Плетение из лозы в беларуси

Обновлено: 05.05.2024


О любви к лозе и самообучении

Плетеными изделиями Елена заинтересовалась еще в юности, когда жила в родном Витебске.

— Изделия из лозы просто притягивали меня. Я спрашивала и узнавала, кто мог бы обучить этому искусству. Но все мастера отказывали, потому что смотрели на меня как на конкурента, а не коллегу. И все же судьба преподнесла подарок, появились на пути люди, которые показали первые шаги в лозоплетении.

Все остальные навыки народный мастер изучала самостоятельно. В то время Интернета не существовало, книги по теме были редкостью — девушке пришлось преодолеть немало трудностей на пути к покорению непростого природного материала.

— Раз ты учишься на собственных ошибках, то знаешь ходы и выходы и можешь этим манипулировать. Ты сам начинаешь понимать, как «работает» материал, что можно с ним делать, а что нет. Первую книгу, «32 урока плетения из лозы», купила случайно, когда поехала за шторами, — вспоминает с улыбкой героиня.


Прошло немало времени, Елена многому научилась — и ее мастерство в итоге заметили и оценили. Девушку пригласили на работу руководителем нескольких кружков по лозоплетению, настолько это направление было тогда востребовано. К тому же она успела поработать на фабрике художественных изделий и в центре ремесел Витебска «Двина». Высшее образование получила в Белорусском государственном университете культуры и искусств.

12 лет проработала в одном колледже, а потом ушла в филиал музея Янки Купалы

Меня пригласили работать в Минск. Тогда, в 2008 г., по рекомендации мэра города Минска в УО «Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства им. Н. А. Кедышко» открыли направление по специальности «Изготовитель художественных изделий из лозы» и на второй ступени «Работа в материале — лозоплетение».

Елена посвятила 12 лет обучению талантливых ребят из колледжа. И вот новый поворот в ее жизни — с прошлого года она начала работать в филиале государственного литературного музея Янки Купалы «Окопы», который находится в д. Хоружанцы Логойского района.

— Музей действительно на этом этапе моей жизни был необходим. Важно, что здесь я могу говорить на родном белорусском языке и практиковать его, — подчеркивает мастер.

Новое место работы Елены просто потрясающее — вокруг тишина, чистый воздух, зеленая поляна, растущие грибы, даже небольшой пруд с рыбками, лягушками и стрекозами. Кроме основного здания, где находится музей Янки Купалы, есть и «Дом дворовых», в котором открыта сезонная выставка народного мастера под названием «Мне засталася Спадчына». Экспозиция состоит из двух разделов: «Мінулае» и «Сучаснае». В разделе «Мінулае» представлены вещи из лозы, которыми пользовались раньше. В разделе «Сучаснае» — работы Елены и ее учеников.


90 % времени занимает подготовка лозы к плетению

Основным видом сырья для мастера по плетению являются ива прутовидная, ива пурпурная, а также различные их гибриды. Можно не только использовать дикорастущие растения, но и вырастить материал самому. Выращивание ивы на своем участке, как рассказывает мастер, позволит получить материал более высокого качества. У Елены есть свой большой участок — 2 га, где растут разные сорта. Сырья получается много, но за всем этим добром ухаживать очень тяжело — на помощь приходят верные ученики.

Самая сложная часть работы с лозой — подготовка ее к плетению. По словам Е. Гурецкой, это занимает 90 % времени. Там много процессов, в которых с первого раза сложно разобраться, — выращивание, прополка, высушивание, сортировка и т. д. Причем используемых инструментов так много, что устанешь их перечислять, — круглогубцы, секатор, шмол, нож, прищепки, степлер, щемилка, кисти, кастрюли, ванны и много-много других.

Научиться этому ремеслу можно, но вот достичь совершенства… Чтобы овладеть мастерством, Елене потребовалось несколько лет, но она все еще продолжает развиваться и применять новые приемы. Среди работ нет одинаковых и похожих изделий, все они индивидуальны и привлекательны. Из лозы делают не только классические корзинки, но и всевозможные фигуры животных, куклы, арт-объекты, мебель, украшения для дома… Большинство работ Гурецкой можно прямо сейчас применять в быту: лукошки, маленькие шкатулки для бижутерии, вазы для зонтов, коврики в прихожую.


Не меньше привлекают целые коллекции красивых белорусских куколок или, например, корзинок, выполненных в ребранной технике, за которые народный мастер в 2008 г. даже получала государственную стипендию. Это корзины названы образами и женскими именами: «Купалинка», «Журавинка», «Алеся», «Алена», «Литвинка», «Татьяна», «Янина», «Ганна» и т. д.

Все работы Е. Гурецкой прекрасны, будь то интересные черно-белые корзинки из запаренного прута, рог изобилия из косы или конкурсные работы, например, «Гульня Забавы» или «Коза». С особым трепетом мастер отзывается о своем произведении «Дерево жизни», символизирующем основные понятия белорусского народа. Его она создала в 2017 г.

— Изделие состоит из элементов. Основное дерево обвивает коса, которая является сильным оберегом и означает плодородие. А небольшие спиральки, которые завернуты с маленькими солнышками, имеют восемь концов и представляют собой рождение и продолжение рода. Они говорят о круговороте природы и земном цикле. Вот это коромысло с маленькими корзиночками говорит об отношениях мужчины и женщины: если наполнены ковшики неровно, то нести тяжело, — объясняет Е. Гурецкая.

Многие свои работы мастер демонстрировала на выставках и конкурсах. У нее только дипломов наберется не меньше 300 штук! И это не предел. Елена рассказала о самой знаковой для нее выставке.


— Я в 2019 г. участвовала в Ягеллонской ярмарке в Польше. Это было необычное событие, потому что очутилась в среде только традиционных мастеров. Это очень престижное мероприятие. Мне вручили диплом и приглашение на следующий год. Правда, в 2020-м из-за пандемии не смогла приехать, но обязательно воспользуюсь этим шансом.

Каждая работа мастера больше, чем просто изделие из лозы. Это целые миры и образы.

— Мне нравится использовать разные приемы для работ. Получается не просто корзина, «Коза» или «Забава», — они несут в себе историю и смысл. Из мелких деталей собирается крупная работа. Я могу сделать из лозы все. Абсолютно все. Мне нужно только поставить задачу или захотеть. Считаю, что лоза меня сама нашла. Это она меня выбрала, а не я ее, — уверенно заключает Е. Гурецкая.


Курсы лозоплетения Наталья Анатольевна окончила давно из чистого любопытства. И хотя ей сразу понравилось это ремесло, из-за работы, загруженности дома отложила хобби на потом. Это «потом» наступило только после выхода на пенсию. Лишь на заслуженном отдыхе она всерьез занялась творчеством, стала ремесленницей, вступила в Белорусский союз мастеров народного творчества.

— Познакомившись с лозоплетением, сразу почувствовала полет, — признается Н. Гефлих. Это ремесло традиционно считается мужским. Но я без труда управляюсь с шилом, кусачками, плоскогубцами. Порой кажется, что моими руками кто-то водит. Конечно, они устают, болят, но после небольшого отдыха опять тянутся к лозе.

Самый сложный для Натальи Анатольевны этап — заготовка материала. В природе около 200 видов ивы, и далеко не все подходят для плетения. Причем важно найти здоровую, не испорченную насекомыми лозу. Затем собранные прутья варят, чтобы они стали гибкими и послушными, снимают с них кору и только тогда принимаются за работу.

— Как в музыке, где из семи нот можно создавать бесконечно много мелодий, так и в лозоплетении техники и приемы можно комбинировать по своему усмотрению, — подчеркивает мастер. — Возможности материала безграничны.


Больше всего Наталье Анатольевне нравится выполнять небольшие по размерам корзинки, шкатулки, предметы для украшения интерьера, вазы для фруктов, емкости для разных мелочей. Очень эффектно выглядят оплетенные лозой стеклянные бутылки: в таком каркасе они ни за что не разобьются.

Кризис идей Наталье незнаком. Она постоянно осваивает новые приемы, расширяет ассортимент изделий. Вот сейчас решила больше внимания уделить плетению цветов. К слову, спрос на изделия из лозы, пусть и не ажиотажный, есть всегда. Особенно у иностранцев.

Хобби обогатило жизнь мастера: она не только чаще выезжает на природу, чтобы собрать материал для работы, но и много общается с увлеченными ремеслами людьми на ярмарках, выставках-продажах, различных праздниках.

«На людях» со своими изделиями Наталья Анатольевна неизменно появляется в национальном костюме. Она вообще с большим трепетом относится к традиционной белорусской культуре. Долгие годы пела в народном ансамбле народной песни «Вечарына» во Дворце культуры ветеранов. И оставила любимый коллектив только два года назад, когда ей предложили вести курсы по лозоплетению в БНТУ.


— Люблю делиться навыками и умениями с другими, поэтому мне нравится преподавать, — говорит Н. Гефлих. Самому юному моему ученику 9 лет. Однажды на ярмарке ко мне подошли мама с сыном, и мальчик просто глаз не мог отвести от прилавка. «Хочешь научиться?» — спрашиваю. «Хочу», — отвечает. И я в виде исключения ездила к нему давать частные уроки. Случай, конечно, уникальный. Занятия лозоплетением приводили Серафима в такой восторг, что и я получала огромный эмоциональный заряд.

Н. Гефлих признается: перед выходом на пенсию запланировала, чем заполнит свои будни. И все намеченное старается выполнять. Результатом очень довольна: шесть лет на заслуженном отдыхе считает одним из самых замечательных и насыщенных периодов своей жизни.


Истоки
Лозоплетение — одно из древнейших ремесел, которое дошло до наших дней, практически не изменившись. Оно зародилось раньше ткачества, ведь прообразом тканей были сплетенные из различных трав циновки и первые предметы одежды.









Самыми древними из сохранившихся плетеных вещей считают стулья, найденные в гробнице известного египетского фараона Тутанхамона (1351-1342 до н.э.). В Древнем Риме также пользовались мебелью, изготовленной из лозы и корней деревьев, а воины армии Спартака из виноградной лозы делали легкие и прочные боевые щиты (74-71 гг. до н.э.).
Особое распространение искусство лозоплетения приобрело в эпоху Средневековья. Художники эпохи Ренессанса нередко изображали на своих картинах различные плетеные изделия.
В Беларуси из лозы плели различные по форме и назначению изделия: возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, кузова саней и повозок, посуду. Из лозы плели даже рыболовные сети и ловушки для птиц и животных.
В XVIII-XIX вв. изделия из лозы стали пользоваться большим спросом в городах. Лозу стали отбеливать, окрашивать и даже покрывать позолотой и серебрить. Сплетенные из прута корзины, детские коляски, колыбельки, игрушки, миниатюрные корзиночки для рукоделия, дорожные корзины-сундуки, чемоданы, шкатулки, мебель и даже ковры многие годы служили человеку, украшая его быт.
Подготовка материала

Основные материалы для плетения — ива, рогоз, камыш, тростник. Однако чаще всего для изготовления плетеных изделий используют ивовый прут.

С конца лета и до начала сокодвижения весной мастера ходят вдоль рек и озер в поисках лозы. Лоза, собранная весной и осенью, отличается по цвету: осенняя лоза имеет приятный коричневый оттенок, а весенняя так и остается белой. Если лоза была собрана зимой, то ее приходится еще и варить, чтобы кора лучше снималась.
Прутья, пригодные для плетения, должны быть длинными, тонкими, гибкими, иметь ровную и гладкую поверхность. Чтобы понять, пригоден ли прут, его несколько раз обматывают вокруг пальца. Если прут при этом не ломается, то он подходит для плетения. Чтобы лоза стала более эластичной, перед началом работы ее на 30-40 минут замачивают в воде. Смягчившуюся лозу помещают в полиэтиленовый пакет или заворачивают во влажную ткань, чтобы лоза во время плетения быстро не высыхала.

Основные виды плетения
Существует четыре базовых техники плетения: «плетенка», «веревочка», «клеточка» и «елочка».
«Плетенка» — простейший вид плетения из лозы, применяемый, например, при изготовлении хозяйственных корзин. Плетение «веревочкой» осуществляется двумя поперечными лентами одновременно, которые обкручиваются вокруг элементов основы. Изделие, плетеное «веревочкой», получается очень прочное. «Клеточка» — наиболее удобный вид плетения, по рисунку напоминающая текстильные изделия. Из-за своей симметричной формы «клеточка» позволяет легко рассчитывать и формировать изделия практически любого вида. Плетение «елочкой» более сложное и выразительное, оно позволяет получать более плотное полотно.

«Беларускi кошык»
В Беларуси плетение корзин («кошыкаў») было довольно распространенным делом. Мастера плели корзины абсолютно разных форм и размеров. Одним из самых узнаваемых изделий из лозы является двухлучковая корзина, которую во многих странах называют «белорусской». Основа такой корзины – два обруча, скрепленных между собой плотным плетением из лозовой ленты или прутьев, которое называют «звездочкой».


корзина

Используемый материал: лоза. Изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


корзина-бар с наполнением

Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, плотного плетения с наполнением (посуда, чехол).


корзина для пикника

Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, плотного плетения с чехлом.

корзина из лозы

Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, редкого плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, редкого плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, редкого плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, редкого плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, редкого плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, плотного плетения с наполнением (посуда, чехол).


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, редкого плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, редкого плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, редкого плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, редкого плетения.


Используемый материал лоза. Изделие изготовлено по форме, редкого плетения.


Используемый материал: лоза. изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


Размер 13*33*27. Используемый материал: лоза. изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


Размер d 24*11. Используемый материал: лоза. изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


Размер d 26*12. Используемый материал: лоза. изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


Размер d40*12. Используемый материал: лоза. изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


Размер d16*11. Используемый материал: лоза. изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


Размер d14*15. Используемый материал: лоза. изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


Размер d24*12. Используемый материал: лоза. изделие изготовлено по форме, плотного плетения с крышкой.


кружка для сладостей

Размер d 27*12. Используемый материал: лоза. изделие изготовлено по форме, плотного плетения.


Размер 26*26*22. используемый материал: лоза. изделие изготовлено по форме, плотного плетения с крышкой.


Размер 19*19*17. используемый материал: лоза, фанера. изделие изготовлено по форме, плотного плетения с крышкой.


Размер 24*29*18. используемый материал: лоза, фанера. изделие изготовлено по форме, плотного плетения с крышкой.


Размер d21*31. Используемый материал: лоза. изделие изготовлено по форме, плотного плетения с крышкой.


короб для белья с чехлом

Размер d34*55. Используемый материал: лоза, х .б.. изделие изготовлено по форме, редкого плетения с крышкой.


короб для белья с чехлом

Размер d50*66. Используемый материал: лоза. изделие изготовлено по форме, плотного плетения с крышкой.


Размер 38*38*40. Используемый материал: лоза. изделие изготовлено по форме, плотного плетения с крышкой.


декоративное изделие для интерьера. используемый материал: лоза, шинка. кресло с редким плетением


декоративное изделие для интерьера. материал: лоза, шинка, фанера. стул с мягким сиденьем.


декоративное изделие для интерьера. материал: лоза, шинка, фанера. стул с мягким сиденьем.


декоративное изделие для интерьера. используемый материал: лоза, шинка. кресло с плотным плетением.


декоративное изделие для интерьера. используемый материал: лоза, шинка. диван с плотным плетением.


декоративное изделие для интерьера. используемый материал: лоза, фанера, лен. изготовлено по форме.


декоративное изделие для интерьера. используемый материал: лоза, фанера, лен. изготовлено по форме.


декоративное изделие для интерьера. используемый материал: лоза, фанера, шинка. изготовлено по форме.


декоративное изделие для интерьера. используемый материал: лоза, фанера, шинка. изготовлено по форме.


декоративный домик для животных

декоративное изделие для интерьера. используемый материал: лоза, фанера, искусственный мех . изготовлено по форме.


декоративный домик для животных

декоративное изделие для интерьера. используемый материал: лоза, фанера, бархат. изготовлено по форме.

контакты

Изделия ручной работы из лозы и техноротанга, пошив швейных изделий, производство одежды с национальным орнаментом, производство спецодежды, сувенирная продукция, ручная и машинная вышивка в Гомеле

Корзина рис. 17-271-14

Цена: 10.34 руб
Артикул: 18с5023
Цвет: натуральный
Материал: Расщепленная лоза, шпон дуба
Размер: высота – 23 см, диаметр – 11 см
Производитель: Цех Полоцк
Страна происхождения: Республика Беларусь
Примечание: цену, размер, возможность изготовление под заказ уточняйте у продавца.

Корзина рис. 1956

Корзина рис. 1956

В дереве ЕРИП выберите услугу

Корзина рис. 1956

Корзина рис. 1956

Цена: 28.96 руб
Артикул: 19с7
Производитель: Гомель ФХИ
Страна происхождения: Республика Беларусь

Оплётка для бутылки 201, РБ, 16с769

Оплётка для бутылки 201, РБ, 16с769

В дереве ЕРИП выберите услугу

Оплётка для бутылки 201, РБ, 16с769

Оплётка для бутылки 201, РБ, 16с769

Оплётка для бутылки 201, РБ, 16с769

Цена: 14.10 руб
Артикул: 16с769
Материал изделия: лоза
Техника исполнения: плетение
Производитель: ФХИ Гомельская Любна
Упаковка: нет

Панно “Часы” мод. 16-835-17

Панно “Часы” мод. 16-835-17

В дереве ЕРИП выберите услугу

Панно “Часы” мод. 16-835-17

Панно “Часы” мод. 16-835-17

Цена: 451.01 руб
Артикул: 20с5050
Цвет: коричневый, натуральный
Материал: Расщепленная лоза, шпон дуба
Размер: высота – 4,5 см, диаметр – 33 см
Производитель: Цех Полоцк
Страна происхождения: Республика Беларусь
Примечание: цену, размер, возможность изготовление под заказ уточняйте у продавца.

Читайте также: