Плетение из бересты история

Обновлено: 24.04.2024

Фляга S.Quire, черная.

Фляга S.Quire, черная.

Значок с лентой

Значок с лентой "9 Мая".

Картина на зеркале

Картина на зеркале

Подарочный набор из фляги, бутылки, кружки и кредитницы

Подарочный набор из фляги, бутылки, кружки и кредитницы "Успехов".

Шкатулка деревянная

Шкатулка деревянная "Мастерица".

Пейзаж - картина на зеркале.

Пейзаж - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Картина на зеркале - Пейзаж.

Картина на зеркале - Пейзаж.

История берестяного промысла.

Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.

Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - все это делалось из бересты.

По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства - вышивкой и резьбой по кости.

История берестяного промысла.

Технология изготовления

Береста как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Из этого пластичного, стойкого материала изготовлялись плетеные изделия: кузова, корзины, пестери, лапти, хлебницы, солонки. Береста шла на изготовление туесов - сосудов с крышкой, которые делали из цельного «сколотня» («сколотень» - снятая чулком со спиленного дерева кора березы). Плетеные изделия выполняются в технике прямого и косого плетения. Кузова, пестери имеют прямоугольную форму, лапти и ступни делаются по форме ноги, а солонки выполняются в виде уточек, бутылочек и т. д.

Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала. Так, весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя - теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный цветовой эффект.

Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимали умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нем вырастала снова нарядная белая одежда.

Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.

В Архангельской губернии из бересты делали короба, туеса, шкатулки, блюда, ларцы и прочие предметы домашней утвари и расписывали их живописными растительными узорами. Как правило, мастера заполняли поверхность изделий растительным орнаментом (тонкий извилистый стебель с листьями и ответвлениями, плавными изгибами). Сквозное, ажурное «кружево» (резьбу) из бересты мастера накладывали обычно на яркий фон из ткани, фольги или бумаги, что позволяло добиваться высокого декоративного эффекта.

Берестяные туеса (бураки) чаще орнаментируются. Сам процесс изготовления туеса довольно сложен: необходимо аккуратно снять с дерева кору, не повредив ее. Это будет внутренняя сторона туеса. Она цельная, из нее даже вода не вытечет. Сколотни по лицевой стороне оборачиваются «рубашкой», т. е. берестой, разрезанной с одной стороны. Рубашка несколько меньше сколотня, она закрывается в «замок». Затем в распаренный сколотень, обернутый рубашкой, заколачивается деревянное донышко. Сверху вырезается крышка с ручкой. Туес готов. Мастер по своему усмотрению и в соответствии с бытующей в данной местности традицией, перед тем как закрыть сколотень рубашкой, может украсить его геометрическим или зооморфным (изображение животных) орнаментом. Иногда рубашку туеса вырезают напросвет растительным орнаментом или геометрическим узором.

Центры берестяной резьбы: Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская, Томская области и Якутия

Специализация: изделия из бересты

Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения мёда и сметаны.

История берестяного промысла.

Береста и быт

Береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.

В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет.

В крестьянском доме, можно было увидеть много берестяной утвари, весьма необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали «вторую жизнь» после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки.

Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты.

История берестяного промысла.

Шемогодский промысел берестяных изделий

Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Знаменит он и за границей. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.

К 1882 году в Шемогодской волости В. Устюжского уезда помыслом занимались 168 человек. Вот что писалось в Очерке кустарных промыслов Вологодской губернии: «Лучшие бурачники в деревне Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки». Имеются в виду изделия, украшенные прорезной берестой: туески, блюда, перчаточницы, пеналы, дорожные шкатулки и другие изделия. Изящный растительный орнамент, вырезанный мастером, украшал стенки и крышки изделий. Береста на темном или золотистом фоне выглядела как дорогой материал. Естественно, и изделия были привлекательны для покупателя.

Самым известным мастером этого промысла был И. А. Вепрев. Именно его изделия получили большую известность и принесли славу шемогодской бересте. Мастер имел десять медалей и дипломов различных выставок и ярмарок, в том числе и медаль Всемирной выставки 1900 г. в Париже. В 1882 г. на Всероссийской промышленной ярмарке его изделия были удостоены премии и полностью куплены императорским двором. Стоили они очень дорого: от 5 до 13 руб. за штуку, в то время как заработок крестьян, занимавшихся бурачным промыслом, по сведению Ф. Арсеньева, составлял 16 руб. за 6 зимних месяцев. В связи с большим спросом на изделия промысел постоянно расширялся. Работали не только мужчины, но и женщины, дети. 21 ноября 1908 г. в деревне . Погорелово была открыта крестьянская ремесленная школа. Изделия с прорезной берестой в основном шли за границу. В США были модными шкатулки для перчаток, автоматы для папирос. Франция и Германия тоже пользовались изделиями с речки Шемоксы. Революция 1917 г. мало повлияла на работу мастеров. Советской республике нужна была твердая валюта для подъема народного хозяйства. В 1918 г. кустари деревни Кирово-Наволок по инициативе мастера А. В. Вепрева объединились в Шемогодскую кооперативно-производственную артель. Перечень выпускаемых изделий был велик: платочницы, перчаточницы, табачницы, чайницы, рабочие ящики, коробки с выдвижными крышками, автоматы для папирос, коробки книгой, восьмиугольные и пирамидами. В 1928 г. представительство Госторга предполагало реализовать в Германии берестяных изделий на 5000 рублей золотом. А в 1930 г. Всероссийский союз промысловой кооперации обязался поставить па экспорт Кустоэкспорту берестяных изделий на 10000 рублей золотом.

История берестяного промысла.

С начала 30-х годов необходимость в золотой валюте падает благодаря подъему народного хозяйства страны. Экспортная деятельность художественных промыслов значительно сокращается, и они переключаются на работу для внутреннего рынка. Производство шемогодских берестяных изделий продолжалось до ликвидации промкооперации в 1960 г. Сейчас фабрика «Великоустюжские узоры» продолжает работать с берестой.

История берестяного промысла.

Другие берестяные промыслы

Как и в Вологодской губернии, в Вятской губернии существовал промысел туесов. Они уступали во многом вологодским, особенно по декорированию. Но вятская губерния славилась промыслом берестяных тростей, которые были модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.

Олонецкие берестяные промыслы - в очерке «Кустарная промышленность в Олонецкой губернии» авторы указывают на промысел берестяных веревок и дешевой конской упряжи. И, конечно, туесов. Интересно замечание, что туес служит до 25 лет, и продукцию крестьян с удовольствием покупают горожане. Лучшие туеса - Каргопольского уезда с Лодыгинской, Нифонтовской и Волосовской волостей.

Берестяной промысел Прикамья - в нижнем течении реки Чусовой существовал крупный центр производства туесов с тиснением. Тисненый орнамент покрывал весь туес сверху донизу. Геометрический орнамент, состоящий из ромбов, крестиков, диагональных и вертикальных полосок, звездочек, зигзагов, облагораживал берестяные туеса и не нарушал целостности материала. Самые лучшие туеса делали мастера с Чусовских городков. Пермские губернские ведомости в 1865 году отмечали, что за зиму в Нижне-Чусовских городках крестьяне делают до 100000 штук туесов. Про них говорили: «Летом рыбачат, зимой бурачат». В окрестностях Нижнего Тагила, кроме тисненых туесов, делали расписные туеса и украшенные переводными картинками.

В Тобольской и Томской губерниях известны берестяные промыслы туесов и «кисок». Киска - это своеобразный ковер (2-2,5х1 м), который использовался для защиты от дождя. Известны берестяные промыслы в Рязанской, Могилевской, Нижегородской губерниях и в Закарпатье.

История берестяного промысла.

Это интересно

Кустарные промыслы в России имели обширное распространение и давали значительный заработок населению. По некоторым источникам, берестяным промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Бурачный промысел занимал одно из ведущих мест.

В литературе, наряду со словом «туес», укрепилось слово «бурак» в одном и том же значении - берестяной сосуд цилиндрической формы с крышкой и донышком. И хотя у слова «бурак» 11 значений, а у слова «туес» - одно, почему-то за промыслом укрепилось название бурачный.

В Архангельском областном словаре в статье «Бурак» приведены предложения, записанные в разных районах области: «Из береста бурачков наладят. это уж ноне стал бурачок, а прежнее – туесок», «И может бурачок сделать, а прежнее – туесок», «Если занадобится что перенести, так туесок, а потом помодней - бурачками стали звать».

В словаре современного русского литературного языка в статье «Бурак» замечено, что шведское «Bark» - банка, коробка, похоже на наше «бурак», что указывает на иностранное происхождение слова. Сейчас в научной литературе чаще встречается «бурак». А «бурак» - это и корзина, и свекла, и остов печи, и одиночная камера, и сапог, и туча, и другие значения, так что справедливо бы называть промысел туесовым.

Снаряжая мужа на дальние покосы или в другую какую дальнюю дорогу, аккуратно укладывала хозяйка в берестяной пестерь булки и калачи, шаньги и пироги. Укрывала тщательно полотенцем и наказывала — не придавить где случайно короб, а на покосе — не забыть "зарыть" его в траву, что погуще. Всю неделю, а то и дольше, будет хлеб мягкий, душистый, будто только из печи вынутый….

Береста и ее история, фото № 1

Старинный берестяной пестерь.

В русском народном календаре-месяцеслове называли апрель березозором, а в народе объясняли это название так: в эту пору яркое весеннее солнце березы зорит, оттого и пробуждаются они к жизни после долгого зимнего оцепенения. В один из апрельских дней специально приходили в лес и "слушали" березы.
Остановится человек у той, что больше других ему приглянулась. К самому стволу подойдет - будто и впрямь прислушивается. От березы к березе ходит, приглядывается. Весь лес обойдет - все примечает. Месяц, другой минует, тогда опять вернется. Приходит время бересту заготавливать. Все приметы на то указывают. Сейчас она легко снимается - и человеку в подмогу, и для самого дерева безболезненно.

Береста и ее история, фото № 2

Издавна береста считалась прекрасным материалом для изготовления туесов. Туеса большие и поменьше, и совсем маленькие, высокие и пониже, с округлыми донцами и овальными были у каждой хозяйки. И у каждого из них было свое особое предназначение.

В одних туесах хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить. Берестяной туесок обладал удивительным свойством - предохранял ее от попадания влаги. В туесах хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко. Масло в них не горкло, сметана долго хранилась, молоко и творог не кисли - в берестяных туесах эти скоропортящиеся и незаменимые в каждой семье продукты были надежно защищены от воздействия тепла.

В туеса наливали мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло, можно было испить из берестяного туеса водицы. А то и кваску. В берестяном туеске и водица колодезная студена, и квас, будто только из погреба достали. И так научились мастера донышки туесов подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало.

Береста и ее история, фото № 5

С берестяными туесами ходили в лес по ягоды - за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой, черникой. В лес по ягоды часто ходила детвора - у взрослых летом и других работ хватало. Для них и мастерили туеса - не очень большие, с удобными ручками. Всю зиму в погребе в берестяном туесе хранили без сахара ягоду-морошку. В рот положишь - сочная, во рту тает, как вчера собранная.
В дальнюю дорогу отправляться - удобнее берестяных лаптей не найдешь обуви, но не одну пару их приходилось с собой брать. Одни сносятся - другие достаешь. А по пословице - "в дорогу идти - пятеры лапти сплести".
Плести берестяные лапти - дело не хитрое, но и не простое. Не случайно именно лапти считались символом мастерства на Руси. Ребятня присматривалась к взрослым, училась у них с малолетства.
Ребятеночка, который только ходить научился, тоже в лапоточки обували. В сундуке, что в избе стоял, хранила долго матушка первые лапоточки. Откроет она сундук, достанет лапоточки, глядит - не налюбуется: дитя малое вспомнит и опять спрячет подальше в сундук. Верно служили лапти каждому своему хозяину. Плели их не только из бересты, но и из липового лыка. Такие лапти более жесткие, но и более ноские. Из более податливой в работе и мягкой бересты можно было сплести не только лапти, но и полусапожки, и высокие, почти по колено, сапоги. В сапогах-мокроступах ходили в лес по ягоды да по грибы.

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 1

Сразу скажу, что береста или иногда еще говорят берёста — это кора дерева берёзы. Мне больше нравится первый вариант, его я и буду употреблять.

Очень рада тому, что в последние годы это ремесло всячески возрождается и набирает былую силу и славу. Всё больше и больше открывается школ и студий и появляется новых мастеров. Спешу успокоить любителей природы, вопреки распространенному мифу, никакого вреда живой берёзе снятие с нее коры не приносит, если это сделано правильно. За 7 лет на месте снятого куска нарастает новый слой уже пригодный к повторному снятию. Еще есть вариант промышленной заготовки, это на лесопилках и лесоповале, где дерево уже срублено.

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 2

Как правило, те, кто там работают, никогда не бывают против, если у них попросить.

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 3

Итак, тем или иным путем заготовив необходимое количество бересты, мастер-берестянщик приступает к работе. Все, что для этого нужно — это ножницы, 50 грамм растительного масла, тряпочка, собственные руки и фантазия.

Плетение из бересты считалось раньше мужским ремеслом, впрочем, как и любимое наше вязание тоже было мужским занятием, как это ни удивительно! Для того чтобы полоски хорошо и ровно затянуть в изделии, требуется недюжинная сила и очень крепкие пальцы рук. Поэтому чаще всего привлекались к обучению именно молодые мужчины.

Очистив кору от верхнего белого слоя, ее нарезают на полоски, смазывают маслом и плетут. Ах, да, забыла еще сказать про прищепки, которыми закрепляют углы изделия во время работы.

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 4

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 5

Начинают обычно с простых вещей — салфеточек, солоночек, подносиков.

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 6

У русских людей в быту широко применялись такие изделия, иногда бала посуда для всей семьи только из бересты.

Различные хлебницы и короба:

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 7

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 8

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 9

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 10

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 11

Мелкая домашняя утварь:

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 12

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 13

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 14

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 15

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 16

Надо ли говорить о корзинах?

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 17

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 18

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 19

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 20

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 21

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 22

Заплечный рюкзак «кошель» для ношения личных вещей:

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 23

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 24

Огромные заплечные «короба», как в сказке про Машеньку и медведя. В таком вот коробе она сидела и приговаривала: «Высоко сижу! Далеко гляжу! Не садись на пенек! Не ешь пирожок!»

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 25

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 26

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 27

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 28

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 29

И малюсенькие для кукол:

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 30

Сугубо традиционные вещи, которые принято относить к народному творчеству, были весьма просты и однообразны в исполнении, только так и никак иначе считалось, что простому люду некогда тратить время на безделушки. Там существовало несколько методов и приемов, которые и использовались в работе.

Но интересен тот факт, что в конце 19 века и начале 20-го были очень распространены артели мастеров, и уж там-то фантазия буйствовала как могла. Мастерская берестянщика и по сей день выглядит примерно также как и 200 лет назад:

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 31

Даже в богатых и знатных домах было принято иметь вещи плетеные из бересты, шкатулки, например:

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 32

Были даже специальные шкатулки для белья и перчаток.

К сожалению, не имею таких фотографий, но доподлинно знаю, что в Карелии плелись сапоги для хождения по болоту и даже плащи. Но вот фотографию лодки нашла.

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 33

Хотя, конечно, она не плетеная, но все равно интересно.

В различных местностях, делались различные обереги, назывались они «шаркунок».

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 34

Или такой вариант

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 35

Даже детские погремушки

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 36

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 37

Хочу поподробнее остановиться на обуви. Никогда обувь из бересты не называлась лаптями, никогда! Лапти делались только из лыка, которое собирали на иве. Дерево такое — ива, растет по берегам рек. Любые — маленькие, большие, для кукол, для детей, сувенирные, лапти делались из лыка. Обувь же из бересты хоть для ярмарочного медведя, хоть для куклы, хоть для крестьянина, хоть распространенные сейчас мизерные сувенирные —все до единого, назывались «ступни», запомните это, пожалуйста.

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 38

Ну под завершение моего рассказа, так сказать, «на сладенькое» — игрушки:

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 39

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 40

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 41

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 42

Попутно нашла фото с сапогом, которые плели карело-финны (в другую папку попал), любуйтесь:

Плетение из бересты, или Всё новое &8212 это хорошо забытое старое, фото № 43

А видов плетения было (ну и есть, конечно) два… Но это уже тема для другой истории!

P.S.: Использовала в топике некоторые фото из интернета, но они не подписаны были и в свободном доступе. Сделала это только потому, что качество фотографий в сети лучше, чем я могу соорудить.

Такое решение пришло потому, что оказывается очень многим стало интересно, откуда же вообще к нам приходит береста.

Ответ прост как дважды два — из лесу, вестимо:

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 1

Но, как известно, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается!

Для начала мы идем в лесохозяйство и берем справку, то есть разрешение на заготовку бересты. Тем самым клятвенно обещаем, не портить молодняк (да он нам и не нужен) и не губить природу (таких целей мы тоже не преследуем, дабы хотим и впредь собирать материал для работы, в понравившемся лесу). Как я уже писала ранее, для сбора мало-мальски пригодного для работы материала, нужны берёзы где-то от 7 лет. Совсем старые тоже не подходят. Берем нож, многие пользуются простым, каким дома режут мясо, главное, чтобы вам был удобен в руке.

Выбрав подходящую по размеру, точнее обхвату, красавицу, определив наименьшее количество черных "полосок", делаем вертикальный надрез, либо ножом по спирали срезаем сразу длинную ленту. На схеме это видно:

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 2

На деле это выглядит вот так:

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 3

Подцепляем краешек, ножом или пальцем и… О, чудо, береста пошла! "Береста пошла" — это такой профессиональный термин, это значит, настал благодатный момент для заготовки этого материала, и в ближайший месяц все берестянщики толпами рванут в лес, куда можно и куда нельзя.

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 4

На самом деле есть два времени в году, когда можно собрать материал. Первый и самый популярный — это конец весны, начало лета, где-то в районе Троицы, может раньше, может позже. Для этого нужно периодически наведываться в лес и проверять, "отдают" деревья или не "отдают" бересту. В этот период у них заканчивается сокодвижение, и полость, по которой сок поднимался к веткам из земли, остается незаполненной, поэтому лист коры так легко и отстает от дерева, длится это примерно месяц. Я не ботаник, и не знаю всех составных частей оболочки деревьев и что там у берез дальше. Знаю только то, что это самый верхний, обмертвевший слой и манипуляции с ним особого вреда берёзе не приносят.

Лист с берестой отскакивает как пружина, стоит только подцепить (берегите глаза).

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 5

Сейчас во времена плохой экологии этот период может смещаться во времени. Мне известен случай, когда, трудно поверить, но "береста пошла" только в сентябре, хотя лето было обычное и листья на деревьях были нормальные.

Второй период мало известен и редко поддается прогнозу — это зимой после оттепели, и береста получается не желтая, как мы привыкли, а бордово-красная, это к ней прилип слой кадмия, если его счистить, то береста под ним обычная. Некоторые делают изделия прямо с этим слоем. Высохнув они становятся более прочными и твердыми. Вот туеса алтайских мастеров, сделанные именно из такой бересты:

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 6

Их даже можно поставить на угли и закипятить воду, это происходит быстрее, чем береста начинает обгорать.

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 7

Не вижу, есть там туесок или нет, но это алтайский шаман в Новосибирском музее бересты.

Во все остальные времена года береста намертво приращена к дереву, и оторвать ее невозможно, даже зубами.

Срезанная с деревьев береста упаковывается в мешки и перевозится к месту хранения:

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 8

Так как это материал живой и дышит, то во избежании скопления лишней влаги в пачках или рулонах, ее лучше подсушить, для этого хорошо подойдёт вентилируемый сарай, дровяник или чердак близлежащего заброшенного дома. Нету? Ну, тогда на собственной лоджии или балконе.

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 9

Далее, береста, собранная полосками, уматывается в клубки, листовая укладывается в пачки или в рулоны.

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 10

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 11

Такой мочалкой реально можно мыться.

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 12

Собранная длинными лентами береста имела различное предназначение, кроме непосредственно плетения, например, ею обматывали лопнувший горшок и опускали в воду, береста обтягивала его, потом высушивали, и она стягивала горшок лучше всякого клея, и им можно было снова пользоваться.

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 13

На листах могли даже просто писать.

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 14

Это найденная на новгородской земле берестяная грамота.

Еще один способ — это снятие целого цилиндрика бересты без разреза, называется — "сколотень". Понятное дело, это делается уже с поваленного дерева, либо на лесозаготовках, либо когда вам домой привозят дрова.

Внутренний слой пробки разрушают постукиваниями:

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 15

Затем насквозь вводят металлическую линейку или проволоку, проводят его вокруг брёвнышка и снимают кусочек бересты, как чулок.

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 16

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. " Мне всего один раз удалось снять сколотень, и провозилась я с этим с 10 утра до позднего вечера. Ничего не стала с ним делать, так и стоит как музейный экспонат, памятник моему "подвигу".

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 17

Вообще, снятие бересты с живого дерева, это наука. Во-первых, это надо делать не ниже 1,5 метров от земли. Некоторых видела в лесу с табуретками и лесенками (то еще зрелище), но что ни сделаешь ради искусства. Во-вторых, лист не должен превышать 1 метра по высоте (то есть ширине).

Вот так делать никогда нельзя, если дерево еще живое! Это браконьерство в чистом виде.

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 18

Никогда не повторяйте такое! Береза, конечно не умрет, может быть, но лет на 5 приостановится в росте, ее иммунитета не хватит, чтоб безболезненно зарастить такой объем и больше с этого места нечего будет не снять, оно все будет в болячках и станет не пригодным для работы. А если зима будет суровая, то скорее всего дерево ее не переживет. Видели на первых фото, какой ширины был пласт? Это оптимальный вариант. Да и вообще, с более широкими и возится неудобно потом.

Единственное, что оправдывает мальчика с фотографии, это то, что все-таки его береза была уже мертва, видите, как сильно она наклонилась. Сборы были на болоте, и дереву что-то повредило корневую систему, и в ту зиму оно умерло. Фото сделали специально для показа в рубрике: "Так нельзя!"

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 19

А вот так тоже никогда не делайте, потому что упадете и свернете шею, а до ближайшего жилья может быть километров 20, но если вы отставной акробат, то пожалуйста, березе уже никто не поможет, она, простите, умерла!

Лучше всего такие объемы снимать на лесопилке.

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 20

Или опять же у себя дома, когда вам привезли дрова.

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 21

Можете "стырить" эту фотку и использовать, как фон, я разрешаю. Меня не раз выручало!

И, да-да-да, у многих до сих пор печное отопление, и им привозят дрова!

Далее, в любое урочное для вас время берете лист бересты и отслаиваете вместе с шелухой и белой пылью ту сторону, которая у березы было на улице.

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 22

С одной стороны она делается бело-розовой, бархатистой, а с другой — желтой, как буд-то покрыта пленочкой. Эта пленочка содержит огромное количество фитанцидов, благодаря которым продукты, хранимые в бересте, дольше не портятся. Режем бересту на полоски необходимой ширины и приступаем к плетению. Существует два известных способа, но о них я расскажу в следующий раз, если будет интересно.

В принципе, мусора дома много. Примерно так выглядит рабочее место и "километры" вокруг него.

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 23

Зато после всех трудов и уборки сора, получается вот это:

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 24

А этот скромненький "домик-пряник" — единственный в России музей бересты в г. Новосибирске, там очень классно. Есть еще в Костроме, кажется, но там не только о бересте. В Новосибирский музей я ездила специально и о нём готовлю отдельный "рассказ", фотоотчёт скорее.

Откуда корзина? Из лесу, вестимо! или Плетение из бересты, фото № 25

Спасибо всем, кто дочитал до конца! Надеюсь, было интересно! Ну, или хотя бы познавательно.

Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.


Исторические и археологические сведения подтверждают, что с давних пор береста использовалась в качестве писчего материала. При раскопках в Новгороде, проходивших под руководством А.В. Арциховского, было найдено более четырехсот берестяных грамот, относящихся к XII–XIV векам. Народности Сибири – ханты и манси – для превращения бересты в писчий материал кипятили ее в воде. Эти же народы во время медвежьих праздников надевали слегка подкрашенные берестяные маски.

Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI веков. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор. Испокон веков использовали бересту для изготовления предметов домашнего быта. В каждой северной крестьянской избе на надлавочнице (полка) хранился клубок берестяной заготовки. Смастерить пастуший рожок, «подкотельник» (подставка под котелок), сплести берестяной мячик или птичку детям на забаву (тот же мячик с камешком внутри превращался в погремушку для самого маленького в семье) – все это было делом обычным.

На Руси из нее плели лапти, гнали деготь, который использовался и для смазки тележных осей и кожаной обуви, и в качестве лекарственной мази. Делали посуду, шкатулки, люльки для новорожденных, игрушки, туеса (короба) для сбора ягоды и грибов, солили в берестяной посуде рыбу и многое другое. Из берёсты делали чехлы для луков и колчаны (тулы) для стрел. Охотники Сибири делали ручки для ножей (нож с такой ручкой не тонул в воде, не скользил в руках, не холодил руку зимой). Рыбаки делали поплавки для сетей, при строительстве избы береста подкладывалась под первый венец дома, чтобы защитить строение от сырости (до сих пор используется сибирскими староверами).

В крестьянском быту было очень много берестяных изделий. Самый древний вид крестьянской обуви – лапти – изготовлялись из бересты. Они были основой будничной, а в некоторых районах и праздничной летней обувью. Иногда их носили зимой. Старинные лапти делали с одной острой пяткой, а позже возник новый тип – с двойной пяткой, с заострениями по углам. Наиболее распространен «московский» тип лаптей. Их плели с крупной головкой и толстыми бортами. А вот на северо–западе (в Псковской и Новгородской губерниях) был распространен «северный» тип лаптей. Северные лапти плели косым плетением, с низкими бочками.

В жизни крестьян большое внимание уделялось убранству стола, декору праздничной посуды. Центральное место на нем всегда занимала солонка. На севере ее часто плели из бересты или корней. Соль – продукт в старину очень ценный и связанный с целым рядом народных обрядов и суеверий. Солонки должны быть устойчивыми или плотно закрываться. Разнообразию форм даже одного этого вида посуды можно удивляться и судить о богатой фантазии крестьянских мастеров. Бытовали солонки в виде коробочки с крышкой, в форме бутылочки, в виде кобуры. Такую закрытую солонку было удобно брать с собой в дорогу, в лес, на рыбную ловлю. Очень распространена солонка в виде уточки. Когда-то утицу воспринимали люди как покровительницу дома, семьи. На скатерть свадебного стола солонку-утицу ставили первой. В Архангельской губернии финский исследователь Н. Валонен наблюдал даже рукомойник, плетенный из бересты в виде уточки.


Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Республиках Башкортостане, Коми и Якутии.

Основными способами декорирования берестяных изделий у разных народов являются роспись, тиснение и резьба, которые уже были известны в середине XVIII века.

Роспись на бересте широко распространена на Севере. Особое развитие получил графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.


Тиснение осуществляется вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Молотком ударяют по штампику - на бересте остается рисунок. Кроме тисненой бересты, применяется прорезная береста. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, который потом вырезается острым концом. Большую известность получила шемогодская прорезная береста. В течение многих лет она была основным художественным промыслом в нескольких деревнях близ города Великий Устюг Вологодской области, на реке Шемогсе. Шемогодская береста - это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на столярную (шкатулка) или токарную (бурачок) заготовку, орнамент большей частью растительный, иногда с изображением птиц, рыб, животных. Под ажур в качестве декоративного фона часто подкладывается цветная фольга. Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, блюд. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

Кроме вышеперечисленных способов украшения бересты применяют выскабливание и гравировку, а в Якутии, например, берестяные изделия украшают еще и бисером, конским волосом, металлическими деталями. Якутские мастера выполняли изделия из бересты также в комбинации с тальником и конским волосом. Характерно сочетание элементов якутского искусства и северного русского узорочья. Оплетка волосом характерна для якутских изделий, а сочетание прорезной бересты со слюдой, возможно, пришло с русского Севера вместе с переселенцами. В таких сосудах хранили молоко, воду и рыбий жир.


Кировская область славилась промыслом берестяных тростей, которые были модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.

На Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки. Она впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые принесли с собой переселенцы из этих земель в XVII веке, горнозаводских промыслов и декоративной росписи Среднего Урала и Прикамья XVIII – XIX столетия. Тиснение - наиболее старый тип украшения бураков (сосуд из берёсты цилиндрической формы) на Урале. В его геометрических узорах сохранялись древние мотивы с космогонической символикой. Строгие монументальные формы больших бураков соответствовали суровой и могучей природе Урала.

Читайте также: