Плетение из конского волоса

Обновлено: 27.05.2024

Процесс трудоемкий, но получаются настоящие произведения искусства. Их картины хранятся в частных коллекциях по всей России. Среди них и маленькие панно, и огромные картины в человеческий рост с изображением сюжетов из бурятского эпоса.

1. Эскиз для начала

Перед тем, как приступить к изготовлению гобелена, очень много времени уходит на подготовку. Для начала надо создать эскиз. Как говорит Екатерина, порой ее рука сама выводит очертания будущей картины, а затем уже она доводится до совершенства.

— Бывает, что образ приходит. Но начинаешь рисовать, и что-то не нравится. А это имеет большое значение. Если работа нравится, ее выполняешь с упоением. Она в твоих руках как живая. Только руки поспевают. А если не нравится, то лучше сразу от нее отказаться, потому что она будет портить настроение, а вместе с этим и настрой на работу. Начинаю ткать, а затем разбираю. И это вполне естественно.

2. Материал – его всегда не хватает

Основной проблемой мастеров остается сам материал. Так было 10-15 лет назад, проблема не исчезла и сегодня. Конского волоса всегда не хватает. Своих лошадей у художников нет. А жители Усть-Ордынского округа привыкли выбрасывать хвосты и гриву лошадей. И мало кто задумывается над тем, какую редкую пользу может принести этот, на их взгляд, невостребованный материал.

Поэтому мастера сами ищут конский волос по окрестным селениям. Нередко килограммы конских грив и хвостов они покупают на родине Ефима, в селе Хадахан.

3. Обработка хвоста и гривы

Это самый трудоемкий процесс – подготовка материала. К работе его готовят долго. Чистят вручную, используя старые приемы. Волос нужно тщательно промыть, распушить, высушить на солнце, скатать в рулоны и спрясть, подобно пряже, с помощью обычного веретена.

- Ну и, конечно же, запахи, - говорит Екатерина. – Запахи бывают неприятные. Пока не обработаешь, не постираешь, от них не избавиться.

4. Цвет конского волоса

Распределить каждый волос по цветам и оттенкам очень важно. Здесь главное - не ошибиться. Каждый фрагмент в полотне должен иметь свой индивидуальный оттенок.

- Это благородный материал. У него разнообразные красивые цвета и оттенки. Интересно их сочетать и смешивать. Каждый раз они дают другой окрас. И это натуральные цвета, близкие к земле. Спокойные, приглушенные. Особо ценится белый и рыжевато-коричневый цвета. Глядя на них, глаз отдыхает. И работать с ними одно удовольствие.

5. Главный рабочий инструмент

Когда все готово, Екатерина приступает к работе. Здесь ей помогает главный рабочий инструмент – рамка с гвоздями. Ее еще называют станком. На станок крепится готовая нить

- Конский волос – материал капризный, поэтому процесс создания гобелена достаточно трудоемкий. Волос очень жесткий, особенно хвосты. Он впивается в кожу настоящими занозками. И в одежду и тут и там.

6. Сколько времени уходит на работу

Чтобы сплести гобелен из конского волоса, нужно обладать недюжинным терпением. На изготовление большого ковра обычно уходит несколько месяцев. На гобелен 2Х1,2 метра может уйти месяц.

Для изготовления одного гобелена стандартного двухметрового размера нужно 15 килограммов конского волоса.

7. Цена картины ручной работы

Стоят такие произведения искусства недешево: небольшое панно – 3-4 тысячи рублей, ковер размером два на три метра – 30-40 тысяч.

8. Не подвластны времени

Это удивительно, но картины из конского волоса не ест моль, они не выцветают, и даже через сто лет полотна выглядят как новые. То есть они не подвластны времени.

Они не обладают броской и ярко выраженной внешностью, но при этом в них ощущается особая внутренняя сила. Сродни магической. А их мотивы уносят далеко в прошлое, в мир предков и глубоких преданий.

Вот такое необычный вид искусства существует в нашей местности.

Фото Лидии Гергесовой и из архива иркутского дома народного творчества


Проект «Плетение из конского волоса» Проблема. Сохранение национальных художественных традиций – долг современного поколения .Приобщение учащихся к национальным духовным ценностям , включать их в трудовые операции исконно практикуемые в народе будет положительно влиять на их воспитание ,уважительному отношению к природе , нравственному качеству, наличием гуманности. Якутская народная прикладная культура отличается своей глубокой , богатой духовной традицией, которая проявляется в поверьях и обычаях народа , в его мифологии .В них отражаются этнические представления народа Саха об окружающем мире. Обоснование. Плетение из конского волоса – искусство трудоемкое , но увлекательное. В 2013 году я начинаю учить детей основам плетения из конского волоса. Это будет началом творческого проекта «Плетение из конского волоса.» Актуальность заключается в том что, таким образом , мы вносим вклад в дальнейшее развитие народно- прикладного искусства с современными направлениями. Обьект – изготовление из конского волоса сувениров ,футляров для сотовых телефонов ,махалок (дэйбиир) ,шляп ,массажеров. Предмет-разработка новых приемов в технологии изготовления сувениров, футляров для сотовых телефонов. Цель работы -изготовление сувениров из конского волоса. Сформулированы следующие задачи: - изучить традиционные технологии плетения из конского волоса -освоить технологию обработки конского волоса с учетом технологической последовательности; -разработать новые способы технологии изготовления; -разработать новую технологию в изготовлении сувениров, шляпок, футляров для сотовых телефонов; -выполнить изделия по плану. Новизна работы: внедрение в практику нового решения в технологии плетения из конского волоса. Сроки реализации Полученные результаты -2013 учебный год Сбор материалов Изучение теоретических вопросов Изготовление сувениров -поиск нового способа -выбор оптимального решения -выполнение работ 2013-2014 учебный год Изготовление чехлов для сотовых телефонов -поиск нового способа -изучение технологических процессов -выбор оптимального решения -выполнение работ Изготовление шляпы -поиск нового способа -изучение технологических процессов -выбор оптимального решения -выполнение работ Конский волос в верованиях и обрядах якутов. По традиции в верованиях якутов в обрядах в основном используют белый конский волос и веревки. Якутский народ поклонялся богам-«айыы» , в особенности живущему в третьем небе- Дьіґігій айыы .Он является богом – покровителем конного скота и дарующей людям конный скот, который может брать обратно , если одаренный прогневит его. Он даритель отважных мужчин, ретивых коней и тягловых быков .К нему обращались за конским богатством. Образ якутского божества коневодства Дьіґігій Тойоно примыкает у солнечному культу. Белый конский волос , по верованиям , обладает оберегающим свойством , в самые важные моменты жизни якуты используют его для этих целей. Конский волос в традициях народно-прикладного искусства. Конский волос у якутов имел ритуальное и хозяйственное употребление. Конский волос является уникальным природным поделочным материалом , который с давних пор широко употребляется в быту. В старину им, как нитками , не только сшивали и украшали бытовые и хозяйственные вещи , но и верили , что он обладает особой очистительной силой – белым конским волосом перевязывали ручку черпалки для кумыса во время ысыаха. Плетением из конского волоса создавались такие изящные вещи как коврики-циновки, кнут, повод, узда и другие вещи. Экологическая направленность в изделиях из конского волоса. Конский волос –экологически чистый материал .Получают его при стрижке коней. Чисто натуральный природный материал , без химического воздействия . При изготовлении не используются красители .Вся цветовая гамма достигается сочетанием натуральных цветов конского волоса .Головные уборы из этого материала снимают головную боль , стабилизируют давление. .Также занятия плетением из конского волоса улучшают здоровье мастера, потому что происходит точечный массаж пальцев руки , где сконцентрированы все важные точки организма человека. Заключение. Плетение из конского волоса – увлекательная и интересная работа, которая развивает творческое мышление , упорядочивает внутренний мир , расширяет интерес к прикладному искусству народов.

ВложениеРазмер
proekt.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Плетение из конского волоса»

Проблема. Сохранение национальных художественных традиций – долг современного поколения .Приобщение учащихся к национальным духовным ценностям , включать их в трудовые операции исконно практикуемые в народе будет положительно влиять на их воспитание ,уважительному отношению к природе , нравственному качеству, наличием гуманности.

Якутская народная прикладная культура отличается своей глубокой , богатой духовной традицией, которая проявляется в поверьях и обычаях народа , в его мифологии .В них отражаются этнические представления народа Саха об окружающем мире.

Обоснование. Плетение из конского волоса – искусство трудоемкое , но увлекательное. В 2013 году я начинаю учить детей основам плетения из конского волоса. Это будет началом творческого проекта «Плетение из конского волоса.»

Актуальность заключается в том что, таким образом , мы вносим вклад в дальнейшее развитие народно- прикладного искусства с современными направлениями.

Обьект – изготовление из конского волоса сувениров ,футляров для сотовых телефонов ,махалок (дэйбиир) ,шляп ,массажеров.

Предмет -разработка новых приемов в технологии изготовления сувениров, футляров для сотовых телефонов.

Цель работы - изготовление сувениров из конского волоса.

Сформулированы следующие задачи :

- изучить традиционные технологии плетения из конского волоса

-освоить технологию обработки конского волоса с учетом технологической последовательности;

-разработать новые способы технологии изготовления;

-разработать новую технологию в изготовлении сувениров, шляпок, футляров для сотовых телефонов;

-выполнить изделия по плану.

Новизна работы: внедрение в практику нового решения в технологии плетения из конского волоса.

-2013 учебный год

Изучение теоретических вопросов

-поиск нового способа

-выбор оптимального решения

2013-2014 учебный год

Изготовление чехлов для сотовых телефонов

-поиск нового способа

-изучение технологических процессов

-выбор оптимального решения

-поиск нового способа

-изучение технологических процессов

-выбор оптимального решения

Ход реализации проекта:

Изучение организационных вопросов.

Февраль – март 2013

Изучение работ народных мастеров по плетению из конского волоса.

Поиск различных способов работы с конским волосом при изготовлении сувениров

Освоение плетения из 4-9 прядей.

Разработка дизайна сувениров.

Поиск новых способов изготовления сувениров

Работа над изготовлением сувениров.

Разработка дизайна различных сувениров.

Планирование работы по изготовлению футляров для сотовых телефонов.

Поиск оригинального способа цветового решения изделий ,изготовления футляра из конского волоса.

Работа над изготовлением футляра для сотового телефона

Январь –февраль 2014

Планирование работы по изготовлению шляпы

Поиск оригинального способа цветового решения изделий изготовления шляпы из конского волоса.

Создание эскиза шляпы.

Работа по изготовлению шляпы.

Конский волос в верованиях и обрядах якутов.

По традиции в верованиях якутов в обрядах в основном используют белый конский волос и веревки. Якутский народ поклонялся богам-«айыы» , в особенности живущему в третьем небе- Дьіґігій айыы .Он является богом – покровителем конного скота и дарующей людям конный скот, который может брать обратно , если одаренный прогневит его. Он даритель отважных мужчин, ретивых коней и тягловых быков .К нему обращались за конским богатством. Образ якутского божества коневодства Дьіґігій Тойоно примыкает у солнечному культу. Белый конский волос , по верованиям , обладает оберегающим свойством , в самые важные моменты жизни якуты используют его для этих целей.

Конский волос в традициях народно-прикладного искусства.

Конский волос у якутов имел ритуальное и хозяйственное употребление.

Конский волос является уникальным природным поделочным материалом , который с давних пор широко употребляется в быту. В старину им, как нитками , не только сшивали и украшали бытовые и хозяйственные вещи , но и верили , что он обладает особой очистительной силой – белым конским волосом перевязывали ручку черпалки для кумыса во время ысыаха. Плетением из конского волоса создавались такие изящные вещи как коврики-циновки, кнут, повод, узда и другие вещи.

Экологическая направленность в изделиях из конского волоса.

Конский волос –экологически чистый материал .Получают его при стрижке коней.

Чисто натуральный природный материал , без химического воздействия .

При изготовлении не используются красители .Вся цветовая гамма достигается сочетанием натуральных цветов конского волоса .Головные уборы из этого материала снимают головную боль , стабилизируют давление. .Также занятия плетением из конского волоса улучшают здоровье мастера, потому что происходит точечный массаж пальцев руки , где сконцентрированы все важные точки организма человека.

Плетение из конского волоса – увлекательная и интересная работа, которая развивает творческое мышление , упорядочивает внутренний мир , расширяет интерес к прикладному искусству народов.

Краткое описание того, как возрождается народная традиция.

ВложениеРазмер
краткое описание возрождения народной традиции 17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Возрождение искусства плетения из конского волоса народа саха»

Потребность видеть прекрасное и самому творить его, присуща всем народам. Преклонение вызывает то, что в невероятно суровых условиях наши предки не только выживали, но и находили необходимым создавать вокруг себя красоту. Опыт жизни народного мастера переносился в создаваемый предмет, делая его более одухотворенным и выразительным, словно душа творца запечатлевалась в произведении. Сегодня народное прикладное искусство, как и в былые времена, создает среду, в которой живут люди, украшает их повседневный быт, помогает делать жизнь более привлекательной и праздничной.

Значение и изучение художественного традиционного искусства своей нации очень актуально в связи с интересом народа к своим истокам. На сегодняшний день не теряет своего воспитательного значения всё то, что связано с представлениями народа Саха о мироздании.

Вашему вниманию предлагается проект об уникальном народном искусстве саха –плетению изделий из конского волоса, которое вновь стало возрождаться в последние годы.

По представлениям народа Саха, лошадь – священное животное небесного происхождения. Видя, как трудно живется детям Айыы, - народу саха в холодном краю вечной мерзлоты,где зима длится девять месяцев в году, Великий Творец Юрюнг Аар Тойон спустил в Средний мир детей божества Кюн Джесегея – священных лошадей. С тех пор лошадь – «Дитя Джесегея» стала другом и помощником якутов. Так говорится в древней легенде.

Лошадь для якута – как крылья для полета, средство достижения цели, она – основа процветания, неотъемлемая часть жизни народа. Она всегда была спутником трудных походов предков якутов, средством передвижения, пищей и одеждой, богатством и основой процветания рода. За многие века образовался культ почитания коня и недаром символом изобилия в якутской культуре является чорон – деревянный кубок, наполненный кумысом – целебным напитком из кобыльего молока. Ежегодный национальный праздник Ысыах в основном посвящался Джесегею и сопровождался традиционным восхвалением коня и угощением всех кумысом.

Во всем мире высоко ценится кобылье молоко, из которого делают кумыс – кисломолочный напиток с превосходными лечебными качествами. Он способствует профилактике и лечению различных заболеваний, в том числе туберкулеза, укреплению иммунной системы организма человека. Мясо и жир жеребятины обладают высокими питательными и лечебными свойствами. Очень ценится сырая печень жеребятины, особо полезна при анемии. Редким деликатесом считаются вареные конские потроха, кровяная колбаса, язык. Даже из гривы и хвоста народ саха создавал красивые изделия прикладного искусства.

Плетение из конского волоса – древнее ремесло народа саха. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала.

Традиции работы с конским волосом – это концентрированное воображение многовекового культурного и эстетичного опыта народа. Долгое время была утеря национальной культуры, традиционных промыслов – как работа с конским волосом. Сегодня, благодаря возрождению этого искусства, создаются очень красивые изделия в традиционной манере якутского плетения.

Известны образцы ковриков-циновок, элементы конской упряжи, всевозможные элементы быта, выполненные в технике “соруо”. В изделиях естественный тёплый свет волоса из гривы жеребёнка с плавными переходами от белого до чёрного, его нежность и мягкость, позволяют создавать произведения с довольно обширной световой гаммой, которая, как нельзя точно, ложится в цветовую философию мировосприятия народа саха.

В последнее время интерес к изделиям из конского волоса заметно возрос. Люди заметили еще и его целебные качества, и оберегающие свойства.

Кропотливо изучая, применение конского волоса в создании новых возможностей для творчества мы должны черпать из традиционных мотивов новые идеи для своего творчества, умело и грамотно сочетать старинные традиции и тенденции современной моды Актуальным становится плетение головных уборов, украшений, махалок – дэйбиир, ковриков, оберегов, стелек из конского волоса. При этом сами мастера отмечают, что конский волос обладает не только оберегающими, но и лечебными свойствами: снимает головную боль, стабилизирует давление, массажирует тело.

Прошлое в народном искусстве преобразуется, не умирает, всегда сохраняет полноту цельного мира, формирует культурную память. В современной среде народ саха охотно занимается плетением из конского волоса, носит шляпы, тюбетейки, практически в каждом якутском доме, машине можно видеть обереги, огромным спросом пользуются махалки-дэйбиир, массажеры, коврики и.т.д. Сейчас эти изделия очень актуальны, модны, смотрятся очень стильно и красиво. На мне шляпа из конского волоса, она защищает от воздействия солнечных лучей, одновременно массажирует голову, махалка-дэйбиир в повседневном обиходе используется для отпугивания насекомых, главное назначение ее – использование для очищения ауры человека. Якуты издревле считали, что оберег из конского волоса защищает чакры человека от сглаза, оберегает дом от злых духов, а водителей от дорожных происшествий. В заключение, хочу сказать, что у нас в Якутии, в настоящее время национальный якутский колорит используется не только во время национальных праздников, как это в основном было раньше, но и в повседневной жизни. При этом мастер-изготовитель и люди, одевающие национальную одежду, использующие предметы обихода в быту, традиционные народные украшения являются носителями и пропагандистами традиций этнической культуры народа саха. Сейчас на улицах Якутска и улусов организуются прогулки «флешмобы» в национальной одежде.

Нужно сохранить обычаи предков, не потерять традиции национального шитья,

Заключение: знать и помнить все богатства народного промысла – наш нравственный долг перед грядущими поколениями.

Цель: Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста на основе работы с конским волосом, как средства воспитания таких логических качеств, как трудолюбие, усидчивость, взаимопомощь, любовь и уважение к родному краю.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи :

  1. Изучить традиционные технологии плетения из конского волоса.
  2. Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, мелкую моторику рук.
  3. Воспитать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Проблема: Сохранение национальных художественных традиций – долг современного поколения. Приобщение детей к национальным духовным ценностям, включать их в трудовые операции, исконно практикуемые в народе будет положительно влиять на их воспитание, уважительному отношению к природе, нравственному качеству, наличием гуманности.

Новизна работы: внедрение в практику нового решения в технологии плетения из конского волоса.

Актуальность: Интерес к изготовлению изделий из конского волоса связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала. Ручные работы всегда ценятся очень высоко, особенно в наше время, когда техника полностью заменила ручной труд.

Возможности работы с конским волосомв ДОУ.

Аппликация, мозаика, плетение.


Такое планирование позволяет не только расширить кругозор ребенка, но и каждому дошкольнику раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал, свою технику.

Концептуальные основы формирования этнокультурной компетентности ребенка в технологии работы с конским волосом в дошкольном образовательном учреждении.

Сегодня дошкольники испытывают влияние различных национальных культур. Поэтому для равноправного и безопасного развития жизнедеятельности в обществе дошкольники нуждаются в мультикультурном образовании, которое поможет понимать других людей и адаптироваться к условиям жизни в многонациональном обществе. К нам возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным обычаям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Преобщение детей через участие в проводимых традиционных и обрядовых традициях, различных мероприятиях направлено на «врастание» ребенка в культуру родного народа (Л.С. Выготский).

Основной задачей воспитателей было не создание музейной атмосферы, а дать детям возможность войти в особый самобытный мир путоем его действенного познания окружающего мира. Методически очень значима организация условий для творческого самовыражения с целью применения детьми полученных умений и опыта в непосредственно детских видах деятельности. Это становится предпосылкой формирования устойчивого интереса к народной культуре, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту народных мастеров. Одним из важных положений концепции является понимание того, что каждый ребенок обладает особой индивидуальностью, которую он реализует в своей жизни, в пространстве исторических сложившейся культуры с помощью способов вхождения в культуру, заложенных, в первую очередь, в традициях и обычаях этноса, проявляемых в народном творчестве.

В основу предлагаемого проекта была заложена идея культуротворчества дошкольника, где развитие и духовное становление ребенка рассматривается, как форма культурного творчества, как активный процесс выстраивания культуры отношений с окружающим миром (или, как про-живание или пере-живание культуры по Л.С. Выготскому). Проект направлен на «обновление содержания образования, основанного на этнопедагогических подходах, амплификации детского развития – обогащение развития на счет использования специфических детских видов деятельности» (А.В. Запорожец).

Основное содержание: прикладное искусство по своей природе национально, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его производственной деятельности, его быту. В век высоких технологий и применения разнообразных современных материалов человечество вновь обращается к истокам древних ремесел, культурным и историческим ценностям. Изделия из конского волоса демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника, в них отражаются материальные и духовные интересы людей многих поколений.

Наиболее удобная форма освоения воспитанниками азов искусства конского волоса – мини проекты. Воспитатели ДОУ при организации работы учитывают возрастные особенности детей. Для детей дошкольного возраста свойственно увлечение самим технологическим процессом работы, например, освоение скручивания и вытягивания волос из прядей. Воспитанники 5-6 лет ориентированы также на результат творческой деятельности, проявляют активность в поиске образного решения. Детей старшего дошкольного возраста можно привлечь к исследовательской, экспериментальной стороне ремесла конского волоса. Процесс создания изделий из конского волоса чаще всего носит творческий характер. Перед началом занятий необходимо ознакомить детей с техникой безопасности. Для занятия с конским волосом необходимо организовать рабочее место в мастерской, предварительно заготовить материалы, подготовить инструменты и приспособления. В воспитательно-образовательном процессе освоение искусства изделий из конского волоса помогает решению таких важных задач, как: 1) приобщение детей к этнической культуре народов региона, что расширяет кругозор детей, позволяет им органично воспринимать как произведения современного искусства, так и культурное наследие прошлого; 2) изучение образного языка, приемов и средств выразительности народного искусства, что является важным фактором в стимулировании творческой активности детей и помогает им решать вопросы синтеза традиций и новаторства в собственном творчестве.

Наиболее значимые мероприятия и механизмы их реализации:

Повышение квалификации по технике работы с конским волосом с Ага-Хангил, мастер Цыпелма Эрденеева

Культ лошади, следы которого сохранились в их мнениях, религиозных обрядах и в поверьях, также указывает на громадную роль, какую сыграла лошадь в прошлом якутов. Якут, сколько бы ни держал рогатого скота, все жаловался, все считал себя бедным; только когда завел один-другой табун коней, начинал говорить: «Ну теперь и у меня есть добро!»; «Кобылы и лошади были когда-то божеством у якутов. Вы видели кобылью голову, что во время свадьбы лежала в переднем углу? Ну, так вот этой самой голове, а не образам святых должны были в старину троекратно кланяться молодые, входя в дом. Они почитали их, потому что ими жили». Жертвы духам самым опасным и могущественным состояли из коней. Эти духи так и называются — «небесный род духов с конным скотом», и в отличие от «подземного — с рогатым скотом». Только второстепенным духам приносят в жертву рогатый скот, веревки и пучки волос, употребляемые в жертву и для колдовства, всегда должны быть конские. Вы видели чтобы чтобы огню в жертву бросали коровью шерсть — всегда конский волос и преимущественно с гривы.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 1

Сравнение девушки с кобылой, а парня с жеребцом считается дозволительным, даже красивым, между тем как сравнение ее с коровой считается оскорбительным. «Конь — животное чистое: куда чище человека! Русские не едят лошадиного мяса, а едят свинину. Конское мясо, жир, потроха считаются у якутов самым лакомым блюдом, а кобылий кумыс самым отменным напитком, вроде меда древних славян.»

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 2

Конский волос для народа применялось в ритуалах. Лошадь с самых древних времён был верным другом и помощником человека. «В старину с бахромой из конского волоса оторачивали верхнее платье.» А шляпы из конского волоса были очень удобны, так как в летом она защищала от жары и солнечного света, а зимой она сохраняла тепло, не пропускала зимнего холода.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 3

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 4

Изредка у мужчин встречались шляпы, которые они сами изготавливали из конского волоса. Такие шляпы на Вилюе сохранились до 20-х годов и оттуда их привозили на продажу в Якутск.
Циновку из конского волоса стелили, на нарах где она не пропускает влагу, имеет лечебное свойство и параллельно имела магическую защиту от негативного влияния Нижнего мира, так как конский волос во всех ритуальных обрядах имел сакральное значение.
Конский волос имеет самое прямое отношение к декоративно — прикладному искусству.
Конский волос — это местный, бросовый материал, податливый, красивый, структура и возможности цвета дает много разных цветовых гамм.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 5

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 6

Сплетая тонкие нити, мастера создают ковры, сумки и даже украшения. И конечно, кроме красоты, полученные изделия обладают лечебным свойством. Ковры, сумки, шляпки и украшения можно сделать из конского волоса.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 7

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 8

Куннэйэ Яковлева все изделия создает своими руками. Ее авторские головные уборы отличаются тонкостью работы. Секреты плетения передала ей мама. «Самое главное для начала работы надо хорошенько обработать материал, то есть промыть хорошо и обсушить, приготовить к работе.»

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 9

Конский волос — это весьма нужный продукт, так что в хозяйстве он пригодится.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 10

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 11

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 12

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 13

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 14

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 15

Из конского волоса изготавливают различного рода щетки — малярные, даже для очистки часовых механизмов, а еще и художественные кисточки. Сита, леска, силки и не забудем про волосяные веревки — это еще далеко не полный список.
Из конского волоса изготавливают полировальные круги и валы, которые используют для шлифовки зеркала, стекол, металла.
Бортовский волос (изготовленный из конского) используют при пошиве верхней одежды.
Крученый конский волос применяем автомобильной, авиационной промышленностями.
Ну а то, что конский волос нужен смычку для скрипки. Волос конского хвоста идет от головки к колодке и образует ленту с помощью кольца на колодке. Конский волос, особенно толстый, имеет большие чешуйки, между которыми находится натирочная канифоль, что благоприятно сказывается на звуке.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 16

А так же театральные парики — уж точно порадует любителей искусства.

Конский волос — новая возможность для творчества, фото № 17

Работа с конским волосом — один из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества и доступностью и экологической чистотой этого материала.

Читайте также: