Плетение из лозы в алтайском крае

Обновлено: 22.04.2024

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов запись закреплена

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов запись закреплена

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов запись закреплена
Кладоискательство Металлоискатель Нумизматика.

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов запись закреплена

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов запись закреплена

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов запись закреплена

Плетение из лозы и других материалов

Плетение из лозы и других материалов запись закреплена
АрКон

В разговоре о какой-нибудь незатейливой работе можно услышать выражение: "Это проще пареной репы", Или: "Да это как лапти плести". Насчет пареной репы не спорим, с поварской точки зрения, действительно, приготовить пареную репу не сложно. Намыл репы, положил в чугун, влил ковш воды и поставил в жаркую печь. Не допрела - оставь еще на часок потомиться, перепрела - стала вкуснее. Это так. А вот плетение лаптей назвать плевым делом я бы воздержался.
Показать полностью.

Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях. Кстати сказать, лапоть - обувь удобная и легкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка.
Форма и приемы плетения лаптей вырабатывались веками. Кроме лаптей плетут еще бахилы (ступни). Бахилы более изящны по форме. В старое время их надевали не каждый день, а по праздникам. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечевками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, - просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи верст.
Предвидим вопрос. Авторы так расписывают достоинства лаптей, уж не хотят ли вернуть эту обувь в нашу жизнь? Нет, не хотим, несмотря на то, что в магазинах обуви мало. Ходите на здоровье в кроссовках и в лакированных туфлях. Но мы хотим, чтобы вы и ваши дети знали основную обувь наших предков. Нельзя начисто изгонять из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Хочу, чтоб дети наши видели лапти не только на картинках и в музеях, а в своем домашнем интерьере, чтоб лапоть не превратился в самый дефицитный предмет театрального реквизита, без которо-го нельзя играть пьесы из русской истории.
Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. О материале расскажем ниже. Сейчас коротко об инструменте. Требуется нож, кочедык и мялка для лыка. Нож всегда найдется, а кочедык придется сделать самому, потому что ни в одном хозяйственном магазине во всей Руси, не говоря о сопредельных странах, кочедыка вы не купите. Продавцы даже не поймут, о чем вы спрашиваете. Они и слово-то "кочедык" помнят, наверно, по скороговорке: "Выковырни лычко из-под кочедычка".
Кочедык можно отковать или выточить из десятимиллиметрового железного прутка. Изгиб его показан на рисунке 157. Еще проще сделать кочедык из сучка крепкого кустарника с подходящим отростком.

Потребуются еще колодки. Колодки для лаптей и бахил не различаются на левые и правые - одна на обе ноги, как для валенок. Они очень простые, особенно для лаптя. Сделать их можно из чурки любого дерева. А еще проще из пеноиласта. Этот материал легко обрабатывается ножом и стамеской. Колодки делаются цельные и разъемные (рис.158). Разъемную легче вынимать из готовой бахилы. Размер колодок определите сами. Советую не делать слишком большие. Ведь все равно носить ни лаптей, ни бахил не будете. Сделайте длиной 10-12 сантиметров. На таких колодках у вас получатся красивые лапоточки и бахилочки. Длину разъемной колодки можно увеличить, нашив к носочной или задниковой части дощечки или картонки соответствующей толщины, которые удлинят колодку. Слишком много удлинять не следует, так как при прежней ширине колодка получится непропорционально вытянутой
Материалом для лаптей служит лыко. Кое-где за неимением лыка плетут из бересты. Но это довольно сложно, так как берестяное лыко имеет длину не более окружности дерева, с которого оно снято. А липовое лыко цинуется (нарезается) узкими полосками вдоль луба. Длина его равна длине лутошки, с которой снято лыко.
Добыть лыко можно в лесной чащобе. Но ни в коем случае не надо трогать одиноко растущие липки. Липа - хорошее и полезное дерево, любимое пчелами. Липовый цвет - прекрасное лекарство из лесной аптеки. Губить липу потому, что она вам показалась подходящей для лыка, не надо. Другое дело, .если вы оказались в зарослях липняга. Там молодые липы Угнетают друг друга. Они тянутся к свету. Стволы их тонкие и высокие. Именно такие и нужны для лыка. Срезая одно деревце из двух-трех плотно стоящих, вы не нанесете ущерба липовой роще. Да при такой скученности и не будет никакой рощи. Некоторое разрежение поможет деревцам-лидерам вырваться, на простор.
Хотим поделиться одним наблюдением. Раньше почти в каждом доме были лапти. Из луба старых лип плели рогожи. В рогожных кулях перевозилась половина грузов. Но не скудели липовые рощи. С тех пор, как перестали плести кули и лапти, прошло полвека, однако липнягов не прибавилось, наоборот, они перевелись. Например, в окрестностях города Владимира ях не встретишь. Но сохранились и будут жить в веках поговорки и речения о липовом лыке. Вспомним некоторые.
" Мы тоже не лыком шиты".-Знаем дело и имеем достоинство.
"Не всякое лыко в строку". - Не упрекайте за пустяшный промах.
"Ободрал как липку". - Взял непомерно высокую цену.
"Поменял ремешок на лычко". - Взял плохое вместо хоро-шего.
"Надрал лыка". - Строго расправился.
"Лыка не вяжет". - Пьян. Говорит заплетающимся языком.
Мы привели лишь малую толику, еще не вышедших из употребления. А сколько уже забытых. Обилие речений с упоминанием лыка говорит о том, что оно хорошо послужило русскому человеку.
На рогожу, на решета идет старый луб, а на лыко только луб молодой липки. Ствол ее должен быть тоньше чайного стакана - в рюмочку, как говаривали старые мастера.
По лыко ходят весной, когда тронется сок, в до середины лета. Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая. Если ножик острый и вам удалось слегка наклонить липку, то она срезается с одного-двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом трехгранного напильника вспарывают луб от комля к вершине. На.вершине вылущивают из луба лутошку и с сочным похрустыванием вынимают ее, лутошку, до самого комля. Лыко не сдирают частями, а именно вынимают из него лутошку, стараясь сохранить луб целиком. Когда вылущится комелек, у вас получится как бы два ствола: один беленький потоньше (лутошка), другой сохраняет вид липки, только что срезанной с корня. Лыко надо скатать в баранку вершинкой внутрь и связать. На пару лаптей требуется не более трех стволов.
Белые лутошки не бросайте. Вершинки с лиственными вет-ками - прекрасный корм для коз, овец и кроликов. А из луто-шек можно что-нибудь смастерить. Они легко режутся.
Циновать лыко можно сразу, придя из леса, а также спустя долгое время. Но тогда "баранки" придется замочить в ведерке. На один лапоть (бахилу) требуется шесть лык шириной, примерно, 12 мм и длиной около полутора метров. Цинование - ответственная операция. Сначала нарезайте лыко, начиная от комля, стараясь соблюдать заданную ширину. Конечно, не надо, каждую секунду измерять ширину линейкой, но на глаз ширину держать. Это не так просто. Нож, попадая в трещины, образовавшиеся при вылущивании лутошки и скручивании лыка в баранку, то как бы проваливается, то спотыкается. Трещина его ведет не всегда туда, куда надо. Поэтому нож в руках держите твердо, чтобы он не срывался. Движение ножа вдоль лыка осложняется тем, что общая лента лыка у комля гораздо шире, чем у вершинки. По форме это очень вытянутая вверх трапеция. Чтобы не пересекать продольные волокна, вы где-то к середине срежьте клинышек. Из него потом выйдет короткое лыко, которое тоже пригодится. Из одной "баранки" обычно выходит четыре длинных лыка и два коротких. При циновании встретятся на самом неподходящем месте дырки от сучков или впадины от скрытых почек. Если это на средине длины, то не большой изъян. Пусть в этом месте лыко будет наполовину уже. Потом закроется вторым слоем. Если дырка от сучка рвет лыко пополам, то ничего не поделаешь, придется делать два коротких лыка. Плетут же из коротких берестяных лык. Но воспользуйтсь этим случаем, срежьте тут клин, устра-няющий косину.
Потом все нацинованное надо промять на мялке (рис.157 справа). Мялка делается из пяти тонких дощечек. Две из них (вторая и четвертая - с какой стороны не считай) в два раза короче боковых и средней. Дощечки свинчивают двумя шурупами, предварительно обработав кромки. В нижней части, где шурупы, кромки стесывают так, чтобы получилась ручка. А внутри образовавшегося трезубца их закругляют.
Продернутое через мялку лыко становится более мягким. Оно невидимо глазу слегка расслоится. Легче будет снимать паздиру - верхний коричневый слой. Снимая, не слишком истончайте белое лыко. Ближе к вершине и вовсе можно не трогать коричневый слой, удалив с него только почки и другие шероховатости, как бы слегка построгав его. Так выравнивается лыко по толщине в комлевой и вершинной частях.
Для большого лаптя и бахил нужно шесть лык. Для маленьких достаточно четырех.
Чего будем плести, лапоть или бахилу? Лапоть попроще. Но мы начнем с бахилы. Кто сплетет бахилу, тот запросто сплетет и лапоть.
Мы все время говорили про лыко. А как быть жителю степного края? Где ему взять лыко, если захочется сплести лапоточки или бахшючки? Так вот мы вам откроем свой секрет. Научиться плести лапти можно и без лыка, то есть пользуясь не натуральным лыком, а заменителем. Им может служить крафт-бумага. Добыть ее совсем не трудно. Из крафт-бумаги делают мешки для перевозки почты, сухофруктов, цемента. По прочности крафт-бумага, конечно, уступает лыку. Но ведь вы не собираетесь ходить в лаптях. Вам важно овладеть древним ремеслом. А настоящие лыковые лапти и более изящные бахилы сплетете, когда окажетесь в краях, где растет липа. Сплетете уже со знанием дела.
Учиться на заменителе лыка даже приятнее, чем на натуральном. Во-первых, добыть "сырье" можно в любое время года, во-вторых, нарезать полоски из бумаги проще, чем из лыка. Они получатся у вас ровные, так как нарежете их по линейке, в-третьих, плести из бумажного лыка проще: не надо следить за тем, чтобы крепкий белый слой был повернут на лицевую сторону.
Бумажное лыко готовится в три-четыре слоя. Отрезаете полоску, скажем, в три сантиметра шириной и сгибаете сперва один сантиметр ширины, потом другой. Склеивать не надо. Лишь заостренные концы склейте, чтобы не расслаивались, когда будете их подсовывать вслед за кочедыком. Если лыко в три слоя покажется тонковато, согните в четыре слоя. По сантиметру с одной и с другой стороны и потом на средине сложите вместе. Так лучше спрячутся внутрь все тонкие однослойные кромки. Потом обязательно протяните на ребре стола или доски, чтобы погасить упругость бумаги на сгибе. Мялка для этого не годится.
При выборе сырья отдавайте предпочтение более светлым, нежели темным тонам. Светлая крафт-бумага по цвету очень близка к натуральному лыку. На некотором расстоянии даже специалист не сразу отличит. Проверено.
Тут важно, что вы, не срезав ни одной липки, можете успешно научиться древнему ремеслу. Больше мы не будем слово "лыко" брать в кавычки, хотя и знаем, что речь идет о заменителе. Для понятия сути плетения не имеет никакого значения исходное сырье. Последовательность операций и все приемы ничем не отличаются.
Итак, начинаем плести. Возьмите шесть лык, если собираетесь плести большой лапоть. Для лаптя требуется широкая проплетка (стелька), а для небольшой бахилы достаточно и четырех лык. Все наши рисунки построены на четырех лыках. Так вам легче будет проследить движение лык, всматриваясь в рисунки.

Берем два лыка в левую руку и два в правую. Переплетите их между собой на середине длины (рис.159). Будем плести проплетку (стельку). Все верхние концы лык сгоните вниз (рис.160, 161). Концов у вас уже будет не четыре, а восемь: четыре в левой руке, четыре в правой. Плетите из них, как плетут обычную косичку. Только косичка плетется в три пряди, а тут надо плести в восемь лык (лапоть - в двенадцать). Берите поочередно лыко справа, лыко слева и переплетайте их со всеми, лежащими на пути.
Скоро вы заметите закономерность: одно лыко, скажем, левое всегда в начале новой строчки ложится сверху, а другое приходит из-под низу. Это говорит о том, что плетете вы пра-вильно, нигде не сбились. Укладывайте лыко к лыку плотно, особенно когда делаете первые шаги с того и другого краяю. Не: надо слишком перетягивать, но я не давать слабинку. И еще вы заметите, что проплетку можно изрядно вытянуть, а можно пустить и пошире. Тогда она сразу станет короче.
Вот проплетка довольно длинная. Пора на нее ставить колодку, чтоб не плести лишнее. Мыс проплетки должен быть чуточку - на поллыка - длиннее колодки. Если не хватает - добавьте, лишнее - расплетите.

Так, проплетка есть. Справа и слева у вас по четыре лыка. Ставим колодку. Находим лыко на самом краю посреди пятки, продеваем под него узкое лычко и привязываем пролетку за гвоздик, торчащий над задником колодки. Теперь обе руки на носок. Формируется носок очень просто. Вы даже удивитесь, как просто затягивается носок бахилы. И к тому же получается довольно красивый. Для мастера это самый приятный момент плетения. А делается это так.
До сих пор вы плели, беря крайние лыки. Теперь возьмите средние, два справа и два слева. Переплетите их между собой. Они сами подскажут, какому лыку ложиться сверху, какому идти вниз. И вы увидите, как первые же четыре клетки, появившиеся в средине проплетки, обозначат носок бахилы. А когда поставите в строки оставшиеся справа и слева пары лык, то тут уж вы поверите в свои силы. Все это показано на рисунках 162, 163, 164.
Когда переплете поверх носка колодки все восемь лык, натяните их равномерно, чтобы все клеточки плотно прилегали к колодке. Затем лыки соберите позади пятки и возьмите в горсть. Видите, у вас уже обозначилась бахила. Отделите вер
хние лыки по одному слева и справа и проплетите их с помощь кочедыка вторым слоем в сторону пятки. Но прежде, чем пустить в ход кочедык, найдите начало той дорожки, которая приведет это лыко точно на средину пяточной кромки, где оно встретится с другим лыком, которое придет с противоположной стороны. Еще раз пройдите глазом по до-рожке и уж тогда под-девайте кочедыком. Если тут ошибетесь, то пятка получится косая. И дальше все пой-дет наперекосяк. Следом проплетите остальные лыки слева и справа.
Теперь обе руки на задник колодки. К нему пришли все восемь лык. Тут, как и при заплетке носка, берутся средние четыре лыка и переплетаются между собой (рис. 166).За ними переплетите все остальные (рис. 167).
Задник сплетен. Теми же лыками плетем бока бахилы.

Берем крайнее верхнее лыко, разворачиваем его под углом 90 градусов, переплетаем между остальными тремя и с помощью кочедыка проплетаем по стельке. Будьте внимательны при первом подковыре кочедыком. Посмотрите, на свое ли место вы привели это лыко. Оно должно лечь рядом с тем лыком, которое ушло на другую сторону задника и готово также переплестись с тремя другими и уйти на стельку.
Так же переплетается второе лыко, но уже между двумя, оставшимися и уходит на стельку рядом с первым. И опять будьте внимательны. В этом месте лыки стремятся занять чужую строку, выскакивая на одну вперед. Третье лыко переплетается с четвертым и еще с натянутыми от носка по бокам лыками и уходит на стельку. Последнее лыко переплетается уже не со свободными, а с натянутыми от носка к пятке. Но вы разберетесь. Кочедык вам поможет. Перебрав все лыки на одной стороне, переходите на другую. Так же все переберите и проплетите по стельке к противоположным сторонам.

На подошве вашей бахилы постепенно нарастает второй слой. Говорят: плетется в две цены.
Носок и задник сплетены. Но еще на боках остаются не переплетенными натянутые наискосок лыки. Чтобы закрыть этот "недоплат", надо бы проплести еще по три-четыре лыка. Смотрите, нужные вам лыки сами пришли сюда и просятся в строку. А если они преждевременно кончились и не пришли, то вы их наставьте. Лыко наставляется (удлиняется) не клеем и ух, конечно, не связывается узлом, а заплетем нового конца. Отступя два-три шажка от того места, где кончается короткоелыко, продевается новое. Продергивая новый конец, постарайтесь не выдернуть его совсем. Остановитесь так, чтоб кончик нового лыка спрятался под клеткой. Кончик короткого лыка отрежьте. Новое лыко его прикроет. Наращивание длины будет совершенно не заметно.

Когда проплетете все концы от края до края, резберетесь, какое лыко куда стремится. В первую очередь пустите в дело те концы, которые "просятся

Алтайская Ива

Алтайская Ива

Алтайская Ива запись закреплена

Алтайская Ива

Алтайская Ива запись закреплена

Алтайская Ива

Алтайская Ива запись закреплена
Концепция общественной безопасности

А знаете, почему на Россию сейчас пошла такая атака? Почему следует вброс за вбросом, ложь на лжи? Почему всеми силами пытаются раскачать стабильность в нашей стране? Причем и снаружи, и изнутри?

Да потому что «они», наши враги, в один прекрасный момент испугались. Они недооценили нас, они проспали…

Испугались «они» не только возвращения Крыма, не только нашей помощи Сирии, не только возрождения нашей армии.
Показать полностью.

Мы не только «агрессоры», агрессию которых они никак не могут доказать. Мы не только «страшная империя», которая очень хочет всех включить в себя.

Нет. Они испугались в большей степени другого. Куда более важного.

Мы для них стали гораздо хуже…

Мы начали напоминать человечеству о его мечте. Которая выше материального! Которая идет дальше, чем хорошо кушать, иметь машину и иметь самый новый телефон или планшет.

После Крыма мы начали незаметно возвращаться к понятиям, что вкусно и сыто жить — это не главное в жизни. Что «звезды» важнее колбасы. Что… можно в детстве снова хотеть быть космонавтом, а не менеджером. Что есть святые даты! Что мы способны создать Бессмертный Полк, в котором участвуют не только старики-ветераны, но и дети.

Что Россия рождена для чего-то большого, великого… Они испугались. Жесточайше.

И кинули все силы, чтобы разрушить нас именно в человеческом плане.

И вот произошло то, что мы сейчас с ужасом наблюдаем…

И в соцсетях, и в так называемых СМИ. Именно так называемых, поскольку настоящих журналистов и серьезных изданий остались единицы! Да и их перестают читать. Трудно, неинтересно, напрягаться нужно.

Тупые демотиваторы и непроверенные, бьющие в глаза фейки постепенно переняли штурвал в соцсетевых массах.

Нас снова пытаются совратить примитивным «дороги, магазины и пенсии» и всеми силами раскачать страну.

Нестабильной страной легче управлять, легче подсадить ее снова на все возможные и не возможные кредиты, а, может, и купить с потрохами, как это произошло на Украине. А народ снова превратить в жвачное животное, уподобить его идеалу «европейского, цивилизованного человека».

В последнее время, глядя на определенный пласт людей, особенно в соцсетях, я вспоминаю сказку «Снежная Королева». Но это ж какое огроменное зеркало должно было грохнуться! И сколько осколков разлететься и засыпать глаза людей…

И вот мы видим результат. Все розы у них уродливые, все бабушки старые и сморщенные, все вокруг черное и злое, а хорошего вообще ничего нет и не будет.

И вот сидят они, трясутся над собиранием грязных льдинок и с остервенением пытаются сложить слово «БОЛОТО». И постепенно погрязают душой в этом болоте. Увязая все глубже и глубже.

Так удобно ведь… Когда все вокруг «сволочи» и «все плохо», зачем вообще пытаться что-то делать? Это «все вокруг воры» снимает с человека собственную ответственность и погружает его в состояние пассивности… А в худшем случае в состояние наслаждения от статуса «жертвы».

А ведь Герд сейчас не так много. На всех не напасешься горячих сердец и легендарного «снип-снап-снурре, всё закончится хорошо»… Да и не пускают «добрых девочек» и «волшебников» на широкую публику. Давят так, как никогда не давили.

Погрузить людей в это ментальное болото — это именно то, чего хотят достигнуть наши недоброжелатели.

Совратить нас с того опасного для «них» пути, который мы начали несколько лет назад…

Так не дайте им этого сделать. Вырывайтесь из этого болота. Не ведитесь на примитивную, эмоциональную раскачку. Проверяйте информацию, читайте дальше заголовков и картинок. Не ведитесь на удочку «пенсии и дороги, воры и гады»…

Мы выше! Мы должны быть выше!

И мы обязаны держать планку «звезд». Даже, если в нашем государстве не все в порядке. Подумайте, вспомните, сколько его разрушали. Да и сколько сил, средств и энергии брошено сейчас на его разрушение.

Не дайте им выиграть снова.

Можно пытаться улучшать страну, можно конструктивно критиковать.

Не только можно, но и нужно!

Но именно спокойно и конструктивно. А не по принципу «разрушим до основания, а затем…». Не будет нового, прекрасного мира. А будут обломки и фарш. История отчетливо нам это показала. И далеко не один раз.

Не забывайте, насколько хрупка сейчас обстановка и снаружи, и внутри.

И никогда не забывайте, мы рождены для великого. Для звезд…

А эти «звезды» — это скрытая и забытая мечта наших врагов. О которой они только мечтать и могут, но которой им никогда не достигнуть.

Мастера Алтайского края на выставке в Москве., фото № 1

Тамара Наговицына (Роспись по дереву).

Мастера Алтайского края на выставке в Москве., фото № 2

Народный мастер Алтайского края Полина Гладких (плетение из рогоза)

Мастера Алтайского края на выставке в Москве., фото № 3

Мастер по плетению из лозы Василий Мокроусов.

Мастера Алтайского края на выставке в Москве., фото № 4

Мастер гончар Евгений Хижняк

Мастера Алтайского края на выставке в Москве., фото № 5

Мастер по валянию из шерсти Наталья Сафронова (Наталья светловолосая в серединке)

Мастера Алтайского края на выставке в Москве., фото № 6

Мастер гравировки стекла Александр Волков.

Мастера Алтайского края на выставке в Москве., фото № 7

Мастер росписи по дереву и росписи по ткани Юлия Заречнова.

Мастера Алтайского края на выставке в Москве., фото № 8

И конечно же Я - Мастер росписи по дереву и росписи по камню Наталья Петрова.

Мастера Алтайского края на выставке в Москве., фото № 9

И мои магниты (в кадр не вошли)

Экспозиция Алтайского края было очень большая, мастера ремесленники - лишь малая её часть, но очень достойная. Надеюсь и Вас, друзья, впечатлить.


– Самый дружественный человеку материал – дерево, – уверен Василий Мокраусов, мастер лозоплетения из Солонешенского района. – И у каждого человека своё дерево, которое дарит ему силу, энергию. У кого – сосна, у кого – осина… А меня вот ива вдохновляет.

И хлеб, и для души

– У вас в роду кто-то занимался плетением из лозы?

– Насколько помню, не было таких. (Улыбается) Может, кто-то из предков и был мастеровым, но в очень давнем прошлом… А почему я решил заняться плетением, откуда ко мне пришло такое желание, и сам не знаю. Просто внутри что-то зажглось. Вдохновение, наверное.


До этого я в Солонешенском лесхозе 20 лет отработал. А в 2004 году будучи главным инженером лесхоза попал под сокращение. И начался у меня кризис. Сейчас даже название придумали – «кризис среднего возраста». Мне тогда сорок с небольшим было. В тот период нигде не мог себя найти. Тыкался, мыкался. Почти по всей России проехал – и на Севере был, и во Владике… И однажды предложил жене попробовать плести из лозы. Представление об этом деле у меня было далёкое. Ни опыта, ни знаний, ни помощи со стороны. Говорю: «Пойдём, нарежем прута и будем корзинки направо-налево продавать». Это было зимой. Съездили, нарубали во-о-от таких толстенных палок. А что с ними делать-то? Купили специальные книги, записались в краевую библиотеку, выписали оттуда литературу. И начали методом проб и ошибок осваивать ремесло. Теперь же это дело для меня и хлеб, и занятие для души. Оно жизнью моей стало.

– Помните свои первые изделия?

– Они до сих пор в моей мастерской висят, мы их не выбрасываем. Для меня они дорогие и потому красивые. Но с высоты приобретённого уже опыта вижу – очень корявые…Помню, мы с женой тогда одну корзинку плели сутки – не хватало четырёх рук и четырёх ног. За головы хватались: «Как они плетутся-то?». Но не отступили…Я очень благодарен своей жене. Не оставила меня в кризисе. И в новом занятии поддержала.

– Начав с азов ремесла, вы «доросли» до звания народного мастера Алтайского края…

– Я поставил себе цель научиться плести из лозы. А это значит, что нужно было не два часа в неделю заниматься, а каждый день и с утра до вечера. Уверен: если поставить себе чёткую цель, то она достижима. Это я на своём опыте говорю.


Экологичный продукт

– А что можно сделать из прута?

– Хоть что! И колечко, и кулоны, и серьги. Можно посуду, лапти, мебель. Знаете, учёные в египетских пирамидах обнаружили различную плетёную утварь и плетёную мебель. Думаю, первый материал, который человек стал использовать, – дерево, прут. Плёл корзины, чтобы переносить собранные плоды и охотничьи трофеи. Плёл шалаши, чтобы прятаться от непогоды.

– Как долго могут служить плетёные вещи?

– Мебель 20-30 лет служит превосходно. Корзины поменьше. Но у нас была бабушка-соседка, она показывала корзины, которые привезла с собой с Украины, с Запорожья ещё в советское время. Конечно, в них кое-где что-то отломилось, где-то протёрлось – дерево есть дерево. Но в целом корзины были вполне пригодны к использованию. Так что если бережно к вещи относиться, долго может служить.

– В обиходе пользуетесь твореньями рук своих?

– Конечно. Вот внук у меня родился, и первое, что мы ему сделали, сплели кроватку. Потом – столик для кормления. Из него вырос – смастерили санки. Уже третий год возим его в плетёных санках. Некоторые спрашивают: «Это муляж?». Какой муляж – сам сажусь в них, а супруга катит!

Сплести можно практически все, что угодно.

Раньше же много чего плетёного делали. Забвение этого ремесла пошло где-то в семидесятые года прошлого века, когда пришёл пластик. Но, в последние годы лозоплетение стало возрождаться. В основном, конечно, оно имеет декоративную цель. Но сохранилось и практическое его значение. Например, мне часто заказывают мебель. И правильно: это же экологически чистый продукт! Никакой химии. Даже морилка у меня природная, сделана из коры лиственницы.

– Какое самое необычное изделие вы делали?

– Года четыре назад плёл кошёвку для брички. А совсем недавно, в марте, делал стеллажи в китайском стиле под чаи. Приятная была работа, интересная. Самый необычный заказ был в прошлом году с Западной Украины. Необычно потому, что там же в каждой деревне есть свои хорошие плетельщики. В Украине, Белоруси, Молдове это мастерство с младенчества постигают. Лозоплетение там – национальная традиция. Ну, а с этим заказом заморочек было много, ведь на Украине как раз война шла. Правда, муж заказчицы в это время был в Москве. Ему отправили. А уж как он всё это домой вёз огородами-огородами, не знаю. Она потом по электронке написала, что довольна моей работой.

Ивовый питомник

– Разновидностей ивы много. С какой вы работаете?

– Да, ив более 120 видов. В принципе, плести можно из всех. Я сейчас пользуюсь дикой ивой. Но нынче заложил основу собственного питомника. Выписал из Свердловской области сортовые черенки, в мае их укоренил. Часть личного огорода распахал, где целевик был, полсотки посадил. Осенью собираюсь черенковать и посадить черенками ещё с гектар. Зачем мне это нужно? Буду меньше тратить времени на заготовки – ведь сейчас приходится много ездить, искать подходящее сырьё, тратить много времени на это. И ещё: хочется делать более сложные, более красивые и необычные вещи, а для этих целей необходима сортовая ива. Конечно, это расходы: нужно заплатить за саженцы, подготовить участок для посадки, нужно ухаживать – полоть, чтобы сорняками не зарастала. Соседи в шоке: «Мы, – говорят, – выписываем саженцы яблони, груши, сливы, а ты – иву».

– Плетение из лозы на Алтае не очень распространено?

– Ну, почему же, сейчас развивается. Да и раньше было. Например, на базе Мамонтовского лесхоза долгие годы работала мастерская по лозоплетенеию. Они с Польши получали сортовую прутовую иву, плели корзины, мебель. Работает ли сейчас этот цех, сказать не могу. А вообще на Алтае встречаются одиночки-мастера.

– Не жалеете, что увлеклись этим делом?

– Единственное, о чём жалею, что поздно в этом деле себя нашёл. Каждый день у меня вдохновение какое-то прёт и прёт. Уже на «излишки» у меня нет времени – ни на выпивон, ни на сигареты. Я это исключил из жизни. Жалко на это тратить время. А вот когда плету, не спешу, вообще не замечаю времени… Конечно, на корзинках сильно не разбогатеешь, но так приятно, когда приходят люди и говорят: «Спасибо за корзинку, до сих пор пользуюсь… Спасибо за кресло, сижу в нём зимой и вспоминаю лето, чувствую тепло твоих рук».

Досье

Василий МОКРАУСОВ.

Родился в Кемеровской области, но своей родиной считает Алтайский край, куда переехал в раннем детстве. В 1985 году поступил в Бийский лесхозтехникум. Два года служил в Германии в инженерных войсках. С 1990 по 2004 год работал в Солонешенском лесхозе. В 2003 году закончил АлтГАУ. Лозо- плетением занимается с 2008 года. Участник краевых, региональных и всероссийских выставок. В прошлом году получил звание «Народный мастер Алтайского края».

Мы зададим все важные вопросы, чтобы вам было проще описать задачу.

Добрый день! Готова помочь

Здравствуте! Живу недалеко

Здравствуте! Когда нужна услуга

Специалисты напишут сами

Покажем заказ подходящим профи. Они напишут, если готовы помочь.

Все вместе 2000 рублей

Когда вам удобно?

Обо всех деталях договаривайтесь со специалистом и платите ему напрямую.

Мастера

Профи


Участвовал в межрегиональном конкурсе художников. Награжден нагрудным знаком 50 лет вневедомственной охраны. Увлекаюсь нейрофизиологией и электрическими машинами и аппаратами, с деревом. Работал учителем физкультуры в школе, там же несколько рз вел уроки химии и биологии по специальности т. Я окончил Университет биохим фак. Училище физкультурный факультет. Ходил в кружки резьбы по дереву и спортивные — баскетбол, лыжные гонки, биатлон. Призёр спортивных соревнований. 10 лет в спец. воен.охране.

Читайте также: