Плетение чиевых циновок у казахов

Обновлено: 18.04.2024

На блошином рынке Алматы мне приглянулась пара орнаментированных браслетов. Захотела купить, но гид Алибек отговорил. Оказалось, что это браслеты бес блезик — часть традиционного наряда невесты. Покупать для себя, будучи в браке, — дурная примета.

Необычный совет стал поводом для долгого разговора о драгоценностях и поверьях. Оказалось, традиционные украшения казахской женщины — не просто ювелирные изделия. Это и магический инструмент, и своеобразный паспорт, который расскажет о статусе, возрасте, происхождении и семейном положении.

По старинному обычаю первое украшение девочка получает сразу после рождения — оберег тумарша в виде треугольной подвески или полой трубки на цепочке.

Амулет принято делать из серебра. Казахи считали его олицетворением лунного света и приписывали защитные магические свойства. Чтобы усилить силу оберега, его украшали зооморфными орнаментами, а в полые части вкладывали цитаты из Корана.

Тумарша сопровождал хозяйку от колыбели до замужества. Его надевали на шею, ручку, ножку ребенка или закрепляли на колыбели. Когда девочка подрастала, амулет перешивали на шапочку.

Следующее украшение казашка получала в 2 года. Узкие браслеты с простой чеканкой и серьги из перламутра. У казахов добрая репутация считалась главным достоинством девушки. Перламутр же, по поверьям, останавливал наговоры и завязывал злые языки.

Через несколько лет эти серьги меняли на массивные украшения со вставками из цветных камней, растительным или зооморфным орнаментом и множеством подвесок.

«Говорят, что у старых казахских ювелиров грубая отделка камней. Но для наших мастеров камень — источник силы. Люди верили, что сердолик защищает от сглаза и лечит от бесплодия. Бирюза притягивает счастье. Янтарь отпугивает неприятности. Старые мастера-зергеры называли камень «глазом» и обрабатывали его минимально, чтобы сохранить магические свойства», – объяснил особенности ювелирного дела Алибек.

К 10–12 годам девочки получали полный набор драгоценностей. Интересной мне показалась шолпа — подвеска из монет и медальонов, украшенная деликатным орнаментом и камнями.

Шолпа – украшение, которое нужно уметь носить. Дело в том, что ее вес мог доходить до 3 кг. Подвески стягивали косы, заставляя держать осанку.

Считалось, что под тяжестью шолп волосы растут гуще и быстрее, а кожа лица становится сияющей. Народные поверья также уверяли, что звон подвесок защищает владелицу от нечистой силы, блуждающей в волосах.

Мало того, что девочке нужно выдержать тяжесть шолп, так еще и нельзя было делать резких движений при ходьбе. Монеты и медальоны должны издавать тонкий, романтичный звон, предупреждая о появлении красавицы. А резкий звук — признак плохого воспитания. Поэтому и говорили, что у каждой казашки своя мелодия походки.

Шолпы переставали носить после первого года замужества. Вместо них богатые вплетали в волосы коралловые нити, а бедные — разноцветные шнурки и текстильные ленты.

Женщины всех возрастов надевали браслеты, перстни и кольца. Браслеты украшали растительными и геометрическими узорами. Излюбленным орнаментом был қошқар мүиіз (в переводе с казахского означает «бараньи рога»), притягивающий изобилие.

УДК 5527.745.522,2 Ж.Т. Каденова - Магистрантка 2курса г. Алмата Казахская национальная академия им. Т. Жургенова, факультет «Живопись, скульптура и дизайн», специальность 6М041700– «декоративное.

УДК 5527.745.522,2

Ж.Т. Каденова - Магистрантка 2курса г. Алмата Казахская национальная академия им. Т. Жургенова, факультет «Живопись, скульптура и дизайн», специальность 6М041700– «декоративное искусство» (Художественное ткачество).

Исторический обзор «Чия» которые сохраним и передадим потомкам.

Аннотация. Статья посвящена обзору традиционного искусства казахов – технике плетения из чия, которые на казахском носит название «Чи». Во первых Чий как художественный материал на сегодня очень популярен в современном декоративно-прикладном искусстве Казахстана. Во вторых новые идеи для творчества и все больше приближает нас к творческой интерпретации национальной культуры, в современной реальности. В третьих исторический образ прикладного искусства «Чий» обращает внимание на формирование, развитие и восприятие творческого опыта на многообразие современных произведений художников Казахстана. В заключений обобщение работ известных казахстанских художников занимающихся этим видом национального искусство. Имена художников которые являются хранителями и продолжателями декоративного - искусство в условиях современного Казахстана.

Который являются не превзойденными мастерами, первопроходцы современного Казахстанского искусства.

Ключевые слова: Художественное профессиональное образование, декоративно-прикладное искусство, художественная вышивка, профессиональные умения.

Түйіндеме

Тоқымашылық-ауқатын өнер, қазақ «Чи» деп аталады - бап қазақтардың дәстүрлі өнер шолуын ұсынады. Бүгінгі таңда көркем материал ретінде бірінші Chii Қазақстанның қазіргі заманғы сәндік-қолданбалы өнер өте танымал. Екіншіден, жаңа идеялар мен шығармашылық барған жақын қазіргі заманғы шындыққа ұлттық мәдениет шығармашылық түсіндіру бізге тарту болып табылады. өнер үшінші тарихи бейнесі, «Chii» қалыптастыруға, дамытуға және Қазақстан суретшілер заманауи жұмыстарды түрлі шығармашылық тәжірибесін қабылдауға назар аударады. ұлттық сөз өнерінің осы түрін тартылған белгілі қазақстандық суретшілердің қорытындылар жалпылау. сәндік қамқоршылар мен мұрагерлеріміз суретшілер есімдері - қазіргі заманғы Қазақстан жағдайында өнер.

Қандай непревзойденное шеберлері, Қазақстанның қазіргі өнер ізашар болып қызмет етеді.

Түйінді сөздер: көркем кәсіби даярлау, өнер және қолөнер, көркем кесте, кәсіби дағдылары.

Tүyіndeme

The article provides an overview of the traditional art of the Kazakhs - the art of weaving-being, which in Kazakh is called "Chi". Chii as an artistic material for today is very popular in the modern decorative and applied arts of Kazakhstan. He brings new ideas for creativity and more brings us to the creative interpretation of the national culture in the contemporary reality. Historic image of the art, "Chii" draws attention to the formation, development and the perception of the creative experience of the variety of contemporary works of artists of Kazakhstan. Also, the article indicated by the names of famous Kazakhstani artists involved in this kind of national art. The names of the artists who are the guardians and successors decorative - art in the conditions of modern Kazakhstan.

Which are unsurpassed masters, pioneers of modern art of Kazakhstan.

Keywords: artistic vocational training, arts and crafts, art embroidery, professional skills.

Декоративное искусство (от лат. decoro «украшаю») – раздел искусства, в который входит достаточно большое количество отраслей, оно является одной из важнейших областей народного творчества и тесно связано с дизайном. Декоративно – прикладное искусство, это область декоративного искусства, изучающая создание художественных произведений, используемых в быту и художественная обработка изделий. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и различные украшения. Декоративное искусство можно разделить на монументально – декоративное искусство: (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, скульптуры). Декоративно – прикладное и оформительское искусство (оформление экспозиций выставок, музеев, витрин и т.д.). Также декоративное искусство по используемому материалу (металл, керамика, текстиль, дерево). Или по технике выполнения (резьба, литьё, чеканка, инкрустация, интарсия, чернь, насечка, ковка, филигрань и т.д.). Декоративное искусство есть еще одна обширная ветвь как роспись по ткани, вышивка, набойка тиснение, плетение циновки из степного тростника. В данной статье хочу рассказать о плетение циновки, а именно «Чий».

В рассмотрение разнообразных стилей и техник изготовления плетения чия является безусловно красивым ремеслом. Традиционно, из чия изготовляя циновку – вид степного тростника, так же, как и войлочные и ткацкие ремесла. Чиевые циновки служат для утепления и проветривания помещений, при подготовки шерсти для валяния и прядения. Одновременно циновки защищали жилище от проникновения насекомых, змей, эти изделия служили к тому же, как дверной порог, ширма для кухни, подстилка (без шерстяной обмотки) под войлок, в качестве салфетки для сушки кисломолочных продуктов [1, с.27]., для валяния войлочных изделий. Циновка использовалась в традиционном быту и в лечебной практике, с ее помощью лечат от радикулита, отложение солей. [2,с.63].

1глава. Плетение циновок, имеют многовековую историю, без чиевых циновок невозможно представить жизнь казахов, она сохранила широкое распространение до современного периода.

Первоначальный процесс работы начинается со сбора чиевых тростников. Заготовка чия в разных регионах имеет свои особенности. Чий, растущий на песчаных и супесчаных почвах, собираются в период начала сухостоя стеблей. В жарком климатическом поясе, например, в Гурьевской и на юге Актюбинской области, чий собирают в конце июня, а менее жарком, например, в Кустанайской и Восточно – Казахстанской областях – в конце сентября. [3, с.63].После сбора стебли очищали от коры и некоторое время держали под огнем, удаляя остатки коры и заравнивая шероховатости стебля [4,с.741]. Узорная циновка является важным элементом в убранстве юрты. Традиционное искусства "чий" одно из высочайших достижений народных мыслителей. Художественность является неотемлемым свойством традиционного искусства "чий". Язык, образ жизни и т.д., все отдельные идентифицирующие коды среди которых есть и "чий". Потому имея в виду "чий" мы неизбежно должны включать его в более широкий культурный контекст, исследуя "чий" как искусство, отражающий собой все многообразие и богатство народной жизни.

Традиционные изделия из чия представлены яркой цветовой гаммой, и в большинстве случаев геометрическим орнаментом. Принято выделять несколько видов изделий: шым есик – узорная циновка, пришиваемая к внутрен­ней стороне войлочной накид­ки двери юрты; шабак чи – внутренняя перегородка, разделяющая хозяйственную часть юрты; и наконец, шым чи – циновка, которой оборачивался внутренний остов юрты. Сам материал этих изделий – это чий, степной тростник. Сначала его сушат, и затем оборачивают в зависимости от задуманного шерстяными нитками разного цвета. Сам чий в большом количестве растет густыми, жесткими пучками на огромных пространствах степной зоны Казахстана, что предопределило его превращение в художественный материал. С чием в казахском фольклоре связано много легенд и мифов. Он сакрален как все, что окружало в прошлом кочевников. [5, с.3]

2глава. Целью является исследование традиционного искусства "чий", как искусства сквозь призму современности. Определение места и роли, иследования истории традиционного и современного развития искусства "чий.

Кочевники, населявшие самый центр Евразии, выработали свой специфический способ мышления и общественной организации, которая является в то же время синтезом познавательных форм Запада и Востока. Память об этом многовековом специфическом ритме жизни сохранилась в языке и художественном творчестве народа, рожденных особенностями кочевого образа жизни, быта, нравов, обрядов, обычаев и традиций, а также под влиянием той политической, экономической, социальной и культурной среды, в окружении которой протекала вся жизнь казахов. Казахский народ сумел сохранить и пронести через века свою самобытную культуру. «Она способна воссоздать мир собственными художественными средствами в соответствии со своим миропониманием и обогащаться в процессе взаимодействия с культурами других народов, сообщая им при этом свое эстетическое качество» [6, с.55].

Период независимости Казахстана характеризуется новым этапом нововведений в развитии прикладного искусства, вернее творческой интерпретации традиционных элементов в современном творчестве. Ведь, художники, вернее их сознание освободилось от советской идеологии, когда художественный процесс становится самоопределяющимся.

И права С.А. Шкляева отмечая, что «взрыв творческой энергии» определил основное направление творческих поисков художников-прикладников, обозначенным в исследовании «национальным романтизмом». Национальный романтизм переходного периода в истории Казахстана отмечен обращением к истории, мифологии, эпосу. Ведущая тенденция направления – поиск утраченного «Дома» как высшего смыслового архетипа. Она определяется решением композиций произведений разных видов прикладного искусства: гобеленов, ювелирных изделий, вышивкой, керамикой и т.д. [7, с. 10]. В этом процессе немаловажное место занимает чий, традиционный художественный материал тюркских кочевников.

Рис.2 «Қадыр түн» Работа прекрасного специалиста Баженова Н. А.

Использование традиционной техники плетения из чия в современном арт-пространстве Казахстана явление уже нередкое. Его богатые возможности используются многими современными художницами. Некогда техникой плетения из чия владела каждая казашка. Так, «плетение циновок, так же, как войлочные и ткацкие ремесла, имеют многовековую историю. Без чиевой циновки невозможно представить жизнь казахов в дореволюционное время, циновка сохранила широкое распространение и ныне. Без узорной чиевой циновки (шым чи) нельзя представить внутреннее убранство юрты. Прямое ее назначение - утепление внутреннего помещения юрты в холодное время. Чиевая прокладка препятствует проникновению сырости, если покровные кошмы промокали от дождя, предохраняла от проникновения пыли и сора», пишет Г.К. Акмурзинова [8, с.15].

Главенствующую роль в чие играет орнамент. Орнамент может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур. Асимметричные декоративные элементы и звенья придают орнаменту динамичность. Симметричные орнаменты придают композиции статичность.

Сегодняшние мастерицы не ограничивают себя утилитарными функциями. Это прежде всего, декоративные художественные произведения. К примеру, нас привлекло творчество нашей современницы Райгуль Ахметжановой. Ее произведения выполнены в технике плетения из чия. Художница Райгуль Ахметжанова, работая в этой технике внесла в нее много авторских элементов, создавая объемные пространственные формы, она умело применяет новые композиционные элементы. В древнем материале художница воплощает новые художественные образы и идеи. Так, в ее творчестве чий становится современным и в то же время национальным искусством. Созданные в этой технике работы становятся украшением современных интерьеров. Ее работы выполнены в 1999г. «Бабочка». (Чий, шерсть, ткачество.90х90см.), «Жибек жолы». (Чий, шерсть, ткачество. 90х80 см. 2000 г.), «Золотая осень». (Чий, шерсть, ткачество. 150х65 см. 2005 г.)

3глава. Несомненно, привлекает внимание творчество Наталья Баженовой, которая тоже увлекается техникой плетения из чия. Ее работы: «Нежность», «Легенда райского сада» увлекают зрителя в яркий мир художественных образов. На первый взгляд, кажущаяся простата техники требует огромных усилий мастериц.

В плетениях циновки – шым чи у А. и С. Бапановых изображения и фигуры обобщены техникой обмотки стеблей чия шерстью, окрашенной глубоким по тону, цветами и этим самым создает эффект приглушенного живописного плетения циновки. Сюжетная циновка Бапановых отличаются мягкими переливами цвета, контраст четкие геометрические фигуры композиций. Упорядоченный ритм геометрических плетении создает версию возможности техники и материала, мотивы орнамента – рисованных музыкой как самостоятельный монументальной графически сюжет в техники шым чи разработанной Бапановым. Также Сауле Бапанова продолжает создавать тканные и войлочные арт – объекты. И хотя они по старинке относятся к классу прикладного искусства, это, скорее, предметы чистого эстетического восприятия. Как специалисты в области художественного текстиля, они создали новое направление, представляющее синтез авангарда и фольклора. Художники известны не только у себя на родине, но и за рубежом. Их картины можно увидеть в государственных и частных коллекциях всего мира.

Привлекает внимание и творчество казахстанской художницы Акашевой Куляш, ее стилизованные композиции «Лето» и «Жар-птица» вызывают восхищение у зрителей. Так, в основе композиции «Лето» - традиционная чиевая циновка, изогнутая по спирали. Передняя часть веерообразная закреплена металлическими стержнями к основанию скульптуры по вертикали и по дуге. Основание - треугольное из металлических стержней. На верху стержня металлический шарик, ниже, в центре – полусфера, на которую закреплена крестовина с четырьмя металлическими шарами на концах. Композиция «Жар-птица» из традиционной цветной орнаментированной чиевой циновки.

Закреплена на жёлтом металлическом каркасе крылообразной конфигурации. Нижняя центральная часть при собрана под наклоном. От неё отходят два тонких металлических стержня с шариками разной величины на концах. Передние нижние края циновки загнуты вовнутрь и украшены металлическими шариками на концах, а задние развернуты в виде крыльев [9, с.22].

Говоря в прикладников Казахстана нельзя пройти мимо работ известного художника и прекрасного специалиста прикладного искусства Базарбаевой Раушан Еркеновны - художник декоративно-прикладного искусства со сложившимся авторским почерком, индивидуальным и узнаваемым. Ее творчество – это естественная потребность самовыражения, где она может дать волю своим чувствам, отобразить свое мироощущение, рассказать через свои произведения о чем-то важном и сокровенном.

Произведения Раушан Базарбаевой будь то гобелены, войлочные панно, чии, батики отличаются гармоничным сочетанием формы, цвета, идейного и композиционного замысла. Красота – это один из главных критериев в ее творчестве. Сюжеты ее работ образны и метафоричны. Они словно выстраивают диалог со зрителем, пробуждая в нем различные ассоциации, воспоминания, невольно заставляя задуматься, заглянуть внутрь себя. Художник обращается к древним сакральным символам, к истории и мифологии. В творчестве Базарбаевой Раушан превалирует лирическая тематика, наполняющая ее произведения особым философским смыслом и поэтическим настроением. Главными героями многих сюжетов выступают деревья – величественные, стройные, изящные и могучие, но всегда устремленные в бездонное вечное небо. Автор словно призывает нас обратить внимание на их ничем, не нарушаемое величие, любовь к свету и безудержное стремление ввысь. Многим композициям свойственна динамичность, особо это ощущается в работах – «Быстрее ветра», «Вечер», «Переправа», «Утро», где в стремительном порыве навстречу ветрам несутся лошади, олени, летят птицы. Есть и спокойные сюжеты «Пейзаж», «Городской пейзаж», где природа словно приоткрыла тайну своего вечного лика. Ряд работ посвящен знаковой символике: «Мировое древо», «Лунная соната», «Бесконечность 1», «Бесконечность 2», «Бесконечность 3».

Целая серия произведений посвященные древней сакской культуры: триптих «Импровизация на сакскую диадему», «Сакский мотив». В этих произведениях художник по-своему интерпретирует известные археологические предметы, ставшие визитной карточкой этой эпохи.

«У каждого человека есть своя река времени, - говорит Раушан Базарбаева, - которую надо перейти, сохранив то вечное и сокровенное, что прячется за суетой и скоротечностью жизни». Интересно художник интерпретирует тему петроглифики Казахстана. Ее первые чиевые работы 1988года «Вечер», где изображены бегущие олени на фоне солнца по мотивам наскальных изображений, «Сумерки» виднеются силуэты верблюдов и другие работы где применяются контрастные цвета, которые смягчаются переходом от темных к ярким цветам. Есть работы более графические где применяются черный, белый и красный или другой один цвет, например синий, зеленый. Интересны по своему художественному замыслу декоративные панно, выполненные в технике чиевого плетения. Эти работы отличает простота, графичность и целостность.

Заключение.

Таким образом, в произведениях многих казахских художников-прикладников чий как художественный материал становится способом или средством выражения «собственной концепции творчества, связанная с национально-романтическим направлением, условно названным «поиск Дома». Понимание преемственности традиций в произведениях индивидуализировано и выражено в сюжетах, цветовой гамме, новых методах стилистических и технологических приемов, материалах выполнения произведений из чия. Мы становимся свидетелями, перехода чия как художественного материала из сакрального пространства казахской культуры в яркое пространство современного казахстанского искусства. Народное – прикладное искусство, можно считать одно из значимых составляющих национальной культуры. Отображающие огромное богатство казахов и многогранность творческого потенциала. Творческий чий Казахстана входит в мировое культурное пространство как способная к развитию духовная величина.

МАЗМҰНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

Seleeted Billiorly

Каденова Ж.Т.. Қазақстанда қазіргі заманғы суретшілер шығармаларында Чий дәстүрлі өнері.

Kadenova Zh.T .The traditional art of tea in the works of contemporary artists in Kazakhstan

Мировое древо

Мировое древо

Мировое древо запись закреплена

Для казахского прикладного искусства характерен и такой сложный вид промысла, как плетение циновок из чия — степного тростника. Для этого сначала каждую тростинку в отдельности обвивают по заданному рисунку разноцветными волокнами непряденой шерсти. Затем, сплетая их вместе, получают великолепный ковровый рисунок. Плетенными таким способом полотнищами — шым ши (жез ши — на юге Казахстана) обкладывались решетчатые стены юрты — кереге, а также внутренняя сторона дверной завесы.

Без чиевой циновки в дореволюционное время невозможно было представить жизнь казахов. Циновка сохранила широкое распространение и ныне. Чиевые циновки служат подстилкой при приготовлении шерсти и пряжи, войлочных изделий, а также некоторых видов пищи (например, на циновках сушат творог для приготовления лакомства (құрт) и т.д.)

Узорная чиевая циновка – обязательный элемент внутреннего убранства юрты. Прямое ее назначение - утепление внутреннего помещения юрты в холодное время. Стремление мастериц к созданию красочного интерьера юрты привело к плетению узорных чиевых циновок. Это ремесло распространено и в наше время.

Для плетения циновок использовался специальный станок, состоявший из двух вертикально укрепленных жердей с развилками на концах, в которые вкладывалась поперечная жердь. Через эту жердь перебрасывали шерстяные нити коричневого цвета, которые с двух концов были намотаны на камни, служившие грузилами. Поперек переброшенных нитей клали стебель чия, а камни с намотанными на них нитями перекидывали с одной стороны на другую, соединяя таким образом стебли. Перед тем как вставить стебли в станок их оплетали шерстью разных цветов так, чтобы получился определенный узор. После этого при помощи станка стебли соединяли в узорную циновку. В начале и в конце узорного чия на ширину до 60 см вплетали неоплетенные стебли, чтобы при перекочевках предохранить узорную циновку от пыли и износа.

Аналогичный станок, применяемый для плетения циновок из стеблей чия и камыша, известен у казахов, каракалпаков, туркмен, полукочевых узбеков, у башкир, а также народов Сибири и Сахалина – нанайцев и айнов.

Живые традиции народов России

Живые традиции народов России

Живые традиции народов России запись закреплена

КОШМА АСТРАХАНСКИХ КАЗАХОВ. ИСТОРИЯ И НАГЛЯДНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС

В наши дни кошма – не редко встречающаяся часть казахского жилища. Она выступает отличной альтернативой теплому полу и придает неповторимый колорит современному интерьеру в энто стиле. Если в прежние времена кошмой накрывали стены и пол юрты, то теперь ей застлан холл Дворца Независимости в Астане. Эту же разновидность войлочного ковра охотно расстилают для отдыха в тени деревьев в летний зной. В некоторых селах каждому ребенку полагается иметь свою кошму, на них «пишут» имена детей и год их рождения. По свадебной традиции невесте посвящают белую кошму с надписью ее имени.

Казахская кошма – настоящее произведение народного искусства. В прежние времена изготовление традиционного войлочного ковра было широко распространено среди казахов Букеевской Орды. Кошма была доступна простому народу, поэтому широко использовалась в быту. Ими обтягивали кочевое жилище — юрту, устилали пол, а в случае непогоды специальной кошмой закрывали дымоходное отверстие. Раньше на кошме приходили в этот мир младенцы, и на ней же старики покидали его.

Казахи, живущие в Астрахани, не только сохранили практическую технологию изготовления кошмы до наших дней, но и привнесли в нее новые элементы, в частности, в технике окрашивания шерсти. Это очень трудоемкая и кропотливая работа. Все мотивы валяются из шерсти разных цветов, потом «приваливаются» друг к другу в технике этакой мозаики, а края ковров зашивают нитками.

По технологии изготовления сами казахи различают кошму без узоров и с узорами. Большие одноцветные — черные или серые — делаются специально для покрытия пола. Специальные белые кошмы могут использоваться как молитвенные коврики. А кошмами с узорами чаще всего украшают стены.

Благодаря изготовлению из овечьей шерсти кошма обладает, прежде всего, ощутимым тепловым эффектом. Своим густым жестким ворсом она препятствует проникновению в жилище каракуртов, фаланг, скорпионов. По распространенному поверью, змеи боятся шерсти, и поэтому не заползают в помещение, где пол устлан кошмой. В народе также бытует мнение, что кошмы благотворно влияют на здоровье человека. В наши дни, несмотря на коренные изменения в жизни народа и активную модернизацию быта, родившаяся в кочевой среде кошма по-прежнему остается одним из важных атрибутов домашнего интерьера, хотя традиции ее изготовление постепенно утрачиваются.

Исторические сведения: Астраханские казахи — выходцы из Младшего жуза, переселились в Нижнее Поволжье в начале XIX в., образовав в Волго-Уральском междуречье так называемую Букеевскую Орду. Букеевские казахи вели кочевую жизнь, в основном занимаясь кочевым скотоводством. Кочевали аулами, у каждого из которых был свой маршрут кочевок. Известно также, что казахи торговали шерстью, овчиной, пухом, шкурами, возможно, и кошмами. Центрами торговли были ярмарки в Ханской Ставке и в Астрахани.

В ПРИКРЕПЛЕННОМ ДОКУМЕНТЕ МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КОШМЫ С НАГЛЯДНЫМИ ФОТО

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.



Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС

Курс повышения квалификации

Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:


«Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собст.

«Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья» Д.С. Лихачев

Цель: Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценност.

Цель: Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

Задачи: - совершенствовать навыки коллективной работы, умение составлять комп.

Задачи: - совершенствовать навыки коллективной работы, умение составлять композицию; развивать творческую фантазию , познавательную активность и художественный вкус; формировать интерес к родной культуре, ее истории, традициям;

Актуальность проекта: Актуальность тем, что сегодня востребованы циновки из о.

Актуальность проекта: Актуальность тем, что сегодня востребованы циновки из осоки. Люди редко стали заниматься изготовлением циновок. Большим спросом пользуются сувениры из циновки, среди туристов в летнее время. Они восхищаются качеством и красотой циновки, техникой изготовления циновок и закупают дорого.

Ожидаемые результаты: привитие интереса и декоративно-прикладному искусству н.

Ожидаемые результаты: привитие интереса и декоративно-прикладному искусству народа; сформировать умение изготовления циновки; оформление проекта;

Изучая литературу по теме проекта «Циновки из осоки», выяснила, что в библио.

Изучая литературу по теме проекта «Циновки из осоки», выяснила, что в библиотеках и книжных магазинах литературы по технике «Технология изготовления циновки из осоки» мало распространена. Поэтому остановилась на изготовлений циновки из осоки, изучая узоры казахских циновок, мы можем приобщить детей к декоративно-прикладному искусству народа. С помощью красок, узора орнамента народные мастерицы передают пожелания, напутствия, поздравления человеку, для которого готовят циновки.

Плетение циновок из стеблей растений чий или из камыша издавна известно народ.

Плетение циновок из стеблей растений чий или из камыша издавна известно народам Средней Азии, ведшим в прошлом кочевой или полукочевой образ жизни (казахи, киргизы, туркмены, полукочевые узбеки, каракалпаки). Чий – это разновидность степного ковыля, представляет собой высокую жёсткую степную траву

Неотъемлемой частью казахского народного творчества являются циновки, выполн.

Неотъемлемой частью казахского народного творчества являются циновки, выполненные из стеблей чия, сплетенных цветной шерстью

Изделия из чия широко используются в повседневной жизни сельского населения Ц.

Изделия из чия широко используются в повседневной жизни сельского населения Циновку из чия ставят при ветре как заслон возле очага или сохнущей шерсти. Её подстилают под войлочные ковры, оберегая их от сырости и порчи. В качестве своеобразной пресс-формы циновку используют при изготовлении шырдаков и ала-киизов (разновидностей войлочных ковров). Циновка из чия опоясывает за кереге всю юрту, утепляет и украшает её. Циновки служили также в качестве ширмы, отделяющей в юрте кухню. На таких циновках (оре) сушили курт (сыр).

Циновки сплетались на простейшем устройстве: два вкопанных бревна, одно от др.

Циновки сплетались на простейшем устройстве: два вкопанных бревна, одно от другого на расстоянии примерно 150 см, соединенных по верху балкой

Нам понадобится: шерсть, осока, деревянная рама по размерам изделия, шерстяна.

Нам понадобится: шерсть, осока, деревянная рама по размерам изделия, шерстяная нить для скрепления подготовленных стеблей, ножницы ручка, чтобы отмечать на стебле границы цветового решения Технология изготовления циновок не требует специального оборудования, поэтому любой из вас может сделать циновку для себя.

Раньше мастерицы не выполняли рисунок циновки, а все элементы узора держали в.

Раньше мастерицы не выполняли рисунок циновки, а все элементы узора держали в своём воображении. Самое сложное в плетении таких циновок было умение создать цельную композицию, четкий, сложный и интересный узор. Для освоения техники изготовления казахской циновки из осоки первую работу лучше выполнить по рисунку. Для этого нужно разработать эскиз в натуральную величину, продумать цветовое решение.

Эскиз циновки В нашем случае циновка будет жёлто-рубиновая. Её размер состави.

Эскиз циновки В нашем случае циновка будет жёлто-рубиновая. Её размер составит 16х16 см.

Прежде чем начать плетение, прикрепите эскиз циновки к раме

Прежде чем начать плетение, прикрепите эскиз циновки к раме

Далее нарежьте 4 нити основы длинной по 55 сантиметров, затем сложите каждую.

Далее нарежьте 4 нити основы длинной по 55 сантиметров, затем сложите каждую нить пополам и привяжите к раме через каждые 3-4 см

После этого завяжите на каждой нити основы узелок в месте начала рисунка цино.

После этого завяжите на каждой нити основы узелок в месте начала рисунка циновки. Для удобства плетения можно вставить в получившийся зазор планку из картона.

Следующий этап - нарезка осоки по размеру циновки. В данном случае длина стеб.

Следующий этап - нарезка осоки по размеру циновки. В данном случае длина стеблей составляет 40 см. Подберите стебли одинаковые по толщине, затем, выровняв концы стеблей с одной стороны, с другой ножницами по линейке срежьте лишнюю длину. Для удобства намотки обозначьте границы цветов на стебле осоки ручкой

Далее на стебель намотайте шерсть в соответствии с цветовым решением эскиза ц.

Далее на стебель намотайте шерсть в соответствии с цветовым решением эскиза циновки. Для этого, в правую руку возьмите стебель, а в левую немного цветного шерстяного волокна. Прижав волокно к началу отметки на стебле пальцами левой руки, обматывайте шерстью стебель, слегка вращая его по оси. Как только шерсть закрепится на стебле, отодвиньте руку с волокном на некоторое расстояние от стебля, продолжая его вращать. Стебель равномерно обмотается шерстью. Закончив намотку одного цветного участка стебля, пальцами левой руки прижмите волокна к стеблю и еще немного повращайте его, чтобы шерстинки плотно сцепились между собой. Затем начинайте обматывание следующего цветного участка таким же способом.

Закончив намотку шерсти на стебель, подвяжите его к планке каждыми парными ко.

Закончив намотку шерсти на стебель, подвяжите его к планке каждыми парными концами нитей и принимайтесь за следующий, повторяя все операции

Каждый обмотанный стебель подвязывайте рядом с предыдущим в определенной рису.

Каждый обмотанный стебель подвязывайте рядом с предыдущим в определенной рисунком последовательности

По мере подготовки каждого стебля и присоединения их друг к другу будет появл.

По мере подготовки каждого стебля и присоединения их друг к другу будет появляться красочный узор циновки

Когда все стебли будут связаны, срежьте нити с планки и крючком спрячьте их к.

Когда все стебли будут связаны, срежьте нити с планки и крючком спрячьте их концы под нити основы. Циновка готова

Вы познакомились с последовательностью изготовления казахской циновки из осок.

Вы познакомились с последовательностью изготовления казахской циновки из осоки. В этой технике можно выполнить многие вещи, которые украсят ваш дом. Смело беритесь за работу, дерзайте, творите, несите в этот мир тепло, радость, красоту древних традиций и ремёсел.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: