только что были набраны. Причем проволока ведется со стороны уха.
  6. Плотно придвигаем все бисерины к первому уху.
  7. На ту же проволоку набирается белая бисерина и пропускается через две бисеринки, находящиеся в основе второго уха.
  8. Проволока затягивается, и белая бисеринка помещается в центр второго уха.
  9. Делается второй ряд. На любой конец проволоки надевается 7 бисерин, противоположный край проволоки пропускается через эти же 7 бисерин, но в обратном направлении.
  10. Следующий ряд делается таким же образом, но с добавлением черных бисеринок. 2К, 1Ч, 2К, 1Ч и еще раз 2К.
  11. Следующий ряд 6К, 1Ч и 1К. Этот же конец проволоки пропускается через 4 и 5 из только что набранных бисерин. Проволока ведется со стороны изделия. Проволока затягивается и получается носик медведя.
  12. На этот же конец набирается еще 3К бисеринки. После этого конец проволоки пропускается через 8К бисерин в обратном направлении, причем 3 бисеринки, из которых сделан нос, не затрагиваются. Затягивается проволока.
  13. Следующий ряд 7К бисерин.
  14. Следующий ряд. На любой из концов набирается 8К бисерин и через них пропускается противоположенный конец проволоки в обратном направлении. Проволока не затягивается.
  15. Берется 2 отрезка проволоки по 15 см и пропускаются с обеих сторон через 2 крайних бусины. Это будут руки медведя. После того, как вставилась проволока, ряд затягивается.
  16. Следующие 4 ряда: первый – 9К; второй и третий – 10К; четвертый 9К. Все ряды в конце затягиваются.
  17. Следующий ряд. Набирается 8К, но проволока туго не затягивается. Берется еще один дополнительный отрезок 15 см и пропускается через 2 средние бисеринки.
  18. Затягивается основная проволока. Туловище медведя готово.

Плетение лап делается параллельным плетение по следующее схеме:

1-2 ряд: 3К бисерины.

3 ряд: 1Ч, 1К, 1Ч, 1К, 1Ч.

Чтобы закрепить проволоку на лапе, нужно пропустить ее через 3 бисеринки второго ряда в противоположном направлении. Далее оба конца проволоки скручиваются между собой и обрезаются. Лапа готова, вторая делается аналогичным способом.

Для плетения верхних лап используется немного другая схема.

1 ряд: 2К бисерины.

2 ряд: 3К бисерины.

3 ряд: 1Ч, 1К, 1Ч, 1К, 1Ч.

Проволока закрепляется и аналогично делается вторая лапа. На этом наш медведь готов.


Читайте также: