Плетение из бисера мордвы

Обновлено: 28.04.2024

В настоящее время утрачиваются не только самобытные языки народов Ямала, но и декоративно-прикладное искусство, например изготовление предметов быта из бересты и выполнение на них орнаментов. Данное пособие направлено на то, чтобы знакомить детей, преподавателей с северными орнаментами, с историей возникновения бисера и бисероплетения на Севере, составлению схем плетения, учить детей методике плетения северных орнаментов из бисера, а также возбуждению интереса у детей и преподавателей к истории, культуре и декоративно-прикладному искусству народов Ямала.

II. Северные орнаменты.

1. Справка о возникновении северных орнаментов.

Северными орнаментами называю орнаменты народов Ямала, обобщенное название, такие орнаменты выполняют на территории Тюменской области: в Ханты-мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Северный орнамент – орнамент геометрический, выполненный из треугольников, ромбов и четырехугольников. Наличием общих черт в орнаменте народов Ямала является общность территории, тесность экономических связей. С появлением современной одежды, посуды народы Ямала используют покупные изделия, утрачивается самобытность народов, индивидуальность, оригинальность изделий декоративно-прикладного искусства. Это связано с утратой традиционных промыслов, в связи газо- и нефтедобычей утрачивается и традиционное народное искусство. Это особенно видно на примере нашего Красноселькупского района, в связи с упадком совхоза «Полярный», не стало материалов.

А ведь, сколько разновидностей орнаментов. Узоры, композию, цвета для орнаментов каждый народ брал в мире природы. Названия орнаментам давали по сходству с предметами. Каждый орнамент имел свое название, например:

  • «локоть песца»;
  • «боковое приспособление для костра»;
  • «лошадиный нос»;
  • «утиные крылья»;
  • «след медведя» и т.д.

Более позднее появился крестообразный орнамент. Связано это с христианизацией (17-18 вв.) Существует множество вариантов, орнамент подвергался переработке.

2. Использование северных орнаментов.

Северные орнаменты использовали:

  1. В выскабливании по бересте. Из бересты изготавливали коробки, туески, в которых хранили продукты, собирали ягоды, делали люльки, табакерки, ножны для ножей. Орнаменты выскабливали прямо по бересте. В настоящее время, данное искусство народов Ямала утрачено.
  2. В резьбе по дереву и кости. Из дерева изготавливали посуду, чашки, табакерки, которые украшались орнаментом. Использовали чаще всего березу, лиственницу, осину, кедр. В резьбе по кости использовали рог оленя, лося, коровы, кость мамонта. Орнамент был такой же, как по дереву. Искусство резьбы по дереву и кости возрождается у нас в районе в Доме ремесел, где в основном трудятся представители коренных народов Ямала: ханты, ненцы, селькупы.
  3. В меховой мозаике: в меховых женских шубах, обуви, сумках для хранения одежды и швейных принадлежностей. Для орнаментирования меховых изделий, применялся мех двух цветов – темного и светлого. Чаще всего использовался камус оленя или лося. Орнаменты, выполненные по меху очень разнообразны. Женская ягушка содержала до шести и более орнаментов. Позднее появились бурки, на которых выполняли орнамент из меховой мозаики или шитья и плетения бисером.
  4. В аппликации из сукна и меха. Орнаментировали женские платья, халаты, мужские рубашки. Для изготовления узора брали полоску ткани, сметывали ее к изделию. Затем один край через определенные промежутки надрезали. Далее края полученных отрезков подгибали и пришивали швом через край.
  5. В вышивке. В плетении бисером. В вязании. Вышивку наносили на кокетку, воротник, планку и подол платья. Разновидностью вышивки являлось шитье бисером по ткани. Известны два способа плетения из бисера: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. В настоящее время из бисера плетут небольшие салфетки, кошельки, подвески, ободки, пояса. Из овечьей шерсти вязали чулки, гольфы, носки, варежки, используя северные орнаменты.

3. Технология выполнения северного орнамента.

Орнамент выполняется на развернутом листке в клетку:

  1. по образцу подсчитывается, сколько клеток ширина орнамента (8 клеток);
  2. по ширине проводятся две прямые линии на всю длину орнамента;
  3. переносится орнамент по схеме, все линии проводятся по диагонали, от угла до угла одной клетки, рассчитывается, сколько клеток занимает линия;
  4. выбирается три цвета, например, черный, оранжевый, голубой;
  5. контур орнамента обводится, например оранжевым цветом;
  6. орнамент закрашивается в черный цвет,
  7. фон – голубой.

III. Бисероплетение.

1. Основные сведения о бисере материале.

Почти шесть тысяч лет назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы. Со временем бусы становились мельче. Самым древним был способ вытягивания. Из Древнего Египта производство бисера распространилось в Римскую империю, где был изобретен способ выдувания. В начале нашей эры стеклоделие переносится на Восток – в Византию. Расцвета стеклоделия достигает Венеция, которая считалась центром бисерного производства в 15-17 веках.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии, привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. С развитием бисерного рукоделия повысился спрос на бисер. Лишь в 1752 году М.В.Ломоносов получил разрешение на строительство фабрики для производства бисера. В настоящее время основным поставщиком бисера в Россию является Чехия.

2. Из истории бисероплетения.

Бисероплетение пришло к нам как плетение, вышивание вначале для изготовления церковных одежд, а затем для изготовления бисерных украшений у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Разные по форме и размеру, колориту, орнаментальные мотивы и украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей.

Литовские мастерицы плели из бисера воротники, а мордовские женщины – нагрудные украшения. На Севере бисер появился с появлением купцов – скупщиков пушнины. Украшения из мелких бус и бисера сохранились у местного населения Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока. Здесь изготавливают орнаментальные полоски для бурок, для платья: манжет и воротников, планки и подола, плетут кошельки и браслеты, пояса и ободки.

3. Технология плетения северного орнамента.

3.1. Составление схемы плетения северного орнамента. .

Чтобы начать плести орнамент необходимо составить схему плетения:

  1. Рассчитали, на сколько клеток будет выполняться схема ширины орнамента, например, схема данного орнамента, рассчитана на одиннадцать клеток, провели две линии.
  2. По линиям клеток нарисовали бисеринки в виде овалов.
  3. Определили контур орнамента, по которому овалы закрасили в оранжевый цвет. Одна линия рассчитана на две клетки и четыре бисеринки.
  4. Овалы внутри контура орнамента закрасили в черный цвет, овалы фона – в голубой цвет. Схема готова к плетению.

3.2. Методика плетения на основе северного орнамента:

(Использован материал из журнала «Северные просторы» №3 1989 г.)

  1. Нашли бисер трех цветов, например, оранжевый, черный, голубой.
  2. Подготовили леску длиной 1,5 – 2 метра, перегнули надвое.
  3. Нанизали три бисеринки черного цвета и передвинули на середину лески (до перегиба).
  4. Четвертую бисеринку оранжевого цвета нанизали одновременно на оба конца лески. Таким образом, леска перекрещивается на четвертой бисеринке (а,б).
  5. Затем на каждый конец лески нанизывают еще по одной бисеринке оранжевого цвета. Цвет выбирают согласно нарисованной схеме, а третью – голубую нанизывают на оба конца лески и т.д. (в).
  6. Когда набрали полную ширину изделия (г), наступает очень ответственный момент – прохождение поворота (д). Затем плести становится легче, т.к. определена ширина, нет необходимости считать, есть основа, к которой с каждым разом прибавляется по две бисеринки. Первая бисеринка нанизывается на первый свободный коней лески, а через вторую бисеринку пропускают оба конца лески с разных сторон. Происходит как бы подшивание к первоначальной цепочке последующих звеньев. Работа облегчается, когда начинает проступать рисунок, закономерности его построения (е).

3.3. Технология плетения цепочки с кулоном.

(Использован материал из журнала «Школа и производство» №1 1986 г.)

  1. Набрали на леску 4 голубые бисеринки, пятую – черную, шестую и седьмую – голубые. Продели в первую бисеринку леску (справа налево), работу развернули с обратной стороны.
  2. Набрали 8, 9, 10 бисеринки голубого цвета, 11 бисеринку – черную, 12, 13 бисеринки – голубые. Леску продеть в пятую – черную бисеринку (справа налево), работу развернуть с обратной стороны.
  3. Набрали 14, 15, 16 бисеринки голубого цвета, 17 бисеринку – черную, 18, 19 бисеринки – голубые. Леску продеть в 11 бисеринку – черную. Работу развернуть с обратной стороны.
  4. Набрали 20, 21 и 22 бисеринки голубого цвета, 23 – черную, 24 и 25 – голубые. Леску продеть в 17 – черную, работу развернуть в другую сторону. Так продолжать до получения необходимой длины цепочки, концы ее скрепить леской.

Для того чтобы сплести кулон необходимо вначале выполнить схему:

  1. Рассчитали ширину кулона на 14 клеток.
  2. Нарисовали овалы (бисеринки по каждой линии).
  3. Нанесли рисунок узора на схему (рисунок можно придумать самим или взять готовый орнамент).
  4. Узор закрасили в черный цвет, фон – голубой.

Плетение по схеме осуществляли с первого ряда:

1) Набрали на леску 4 голубые бисеринки, леску пропускаем через 4 бисерину крест на крест.

2,3) Затем на оба конца лески продели еще по одной бисеринке, через 3 бисеринку вдели леску слева и справа, повторяем еще четыре раза.

4) Набрали на левую леску одну голубую бисеринку, на правую – одну черную и пропускаем леску через одну голубую.

5,6) Набрали по три голубые, через третью пропускаем леску.

7,8,9,10,11) Набрали по схеме, отмечая черточками набранные бисеринки.

12) Последние три бисеринки в 1 ряду набрали так: на левую леску 2 голубые, на правую – одну голубую, оба конца лески пропустили через последнюю бисеринку.

Разворот выполнили по 3 бисеринки: на верхнюю леску набрали по 2 бисеринки голубого цвета, на нижнюю – одну бисеринку голубого цвета, леску пропустили через нижнюю бисеринку крест на крест.

Дальше рисунок набрали по 2 бисеринки, по схеме: две голубые, затем одну голубую и одну черную и т.д. до конца. Когда цепочка и кулон были готовы, их соединили вместе в подвеску, концы лески подожгли спичкой так, чтобы леска не распускалась.

IV. Из опыта работы. Использование северных орнаментов и бисероплетения на уроках ИЗО, технологии и во внеклассной деятельности.

В своей работе использовала национально-региональный компонент:

переработала программы, дополнила, включила НРК в программы по технологии, ИЗО (до 50%), разработала свои авторские программы. Одним из разделов программы по трудовому обучению в классах 7,8 вида включила раздел бисероплетение. Часто опиралась на северные орнаменты, их у меня накоплено около 300 образцов. Северные орнаменты используем с детьми в аппликации из сукна и ткани, в работе по меху и бисеру. Учила плести девочек из бисера, составлять схему плетения, на их основе плели.

На уроках ИЗО и технологии знакомила с разнообразием северных орнаментов, их значением, использованием в одежде, в обуви, в предметах быта народов Ямала. Учила рисовать северные орнаменты (по схеме, по образцу), составлять аппликации на основе северных орнаментов. Мною изготовлен наглядно – иллюстративный материал по этой теме: таблицы, схемы, карточки, выпущено три альбома с детскими орнаментами, проводились открытые мероприятия, в частности:

  1. Интегрированные уроки по теме: «Культура родного края» в 5-7 классах, на которых сообщалось, как используется северный орнамент в одежде народов Ямала, экспонировалась выездная выставка одежды с районного музея.
  2. Утренники «Край, в котором я живу», которые проводились в живой игровой форме, в виде соревнований, давалось задание с угадыванием орнамента «Следы каких животных изображены на данных орнаментах?»
  3. Уроки изобразительного искусства по теме «Северные орнаменты», где дети были ознакомлены с разнообразием северных орнаментов, с применением орнаментов в национальной одежде, в предметах быта, с назначением орнаментов, дети учились рисовать орнамент.
  4. Предметные недели и неделя «Наш край Ямал». Для учащихся мной была разработана викторина «Знаешь ли ты, орнаменты?», «Что означают данные орнаменты?»
  5. Участвовали в районных фестивалях «Все краски Ямала», для которых изготавливались платья для выступления с национальным орнаментом.
  6. В районных научно-исследовательских конференциях учащихся «Ступень в будущее», две мои ученицы выступили с темами: «Особенности художественных традиций народов Ямала» (2005г.), исследовали орнаменты и бисероплетение и «Особенности художественного оформления одежды народов Ямала» (2007г.), исследовали одежду народов Ямала, особенности художественного оформления.
  7. Мной составлена авторская программа кружковой работы «Ямальские россыпи», основным разделом которой является бисероплетение, в качестве результата привожу образцы детских работ (Данные рисунки вы можете получить, обратившись непосредственно к автору данной статьи).

Из всего вышесказанного могу сделать вывод, что северный орнамент, орнаменты народов Ямала формировались веками, дополняя друг друга, очень широк круг применения орнаментов: одежда и обувь, посуда и предметы быта. Орнаменты с охотой рисуют дети на уроках ИЗО, на уроках технологии выполняют аппликации орнаментов из сукна для селькупских игольниц и национальных сумочек, плетут из бисера кошельки, ободки и пояса с северным орнаментом.

Дети с интересом воспринимают материал: 50% на оптимальном и 50% на достаточном уровнях. Совсем нет детей, которые бы не хотели плести. Многие работы детей экспонировались на школьных, районных и окружных выставках детского творчества, имели успех, занимали призовые места. Выставки детского творчества способствуют воспитанию любви к декоративно-прикладному искусству народов Ямала, показывают умения и навыки, которые приобрели дети на уроках технологии, развивают хороший эстетический вкус, чувства прекрасного.

Данная методическая разработка поможет учителям технологии, преподавателям кружков, воспитателям детских домов и интернатов, глубже ознакомиться с орнаментальным искусством народов Ямала, детям научиться эффективным приемам технологии бисероплетения.

Помогает для ознакомления учащихся с национальной одеждой и укрошениями мордовского народа.

ВложениеРазмер
Бисерные украшения мордвы 2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


доклад о мордовском национальном костюме

В докладе рассказывается о костюме мордвы, его деталях, описывается мужской и женский костюмы.


Урок-презентация "Мордовский костюм "

На уроке рассмотрен женский мордовский костюм в творчестве русского художника Федора Сычкова.

Проектная работа «Мордовский национальный костюм. Изготовление куклы в мордовском наряде.»

«Мордовский национальный костюм. Изготовление куклы в мордовском наряде.».

Мордовское национальное нагрудное украшение (сюлгамо)

Конспект НОД «Мордовское национальное нагрудное украшение»Цель:- Приобщать к истокам мордовской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства; развивать у дете.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРДОВСКИЙ КОСТЮМ"

ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО МОРДОВСКОГО КОСТЮМА.


Мордовский национальный костюм

Работа на конкурс учебно-исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся «Юный исследователь».

«Конспект занятия. Аппликация. Тема «Украшение салфетки мордовским орнаментом»

Цель: учить создавать мордовский орнамент из геометрических фигур разной величины и формы, воспитывать интерес к аппликации, развивать творческие способности детей.

Горьканова Светлана Петровна

- Узнать, как можно больше, о культуре, обычаях и традициях мордовского народа на основе изучения материала школьного краеведческого музея, трансляции теле и радио передач, рассказов бабушки, изучения литературы.

- Научиться самостоятельно выделять характерные особенности мордовских украшений, показать красоту и разнообразие мордовский украшений в национальном костюме.

Тема «Мордовские украшения в национальном костюме» давно привлекала моё внимание. Я восхищаюсь звучанием мордовских песен по телевизору вижу необыкновенную красоту артисток – мордовок, одетых в яркие национальные костюмы. Я горжусь, что рождена именно на мордовской земле и своими корнями навсегда связана с историей этого края. В газете «Известия Мордовия» я подробно читаю о тех новых масштабных свершениях, мероприятиях, которые проводятся на нашей мордовской земле. Наша республика быстрыми шагами идёт вперёд, развивая, сохраняя и обогащая свою национальную культуру .

Я воспитываюсь в мордовской семье, где каждый день слышу мой родной, любимый мордовский язык. Моя бабушка Татьяна Матвеевна дома всегда ходит в мордовском национальном костюме. Она владеет приёмами национальной вышивки, для неё этот вид искусства настоящий праздник. Я начала собирать в свою копилку «Моя Мордовия» интересные факты об истории наших предков и узнала, что этот вид искусства считался не только любимым занятием мордовских девушек, а одним из больших достоинств девушки. Мы с бабушкой, мамой долгими зимними вечерами тоже любим вышивать, вязать. Еще я занимаюсь сбором старинных монет, бисера, пуговиц. Из них люблю делать в комбинации с монетами, бусами, пуговицами мордовские украшения. По праздникам и на концерты художественной самодеятельности мы наряжаемся в национальные костюмы с различными мордовскими украшениями.

Прочитав много художественной литературы про мордву, я пришла к выводу, что вся жизнь мордовских крестьян, от момента рождения и до смерти , была связана с различными обрядами ритуалами, и костюм играл в них огромную, важную роль. Мокша эрзя могут гордится своим костюмом, вышивкой, украшениями. Ведь мордовские костюмы невозможно представить без разного рода украшений.

Их великое множество! Это и нагрудные «сюлгам, бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из металла, перьев сойки, утки, пуха гуся». И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими подвесками соседи - русские, говорили так: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь». Но не только женщины носили различные украшения, а мужчины тоже.

И, пожалуй, самым главным элементом женского костюма был головной убор- Панго. Каркасом для него служила кора дерева - дуба. Его обтягивали холстом и красной тканью. Сзади панго украшалось покрывалом с вышивкой. Он строго соответствовал возрасту женщины, отражал её положение в семье и обществе.

Уши украшались серьгами с подвеской - серебряной монетой, шариками из гусиного пуха. Вот это украшение я сделала сама. ( Серьги с шариками из гусиного пуха). Я пришла к выводу, что самыми распространёнными шейными украшениями были бусы из стекла, фарфора. Шейными украшениями древней мордвы были обручи из металла, которые археологи называют гривнами. Они делались из тонкой и толстой проволоки, имели разнообразный вид и даже надевались на шею по несколько штук. Мне показались очень интересными гривны с изображением головок змей на концах и узором похожим раскраске тела змеи. Я думаю ,что они должны были оберегать человека от различных бед.

Среди нагрудных украшений выделяется «сюлгамо». Они привлекают меня своей яркостью, оригинальным узором. Слово «Сюлгамо» происходит от слова «сёлгома», что означает «закрывать» . Это украшение носили на груди , закрывая её от болезней и злых духов . Это мордовское украшение заинтересовало моё внимание и я решила сделать её для себя и своих близких. Вот посмотрите, какие украшения у меня получились. ( Нагрудные украшения из бисера).

На руках мордва носила браслеты и перстни, часто по несколько штук. Браслеты изготавливались из серебряной и бронзовой проволоки и были самой различной формы. Важное значение в костюме мордвы принадлежало поясу. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом. По мордовски –каркс, с кисточками на концах – цёкт. Вот такие кисточки я сделала сама на кружке « Мордовская обрядовая поэзия», которая ведется у нас в школе.

Если сравнить древний пояс мордвы, то он изготавливался из полоски кожи и имел железную пряжку. К поясу удобно было подвешивать оружие. У воинов древней мордвы пояс служил знаком отличия. Я заметила, что чем уважаем был человек, чем больше он совершил военных подвигов , тем богаче был его пояс. У прославленных воинов он украшался десятками пластин – бляшек.

Древняя мордва настолько любила украшения, что носила их даже на обуви. Наиболее распространённым видом обуви у мордвы были лыковые лапти. К лаптям прикреплялись бронзовые подвесы различной формы. В качестве праздничной обуви были кожаные сапоги со сборами. Они имеют острые носы. Мне кожаные сапоги достались по наследству от бабушки. Еще мокшанки носят полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, связанные из шерсти. Эти полосатые наколенники сохранились ещё от моей пробабушки. Она очень бережно к ним относилась.

Лучшие элементы мордовского костюма сохраняются и развиваются в творчестве мордовских модельеров. На выставках, в самых разных странах Японии, Бельгии, Франции – были представлены лучшие работы вышивальщиц Мордовии.

Я прочитала много художественной литературы про мордовский народный костюм, украшения. Читаю очень интересный, детский журнал «Якстерь тяштеня», где узнаю о жизни и проблемах мордовских сёл. Пришла к выводу, что у каждого человека есть край, который ему особенно близкий, родной, где люди должны жить большой дружной семьёй, а также соблюдать законы, национальные традиции и передавать их из поколения в поколение .

В настоящее время сохраняются и обновляются национальная одежда и украшения там, где существуют фольклорные коллективы, участники которых стремятся возродить традиции изготовления народного костюма мордовских украшений, обращаясь за помощью односельчанам.

Сохранение истории и определяет будущее нашего народа. В нашей школе работает краеведческий музей. Мы с ребятами передали музею коллекцию старинной одежды, поделки местных мастеров, фотографии защитников Отечества, знаменитых людей уроженцев посёлка Торбеево. И в дальнейшем я мечтаю сочинять стихи про Мордовию, про любимый родной край. Считаю, что человек, должен дорожить и гордиться своим краем, где он родился, беречь и любить её. Нужно возрождать и развивать национальные праздники. Они учат нас доброте и справедливости.

Я мечтаю посетить предстоящее мероприятие в городе Саранске, посвященное юбилею 1000 – летие единения мордовского народа с русским народом. Это великое событие в жизни Мордовии, настоящее торжество единения дружбы народов. Считаю, что такие мероприятия укрепляют культурные связи между регионами России и народами Поволжья.

Археология и этнография Мордовии

Археология и этнография Мордовии

Археология и этнография Мордовии запись закреплена

Татьяна Васильева

Зоряна Семеновская


Зоряна Семеновская

Татьяна Васильева

Зоряна, прошу прощения, никак не привыкнуть, что полное описание вываливается, если нажать "комментарии".

Зоряна Семеновская


Зоряна Семеновская ответила Татьяне

😍

Татьяна, я, если честно, была сама очень удивлена, что оно вообще есть! И вдвойне приятно удивлена, что оно такое развернутое

Татьяна Васильева

Зоряна, осталосб пойти в музей и напроситься в фондохранилище. В РЭМ они не в открытом доступе , к сожалению

Поясное украшение
мордвы-эрзи –
«пулагай», «пулай»,
«пулакш».
Его носило всё
эрзянское женское
население.
Надевался он обычно
девушкой в день её
совершеннолетия и с
этого времени считался
обязательной
принадлежностью
женского костюма.

Шитьё бисером у мордвы можно
считать интересной, своеобразной
отраслью искусства, имеющей
свои художественные традиции,
технические навыки и приёмы.

Пулагай имел
различный вид в
разных районах
его
распространения.
Отличались друг
от друга также
будничные и
праздничные
пулагаи.

Мордовские
женщины обладали
большим
мастерством в
применении
сочетаний
отделочных
материалов
различной расцветки
и фактуры для
использования их
декоративных
свойств.

Из числа многочисленных
украшений старинного
мордовского костюма бисер,
несомненно, занимает видное
место.

Шитьё бисером и применение
его для изготовления съёмных
украшений приобрело
своеобразие, только мордве
присущие черты,
определённую традицию в
использовании.

Читайте также: