Плетение из черемуховых прутьев корзина

Обновлено: 28.03.2024

Из ивы можно плести арки, беседки, живые изгороди, корзинки, конструкции. Сегодня Тимофей поделился с нами какие виды и сорта ив подходят для лозоплетения, как правильно сформировать и ухаживать за декоративными формами, и не только.

Расскажите немного о себе.

Зовут меня Тимофей Ахтырский, мне 39 лет. Руковожу предприятием «эко-ферма Ахтырочка». Родом из Ленинграда. По первому образованию — экономист в сфере муниципальных финансов.

Начиная с 1998 года, работал в различных государственных органах: был помощником муниципальных депутатов, работал в законодательном собрании. Очень долго проработал в рекламной индустрии, в основном занимался бренд-маркетингом и маркетингом.

7 лет назад я переехал за город, в места, где у родителей была дача. Там наше родовое гнездо, много родственников живет. Приобрел тогда квартиру, но сейчас ее продал и купил землю.

С землей я работаю уже 2,5 года. Когда осознал, что буду связан с землей, подумал о соответствующем образовании. Поэтому сейчас получаю второе образование в аграрном университете в г. Пушкин по специальности агрономия.

А почему именно высшее образование, а не курсы или иные источники информации?

Источников информации вокруг много: подписан на многих ландшафтных дизайнеров, смотрю прямые эфиры, но это не то. Высшая школа дает больше знаний.

Я осознал, что мне не хватает теории. Тот, кто ведет онлайн курсы — это в основном практики. А мне нужно досконально знать, почему применяются те или иные средства, какие процессы происходят, к каким видам относятся растения.

В этом вузе до сих пор работают люди, которые реально дают знания: профессора, доценты. Я сразу познакомился с главным агрономом университета, мне сейчас выделили землю для проведения своих исследований.

В дальнейшем, конечно, хотел там преподавать. Я окончил аспирантуру, но не защищался по экономическому профилю.

Как зародилась идея вашего питомника?

В один прекрасный день я пошел и написал заявление «об уходе», потому что не видел смысла в том, что я продаю. Не видел результат своей деятельности. И решил, что мне нужно делать что-то своими руками.

Занялся поиском, много думал, листал интернет, курсы какие-то смотрел. Понял, что я хорошо умею делать ремонты, могу строить, да и вообще с руками у меня все в порядке.

Еще в детстве занимался мягкой игрушкой, макраме. Умею на коклюшках плести и вязать. Захотелось освоить какое-то ремесло, чтобы оно было древнее и интересное.

Мне попались курсы на глаза «Лозоплетение». Я изучил как ее заготавливать. Потом пошел в поле, набрал дикой лозы, сварил ее, почистил, нашел ролик как сплести донышко и попробовал.

После записался на курсы и поехал в Санкт-Петербург на обучение. Обучение заняло 2 месяца. Мастер, у которого я учился, заметила, что у меня хорошо получается и пригласила меня на стажировку.

На стажировке помогал ей сажать черенки, а она объяснила мне как плести красивые деревья. Побывав на ее плантации я понял, что хочу как минимум такую же. Потому что тот, кто в лозоплетении обладает материалом, тот, собственно, и на коне.

Есть много людей, которые плетут корзины, но большинство лозу покупают, либо набирают в поле дикую. А у Оксаны (мастера) были селекционные сорта. Так как на то время у нее не было много денег, она рассчитывалась со мной черенком.

Вот так заложилась моя маленькая первая плантация. Плантация на 20 сотках на земле у моего дяди в Псковской области. Сразу начал думать, что мне нужна своя земля.

Искал в округе Сиверской доступный участок и нашел 2,5 га. Сначала она была у меня в аренде, а сейчас уже я ее выкупил. Теперь 1,2 га у меня уже засажено лозами.

Какие виды или сорта ив подходят для лозоплетения?

Я выращиваю 2 сорта: «Американка гигантская» и «Литовский». Первый сорт предназначен для плетенья деревьев, арок, живых изгородей, беседок.

Он достаточно мощный, за первый год прут вырастает 2,5 метра. А на 2-ой год, после того как я срезаю все под нуль, они вырастают 3,5 метра!

Второй сорт «Литовский» очень тоненький, изящный, ровный. Он предназначен для плетения корзин. Почему «Литовский»?

Потому что Оксана его привезла из Литвы, где она училась у местных мастеров. Огромный плюс этих сортов в том, что они не дают корневой поросли и не засоряют участок.

Есть у меня еще 2 сорта, правда их пока мало, не достаточно еще размножил. Это «Белатау» и «Краснатау». У «Белатау» практически белая кожура, а у «Краснатау» она, соответственно красно-бордовая. И когда его чистишь, прут получается коричневым, а если его подварить с кожей, то он будет красно-коричневым.

Конечно же, есть желание иметь порядка 10 сортов. Я наблюдаю за бельгийскими и французскими мастерами, переписываюсь с ними и планирую у них приобрести 2−3 сорта.

Были ли мысли заняться собственной селекцией?

Конечно были, этим и занимаюсь. У меня есть несколько сортов, и я много чего пробую, все черенкую. Не все опыты оказываются удачными, но для этого я и учусь.

Так же общаюсь с преподавателями по ботанике, они мне подсказывают, как правильно укоренять, черенковать.

Есть специалисты, которые занимаются размножением через черенок. Мне очень нравится этот способ, потому что палочки нарезал, зимой в холодильнике сохранил, весной посадил.

Друзья меня называют «зеленый человечек». Когда мне отдают семена, умирающие цветы или просят, чтобы я рассаду вырастил — у меня все это легко получается. Возможно это мой дар.

Сколько времени уходит на формирование изгороди или декоративного деревца? И как правильно называется такой вид формирования растений?

Начинается все с посадки черенков на пленку, из него вырастает прут. По осени я срезаю все прутья под нуль. Это надо делать в октябре-ноябре, когда останавливается сокодвижение.

Потом сортирую их: толстые к толстым, тонкие к тонким, и отправляю в холодильную камеру, либо храню зимой под сугробами снега.

Весной беру горшок, набиваю его землей и вставляю в него прутики, которые предварительно замачиваю в воде на недельку, чтобы они проснулись.

В горшок вставляется определенное количество прутиков, затем из них выплетается дерево. Далее ставлю эти горшочки в теплицу, поливаю, поливаю, поливаю… и прутики начинают оживать.

Так и получаются плетеные живые деревья. С живой изгородью практически тоже самое, прут я храню в холодильных камерах при температуре -5°С. Это необходимо для поддержания растения в спячке.

Перед тем как начать плести, замачиваю прут на неделю. В воде начинают появляться маленькие корешочки, тогда я их вставляю в землю и выплетаю. Арки и беседки мы плетем в июне, когда земля уже прогрелась, когда тепло, но нет обжигающего майского солнца.

Подтвердите или опровергните народное мнение относительно того, можно ли использовать воду после замачивания прутьев лозы в качестве регулятора роста типа «корневина»?

Да, так и делаю. У ив есть уникальное свойство «оживлять». Вода, которая используется для замачивания затем применяется для полива. Ива вообще супер-дерево, я так считаю!

Вопрос о транспортировке изделий отпадает в связи с тем, что масштабные конструкции вы выплетаете на месте…

В этом году по всей России отправлял плетеные деревья: во Владивосток, в Казань, Хабаровск, Сочи и много куда еще. Более 350 деревьев мы продали.

Уже начал искать людей и партнеров в Беларуси, чтобы привезти прут и на месте наплести деревьев. Потом оставить на реализацию, чтобы они точно выжили и не пострадали.

Дмитрий Гуляев

В интернете много статей и мастер-классов по плетению из ивовых прутьев, бересты, пластиковых трубочек и даже газет. Почему же нет материалов про плетение из черемухи?
При поисках по просторам интернета я нашел только две статьи о мастерах, которые умеют плести корзинки из черемухи. Но не слова о самом методе (в ссылках группы одна из статей).

В результате размышлений я пришел к следующему выводу:
Плетение из черемухи - очень трудоемкий процесс, а прижились самые простые методы плетения. Так, к примеру, промежуточной просушки требуют отдельные элементы корзинки, другие наоборот увлажняются для того, чтобы корзинка получилась плотной и качественной.
Непосредственно на плетение небольшой корзинки может уйти в среднем около 8 часов. Однако полный цикл работы с учетом заготовки дерева и сушки изделия занимает гораздо больше времени. Сюда входит поиск в лесу молодых деревьев с определенными качествами, нужной толщины, длины. Расщепление древесины на тонкие ленточки, строгание ребер жесткости и изготовление обода и ручки.
Только что сплетенная корзина еще не готова к использованию. Ее обязательно надо оставить сушиться и при необходимости доплести после просушки.
Корзинка из черемухи обладает целым рядом преимуществ:
Уникальное свойство черемухи - ее способность расщепляться на несколько тончайших слоев, из которых потом и рождается корзинка. Подобным качеством не обладает ни одно другое дерево. Кроме того древесина источает тонкий приятный запах и множество фитонцидов, которые положительно влияют на здоровье. Древесина светлая и очень красивая по фактуре. Не требует покрытия лаком. Качества прочности не сравнятся с ивой и другими материалами. Влага не вредит древесине, а наоборот, делает корзинку более эластичной и прочной.

Случайность дала мне прикоснуться к Традиции и обучится у мастера премудростям этого искусства. Теперь этот опыт я готов передать Вам.

Сейчас начнем делать лыко для плетения корзины из черёмухового прутика. Для начала нужно свежий черёмуховый прут очистить от коры. Это очень важно, чтобы прутик был свежий, если он будет залежавшийся старый, то сделать из него лыко будет очень сложно, он будет ломаться, но не расслаиваться.

Когда очистили от коры начинаем вначале прута подрезать ножом верхний слой древесины миллиметров на 3-5 в глубину. Это нужно для того, чтобы лыко начало отслаиваться.

Затем начинаем прутик сгибать об колено, напротив разреза. Верхний слой дерева будет отставать, это так называемая "заготовка для лыка" которую нужно будет еще обработать. Когда отстало от прутика 5-10 см, передвигаем прут и снова ломаем через колено, и так далее, пока полностью со всего прута не отстанет верхний слой.

Если замечаем, что при надломе через колено верхний слой начинает тончать, то его снова подрезаем ножом до нужной нам ширины и дальше продолжаем делать.

Вот так из черемухового прутика это делается.

Как только сняли первую полосочку подрезаем рядом на этом же прутике и начинаем всё заново перегибать через колено. Так делаем до конца пока со всей поверхности прута не сойдет верхний слой.

После того как мы сняли лыко его нужно будет ещё обработать до толщины 1-2 мм, так чтобы оно стало мягким, гибким и прочным.

Но это я покажу в следующей статье, и расскажу про мою самодельную установку для обработки и выравнивания лыка.

Собрала я, наконец, в один большой материал все этапы работы над корзиночкой из живой лозы, берите и пользуйтесь! Начнем с инструментов:

Из вот прям нужных вещей - тупое и длинное шило из отвертки, обойтись можно им, ножом и секатором, остальное - для удобства. Мне муж заточил)))

Лозы много не берите! На первую маленькую корзинку достаточно:

- 8 палочек для каркаса донышка, толщина 5-6 мм
- 16 прутиков для боковых стоек ~5мм толщиной +2 на ручку, если нужно
- 30 пруточков толщиной 3-3,5 мм на стенке и оплетания дна

Собирать впрок не нужно, веточки с корой засохнут и размачивать их будет очень сложно. Вообще, вопрос о том, плести корзины с корой или без задают многие, давайте разбираться.

Если это ваша первая корзинка, то однозначно плести следует из живого прута, срезанного максимум 3-4 дня назад, такой прут мягкий, податливый, его не нужно размачивать или заготавливать, срезал - плети! Сухой прут без коры - хрупкий и требует размачивания перед плетением и поддержания влажности в помещении.

Корзины из живого прута чуть более рыхлые после высыхания, но для этого их подбивают молотком, уплотняя в процессе плетения. Высыхая, кора образует водостойкое и глянцевое покрытие.

Если вы решили лозу очистить - ее надо сварить. Просто прут без коры - хрупкий и плести им сложнее намного. Варят часа два и на улице, не делайте этого в помещении, запах будет сильный и неприятный. Повторюсь, для первых корзин прут с корой - идеален. На видео ниже - процесс срезки прута и правильная ивушка.

Итак, лозу срезали, начинаем плести:

Берем 8 палочек 5-6мм и нарезаем на отрезки в зависимости от величины предполагаемого донца. У меня будет корзинка с основанием 10см, поэтому палочки около 20см длиной я взяла.


Корзины из всех плетеных изделий наиболее распространены. Вообще искусство корзиноплетения уходит корнями в глубокую древность. Ими пользовались и в Древнем Египте, и в Греции и в Древнем Риме. В Киевской Руси в IX—XI вв. среди 200 насчитывавшихся ремесел значилось и умение плести корзины. Одним из центров плетения из ивового прута была Москва с прилегающими к ней болотисто-речными и лесными окрестностями. Да это и понятно. Основным материалом, которым пользовались в прошлом и пользуются современные кор-зиночники, является ивовый прутик, обильно произрастающий на берегах малых и больших рек.

Корзины из всех плетеных изделий наиболее распространены. Вообще искусство корзиноплетения уходит корнями в глубокую древность. Ими пользовались и в Древнем Египте, и в Греции и в Древнем Риме. В Киевской Руси в IX—XI вв. среди 200 насчитывавшихся ремесел значилось и умение плести корзины. Одним из центров плетения из ивового прута была Москва с прилегающими к ней болотисто-речными и лесными окрестностями. Да это и понятно. Основным материалом, которым пользовались в прошлом и пользуются современные кор-зиночники, является ивовый прутик, обильно произрастающий на берегах малых и больших рек.

Корзины различают между собой и по хозяйственно-бытовому назначению, и по форме, и по способу плетения.

Корзина монастырская — это хозяйственная корзина. Она предназначена для переноски фруктов, ягод, грибов. По величин не это главным образом корзина средних размеров. Хотя по желанию мастера ее можно сделать и маленькой и большой.

Основное отличие монастырской корзины от прочих корзин состоит в способе плетения. Большинство корзин плетут с донышка, круглого или овального. Корзину монастырскую плетут с обруча, то есть не снизу вверх, а наоборот — сверху вниз. Поэтому, рассказав об изготовлении монастырской корзины, мы тем самым раскрываем способ плетения доброй половины хозяйственных корзинок. Отметим еще такую деталь: корзины, сплетенные по принципу монастырской, то есть с обруча, более прочные, чем корзины, сплетенные с донышка.

Способ изготовления. Итак, для корзины монастырской в первую очередь заготавливают обруч из ореховой или ивовой палки преимущественно овальной формы. После изготовления обруча (его обычно делают при заготовке ивовых прутьев) подготавливают прутья для стояков и для заплетки стенок. Стояками называют прутья, которые образуют костяк, своего рода арматуру будущей корзины. Поэтому на стояки обычно подбирают прутья 6—8 мм в диаметре, то есть потолще раза в два-три тех прутьев, которые потом пойдут на плетение стенок корзины. Вообще рабочий материал готовим в зависимости от предполагаемого размера корзинки. В данном случае будут приведены размеры, соответствующие корзине средних размеров.


Итак, что еще нужно знать при подготовке материала для работы? Заметим, что обычно на заплетку прутьев идет в 3 раза больше, чем для стояков. Как изготавливать обручевую палку, видно на рис. 1. Палку сгибают в овал, предварительно застругав ее концы на клин. Концы соединяют при помощи либо проволоки, либо бечевки, либо тонких гвоздей. На обруче размечают места стояков. Чем плотнее стояки расположены друг от друга, тем жестче, прочнее получится в будущем корзинка. Наиболее оптимальное расстояние между стояками равно пятикратно увеличенному диаметру самого стояка, то есть 5 d. Число стояков должно быть нечетным, так как плетение стенок корзины будет сплошным. При нечетном количестве стояков прут, обойдя все стояки по периметру, вернется к первоначальному стояку с противоположной стороны, то есть как бы замкнет его в замок.

Обычное количество стояков для корзины средних размеров 35—37. Стояки с одной стороны остругивают вполовину по толщине на расстоянии, равном примерно 15 d. Это расстояние должно нам позволить закрепить стояк на обруче при заплетке соседним стояком, а для большей прочности даже двумя (рис. 2, а). При креплении стояков на обруче заструганные концы первых нужно замочить, чтобы при изгибах не поломать.

Крепят стояки следующим образом. Кладут обруч ребром на колени. Правой рукой берут стояк, прикладывают его самым началом струганной части к обручу с внешней стороны. Затем, прижимая стояк к обручу левой рукой, правой дважды обвивают струганной частью стояка обруч (по направлению вправо от стояка). Свободный конец струганной части загибаем влево, обвивая сам стояк с наружной стороны, и выводим этот свободный конец на обруч с внутренней стороны (рис. 2, б).




Рис. 3. Зависимость формы корзины от направленности стояков: а — конусная форма; б — цилиндрическая; в — бочкообразная

Потом аналогично крепим второй стояк, одновременно плотно прижимая им при обвивке обруча конец струганной части первого стояка (рис. 2, в) и т.д. Конец последнего стояка вставляют под обвивку первого.

Можно крепить стояки и одним загибом вокруг Обручевой палки (рис. 2, г). Стояки на обруче крепят с учетом формы будущей корзины; конусной, цилиндрической, бочкообразной (рис. 3). Теперь можно начать заплетать стенки корзины. Для этого обруч стояками вверх кладут на стол. Так как стояки при плетении как бы стремятся сблизиться, их все время нужно выправлять. Хорошую помощь при этом может оказать обруч, по форме аналогичный нашему, по размерам либо такой же, либо больше, либо меньше в зависимости от того, какой формы мы хотим «слепить» будущую корзину. К этому второму обручу привязывают на оггределен-ном расстоянии стояки, тем самым зафиксировав их в нужном нам положении. Для плетения стенок желательно иметь прутья такие, чтобы их длина была не менее 3/4 периметра корзины. По толщине, как мы уже говорили, они в 2 раза тоньше стояков.

Перед плетением прутья замачивают в воде, особенно если они очищены от коры. Плетут обычно способом простого плетения или одним концом. Но в начале для закрепления стояков плетут веревочку в три прута. Веревочка зафиксирует стояки, поможет удержать их в нужном нам направлении. Остановимся поподробнее на подготовке прутьев к плетению и на самих видах плетения, применяемых при изготовлении корзинки монастырской.




Для плетения в принципе пригоден любой вид ив. Но наибольшее предпочтение следует отдавать тем ивовым кустарникам, которые растут на песчаных берегах рек, открытых и ветру, и солнцу. Как правило, прутья этих ивовых кустарников не бывают очень длинными. За лето они вырастают на 100—120 см. Но зато они очень гибки, с малой побежалостью (диаметры у комля и у вершинки отличаются немного), прямолинейны, с небольшой сердцевиной. Для
плетения применимы однолетние и многолетние ивовые побеги. Ивовые прутья либо окаряют, либо нет. В зависимости от этого и ведут заготовку в соответствующее время года. Прутья, которые предназначены для окорения, обычно заготавливают весной до озеленения или в самом начале озеленения и летом в конце июля во время сокодвижения. Кора в это время при помощи щемилки очень легко сходит с прута (рис. 4). Неокорененный прут заготавливают поздней осенью или в начале зимы, когда прутья голы, без листвы, приготовились к зимовке. Рачительный корзиночник срезает прутья так, чтобы на пеньке оставались 2—3 почки для будущих побегов.



Для заготовки ивового прута и для дальнейшей работы нам, естественно, нужны соответствующие инструменты (рис. 5): ножи, шилья, круглогубцы, бокорезы.

Из видов плетения нам нужно прежде всего знать простой способ, или, как его еще называют, плетение одним концом. Одним прутом, огибая по пологой спирали последовательно стояки, осуществляют за-плетку стенок корзинки (рис. 6, а). К простому виду плетения относят также плетение двумя прутьями, которые в горизонтальной плоскости располагаются один над другим, огибая также поочередно стояки спереди и сзади (то есть с внешней и внутренней стороны корзинки). Этот вид плетения представлен на рис. 6, б. Одного прута при плетении, естественно, не хватает. Возникает необходимость его срастить со следующим прутом. Сращивать необходимо комель к комельку или вершинку к вершинке, то есть концы сращиваемых прутьев по толщине должны быть одинаковыми. Лишь в этом случае изделие у нас будет и прочным, и красивым.

При сращивании концы прутьев, как правило, стараются оставлять на внутренней стороне корзины. Используют в основном два способа сращивания прутьев. При первом способе прутья 1 и 2 заводят за один общий стояк. Эти прутья удобнее обрезать (рис. 7, а). Можно обрезание выступающих на 10—15 мм концов совершить после заплетки 1—2 последующих рядов. При втором способе сращивания прутья зачищают по косой на расстояние, указанное на рис. 7, б. Этот способ сращивания сложнее, но зато плетение будет получаться более чистым и красивым.

Простое плетение двумя концами рядовое применяют, когда у нас количество стояков четное.

При всех способах плетения периодически рядки нужно осаживать и выравнивать. Удобно это делать при помощи шила.

Очень хорошо смотрится в монастырской корзине плетение рядами (рис. 8). Рассмотрим этот вид плетения подробнее. Прут 1 комельковым концом вставляют внутрь корзины между двумя стояками и заплетают по периметру до конца. Прут 2 заостренным комельковым концом вставляют под прут 1, отступя на стояк вправо. Прут 3 вставляют под прут 2 также с отступлением вправо на один стояк. Точно так же вплетают прут 4 (рис. 8, а). Следующие прутья, начиная с 5-го, заостренным комельковым концом вставляют уже в заплетенную часть стенки у очередного стояка справа (рис. 8, б). Обойдя прутьями один раз вокруг корзины, получим первый ряд плетения. Так же заплетают второй и третий ряды. После каждого ряда делают осадку плетения и обычно заплетают веревочку в два или три прута.

Веревочку можно сплести при наличии как минимум двух прутьев (рис. 9). Два прута закладываем за соседние стояки (рис. 9, а). Затем прутом 1 обводим спереди




стояк 2 и сзади стояк 3. Этот прут 1 выводим между стояками 3 и 4 (рис. 9, б), прутом 2 обводим спереди стояк 3 и сзади стояк 4. Этот прут также выводим наружу, но уже между стояками 4 и следующим 5. При этом сами прутья 1 и 2 перевиваются между собою (рис. 9, в) наподобие веревочки, крепко охватывая каждый стояк. Обычно веревочку применяют в начале плетения, когда за один или два прохода необходимо зафиксировать стояки в нужном положении. Применяют этот способ также в том случае, когда один вид плетения или один ряд плетения требуется отделить от другого. При плетении веревочкой необходимо следить за тем, чтобы прутья 1 и 2 в диаметре были одинаковыми, жесткость обвивки их вокруг стояков также должна быть ровной. При сращивании застругивать прутья следует на длину не одного шага, а двух. Помимо этого, прутья сращивают не на одном стояке, а с отступом на 1—2 шага.

Плетение веревочки в три прута используют в тех же случаях, что и веревочку в два прута. Эта веревочка, естественно, фиксирует стояки еще жестче. Порою веревочкой плетут все изделие при желании получить отменно красивую вещь (правда, вес и расход прутьев в этом случае увеличиваются в 1,5 раза).

Плетут веревочку в три прута так. За три соседних стояка закладывают три прута (рис, 10, а). Первым прутом огибают спереди 2-й и 3-й стояки, 4-й стояк огибают сзади. Первый прут выводят наружу между 4-м и 5-м стояками. Обратите внимание: второй и третий прутья остаются под первым прутом (рис. 10, б).



Второй прут повторяет ту же операцию. Им спереди обходят 3-й и 4-й стояки, а сзади 5-й стояк. Выводят его наружу между 5-м и 6-м стояками (рис. 10, в). В свою очередь, этот прут оставляет под собой прутья 3 и 1. Третьим обходят спереди стояки 4 и 5 и сзади 6-й стояк. Выводят его наружу между 6-м и 7-м стояками. Опять предыдущие прутья (в данном случае 1-й и 2-й) третий прут при маневрировании между стояками оставляет под собою.

Итак, перемежая плетение рядами и веревочкой, мы достигаем нужной нам высоты в стенке монастырской корзинки (обычно хватает 2—3 ряда плетения рядами). Заканчивают плетение веревочкой в три прута. Отметим еще раз, что на рис. 8 плетение показано с внешней стороны корзины. Все концы плетения «смотрят» вовнутрь корзины.

Для плетения дна корзины оставшиеся свободные концы стояков смачивают водой, попарно группируют по направлению навстречу друг другу, загибают (один с одной стороны, другой — с противоположной). У стояков оставляют припуск в 4 см, его застругивают и вставляют в плетение около парного стояка. Неиспользованную для получения поперечин часть стояков впоследствии вплетают в дно корзины. Для плетения дна подбирают гибкие прутья по длине не короче одного хода заплетки. Заплетают дно, начиная от края к середине,



Для корзинной ручки берут прут-основу, которая по длине равна половине окружности корзины, по толщине прут-основа должен быть примерно в 1,5—2 раза больше диаметра стояка. Прут-основу замачивают в воде, заостряют с двух концов, сгибают в дугу и вставляют у противоположных стояков в плетеную стенку на всю длину заструга. Можно вместо одного прута-основы вставить два для прочности ручки. Чтобы прутья стенки не поломались, их «расшевеливают» шилом, а также смачивают водой. Потом прут-основу обвивают тонким прутом по спирали. Длины этого тонкого прута должно хватить на два прохода (туда и обратно) и на заплетку в стенку. Заостренные комельки прутьев вставляют рядом с основой ручки, несколько раз обвивают ее, подсовывают под обруч с противоположной стороны и опять в обратном направлении обвивают ручку. Остатком обхватывают обруч и заделывают концы между стояками в стенку под самым обручем. Корзина монастырская готова (рис. 11).

Читайте также: