Плетение из лозы история ремесла

Обновлено: 28.03.2024

5. СтеченкоА.Ф. Изготовление плетеных изделий. Практические советы по изготовлению из лозы плетеных изделий-Киев: «Урожай», 2007г.

Творчество делает нашу жизнь красивой и радостной

Наши предки умели украшать свой быт. Дивной красоты резные наличники, расписные игрушки и посуда, вышивки, кружева… Одно из древних русских ремесел – это плетение из ивового прута. Чего только не создавали умельцы – от грибного лукошка и хозяйственных корзин до дорожных сундуков и плетеной мебели! В каждой деревне были умельцы, которые занимались плетением корзин. Практически любой мальчишка мог запросто сплести лукошко из прутиков, корзину или кошелку для сбора лесных даров. Почти каждый дом огораживался плетнем, в котором использовались способы лозоплетения из прута.

До сих пор еще есть любители этого теперь редкого искусства. К таковым относится мой дедушка – Дедов Владимир Федорович – житель села Теплова . Он занимается этим ремеслом 25 лет. Каждый год он дарит мне, моей маме, своим друзьям и знакомым свои чудесные творенья: конфетницы, прекрасные вазы, лукошки, сумки-модницы, корзиночки для грибов, детские санки, сундуки, клетки – домики для кошек. Мне подарки очень нравятся. Ни у кого из подруг таких нет! Как же это все получается у дедушки? Почему, бросив все дела, сидит он вечерами и творит красоту? Долгая увлекательная беседа с дедушкой о тайнах его мастерства подтолкнула на мысль – написать научную работу. Сначала прочитала его настольные книги, самоучители, справочники. В ходе исследования проблемы познакомилась с материалами тепловского школьного музея, обратилась к Интернет-ресурсам. А узнала и поняла я очень многое…

Цель научной работы: формирование у ученика интереса и уважения к художественному промыслу, культурным ценностям и наследию русского народа.

Задачи исследования:

-узнать историю возникновения лозоплетения, как древнего ремесла;

-познакомиться с техникой лозоплетения;

-воспитывать любовь к малой родине и уважение к людям-ремесленникам;

Основным результатом работы является развитие интереса к искусству лозоплетения, углубление знаний о ремесле плетения из ивового прута, пробуждение чувства гордости за близких людей, за людей своего края, своей страны, появление стремления продолжать их доброе дело.

Возникновение старинного русского ремесла

ded1.tif

Изучая дедушкину литературу, я узнала историю возникновения лозоплетения. Еще в эпоху каменного века, не зная металлического топора, ножа и шила, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов, циновок, сетей, других предметов быта, охоты и рыболовства. «Высочайшего расцвета искусство плетения достигло в 19 веке. На изящную мебель, корзины, выполненные из ивовой лозы, окрашенные красителями, был большой спрос. Да такой, что для посадки ивы раскорчевывали даже виноградники. Стали на Руси появляться специальные школы. Первая школа была открыта в конце 19 века около Москвы в Звенигороде князем Д.В. Голициным. Князь привез из Германии несколько корзин, показал своим крепостным и заставил их плести. Крепостной некто Голубенок испробовал свои способности. У него получилось не хуже, чем у иностранцев. Потом эта школа стала знаменитой по изготовлению плетеной мебели. В конце 19, начале 20 веков плетение на Руси вошло в моду» [9]. Стали изготовляться корзины, детские игрушки, посуда, шляпы, дорожные сундуки, мебель.

«Наиболее крупные центры плетения были в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Казанской и других губерниях. Плели корзины, хлебницы, солонки, ларчики, детские игрушки, вазочки и др.» [7].

В Вяземках Московской губернии в то же время работала мастерская по плетению корзин, мебели, шляп и других предметов.

В начале 20 века в Костромской губернии дети и взрослые ремесленники плели дорожные сундуки, мебель, игрушки, женские шляпы.

ded2.tif

На Украине на Черниговщине был построен в 1934 году лозопарильный завод, который снабжал прутом как местные артели, так и зарубежные.

В начале 20 века в России этим ремеслом занималось более 32000 крестьян в 10311 дворах. Работало 44 школы по развитию данного ремесла.

В настоящее время у нас в Нижегородской области в Вадском, Арзамасском, Ардатовском районах занимаются отдельные кустари этим искусством. А вот в Павловском районе в селе Вареже в общеобразовательной школе ведутся кружки по лозоплетению.

Село вареж – центр возрождения старинного промысла

ded3.tif

Как уже говорилось выше, в селе Вареже школьников обучают древнему ремеслу. Здесь ежегодно проходят конкурсы на лучшие предметы лозоплетения. На базе этого заведения проводятся семинары преподавателей технологии, любителей кустарного производства в Нижегородской области. Стали традиционными среди поклонников данного искусства мастер – классы. Их можно найти в интернете.

ded4.tif

Мастера по лозоплетению Владимир Плакидин и Светлана Плакидина

Дедушка учился искусству лозоплетения и учил других

ded5.tif

В 1985 в совхоз «Тепловский», где работал мой дед плотником, приезжали мастера по лозоплетению из села Варежа Павловского района Нижегородской области обучать ремеслу всех желающих. Училось много людей, но загорелся желанием заняться этим искусством в нашем селе только дедушка Дедов Владимир Федорович. Он приобрел самоучитель по лозоплетению. Книги с уроками плетения ему подарили бабушка Вера и мой папа. Первые изделия дедушки не сохранились. Он их подарил тем людям, которым они понравились. По заказу дедушка изготавливал санки для маленьких детей, напольные вазы для цветов. Сумки-модницы отправлял как подарки в Москву хозяевам, которым строил дачи. Домой к дедушке приходили ученики из школы вместе с преподавателем технологии А.А. Малышевым учиться этому древнему искусству. Тепловские ученики участвовали в областном конкурсе по лозоплетению в селе Вареже Павловского района Нижегородской области и стали призерами этого конкурса. Они изготавливали в основном вазы для фруктов. Самыми успешными учениками у дедушки были друзья нашей семьи Сергей Карманов, который превзошел деда – плел кресла-качалки, мебель для дач и Геннадий Радомский.

ded6.tif

Сергей Карманов Геннадий Радомский

Лоза – однолетние ветки ивы

В лозоплетении это слово обозначает однолетние ветки ивы. Знать об ивушке зеленой нелишне в нашей теме. Ивушка зеленая встречала человека при рождении (из нее делали колыбельки для ребенка, погремушки, нехитрые игрушки). Ива – вестник весны, пробуждения природы, первый медонос. Раньше всех ива начинает зеленеть, радуя глаз.

Известно, что ивы укрепляют пески, берега рек. А великая заслуга ив в том, что они породили славное племя лозоплетельщиков.

«Ива – (лат. Salix), это листопадное дерево или кустарник» [3]. Народное название: ветла, верба, шелюга, ракита, лоза, лозняк, тал, тальник и др.

Очень распространенные и весьма известные в средней части России растения. Большинство видов ив любят влажность и селятся в сырых местах, в сухих же местах (на склонах, песках и т. п.) и на болотах растут сравнительно немногие виды. «Встречается ива и в лесах, как подмесь к другим деревьям. В мире более 350 видов ив самых разных форм и размеров – от могучих двадцатиметровых исполинов до стелющегося кустарничка высотой несколько антиметров. Более ста из них есть в нашей стране (только в средней полосе около 20 видов)» [3].

В нашем крае встречаются:

ivabel.tif

«Ива белая (ветла), серебристая. Самая высокорослая (до 10–12 м) и самая неприхотливая из декоративных ив. Название получила благодаря эффектной серебристой окраске листьев. Великолепна в парках – на фоне густой темно-зеленой листвы крупных деревьев: конского каштана, вяза, липы. А посаженные на заднем плане (вдоль изгороди), эти ивы своей серебристой листвой подчеркивают красоту краснолистных кленов, слив» [13].

ivaplak.tif

«Ива плакучая. Дерево высотой 5–7 м, с очень красивой кроной, ниспадающей каскадами, и длинными (до 2–3 м), опускающимися почти до земли ветвями. К почве нетребовательна, зимостойка, влаголюбива. Выносит тень, но при отсутствии солнца крона не так густа и не столь декоративна. Плакучая ива хороша как сама по себе, так и в небольшой группе деревьев, особенно по берегам водоемов» [3, с. 318].

verba.tif

Верба – кустарник или дерево высотой до 8 метров с кроной овальной формы. Побеги вербы нежные и гибкие, пурпурно-красноватого цвета с красивым сизым налетом. Этот вид растения является одним из самых неприхотливых к любым условиям выращивания. Размножается черенками и даже прутьями.

prutoiva.tif

«Прутовидная ива – растет на большей части территории России.

Крупный, ветвистый кустарник или деревце до 8 м высотой, с широкой кроной, длинными прутьевидными побегами. Растет быстро, к 30 годам завершает развитие и отмирает. Высокоморозостойка, хорошо переносит пересадку, обрезку и условия города; малотребовательна к почве, избегает заболоченных мест. Легко размножается черенками» [5].

2chel.tif

Лоза ивы – растительное сырье для мастеров плетения

«В наших краях встречаются разные виды ивы: плакучая ива, верба, ветла, ракита, прутовидная ива. Среди них большие деревья, деревца и мелкий кустарник. И все они годятся для плетения» [11].

gorod.tif

Великая Лука Берег Теши Расьево

«Особенно большие заросли ивняка находятся в Теплове по берегам Теши, в Расьеве, на Дикой Утке, по берегам Великой Луки» [11].

Сюда за прутьями приезжали и приезжают из Ардатовского района. Видимо, тепловские сорта ивняка лучше подходят для лозоплетения.

Заготовка ивовых прутьев

У речек и в низинах

Их прутья на корзины

Дедушка срезает лозу в период после опадения листа поздней осенью и весной в марте до набухания почек, когда древесина наиболее хорошего качества, но для снятия коры, ветки необходимо вываривать.

Дедушка иногда просит меня помочь варить прутья и очищать их от кожицы.

Ивы, пригодные для срезки, растут и на обочине объездной дороги, и на правом берегу речки Теши. Самые лучшие прутья ивняков там, где большие наносы песка. Они отличаются прочностью, упругостью, гибкостью и эластичностью.

При заготовке срезаются однолетние ветки, оставляя пеньки на 3-5 почек, для побегов следующего года. Срезанная лоза, для удобства, связывается в пучки. Формирутся пучки по 100 штук. Но количество может быть иным, на усмотрение мастера. Лоза в пучках до вываривания, хранится в прохладном месте не более месяца.

В осеннее-зимний период заготовки прутья обладают крепкой, гибкой, эластичной древесиной, покрыты прочной корой для зеленого плетения. В этот период можно получить материал с цветным оттенком, и можно использовать неочищенные красные, темно-красные, зеленые, желтые прутья, которые пригодны для отделки и расцветки изделий. Дедушка очень умело подбирает прут разных сезонов и цвета к изделию: хозяйственные корзины, детские санки, табуретки у него из осенних заготовок – крепкие и темные. Из того же материала мебель, сумки. Тарелочки, вазочки, хлебницы, сумки-модницы больше из весенних заготовок – нежные и белые.

pleten.tif

Я теперь знаю, что чем больше срежешь прутьев, тем больше вырастет новых побегов. Но это не значит, что ивовые кустарники надо безжалостно резать. Хозяйское, бережное отношение к природе должно проявляться с первых прикосновений к ивовому пруту. Тогда и природе будет легче, и глазу веселее, и душе спокойнее.

Материал, заготовленный в весенне- летний период сушат, а в осенне-зимний период – кипятят в воде, после чего снимают кору щемилкой. У деда в огороде специальный продолговатый котел, где он варит прут. После варки прут вынимается из кипящей воды и опускается в холодную воду на 2-3 часа. Потом прутья очищаются, сушатся и кладутся на хранение в специальное место на чердаке.

venik.tif

Дедушкино ремесло – на радость людям

semja.tif

Зимой, когда больше свободного времени, дедушка занимается своим любимым делом. Он говорит, что этот посильный труд – путь к долголетию. Занятия с лозой приносят не только радость и удовольствие, но и снимают физическую и душевную напряженность. А кора ивы полезна для сердца. Отвар коры в виде полосканий помогает при воспалительных заболеваниях полости рта ,при ревматизме, болях в желудке и кишечнике, заболеваниях селезенки, как кровоостанавливающее, желчегонное и мочегонное средство, а также при мышечной усталости.

kolybel.tif

Дедушкины изделия не залеживаются. Он щедро дарит их родственникам, знакомым и тем людям, кому такие вещи нравятся. А сколько эмоций у маленькой сестренки, когда она садится в санки! В последнее время много заказов на «домики» для наших маленьких друзей. Словом, дедушкино ремесло – на радость людям.

kot.tif

У меня не раз возникало желание заниматься лозоплетением вместе с дедушкой. Ведь он часто берет меня с собой за прутом, просит помочь очищать сырье от коры, сортировать их на «мелкие» и «крупные». И вот я научилась плести донышко для корзиночки. Одной заниматься этим делом дед пока не разрешает. Говорит, что опасно работать с режущими инструментами. Немного мне надо повзрослеть.

Неплохо было бы, если в школе был введен предмет, как в селе Вареже, для обучения народно-художественным промыслам. Таким образом, дети приобщались бы природе, к народным традициям, занимались бы полезным делом. Известно, что творчество пробуждает у людей самые лучшие чувства и делает нашу жизнь красивой, радостной и счастливой.

mebel.tif

Есть у моего деда мечта – сплести мебель в наш строящийся новый дом. Какой она будет? Мне бы хотелось такую, как на этих фотографиях. Сколько в ней семейного уюта, простоты и гостеприимства! У меня возникло желание – выполнять работу вместе с дедушкой. Он будет изготовлять мебель, а я – посуду. А подрасту – возьмусь плести из лозы, как и дед, все необходимое для интерьера дома.

Пусть нелегок этот труд –

Укрощать ивовый прут,

Но растет за рядом ряд

Славных вазочек отряд.

Корзинки, сумки, сани –

Вы полюбуйтесь сами:

Все на радость людям.

Деда труд мы не забудем!

Итак, стало известно, что лозоплетение как ремесло появилось давно: в каменном веке. Изготавливались предметы быта, охоты и рыболовства. Высочайшего расцвета искусство лозоплетения достигло в конце 19, начале 20 веков. Стали появляться мастерские. Виды изделий стали разнообразными и более сложными. Наиболее крупные центры лозоплетения были в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской , Казанской, Кировской и других губерниях. В настоящее время в нашей области древнее ремесло развито в селе Вареже Павловского района. В его школе даже введен предмет «Лозоплетение». В наших краях также есть умельцы плетения. К ним относится мой дедушка. Он научился сам ремеслу и помог овладеть этим искусством других жителей села.

Совсем недавно я смотрела на дедушкины плетеные изделия как на обычные домашние предметы. Теперь я вижу в них ивы над речкой Тешей, заросли ивняка по Великой Луке, Ключиках, на Дикой Утке… Вижу терпеливые, трудолюбивые и умелые руки деда. Представляю такие же руки всех лозоплетельщиков нашего края, нашей страны. Нелегко и непросто умельцам заготавливать круглый год природное сырье. Кропотливо переплетать тонкие прутья – это мастерство, это творение прекрасных изделий, которое продолжает радовать людей своей практичностью и красотой.

Для дедушки лозоплетение любимое дело. Поэтому и рождаются в его доме красивые вещи, которые он щедро дарит родным и знакомым. А любителей приобрести предметы лозоплетения становится все больше и больше. За изделия по заказу деньги не берутся, потому что дедушкино ремесло – на радость людям.

Можно утверждать: искусство лозоплетения долговечно, так как оно нравится людям из-за практичности и красоты;

Скоро и я буду дедушке хорошей помощницей в этом добром деле. Возможно, и сестренку Вику дед увлечет своим искусством. И будет продолжение династии мастеров лозоплетения.

Плетение из лозы

Данная статья не имеет цели научить читателя лозоплетению. В ней лишь описываются основные технологии для получения общего представления об этом ремесле.

Подготовка и начало

В самом начале конечно надо заготовить материал. Некоторые мастера утверждают, что этот процесс и есть — самое сложное в лозоплетении, поскольку на него уходит время и силы, а само плетение только доставляет удовольствие.

Очистка от коры

Прутья очищают с помощью специального приспособления — щемилки. Она может быть сделана из толстой ветки или из проволоки. Существует множество разных видов щемилок.

Прежде, чем приступить к очистке, прутья заваривают и парят в кипятке. Особенно, если их заготавливали осенью.

Однако надо помнить, что очищенные от коры прутья быстро сохнут и становятся ломкими. Поэтому очищать их надо по мере надобности.

По ходу очистки прутья следует сортировать. Сортируют их по толщине и длине. Есть ещё параметры сортировки, они известны специалистам. Например это зависит от вида будущего изделия.

Вымачивание

Это необходимый процесс, позволяющий «оживить» прутья, сделать их более пластичными. Процесс занимает несколько дней. Вымачивают в холодной воде при комнатной температуре.

Инструмент

  • Нож лозоплетельщика — острый нож с закруглённым или прямым лезвием
  • Секатор — для заготовки прута и отрезания нужной длины при работе
  • Бокорезы — для боковых срезов
  • Шилья
  • Колунки — используют для расщепления прутьев
  • Струг или шоф — строгальный инструмент для нарезания лент из прутьев
  • Жамка — служит для выпрямления и сгибания прутьев
  • Шмол — инструмент для строгания прутьев по ширине
  • Лекало — основа с дырочками в определённом количестве и расположенных по определённой форме

Техника плетения

Техника плетения это способы укладки прута для получения определённого узора и создания формы изделия. Способов существует много. Вот лишь самые основные:

Простое плетение

Прут поочерёдно огибает все стояки. Стояков может быть чётное и нечётное количество.

При нечётном плетение осуществляется одним прутом, при чётном двумя одновременно.

Верёвочка в два прута

Плетётся двумя прутьями. Предыдущий прут прижимает сверху последующий и, огибая стояк с внутренней стороны, выходит наружу. То же повторяется вторым прутом и так далее. Существует ещё «верёвочка в три прута».

Ручка и кромка

Если плетётся корзина, то важно уметь плести ручку. Там есть свои секреты, ведь надо, чтобы ручка выдерживала большие нагрузки.

По краю изделия нужно сплести кромку. Плетут её по разным схемам. Схему выбирают в соответствии с назначением изделия, она может быть ажурной, потолще или потоньше.

Заготовка ивы

Заготовка ивы происходит в три периода. Первый – ранней весной, во время весеннего сокодвижения. Второй — конец июля, начало августа, летнее сокодвижение. И последний, основной, начало осеннего листопада, до снега.

Растёт нужная ива по берегам рек, вдоль дорог, много мест, где можно её встретить. Но для плетения нужны длинные однолетние стебли без отростков.

лучше всего их искать там, где деревья часто обрезают. Это — обочины авто- и железных дорог, пространство под ЛЭП и так далее.

Другие материалы

Помимо ивовой лозы в лозоплетении применяют и другие материалы.

Это может быть лист рогоза или камыша, лыко, береста или виноградная лоза.

Как и любой творческий человек, я очень много интересуюсь различными видами рукоделия. Помимо создания украшений я люблю и шить, и вязать, и рисовать, и создавать цветы, и еще многое-многое другое. Но в последнее время заинтриговало меня плетение из лозы. Это настолько красиво, добротно и настолько привлекают внимание изделия из лозы – плетеная мебель, которая так замечательно смотрится как и в доме, так и цветущем саду, корзины, предметы интерьера.

История возникновения лозоплетения, фото № 1

История возникновения лозоплетения, фото № 2

История возникновения лозоплетения, фото № 3

И мне стало очень интересно, а когда же появился этот замечательный вид рукоделия, а с чего все начиналось. И я погрузилась в историю…:)

Интересные факты древнего мира.

Если же рассуждать о плетёной мебели, то её история насчитывает много тысячелетий. Самые древние плетёные корзины, датированные 6500 годом до нашей эры, обнаружили в Африке, а так же на Среднем Востоке. Жизнь древних людей сложно представить без плетёной корзины! В ней хранилась добыча, рыба или дичь, а так же любовно собранный урожай. В корзине из шахты вытаскивали на поверхность уголь. А в плетёных сундуках хранилась провизия, одежда и сотня других предметов, необходимых в быту. С незапамятных времён, техника плетения домашней утвари и различной мебели, из разнообразного природного материала, хорошо знакома человечеству. В культурном наследии жителей многих уголков планеты, плетеная мебель занимает заслуженное достойное место.

История возникновения лозоплетения, фото № 4

Она была очень популярной практически всегда и всюду. Плетеные лежанки и стулья приобрели популярность в Древнем Риме. Начиная с первых веков новой эры плетёные изделия появились в Англии и Уэльсе. Сейчас в Британском музее находится плетеный стул, которому более 4000 лет. Далее, в XIX веке, славилась мебель испанских и скандинавских умельцев, а также британского мастера, знаменитого на тот момент, Уильяма Морриса. На плетеные камышовые стулья, привозимые из Малайи, был огромный спрос в XVII веке у французов и голландцев. А в египетской усыпальнице фараона Тутанхамона была обнаружена самая древняя плетёная лежанка, занимающая своё достойное место среди прочих предметов роскоши. Эта мебель считалась священной, и поэтому именно ее ставили рядом с гробом, когда провожали царей в последнюю путь.

Какая же история становления самого материала, из которого изготавливают плетеную мебель?

Во-первых, родоначальником данной мебели считают сундук. Сундук появился еще у ремесленников Древнего Рима. На то время, плетеная мебель была более дешевой, чем обычная деревянная мебель, и поэтому пользовалась большим спросом. С самого начала – это была мебель для плебеев, но спустя некоторое время, даже патриции по достоинству оценили данный материал. Последние использовали «плетенку» чтобы покрывать сиденья на многочисленных скамьях и диванах. Если переместится немного в наше время, то европейцы, которые первыми оценили большую прочность, долговечность и красоту плетеных изделий были жители Англии. Так как климат у них отличается некой сыростью, то плетеная мебель, стоявшая на балконах и террасах, не портилась и служила по несколько лет. Ведь мебель, сделанная из ротанга, может выдерживать достаточно большие нагрузки, терпеть резкие перепады температур и различный микроклимат. Так что, после англичан уже вся Европа стала пользоваться такого рода недорогой, но качественной мебелью.

История возникновения лозоплетения, фото № 5

Сундук плетеный. Начало ХХ века.

Конечно же, с годами, мода на плетеную мебель то ярко разгоралась, то быстро исчезала. Но, не смотря на это, данный тип мебели уже никогда не выходил из повседневного использования человеком. На современном этапе развития «плетенки», очень популярными и распространенными стают кресла, спальни, диваны, различные ширмы, плетеные корзины из лозы и этажерки, а также, журнальные столики.

История возникновения лозоплетения в России.

История возникновения плетеных изделий уходит в далёкое прошлое, ведь они появилась даже раньше, чем изделия из ткани или керамики. Плетение из ивового прута как ремесло появляется в России в XIX веке. Возникновению его во многом способствовала европейская мода на плетеные изделия и мебель. В Австро-Венгрии, Германии, Франции, Италии создавались музеи, школы лозоплетения, выпускались учебные пособия, ива стала растением, специально культивируемым на плантациях.

История возникновения лозоплетения, фото № 6

Артель лозоплетения общества "Допомога". Каменец-Подольский. 24.04.1931

Завезенные в Россию изделия из ивы пользовались широким спросом владельцев поместий; возникновение такого спроса и стимулировало опыты российских крестьян в области плетения из лозы. Для изготовления всевозможных корзин, контейнеров и сосудов использовали плетёные прутья ивы и других деревьев, корни и траву. Предназначением этих сосудов было хранение и перевозка самых разнообразных материалов.

История возникновения лозоплетения, фото № 7

История возникновения лозоплетения, фото № 8

История возникновения лозоплетения, фото № 9

Место плетёной мебели в городской квартире.

В наши дни плетёная мебель получила повсеместное признание, но несмотря на это воспринималась все же, как загородная, дачная для веранды или террасы. Плетеные диваны и кресла не пользовались большой популярностью среди горожан. Появлением и популярностью плетёной мебели в городской среде, человечество обязано итальянцам. После тяжелых и разрушительных лет мировой войны, к концу сороковых годов минувшего столетия итальянские мастера произвели так называемую «революцию» в оформлении интерьера.

История возникновения лозоплетения, фото № 10

История возникновения лозоплетения, фото № 11

История возникновения лозоплетения, фото № 12

История возникновения лозоплетения, фото № 13

История возникновения лозоплетения, фото № 14

История возникновения лозоплетения, фото № 15

История возникновения лозоплетения, фото № 16

Итак, подведем итог: история плетёной мебели охватывает несколько тысячелетий и уходит корнями в далёкое прошлое. О популярности плетёной мебели у древнеримских патрициев повествуют старинные манускрипты. Средневековая Европа воздвигла на пик моды плетеная мебель из ротанга – она была украшением всех модных гостиных того времени и с тех пор во всём мире неизменно пользуется успехом.

История возникновения лозоплетения, фото № 17

В XIX веке плетёными изделиями были украшены резиденции высшей английской и французской знати. Среди поклонников плетёной мебели различных стилей было множество знаменитых людей, например, французский король Луи Филипп ценил ротанговую плетёнку, неповторимая Грета Гарбо коллекционировала изысканные плетёные стульчики и кресла, Джордж Вашингтон был поклонником мебели колониального стиля. А сегодня каждому доступна эта прекрасная мебель, а выбор воистину огромен.

Плетение — искусство древнее, как человеческий род. Наверное, человек не может не плести: с древнейших времён плели в Африке и в Азии, в Европе и в Австралии, в Южной и Северной Америке.

Плели из камыша и верёвок, ивовой лозы и ротанга, бамбука и тростника, а теперь, к списку возможных материалов добавились синтетические ленты.

Наблюдая за тем, как дети опустошают одуванчиковые поляны и возятся с венками, терпеливо делают бумажные коврики и верёвочных кукол, начинаешь подозревать, что интерес к плетению у человека глубоко архетипичен.

Самыми старыми из найденных плетёных вещей являются египетские и ближневосточные находки: например, в гробнице Тутанхамона обнаружены два отлично сохранившихся плетёных стула.

Мебель и домашняя утварь из лозы и корней деревьев вовсю использовалась в Древнем Риме — и в домах простолюдинов, и в домах патрициев, а уж они-то были известными ценителями изящества и комфорта!

Из виноградной лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали лёгкие и прочные боевые щиты. Но это — лишь два-три примера из истории.

На самом деле, список применений лозы очень велик, а для начала, стоит рассказать о том, что такое ивовая лоза и где её берут

Ива — это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе распространено больше ста её видов, но, для плетения, подходят далеко не все.

Самые ценные именуются так: белотал, краснотал, козья ива и чернотал, или по-другому — ракитник (да, тот самый «куст ракиты за рекой!»).


Для плетения нужны их однолетние или двухлетние побеги.

В природе заросли ивы обнаружить нетрудно: она растёт по берегам озёр и рек. Однако, найти длинные безлиственные прутья, пригодные для плетения корзин и мебели — задача не из лёгких.

Короткие, узловатые побеги, пустившие отростки, могут пойти только на грубое плетение оград, плотин и запруд.

В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же, её выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта.

В наше время, требования к лозе ужесточились: необходимо получить определённую гибкость, толщину и окраску прута.

И, кроме того, на побеге не должно быть ответвлений и листьев. В этом культурные сорта — вне конкуренции. К тому же, они гораздо урожайнее диких.

Постройте себе глинобитную хижину

Наверное, наряду с корзинами, рыболовецкие снасти и ловушки для зверья и птиц были первыми и самыми важными для человека «плетёными поделками».

Снасти из тонкого ивового прута были прочнее, чем тростниковые или травяные, хотя и не отличались особой гибкостью. Поэтому, позднее, лозу заменили различные нити и обрезки кожи.

Ивовая лоза, податливая и прочная одновременно, часто использовалась в строительстве. Она считалась отличным материалом для стен и крыш.

Важно и то, что, на постройку сарая из глиноплетневых стен, тратится не больше недели.

А вторым преимуществом, кроме малых временных затрат, является дешевизна.

Впрочем, есть и минус — недолговечность постройки. Рассчитан такой плетёный домик, в среднем, на 10-15 лет использования, хотя, в принципе, может простоять десятки лет (это зависит от умения и старания строителей).

Глинобитные подсобные помещения и сейчас популярны на юге России и Украине.

Корзинки, корзины, корзинищи

Утратив свою привлекательность в качестве материала для сельскохозяйственных орудий, снастей и строительства, лоза не стала менее используемой.

Плетёная корзина и сейчас осталась «тарой номер один» для садовников и грибников.

Настоящий грибник никогда не отправится на «охоту» с полиэтиленовым пакетом, в котором хрупкая грибная добыча мало-помалу превратится в труху.

Картофельные корзины, прочные, вместительные, лёгкие, порадуют дачника при уборке картофеля.

А большие грубые корзины, так называемые шеверни, понадобятся для переноски строительных отходов, травы и выполотых с участка сорняков.

Но дело — не только в лёгкости и прочности плетёного «оборудования», но и в его эстетичности.


Ведь, за город, на дачу, мы едем, ради общения с природой, а «натуральность» корзин из ивовой лозы (вместо вездесущих пластмассовых вёдер) легко настраивает утомлённых горожан на нужный лад, принося спокойствие и умиротворение.

Корзина в городе

Собравшись на пикник, уложите провиант в плетёную корзину с двумя крышками, надёжно защищающими снедь от дождя и пыльных бурь.

До революции и в годы НЭПа похожие корзины были особенно ценимы торговцами-разносчиками: они вместительны и удобны в работе.

А чтобы, без особых усилий, заработать себе репутацию оригинала, ходите в гипермаркет с небольшой нарядной корзинкой.

Докажите окружающим, на своём примере, что более удобной тары для ношения яиц и фруктов люди ещё не придумали. И это — действительно так!

Наряду с плетёной мебелью, корзины из ивового прута — обязательный элемент стиля «кантри».

Короба для белья, корзины для бумаг, «ящики» для хранения вещей, забавные корзинки для мяукающих любимцев — это те мелочи, которые делают дом уютным, и наполняют его особым теплом, присущим природным материалам.

Но, почему же так много красивых и практичных вещей полностью ушло из нашего интерьера?

Увы, в какой-то момент люди посчитали лозу «неактуальной», и на смену ей пришла «суперсовременная» синтетика.

Русское лозоплетение

Князь Голицын, воодушевлённый впечатлениями от поездки по Европе, создал в своём поместье мастерскую, в которой плели мебель и корзины из очищенного ивового прута.

Проходят десятилетия, технологии совершенствуются, плетёные вещи становятся сложнее, изящнее.

В конце 19-го века в России появляется множество ремесленных школ, которые активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами.

Вслед за французами, русские мастера отбеливают, окрашивают, и даже золотят и серебрят лозу. Приходит мода на корзинки, расписанные масляными красками.

В начале 20-го века в России из лозы плели всевозможную мебель (стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки), газетницы, коляски, дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), сани, корзинки, детские качели и игрушки.

Широта ассортимента плетёных вещей поражала воображение!

До войны в Советском Союзе существовало 800 артелей, объединявших 15 тысяч мастеров-плетельщиков.

В послевоенные 40-50-е плетение не развивалось: все силы и устремления народа были направлены на создание мощной промышленной державы, и вера в могущество техники стала тотальной.

Поэтому, переселяясь в город, бывшие крестьяне старались позабыть «отсталое прошлое»: оно стало немодным.

И всё же, несмотря на постепенное закрытие большинства мастерских, некоторые местные предприятия никогда не прекращали своей работы.

В 60-80-х их продукция превратилась в престижный дефицит, популярный в среде политиков, богемы и подпольных бизнесменов.

Король жив!

Вслед за Европой, а впрочем, и всем цивилизованным миром, Россия «возвращается к корням». Рождается новое поколение «экологических» людей, мыслящих стратегически.

Мы начинаем понимать, что человек не может существовать в отрыве от природы ни на каком из уровней: ни на духовном, ни на физическом, ни на эмоциональном.

Наши глаза хотят смотреть, а руки касаться, вещей, сделанных из природных материалов. И многие люди начинают задумываться, прежде чем покупать и вносить в свой дом вещи, сделанные из полиэтилена, целлулоида, пластика или ещё какого-нибудь продукта нефтепереработки.

Ведь, у нас — достойная альтернатива искусственным материалам, подсказанная самой природой и сохранённая русской традицией.

Сейчас плетёная мебель, лёгкая, экологичная, изысканная, вновь покоряет Россию.

Её можно увидеть на картинках каталогов и в витринах салонов, встретить в гостиничном и ресторанном интерьерах, детских садах и даже в офисах.

Плетёные кресла-качалки быстро приживаются в наших квартирах, становясь домашними любимцами. А их собратья охотно заселяют балконы, веранды, чайные домики и прочие «уголки для размышлений».

Отдыхая на наших любимых плетёных диванах, мы, наверняка, получаем немало целительных токов. Ведь, ещё древние лозоходцы доказали, что лоза — прекрасный проводник земной энергии.

Так, в Древнем Китае участок, выбранный для постройки дома, обследовался с помощью лозы, и дом ставился на месте, где лоза не отклонялась в руках лозоходца.

Когда-то лоза выбирала место для дома, а теперь дом выбирает лозу, дарящую его обитателям душевное равновесие и покой.

О лозоплетении

Ремесло плетения из прута ивы (лозоплетение) – одно из самых древних. Люди начали плести из природных материалов, когда у них ещё не было инструментов и оборудования для создания сложных хозяйственных предметов. На Владимирской земле лоза была доступным для работы материалом: заросли ивы были в изобилии на берегах Клязьмы, Оки, многочисленных речушек и озёр. Из молодых побегов ивы крестьяне плели корзины, рыболовную снасть, изгороди, детские колыбели, санки и многое другое. В конце XVIII в. в Россию пришла европейская мода на плетёную мебель, что способствовало развитию промысла. В XIX в. Владимирская губерния стала одним из крупных центров лозоплетения в России.

Сегодня традиции лозоплетения сохраняются в творчестве отдельных мастеров Меленковского, Вязниковского, Юрьев-Польского, Муромского и других районов, в студиях при районных домах народного творчества, культурно-досуговых учреждениях.

Мастер декоративно-прикладного искусства Е.Д. Груздков (г. Меленки) более двадцати лет занимается плетением из лозы. Использует для работы кустарниковые породы ивы, произрастающие в Меленковском районе. Мастер владеет десятками приёмов плетения, освоил изготовление более 60 наименований изделий: столы, табуреты, абажуры, напольные вазы и, конечно, традиционные корзины – разных размеров и назначения. Работы Евгения Груздкова представлены в коллекциях Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова, Областного центра народного творчества. Мастер участвует во всероссийских и региональных выставках, неоднократно становился лауреатом всероссийского конкурса народных мастеров ДПИ «Русь мастеровая» (г. Чебоксары). Е.Д. Груздков передает традиции и секреты лозоплетения ученикам, с 1997 г. являясь бессменным руководителем образцового коллектива «Мастерская умельца» в Меленковском центре культуры и народного творчества.

Мастер декоративно-прикладного искусства А.Л. Харинов (д. Перово Вязниковского района) почти четверть века посвятил лозоплетению. В совершенстве владея традиционными техниками, он разработал и авторскую технологию трёхмерного гнутья ивового прута. Отличительной особенностью своей работы считает более тщательную калибровку прута, используемого при плетении изделий. Александр Харинов создаёт оригинальные плетёные предметы интерьера (сундуки, комнатные ширмы, абажюры, кашпо, вазы, хлебницы), а также кухонную и садовую мебель (обеденные столы и журнальные столики, табуреты и пуфы, кресла-качалки, диваны). Лучшие работы мастера находятся в коллекции Областного центра народного творчества. Харинов А.Л. проводит мастер-классы по лозоплетению для детей и взрослых, активно участвует во всероссийских, межрегиональных и районных выставках декоративно-прикладного творчества, ярмарках ремёсел.

Читайте также: