Плетение из бисера кружок

Обновлено: 03.05.2024

Программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделию. Возраст детей 7-14 лет. срок реализации программы 2 года.

Содержимое публикации

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №61" г. Брянска

Кружок

«Бисероплетение»

возраст детей 7-14 лет.

срок реализации программы 2 года.

Давыдовой Натальей Юрьевной

Пояснительная записка

Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.

Бисерные работы, начиная с XVIII века, были популярны в стране и охватывали разные социальные слои, включая и дворянскую знать. Если проанализировать ассортимент изделий из бисера, выполненных в России, то поражает огромное разнообразие бытовых вещей: среди них разнообразные сумочки, кошельки, бумажники, коробочки, чехольчики, сонетки, столешницы, картины, диванные подушки, трости, трубки, экраны, даже обои Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме.

Все эти работы высокого художественного уровня. Только в Историческом музее в Москве коллекция бисерных изделий насчитывает около 2 тысяч единиц хранения. К сожалению, после войн начала ХХ века, сначала мировой, а затем и гражданской, этот вид рукоделия практически перестал развиваться.

Новый подъём интереса к бисероплетению наблюдается в настоящее время. Изделия из бисера вошли в моду, появились специализированные магазины, регулярно проводятся выставки высокохудожественных работ из бисера, издаётся большое количество литературы, как по технике исполнения изделий, так и по истории этого вида рукоделия.

Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов: ягод, семян растений, раковин и камешков, нанизывая их на конский волос или травинку. Со временем их заменили полудрагоценные и драгоценные камни, а с возникновением стеклоделия - бисер. Зародившееся еще в Древнем Египте, бисерное искусство развивалось в течение тысячелетий, иногда временно выходя из моды, а затем возвращаясь на новом витке своего развития.

Работа с бисером и стеклярусом вполне доступна для детей. В старину детей приобщали к бисерному рукоделию с 6 лет, и к 7 годам они достаточно уверенно низали цепочки - основы для украшений в четыре нити. К 10 -12 годам многие из них справлялись со сложными изделиями, а к 14 - 15 годам наиболее талантливые могли на основе народных традиций создавать узоры или элементы узоров, владея практически всеми техниками работы с бисером.

Образовательная программа «Бисероплетение» является программой художественной направленности, разработана на основании существующих нормативных документов для учреждений дополнительного образования и с учетом опыта работы педагога дополнительного образования.

Программа предусматривает художественную направленность на развитие творческих способностей детей, составлена в соответствии с новыми требованиями организации образовательного процесса и опыта работы.

Актуальность программы состоит в том, что она отражает эту общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей.

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности детей, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”

Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам бисероплетения, сколько на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не используется трудоёмкая техника, а применяется техника «ткачества», доступная для детей.

Сегодня, к сожалению, генетическая связь поколений во всех рукодельных работах утрачена. Дети при желании и при хорошем объяснений усваивают многое. К счастью, у детей такое желание имеется. Сегодня педагоги сталкиваются с другой проблемой - развитие мелкой моторики. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках их пальцев» (В.Сухомлинский).

Педагогическая целесообразность программы позволяет пробудить интерес детей к художественно-прикладному искусству, творчеству и изготавливать сувениры из бисера, украшения из бисера, изготовление цветов, панно из бисера.

Цель программы - обучение детей основам бисероплетения, приобщение детей к возрождению, сохранению и развитию русских народных промыслов, национальных традиций.

Задачи программы:

Образовательные.

познакомить детей с историей мирового и русского искусства, с народными традициями, старинным укладом жизни, бытом, верованиями и обычаями русского народа, отразившимися в его декоративно-прикладном творчестве;

познакомить детей с различными способами плетения из бисера;

обучить правильному пользованию инструментами, необходимыми в процессе работы.

Воспитательные.

воспитывать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность;

воспитывать стремление к независимости и самостоятельности, чувство коллективизма и взаимопомощи;

Развивающие.

развивать мелкую моторику рук;

развивать творческое мышление, пространственное воображение, эстетический вкус, фантазию, наблюдательность.

Отличительные особенности программы состоят в том, что она не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. Происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1 часть программы направлена на введение ребенка в мир народного искусства и овладение техническими приемами и навыками работы с бисером. Основная форма организации учебного процесса - фронтальная. Методы работы репродуктивные.

2часть программы направлена на обучение практическим навыкам работы с бисером, на развитие умения детей создавать своими руками художественную вещь не только на основе повтора, но и собственные творческие изделия в традициях народного русского искусства. На данном

этапе происходит активизация поисковой, исследовательской работы, требующей творческого мышления, высокого уровня мастерства.

Основная форма организации учебного процесса - групповая и индивидуальная. В процессе обучения можно применять проблемно-поисковые методы.

Возраст обучающихся детей - 7-13 лет. Продолжительность занятий для группы 1 года обучения составляет 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год), продолжительность занятий для группы 2 года обучения составляет 6 часов в неделю (2 раза в неделю по 3часа, 216часа в год). Количество детей в группе 10 - 12 человек.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемый результат имеет внутреннюю динамику развития, являясь итоговой характеристикой каждого этапа обучения.

В результате изучения программы первого года обучения

дети будут знать:

-Виды и свойства бисера;

- Роль бисероплетения в национальной культуре, историю развития про-

- Основные приемы плетения;

- Правила оформления и отделки готового изделия;

- Правила безопасной работы с инструментами ручного труда;

Дети будут уметь:

- Применять основные приемы плетения и составления узоров;

- Читать схемы выполняемых изделий;

- Планировать предстоящие трудовые действия;

- Иметь первоначальные навыки составления композиции;

- Декоративно оформлять готовое изделие;

- Осуществлять визуальный контроль качества изготавливаемого изделия.

Способы определения результативности программы:

Выявляется три уровня усвоения материала: высокий, средний, низкий. Используется десятибалльная система оценки знаний: 10-8 - высокий уровень; 7-5 – средний уровень; 4-1 – низкий уровень.

Формы подведения итогов

Помимо тестирования и разгадывания кроссвордов, используются: познавательные игры, викторины, конкурсы, выставки работ, коллективное обсуждение пройденных тем.

БИСЕР - удивительный материал для изготовления различных фигур. На таких занятиях дети учатся создавать красоту своими руками; овладевают техническими навыками, тренируют руки и глаза, всё это способствует координации движения руки со зрительно воспринимаемым объектом.

Одна из важных целей в моей работе - это:

-развитие творческой, художественно-эстетической личности ребёнка, путём самовыражения.

-формирование тонких движений пальцев рук.

Задачи в воспитании:

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, взаимопомощь и взаимовыручку, интерес к виду деятельности.

Задачи в обучении:

- дать необходимые знания и навыки в художественно-творческой деятельности,

- счет, работа по схемам.

Задачи в развитии:

-развивать художественный вкус, фантазию,

- мелкую моторику рук.

Программа по плетению из бисера способствует :

-развитию всесторонне-развитой личности ребёнка,

- помощи в его самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни,

- обучению практических навыков художественно-творческой деятельности,

- созданию творческой атмосферы в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении коллективной работы,

- познанию красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера,

-развитию познавательной активности,

-умению делать волевые усилия для достижения поставленной цели,

- развитию цветового восприятия,

- развитию композиционного умения,

- знакомству с искусством.

В обучении используется индивидуальный подход к каждому ребёнку. Особенностью предлагаемой методики является объединение занятий в циклы. Первые занятия каждого цикла являются обучающими. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. От занятия к занятию возрастает самостоятельность у детей. Дети применяют знания и умения полученные ранее.

Совместное творчество детей над созданием предметов (цветов) — развивает художественный вкус, нравственные качества.

Задачи обучения плетению из бисера- познакомить со свойствами материала, овладеть техническими приемами, научить создавать простейшие формы, развивать фантазию.

Перспективный план работы кружка

«Волшебная Бусинка»

1 ЦИКЛ «ЗНАКОМСТВО С БУСИНКОЙ».

1. Познакомить с новым видом деятельности – плетение из бисера.

2. Учить детей упражнениям для начинающих – разным техникам плетения.

3. Вызвать интерес к получению новых знаний и умений.

4. Развивать любознательность, мелкую моторику рук, внимание.

5. Воспитывать целеустремленность, интерес к плетению.

1 Тема: «Из истории бисера. Виды бисера».

2 Тема: «Упражнение для начинающих №1 – Петелька».

3 Тема: «Упражнение для начинающих №2 – Листочек».

4 Тема: «Упражнение для начинающих №3 – Наконечник».

5 Тема: «Упражнение для начинающих №4 – Три петельки».

6 Тема: «Упражнение для начинающих №5 – Цветочек».

7 Тема: «Упражнение для начинающих №6 – Подвеска с рыбкой».

8 Тема: «Упражнение для начинающих №7 – Бантик».

2 ЦИКЛ «ЛИСТИКИ».

1. Учить детей работать по простой схеме.

2. Продолжать учить детей технике параллельного плетения, плетения дугами и петельками.

3. Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие.

4. Закреплять счет.

5. Воспитывать целеустремленность, интерес к плетению из бисера.

1 Тема: «Простой листик (рисунок 22)».

2 Тема: «Простой листик (рисунок 21)».

3 Тема: «Простой листик (рисунок 23)».

4 Тема: «Увеличение длины листика (рисунок 26)».

5 Тема: «Увеличение длины листика (рисунок 26)» (продолжение).

6 Тема: «Круглый листочек (рисунок 46)».

7 Тема: «Круглый листочек (рисунок 46)» (продолжение).

8 Тема: «Листик петелькой».

3 ЦИКЛ «ВЕТОЧКИ».

1. Продолжать учить детей работать по простой схеме, технике параллельного плетения, плетения дугами и петельками.

2. Познакомить с разными видами веточек.

3. Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, творческую активность.

4. Закреплять счет.

5. Воспитывать целеустремленность, интерес к бисероплетению.

1 Тема: «Золотая осень» (петельки с. 63 Стародуб).

2 Тема: «Золотая осень» (петельки с. 63 Стародуб – продолжение).

3 Тема: «Букет из рябины» (с. 72 Стародуб).

4 Тема: «Букет из рябины» (с. 72 Стародуб – продолжение).

5 Тема: «Веточки из стекляруса» (с. 78 Стародуб).

6 Тема: «Веточки из стекляруса» (с. 78 Стародуб – продолжение).

№7 Тема «Букет из веток» (с. 76 Стародуб).

№7 Тема «Букет из веток» (с. 76 Стародуб – продолжение).

4 ЦИКЛ «ДЕРЕВЬЯ».

(коллективные работы)

1. Закреплять умения детей работать по простой схеме, технике параллельного плетения, плетения дугами и петельками.

2. Познакомить с разными видами деревьев.

3. Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, творческую активность.

4. Закреплять счет.

5. Воспитывать целеустремленность, интерес к бисероплетению.

2 Тема: «Яблоня» продолжение.

3 Тема: «Золотая осень» бонсай (с. 64 Стародуб коллективная).

4 Тема: «Золотая осень» бонсай (с. 64 Стародуб коллективная) продолжение.

5 Тема: «Обезьянье дерево» (с. 61 Стародуб).

6 Тема: «Обезьянье дерево» (с. 61 Стародуб продолжение).

5 ЦИКЛ «ДЕРЕВЬЯ».

(коллективные работы)

1. Продолжать закреплять умения детей работать по простой схеме, в технике плетения петельками.

2. Продолжать знакомить с разными видами деревьев.

3. Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, творческую активность.

4. Закреплять счет.

5. Воспитывать целеустремленность, интерес к бисероплетению.

1 Тема: «Березка».

2 Тема: «Березка» продолжение.

4 Тема: «Сакура» продолжение.

5 Тема: «Бонсайчик».

6 Тема: «Бонсайчик» продолжение.

6 ЦИКЛ «ПЛОСКИЕ ИЗДЕЛИЯ».

1. Продолжать учить детей работать по простой схеме, технике параллельного плетения.

2. Познакомить с разными видами изделий.

3. Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, творческую активность.

4. Продолжать закреплять счет.

5. Воспитывать целеустремленность, интерес к бисероплетению.

1 Тема: «Гриб» (с. 190 Стародуб).

2 Тема: «Гриб» (с. 190 Стародуб) продолжение.

3 Тема: «Корзинка» (с. 40)

4 Тема: «Корзинка» (с. 40) продолжение.

7 ЦИКЛ «ЦВЕТЫ».

1. Продолжать учить детей работать по технике параллельного плетения.

2. Познакомить с разными видами цветов.

3. Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, творческую активность.

4. Продолжать закреплять счет.

5. Воспитывать целеустремленность, интерес к бисероплетению.

1 Тема: «Подснежники»

2 Тема: «Подснежники» продолжение.

3 Тема: «Ромашка»

4 Тема: «Ромашка» продолжение.

6 Тема: «Лютик» продолжение.

8 Тема: «Лилия» продолжение.

8 ЦИКЛ «ЦВЕТЫ».

1. Закреплять умение детей работать по технике плетения дугами и петельками.

2. Познакомить с разными видами цветов.

3. Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, творческую активность.

4. Продолжать закреплять счет.

5. Воспитывать целеустремленность, интерес к бисероплетению.

1 Тема: «Простой цветок» (с. 83 Стародуб)

2 Тема: «Простой цветок» (с. 83 Стародуб) продолжение.

3 Тема: «Ромашка» (с. 85 Стародуб)

4 Тема: «Ромашка» (с. 85 Стародуб) продолжение.

5 Тема: «Фиалка» (с. 5)

6 Тема: «Фиалка» (с. 5) продолжение.

7 Тема: «Мой любимый цветок»

8 Тема: «Мой любимый цветок» продолжение.

9 ЦИКЛ «НАСЕКОМЫЕ».

1. Закреплять умение детей работать по технике параллельного плетения, плетения дугами и петельками.

2. Познакомить с плетением разных насекомых.

3. Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, творческую активность.

4. Продолжать закреплять счет.

5. Воспитывать целеустремленность, интерес к бисероплетению.

1 Тема: «Божья коровка» (с. 169 Стародуб)

2 Тема: «Божья коровка» (с. 169 Стародуб) продолжение.

3 Тема: «Стрекоза» (с. 161 Стародуб)

4 Тема: «Клопик» (с. 171 Стародуб)

5 Тема: «Клопик» (с. 171 Стародуб) продолжение.

6 Тема: «Шмель» (с. 173 Стародуб)

7 Тема: «Шмель» (с. 173 Стародуб) продолжение.

8 Тема: «Паучок» (с. 214 Стародуб) .

Работа по данной методике показала, что занятия имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют развитию у него творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение; воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композициями из бисера, способствует воспитанию художественного вкуса у детей. На занятиях развиваются движения пальцев рук, что является хорошей подготовкой руки к письму.

Осуществляется психологическая подготовка к школе, дети стремятся узнавать новое, овладевать навыками и умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять требования взрослого. Дети учатся организовывать своё время, доводить начатое дело до конца, выполнять его как можно лучше, планировать свои действия.

В процессе работы с бисером дети становятся самостоятельными; способными проявить творчество; создать интересные, выразительные изделия.

Развиваются, уточняются, обогащаются представления детей о родной природе, искусстве, общественных явлениях, труде взрослых.

Данная деятельность способствует развитию мышления, эстетическому воспитанию.

В это занятие можно вовлечь всю семью. Совместное творчество детей с родителями развивает нравственные качества и сближает детей с родителями.

Необходимо стремиться развить в ребенке чувство прекрасного, фантазию, желание творить! В результате ребенок легче адаптируется в жизни, полноценней и ярче воспринимает окружающий мир и себя в этом мире!

1. Доуэлп К. Б. Цветы из бисера// Композиции для интерьера, одежды, прически. «Никола 21-й век», 2006.

2. Лиско Н. Л. Цветы из бисера. Минск, 2011.

3. Стародуб К. И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера// Плетение на проволоке. Ростов-на-Дону, 2005.

4. Шнуровозова Т. Новые цветы и деревья из бисера// Уроки для начинающих. Ростов-на-Дону, 2012.

Дидактический материал своими руками для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактический материал своими руками для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста я работаю воспитателем 4 года. а создавать материал своими руками стала только сейчас после родов второго ребенка. для развития детей и.

Презентация. Проектная деятельность по бисероплетению «Бисерные фантазии» Презентация проектная деятельность по бисероплетению"Бисерные фантазии"познакомит основам работы с бисером,ведь бисер притягивает своей.

Разработка перспективного плана по работе кружка «Плетение из бисера»

Цель: бисероплетение развивает глазомер, мелкую моторику рук, которая необходима для письма, воображение, стремление к творчеству, художественно-эстетический вкус. Воспитывает усидчивость, терпение, силу воли, самостоятельность и индивидуальность в своих работах.

План работы кружка :

1. Знакомство с историей бисероплетения, рассматривание иллюстраций, готовых изделий, а так же правилами безопасности в работе с бисером.

2. Плетение браслета из стекляруса (способ крестика).

3. Продолжение начатой работы.

4. Браслет из бисера длинной рисовидной формы (способ квадратика).

1. Продолжение начатой работы.

2. Браслет из мелкого бисера (способ крестика).

3. Продолжение начатой работы.

4. Колечко из мелкого бисера.

1. Фенечка из мелкого бисера (способ петельки)

2. Продолжение начатой работы.

3. Новогодняя елочная игрушка «Снежинка» плетение на проволоке.

4. Продолжение начатой работы.

1. Бусы (любым способом по выбору детей)

2. Продолжение начатой работы.

3. Изготовление подарка для детского сада (коллективная работа).

1. Валентинки из бисера на проволоке.

2. Сережки в виде цветка.

3. Браслет в подарок маме. Творческая работа.

4. Продолжение начатой работы

1. Брелок «Змейка» (из бисера и лески).

2. Продолжение начатой работы.

3. Веточка вербы из проволоки и стекляруса.

4. Паучок из проволоки, длинного и мелкого стекляруса.

1. Продолжение начатой работы.

2. Цветок из мелкого бисера и проволоки.

3. Продолжение начатой работы.

4. Изготовление закладки из бисера и лески.

1. Продолжение начатой работы.

2. Черепашка (из проволоки и мелкого бисера)

3. Продолжение начатой работы.

Цель: научить детей различным техникам плетения из бисера, учить создавать, изделия, из бисера пользуясь схемами, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма.

- формирование знаний, умений и навыков в выполнении различных изделий из бисера и бусин;

- развитие творческих способностей, фантазии детей, умения соблюдать цветовую композицию;

- развивать качества, необходимые для занятия рукоделием: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам, трудолюбие, умение доводить дело до конца;

- воспитывать желание, интерес плести из бисера; вызвать радость от полученных результатов.

Главное преимущество – развитие мелкой моторики, что отвечает за умственные способности малыша.

Еще В. Сухомлинский говорил, что интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев. Также плетение из бисера развивает фантазию и воображение, ведь ребенок не только выполняет работу по схеме, но и создает свои маленькие шедевры; расширяет образное и пространственное мышление – умение читать схемы является ценным навыком; подбирая цвета и формы бусин, сочетая их, у ребенка развивается чувство хорошего вкуса.

Из бисера колье, серёжки

Украсят женское лицо,

А вот – гердан, браслеты, брошки,

Цветы, пасхальное яйцо.

Какие вещи- загляденье!

От них исходит чудо-свет,

Недаром бисероплетенье

Так популярно сотни лет.

Ценился бисер средь народа,

Он украшал наряд и быт.

Менялись вкусы, стиль и мода,

Но бисер всё же не забыт.

Он может вышивкой стать гладкой,

Цветком прекрасным и жгутом.

И остаётся он загадкой –

Волшебной, сказочной притом.

Возрос вновь интерес к дизайну,

К вещам красивым и словам.

Пусть бисероплетенья тайну

Моя работа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки плетения из бисера помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно. Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.

Бисероплетение

Бисероплетение Бисероплетение для детей таит в себе много возможностей для развития у ребенка творческих способностей. Кроме того, в нем кроется большой.

Фотовыставка моего кружка (март 2013 г) «Бисероплетение»: браслеты, насекомые, цветы, животные

Фотовыставка моего кружка (март 2013 г) «Бисероплетение»: браслеты, насекомые, цветы, животные .

Воспитание детей и молодежи в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, разрушения нравственных норм и ценностей, в силу которых существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Целенаправленные и стихийные процессы привели к значительным изменениям в общественной системе воспитания.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг.

При организации дополнительного образования детей следует опираться на следующие приоритетные принципы:

1.Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2.Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3.Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4.Единство обучения, воспитания, развития.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения детей, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов детей, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Очень важно создавать режим благоприятствования для воспитанников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, создавать условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности.

Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети могут развить свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования в целом.

Работа кружка представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся.

С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить, постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать. Учить этому детей следует с раннего возраста, прививать тягу к творчеству. В подростковых клубах детей знакомят с различными видами изобразительного искусства, дают им знания элементарных основ изобразительной деятельности в рисовании, лепке, живописи и т.д.

Основная задача кружка заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка.

И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственным предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплощать его в материале.

Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.

Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Дополнительная образовательная программа «Мир бисера» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Курс обучения бисероплетению планируется на три учебных года по

144 часа в год (16 ч в месяц). Программа рассчитана для детей 7-11 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.

В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на районных выставках.

Цель настоящей программы:

Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.

Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выстави к различным праздникам –День учителя, Новый год, 8 Марта.

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках окружающего мира (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО ( подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, применяются знания из математики ( умение «читать» и составлять схемы , подсчет стоимости используемого материала)..

В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, плоские и объёмные фигурки животных, а также цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.

Воспитание детей и молодежи в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, разрушения нравственных норм и ценностей, в силу которых существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Целенаправленные и стихийные процессы привели к значительным изменениям в общественной системе воспитания.

На этом фоне существенно возросла роль подростковых клубов. Их существование является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, связанные с социализацией личности ребенка.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг.

При организации дополнительного образования детей следует опираться на следующие приоритетные принципы:

1.Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2.Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3.Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4.Единство обучения, воспитания, развития.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения детей, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов детей, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Очень важно создавать режим благоприятствования для воспитанников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, создавать условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности.

Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети могут развить свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования в целом.

Работа кружка представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся.

С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить, постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать. Учить этому детей следует с раннего возраста, прививать тягу к творчеству. В подростковых клубах детей знакомят с различными видами изобразительного искусства, дают им знания элементарных основ изобразительной деятельности в рисовании, лепке, живописи и т.д.

Основная задача кружка заключается в формировании у детей и подростков практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка.

И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственным предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплощать его в материале.

Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.

Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.

В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на городской выставке.

Цель настоящей программы:

Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.

Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выстави к различным праздникам –День учителя, Новый год, 8 Марта.

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО ( подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, применяются знания из областей черчения ( умение «читать» и составлять схемы ), математики ( подсчет стоимости используемого материала)..

В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, плоские и объёмные фигурки животных, а также цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.

Организация рабочего места .

Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным и вечерним освещением. Учебное оборудование должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.

Для работы с бисером удобнее использовать неглубокое блюдце или коробочку с низкими бортиками.

Материалы и инструменты

* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском

* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.

* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.

* Леска и резинка для плетения браслетов

*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.

* Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется подкрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно использовать также специальную флористическую ленту.

* алебастр для заливки.

* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.

* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.

Инструменты. Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты

Читайте также: