Осетинский шнур как плести алдымбыд

Обновлено: 24.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МКОУ ДОД ДДТ Кировский р-он РСО-Алания

Открытое занятие на тему : «Плетение тесьмы «алдымбыд». Оформление тесьмой декоративных ваз из папье-маше (из ниток)».

Автор разработки:

Педагог дополнительного

образования

Сиукаева Нэля Шаликоевна.

Раздел: рукоделие .

Тема занятия: «Плетение тесьмы «алдымбыд». Оформление тесьмой декоративных ваз из папье-маше (из ниток)».

«Предки должны надеяться на своих детей,

Дети должны гордиться своими предками».

Ахмедхан Абу-Бакар.

План-конспект занятия.

Тип занятия: комбинированный.

Дать знания об осетинском плетении тесьмы «алдымбыд», как виде декоративно-прикладного искусства, познакомить с технологией плетения из 3-х и 5-ти нитей.

Познакомить с нетрадиционным использованием тесьмы «алдымбыд».

Задачи занятия:

пробудить интерес к культуре своего народа,

ознакомить с видами декоративно-прикладного искусства.

формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству, творческого отношения к труду,

формирование интеллектуальных способностей учащихся,

развитие внимания и логического мышления.

формирование у учащихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах,

воспитание любви к родному краю на основе изучения элементов народного творчества.

Метод обучения: информационно-сообщающий , объяснительный, инструктивно-практический.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Дидактический материал: иллюстрации, готовые изделия, презентация.

Материально-техническое обеспечение: образцы тесьмы «алдымбыд», нити ирис разных цветов, клей ПВА, клей МОМЕНТ-кристалл, надувные шары, большие иголки, ножницы, готовые «коконы» для ваз.

Общее время урока: 80 минут.

План занятия:

Организационный момент.

Демонстрация изделий, показ презентации.

Инструктаж по технике безопасности.

Практический показ приемов работы.

Практическая работа обучающихся.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

– Здравствуйте. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.
– Проверьте своё рабочее место. У вас на столе должны лежать: цветные нити ирис, клей, ножницы, надувные шары разной формы, готовые «коконы»

-Ребята, какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете?

Ответы учащихся.

-Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития совершенного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества наших предков.

-А какие старинные виды рукоделия у осетин вы знаете?

Ответы учащихся .

-Сегодня мы продолжим знакомство с одним из прекрасных видов декоративно-прикладного искусства, со старинным осетинским рукоделием, плетение «алдымбыд» . Не все сегодняшние рукодельницы знакомы с искусством рукоделия наших предков и мы с вами сегодня будем использовать секреты мастерства наших прабабушек.

3.Демонстрация изделий, показ презентации.

-На первый взгляд плетение может показаться легким занятием, но поверьте мне, это трудоемкое занятие, которое требует мастерства и терпения. Очень широкое применение находил в старину сплетенный на пальцах шнур или тесьма «алдымбыд». Этим шнуром выкладывали узоры на одежде, головных уборах, обуви, бурках и т.д.

-Сейчас я вам покажу какие виды тесьмы применяли наши прабабушки (Демонстрация видов тесьмы).

-«Алдымбыд» плели из разных нитей: хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых - в зависимости от назначения и от материального достатка.

-Обратите внимание на цветовую гамму нитей: белый, желтый, красный, зеленый; есть серебряного цвета и золотого цвета. Серебряный или белый символизировало чистоту и строгость, золотой или желтый – солнце и достаток.

4.Инструктаж по технике безопасности.

5.Практический показ приемов работы.

- Сегодня мы с вами научимся плести тесьму (шнур) «алдымбыд» из 3-х и 5-ти петель. В зависимости от количества нитей он бывает круглым (из 3-х) или плоским(из 5-ти и 7-ми).

Технология осетинского плетения « алдымбыд » из 3-х петель

Нарезаем 3 нити нужной длины и сложим их пополам. Концы нитей крепко зажимает пальцами левой руки помощница, а петли одевает на пальцы мастерица следующим образом:

одну петлю одеваем на указатель­ный палец правой руки,

две другие петли — на указательный палец и средний палец левой руки,

Работают пальцы правой руки. Руки надо держать ладонями вверх, пальцы полусогнуты.

Свободный средний палец ввести в петлю, находящуюся на указательном пальце. Указательным пальцем не вынимая его из петли, подхватить петлю со среднего пальца левой руки движением снизу, протянуть сквозь левую петлю.

Таким образом, на правой руке, где была только одна петля на указательном пальце, теперь оказалось две: на указательном и среднем, а на левой руке, где было две петли, осталась одна - на указательном пальце.

Широко развести руки в стороны. Со стороны помощницы образуется угол – зев, который она подбивает пальцами правой руки, придавая нитям нужное положение.

Далее эти движения повторяются до тех пор, пока тесьма не будет готова. В готовом виде тесьма имеет круглое сечение. Концы готовой тесьмы оформляются в зависимости от назначения.

Технология осетинского плетения «алдымбыд» из 5-ти петель

Нарезаем 5 нитей нужной длины и сложим их пополам. Концы нитей крепко зажимает пальцами левой руки помощница, а петли одевает на пальцы мастерица следующим образом:

одну петлю одеваем на указатель­ный палец правой руки,

вторую петлю — на средний палец правой руки,

а следующие три петли одеваем соответственно на указательный, средний и безымянный пальцы левой руки.

Положение рук такое же, как и при плетении из 3-х петель, т. е. ладони вверх, пальцы полусогнуты.

Начинаем перебирать пальцами той руки, на которой меньше петель, т. е. правой.

Продеваем безымянный палец в петлю, которая надета на соседний средний палец и снимаем ее со среднего пальца на безымянный

Освободившийся средний палец продеваем в петлю, которая находится на указательном пальце, а указательным пальцем, не вынимая его из петли, подхватываем движением снизу петлю, находящуюся на безымянном пальце левой руки, протягиваем ее сквозь петлю указательного пальца правой руки.

Одновременно петля с указательного пальца правой руки оказалась на среднем пальце, а на указательном осталась петля, снятая с безымянного пальца левой руки.

Таким образом, положение петель поменялось: на правой руке теперь 3 петли, а на левой — две. Теперь широко разводим руки, а помощница подбивает угол.

Далее повторяем те же движения попеременно то правой, то левой рукой.

После каждого перебора нитей мастерица разводит руки, а помощница подбивает угол, придавая тесьме необходимую плотность .

6. Практическая работа обучающихся.

Плетение тесьмы нитями из 3-х и 5-ти петель.

--А как же в наше время? Где можно применить данный шнур?

Ответы учащихся.

-«Алдымбыд» можно применить также для закладок книг, завязок для волос, браслет и даже скакалок. «Золотным» шнуром «алдымбыд» украшают самые разные изделия: бархатные ожерелья, выполняют вышивку на одежде, головных уборах, обуви.

-Сегодня мы тесьму применим для оформления декоративных ваз из папье-маше (из ниток), но сначала мы должны вспомнить технологию изготовления папье-маше из ниток.

Возможные ответы учащихся по технологию изготовления коконов

Надуем и хорошенько завяжем шарик.

Приготовим рабочее место.

Проколем флакон с клеем поближе к донышку и протянем нитку.

Обматываем шарик не торопясь, пока сеточка «кокона» не станет частой.

Обрежем нитку, кусочек оставим внутри флакона, чтобы не вытекал.

Повесим заготовку сушиться, вымоем с мылом руки.

Вымоем, вытрем насухо и уберём на место иглу и ножницы

Просохший «кокон» берем и прокалываем ее иголкой в нескольких местах, чтобы извлечь шарик.

-Чтобы иметь представление о том, как применить тесьму рассмотрим готовые образцы и еще раз обратимся к нашей презентации.

Вот теперь мы можем фантазировать и украшать наши заготовки.

Разрезаем кокон на две части, вырезаем узоры и оформляем края заготовки - обклеиваем тесьмой «алдымбыд».

Можно сделать напольную декоративную вазу из большого «кокона», при оформлении использовать осетинский орнамент.

7. Подведение итогов.

И так, мы научились плести оригинальный шнур «алдымбыд». Изготовили вазы для фруктов, конфет, для сухих цветов и со вкусом их оформили. Молодцы ребята!

Если вы будете знать и применять искусство наших предков, а в будущем и передавать свой опыт, вы будете истинными гражданами, достойными и гармонично развитыми личностями.

8. Домашнее задание.

Ребята, давайте дома попробуйте применить приобретенные сегодняшние знания и сделать вазу с подставкой из папье-маше используя тесьму. Это вам домашнее задание.

Использованная литература.

1. Залина Даурова. Искусство рукоделия Осетии-Алании. Издательско-полиграфическое предприятие им. Гассиева. Владикавказ 2006.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МКОУ СОШ №1 ст. Змейская

C:\Users\AVALON\Desktop\5.jpg
C:\Users\AVALON\Desktop\Новая папка\740x485.jpg

Мастер класс по предмету технология на тему:

« Плетение женского осетинского головного убора – косынка »

филейное плетение челноком

«Осетинская косынка»

(национальный компонент).

Учитель технологии:

Багаева Салимат Ахметовна

2014год

Тема: Филейное плетение « осетинская косынка»

Цель проведения мастер класса:

-- создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства учителей технологии на основе профессионального общения по обмену опытом.

--обучить приемам филейного плетения челноком.

--представление направления деятельности «филейное плетение» как декоративно прикладного искусства Осетии

Ход занятия

1. Организационный этап (2 мин): Задача: подготовка участников мастер-класса к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала мастер-класса, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания, полная готовность участников к занятию, быстрое вхождение группы в деловой ритм, приветствие.

3. Основной этап: Представление урока.

1).Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Использования заданий, которые активизируют познавательную деятельность участников

2). Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применение практических заданий, которые выполняются самостоятельно участниками семинара. Провести рассказ-беседу по первоначальной подготовке к практической творческой работе, которую участники должны знать: - первичную подготовку в работе; - знакомство с материалами, принадлежностями и технологическими процессами в работе; - подробную информацию по изготовлению изделия; - материалы и как правильно их использовать.

Ее шили из бархата или шелка и богато орнаментировали золотым шитьем, галунами, шнуром « алдынбыд». Такая шапочка являлась необходимой принадлежностью молодой девушки или женщины до рождения первого ребенка. Наряду с шапкой, необходимым головным убором женщины-осетинки, был платок, который постепенно к концу 19, началу 20 вв. полностью вытеснил шапку. Это мог быть небольшой платок из фабричной материи, который осетинка завязывала непосредственно на волосы, причем так, чтобы волос не было видно. Головной убор осетинки менялся с ее возрастом. Девушка дома могла ходить без головного убора; собираясь на танцы или в гости накидывала шелковый платок, под который одевала маленькую бархатную шапочку. После выхода замуж, она уже нигде не имела права появляться без головного убора.

Из элементов традиционного женского головного убора осетинок до наших дней дошли большие белые и черные платки ручной работы, украшенные богатым орнаментом. Такие платки осетинки изготавливали с большим вкусом, украшали длинными кистями, богатой вышивкой. Работа над таким платком требовала большого терпения, мастерства и художественного вкуса.

Обычно девушка задолго до свадьбы начинала плести себе такой платок, так как он должен был стать необходимой принадлежностью ее свадебного костюма. Но такие платки одевали не только невесты, их носили и молодые женщины в особо торжественных случаях – при гостях или, отправляясь в гости. В печальных случаях надевали черный платок. В наше время эти платки вновь обретают популярность.

У многих народов издревле существует техника плетения сеточки, известная под названием « филе» или «филейная сетка». Осетинские платки плели по тому же принципу, но вышитый на них орнамент имел четко выраженный национальный характер. Как правило, это был линейно-геометрический или растительный орнамент. Края платка отделывали рисунком с причудливым переплетением ниток, присущим только осетинским платкам.

Материалом для плетения служила натуральная шелковая нить, выработанная в домашних условиях из коконов тутового шелкопряд. Для того, чтобы научится плести платки, необходимо вначале овладеть приемами плетения филейной сетки. Для этого плетения нам понадобится специальная игла - челнок.

hello_html_m69c86927.jpg

Иглу нужно изготовить самим из длинной спицы №1 или №1,5, так как промышленность такие иглы не выпускает. Кроме иглы нам понадобятся гладкие круглые палочки, которую можно опять-таки сделать из стальной спицы №2,5 или № 3, а для плетения ажурного края палочка потолще - диаметром 7-10 мм. Палочки должны быть очень гладкими, чтобы нитка свободно по ним скользила.

В начале плетения нам нужна нить-основа. Это должна быть прочная капроновая или суровая нить длиной 40-50 см. натягиваем нашу основу на неподвижный предмет (например, спинку стула, кровати или на специальную подушечку). На иглу-челнок наматываем рабочую нить, максимально заполняя ее. Свободный конец нити привязываем к основе с левой стороны обычным двойным узлом. Разматываем рабочую нить из иглы на 20-30 см.

Первый ряд: набираем петли. Делаем это следующим образом: в левую руку берем палочку, подносим ее к основе, к тому месту, где привязана рабочая нить и держим большим и указательным пальцами вместе с основой. Рабочую нить опускаем сверху на палочку и на свою ладонь и придерживаем ее остальными тремя пальцами – средним, безымянным и мизинцем. Игла лежит пока у вас на коленях (работаем сидя). Указательным пальцем правой руки подхватываем рабочую нить снизу в том месте, где она переходит в ладонь. Оттягиваем ее на 4-5 см . перекручиваем один раз движением от себя и полученную петлю проводим под палочкой и укладываем ее на основу. Затем правой рукой берем иглу - челнок, просовываем ее в петлю из -под нити основы и затягиваем петлю вокруг палочки.

Образовалась первая петля и первый узел. Таким образом завязываем нужное количество петель; обычно для квадратной косынки размером метр на метр набирают примерно 200 петель.

Второй ряд: набрав нужное количество петель в первом ряду, палочку вытаскивают из петель, работу переворачиваем так, чтобы рабочая нить вновь оказалась с левой стороны, и набираем следующий ряд опять слева на право. Теперь иглу-челнок просовываем в каждую петлю предыдущего ряда и так проделываем до конца.

hello_html_1f0d9d64.jpg

После каждого ряда работу поворачиваем,т.к. ряды начинаются всегда с левой стороны.

C:\Users\user\Desktop\20150616_121004.jpg

Окончив плести филейную сетку, оформляем ее вышивкой и кистями или ажурным краем.

Филе делится на простое и вышитое.

Простое филе — плетение сеток для различных салфеток, накидок, кружев, дорожек, скатертей, сумок, гамаков, и пр.

C:\Users\AVALON\Desktop\20140225_135217.jpg
C:\Users\user\Desktop\20150616_121004.jpg

Вышитое филе — вышивание по сетке узоров различными швами, придающими сеткам изящный кружевной вид.

C:\Users\AVALON\Desktop\Новая папка\уц567.jpg
C:\Users\AVALON\Desktop\_.jpg

Филейная вышивка обычно выполняется на более мелких сетках, рисунок подбирается такой, чтобы он не заполнял весь фон, для придания изделию большей прозрачности. Вышивка сеток бывает филейной и гипюрной. Для вышивки используют 2—3 вида наиболее плотных швов.

Гипюрная вышивка делается на сетках с более крупными клетками. Рисунок при ней обычно заполняет почти весь фон изделия.

Форма филейной сетки может быть квадратной, прямоугольной или треугольной.

Сетку треугольной формы можно начинать плести от «уголка» или «на уголок». Если мы плетем от уголка, то мы начинаем с двух петель. Перевернув работу, во вторую, т.е. в последнюю петлю ввязываем еще одну дополнительную петлю. Она обычно, получается, по размеру гораздо меньше, чем другие петли. Чтобы она получилась такого же размера, как остальные петли, надо, перед тем как ее плести поменять палочку на другую—большего размера. Так, в каждом ряду добавляем одну дополнительную петлю в конце ряда.

Если мы плетем на уголок, то первый ряд нужно сплести желаемого размера. Затем перевернув работу, во втором ряду не доплетаем последнюю петлю. Так продолжаем плести до тех пор, пока не останется одна петля.

Филейную сетку квадратной формы можно начинать плести «от уголка», плести до нужного размера, затем начинать убавлять петли, т.е. плести «на уголок»

C:\Users\AVALON\Desktop\20150616_120457.jpg
C:\Users\AVALON\Desktop\20150616_120529.jpg

5. Итоговый этап :

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели: в быстром и качественном выполнении сувенира; правильном использовании материалов при выполнении сувенира; наметить перспективу последующей работы.

6. Рефлексия:

Задача: мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность оформительской творческой работы.

- вместе с участниками семинара просмотреть выполненное задание

- активизировать ответы участников после выполнения практической творческой работы.

Надеюсь, что знания, приобретенные вами, помогут в решении творческих задач не только на уроках технологии, но и в жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы познакомимся с одним из прекраснейших видов декоративно-прикладного искусства – со старинным осетинским способом плетения шнура «алдымбыд».В старину этот шнур находил широкое применение. Им выкладывали узоры на одежде, головных уборах, обуви, бурках и т.д. Плести нужно вдвоем: один человек занимается собственно плетением, а другой подбивает тесьму с противоположной стороны (к?рцг?н?г), чтобы она получилась плотной и ровной. Нитки выбирают в зависимости от назначения тесьмы: х/б, шелковые, ирис, а также золотные или серебряные круглого сечения.

Просмотр содержимого документа
«План занятия на тему Плетение способом алдымбыд»

МКОУ ДОД Центр детского творчества Алагирского района

Объединение «Моделирование и пошив одежды»

Дата__19 апреля _2013 г Место проведения: Алагирский Центр детского творчества

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема: Плетение шнура «алдымбыд»

Цель: 1. Познакомить учащихся с основными видами осетинского рукоделия. 2. Научить плести шнур «алдымбыд».

Задачи: обучающая: формировать умение выбора материала (выбор ниток).

воспитательная: 1. Воспитывать чувство уважения к историческому наследию своего народа, 2. выработать точность и аккуратность в работе, 3. воспитывать усидчивость, терпение, сосредотачивать внимание.

развивающая: 1. развивать творческое мышление при составлении композиций и узоров, 2. Развивать память, воображение и фантазию.

Инструменты и материалы: Нитки «ирис» двух цветов (например, красные и голубые), ножницы, сантиметровая лента.

Наглядные пособия: Готовые изделия, выполненные руками учащихся прошлых лет и педагогом, а также иллюстрации из книги З. Дауровой «Искусство рукоделия Осетии Алании».

План занятия

Повторение пройденного материала

Вводная беседа педагога

Объяснение нового материала

Задание к следующему уроку

Ход занятия

Организационный момент. Подготовка рабочих мест, материалов, инструментов.

Повторение пройденного материала. Напомнить учащимся о правилах пользования острыми и режущимися предметами. Ножницы передавать в сомкнутом виде, ручками вперед.

Вводная беседа педагога к теме. « Сегодня мы познакомимся с одним из прекраснейших видов декоративно-прикладного искусства – со старинным осетинским способом плетения шнура «алдымбыд».В старину этот шнур находил широкое применение. Им выкладывали узоры на одежде, головных уборах, обуви, бурках и т.д. Плести нужно вдвоем: один человек занимается собственно плетением, а другой подбивает тесьму с противоположной стороны (кӕрцгӕнӕг), чтобы она получилась плотной и ровной. Нитки выбирают в зависимости от назначения тесьмы: х/б, шелковые, ирис, а также золотные или серебряные круглого сечения. Длину нитей можно приблизительно рассчитать по следующей формуле (Х+Х/2)х2, где Х – это длина готовой тесьмы. А где сегодня можно применять этот шнур? Можно самим подумать и найти применение этому шнуру (закладки для книг, завязки для волос, браслеты, даже скакалки, можно украсить сумочку, выполнить вышивку на одежде). Сегодня мы будем плести такой шнур. В зависимости от количества нитей он бывает круглым или плоским. Из 3-х нитей получается круглый шнур, из 5-ти, 6-ти и 7-ми нитей получается плоский шнур.»

Практическая работа. а) Показ приемов работы:

Расчет длины нитей

б) Практическая работа учащихся:

Плетение шнура нитями двух цветов из 3-х петель.

Плетение шнура нитями из 5-ти петель

Плетение шнура из 7-ми петель.

Подведение итогов. «Итак, мы научились плести оригинальный шнур «алдымбыд».Все работали хорошо и активно.» Просмотр выполненных работ, выявление достоинств и недостатков работ.

Задание к следующему уроку. « На следующем уроке мы будем учиться вышивать шнуром «алдымбыд». Для этого нам понадобятся пяльцы, ткань однотонная, нитки - можно мулине или ирис. Кроме того, из тех шнуров, что мы сплели сегодня, постарайтесь изготовить те изделия, о которых вы говорили сегодня на занятии.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Плетение тесьмы «алдымбыд». Оформление тесьмой декоративных ваз из папье-маше (из ниток)».

Автор разработки урока

Учитель технологии Битеева Рита Согратовна

Предмет –технология (обслуживающий труд).

Раздел: рукоделие (плетение).

Тема урока: «Плетение тесьмы «алдымбыд». Оформление тесьмой декоративных ваз из папье-маше (из ниток)».

«Предки должны надеяться на своих детей,

Дети должны гордиться своими предками».

Тип урока: комбинированный.

Дать знания об осетинском плетении тесьмы «алдымбыд», как виде декоративно-прикладного искусства, познакомить с технологией плетения из 3-х и 5-ти нитей.

Познакомить с нетрадиционным использованием тесьмы «алдымбыд».

пробудить интерес к культуре своего народа,

ознакомить с видами декоративно-прикладного искусства.

формирование устойчивого интереса к предмету, творческого отношения к труду,

формирование интеллектуальных способностей учащихся,

развитие внимания и логического мышления.

формирование у учащихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах,

воспитание любви к родному краю на основе изучения элементов народного творчества.

Метод обучения: информационно-сообщающий , объяснительный, инструктивно-практический.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Дидактический материал: иллюстрации, готовые изделия, презентация.

Материально-техническое обеспечение: образцы тесьмы «алдымбыд», нити ирис разных цветов, клей ПВА, клей МОМЕНТ-кристалл, надувные шары, большие иголки, ножницы, готовые «коконы» для ваз.

Общее время урока: 80 минут.

Демонстрация изделий, показ презентации.

Инструктаж по технике безопасности.

Практический показ приемов работы.

Практическая работа учащихся.

– Здравствуйте. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.
– Проверьте своё рабочее место. У вас на столе должны лежать: цветные нити ирис, клей, ножницы, надувные шары разной формы, готовые «коконы»

-Ребята, какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете?

Ответы учащихся.

-Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития совершенного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества наших предков.

-А какие старинные виды рукоделия у осетин вы знаете?

Ответы учащихся.

-Сегодня мы продолжим знакомство с одним из прекрасных видов декоративно-прикладного искусства, со старинным осетинским рукоделием, плетение «алдымбыд» . Не все сегодняшние рукодельницы знакомы с искусством рукоделия наших предков и мы с вами сегодня будем использовать секреты мастерства наших пробабушек.

3.Демонстрация изделий, показ презентации.

-На первый взгляд плетение может показаться легким занятием, но поверьте мне, это трудоемкое занятие, которое требует мастерства и терпения. Очень широкое применение находил в старину сплетенный на пальцах шнур или тесьма «алдымбыд». Этим шнуром выкладывали узоры на одежде, головных уборах, обуви, бурках и т.д.

-Сейчас я вам покажу какие виды тесьмы применяли наши пробабушки (Демонстрация видов тесьмы).

-«Алдымбыд» плели из разных нитей: хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых - в зависимости от назначения и от материального достатка.

-Обратите внимание на цветовую гамму нитей: белый, желтый, красный, зеленый; есть серебряного цвета и золотого цвета. Серебряный или белый символизировало чистоту и строгость, золотой или желтый – солнце и достаток.

4.Инструктаж по технике безопасности.

5.Практический показ приемов работы.

- Сегодня мы с вами научимся плести тесьму (шнур) «алдымбыд» из 3-х и 5-ти петель. В зависимости от количества нитей он бывает круглым (из 3-х) или плоским(из 5-ти и 7-ми).

Технология осетинского плетения «алдымбыд» из 3-х петель

Нарезаем 3 нити нужной длины и сложим их пополам. Концы нитей крепко зажимает пальцами левой руки помощница, а петли одевает на пальцы мастерица следующим образом:

одну петлю одеваем на указатель­ный палец правой руки,

две другие петли — на указательный палец и средний палец левой руки,

Работают пальцы правой руки. Руки надо держать ладонями вверх, пальцы полусогнуты.

Свободный средний палец ввести в петлю, находящуюся на указательном пальце. Указательным пальцем не вынимая его из петли, подхватить петлю со среднего пальца левой руки движением снизу, протянуть сквозь левую петлю.

Таким образом, на правой руке, где была только одна петля на указательном пальце, теперь оказалось две: на указательном и среднем, а на левой руке, где было две петли, осталась одна - на указательном пальце.

Широко развести руки в стороны. Со стороны помощницы образуется угол – зев, который она подбивает пальцами правой руки, придавая нитям нужное положение.

Далее эти движения повторяются до тех пор, пока тесьма не будет готова. В готовом виде тесьма имеет круглое сечение. Концы готовой тесьмы оформляются в зависимости от назначения.

Технология осетинского плетения «алдымбыд» из 5-ти петель

Нарезаем 5 нитей нужной длины и сложим их пополам. Концы нитей крепко зажимает пальцами левой руки помощница, а петли одевает на пальцы мастерица следующим образом:

одну петлю одеваем на указатель­ный палец правой руки,

вторую петлю — на средний палец правой руки,

а следующие три петли одеваем соответственно на указательный, средний и безымянный пальцы левой руки.

Положение рук такое же, как и при плетении из 3-х петель, т. е. ладони вверх, пальцы полусогнуты.

Начинаем перебирать пальцами той руки, на которой меньше петель, т. е. правой.

Продеваем безымянный палец в петлю, которая надета на соседний средний палец и снимаем ее со среднего пальца на безымянный

Освободившийся средний палец продеваем в петлю, которая находится на указательном пальце, а указательным пальцем, не вынимая его из петли, подхватываем движением снизу петлю, находящуюся на безымянном пальце левой руки, протягиваем ее сквозь петлю указательного пальца правой руки.

Одновременно петля с указательного пальца правой руки оказалась на среднем пальце, а на указательном осталась петля, снятая с безымянного пальца левой руки.

Таким образом, положение петель поменялось: на правой руке теперь 3 петли, а на левой — две. Теперь широко разводим руки, а помощница подбивает угол.

Далее повторяем те же движения попеременно то правой, то левой рукой.

После каждого перебора нитей мастерица разводит руки, а помощница подбивает угол, придавая тесьме необходимую плотность.

6. Практическая работа учащихся.

Плетение тесьмы нитями из 3-х и 5-ти петель.

--А как же в наше время? Где можно применить данный шнур?

Ответы учащихся.

-«Алдымбыд» можно применить также для закладок книг, завязок для волос, браслет и даже скакалок. «Золотным» шнуром «алдымбыд» украшают самые разные изделия: бархатные ожерелья, выполняют вышивку на одежде, головных уборах, обуви.

-Сегодня мы тесьму применим для оформления декоративных ваз из папье-маше (из ниток), но сначала мы должны вспомнить технологию изготовления папье-маше из ниток.

Возможные ответы учащихся по технологию изготовления коконов

Надуем и хорошенько завяжем шарик.

Приготовим рабочее место.

Проколем флакон с клеем поближе к донышку и протянем нитку.

Обматываем шарик не торопясь, пока сеточка «кокона» не станет частой.

Обрежем нитку, кусочек оставим внутри флакона, чтобы не вытекал.

Повесим заготовку сушиться, вымоем с мылом руки.

Вымоем, вытрем насухо и уберём на место иглу и ножницы

Просохший «кокон» берем и прокалываем ее иголкой в нескольких местах, чтобы извлечь шарик.

-Чтобы иметь представление о том, как применить тесьму рассмотрим готовые образцы и еще раз обратимся к нашей презентации.

Вот теперь мы можем фантазировать и украшать наши заготовки.

Разрезаем кокон на две части, вырезаем узоры и оформляем края заготовки - обклеиваем тесьмой «алдымбыд».

Можно сделать напольную декоративную вазу из большого «кокона», при оформлении использовать осетинский орнамент.

7. Подведение итогов.

И так, мы научились плести оригинальный шнур «алдымбыд». Изготовили вазы для фруктов, конфет, для сухих цветов и со вкусом их оформили. Молодцы ребята!

Если вы будете знать и применять искусство наших предков, а в будущем и передавать свой опыт, вы будете истинными гражданами, достойными и гармонично развитыми личностями.

8. Домашнее задание.

Ребята, давайте дома попробуйте применить приобретенные сегодняшние знания и сделать вазу с подставкой из папье-маше используя тесьму. Это вам домашнее задание.

1. Залина Даурова. Искусство рукоделия Осетии-Алании. Издательско-полиграфическое предприятие им. Гассиева. Владикавказ 2006.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Плетение тесьмы «алдымбыд». Оформление тесьмой декоративных ваз из папье-маше (из ниток)».

Автор разработки урока

Учитель технологии Битеева Рита Согратовна

Предмет –технология (обслуживающий труд).

Раздел: рукоделие (плетение).

Тема урока: «Плетение тесьмы «алдымбыд». Оформление тесьмой декоративных ваз из папье-маше (из ниток)».

«Предки должны надеяться на своих детей,

Дети должны гордиться своими предками».

Тип урока: комбинированный.

Дать знания об осетинском плетении тесьмы «алдымбыд», как виде декоративно-прикладного искусства, познакомить с технологией плетения из 3-х и 5-ти нитей.

Познакомить с нетрадиционным использованием тесьмы «алдымбыд».

пробудить интерес к культуре своего народа,

ознакомить с видами декоративно-прикладного искусства.

формирование устойчивого интереса к предмету, творческого отношения к труду,

формирование интеллектуальных способностей учащихся,

развитие внимания и логического мышления.

формирование у учащихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах,

воспитание любви к родному краю на основе изучения элементов народного творчества.

Метод обучения: информационно-сообщающий , объяснительный, инструктивно-практический.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Дидактический материал: иллюстрации, готовые изделия, презентация.

Материально-техническое обеспечение: образцы тесьмы «алдымбыд», нити ирис разных цветов, клей ПВА, клей МОМЕНТ-кристалл, надувные шары, большие иголки, ножницы, готовые «коконы» для ваз.

Общее время урока: 80 минут.

Демонстрация изделий, показ презентации.

Инструктаж по технике безопасности.

Практический показ приемов работы.

Практическая работа учащихся.

– Здравствуйте. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их.
– Проверьте своё рабочее место. У вас на столе должны лежать: цветные нити ирис, клей, ножницы, надувные шары разной формы, готовые «коконы»

-Ребята, какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете?

Ответы учащихся.

-Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития совершенного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества наших предков.

-А какие старинные виды рукоделия у осетин вы знаете?

Ответы учащихся.

-Сегодня мы продолжим знакомство с одним из прекрасных видов декоративно-прикладного искусства, со старинным осетинским рукоделием, плетение «алдымбыд» . Не все сегодняшние рукодельницы знакомы с искусством рукоделия наших предков и мы с вами сегодня будем использовать секреты мастерства наших пробабушек.

3.Демонстрация изделий, показ презентации.

-На первый взгляд плетение может показаться легким занятием, но поверьте мне, это трудоемкое занятие, которое требует мастерства и терпения. Очень широкое применение находил в старину сплетенный на пальцах шнур или тесьма «алдымбыд». Этим шнуром выкладывали узоры на одежде, головных уборах, обуви, бурках и т.д.

-Сейчас я вам покажу какие виды тесьмы применяли наши пробабушки (Демонстрация видов тесьмы).

-«Алдымбыд» плели из разных нитей: хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых - в зависимости от назначения и от материального достатка.

-Обратите внимание на цветовую гамму нитей: белый, желтый, красный, зеленый; есть серебряного цвета и золотого цвета. Серебряный или белый символизировало чистоту и строгость, золотой или желтый – солнце и достаток.

4.Инструктаж по технике безопасности.

5.Практический показ приемов работы.

- Сегодня мы с вами научимся плести тесьму (шнур) «алдымбыд» из 3-х и 5-ти петель. В зависимости от количества нитей он бывает круглым (из 3-х) или плоским(из 5-ти и 7-ми).

Технология осетинского плетения «алдымбыд» из 3-х петель

Нарезаем 3 нити нужной длины и сложим их пополам. Концы нитей крепко зажимает пальцами левой руки помощница, а петли одевает на пальцы мастерица следующим образом:

одну петлю одеваем на указатель­ный палец правой руки,

две другие петли — на указательный палец и средний палец левой руки,

Работают пальцы правой руки. Руки надо держать ладонями вверх, пальцы полусогнуты.

Свободный средний палец ввести в петлю, находящуюся на указательном пальце. Указательным пальцем не вынимая его из петли, подхватить петлю со среднего пальца левой руки движением снизу, протянуть сквозь левую петлю.

Таким образом, на правой руке, где была только одна петля на указательном пальце, теперь оказалось две: на указательном и среднем, а на левой руке, где было две петли, осталась одна - на указательном пальце.

Широко развести руки в стороны. Со стороны помощницы образуется угол – зев, который она подбивает пальцами правой руки, придавая нитям нужное положение.

Далее эти движения повторяются до тех пор, пока тесьма не будет готова. В готовом виде тесьма имеет круглое сечение. Концы готовой тесьмы оформляются в зависимости от назначения.

Технология осетинского плетения «алдымбыд» из 5-ти петель

Нарезаем 5 нитей нужной длины и сложим их пополам. Концы нитей крепко зажимает пальцами левой руки помощница, а петли одевает на пальцы мастерица следующим образом:

одну петлю одеваем на указатель­ный палец правой руки,

вторую петлю — на средний палец правой руки,

а следующие три петли одеваем соответственно на указательный, средний и безымянный пальцы левой руки.

Положение рук такое же, как и при плетении из 3-х петель, т. е. ладони вверх, пальцы полусогнуты.

Начинаем перебирать пальцами той руки, на которой меньше петель, т. е. правой.

Продеваем безымянный палец в петлю, которая надета на соседний средний палец и снимаем ее со среднего пальца на безымянный

Освободившийся средний палец продеваем в петлю, которая находится на указательном пальце, а указательным пальцем, не вынимая его из петли, подхватываем движением снизу петлю, находящуюся на безымянном пальце левой руки, протягиваем ее сквозь петлю указательного пальца правой руки.

Одновременно петля с указательного пальца правой руки оказалась на среднем пальце, а на указательном осталась петля, снятая с безымянного пальца левой руки.

Таким образом, положение петель поменялось: на правой руке теперь 3 петли, а на левой — две. Теперь широко разводим руки, а помощница подбивает угол.

Далее повторяем те же движения попеременно то правой, то левой рукой.

После каждого перебора нитей мастерица разводит руки, а помощница подбивает угол, придавая тесьме необходимую плотность.

6. Практическая работа учащихся.

Плетение тесьмы нитями из 3-х и 5-ти петель.

--А как же в наше время? Где можно применить данный шнур?

Ответы учащихся.

-«Алдымбыд» можно применить также для закладок книг, завязок для волос, браслет и даже скакалок. «Золотным» шнуром «алдымбыд» украшают самые разные изделия: бархатные ожерелья, выполняют вышивку на одежде, головных уборах, обуви.

-Сегодня мы тесьму применим для оформления декоративных ваз из папье-маше (из ниток), но сначала мы должны вспомнить технологию изготовления папье-маше из ниток.

Возможные ответы учащихся по технологию изготовления коконов

Надуем и хорошенько завяжем шарик.

Приготовим рабочее место.

Проколем флакон с клеем поближе к донышку и протянем нитку.

Обматываем шарик не торопясь, пока сеточка «кокона» не станет частой.

Обрежем нитку, кусочек оставим внутри флакона, чтобы не вытекал.

Повесим заготовку сушиться, вымоем с мылом руки.

Вымоем, вытрем насухо и уберём на место иглу и ножницы

Просохший «кокон» берем и прокалываем ее иголкой в нескольких местах, чтобы извлечь шарик.

-Чтобы иметь представление о том, как применить тесьму рассмотрим готовые образцы и еще раз обратимся к нашей презентации.

Вот теперь мы можем фантазировать и украшать наши заготовки.

Разрезаем кокон на две части, вырезаем узоры и оформляем края заготовки - обклеиваем тесьмой «алдымбыд».

Можно сделать напольную декоративную вазу из большого «кокона», при оформлении использовать осетинский орнамент.

7. Подведение итогов.

И так, мы научились плести оригинальный шнур «алдымбыд». Изготовили вазы для фруктов, конфет, для сухих цветов и со вкусом их оформили. Молодцы ребята!

Если вы будете знать и применять искусство наших предков, а в будущем и передавать свой опыт, вы будете истинными гражданами, достойными и гармонично развитыми личностями.

8. Домашнее задание.

Ребята, давайте дома попробуйте применить приобретенные сегодняшние знания и сделать вазу с подставкой из папье-маше используя тесьму. Это вам домашнее задание.

1. Залина Даурова. Искусство рукоделия Осетии-Алании. Издательско-полиграфическое предприятие им. Гассиева. Владикавказ 2006.

Читайте также: