Палестинские кружева техника плетения

Обновлено: 28.03.2024

Самая малость теории.

В самом простейшем виде палестинское кружево (=ПК) - это диагональная сетка, образованная рядами нитяных дуг. Оно выполняется от края наружу (или от центра наружу, если это круглая работа). Дуги прикрепляются к дугам предыдущего ряда с помощью узелков. Работа может переворачиваться в каждом ряду (как вязание спицами), но может выполняться и только по одной стороне.

При этом одна дуга - это как бы 2 стороны квадратика сетки. Такую дугу я назову просто дуга. Дуга может быть длинной, как бы 3 стороны квадратика - назову дуга 3/4. Или короткой - 1 сторона квадратика, это дуга 1/4.

При плетении полоски началом, куда прикрепляется первый ряд дуг, может служить:
1.Двойная или тройная длинная нитка.
2.Край материи.
3.Ленточка.

Для первых проб возьмём заглаженный по долевой кусочек ткани.

Иголку надо толстую, такую, которую удобно держать в пальцах. Вышивальная хороша тем, что не колется. Единственно, для первого ряда на ткани нужна иголка с острым концом, чб.хорошо прокалывала ткань. А потом можно поменять на вышивальную.

Нитки - х/б №10.
Условие - нитки должны хорошо держать туго затянутый узелок. Поэтому грубо скрученные (снежинка) или очень скользкие (шёлк) - это уже для хорошо набитой руки.

Вдеваем длинную нитку ( я вдеваю где-то см 120) и учимся делать узелки. Они бывают правые и левые. При исполнении правых продвигаемся слева направо, для левых наоборот.

Прикладываем кончик нити к краю ткани и делаем первый узелок. Для этого закидываем большую петлю справа налево, вкалываем иголку сверху вниз в ткань и продеваем снизу вверх в петлю.

После этого начинаем затягивать правый узелок.
Обратите внимание, как держатся в пальцах иголка и нитка при затягивании узелка. Это связано с тем, что узелок затягивается очень туго, и если держать иголку по-обычному, то нитка в ушке может порваться. Поэтому держу по-особому, и при затягивании узелка нитка опирается не на ушко, а на пальцы.

Затягиваем постепенно узелок. Сперва нитку тянем по диагонали направо.

А потом вертикально вверх, натягивая её очень сильно. Вот так лежит нитка на правой руке при затягивании узелка.

Теперь можно потренироваться и сделать ряд последовательных узелков, оставляя между ними небольшие отрезочки нитки ( делаем их неплотно). Расстояние от узелка до узелка мб. различным, это зависит от толщины ниток. Здесь у меня 5 мм, это у меня получается на полном автомате.

Теперь попробуем оставлять между узелками не просто отрезочки ниток, а дуги. Для этого при затягивании узелка придержим левой рукой небольшую петельку. Размер этой петельки должен быть таким, чтобы она не была вялой. слишком длинной под шаг 5 мм и номер ниток. сами разберётесь, когда дойдёте до этого места.

Ну а теперь осталось сделать целый ряд таких петелек - и первое ваше палестинское кружево готово!
Скажете, просто?
Но ведь уже красиво! По краю манжеты, воротника, планки, рюши. это уже настоящее кружевцо. Ручная работа!

Здесь две ремарки.

Надо ли стремиться сделать дуги абсолютно одинаковыми?
Надо, но без фанатизма. А то работа утеряет ручной характер, станет как машинное вязанье.

Что делать, если произошла ошибка и надо отыграть назад?
Развязать узелок иголкой.

Теперь второй ряд.
Для этого нужно подняться наверх крайней дужки.
Сделаем это с помощью дуги 1/4 и левого узелка. Напомню, что до этого все узелки были правые.

Закинем петлю слева направо. Проведём иглу в дугу 1 ряда сверху вниз и в петлю снизу вверх. Затянем узелок, оставляя коротенькую дужку. Для тренировки сделаем ещё одну дугу. Левыми узелками подряд я обычно не шью, они нужны, в основном,для узоров. Поэтому переворачиваю работу и делаю второй ряд правыми узелками. Иголку я поменяла на вышивальную с тупым концом.

И вот уже кружевцо из двух рядов. Простенько, но так прелестно.
Из-за туго затянутых узелков ПК имеет весьма устойчивую и прочную структуру.

Перейдём в третий ряд. На этот раз сразу повернём работу и сделаем подъём правым узелком и дугой 3/4, оставляя петельку подлиннее.

И попробуем выполнить простой, но очень красивенький узор, который я называю уголочки.

Вот схема этого узора.
Уголочки могут быть разного размера, но первый ряд всегда начинается с нечётного числа дуг. Я начну с 5 дуг. Поворотную дугу 3/4 не считаем.

5 дуг - поворот - дуга 3/4
4 дуги - поворот - дуга 3/4
3 дуги - поворот - дуга 3/4
2 дуги - поворот - дуга 3/4
1 дуга - поворот - дуга 3/4

После этого делаем кончик уголочка.
Поворот -дуга 3/4 - ещё одна дуга 3/4 в эту же петлю.

И затем спускаемся вниз по косой стороне, чередуя дугу 1/4 и дугу 3/4, пока не придём к ряду основания.
Следующий уголок сделаем не впритык, для этого ещё одна короткая дужка, а потом начинаем повтор.

Правда, прелесть? У меня такой уголок выходит где-то за 2,5 минуты. Его погонная длина где-то 3,5 см.


А вот так, когда уголков уже много.

Всё хорошее когда-то кончается, втч. и нитка. Как прицепляется новая нитка в ПК?

Берём новую длинную нитку, подкладываем её к дуге основы и прикрепляем рабочей ниткой очередную дугу узелком, захватывая новую нить.

После этого короткую нитку вынимаем из иголки, вставляем длинную (кот. уже привязана к дуге) и делаем ещё один узелок в ту же дугу уже длинной ниткой, захватывая как дугу основы, так и остаток короткой нитки. После этого хвостики обрезаем и плетём дальше. На месте соединения получается двойной узелок.

Это почти забытое рукоделие. Такие тончайшие кружева невозможно ни связать крючком, ни сделать из зубчатой тесьмы. С ними могут сравниться лишь плетеные кружева. Изящно выглядят кружева из тончайших катушечных хлопчатобумажных или шелковых ниток. Ими можно украсить носовой платок, воротничок, манжеты.

Если вы собираетесь отделать кружевом край уже готового воротничка или манжет, то он не нуждается в предварительной обработке. Край же носового платка, косынки вы должны подогнуть и незаметно приметать. Если ткань платка очень тонкая (батист, маркизет), лучше просто скрутить край кончиками пальцев в тоненький аккуратный валик и прямо по нему сделать первый ряд кружев.

1-й ряд — основание кружев на ткани. Вденьте в иглу нить длиной, удобной для шитья. Введите иглу в материал, отступя от края 1—1,5 мм, и сделайте первый стежок обметочным петельным швом, которым вы обметываете петли для пуговиц. Закрепив таким образом нить, начинайте выполнять первый узелок основания кружев — так называемый антверпенский узел. Для этого введите иглу в материал, отступя от предыдущего стежка вправо 1—2 мм (размер стежков вы подберете сами в зависимости от толщины материала и ниток, важно только, чтобы все стежки были одинаковыми). Нить, идущая от предыдущего стежка, должна остаться позерх иглы (рис. 1).

Теперь, прижимая иглу к ткани большим пальцем левой руки, правой рукой возьмите нить недалеко от ушка иголки и набросьте ее на конец иголки так, чтобы нить образовала как бы незамкнутую «восьмерку» (рис. 2). Протяните иглу вперед и затяните «восьмерку», следя, чтобы она не закручивалась и сохраняла свою форму до тех пор, пока не превратится в узелок. Если вы все сделали правильно, то получите маленький, очень прочный узелок, который уже невозможно сдвинуть в сторону или развязать.

Обшейте такими стежками весь край, который вы собираетесь отделать кружевами. Если это платок или край рукава, юбки, ваш шов образует замкнутый круг, и следующий ряд вы начнете с того же места. При отделке незамкнутого края воротника, манжет, дойдя до конца, вы должны перевернуть работу наизнанку и следующий ряд делать в обратном направлении. Принципиальной разницы в выполнении кружев по замкнутому кругу или по лицу — по изнанке нет.

Когда у вас кончается нить, вденьте новую и, прижимая большим пальцем левой руки ее кончик к материалу, сделайте узелок на том же месте, где был предыдущий узелок. Торчащие два кончика ниток осторожно срежьте около самых узелков — они не развяжутся.

2-й ряд — мережка. Введите иглу в петельную дужку первого ряда и сделайте на середине дужки антверпенский узелок (рис. 3) так, чтобы образовавшаяся петельная дужка нового, второго ряда была высотой 1,5—2 мм. Введите конец иглы в эту новую дужку. Так как нить на этот раз находится справа от иглы, а не слева, как раньше, выполнение узелка здесь будет немного другим. Оно показано на рисунках 4 и 5. Это самый сложный элемент образования кружев, и если вы сможете разобраться, как его делать, то получите нарядную мережку, которая украсит основание вашего кружева (рис. 6).

Если узел, выполнение которого вы видите на рисунках 4, 5, 6, покажется вам чересчур сложным, попробуйте сделать его другим, более легким способом. Введите иглу в петельную дужку первого ряда и протащите нить почти до конца. Потом проденьте конец иглы позади этого стежка, но поверх рабочей нити, как показано на рисунке 5а. При затягивании образуется узалок другой формы, непохожий на «восьмерку». Этот шов менее красив и не дает таких ровных стежков, как антверпенский узел. Зато он прост в исполнении, и при хорошем глазомере им можно пользоваться вместо антверпенского.

3-й ряд — сердцевинки цветов. Сделайте 5 петельных дужек подряд, следя за тем, чтобы они одинаково возвышались над предыдущим рядом. 6-ю дужку сделайте больше других, пропустив при ее выполнении одну дужку предыдущего ряда (рис. 7). Продолжайте вышивать так, делая каждую шестую дужку увеличенной. Это будут сердцевинки будущих цветов кружевного орнамента

4-й ряд — лепестки и тычинки цветов. На пяти малых дужках предыдущего ряда сделайте 4 такие же дужки, затем узелок с краю большой дужки. Здесь же выполните большую дугу, у которой концы сдвинуты вплотную (рис. 8). Теперь введите иглу в получившуюся узкую длинную петлю (длина 3—4 мм) и выполните на ее верхушке узелок (рис. 9). После этого введите иглу опять в сердцевину цветка и сделайте узелок вплотную к предыдущим двум. Лепесток готов (рис. 10).

Между лепестками должны быть тычинки. Это совсем крохотные дужки, образующие зубчики — так называемые «пико» (рис. 11). Чередуя лепестки и тычинки, заполните ими всю большую дугу сердцевины. В зависимости от размеров дужек и толщины ниток на ней должно поместиться 4—5 лепестков (рис. 12).

5-й ряд. На четырех малых дужках предыдущего ряда сделайте три такие же дужки, затем соедините дужками концы лепестков. Размеры соединительных дужек подберите так, чтобы кружево не стягивалось, но и не было чересчур волнистым. Продолжайте до конца ряде.

6-й ряд — вторая розетка лепестков. На трех малых дужках предыдущего ряда сделайте 2 такие же дужки, затем на промежуточных дугах, соединяющих лепестки, выполните такие же лепестки, как в четвертом ряду; число лепестков должно получиться на один больше, чем было в четвертом ряду (рис. 13).

7-й ряд — окаймляющий. Между двумя малыми дужками шестого ряда сделайте одну дужку, которая станет вершиной треугольника, составленного из малых дужек (в 3-м ряду — из пяти, в 4-м — из четырех, в 5-м — из трех, в 6-м — из двух и, наконец, в 7-м ряду — из одной дужки). Эти треугольники отделяют друг от друга цветочные мотивы кружевного орнамента. Теперь введите иглу в кончик крайнего лепестка, соедините дужками все соседние лепестки, затем сделайте малую дужку на вершине следующего треугольника и т. д. Закончив 7-й ряд, вы получите почти готовые кружева (рис. 14). Можете их в таком виде и оставить, Но, чтобы они стали наряднее и прочнее, не пожалейте времени и отделайте наружный край кружев зубчиками «пико» (рис. 14).

Осторожно срежьте ножницами кончики нитей, оставшиеся при их смене. Выстирайте и прогладьте отделанную кружевами вещь.


Армянское кружево по своей структуре из-за достаточно больших промежутков между стежками напоминает сетку. От собственно восточного и палестинского кружева оно отличается более изысканным рисунком и богатством растительных мотивов.

Еще одной характерной особенностью этого кружева является рисунчатый край.

Чаще всего его выработку начинают от кромки, иногда — от протянутой нити. Стежки делают в направлении слева направо, а нить после каждого ряда протягивают справа налево, таким образом стежки следующего ряда образуются вокруг нити, возвращенной назад.

Для получения стежка нить обводят вокруг иглы два раза. В результате при затягивании получают узлообразное утолщение.

В давние времена кружевоплетение было широко развито в Армении. Кружево, шитое простой швейной иглой, изготовляли в виде штучных изделий и для отделки одежды. В настоящее время кружевоплетение возрождено в Армении во многих районах.

Есть теория, противоречащая мнению русских и европейских исследователей, которые родиной кружева считают Италию, где оно возникло и стало развиваться только в XV-XVI вв., тогда как у армян оно было известно еще с урартских времен. В начале XX в. армянское кружево широко экспортировалось и пользовалось большим спросом на международном рынке.

Во Франции, где оно известно с XVI- XVII вв., армянское кружево соперничало с алансонскими, аржантанскими, английскими, испанскими, брюссельскими кружевами, отличаясь от тех изяществом и самобытностью. Армянское кружево имеет более утонченный рисунок, чем восточное.

Существовали три основных центра кружевоплетения — Карин, Ван и Константинополь, и константинопольское кружево отличалось от первых двух разноцветностью ниток и многообразием орнамента.

Ассортимент армянских кружев неширок и представлен в основном салфетками и салфетками-панно. В армянских вышивках поражает тонкость и изящество рисунка, особенно в вышивках стягами, архаичность изображаемых символов.

Наряду с вышивками стягами в Армении были распространены также вышивки гладью, крестом. Искусство плетения иглой насчитывает в Армении не одно столетие. В этой технике выполнялись и декоративные салфетки, и крохотные кружевные цветы армянских женских налобников.

Переход от одной бриды к другой осуществляется по сгибам тканей стежками через край. Для того чтобы брида была более прочной, можно натянуть не одну, а три нити и обвить их петельным швом (см. рисунок).

Данный кружевной шов состоит из брид с петельными стежками пико,

Такую бриду делают следующим образом: от одного края детали к другому натягивают три нити и, возвращаясь, заполняют петельными стежками до середины, за тем из нити делают петлю и закрепляют булавкой. Проведя иголку под соединительные нити, пико закрепляют петельным стежком.

Бриды на данном рисунке вышивают аналогично предыдущим, но пико закрепляют двумя петельными стежками.

Для выполнения бриды петельными стежками со спиральным пико верхнюю часть петли последнего в ряду стежка навивают на иголку слева направо 10-12 раз. Придерживая витки большим и указательным пальцами левой руки, иглу выводят под нить петельного стежка; нить затягивают до тех пор, пока спиральное пико не ляжет плотно к краю бриды. После этого вышивание бриды заканчивают.

Для того чтобы вышить бриду с двумя рядами петельных стежков, на двух или трех основных нитях делают односторонний ряд сдвоенных петельных стежков с такими промежутками, чтобы в них мог поместиться второй ряд сдвоенных петельных стежков. Ход вышивания сдвоенных петельных стежков таков: первый ряд стежков вышивают обычно - игла идет сверху вниз, а второй ряд стежков вышивают в противоположном направлении - игла идет снизу вверх.

Простой русский шов образуется из петельных стежков зигзагом с равными промежутками между двумя краями соединяемых деталей. Стежки одного края приходятся на середину промежутков, между стежками другого края.

В крученом русском шве в противоположность предыдущему шву иглу выводят впереди нити, и нить обвивает ее один раз.

При вышивании шва с односторонним витком нижнюю часть кружева вышивают простым русским швом, а в верхней части стежок обвивают нитью три раза.

Для изготовления прошвы с простыми петлями на противоположных краях делают слабые петельные стежки, сдвинутые относительно друг друга. После этого дуги петель соединяют между собой петельными стежками.

Прошву с пучками петельныx стежков выполняют таким способом: одна неполная и две законченные простые бриды стежками через край (с небольшими промежутками между ними) соединяют пятью-шестью петельными стежками в одну группу, затем заканчивают неполную бриду. Крайние бриды групп расположены тесно.

Чтобы сделать прошву с простым мотивом (веточкой - как на рисунке), вдоль поверхности для вышивания проводят от средней линии снизу вверх вышивальную нить и на верхнем краю берут на иголку пару нитей ткани. Затем с левой стороны снизу вверх и с правой стороны сверху вниз берут на иголку также по паре нитей ткани. Образовавшиеся петли связывают на средней линии узелком.

Прошву с мотивами веточки и паучками вышивают так же, как предыдущую, но скрепленное узелком место дополняют мотивом паучка.

Для изготовления прошвы с мотивом веточки из переплетенных листочков вдоль поверхности по средней линии сверху вниз прокладывают нить, захватывая пару нитей на дальнем нижнем крае, проводят нить назад на верхний край. Затем делают такие же петли для листочков, связанные узелками, как для двух предыдущих прошв, после чего проводят нить снова вверх к начальной точке и вышивают переплетающимися стежками верхний средний листок. Боковые листочки начинают вышивать также с верхушки, поэтому на одной половине листочка бывает одна, а на другой - две вспомогательные нити.

При изготовлении nрошвы с маленькими паучками вышивают два перекрещивающихся ряда простым русским швом. Нить проводят до половины ширины прошвы, а в точке скрещивания нитей делают примерно пятью стежками паучка. Иголку проводят дальше вниз к следующему пере сечению нитей.

Прошву с паучками побольше выполняют следующим образом: нить натягивают вдоль средней линии вышиваемой поверхности снизу доверху. Затем нить ведут стежками через край до угла и образуют между двумя углами открытую петлю. После этого стежками через край проводят нить из угла на половину ширины прошвы. Иглу вкалывают сверху предыдущей петли и снизу горизонтально на тянутой нити и закрепляют нить на противоположном краю, после чего проводят нить назад до начальной точки на другом краю прошвы. Делают в обратном направлении один виток вокруг нити. В точке пересечения с горизонтальной линией образуют вокруг четырех нитей большого паучка. Вышивальную нить проводят витком вокруг вертикальной нити к краю прошвы, откуда делают новую открытую петлю.

Основа изготовления прошвы с пирамидальным мотивом представляет собой редкий ряд русского шва. Переплетение треугольников начинают с верхушки и вышивают до половины ширины прошвы. Переход к верхушке следующей пирамиды происходит несколькими витками вокруг нити основного шва.

Прошву, которую вы видите на рисунке, изготавливают так: переплетают треугольники, образованные двумя перекрещивающимися рядами русского шва с соединяющимися между собой верхушками.

Кружевом можно также украшать края изделия. Выполняя кружева для края, пользуются различными комбинациями петельных стежков (см. рисунок).

Кружевной край с узелками из петельных стежков (а) делают так: нить прикрепляют к краю ткани обычным узелком. Вблизи предыдущего узелка вокруг конца свободной нити и нити, идущей с иголки, вышивают петельным стежком узелок. Конец свободной нити заправляют в ткань (в некоторых случаях - в узелки). На подходящем от предыдущего узелка расстоянии образуют вышивальной нитью маленькую дугу и прикрепляют ее к ткани так же, как в комбинации первого узелка.

При образовании петель для кружевного края с пико (б) и завязывании узелков нить необходимо придерживать большим и указательным пальцами.

Кружевной край с дугами из петельных стежков и спиральными пико изготавливают, как бриду, выполненную петельными стежками со спиральным пико (см. выше).

Шитое кружево может иметь не только линейный характер, но и заполнять поверхности различной формы.

Элементы шитого кружева могут быть вписаны в прямоугольную форму или форму более сложную: круг, лепестки цветка и т. д.

Для заполнения формы кружевом контуры узора намечают стежками. Нить прикрепляют к вспомогательным нитям на контурной линии.

Ниже показаны кружева прямоугольной формы. На прямоугольных поверхностях необходимо соблюдать равномерность узора и количество стежков. Для расширения поверхности число стежков к краю увеличивают, для сужения - уменьшают. Для того чтобы избежать прокалывания нитей в предыдущих стежках, нередко вышивают, держа иглу ушком вперед. Переход от одного ряда стежков к другому осуществляют стежками через предварительно обметанный контур узора.

Кружевной шов, который вы видите на рисунке, вышивают рядами вперед-назад свободных редких петельных стежков. Стежки каждого последующего ряда размещают в петлях предыдущего. Это шов простейшего тюля.

Данный кружевной шов вышивают рядами вперед-назад из групп двойных петельных стежков. Расстояние между группами стежков чуть больше их ширины. Группы стежков каждого последующего ряда располагают в петлях предыдущего ряда. Этот шов используют при вышивании густого тюля.

Данные кружевные швы рекомендуется начинать рядом редких петельных стежков справа налево (на рисунке - второй ряд). В обратном направлении ряд стежков начинают на 5 мм ниже предыдущего и делают в петле предыдущего ряда один петельный стежок; вокруг вновь возникшей петли вышивают на двух-нитях слева направо четыре-пять петельных стежков. Третий ряд вышивают, как первый, четвертый - как второй и т. п.

Данный кружевной шов делают витым петельным стежком вперед-назад. Нить, образующую петлю, придерживают большим пальцем левой руки; иглу направляют сверху через петлю предыдущего ряда и проложенную нить-петлю. Вышивая справа налево, нить-петлю образуют наоборот. Образующиеся из стежков бриды должны располагаться вертикально. Бриду можно выполнять и обычным петельным стежком, обвивая его еще одним стежком.

Начну снова кружевцо, на этот раз на узенькой атласной ленточке шириной 7 мм.
Кончики срежу наискосок и макну в клей ПВА.
Первый ряд - столбики, элемент №7.
Второй ряд - обычные дуги.

Сделаю ещё один ряд дуг.
Так как дуги имеют длину полукруга, что больше исходного края, то край кружева расфалдится - получится маленький рюш.

Возможно, он (рюш) нам нужен, те. мы хотим и дальше плести кружево с рюшью. А если нет - то можно вернуть всё на плоскость с помощью диагонали.
Диагональ - это укороченная (вместо обычной) дуга, проходящая как бы по диагонали квадратика сетки из простых дуг. Длина её выбирается по ходу плетения, так чтобы слегка стянуть сетку и чтобы пропала фалда по краю. Вот картиночки.

Итак, всё вернулось на круги своя, и краюшек кружева перестал фалдить.

Из элементов ПК я уже представила вам:

Попробуем продвинуться дальше. А дальше будет. седьмой элемент, он же

Выполнять столбики я буду также на крае ткани.
Для одного столбика нужно сделать 2 узелка: сперва правый, потом левый. Поэтому при этом плетении рабочая нитка практически не закручивается (см. моё пояснение о закручивании для Дилетант). Вот столбики на крае ткани, они же крупнее.

Вот так это выглядело бы в изделии - манжетка, край рукава.

При исполнении столбиков длина верхнего края кружевца практически равна длине основы (в д.сл. ткани), поэтому это кружевцо не фалдит по краю, в отличие от дуг. Вот как оно делается.

а) Делаю обычную дугу правым узелком.
Здесь на фотах я показываю, что если рабочая нитка очень длинная и её неудобно тянуть от иголки (типа рук не хватает или длинная нитка плохо слушается), то просто берёмся за рабочую нитку пальчиками недалеко от узелка и затягиваем его именно пальцами. Иголку при этом можно не выпускать из ручки.


б)Теперь обратный ход.
Левым узелком делаю дугу 1/4 на только что сделанную обычную дугу. Как бы возвращаюсь назад наверх дуги.

Дальше цикл повторяется.
Даже один ряд - уже вполне приятненькая отделка, правда?

Ряд таких столбиков - довольно жёсткая структура. Поэтому если планируется широкое кружево, то обычно его удобно начать именно с такого ряда.

По этому же принципу прямого и обратного хода - следующий элементик, более затейливый. Назову его.

Вот как это будет выглядеть в готовом виде.

А вот и последовательность выполнения крестиков. Переходим во второй ряд.

а)Делаю один столбик. Он должен быть довольно высоким, где-то 10-12 мм.

б) Делаю дугу с правым узелком для второго столбика.

в)Возвращаюсь назад дугой на 1/4 с левым узелком. Этот узелок вяжу, захватив весь первый столбик и дугу второго столбика, те. на 3-х нитках.

На фотах видно два момента. Я затягиваю узелок пальцами. Во-вторых - этот узелок затягивается не туго, иначе ножки крестика сильно затянутся и будет не так красиво.

в)После этого ещё один обратный ход на дугу второго столбика, делаем маленькую дугу 1/4 и тугой левый узелок - крестик готов.

Сделаю целый ряд таких крестиков. И перейду в 3-й ряд.
Для отдыха пусть там будет что-нибудь попроще. уже известное. скажем, ряд обычных правых дуг. Вот так.

На ручке тоже прелестно!

А если сделать ещё один ряд правых дуг? Тоже красиво, но тогда самый краюшек кружева будет слегка фалдить - другой эффект.

Веер плетётся на основе ряда обычных дуг. Сплету 2 ряда дуг и начну этот элемент.

На моей полосочке будет несколько вееров. Веера могут быть побольше и поменьше. Начало веера располагается в одной дуге. Чтобы получить большой веер, нужно взять большие промежутки между началами. А для маленького - маленькие. Скажем, я для образца беру промежуток в 6 дуг между началами вееров - такие веера получатся довольно большими.

Сам веер образуется столбиками.
Но за счёт вплетания столбиков в сетку из дуг, количество столбиков в каждом следующем ряду увеличивается и они веерообразно расходятся из начала. Вот как это всё выглядит.

3 ряд. Начало веера.
4 дуги от края, 5-ая будет началом веера. На ней я выполняю 3 столбика. После трёх столбиков - коротенькая дужка в следующую дугу основы - начало веера положено.

При этом надо оставлять такие промежутки нитки между столбиками, чтобы верхний полукруг веера на затягивал кружево и не особо фалдил. Это уже глазомер, пальцемер и опыт.

После начала веера плетём снова дуги в количестве 6 ( больше-меньше от желания). И так до конца полосочки. Кстати, и 3 столбика в дугу для начала веера - это по желанию. Их может быть и 2, и 4.

4 ряд.
На дугах плетём дуги ( в этом ряду по 5 между веерами), а на веере - столбики. Вот так.

Как правило, при плетении больших вееров наступает момент, когда отрезки ниток между столбиками в веере становятся слишком длинными, начинают слегка провисать. Эта проблема решается добавлением столбиков в веер, те. на дужке предыдущего ряда плетётся не один столбик, а сразу 2. Сколько добавлять и когда? - это решаем по ходу, следя, чтобы структура кружевца не получалась слишком рыхлой.

Здесь я делаю такое добавление в 5 ряду.
На средней дужке веера плету 2 столбика вместо одного.
Так на каждом веере, а между ними по 4 обычных дуги.

Принцип понятен, продолжаю следующие ряды.

6 ряд.
Столбики веера и 3 дуги между.

7 ряд.
Столбики веера и 2 дуги между.


8 ряд.
Столбики веера и 1 дуга между. Но тут снова добавляю в серединке веера 2 столбика вместо одного, чтобы слегка уплотнить кружевцо.

И наконец,
9 ряд.
Веера сомкнулись. Только столбики без дуг между. Вот оно и кружевцо!

За счёт дополнительных столбиков в веерах это кружевцо слегка фалдит и имеет вид кружевного рюша. Маленькая примерка


Край у моего кружева образован одной ниткой - это промежуточки между столбиками. Поэтому он мягкий, вяловатый. Можно его подзакрепить, используя простенький элемент №10.

Это я так называю по форме узорчика, похожей на длинную рисинку.
На самом деле - это просто очень коротенькие дужки, обходящие край, почти прямые. Но вместе с такими же коротенькими дужками предыдущего ряда они образуют как бы бусики из рисинок, проложенные по краю работы. Те. делаем ещё один ряд по промежуткам столбиков правыми узелками и очень коротенькими дужками.
Рисинками можно подстянуть край (выбирая соответствующую длину дужек), и кружевцо будет фалдить меньше (если это желательно), только волнить.
Вот картиночки. Тута я впервые провела утюгом. А также приложила линейку

Ну и конечно же, окончательная виртуальная примерка! Вот она.

Тут всё очень просто.
Если мы будем делать узелки не на каждой дуге, а через одну, или не на каждом промежутке между столбиками, а через несколько промежутков, то из ниточки у нас образуется большая дуга.

Вот она. Здесь я использовала для основания три ряда столбиков, слегка загустив второй ряд. Началом служила сложенная втрое нить.

Она имеет право и на существование сама по себе, может быть включена в кружевное полотно, а может послужить основанием для другого элемента, например, для очень приятного краевого элемента

В следующем ряду я сплела на каждой большой дуге по 5 столбиков. Больше или меньше - зависит от размеров дуги. Присоединилакаждый фестончик обычным узелком в маленькую промежуточную дужку. И вышло очень приятненькое кружевцо. Из-за большого количествоа узелков фестончик получается вполне плотненький и устойчивый.

Как вариант, я ещё раз прошлась по краю фестончиков рисинками (элемент №10), делая по центру дужку покрупнее. Вот результат.

Мушки это очень просто.
Там, где обычно делается один узелок (скажем, прикрепляя дугу), сделаем 2 узелка подряд рядом друг с другом.
В результате возникнет небольшой бугорок.
Эти бугорки можно распределить по кружевной сетке любым регулярным способом, в виде украшения.

А можно на обычной сетке из дуг делать все узелки двойными, те. мушками.
Тогда получится элемент

Для большей выразительности узелки лучше делать неплотно друг к другу, а с крошечным промежуточком. Тогда ячейка сетки будет иметь вид не диагонального квадратика, а скорее, шестиугольничка, что напоминает тюль. Вот образчик.

Здесь я закончила верх диагоналями, тоже с мушками, сделала большие дуги для фестонов (элемент 12), но сами фестоны сделаю по-другому, не столбиками.
На каждой большой дуге - 6 маленьких дужек. А потом по маленьким дужкам ещё раз диагональю. И вышли такие изящненькие фестончики. . Я не знаю, почему, но в этом кружевце фантазия так и работает, очень легко и хочется придумывать каждый раз что-то новенькое.


Теперь следующий очень красивый элемент, назову его

Зубчики образуются из простых дуг, у которых усилена либо правая, либо левая половинка, либо обе. Я их назову правые зубчики, левые зубчики и двойные зубчики.

а) Правые зубчики

Сделаем их по краю.
Обычная дуга, потом вернуться короткой дугой левым узелком на вершину дуги, а потом вернуться короткой же дугой правым узелком к месту прикрепа большой дуги. Правая сторона дуги получится тройная. Подряд такие зубчики образуют очень милый край.

Левые зубчики делаются по-другому.
Сперва исполняем петельку, те. дугу в прикрепляем в ту же точку, где уже есть узелок.
Потом короткой дугой левым узелком идём на вершину этой петельки.
А с вершины уже правым узелком короткой дугой в следующую дужку основы. Левая сторона зубчика получается тройная.

Двойные зубчики получаются, если сделать сначала левую тройную сторону дуги, как у левого зубчика, а потом правую тройную сторону дуги, как у правого зубчика. Вот краюшек, где я сделала правые, левые и двойные зубчики.

Кроме того, по ходу плетения простого кружевного полотна из дуг, исполняя правую или левую сторону дуги тройным способом, как у соответствующих зубчиков, можно получать по вкусу всякие узорчики такого рода:

Для глазков сначала делаем большую петлю.
Делается она так. Здесь я её делаю по краю уголков, но можно её всюду, где уместно.
а)Обычная дуга с правым узелком, только увеличенного размера.
6)На эту дугу обратным ходом 2 левых узелка близко друг другу, те.практически без дужек между ними.
Это основа для глазков.

А в следующем ряду обходим большие петли элементиком .

Это просто очень маленькие дужки правыми узелками, которые выполняются помногу на одной петле. Здесь у меня по 4 и по 5 бисеринок.

Получаем глазки. Вот они. Очень приятненький элемент для края. Левые узелки на больших петлях добавляют жёсткости, как и бисер, так что край не вялый и держится очень хорошо.

..И последний элементик, очень милый.

Для него нужна основа из дужек уменьшенного размера, коротеньких. У меня это очень маленькие дужки, мм по 2-3, а над ними ряд рисинок. Потом уже делаются сами пальмовые листики.

На фоте видно, что листик - это несколько столбиков подряд (у меня 3 столбика). Каждый следующий столбик делается в следующую дужку основания, и каждый следующий столбик выше, чем предыдущий. Получаем такой красивый большой зубчик.

Техника плетения игольного кружева применяется в объемной вышивке.
Ойя, оя, ойяси, ойялари (Oya, Oyasi and Oyalari) – обобщенное название для всех декоративных оформлений кромок народных платков и шарфов, которые носили и носят турецкие женщины.

Искусство ойи зародилось в Фригийском царстве, занимавшем в 8 веке н.э. западно-центральную часть Анатолии, территорию современной Турции.

По некоторым письменным источникам, начиная с 12 века, это игольное кружевоплетение становится популярным сначала в Греции под названием белилла (Bebilla), а позднее через Италию попало в Европу.


Ойя украшает не только головные уборы. Оно используется для оформления скатертей, полотенец и салфеток.Однако именно игольное кружево ойя вызывает в настоящее время повышенный интерес рукодельниц и других стран.




Как это сделать:






Кружево ойя (оя) выполняется, как правило, нитью с помощью иголки, иначе его называют игольное кружево.
Все свои эмоциональные переживания и чаяния турецкие женщины, как и бывает в творчестве, выражали доступным способом – в рукоделии.


Цвет кружева позволял судить о чувствах, сложность и красота узоров об умении рукодельницы.




1. Сделайте длинный стежок, выведя нить из точки А и уведя ее через точку В. Снова выведите нить на лицевую сторону ткани через точку С. Сформируйте петли, как показано, протаскивая иглу под нитью. В конце первого ряда закрепите нить на ткани.

2. Во втором ряду вышивайте петли через серединные пробелы петель первого ряда. В конце второго ряда зафиксируйте нить на ткани.

3. Следуя ранее описанным шагам, завершите работу, убавляя петли в соответствии с узором. Натягивая нить или оставляя ее свободной, регулируйте плотность плетения.

С иглой в руках не только шьют, но и плетут кружева. История техники плетения игольного кружева насчитывает сотни лет. Сегодня его широко используют в объемной вышивке. С подробной инструкцией изящной техникой плетения овладеет даже новичок.

Игольное кружево изделия

Особенности техники

Игольное кружево, которое часто называют румынское кружево, плетут только нитью и иглой. Первые упоминания о технике плетения появились в Италии. Ажурная сеточка «ретичелла» выполнялась из льняной ткани, из которой частично выдергивали нити канвы и обшивали их в замысловатые рисунки. Украшением узора служили дополнительные стежки (бриды).

Румынское кружево

В Румынии плетение прижилось среди местных мастериц. Со временем оно усложнялось, вместе с нитями стали использовать тонкие шнурки для фактурного рисунка. Работа выполнялась с помощью игл, челнока, крючка, были разработаны различные стили. Но суть румынского кружева осталась неизменной. На жестком фоне (толстый картон или пластиковая основа) направляющая нить или тонкий шнурок закрепляют с помощью стежков. Позже наметку и фон удаляют, остается тонкое кружевное полотно.

Описание работы

При должном усердии и наличии свободного времени с румынским кружевом справится мастерица любого уровня подготовки. Стоит начинать с простых моделей – декоративной салфетки, накладного воротничка или легкой накидки-болеро.

Вышивание иглой

Пошаговая инструкция для начинающих поможет овладеть азами плетения. Начинать лучше с небольшого рукоделия – оно не потребует много времени и усилий.

Следует подготовить инструменты и материалы для работы:

  • шнур для выкладывания узора;
  • хлопчатобумажные нити в тон;
  • нити для вышивки и заполнения промежутков;
  • трафарет рисунка на кальке;
  • плотный полиэтилен;
  • ткань для наметки;
  • иглы, булавки, ножницы, маркер для разметки.

Палестинское кружево

За орнамент можно взять готовые схемы для кружев или придумать свой узор. При переводе рисунка на кальку стоит учесть толщину шнурка. Чтобы не испачкать ткань чернилами, под нее подкалывают полиэтилен, снизу кальку, и все вместе сшивают. Можно поступить проще – перенести рисунок на картон и сделать ламинацию, или полностью обмотать прозрачным скотчем поверх нарисованного эскиза с обеих сторон.

Обратите внимание! Начинающим удобнее плести отдельные детали изделия, а потом стачивать их вместе в одно полотно.

Пошаговая инструкция

На тканевую основу выкладывается шнурок. Концы должны фиксироваться встык, накладывать их друг на друга нельзя. Но допускается пересечение при укладке завитков.

Игольное кружево схемы для начинающих

Чтобы узор не смещался, стоит дополнительно подкалывать швейными булавками. Затем приметать его нитками контрастного цвета.

Когда канва рисунка готова, приступают к вышивке. Сначала отдельные элементы соединяются широкими стежками-бридами. Пространство заполняется петельками-мостиками, если расстояние до основного узора слишком велико, оно делится на несколько частей и обшивается по отдельности («сеточкой», «лепестком», «листком»).

Кружево Ойя иглой

Затем каждый стежок обшивается петельным, фестонным или штопальным швом. Нитки берут того же цвета, но более тонкие. Плотно обшитые вышивальным швом стежки не должны касаться ткани. Красиво смотрятся узелковые соединения (косой тамбурный или турецкий узел). Они уплотняют узор, перетягивая поперечные жгутики узора по центру.

Когда работа будет окончена, следует убрать контрастную наметку, отпороть тканево-полиэтиленовую подложку. Изделие отпарить, прогладить и высушить.

Вопросы и ответы

Какие нити выбрать для игольного кружева?

Лучше всего подойдет тонкий шнур «гусеничка». Он достаточно объемный, и в то же время изделие получится легким, почти невесомым. Можно связать шнурок для кружева крючком из хлопковой, шелковой или смесовой нити, а также купить готовый (продается в мотках).

Как спрятать обрезанные концы шнура на лицевой части?

При обрезке шнура по ходу рисунка следует оставлять несколько сантиметров запаса. Эти кончики по завершении работы распустить. С помощью иглы вышивальными стежками соединить с другими элементами кружева.

Можно ли обойтись без тканевой подложки?

Опытные мастерицы используют только картонную основу или тонкий пенопласт. К такой подложке шнур не пришивают, а прикалывают швейными булавками.

Читайте также: