Плетение цепочки на станке

Обновлено: 25.04.2024

Цепь на шею или нательная цепочка — популярный и аксессуар. Чтобы он всегда оставался любимым, стоит хотя бы немного разбираться в техниках его изготовления.

Технология изготовления цепочек бывает трех типов: машинная вязка, ручное плетение и штамповка. Однако из этого не следует, что любую цепочку можно изготовить всеми тремя способами. Каждый из способов имеет свою специфику, сильные и слабые стороны. Некоторые плетения возможно сделать только одним определенным способом. Например, большинство разновидностей сложного бисмарка изготавливаются вручную. Тоненькие легковесные цепочки весом около одного грамма – практически всегда делают с помощью машинной вязки. Штамповкой удается создавать удивительные фантазийные украшения со звеньями всевозможных форм, но выглядеть они будут чуть-чуть объёмно. Стоимость цепочек зависит от множества факторов, но зачастую ручные цепи, требующие больше времени на производство, превосходят по цене аналогичные машинные.

Машинная вязка цепочек

цепочка-машинного-плетения---zolotoy.ru

Машинным способом можно изготовить лёгкие цепочки из очень тонких звеньев. Современные цепевязальные машины способны производить изделия из проволоки толщиной от 0,15 мм. При изготовлении золотых цепочек якорного плетения станок за минуту создает 600 звеньев. Готовые цепочки прокаливаются в печах нагреванием до 815 °С для того, чтобы активировать специальный агент, спаивающий концы звеньев. Качество цепочки машинного плетения зависит от точности соблюдения технологических процессов. Технологический процесс машинного изготовления цепочек иллюстрирует видео, которое можно посмотреть в разделе о машинной вязке в нашей статье о видах плетения цепей.

Ручная вязка цепочек

Бисмарки-ручного-изготовления-professionali.ru

Штампованные цепочки

При штамповке звенья цепочки продевают друг в друга (собирают), а не паяют. Сами звенья изготавливают с помощью специальных вырубных штампов, которыми продавливают листовой металл. Толщина металла составляет не более 0,3 мм. Внешне штампованные изделия выглядят чуть объёмными и тяжелее реального веса.
Штамповка – достаточно простой и быстрый способ изготовления цепочек, значительно дешевле ручного плетения. Однако в носке штампованные украшения весьма капризны. Их легко деформировать, а ремонтировать проблематично. Поэтому перед сном их рекомендуется снимать.

штампованная-цепочка---goldlines44.ru

штампованная-цепочка-goldlines44.ru

штампованная-цепочка---ювелирный-город.рф

Пустотелые цепочки — как их производят?

Пустотелое-золото---serdza.ru

Довольно сложен технологически процесс изготовления пустотелых цепочек (некоторые по привычке называют их «дутыми»), которые сейчас переживают пик своей популярности. Чтобы получить качественное изделие, которое можно будет носить ежедневно, не подвергая риску деформации, требуется специальное оборудование и тщательное соблюдение технологии. Основное преимущество пустотелых цепей в том, что они выглядят очень крупными (а крупные украшения сейчас в моде!), но по весу заметно легче своих цельных аналогов, что приводит к вполне бюджетной их стоимости.

«Пустое тело» внутри такой цепочки достигается благодаря сердечнику из недрагоценного металла (например, железа). Сердечник (серединка из железа) обматывается пластиной из драгоценного металла, а затем вытравливается кислотой (подробнее о технологии травления металлов). Кстати, если не соблюдается технология, то остатки железа внутри золотой проволоки могут заметно «понизить» заявленную пробу изделия. После вытравливания сердечника на пустотелых цепях остается едва заметный шов, но при качественном производстве ювелиры сделают так, чтобы он всегда находился с внутренней стороны звена цепочки.

Сам процесс производства пустотелого украшения аналогичен обычному машинному или ручному. Проволоку вальцуют (утончают) и подвергают отжигу для выравнивания структуры зерен металла. Звенья цепи спаиваются. Если необходимо, пустотелые цепи подвергаются алмазной огранке и сколотке (см.главу ниже). И на самом последнем этапе вытравливается сердечник.

Пустотелые цепочки нужно носить как можно аккуратнее — если ее звено деформируется, восстановить или отремонтировать цепочку обычно бывает невозможно.

Дальнейшая обработка: алмазная огранка и сколоченные цепочки

Цепочки-с-алмазной-огранкой---ювелирный-город.рф

Внешний вид уже изготовленной одним из способов цепочки можно изменить, иногда – почти до неузнаваемости. Делается это обработкой изделия. Один из популярных вариантов — алмазная огранка (или «алмазка», как любовно называют ее ювелиры). Производится эта процедура на специальном станке для нанесения алмазной грани (граней). Чтобы обработанные «алмазкой» цепочки сверкали сильнее, фаска может быть снята почти со всех сторон звена цепочки – внешних и внутренних. На выходе у звена получается несколько граней (отражающих поверхностей) – например, 6, 8 или более. Обычно алмазная огранка применяется на панцирных цепях и «бисмарках».

Другой популярный вид обработки цепочки – так называемая «сколотка». Сколоченные цепи различных плетений заметно отличаются от «родительского» плетения, и обеспечивают практически бесконечное разнообразие видов цепочек. Суть технологии сколачивания – в калибровке толщины и ширины звеньев. Говоря более понятным языком, цепочка сжимается на специальном прессе с разным усилием, благодаря чему изменяется ее геометрия. Штампы прессов для сколотки могут придавать цепочками разнообразные формы сечения – круглую, прямоугольную и прочее. Сила сжатия аналогична давлению силой до 30 тонн, и в результате сколоченные цепи становятся очень плотными и жесткими, что надо учитывать при выборе подходящей цепочки.

На прилавках ювелирных украшений отдельно выставлены цепочки, сделанные из золота. Ажурное плетение, изящность и мнимая простота сделали их одним из самых любимых украшений. Прежде чем превратиться в красивую цепочку, золотому слитку предстоит пройти долгий путь переработки и обработки.

Промышленное производство

Для начала ювелирам нужно получить золотую нить. Дело в том, что золото очень мягкий металл. Поэтому слиток расплавляют и добавляют к нему медь, которая придает изделию красноватый оттенок; латунь, которую применяют для ускорения процесса создания сплава. Полученный состав нагревают в печи при температуре более тысячи градусов по Цельсию. От количества примесей будет зависеть, какой получится сплав: в 14 или 18 каратов.

Горячий жидкий сплав поступает в литейную машину, где охлаждается с помощью воды. Затем затвердевший металл отправляется в круглую пресс-форму, где его превращают в жердь под 2 метра. Золотую балку разрезают пополам, а в прокатном стане придают половинкам квадратную форму. Затем заготовки проходят через ролики стан-тандема. Они раскатывают золотой сплав в 24-метровую спираль.

Вытягивание в нити и закручивание в катушки происходит в алмазном стане. Сначала спираль прогревается в печи, а потом пропускается через алмазный стан. Во время проката золотая проволок поливается жидкой смазкой, после чего наматывается на катушки.

  • веревочка – самый простой вариант – нить пропускается через два звена, затем станок из замыкает;
  • венецианский ажур плетется на специальном станке. В нем существует канал с механическими зажимами. Нить закручивается вокруг формы, соединяясь с предшествующим звеном;
  • якорное плетение и паучок делаются на более сложных машинах. Звенья цепочки крепятся между собой, а за их качеством наблюдает специалист.

Металл в процессе изготовления цепочек может слипнуться или прилепить изделия друг к другу. Поэтому их посыпают специальным порошком и снова прогревают до 815 градусов. После плетения на готовые цепочки ставится проба и застежка.

Затем украшения погружают в химический раствор, чтобы смыть всю грязь. После обработки изделия покрываются жидким золотом. Оно придает ювелирным украшениям привычный для нас блеск. Изделия проходят через специалиста по контролю за качеством и с его разрешения поступают на полки магазинов.

Ручное производство

Частные ювелиры имеют в своих мастерских все приспособления, чтобы сплести золотую цепочку из любого золотого изделия, предоставленного заказчиком. В его распоряжении тигль для создания сплава, изложница для получения толстой проволоки. Для раскатки используются вальцы, а растягивается проволока с помощью фильеров. Чтобы проволока не порвалась, ее по старинке смазывают свечным воском.

Полученная проволока скручивается в спираль, специальными ножницами нарезаются звенья, затем плетется цепь, а концы спаиваются с помощью припоя. Это очень трудоемкий процесс применяется для толстых цепочек.

Тонкие цепочки производятся на специальных станках, которые сегодня есть в любой ювелирной мастерской. Если заказчик хочет индивидуальное плетение, то ювелир выполняет его заказ полностью вручную. Все звенья фиксируются, соединяются и паяются лично мастером. Он же проверяет изделие на крепость.

Ещё рекомендую посмотреть эксперимент, как вода течёт вверх.

На этом всё! Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, чтоб одними из первых получать интересные статьи и видео.

В данной статье рассмотрим процесс изготовления цепочки плетения Бисмарк из золота 585 пробы.

Первым делом, мы взвешиваем нужное нам количество металла. Берем больше золота, чем заявленный вес цепочки, для оборота добавляем примерно 1/3 от общего веса цепочки.

Например, мне заказали цепочку на 30 грамм, для работы я беру 37 грамм, запас на обработку цепочки.

Далее мы берем керамический тигель для плавки золота и отливаем металл в изложницу для получения штапика .

Затем прокатываем золотой штапик через вальцы до толщины 1.5 миллиметра.

В процессе прокалывания обязательно отжигаем штапик, бензиновой горелкой, нагреваем штапик докрасна, чтобы снять напряжение металла.

Отжигать, желательно, через каждые два ручья прокатывания через вальцы.

Затем заостряем кончик штапика напильником и начинаем протягивать проволоку через волочильную доску . Подбираем нужные диаметр отверстия у меня это 1.6 миллиметров и тянем проволоку до диаметра 0.9 миллиметра.

Под каждый вес цепочки высчитываются подходящие пропорции это - диаметр ригеля и проволоки. В процессе протягивания проволоки то же отжигаем золото.

В процессе отжига пользуемся флюсом, состоящим из сухой буры и борной кислоты, чтобы придать золоту естественный цвет и блеск.

После отжига с флюсом проволоку следует прокипятить в растворе лимонной кислоты, для удаления буры. Как мы видим на фото, золото стало красивым и блестящим.

Далее мы берем ригель подходящего диаметра, у меня это 2.5 миллиметра и накручиваем пружинку. С начало делаем из той же проволоки бегунок для получения равномерного расстояния между витками пружинки. Откусываем кусочек проволоки длинной примерно 4 сантиметра и обворачиваем один раз вокруг ригеля. Затем зажимаем кончик проволоки в тиски, подгладывая бумагу, чтобы не поцарапать проволоку. В металлическом ригеле сверлим отверстие у основания, диаметром 1 миллиметр, чтобы прошла проволока. Далее продеваем кончик проволоки в отверстие ригеля, делаем один оборот и накручиваем бегунок. Затем вставляем ригель в шуруповерт и медленно накручиваем пружинку, пока не накрутим всю проволоку. Перед накручиванием пружинки проволоку нужно отжечь в буре и прокипятить в лимонке.

После того как накрутили пружинку начинаем собирать цепочку плетения Бисмарк. Для этого берем пружинку и откусываем кусочек третьего витка. Далее продеваем пружинку через центральный виток, делаем два оборота и откусываем со стороны третьего витка.

Более подробно как собрать цепочку вы можете посмотреть видео на моем канале «изготовление золотой цепочки». Там наглядно показан весь процесс изготовления цепочки Бисмарк.

Для цепочки длиною 55 сантиметров собираем отрезок 45 сантиметров, так как в дальнейшем мы растянем цепь до 55 см. Затем пропаиваем собранную цепь при помощи золотого припоя. Окунаем цепочку во флюс, растягиваем на огнеупорной плитке и пропаиваем с двух сторон в местах пересечения витков.

Решила поделиться недавно приобретенным опытом по ручному плетению цепей. Данный вид плетения по-чешски называется «Pancr» (по-русски примерно так же — «Панцирное») и входит в обязательную программу в ювелирном колледже, в котором я сейчас обучаюсь. Все фотографии были сделаны там же, что кстати является грубым нарушением техники безопасности, но что не сделаешь ради красивой фотографии, тем более, когда есть перед кем похвастаться :)

Для работы мне понадобилось:

- серебро 17 гр (готовое изделие получилось 13 гр), плюс готовый замочек;

- набор для пайки: горелка, огнеупорная доска, припой, флюс (я использовала жидкий Флуорон), отбел;

- вальцы, тиски, большие клещи для протягивания, флацанки (плоскогубцы — 2 шт., ими удобно делать манипуляции с колечками), спица диаметром 3 мм, специальный инструмент для накрутки колечек, латунная проволка, деревянная доска, напильник, шкурка.

На изготовление браслета ушло два школьных дня (примерно 9 часов).

Для этого задания я получила уже готовый прокат квадратного сечения из серебра 925 пробы, данный был весом 17 гр, 4*4мм.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 1

По заданию, из него нужно сделать прокат сечением 1,6*1,6 мм. Это делается в вальцах. Металл во время проката становится твердым (нагартовывается), поэтому его периодически нужно отжигать (нагревать до красна горелкой).

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 2

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 3

Теперь нужно из квадратного сечения сделать круглое. Проволка должна быть толщиной 1,3 мм. Это делается в фильерах.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 4

Чтобы удалось протянуть в эти отверстия проволку, надо сточить на конце заготовки металл на конус.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 5

Далее необходимо смазать заготовку воском и при помощи клещей протянуть через каждое отверстие, пока не получим требуемую толщину.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 6

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 7

И тянем, не забывая периодически отжигать проволку.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 8

Получившуюся проволку нужно намотать на стальную заготовку (спицу) диаметром 3 мм.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 9

В школе мы используем вот таком забавный инструмент для равномерного наматывания проволки.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 10

Готовый браслет должен быть длинной примерно 19 см. Для этого понадобится 63 колечка, и еще несколько про запас.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 11

Теперь нужно распилить намотанную проволку, чтобы получились отдельные колечки (прощайте подушечки большого и указательного пальцев).

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 12

Потом я разделила колечки пополам, одну половину нужно будет спаять, вторую оставить как есть.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 13

Основные заготовки сделаны.

Далее два спаяных колечка нужно соединить неспаянным, то есть сделать «тройку» и потом спаять это неспаянное колечко. Масло масленное получилось, но не знаю, как сказать по-другому :)

Потом из «троек» таким же образом сделать «7», далее «15» , «31» и, наконец, «63».

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 14

До этого момента все действия были простыми и не требовали больших усилий и навыков и заняли у меня примерно 4 часа, с тем ,что я никуда не торопилась. В школе вообще никто не торопится, все делается медленно и аккуратно, потому что если испортишь, то во-первых, придеться делать заново, а во-вторых, делать уже из латуни, а не серебра :)

Теперь начинается самое сложное — прокручивание.

Необходимо закрепить спаянную цепочку в вальцах при помощи проката из латуни (наверное, можно и другой металл, но в школе используем латунь).

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 15

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 16

А теперь я начала при помощи клещей крутить цепочку по часовой стрелке. Цепочка должна быть натянута. Крутить нужно до тех пор, пока она не станет ровной и плоской.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 17

По мере деформации серебро нагартовывается, не забываем его отжигать. Так же во время натягивания и кручения, колечки могут разрываться. Их нужно аккуратно спаивать, не перебарщивая с припоем. У меня раз 6 рвались, но я делала первый раз, так что прощается, у профи, конечно, ничего рваться не будет :)

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 18

Данное мероприятие (кручение) заняло у меня 4 часа. Опять же, это кручение заняло так много времени, потому что по началу, у меня ничего не получалось, колечки рвались, клещи вырывались, а я растраивалась, бросала и делала что-то другое.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 19

После того как цепочка выправлена, ее нужно натянуть на дощечку, чтобы потом напильником и шкуркой снять лишний металл (сделать такие площадочки) с двух сторон и придать цепи законченный вид.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 20

Потом я приделала замочки, отполировала, сдала преподователю, получила оценку и….два дня работы ушли на переплавку :)

Предыдущий мастер-класс оказался тяжеловат, поэтому я снова рассказываю вам об одном из базовых плетений.

Сегодня я хочу предложить вам сделать лёгкую, изящную и нежную цепочку: полуперсидское плетение 3-в-1.

Это плетение является, пожалуй, самым лёгким из всей группы персидских, поэтому плетение цепочки не должно вызвать больших затруднений, а универсальный, лаконичный рисунок цепи поможет вам использовать её в качестве дополнения к другим техникам изготовления украшений.

Если вы не знаете, как сделать колечки для кольчужного плетения, вам пригодится мой мастер-класс на эту тему .

Итак, для начала заготовим кольца и сомкнём половину.

Мастер-класс кольчужная цепочка полуперсидского плетения, фото № 1

Затем два сомкнутых кольца наденем на одно разомкнутое.

Мастер-класс кольчужная цепочка полуперсидского плетения, фото № 2

Располагаем кольца таким образом, чтобы соединяющее стояло перпендикулярно к двум основным, а из основных вверх сдвинулось то, что ближе к вам.

Мастер-класс кольчужная цепочка полуперсидского плетения, фото № 3

После чего просто опускаем соединяющее кольцо из этого положения вниз.

Мастер-класс кольчужная цепочка полуперсидского плетения, фото № 4

Затем берём новое разомкнутое кольцо и продеваем его в нижнее из двух основных справа от соединяющего. Впрочем, мне кажется, что фотографии в случае с этим плетением понятнее объяснений на словах =)

Мастер-класс кольчужная цепочка полуперсидского плетения, фото № 5

Разворачиваем продетое кольцо и вторым его кончиком проходим внутрь верхнего основного.

Мастер-класс кольчужная цепочка полуперсидского плетения, фото № 6

И теперь, прежде чем продетое кольцо сомкнуть, надеваем на него одно заранее сведённое колечко.

Мастер-класс кольчужная цепочка полуперсидского плетения, фото № 7

И смыкаем. Уже сейчас понятно, что половина колец в этой цепочке будут как бы лежать друг на друге, а вторая половина - стоять под углом к ним этакой лесенкой. Есть несколько вариантов плетения этой цепочки, мне наиболее удобным кажется именно тот, который я показываю: снизу вверх кольца лежат каждое новое поверх предыдущего + справа налево.

Мастер-класс кольчужная цепочка полуперсидского плетения, фото № 8

Повторяем такт плетения: снова продеваем разомкнутое кольцо справа от предыдущего.

Мастер-класс кольчужная цепочка полуперсидского плетения, фото № 9

Проводим второй кончик внутрь лежащего кольца.

Мастер-класс кольчужная цепочка полуперсидского плетения, фото № 10

Надеваем на этот кончик одно из заранее сомкнутых колец.

Мастер-класс кольчужная цепочка полуперсидского плетения, фото № 11

И закрываем кольцо.

Мастер-класс кольчужная цепочка полуперсидского плетения, фото № 12

Таким образом, повторяя этот несложный такт, плетём цепочку необходимой длины.

Подобная цепочка может как являться самостоятельным самодостаточным украшением, так и пригодиться вам в качестве основы для сборки браслета или удлинения колье.

Читайте также: