Плетение из бумаги подсолнух

Обновлено: 23.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: «Изготовление изделий из бумаги и картона. Моделирование из полосок бумаги. Аппликация «Подсолнухи»»

Способствовать ознакомлению учащихся с техникой составления и изготовления изделий сложной формы из полосок бумаги в технике плетения;

Содействовать развитию навыка составления и изготовления изделий сложной формы из полосок бумаги в технике плетения , творческого мышления, самостоятельности;

Создать условия для воспитания аккуратности в работе, умения работать в парах.

Оборудование для учителя: образец поделки «Подсолнухи», , наглядность с поэтапным выполнением изделия, учебник по трудовому обучению 3 класс.

Оборудование для учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш, салфетка, шаблоны,

I. Организация начала урока (стихотворение)

II. Актуализация знаний учащихся

I V . Изучение нового материала

3.1 Вступительная беседа

3.2. Объяснение последовательности выполнения работы (показ педагогического рисунка)

V. Творческая деятельность учащихся

4.1. Правила техники безопасности

4.2. Практическая работа.

V I . Подведение итогов

5.1. Выставка и анализ творческих работ.

I .Организация начала урока

Начинаем наш урок.

Стали ровно, тихо сели

На меня все посмотрели.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, всё ли готовы к уроку?

II .Актуализация опорных знаний учащихся

- Давайте, ребята, вспомним, чем вы занимались на прошлом уроке?

+Мы знакомились с техникой плетения из полосок бумаги.

-Правильно!На прошлом уроке мы с вами изготавливали корзинку в технике плетения из полосок бумаги. Какие ещё работы в этой технике мы делали раньше?

+ Закладку, коврик

- Сегодня мы снова будем выполнять изделие в технике плетения. Чтобы узнать, что мы будем делать на уроке, надо отгадать загадку:

Удивительное солнце: в этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят сотни маленьких и черненьких галчат.

+ Подсолнух

-Верно, это – подсолнух. Подсолнух – это растение, которое любит солнце и поворачивается за ним, а в «Толковом словаре» Владимира Даля так сказано о подсолнухе: «Подсолнечник или подсолнух – южное растение, по-другому солнечник или солнух или солноверть».

-Кто догадался, как будет называться наша работа?

+Аппликация «Подсолнухи»

IV . Изучение нового материала

3.1. Вступительная беседа.

-Послушайте стихотворение о подсолнухе:

Расцвёл подсолнух в огороде,
И к солнцу тянется весь день,
За солнышком головкой водит,
Чтоб не попала она в тень.
Когда же солнышко заходит,
Он ждёт до самого утра,
Вздыхая в тёмном огороде:
- Вставай же, солнышко! Пора!
В. Пахомов

-А где обычно растут эти замечательные солнечные растения?

+ У забора, изгороди, плетня .

-Какое из этих названий имеет отношение к уроку?

-Давайте послушаем, какое толкование этого слова даётся в толковом словаре .

(Читает подготовленный ученик: «Плетень – изгородь, забор из сплетённых прутьев).

-Может, кто-нибудь из вас видел такие плетёные изгороди? Где?

+ В деревне, на улицах нашего города

-Для чего их делают?

+ Для украшения

-Сможем ли мы сделать плетень на уроке? Из чего?

-Возможно, вы уже догадались, какая перед нами стоит задача на урок?

+ Аккуратно выполнить аппликацию «Подсолнухи» с помощью техники плетения

3.2. Объяснение последовательности выполнения работы. (показ педагогического рисунка)

- А теперь посмотрите на образец изделия:

hello_html_6f61f050.jpg

-Знакома ли вам техника, в которой выполнен плетень и подсолнух?

+ Техника плетения из полосок бумаги

-Чем отличается способ переплетения плетня от переплетения корзинки, которое мы выполняли на прошлом уроке?

+ При выполнении корзинки полоски переплетали «шахматкой», напоминает шахматную доску, а плетень выполнен «кирпичиком», полоски через одну подрезаны.

-Для изготовления плетня вам понадобится половинка листа цветной бумаги. Итак, перед вами прямоугольный лист. Сложите основу пополам по длине. Отступите от края 2 см и проведите горизонтальную линию.

- По этой линии и сгибу основы сделайте разметку по 2 см, соедините вертикальными линиями и разрежьте по ним до горизонтальной черты. Разверните лист и сверху сделайте разрезы до конца. (Весь процесс демонстрируется во время объяснения при помощи заготовок.)

-Обратите внимание на то, что полоски у плетня через одну подрезаны, для того, чтобы получилось плетение «кирпичиком». Для изготовления плетня нам еще необходимо 5 полосок, которые нужно вырезать из бумаги другого цвета; ширина каждой полоски — 2 см. Их мы вплетаем «кирпичиком».

И последний этап: нужно приклеить отстающие полоски с обратной стороны.

hello_html_38f6b334.jpg

Подсолнух состоит из лепестков, сердцевины, стебля, листа. Каждой группе я раздам шаблоны (Приложение 1), которые необходимо обвести и вырезать.

Не забывайте об экономном расходовании бумаги!

Затем примемся за изготовление сердцевинки цветка.

-Каким способом она выполнена?

+Она выполнена «шахматкой»

- Согните цветок пополам и найдите его середину. На глаз с помощью линейки и карандаша разделите сердцевинку цветка на полоски и разрежьте их. (Все этапы демонстрируются наглядно.)

-Нам необходимы еще полоски, которые нужно вырезать из бумаги черного цвета шириной по 0,5 см. Полоски следует вплетать через одну.

Последний этап: концы черных полос с изнаночной стороны обрежьте и подклейте. Из зелёной бумаги вырежьте стебель и приклейте к цветку. Обведите листики по шаблону, вырежьте и подклейте к стебельку. Когда плетень и подсолнух будут готовы, приступайте к оформлению аппликации.

-На листе бумаги разместите свой плетень и подсолнух со стеблем и листиком. Можете пофантазировать и дополнить аппликацию другими деталями.

-Как приступить к работе, давайте разомнём наши руки.

3.3. Физкультминутка.(пальчиковая гимнастика)

Пальчик толстый и большой

За подсолнухом пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик — самый меткий.

Он сбивает зёрна метко.

Безымянный поедает.

А мизинчик-господинчик

В землю зёрнышки сажает.

IV. Творческая деятельность учащихся.

-Так как нам предстоит работать с ножницами и клеем, давайте вспомним правила работы с ними.

4.1. Правила техники безопасности.

-Как правильно работать с ножницами?

+ 1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.

-Как правильно работать с клеем?

+ 1) При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2) Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3) Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4) Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

4.2. Практическая работа.

-Работать будете в парах, поэтому договоритесь между собой, кто изготавливает плетень, а кто – подсолнух. Затем соедините детали в одну поделку. Подумайте, какого цвета будет ваша деталь.

В качестве опоры пользуйтесь материалом, представленным в учебнике (стр. 10-11).

- Перед началом работы давайте еще раз повторим алгоритм действий и определим, что мы будем оценивать в конце урока.

+ Мы будем размечать лист на полоски, резать бумагу по полоскам, плести «кирпичиком», «шахматку», склеивать детали

-Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям:

1.Соблюдение техники безопасности.

2.Аккуратность в работе.

3.Объём выполненной работы.

-Желаю вам успеха! Можете приступать к работе. Если что-то не понятно, обращайтесь за помощью.

(Самостоятельная работа учащихся : слежу за работой детей, если появляются вопросы, провожу инструктаж)

V. Подведение итогов.

5.1. Выставка и анализ творческих работ учащихся.

(Учащиеся выставляют свои работы)

- Сначала, первый ряд, выйдите и покажите нам ваши работы, а все остальные похлопали, второй ряд, третий ряд.

- Молодцы, ребята, мне очень понравились ваши работы. Вы все хорошо справились с заданием.

-Какие недочёты вы видите на других работах?

+ Не точно выполнена разметка. Полоски не очень аккуратные. Неправильно вплетены полоски. Много клея

Подсолнух похож на солнышко и поворачивает свою «голову» вслед за ним. Выращивают его ради семечек, из которых делают подсолнечное масло и сладости, например халву и козинаки.

Подсолнух из бумаги своими руками

Понадобится:

- лист цветного картона,

- бумага жёлтого, чёрного и зелёного цвета,

Ход работы:

1. Из жёлтой бумаги вырежьте один квадрат со стороной 16 сантиметров, другой — со стороной 14 сантиметров и круг диаметром 5 сантиметров.


2. Сложите каждый квадрат по диагонали 4 раза.


3. Из получившихся треугольников вырежьте лепестки. Закруглите их с помощью ножниц.


4. Намажьте клеем серединку каждого лепестка и соберите цветок. Круг наклейте на его середину.


5. Семечки сделаем в технике торцевание. Из чёрной двусторонней бумаги вырежьте 25 квадратиков со стороной 1 сантиметр.

6. Конец карандаша поставьте в середину квадрата и заворачивайте вращательным движением края квадрата.


7. Придерживая пальцем край получившейся заготовки, обмакните её торец в клей и приклейте в середину цветка на круг. Заполните таким образом всю середину подсолнуха.


8. Из зелёной бумаги вырежьте и наклейте стебель и листья подсолнуха.



Такую картинку можно подарить, украсить ею комнату на даче, кухню или детскую комнату.


Описание: данный мастер-класс могут использовать в своей работе воспитатели подготовительных групп в детском саду, учителя начальных классов и родители. Выполнение аппликации из цветной бумаги развивает аккуратность, усидчивость, воображение.
Назначение мастер-класса: подарок, украшение дома.
Цель: изготовление аппликации из цветной бумаги «Подсолнух».
Задачи:
- сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
- развивать эстетический вкус, творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук, глазомер;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и инструменты необходимые для изготовления аппликации:
• картон,
• цветная бумага,
• ножницы,
• клей,
• карандаш,
• линейка,
• шаблоны,
• образец работы.


Загадка.
Это кто такой огромный,
Из земли растёт неровный,
Длинный, как подъёмный кран,
В огороде - великан?
Как наступит времечко,
Даст он деткам семечки.
(Подсолнух).


Стихотворение.
Расцвёл подсолнух в огороде,
И к солнцу тянется весь день,
За солнышком головкой водит,
Чтоб не попала она в тень.
Когда же солнышко заходит,
Он ждёт до самого утра,
Вздыхая в тёмном огороде:
- Вставай же, солнышко! Пора!
В. Пахомов
Название этого удивительного растения происходит от греческих слов, которые означают «солнце» и «цветок».
По одной из древних легенд боги подарили людям подсолнух для того, чтобы их никогда не покидало солнце. Ведь цветы подсолнечника всегда обращены к солнцу, при любой погоде, даже в самый туманный и дождливый день. Неслучайно подсолнух стал символом солнца, радости и оптимизма, а также — верности и достоинства.
Хочу предложить выполнить аппликацию из цветной бумаги «Подсолнух».
Мы будет работать с ножницами, поэтому необходимо вспомним, как надо обращаться с ножницами во время работы.
Во время работы с ножницами соблюдаем следующие правила:
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.

Приготовим шаблоны. У вас на столах лежат шаблоны, при помощи них мы вырежем все детали нашего подсолнуха. Для листа со стеблем нам необходимо взять бумагу зелёного цвета. Для цветка выбираем жёлтый цвет. Серединку цветка мы выполним плетением. Нам понадобится два цвета: жёлтый, чёрный (можно тёмно-коричневый). Картон выбираем любого цвета, главное, что бы подсолнух был хорошо виден.







3. Приготовим детали, необходимые для изготовления серединки подсолнуха.
Нам нужен круг, его можно вырезать из бумаги белого или жёлтого цвета. Затем нам необходимо вырезать из бумаги жёлтого цвета квадрат со стороной 11 сантиметров. Расчертим квадрат на вертикальные полосы шириной 1 сантиметр. Разрежем полосы. Для того, чтобы удобнее было выполнить плетение, мы не дорежем до верхнего края 1 сантиметр.
А теперь из бумаги чёрного цвета нарежем 9 полосок длиной 11 сантиметров, шириной 1 сантиметр.






7. Для серединки у нас круг и плетёный квадрат.
Нам необходимо склеить их. Намажем клеем круг и приклеим его на квадрат.







Наша аппликация «Подсолнух» готова.
Если выбрать немного другие цвета бумаги может получится такая аппликация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Организационный момент – Здравствуйте. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Повернулись. – Проверьте своё рабочее место. У вас на столе должны лежать: цветная бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш и тряпочка. – Все готовы к уроку? Сели.

Просмотр содержимого документа
«Работа с бумагой. Плетение. «Плетень и подсолнух».»

Тема: Работа с бумагой. Плетение. «Плетень и подсолнух».

Учить навыку планирования.

Учить навыку контроля и самоконтроля.

Учить навыку самоанализа.

Учить экономно использовать бумагу.

Учить работать с линейкой.

Развивать фантазию и воображение.

Создать ситуацию успеха на уроке.

Рабочее место в порядке?

Какая тема урока?

Осторожно – ножницы и клей!

Каковы детали поделки?

План выполнения работы.

Поделки – чудо и хороши!

Оборудование: клеёнка, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш, тряпочка, инструкционная карта (индивидуальная и общая), образец поделки, иллюстрация подсолнуха и плетня.

I. Организационный момент

– Здравствуйте. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Повернулись.
– Проверьте своё рабочее место. У вас на столе должны лежать: цветная бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш и тряпочка.
– Все готовы к уроку? Сели.

II. Вводная беседа и выявление темы и задач урока

Под солнцем подсолнух
Сегодня расцвёл.
Собрал на цветок свой
Букашек и пчёл.
Гудит и жужжит
Неспокойный народ.
Как будто подсолнух
Сам песню поёт.

Елена Неменко

– О чём это стихотворение? (О подсолнухе, насекомых.)
– Кто же догадался, какую поделку будем изготавливать? (Если не скажут,обратить внимание на рисунки и слова на доске. Плетень и подсолнух.)



– Верно. Тема нашего урока. Работа с бумагой. Плетение. «Плетень и подсолнух». (Открываю тему на доске.)
– А как вы думаете, какая задача нашего урока? (1). Аккуратно выполнить поделку «Плетень и подсолнух» с помощью техники плетения. 2). Увидеть свою поделку на выставке.)
– Вы согласны с задачами урока? (Да.)
– Хорошо. Приступим к выполнению задач.
(4). – Ребята, на что похож подсолнух? (На солнышко на ножке.)
– Солнце – это тепло, это радость. И пословица у нас звучала: «При солнышке тепло, при матери добро».
– Я думаю, что сегодня на нашем уроке будет тёплая, душевная атмосфера.
– Желаю вам успеха.
– Встали. Отдохнём.

Физминутка для тела под музыку «Подсолнух» (Приложение 1)

III. Практическая работа

(1). – Так как нам предстоит работать с ножницами и клеем, давайте вспомним правила работы с ними.
– Как правильно работать с ножницами? (1. Не оставлять ножницы на столе в раскрытом виде. 2. При вырезании ножницы держать в одном направлении острыми концами от себя. 3. Передавая ножницы, держать их за острые концы.)
– Как правильно работать с клеем? (1. Не оставлять клей открытым. 2. Не наносить на деталь слишком много клея. 3. Если клей попал на кожу, вытереть её тряпкой, а в конце работы вымыть руки.)
(2). – Рассмотрим образец поделки. (Вывешиваю его на доску.)


– Из каких деталей она состоит? (Плетень, подсолнух, крынка или горшок.)
– А чтобы украсить (разнообразить) нашу поделку, какими предметами её можно дополнить? (– Вспомните стихотворение, которое звучало в начале урока. Кто прилетел в гости к подсолнуху?Бабочки, пчелы.)
– Постарайтесь не упустить (учесть) этот момент при изготовлении своей поделки.
– Какого цвета плетень? Почему? (Коричневый с жёлтым. Эти цвета похожи на цвет прутьев и веток, из которых делают плетень.) (Из чего делали плетень? – Из веток. – Какого они цвета? – Коричневый, желтый, зелёный.)
– А ещё какого цвета может быть плетень? (Коричневый с зелёным.)
– Какого цвета подсолнух? (Оранжевый.)
– А ещё какого цвета он может быть? (Жёлтый.)
(3). – В ваших учебниках «Уроки творчества» [1] на стр. 61 есть рисунок этой поделки.
– Откройте стр. 61 и рассмотрите рисунок.
(4). – Составим план изготовления плетня.
– Смотрим на инструкционную карту. (Вывешиваю карту на доску.) (Приложение 2)
– И так перед вами прямоугольный лист бумаги. С чего начнём работу? (1. Сложу основу пополам по длине. 2. Отступи от края 2 см, проведи линию, начерти вертикальные полоски шириной 1 см, разрежь. 3. Разверни лист, сверху сделай разрезы до конца.)
– Посмотрите в учебник. Почему полоски у плетня сверху подрезаны через одну? (1. Для красоты. 2. Особенности изготовления плетня.)
– Посмотрите на доску. Я предлагаю вам подрезать полоски по этой горизонтальной линии, чтобы всё было ровно. (Показ на горизонтальную линию №2.)
– Что ещё необходимо для изготовления плетня? (Полоски.)
– Они у вас уже нарезаны. Как будете вплетать полоски? (Кирпичиком. №4)
– И последний этап. (№5 Приклей отстающие полоски с обратной стороны.)
(5). – Составим план изготовления подсолнуха.
– Из каких деталей состоит подсолнух? (Из лепестков, сердцевины, стебля, листа.)
– Смотрим на инструкционную карту.
– Какой первый этап изготовления подсолнуха? (№1 Обведи шаблоны и вырежи.)
– Как выполнить разметку сердцевины? (№2 Согни круг пополам, найди середину.)
– Дальше. (№3 От края отступи 7 мм и проведи дугу.)
– Ребята, 7 мм отступите не по линейке, а приблизительно, «на глазок».
– Какой следующий этап. (№4 Сделай разметку по линии сгиба 5 мм шириной и разрежь.)
– Нам необходимы ещё полоски. Они у вас уже заготовлены.
– Как будете вплетать полоски? (№5 Вплетай полоски через одну.)
– И последний этап. (№6 Приклей середину к основе.)
– На какую деталь будете наносить клей? (На основу, то есть – на лепестки.)
– Лист и стебель приклеите к подсолнуху.
(6). – В каждой группе есть консультанты. Это дети, которые хорошо освоили технику плетения, и к которым вы можете обратиться за помощью в случае затруднения.
– Кому сложно запомнить последовательность выполнения работы, могут обратиться к индивидуальным картам – помощницам. Они лежат у меня на столе.


– Кому нужны индивидуальные карты – помощницы, – встаньте и возьмите их с моего стола.
– Приготовим руки к работе.

Физминутка для пальчиков

Пальчик толстый и большой
За подсолнухом пошёл.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий.
Он сбивает зёрна метко.
Безымянный – поедает.
А мизинчик – господинчик
В землю зёрнышки сажает.

– Работать будете в парах.
– Найдите глазами себе пару в своей же группе.
– Протяните друг другу руки. Опустите.
– Договоритесь между собой, кто изготавливает плетень, а кто – подсолнух. Затем соедините вместе две детали в одну поделку.
– Подумайте, какого цвета будет ваша деталь.
– В конце урока лучшие работы консультанты вывесят на доску.
– Время работы 15 минут. Желаю вам успеха.

IV. Самостоятельная работа учащихся

(Работа в парах. Время 15 минут.)

V. Итог урока

– Практически у всех получились хорошие поделки.
– Лучшие – на доске.
– Почему именно эти работы попали на выставку? (1. Аккуратные. 2. Точно выполнена разметка. 3. Полоски ровно вплетены.)
– Ребята, у которых поделки не попали на выставку, ещё раз рассмотрите свои работы. Какие недочёты вы в них видите? (1. Не очень аккуратные. 2. Много клея. 3. Не точно выполнена разметка. 4. Неправильно вплетены полоски.)
– Но вы не расстраивайтесь. При изготовлении следующих поделок вы постарайтесь учесть эти недостатки. И тогда ваша поделка обязательно попадёт на выставку.
– А какое применение можно найти вашим поделкам? (1. Подарить родным, друзьям. 2. Повесить у себя дома.)
– Вы довольны своей работой?
– Я думаю, что задачи урока мы выполнили.
– За урок ставлю оценку 5 (список детей).
– Все остальные получают 4.
– Урок окончен.
– Всем спасибо. До свидания.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок технологии, 3 класс

Тема: Работа с бумагой. Прямое плетение из полос бумаги. Плетень и подсолнух.

Цель урока: создать условия для развития индивидуальности и творчества посредством закрепления навыка прямого плетения из полос бумаги.

- закрепить навык работы в технике плетения;

- углубить знания об истории плетения;

*метапредметные :

-воспитывать интерес к народному творчеству, культуре и традициям народов России;

- развивать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия как в индивидуальной, так и в групповой работе; осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- вовлечь каждого участника проекта в активный познавательный процесс;

- развивать умение работать в группе;

- создать ситуацию успеха на уроке.

Воспитательные задачи: воспитывать положительные морально-волевые качества ребенка: инициативность, самостоятельность, предприимчивость.

Развивающие задачи: развивать абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, воображение, внимание, творческие способности детей.

Регулятивные УУД

1. Принимать, ставить учебно-познавательную задачу.

2.Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и нести за него ответственность.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта, используя макеты и схемы при работе над темой.

Коммуникативные УУД

Строить речевое высказывание в устной форме. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Осуществлять совместную деятельность в паре, в группе. Проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

Тип урока:

Закрепление знаний. Творческий групповой проект.

Методы и приемы обучения, используемые на уроке:

Словесные, наглядные, практические, частично- поисковые, проблемно - исследовательские.

Оборудование : учебник «Технология» (Н.А. Цирулик, Т.Н Проснякова), В.И.Даль « Толковый словарь»; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации к уроку, образцы плетения (ранние работы детей по плетению «Закладка»); цветная бумага, линейка, простой карандаш, цветные карандаши, ножницы, клей; заготовки к пректу. Корзина, лапти, шляпа.

I .Организационный момент.

-Прозвенел и стих звонок,

(Психологическая поддержка: Учащиеся становятся в круг, держась за руки, учитель произносит слова шёпотом, а учащиеся повторяют их хором вслух:

- Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

Мы отлично учимся и всё у нас получится!

Учитель : Проверьте своё рабочее место. Что у вас должно лежать на парте?

Дети: Цветная бумага, клей, ножницы. Линейка, карандаш, картон

II . Исходный этап-разработка проектного задания . Вводная беседа и выявление темы и задач урока.

На первом слайде презентации даны слова: лукошко, соломенная шляпа, сапоги, корзина, лапти.

Учитель : Прочитайте слова, обозначающие предметы, и найдите «лишний» предмет.

Дети: Это сапоги

Учитель: Назовите общий признак, который объединяет оставшиеся предметы.

Дети: Все оставшиеся предметы выполнены в технике плетения.

Учитель : С каким материалом мы работали на прошлых двух уроках? Какую технику осваивали?

Дети: Мы работали с бумагой в технике плетения

Учитель : Лучшие поделки, сделанные на уроках, вы смотрели на нашей выставке. (И сейчас она на нашем стенде).

Назовите тему нашего урока, которую вы определили на прошлом уроке.

Дети: Мы группой должны выполнить общую работу для украшения класса.

Учитель: Расскажите, что вы знаете и что самостоятельно постарались узнать о ремесле – плетении. Оно развито у нас в Воронежской области в Рамонском районе.

1)Плетение – одно из старинных ремёсел. Тысячелетиями совершенствовались его приёмы и способы, из поколения в поколение передавались секреты мастерства.

2) и сейчас есть мастера плетения. Они делают плетёную мебель, игрушки, корзины различных размеров: для сбора ягод, грибов, винограда.

3)В плетении используются прутья толщиной 5-6 см: чаще прутья ивы, орешника, вишни, лесной черешни. Для плетения используют и солому, кору, лыко.

(я сопровождаю рассказ детей показом слайдов с изображением изделий, выполненных в технике плетения: лапти, соломенные шляпы, мебель, игрушки; показываю предметы)

Учитель: А что вы можете сказать о предмете, который я держу в руках? Кто подготовился?

Дети: (не все знают) Это лапти.

1)Лапти – это низкая обувь, распространённая на Руси в старину. Она была в широком употреблении в сельской местности до 30-х годов прошлого века, сплетённая из древесного лыка(липовые, вязовые) или бересты.

2) Лапоть привязывалсяк ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Лапти были распространены и у других народов: белорусов, карелов,финнов, мордвы, чувашей, татар, украинцев.

3) Кожаная обувь всегда стоила дорого и позволить себе её могли только богатые люди, беднота ходила в лаптях, поэтому лапти стали символизировать нищету.

4) Для изготовления 1 лаптя требуется семь лык по 2 м длиной каждое…….. Плетение лаптей на Руси было зимним вечером, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время, когда лыко обладало необходимой прочностью. Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей.

Учитель: Сейчас лапти можно увидеть только в музеях, или же их делают для сувениров (Показ детских лаптей, есть в кабинете, и на слайдах)

Молодцы! Много рассказали об этом ремесле и о старейшей обуви!

III . Работа по теме урока.

а) Отгадывание загадок:

Вместе связаны стоят. (Плетень, изгородь)

Учитель: Трудная загадка? Помогаю. А кто может объяснить лексическое значение слова «плетень»?

Дети : Это то, что плетут. Учитель:

Учитель : Может, нам поможет учебник или словарь Даля?

Дети: Плетень-это изгородь из сплетённых прутьев или веток.

- Изгородь делали из жесткой опоры: кольев, вокруг которых оплетали более мягкие материалы – лозу, прутья……. Колья вкапывали в землю на равном расстоянии друг от друга.

Учитель: А почему мы говорим об изгороди, плетне на нашем уроке?

Дети: Они выполнены в технике плетения. А плетень называется так от того, что его плетут.

Учитель: Верно! Отгадайте ещё одну загадку:

2) «Жёлтый Демид весь день на солнышко глядит»

Дети: Подсолнух!

Учитель: Каково лексическое значение слова «подсолнух»?

Дети: Подсолнух – это растение, которое любит солнце и поворачивается за ним.

Учитель: А в толковом словаре В.И.Даля так сказано: «Подсолнечник, или подсолнух – южное растение, по-другому солнечник, или солнух, или солнцеверть». Вы были очень близки с объяснением учёного.

А отчего мы на уроке стали говорить о подсолнухе? Пока думаем. Сделаем передышку.

Физкультминутка. 1) Гимнастика для пальчиков.

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

(Упражнение выполнять стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а затем поднимают их вверх и тянутся, как можно выше Упражнение повторить 2-3 раза.

2 ) Гимнастика для глаз

Руки за спину, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головы опустим — на парту глядим.

И снова наверх — пушинка летит!

Глазами повертим, поищем е ё .

И снова работать. Немного еще.

б) Работа по учебнику:

-Рассмотрите, какую работу в технике плетения вам предложили авторы учебника. (дети рассматривают поделку «Плетень и подсолнух)., сравнивают с ранее сделанными, нашли закономерность. Отметили, что поделка очень красивая, увидели яркость исполнения работы, так как забор украшает подсолнух, будто солнышко опустилось во двор к добрым людям)

Учитель: Мы с вами будем сегодня выполнять эту поделку группами . Заранее вы выбрали капитанов, спроектировали работу так, чтобы каждый участвовал в этом проекте и рассказал о своём вкладе в работу. Может, вы внесёте дополнения к этой работе (и это будет ваш тврческий прект в соей, уже спланированной работе.

в)Правила техники безопасности

Учитель: Давайте повторим правила работы с нлжницами:

-Ножницы клади кольцами к себе

-Не отставляй ножницы открытыми

-Не играй с ножницами

- Подавай ножницы кольцами вперёд

-Работай только на своём рабочем месте, не ходи по классу

Учитель: Теперь вы можете приступить к работе в группах. Помним наш девиз:

«Работать будем дружно, но шума нам не нужно!»

IV . Практическая самостоятельная работа обучающихся

г) Вспомните этапы работы в технике прямого плетения?

2. Сложить его пополам.

3.Провести ограничительные поля.

4.Сделать поперечные надрезы на бумаге от сгиба и до прочерченной линии.

5.Бумагу другого цвета разрезать на полосы.

6.Вплести полосы в объект и закрепить их клеем.

(Учитель подходит к каждой группе, оказывает необходимую помощь).

Читайте также: