Плетение циновок из тростника

Обновлено: 15.04.2024

Мы ехали в далекий аул под Чимбаем в Каракалпакстане. Дорога была длинна и не проста, но я и не замечала сложности. Вот только лишь время тянулось слишком медленно. Я искала эту мастерицу плетения циновок два года. Плетение циновок ший, шипта и бойра - древнее для Приаралья и правобережья Амударьи ремесло. Тростник и камыш здесь обильно растут по берегам каналов и многочисленных озер. В этих краях тростник издревле был знаковым материалом, из него делали все: крыши, стены, полы. А я никак не могла найти мастера плетения каракалпакских циновок. Многие говорили, что где-то под Чимбаем осталась такая мастерица, но где конкретно и кто она - никто ответить не мог.
Мне позвонили из турагенства Айимтур, моего давнего партнера в путешествиях по Каракалпакстану, и сказали:
- Мы нашли ту самую мастерицу циновок. В ауле под Чимбаем. Едете?
- Да!
Всего-то 800 км самолетом до Нукуса, километров 60 на авто от Нукуса до Чимбайского района. Да еще там - километров 20 по сельскому бездорожью. Можно сказать, рукой подать. В Чимбайском районе, в сельском сходе взяли с собой местных знатоков района, которые показали дорогу. Без них бы не нашли. Мастерица живет в некотором подобии русского понятия "хутор", здесь такие удаленные поселения называют несколько снисходительно "жабан".
Но вот наконец она. Одна из старейших хранительниц древнего ремесла, Жузимгуль Мирзамуратовна Алимбетова. (На фото она со своей внучкой, юной мастерицей Гульчехрой)


Огромный двор дома Жузимгуль-опа - как сказочное тростниковое царство. (О нем еще расскажу подробно, он стоит того).


Я сразу фокусируюсь на станках для плетения жестких циновок ший.


Их здесь множество. Разной ширины, в зависимости от назначения. Эта - в десять камней. Такая циновка хороша для навеса:


Другой станок совсем узенький. Циновка на маленькое окно. Здесь используется помимо прочего узорное плетение яркими шерстяными нитями:


Станков для ший так много, потому что вместе с Жузимгуль-опа работают ее внучки и снохи.


В работу вовлечены все. И взрослые и дети. Ведь камыш и тростник нужно еще срезать, привезти, зачистить, в некоторых случаях обработать.
На фото - классный внук Жузимгуль-опа Камилька. Он стал для меня незаменимым помощником и очаровательной моделью в процессе съемок:


Камилька обращал мое внимание на очередной объект просто: вставал рядом в живописную позу.
На фото ниже Камилька как бы говорит: "посмотрите, какой огромный тростник для ший".


Каждый уголок двора Жузимгуль-опа, словно декорация к фильму-сказке. Тростниковой плетеной сказке. Не наглядеться.


Дома кубы с плоской крышей - традиционные для оседлых каракалпаков. В них лишь дерево, саман и тростник. От пола до крыши. В доме прохладно даже в 50-тиградусную жару. На окнах жалюзи из циновок ший. За десятилетия на жарком солнце и под дождями они приобретают такой благородный цвет.


Новенькие циновки - цвета светлого золота.


Чудо как хорошо смотрятся на глиняной стене.


Моя прекрасня Жузимгуль-опа совсем не привыкла к вниманию столичной прессы. Она волнуется, видя мой буквально ажиотажный интерес к ней. Но я ее так долго искала, уже потеряв всякую надежду на встречу.


Она еще не знает, что я хочу находится рядом с ней долго и смотреть абсолютно все. Жузимгуль-опа начинает с самого логичного - показывает готовые циновки. Мы разворачиваем их одну за другой.


Мы расстилаем их одна за другой на выметенном добела земляном полу.


Вот это Жузимгуль-опа показывает циновку ший.Она жесткая по одной из сторон. Плетется из прочного полого тростника и отлично подходит для круглых стен юрт, ширм и всяческих перегородок.


Тростник искусно зачищен. Центральная часть ценовки плетена толстой многослойной шерстяной нитью. Ромб - древний символ кочевников. Сакральный знак портала, перехода.


А это на полу лежит долгожданная циновка шипта. Я вижу новую шипта впервые. До того доводилось видеть в каракалпакских дворах только старые, изношенные, бабушкины.


Я с наслаждением опускаюсь на упругое мягкое плетеное полотно. Такие циновки шипта использовались для покрытия полов в юртах и домах. Даже во дворцах Хорезмских правителей стелили такие шипта под ковры.


Шипта, в отличие от ший, плетут не из тростника, а из расплющеных стеблей камыша.


Мы долго путаемся в Жузимгуль-опа в названиях материала камыш-тростник.
Жузимгуль-опа называет трубчатый материал для ший - хамс, мягкий для шипта жеккен. Причем слово камыш фигурирует и там и там.


Я пытаюсь определить название по соцветию: у тростника - метелка, у камыша - "как шашлык"


Потом Жузимгуль-опа находит ключевую точку в понятиях: хамс на берегу растет, а жеккен в воде. Ну все ясно. Тростник и рогоз(камыш)


Жузимгуль-опа приносит тот самый жеккен. Все верно, рогоз с соцветием "как шашлык":


Теперь все встало на свои места: жесткие циновки ший для стен делают из трубчатого тростника.


Мягкие циновки шипта для пола делают из мягкого расплющенного рогоза:


Вот они, рядом, ший и шипта. Разница очевидна:


Далее начинается главное. Моя прекрасная Жузимгуль-опа встает к ручному станку. И начинается таинство.


К Жузимгуль-опа на помошь спешит внучка Гульчехра


Тростинка легла в пазы. Камень с накрученной веревкой лег на одну сторону, с другой полетел парный камень.


Они проходят по всей длине тростника, мерно перекидывая камни. Камень туда. камень сюда.


В той части, где идет сложное цветное плетение, стук камней замедляется. Мастерицы в плетении ориентируются по насечкам на основной перекладине станка.


Я решаюсь встать рядом и принять участие в плетении. На первый взгляд все так просто - камень туда . камень сюда. Но я окончательно запутываюсь в части цветного узора, и вдобавок ломаю тростник. Гульчехра смеется и распутывает то, что я натворила. Жузимгуль-опа укладывает новую тростинку и быстро укладывает очердной узорный ряд нитей.


Тростник все же ближе к срезам бывает хрупким. Я не ожидала этого. Без навыка плести сложно. Узор - так это просто нереально сразу понять схему перекидывания нитей.


Привязанные камни очень тяжелы. Около двух килоограммов весом.


Еще занятнее веревка, которой крепится тростник. В старину использовали натуральные растительные прочные нити или шерсть. Современные синтетические веревочные материалы не выдерживают прямого солнца, жары и перепада температур. разве что проволока. Но проволока не дает той шелковистой гибкости, которой обладают каракалпакские ший.
Талантливый и небогатый народ нашел интересное решение. Ниже на фото - бечевка крепления крупно.


Эта гигантская покрышка в которой стоит Камилька - не спроста. Она и есть материал для веревок крепления


Жузимгуль-опа нарезает материал покрышки на ровные длинные ленты:


Затем разделяет ленту на волокна.
Здесь без ручонок внуков не обойтись:


Полученные волокна обладают нужной гибкостью, высочайшей прочностью, не поддаются воздействию солнца и температур.


Выдерживают тяжелые камни на станке. Камни должны быть тяжелыми. Они утягивают нити так, как не утянуть женскими руками:


В готовой циновке и вовсе не понять, что за тонкие ченые бечевки скрепляют тростник.


Работы Жузимгуль-опа продают на многих базарах в Каракалпакстане. Продают за несуразные деньги безымяннными, "из Чимбая". Потому то я так долго не могла мастерицу разыскать. При покупке шипта и ший мало кого интересовало имя мастера. Красиво, прочно и недорого - "и ладно".


Я прошу Жузимгуль-опа сфотографироваться с ее младшими внуками. Она тут же собирает их ручки, сплетает своими руками, словно волшебную циновку своего достойнейшего рода.


Я не могла оторваться от множества чудесных вещей, объектов и видов во дворе дома моей прекрасной опа. Мы еще отведали за ее дастарханом прекрасные домашние каракалпакские яства, рассматривали чудесные курок-курпачи, много разговаривали о жизни.
Жизнь Жузимгуль-опа никогда не была простой. Она и сейчас далко не безоблачна.
Уникальной хранительнице древних традиций сейчас 71 год. Сыновья, снохи и внуки живут рядом с ней. Постоянно в трудах. Недавно в семье случилась трагедия - умерла родами сноха Жузимгуль-опа, мама того самого Камильки и еще четверых его братьев и сестер. С квалифицированной медицинской помощью и здоровьем женщин здесь еще со времен Союза не все так хорошо, как хотелось бы..
Да и в целом, жизнь в этом далеком от цивилизации каракалпакском ауле очень не проста.
Я оглянулась на скрывающиеся за поворотом глиняные дома с тростниковой сказкой во дворе, и мне нестерпимо хотелось еще раз вернуться сюда.


Тем более, что Жузимгуль-опа общала показать плетение циновки бойра, которую мне так и не довелось найти в Каракалпакстане. За исключением одной, столетней давности, в руинах городища Ишан-кала.

Мы возвращались от дома мастерицы в Чимбай. За окнами машины тянулись бесконечные заросли тростника и камыша.


Я думала о моей прекрасной опа.
Мастерица плетеных чудес, Жузимгуль Мирзамуратовна Алимбетова. На таких людях как она, держится культурная и историческая память народов.
Когда с перепитиями новых цивилизаций уходят в прошлое ремесла и традиции педков, находятся люди, которые принимают свое древнее ремесло как миссию. Сознательно и целеустремленно сохраняя, приумножая и передавая. Как бы тяжело это не было.
Без званий и наград, без внимания со стороны чиновников и управленцев. Эти люди - целая вселенная и бесценное культурное наследие.
Встреча с Жузимгуль-опа - фантастическое соприкосновение со временем, традицией, дивной красоты землей и неведомым.
Надеюсь на новую встречу с моей прекрасной опа из далекого каракалпакского аула под Чимбаем.
Мой мир стал ярче и богаче от встречи с ней. Пусть у нее все будет хорошо.


Мои слова глубокой благодарности Айжамал, руководителю турагенства Айимтур, которая приложила немалые усилия, для того, чтобы разыскать уникальную мастерицу и в мой счастливый день отвезла меня к ней.

Согласно исследованиям ученых, плести корзины и циновки, человек начал еще 5000 лет назад, в неолите. Гончарное мастерство было освоено им позже, как и другие ремесленные технологии. В экспозиции выставки «Нить. Символ. Человек» представлены виды древнего плетения, до сих пор присутствующие в регионе. Это циновки из камыша, короба из корня кедра - корневатики.

Стремясь сделать свое жилище уютным, теплым, чистым, люди обустраивали его, используя подручные, встречающиеся в изобилии материалы.

Так из гибких ветвей ивы плели дом и хозяйственные постройки, изгороди, а еще – мебель, кузова саней и повозок, и, конечно, корзины, имеющие самое разнообразное назначение.

Из травы, камыша, рогоза обские угры (ханты и манси) плели циновки: в зимниках* их клали на нары** и занавешивали ими стены, а в жару – закрывали окна и стены летних шалашей. Плетение циновок, как и ткачество, было исключительно женским занятием.

На территории Сургутского района восточные ханты сперва стелили на земляной пол сплетенную из ивовых прутьев циновку, на нее – циновку из камыша, а уже сверху оленьи шкуры***. Иногда циновками прикрывали различные припасы, они использовались вместо ковра и скатерти.

Изготовление циновок и предметов быта из корней кедра сохранилось в Западной Сибири у коренных народов до настоящего времени.

Траву для плетения циновок обские угры заготавливали примерно в июле, а камыш и рогоз – ранней осенью. Растительный материал выбирали самый длинный – полтора – два метра высотой, хорошо просушивали и хранили в прохладном сухом темном месте. Перед началом работы материал замачивают в прохладной воде 30-40 минут, чтобы он стал мягким и эластичным.

Известны различные формы циновок (прямоугольные, круглые, квадратные), плетеные на станке и ручным способом, с орнаментом и без.

У каждой локальной группы обских угров способы плетения циновок отличались. Можно предположить, что это связанно с природными условиями и разнообразием растительных материалов, произрастающих на той или иной территории проживания этих народов.

Исследователи традиционной культуры Западной Сибири выделяют три варианта плетения циновок: циновка пучковая из травы вейник, ситник****; циновка сшивная из плетеных полос травы, камыша, ситника, рогоза; циновка плетеная из камыша на станке.

Циновка «пучковая» представляла собой большой прямоугольник, ширина которого доходила до двух метров, а длина более полутора метров. Тонкие пучки травы связывались между собой веревкой из ивового лыка. Такие циновки чаще всего плели на северной территории Березовского района. Коренные жители р. Аган хантов восточной группы использовали в быту циновки из пырея и тростника.

Траву для них резали на протяжении всего летнего периода по мере необходимости, изделия из такого растительного материала были недолговечны и быстро изнашивались. Такие циновки использовались оленеводами, охотниками, рыбаками многих народов.

Другой вид – циновка сшивная, их исторически изготавливали ханты восточной группы и на территории Березовского района. Из травы плели полосы шириной от 4 до 6 см. Для широких полос применялось нечетное количество пучков травы, чем больше в плетении использовалось пучков, тем шире была плетеная полоса.

Затем полосы сшивали между собой сухожильными, а позже капроновыми нитями в виде прямоугольника. Ширина таких циновок была более двух метров, а длина достигала одного метра.

Иногда циновки обшивали кожей налима или выкрашенной в красный цвет тканью.

Плели обские угры циновки с орнаментом, который представлял собой сетку из простых геометрических фигур – квадратов, ромбов. Узор получали путем вплетения травы, окрашенной багульником, тальником или лыком. Такие циновки в настоящее время редкость.

Третий вид циновок плели из камыша***** горизонтальным способом на станке. Такие циновки чаще всего можно встретить у восточной группы хантов.

В каждую прорезь навешивались веревки, попарно намотанные на березовые чурбачки, которые выполняли функцию грузиков.

На ствол укладывали камыш и переплетали веревками, меняя их местами.

Плетение циновки на станке могло быть разным: либо косички, сплетенные из трех пучков камыша, либо перекрученные стебли камыша, либо ровные.

В циновке могли чередоваться ровные полосы камыша с широкими или тонкими косичками. Края циновки также обшивали полосками ткани, чтобы циновка была прочной и не рассыпалась.

По одной из версий, из этого вида плетения, могло произойти плетение кружев на коклюшках.

Специфическим видом плетеной продукции обских угров являлись изгородки-плетни и выполненные сходным образом орудия запорного рыболовства (ловушки-морды). Коренное население сохраняющее традиционный уклад жизни, до сих пор изготавливают запоры в виде заграждения с ловушками из различного материала.

Для изготовления планок решетки используют кедровый корень (реки****** Васюган, Аган, Юган), черемуховую саргу (реки Аган, Юган), тальник (рр. Сосьва, Нижняя Обь, Вах, Верхняя Сосьва), лыко (река Конда). Для ловушек корзиничного типа (верши) – морды (хант. pun, pon; манс. камка ) и рукава (хант. poc, pac , манс. pos, puos ) планки готовят из лиственницы.

Народы Западной Сибири - русские переселенцы, коми, также широко применяли в хозяйстве плетеные изделия: большие корзины, блюда для рыбы, корзины меньших размеров для других нужд. Плели корзины из прутьев тальника таежного и лугового.

В экспозиции представлен еще один вид традиционного плетения, широко бытовавшего у обских угров – корневатик (мансийское тар караник , хантийское — кераник, лар йиныл, тары йиныл, кыр йиныл, тар йиник, ёкмын ).

Изготовляемые обычно из кедрового корня и черемухового прута короба использовали для хранения различных мелких предметов обихода – боеприпасов, наконечников стрел, кусков рога, бляшек, инструментов, а также еды.

Большие корневатики использовали как сундуки для выделанных шкур, камуса*******, посуды. Для хранения ритуальных предметов также служили корневатики.

Благодаря гигроскопичности материала, плотному плетению и хорошо подогнанной крышке, корневатики защищали содержимое от порчи и отсыревания. Их брали с собой в дорогу.

Процесс выработки таких изделий очень трудоемкий. Для плетения нужна сарга — «тонкая дранка, прутья, вичьё********, коренья для вязки и плетенья». Чтобы ее получить, надо заготовить эластичные и прочные корни молодых кедров, длина которых могла достигать 20 метров.

Корни берут растущие выше основного корневища, диаметром 0,5—1,0 см, извлекая их из земли с помощью тупого топора (таким образом кедр не повреждается).

Затем, корни раскалывают на четыре части и от наружной части древесины отделяют несколько тонких слоев.

Полученные ленты очищают от защепин и, при необходимости, делят на еще более узкие. Сарга, свёрнутая в кружки, высушивается и хранится до момента надобности. Вымоченный в воде материал имеет те же свойства, что и свежий.

Также, из кедровой сарги раньше, делали самые прочные веревки.

Чтобы сплести изделие, черемуховый прут, уложенный спиральными витками, оплетают лентами из кедрового корня: в щель, сделанную шилом на оплетке предыдущего витка продергивается кедровая лента. После этого плетение туго затягивается, чтобы сосуд не расходился после высыхания.

Традиционные формы корневатиков: круглая, овальная и прямоугольная, что определяется основой из прута. Отдельно плетется крышка, чаще всего выпуклая, верхушка которой представляет собой прямоугольник, а бока имеют вид трапеций.

Крышка привязывается к основной части сыромятными ремешками. Из последних делается и ручка для переноски.

Как видно из описания, процесс очень трудоемкий, требует физических усилий, поэтому традиционно это плетение считалось мужской работой.

В 2010 году корневатик номинировался на звание одного из чудес финно-угорского мира, а технология плетения циновок включена в Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Югры.

Авторы: Ольга Бубновене - заслуженный деятель культуры Югры, искусствовед (г. Ханты-Мансийск)

Алла Харитонова - культуролог (г. Москва)

Ксения Илауски - искусствовед (г. Ханты-Мансийск)

Лариса Шестакова - художник (г. Урай)

Юлия Стремилова - художник (г. Ханты-Мансийск)

* Зимник: зимнее жилище, прямоугольные или пирамидальные срубленные дома из сосны, часто с земляной крышей, построенные в лесу.

** Нары – дощатый настил на некотором возвышении от пола, идущий в зимниках вдоль стен, место для сна, сидения, еды.

*** В каждой локальной группе обских угров, свое слово обозначающее циновку – нории, нарва, нарвапам, йеган, йакан, йемепки, сапта . Восточные ханты, живущие на территории Сургутского района называют циновку тахар , это слово общее с татарским названием ковра и монгольским словом таар, обозначающим грубый ковер. По мнению исследователей, обские угры научились плести циновки у татар. Во всяком случае, не исключено заимствование ими циновок от Тобольских татар, а в дотатарское время, возможно, и от других тюркоязычных народов, с которыми соседствовали угорские племена.

**** Вейник ( лат. Calamagrostis ) — многолетнее травянистое растение, семейства Злаки, растет в обоих полушарий, насчитывается около пятьдесят видов вейника в России и на сопредельных территориях. Ситник (лат. Júncus, от связывать, соединять или сплетать) — крупный род цветковых растений семейства Ситниковые ( Juncaceae ). Упоминается у Вергилия и других древнеримских авторов, служил для плетения циновок, корзин и других изделий. Растет преимущественно в Северном полушарии, в сырых местах: от тундры до тропиков. Многие виды ситника выращиваются в качестве декоративных растений. Ситник развесистый, японцы из-за его прочной на износ соломы, используют для плетения внешней оболочки татами.

***** Камыш (лат. Scírpus ) — род многолетних и однолетних прибрежно-водных растений семейства Осоковые. Может вырасти до 4-5 метров в высоту. Часто камышом ошибочно называют рогоз и осоку, хотя эти растения принадлежат другим семействам. Распространён по всему земному шару. Камыш используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, циновок, ковриков, а также для декоративной отделки плетёных изделий из лозы. Чтобы получить зелёный цвет, камыш срезают в июле, красивый жёлтый — в конце августа — начале сентября.

****** Территориальные объединения обских угров называются по рекам, рядом с которыми проходит их жизнь. Поэтому, например, есть казымские, салымские, васюганские ханты и т.д.

******* Камус — шкура с голени животных (северного оленя, лося, косули или нерпы), используется для изготовления зимней обуви (кисы, унты) и специальной противоскользящей подкладки на нижнюю поверхность охотничьих лыж.

******** « От вица ж. (вить) сев. вост. хворостинка, прут, розга, хлыст, длинная ветка, лоза. Мягкие древесные корни, искрученная, иногда свитая в два и три прута хворостина, для связки, скрутки, скрепы чего-то, для вязки плотов, вят. произн, вича, собират. вичьё» - см. Толковый словарь В.Даля.

Сегодня у человека остаётся совсем мало времени на общение с природой, и для того, чтобы не терять с ней связь, многие украшают дома циновками. Недорогое и качественное ковровое покрытие становится ключевым акцентом в интерьере. Оно уместно практически для всех стилевых оформлений. Модные плетёные полотна кладут не только на пол, их часто используют и для декорирования стен, а также для украшения обеденного стола. Что такое циновка, и какие материалы используют для её изготовления, читайте в обзоре редакции Homius.

Что такое циновка

Что такое циновка: история создания ковриков

Циновка – это плетёный ковёр без ворса, изготовленный из натуральных материалов. По форме она может быть круглой или прямоугольной, иногда, аналогично ковролину, полотном полностью укрывают весь пол в помещении. Это не новое покрытие, история создания уходит своими корнями в Древний Египет. Ещё в гробницах фараонов были найдены первые полотна из тростника.

Натуральные ковровые покрытия создают особое настроение в доме. Человек после городской суеты и шума мегаполисов получает комфортный отдых в своём жилище. Мягкие краски успокаивающе воздействуют на нервную систему, а слабый аромат натуральных материалов приближает его к природе.

Плетёные коврики можно использовать практически в любом интерьере

Какие материалы используют для изготовления циновок

Для производства циновок используют разнообразные природные материалы, каждый из которых имеет свои нюансы.

Тростниковые и джутовые покрытия

Тростник один из самых бюджетных и распространённых материалов. Он произрастает на берегах рек и болот, поэтому многие называют его камышом. Такие циновки обладают прекрасными теплоизоляционными качествами и подходят для жилых и детских комнат.

Стоит помнить, что при выборе тростниковой циновки высока вероятность приобрести изделие невысокого качества. Перед покупкой нужно согнуть покрытие. Поверхность не должна лохматиться и отставать от основы из латекса.

Качественное полотно из тростника прослужит более пяти лет

Качественное полотно из тростника прослужит более пяти лет

Джут – это кустарник, который относится к прядильной культуре. Циновки из этого материала обладают прекрасной износостойкостью и практичностью, поэтому их часто укладывают в местах с повышенной проходимостью. Также они подходят для спальни и коридоров. Единственное, где их нельзя использовать – это помещения с повышенной влажностью.

Срок службы джутового полотна составляет не менее семи лет

Срок службы джутового полотна составляет не менее семи лет

Плетёные коврики из сизаля и койры

Сизаль, более правильно называть агава сизалевая – это грубое волокно, которое получают из свежих листьев одноимённого кустарника. Главные поставщики таких подстилок: Кения, Ангола, Танзания, Индия и Бразилия. Полотна отличаются интересным внешним видом, а также прекрасной износостойкостью.

Циновки из сизаля довольно жёсткие, поэтому прекрасно подходят для мест с умеренной проходимостью

Циновки из сизаля довольно жёсткие, поэтому прекрасно подходят для мест с умеренной проходимостью

Койра – это волокно, получаемое из мочалки, расположенной между орехом кокосовой пальмы и оболочкой. Его предварительно вымачивают в обычной воде, затем вычёсывают. Нити длиной более 20 см используют для изготовления циновок, короткие идут в качестве набивочного материала, а также для производства щетины в щетках.

Волокна койры нежные на ощупь. Они практически не впитывают влагу. Поэтому такие полотна – идеальный материал для ванных комнат, предбанников бань и саун.

Циновки из койры довольно мягкие, однако они не отличаются достаточной прочностью

Циновки из койры довольно мягкие, однако они не отличаются достаточной прочностью

Ковровые покрытия изо льна и конопли

Лён – это интересный, но, к сожалению, недолговечный материал, поэтому такие предложения на рынке довольно редки. В торговой сети часто встречаются коврики со вставками из волокон.

Более практично использовать коврик изо льна в качестве настенного декора

Более практично использовать коврик изо льна в качестве настенного декора

Конопляное волокно ещё называют пенькой. Оно отличается особой устойчивостью к влажной среде. К сожалению, в наших странах это растение в промышленных масштабах не выращивают по известным причинам, а вот на Кубе, в Америке и Голландии налажено производство изделий из этого материала.

Коврик из конопли прослужит около 7-10 лет

Коврик из конопли прослужит около 7-10 лет

Плетёнки из риса и водорослей

Коврики из рисовой соломки производят преимущественно в Китае. Тонкие полотна обладают достаточной мягкостью, гибкостью и прочностью. Это идеальный материал для напольных ковриков в жилых комнатах, особенно в детских. Техника плетения несколько отличается от остальных видов: покрытия делают из влажных нитей и просушивают уже в готовом изделии.

Циновки из рисовой соломки издают нежный и приятный аромат

Циновки из рисовой соломки издают нежный и приятный аромат

Покрытия из водорослей не так распространены. Чаще всего их изготавливают в Японии, Таиланде и Индонезии. Местные жители собирают материал на побережье, тщательно просушивают, плетут тонкие и гибкие верёвки, из которых впоследствии получаются напольные покрытия. Циновки нельзя использовать на улице, они прекрасно подходят для оформления интерьеров, в том числе и ванных комнат.

Совет! Отличить подделку от оригинала можно по запаху. Настоящая циновка из водорослей обладает естественным ароматом морской соли.

Особым украшением циновок из водорослей является разнообразное плетение

Особым украшением циновок из водорослей является разнообразное плетение

Бумажные коврики из рисовой или хлопковой бумаги

В последнее время для производства циновок часто используют рисовую или хлопковую бумагу в сочетании с другими материалами. Нити обрабатывают специальными составами, которые защищают полотно от повышенной влажности. Ручное изготовление цельных покрытий довольно трудоёмко, стоимость готовых изделий может достигать 5000 долларов.

Когда в торговой сети предлагают бумажную циновку по более доступной стоимости, это наверняка окажется комбинированием с рисовой соломкой в пропорции 50% × 50% или 30% × 70%. Это не подделка или обман, принято считать бумажным такое покрытие, содержание бумаги в котором выше 30%.

Циновки из рисовой или хлопковой бумаги обладают прекрасной износостойкостью и прочностью

Циновки из рисовой или хлопковой бумаги обладают прекрасной износостойкостью и прочностью

Преимущества латексной подложки для ковриков

В торговой сети можно встретить циновки без дополнительной основы, а также коврики с латексной подложкой, которая продлевает срок службы полотен. Латексом пропитывается изнаночная сторона плетёнки, она принимает на себя большую часть механического воздействия и повышает его эластичность.

Латекс препятствует скольжению полотна, а также при повреждениях удерживает волокна на месте

Латекс препятствует скольжению полотна, а также при повреждениях удерживает волокна на месте

Сильные и слабые стороны циновок

Циновки из природных материалов обладают множеством достоинств:

  • гипоаллергенность, в составе только натуральные материалы;
  • прекрасные звуко- и теплоизоляционные свойства. Чем плотнее плетение, тем эти качества выше;
  • покрытие не притягивает пыль, оно довольно простое в уходе;
  • большое разнообразие техник плетения, с помощью которых создаются необыкновенно красивые узоры;
  • они полезны для здоровья. Медики рекомендуют ходить по циновкам босиком. Это прекрасный массаж стоп;
  • циновка из качественного материала прослужит не один год;
  • покрытие из натуральных материалов – это стильный и необычный акцент в интерьере.

О достоинствах можно говорить ещё очень долго, но стоит отметить и недостатки покрытия:

  • многие циновки имеют довольно жёсткую поверхность, в связи с этим для гостиных владельцы всё же предпочитают мягкие ковры;
  • не всем нравится ограниченная цветовая гамма, большинство предложений имеет природные оттенки.

Циновка наполняет пространство природой и гармонией

Циновка наполняет пространство природой и гармонией

Цветовое оформление плетёных ковриков

Большинство циновок производят в природных оттенках, поэтому они подходят практически ко всем классическим и современным интерьерам. Если покрытие сделано без латексной подложки, его можно расстелить как с лицевой, так и с изнаночной стороны.

В продаже можно встретить и полностью окрашенные циновки. Нужно помнить, что яркие краски негативно действуют на структуру волокон, такие покрытия прослужат не очень долго.

Для получения узоров волокна предварительно окрашивают и формируют узор в процессе плетения

Для получения узоров волокна предварительно окрашивают и формируют узор в процессе плетения

Популярные формы циновок

Для создания ковров-циновок применяют различные техники плетения. Довольно популярно применение комбинированных методов. В результате получается рулонный материал, шириной 3-4 м, из которого покупатель может заказать любой размер и форму полотна.

Что такое циновка: правила выбора экзотического плетёного коврика

Прямоугольный коврик средних размеров

Дорожка

Покрытия большой площади

Покрытия большой площади

Круглые или овальные

Небольшие квадратные или прямоугольные

Небольшие квадратные или прямоугольные

Необычные форматы

Технологии плетения ковриков

Коврики из натуральных материалов плетут ручным и машинным способом.

Ручное изготовление

Ручное плетение довольно трудоёмкое, поэтому стоимость таких покрытий может достигать нескольких тысяч долларов. Настоящие мастера работают по старинным технологиям и часто комбинируют разные виды волокон, например, к шерсти добавляют сизаль. Европейские производители иногда делают подложку из войлока, повышая теплоизоляцию циновочного полотна.

Ручное плетение в шахматном порядке

Ручное плетение в шахматном порядке

На видео можно посмотреть весь процесс сборки материала и ручного изготовления циновки:

Машинное плетение циновок

Машинная техника позволяет производить большие размеры циновок, которые скручивают в объёмные рулоны. На оборудовании используют разные виды плетения, а также добавление узоров и рисунков к непрокрашенным волокнам. В торговой сети из упаковки отмеряется необходимый метраж, дополнительно можно заказать окантовку полотна.

Применение комбинированных техник плетения позволяет создать необыкновенный узор

Применение комбинированных техник плетения позволяет создать необыкновенный узор

Проверенные производители качественных плетёных ковриков

Сегодня циновки плетут не только азиатские производители. Большой популярностью пользуются безворсовые покрытия европейских компаний. При покупке важно обращать внимание на бренд, поскольку от этого зависит качество и долговечность полотна.

Наиболее популярными являются следующие производители:

  • «VM Carpet» из Финляндии;
  • «Люберецкие ковры» из РФ;
  • «Balta group» «Unlimited Creation» и «Tasibel» из Бельгии;
  • «Astra», «Ruckstuhl» и «Jab» из Германии;
  • «Ikea» из Швеции.

Покупатели довольны качеством изделий данных производителей, широкий ассортимент покрытий позволяет подобрать их под любой кошелёк.

Циновки производителя «VM Carpet» из Финляндии отличаются лаконичным дизайном и высоким качеством

Циновки производителя «VM Carpet» из Финляндии отличаются лаконичным дизайном и высоким качеством

Варианты укладки циновок

После покупки циновки необходимо ей дать отлежаться в течение 2-3 дней, она примет правильную форму. Полотно на латексе можно просто положить на пол, не прибегая к дополнительным способам. Основа будет держаться под собственным весом.

Совет! Если покупается циновка для размещения по всей комнате, необходимо предусмотреть запас материала с расчётом крепления под плинтус.

Двусторонний скотч, клей или специальная подложка будут удерживать циновку в одном месте, препятствуя скольжению

Двусторонний скотч, клей или специальная подложка будут удерживать циновку в одном месте, препятствуя скольжению

Как правильно ухаживать за циновками

На долговечность плетёных ковриков влияет не только материал изготовления, но и правильный уход. Каждый вид покрытия требует особенного подхода:

  • покрытия из сизаля, конопли, бумаги и рисовой соломки боятся влажности, их можно только протирать сухой мягкой тряпочкой;
  • джут и койру можно чистить пылесосом, но без использования моющего режима;
  • при необходимости покрытие протирают увлажнённой тряпочкой;
  • изредка можно использовать моющие средства, предназначенные для растительных материалов.

Многие производители обрабатывают циновки специальными составами, которые защищают поверхность от грязи и влаги, а также способствуют качественному и быстрому уходу.

Если покрытие обработано специальными составами, проводить влажную уборку нельзя, поскольку она смоет весь защитный слой

Если покрытие обработано специальными составами, проводить влажную уборку нельзя, поскольку она смоет весь защитный слой

Фотопримеры использования циновок в интерьере

Циновка – это стильный элемент. Она сразу займёт ключевую позицию в любом интерьере. Плетёные коврики подходят для напольных покрытий. Часто их используют для занятий по йоге или в качестве настенного декора. Предлагаем посмотреть фото наиболее интересных вариантов применения полотен.


Плетение из камыша — одно из самых древних ремесел. С него началось гончарное искусство. Знали ли вы, что первые миски, вазы и горшки плелись из камыша и смазывались глиной? Этот простой и доступный вид рукоделия пользуется большой популярностью и сегодня.

Плетение из камыша - простой способ занять руки или создать нечто очень привлекательное для дома. Привлекает дешевизна хобби и доступность материала для изготовления. Стоит отметить, что камыш - очень удобное растение для плетения, ведь найти его можно где угодно - у водоемов и болота. Его легко заготовить, он очень податливый.

И удивительно, что это такой простой и доступный материал, а изготовленные из камыша корзины, мебель, циновки и камышовые крыши — одно из самых дорогостоящих удовольствий. Мы рады поделиться с вами навыками заготовки и плетения из столь интересного материала. Вам будет легко освоить навыки плетения из камыша для начинающих. Мы подготовили достаточно информации о заготовке материала и удачный мастер-класс.

Как выглядит камыш?

Этот вид растения является одним из самых удачных для ремесла. Существует два вида камыша: озерный и лесной, и первый представляет большую ценность.

Это многолетнее растение с толстым корневищем. Его стебли достигают длины до 2 метров, в диаметре - около 2,5 см. Растет этот вид чаще всего в воде, на берегу или около него. Места произрастания - озера, болота и болотистые луга. Встречается почти повсеместно в европейской части России, также растет на Кавказе, в Сибири Западной и Восточной.

Обратите внимание, как выглядит камыш, из которого мы будем плести различные изделия (фото - ниже).

Как выглядит камыш?

Северный и южный камыш

Не менее важно знать, какой именно нужен камыш для плетения, ведь растение из южной части нашей страны значительно отличается от северного собрата.

Тот, что родом из северных мест, малопригоден для плетения, так как его стебли покрыты воздушными камерами, шероховатые, бугристые. Из-за этого камыш неэластичный, негибкий, легко ломается при легком нажатии.

А вот камыш южный эластичен и гибок, он абсолютно не пропускает влагу. Ствол его наполнен мякотью, из-за чего стебель становится упругим и не ломается при сильном нажатии. Это очень плотный материал, из которого можно получить шикарные изделия.

Поверхность качественного, подходящего для плетения камыша гладкая, блестящая, обладает желтоватым оттенком.

Из южного камыша вырабатывается педдиг - тонкие прутики по 10 мм в ширину, длиной по 2 м, не более 1 мм по толщине. Эти нитеобразные прутики очень прочные, эластичные, обладают приятным солнечным цветом. Из них получаются красивые корзинки, мебель, обивка.

Но как же заготовить материал для плетения из камыша?

Заготовка камыша

Заготовка камыша

Если на камыш во время сушки попадут лучи солнца, материал выгорит и станет хрупким.

Сушка и обработка

Циновка

Если вы начинающий в этом ремесле, для начала вам стоит попробовать соткать циновку из камыша. Это изделие не требует ничего особенного, в том числе и большой практики в плетении. Вам понадобятся шпагат, камыш и капля терпения. Взамен вы получите интересную, оригинальную вещь, освоите навыки ткачества.

Количество заготовленного камыша зависит от размера циновки. Для метра циновки вам необходимо использовать моток шпагата, 4 рейки и шурупы.

Подготовим место для работы.

Плетение циновки

Рабочее место. Создание простого ткацкого станка

Для плетения из камыша нужно подходящее место. Так как плетение и ткачество - занятия, требующие времени, необходимо место под навесом, чтобы в случае дождя изделие не пострадало.

Также необходим ткацкий станок. Для этого из реек смастерите рамку шириной с будущую циновку. Параллельные рейки, соответствующие ширине желаемого изделия, разметьте по сантиметру по всей длине. В каждую разметку вбейте по гвоздю или по шурупу в шахматном порядке. На каждый второй сантиметр натяните шпагат. Отрезков должно быть четное количество.

Циновка из камыша

Подготовка материала к работе

Вы почти готовы к плетению циновки из камыша, однако вы и материал должны подготовить. Для этого высушенные листья камыша нужно замочить на несколько минут в корыте или ванне. Их необходимо смочить, чтобы они не ломались. Спустя 5-7 минут достаньте камыш из воды и заверните в марлю или ткань, чтобы лишняя влага быстро ушла. Оставьте материал на несколько часов. Только не передерживайте камыш в воде, иначе после того, как изделие будет готово, камыш высохнет и даст усадку.

Спустя 2-3 часа можете приступать к плетению.

Плетение из камыша

Плетение циновки

Плетение из камыша очень простое, давайте ознакомимся с ним. Возьмите один листок и пропустите его под каждой четной нитью. Начинайте плести снизу рамки. Следующий листок пропустите под каждой нечетной. Следующий — под четной. Таким образом, у вас получится полотно с плетением в шахматном порядке или кирпичиком. Плетите так полотно нужной вам длины.

Когда вы достигнете нужного размера, отрежьте лишние кусочки стебельков на расстоянии 4-5 сантиметров от нити.

Почти готовое изделие осталось только закрепить. Для этого возьмите один стебелек и прошейте его с изнаночной стороны крупными стежками. Сделайте это с каждой стороны.

Нитки срезайте попарно с шурупов и связывайте, плотно прижимая к изделию. Лишние кусочки нити отрежьте. Ваша циновка готова. Ее можно использовать по-разному: как коврик, как коврик для йоги или покрывало на пляж. Так, циновка — интересная подставка под горячее или целая скатерть на дачу.

Древнее ремесло

Плести из камыша можно различные вещи. Посмотрите, какие изделия можно создать самостоятельно. Какие привлекательные камышовые крыши, какие интересные заборы из камыша.

Крыша из камыша

Очень удобные для хранения разной мелочи или в качестве украшения на кухню корзиночки из камыша. А какие милые плетеные пляжные шляпки.

Милая шляпка

Плетение из камыша подразумевает и плетение лаптей. Очень интересное изделие, которое и носить можно, и в качестве украшения использовать.


Освоить технику плетения и научиться создавать эксклюзивные изделия из природного материала совсем нетрудно. Каждый этап плетения из камыша интересен и увлекателен: сбор и заготовка материала, освоение техник плетения, создание эксклюзивных изделий. Стоит попробовать и, возможно, это станет настоящим хобби или основой бизнеса.

камыш

Плетение из камыша можно сделать самому

Материалы для плетения

Для плетения из камыша для начинающих подходят озерный камыш, тростник, рогоз. Эти растения похожи, но каждое имеет особенности:

  1. Озерный камыш — растение семейства осоковых. Растет по берегам небольших водоемов. Высокая трава яркого зеленого цвета. Узнать такой камыш можно по метелкам на концах стеблей. Хороший материал для плетения. Не нуждается в нарезке, так как имеет ровные тонкие стебли.
  2. Тростник обыкновенный относится к семейству злаковых. Высокие гибкие стебли увенчаны густой метелкой. Для изготовления из тростника используют нижнюю часть стебля и листья. В зависимости от задумки и вида изделия, листья режут на полосы. Найти обыкновенный тростник можно по берегам рек, каналов, прудов.
  3. Рогоз часто путают с камышом. Ведь именно рогоз имеет плотные коричневые семенные головки на концах стеблей, а не камыш. У рогоза для работы подходят и стебли, и узкие и длинные листья.

В этом видео вы узнаете, как сделать коврик из камыша:

Сбор и заготовка

Сбор материала происходит с августа по октябрь. Важно срезать выбранный вид растений прямо из воды. Растения с сухого берега будут хрупкими и ломкими. Удобней всего срезать растения с лодки при помощи серпа с длинной ручкой или забравшись в воду в сапогах-забродах.

Стебли связывают в небольшие снопы и просушивают в вертикальном положении предпочтительно в тени. Но можно и на солнце. Вид сушки влияет на окраску растений: на солнце они становятся более светлыми и золотистыми.

Хранить подготовленный материал лучше всего на улице под навесом или на чердаке в горизонтальном положении. Важно не хранить их в полиэтиленовых пакетах. Это приводит к образованию плесени.

Перед началом работы рекомендуют замачивать необходимое количество стебельков и листьев в воде.

Но если материал собран в правильном, влажном месте, достаточно просто опрыскать их водой. А также при необходимости следует периодически опрыскивать их в течение работы. О том, что необходимо это сделать, сообщат сами растения, когда начнут слегка потрескивать при сгибании.

Основные техники

Любой мастер-класс плетения из камыша предполагает подготовку стеблей и листьев с помощью острого ножа. Листья разрезаются вдоль на 3-4 части. Стебельки освобождают от мелких листов.

Проще всего переплетать полоски из листьев или стебли под прямым углом. Удобно оплетать какую-нибудь твердую основу. Так, можно регулировать плотность плетения и легче соблюсти пропорции.

Есть несколько базовых техник плетения из тростника для начинающих:

  1. Бант — способ плетения одним рабочим стеблем вокруг 2 стеблей основы. Рабочий стебель охватывает по очереди стебли основы S-образной петлей, двигаясь по направлению вдоль них. Этот способ плетения подходит для выполнения объемных изделий. Можно плести не только вдоль, но и по кругу. Плетение бантиком выглядит очень эффектно.
  2. Веревочка — способ продольного переплетения. Эта техника идеальна для изготовления корзин, поскольку требует вертикальных основ. Длинные стебли переплетают между собой и со стеблями вертикальной основы.

Обе техники просты в освоении, но требуют тренировки.

Плетеные изделия

Желательно плетение из камыша своими руками начинать с простых изделий: салфеток, небольших корзиночек, хлебниц. Для таких изделий лучше всего подходят листья рогоза или тростника, разрезанные на 3 полоски.

После освоения принципа переплетения можно переходить к более сложным изделиям. Красиво и необычно смотрятся оплетенные бутылки или вазы. Такие изделия чаще всего делают из тонких стеблей камыша. Наличие твердой основы облегчит работу.

С ростом мастерства можно переходить к изготовлению шкатулок, сахарниц, шляпок, сумочек. Эти вещи потребуют владения несколькими техниками переплетения.

Забор или изгородь из камыша потребует минимум владения техникой переплетения, но максимум усилий по правильной заготовке материала. Подготовленные снопики камыша ровно подрезают, стягивают и сплетают в прямоугольные блоки. Из них формируется изгородь. Для того чтобы забор выполнял свою функцию, необходима основа в виде металлических столбов или сетки рабицы.

Плетение из стеблей и листьев — полезное и увлекательное хобби. Элементы дизайна из камыша, тростника или рогоза очень популярны и актуальны. Они служат не только украшением, но и являются вполне функциональными. Постоянное прикосновение к природным материалам и вылазки на природу для заготовки материалов очень полезны для здоровья.

Читайте также: