Плетение из бумаги фребель

Обновлено: 25.04.2024

Мастер-класс знакомит с игровым пособием «Дары Фрёбеля».

ВложениеРазмер
master-klass_frebel.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Дары Фребеля»

Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Фребель придумал поэтичное название - "детский сад". В термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти "цветы жизни", называли "садовницами". Фребель разработал основы методики обучения детей в детском саду.

Принципы педагогики Фребеля:

  • Признание уникальности каждого ребенка;
  • Признание целостности детства в его проявлениях;
  • Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;
  • Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде;
  • Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам;
  • Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка;
  • Признание ребенка как части семьи и общества.

Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!

В детский сад он ввел разнообразные виды детской деятельности:

  • подвижные игры,
  • рисование,
  • работа с мягкими материалами,
  • плетение и вырезание из бумаги,
  • вышивание,
  • выкладывание фигур из металлических колец, палочек, гороха, бус,
  • выпиливание,
  • конструирование и др.

Ведущее место в своей системе Фребель отдал игре: специально созданной обучающей игре и игрушке. Он писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».

Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.

Дар первый : семь разноцветных вязаных мячей на верёвочке. Почему мяч? Мяч используется как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды. Играть с ним можно с 3 месяцев. Как вы думаете, какие игры можно провести с ребенком, используя мягкий мяч?

Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.

Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем.

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал.

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!

Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветами; дать первичное понимание формы; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику.

Второй дар - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года. Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.

В младшей группе сравниваем мячик и шар. У меня в руке мячик, он круглый. Его можно катать. Выбери фигуру, которая похожа на мячик. Это шар. Мячик тоже имеют форму шара. Все шары умеют кататься, покатаем шар и мячики. А как поведут себя они при броске? Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно. Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий.

В старшей группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом. Покатаем цилиндр и куб. Какая из двух фигур больше похожа на шар. Шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга.

В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты: 1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Третьий дар - кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фрёбель вводил с 4 лет.

Фрёбель предлагает три основных типа игр:

1.Жизненные формы. Конструирование предметов из окружающей жизни.

2.Изящные формы (формы красоты). Выкладывание кубиков в виде различных симметричных абстрактных узоров.

3.Математические формы (формы познания). Использование кубиков в качестве счетного материала.

При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: готовые фигуры не разрушаются, новые создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Предлагаю вам построить по образцу стол, а теперь мы его превращаем в стул.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого.

Четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (бруски, мелкие кубики, призмы, полуцилиндры). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.

Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.

Что входит в дополнительные материалы Фрёбеля .

1. Попробуйте угадать, что находится в ящике?

Геометрические тела разного цвета (на стол ставятся несколько геометрических тел)

· Как называется эта фигура зелёного цвета?

· Сколько здесь всего цветов? Какие?

· Сколько здесь всего разных фигур? Какие?

· Сколько здесь одинаковых фигур одного цвета?

· Что можно сделать с этими материалами?

В шарах есть дырочки. Можно детям предложить собрать бусы по определенному цвету, форме, или заданному коду.

Попробуйте и вы собрать бусы по заданному коду.

2. Модуль с плоскостными фигурами: квадратиками, треугольниками, кругами. Требование – плоскость, на которой ребенок будет выкладывать фигуры, должна быть ограничена, для того чтобы композиция была законченной и он смог отделить свою работу от чужой. Это может быть лист бумаги, крышка от ящика.

Исследуя фигуры, ребенок понимает, что у них есть грани, углы, одни дружат-соединяются гранями, а другие нет.

Используя «Дар» можно выложить елочку, обращая внимание на форму и цвет фигур, украсить ее к Новому году шарами. Обратить внимание на то, что шар это круг.

3. Модуль с палочками разного цвета и размера.

Младшим дошкольникам предлагаем выполнить из палочек:

- квадрат – «Четыре палочки сложил и квадратик получил»;

- треугольник - «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длины»;

- «Прямоугольник квадрата длиннее, фигура попроще рисуем смелее»;

- флажок – «В руки я флажок возьму и на праздник с ним пойду»;

- забор – «Сад забором оградили, чтоб деревья не сломили».

В старшей группе игры усложняем и определяем условие: выложи человечка с короткими руками и длинными ногами (используем несколько «даров»).

Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе.

Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)

Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)

Выше папы,(сложить человечка из наборов)

Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)

Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)

А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)

Бусы да хлопушки. (выложить на елочку бусы из набора)

4. Модуль с кольцами

Широко используется в создании «форм красоты». Для ознакомления ребенка с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент -случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты». После серии преобразований полюбоваться своим творением.

Все «формы красоты» строятся по одному принципу - расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра. Повороты и перемещения осуществляются по кругу.

Игра «Настроение». Представьте, что мы с вами живем в необыкновенном городе, где у всех жителей всегда, что бы не случилось одно настроение

5. Фишки ( со среднего возраста)

Вспоминаем сказку « Кот и петух » и приговорку лисы « Петушок, петушок, золотой гребешок, шелкова головушка, красная бородушка, выгляни в окошко. Мужик зерно вез, мешок рассыпал, куры клюют, петухам не дают » На пол рассыпается любое количество фишек и дается инструкция « Самые вкусные зернышки не красные и не желтые ».

С помощью фишек можно закреплять состав числа и выкладывать задачи.

Используем как заместители, для украшения построек.

Задания: «пришить» детали, выполнить узор по образцу, составить цепочку в определенной последовательности. Можно использовать при развитии математических представлений.

Вынимая материал из ящиков необходимо учить детей убирать его обратно. Дети приучаются к организации и порядку. Поэтому и вам я предлагаю весь материал сложить на место.

«Дары Фребеля» позволяют в соответствии с ФГОС построить образовательный процесс. Разработаны игры с использованием «даров» и распределены по образовательным областям. С ними вы можете ознакомиться самостоятельно.

Наше путешествие в игровую страну «Даров Фребеля» подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и собрать бусы. Красная бусинка будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе. Синяя бусинка будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома. Желтая бусинка – информацию необходимо переработать, примите к сведению.

В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Ф. Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.

Цель:

Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Ф. Фребеля.

Показать практическое применение игровых наборов Ф. Фребеля и введенное им разнообразие видов детской деятельности (подвижные игры, пальчиковые игры, рисование, плетение и вырезывание из бумаги, вышивание, конструирование, выкладывание из колец, гороха, бус и много другое методически преобразованное используемое до сих пор)

Принципы педагогики Ф. Флёбера:

Признание уникальности каждого ребёнка;

Признание целостности детства во всех его проявлениях;

Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум);

Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка.

Признание ребёнка как части семьи и общества;

Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;

Единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребёнка, его внутренним законам.

Игровые наборы Ф. Флёбера могут быть использованы для:

Развития социальных и коммуникативных умений;

Развития мелкой моторики;

Развития логических способностей;

Развития потребности взаимодействия с окружающим миром;

Развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

Формирования элементарных математических представлений

В этом году развивающая образовательная среда наших групп пополнилась игровыми наборами Ф. Фрёбеля и я решила узнать как можно больше о самом Ф. Фрёбеле поэтому взяла тему для самообр. «Использование игровых наборов Ф. Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель 1782-1852

Родился в деревне Обервейсбах на юге Германии, в семье пастора. В Йенском университете изучает математику, архитектуру и топографию, Получение наследства после смерти дяди позволяет Фрёбелю стать обеспеченным человеком и искать дело по душе (архитектура). Но в 1806 во Франкфурте-на-Майне благодаря влиянию директора местной школы Готлиба Грюнера, меняет архитектуру на педагогику. В 1816 г открывается первая школа Фрёбеля.

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»? Ф. Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе и ухаживать за ними должны добрые садовницы».

Кстати, в каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т. е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: мягкие мячики на веревочке, куб, шар, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения, цветные геометрические фигуры - это производные от поверхностей первых шести даров, где ребенок понимал поверхность, как часть твердых тел. А плоские фигуры вводят понятие поверхности или плоскости, как отдельный объект. Это переход от твердого тела к плоской поверхности.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание

НО 22 сентября 1851 года по идеологическим мотивам все детские сады в Германии были закрыты.

Фридрих Фребель был гуманистом и отрицал любое проявление жестокости по отношению к детям. Этот аспект претил мнению духовенства, а позже и мнению властей о работе с детьми: они считали, что в основе воспитания должны лежать дисциплина, заученный катехизис, «вязаные чулки» и жесткое наказание за любое нарушение. Сейчас это кажется невероятным, но именно из-за этого разногласия между добрым педагогом и строгими высокопоставленными лицами с 1851 по 1860 год детские сады были запрещены и продолжали существовать лишь тайно.

Использование игровых наборов Ф. Флёбера в повседневной деятельности дошкольников.

Использование игровых наборов Ф. Фрёбеля





]Игра "Одного поля ягода"


Ф. Фрёбель придумал задания по плетению из бумаги


Современный вариант



Именно Фребель изобрел первую детскую мозаику. Мозаика демонстрирует, что линия состоит из точек


Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!



Заслугой Фридриха Фребеля явилось не только открытие детского сада, но и создание методики дошкольного образования (хотя методику как пособие знаменитый воспитатель при жизни так и не выпустил, ограничившись несколькими трудами). Но в ее основу заложен крепкий фундамент — безграничная любовь к детям.



Но совсем недавно я обнаружила мастер-класс немецкого дизайнера Биргит Эбберт,
которая с познавательной целью посетила музей Фрёбеля в Бад-Бланкенбурге в ноябре 2016 года


Для чтения немецких инструкций можно воспользоваться гугл-переводчиком


Эти бумажные модели очень полезны и для моторики, и для формирования понятия симметрии.

И особенно меня впечатлила большая бумажная рождественская композиция на столе в прихожей дома, где Фребель родился и вырос

Фото2301.jpg

Фото2301.jpg

В роли кирпичиков оригами-кубики


пошаговые инструкции на немецком

PS Глагол «Froebelen» происходит от имени Фребеля на голландском языке. Fröbelen (также freubelen) означает свободу творчества.

Автор: Сулейманова Наиля Гасановна

Организация: МБДОУ № 30'' Улыбка'' г. Дербент

Населенный пункт: Дербент г.


Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах практического использования игрового пособия «Дары Фрёбеля».

Задачи:

  • познакомить педагогов с игровым пособием «Дары Фрёбеля», его особенностями;
  • развивать творческий познавательный интерес к игровым пособиям «Дары Фрёбеля»;
  • вызвать интерес и желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

Ход мастер-класса:

Г Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы хотим Вам рассказать об особенностях практического использования игрового пособия «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.

Вильгельм Август Фрёбель немецкий педагог, родился 12 апреля 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне Обервейсбах Он был шестым ребенком в семье , причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь 9 месяцев.

В его детстве с ним специально никто не занимался, ребенок был предоставлен самому себе. Он очень переживал потерю матери.

Видимо, поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы.

В термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти "цветы жизни", называли "садовницами". Фребель разработал основы методики обучения детей в детском саду.

Н Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!

В детский сад он ввел разнообразные виды детской деятельности:

  • подвижные игры,
  • рисование,
  • работа с мягкими материалами,
  • плетение и вырезание из бумаги,
  • вышивание,
  • конструирование и др.

Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».

Г Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, помогает ребенку налаживать межличностные связи. Фридрих Фребель писал: « Игра является прообразом всей человеческой жизни».

В 1913 году Фребель появляется в России. Вместе со своими дарами. Хотя в известном смысле он никуда не исчезал. Ведь главным даром Фридриха Фребеля - все-таки является детский сад, который он придумал. Как и его первый проект, как и развивающую предметную среду, в которой этот проект был воплощен. Включая ее, говоря современным языком, модули - собственно то, что и называют «дарами Фребеля». Фребель подарил детям не просто кубики, шары и прочий материал для развлечения и обучения, часто скрытого. Каждый «модуль» нес особую «идею развития». В соответствии с этим организовывалось и деятельность ребенка. Его «дары» были и остаются уникальными игрушками и первыми инструментами в обучении детей.

Н Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). Рекомендации использования в работе с детьми с младшего возраста с трех лет. Игровой набор обеспечен методическим сопровождением, карточками разного цвета в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО:

  • Желтый цвет – Социально-коммуникативное;
  • Синий цвет – Речевое развитие;
  • Голубой цвет – Познавательное развитие;
  • Зеленый цвет – Физическое развитие;
  • Розовый цвет – Художественно-эстетическое развитие.

В карточках содержатся: название образовательной области, название игры или игровое упражнение, содержание работы, почти в каждой карточке присутствует художественное сопровождение, используемые материалы для данной игры (какие наборы понадобятся), возраст и количество участников, интеграция с другими образовательными областями, описание хода игры, иллюстрация в виде схемы, рисунка, фотографии, модификация игры (разновидность)

Г Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей и

предлагаем вам сегодня рассмотреть эти 14 модулей

Н Модуль 1: «Шерстяные мячики»: знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.

Первый дар Ф. Фребеля детям - семь мячиков. Шесть из них раскрашенные в цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч, потому что:

1.Мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды;

Шар – самая простая форма для восприятия малышом. Этот дар рекомендуется использовать уже с 3 месяцев. Можно провести с ребенком следующие игры, используя мягкий мяч: покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.

Г Модуль 2: «Основные тела» - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года. Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.

В младшей группе сравниваем мячик и шар.

В старшей группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом. Покатаем цилиндр и куб. Какая из двух фигур больше похожа на шар. Шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга.

В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты: 1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Н Модуль 3 «Куб из кубиков»

Комплект из 8 деревянных кубиков. Это мини-конструктор, который дарит новые возможности познания мира (предметного и абстрактного). Заниматься с ним лучше с 4 лет, когда ребенок уже сформировал представление о привычных предметах.

Особенность подхода состоит в том, что каждая новая фигура должна создаваться путем изменения предыдущей, а не разрушения ее. Таким образом педагоги с помощью конструктора «Дары Фребеля» воспитывают в ребенке созидателя и ответственного за свои действия человека.

Г Модуль 4 «Куб из брусков»

Комплект из 8 деревянных плашек. Принцип работы с ним точно такой же, как с предыдущим.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость, понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии, развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации.

Н Модуль 5 «Кубики и призмы»

Это 27 деревянных кубиков, часть которых поделена пополам или на 4 детали (всего 39 элементов). Целью игры с ними является изучение понятий «часть/целое», развитие конструкторских способностей, расширения восприятия мира. Предназначены для занятий с детьми от 5 лет.

Г Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

27 деревянных плиток, часть которых поделена на составляющие (всего 33 элемента). Цель игры та же, что в предыдущем комплекте, поэтому их можно активно комбинировать.

Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.

Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.

Н Модуль 7 «Цветные фигуры»

Включает в себя цветные круги, полукруги, треугольники и квадратики.

Ее цель- изучение различных плоскостных геометр.фигур. В первую очередь обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной стороне куба. Рассказываем ребенку про параллельные стороны. Разрезаем квадраты по диагонали и получаем 2 треугольника. Разрезаем квадрат по обеим диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут же можно объяснить какие углы у треугольников острые, прямые и тупые.

Г Модуль 8 «Палочки»

Включает деревянные палочки разных длин. Сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Соотношение количества и размера. Простейшие математические действия – сложение и вычитание. Состав числа. Конструирование.

Н Модуль 9 «Кольца и полукольца»

Включает кольца и полукольца трех типов размеров (малые, средние, большие). Развивает Логическое мышление у детей. понятие часть и целое, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Развитие творческих и речевых способностей.

Г Модуль10 «Фишки»

Предметы-заменители. Состав числа. Конструирование. Обучение счету, использование в качестве счетного материала. Последовательность действий. Выкладывание по образцу.

Н Модуль 11 «Цветные тела».

Тренировка мелкой моторики(в набор входит шнуровка). Сенсомоторные навыки( с закрытыми глазами – что это за фигура). Изучение различных геометр. форм. Развитие умений классификации, сортировки, сравнения, выполнение задания по образцу, по заданному алгоритму.

Г Модуль 12 «Мозаика. Шнуровка».

Изучение комбинаций форм и цветов. Развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по образцу, по заданному указанию.

Н Модуль 13 «Башенки»

Её цель- Закрепление названий геометр. фигур. Конструирование. Продолжаем учить строить, не разрушая, а дорабатывая предыдущее. Такие игры способствуют развитию логики, мышления, творческого воображения. Умение словесно обозначать месторасположение предмета слева, справа, сбоку, между - способствует развитию пространственного мышления.


Г Модуль 14. «Арки и цифры».

Конструирование. Часть – целое. Поддержание порядка. Усвоение образа цифр. Соответствие цифры кол-ву подобранного материала.

Н А сейчас мы предлагаем поиграть с набором «Дары Фребеля».

Поиграем с Модулем 1 . Возьмите мячики и повторяйте за мной движения

Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем.

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал.

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!

Г

Н В саду у Фребеля работали женщины и раньше их называли садовницы и мы с вами сейчас будем украшать наших садовниц, а украшать будем дарами ,точками ,кольцами палочками ,но не просто украшать ,а украшать в стиле дымковской росписи. Для этого мы используем дары -7,8,9,10.

Это задание предлагаю вам выполнить парами , а элементы дымковской росписи вы можете увидеть на экране.

Н (Пока воспит выполняют задание читаю слова)

Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!

Г

Н Следующее задание мы будем выполнять с помощью наборов 7,9,10. а какое будет задание вы узнаете отгадав загадку, а потом отгадку мы сконструируем.

Увидев на клумбе прекрасный цветок

Сорвать я его захотел,

Но стоило тронуть рукой стебелек

Как сразу цветок улетел. Кто это?

Сейчас мы будем делать интересное задание , я бы сказала , что мы будем рисовать конструктором. Я буду рассказывать и действовать ,а вы повторяйте за мной

Однажды летом прекрасная бабочка летала с лепестка на лепесток и возле одного лепестка остановилась и отложила туда яички свои, они были вот такими. Положила она их на лепесток и улетела .а они висели на этом лепестке и стали расти и вскоре из них появились маленькие гусеницы. Они тоже росли ,росли и превратились каждая в большую гусеницу и была она вот такая , а потом наступила осень и гусеница стала обматывать себя тоненькими нитками паутинками , обматывала, обматывала и превратилась в такую куколку

наступила зима, куколка перезимовала , а весной, когда снег растаял куколка зашевелилась , и когда уже стало совсем тепло кожица куколки лопнула и оттуда стала появляться сначала вот такая головка с усиками , а потом длинное туловище . А что же не хватает бабочке ? для этого предлагаю вам сделать крылья из модулей 7,9, 10

Г В завершении нашей с вами встречи, своей командой, сложите на столе общую картину из любых фигур набора, о впечатлениях нашего мастер-класса и что бы вы хотели пожелать всем.

Вот и подошел к завершению наш мастер-класс. В нем мы постарались напомнить о замечательных дарах, которые были изобретены Фридрихом Фребелем в 19 веке, но и не утратили своей актуальности, значимости и в 21 веке. Фребель видел своей целью воспитание свободно думающего и действующего человека. Помогал раскрыть индивидуальность каждого ребенка.

21 апреля 1782 года родился немецкий педагог Фридрих Фрёбель.


Этот день отмечается в мире как День детского сада,
потому что именно Фрёбель, ученик Песталоцци , основал первый детский сад.

Это знаменательное событие свершилось в 1839 году в немецком городе Бад Бланкенбурге.
Интересно, что воспитательниц детского сада называли тогда "садовницами"
( так переводится это название с немецкого, в настоящее время так же называют воспитателей
всех детских садов в Германии и вальдорфовских садов в России)

Благодарные потомки еще в 1910 году открыли музей Фрёбеля,
но только в год 200-летия знаменитого педагога музей смог переехать в историческое здание,
где когда-то открылся первый детский сад.

Жизнь Фрёбеля была полна лишений, гонений и утрат родных и близких.
Но трудности и горести не пугали его.
Фрёбель часто повторял : "Будем усердно работать, а труды не пропадут даром!"

Почему же возникло такое название детский САД?

Потому что Фрёбель объяснял:
- настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую часть заведения,
- дети подобно растениям нуждаются в умелом уходе.

И действительно, у каждого ребенка в детском саду Фрёбеля была своя грядка,
но также был общий цветник, объединяющий детей.

Мало кто знает, что принципы педагогики Фрёбеля и его подходы к системе создания образовательных средств впоследствии вошли в различные авторские педагогические системы — М. Монтессори, С. Френе, Л. Малагуцци, Р. Штайнера (вальдорфовская педагогика), семьи Никитиных, Б. Д. Эльконина — В. В. Давыдова .

Памятник на могиле педагога, умершего в 1852 году в возрасте 70 лет,
выполнен в виде трёх геометрические фигур - куба, цилиндра и шара.

Я расскажу только про идею Фрёбеля выкладывать с дошкольниками
симметричные композиции всего из 8 кубиков,
которую я нашла на страничке сайта Екатерины Кузьминой



Думаю, как реализовать эту идею не только с дошкольниками, но и с первоклассниками.

Читайте также: