Плетение из лыка на вятке

Обновлено: 27.03.2024

Согласно исследованиям ученых, плести корзины и циновки, человек начал еще 5000 лет назад, в неолите. Гончарное мастерство было освоено им позже, как и другие ремесленные технологии. В экспозиции выставки «Нить. Символ. Человек» представлены виды древнего плетения, до сих пор присутствующие в регионе. Это циновки из камыша, короба из корня кедра - корневатики.

Стремясь сделать свое жилище уютным, теплым, чистым, люди обустраивали его, используя подручные, встречающиеся в изобилии материалы.

Так из гибких ветвей ивы плели дом и хозяйственные постройки, изгороди, а еще – мебель, кузова саней и повозок, и, конечно, корзины, имеющие самое разнообразное назначение.

Из травы, камыша, рогоза обские угры (ханты и манси) плели циновки: в зимниках* их клали на нары** и занавешивали ими стены, а в жару – закрывали окна и стены летних шалашей. Плетение циновок, как и ткачество, было исключительно женским занятием.

На территории Сургутского района восточные ханты сперва стелили на земляной пол сплетенную из ивовых прутьев циновку, на нее – циновку из камыша, а уже сверху оленьи шкуры***. Иногда циновками прикрывали различные припасы, они использовались вместо ковра и скатерти.

Изготовление циновок и предметов быта из корней кедра сохранилось в Западной Сибири у коренных народов до настоящего времени.

Траву для плетения циновок обские угры заготавливали примерно в июле, а камыш и рогоз – ранней осенью. Растительный материал выбирали самый длинный – полтора – два метра высотой, хорошо просушивали и хранили в прохладном сухом темном месте. Перед началом работы материал замачивают в прохладной воде 30-40 минут, чтобы он стал мягким и эластичным.

Известны различные формы циновок (прямоугольные, круглые, квадратные), плетеные на станке и ручным способом, с орнаментом и без.

У каждой локальной группы обских угров способы плетения циновок отличались. Можно предположить, что это связанно с природными условиями и разнообразием растительных материалов, произрастающих на той или иной территории проживания этих народов.

Исследователи традиционной культуры Западной Сибири выделяют три варианта плетения циновок: циновка пучковая из травы вейник, ситник****; циновка сшивная из плетеных полос травы, камыша, ситника, рогоза; циновка плетеная из камыша на станке.

Циновка «пучковая» представляла собой большой прямоугольник, ширина которого доходила до двух метров, а длина более полутора метров. Тонкие пучки травы связывались между собой веревкой из ивового лыка. Такие циновки чаще всего плели на северной территории Березовского района. Коренные жители р. Аган хантов восточной группы использовали в быту циновки из пырея и тростника.

Траву для них резали на протяжении всего летнего периода по мере необходимости, изделия из такого растительного материала были недолговечны и быстро изнашивались. Такие циновки использовались оленеводами, охотниками, рыбаками многих народов.

Другой вид – циновка сшивная, их исторически изготавливали ханты восточной группы и на территории Березовского района. Из травы плели полосы шириной от 4 до 6 см. Для широких полос применялось нечетное количество пучков травы, чем больше в плетении использовалось пучков, тем шире была плетеная полоса.

Затем полосы сшивали между собой сухожильными, а позже капроновыми нитями в виде прямоугольника. Ширина таких циновок была более двух метров, а длина достигала одного метра.

Иногда циновки обшивали кожей налима или выкрашенной в красный цвет тканью.

Плели обские угры циновки с орнаментом, который представлял собой сетку из простых геометрических фигур – квадратов, ромбов. Узор получали путем вплетения травы, окрашенной багульником, тальником или лыком. Такие циновки в настоящее время редкость.

Третий вид циновок плели из камыша***** горизонтальным способом на станке. Такие циновки чаще всего можно встретить у восточной группы хантов.

В каждую прорезь навешивались веревки, попарно намотанные на березовые чурбачки, которые выполняли функцию грузиков.

На ствол укладывали камыш и переплетали веревками, меняя их местами.

Плетение циновки на станке могло быть разным: либо косички, сплетенные из трех пучков камыша, либо перекрученные стебли камыша, либо ровные.

В циновке могли чередоваться ровные полосы камыша с широкими или тонкими косичками. Края циновки также обшивали полосками ткани, чтобы циновка была прочной и не рассыпалась.

По одной из версий, из этого вида плетения, могло произойти плетение кружев на коклюшках.

Специфическим видом плетеной продукции обских угров являлись изгородки-плетни и выполненные сходным образом орудия запорного рыболовства (ловушки-морды). Коренное население сохраняющее традиционный уклад жизни, до сих пор изготавливают запоры в виде заграждения с ловушками из различного материала.

Для изготовления планок решетки используют кедровый корень (реки****** Васюган, Аган, Юган), черемуховую саргу (реки Аган, Юган), тальник (рр. Сосьва, Нижняя Обь, Вах, Верхняя Сосьва), лыко (река Конда). Для ловушек корзиничного типа (верши) – морды (хант. pun, pon; манс. камка ) и рукава (хант. poc, pac , манс. pos, puos ) планки готовят из лиственницы.

Народы Западной Сибири - русские переселенцы, коми, также широко применяли в хозяйстве плетеные изделия: большие корзины, блюда для рыбы, корзины меньших размеров для других нужд. Плели корзины из прутьев тальника таежного и лугового.

В экспозиции представлен еще один вид традиционного плетения, широко бытовавшего у обских угров – корневатик (мансийское тар караник , хантийское — кераник, лар йиныл, тары йиныл, кыр йиныл, тар йиник, ёкмын ).

Изготовляемые обычно из кедрового корня и черемухового прута короба использовали для хранения различных мелких предметов обихода – боеприпасов, наконечников стрел, кусков рога, бляшек, инструментов, а также еды.

Большие корневатики использовали как сундуки для выделанных шкур, камуса*******, посуды. Для хранения ритуальных предметов также служили корневатики.

Благодаря гигроскопичности материала, плотному плетению и хорошо подогнанной крышке, корневатики защищали содержимое от порчи и отсыревания. Их брали с собой в дорогу.

Процесс выработки таких изделий очень трудоемкий. Для плетения нужна сарга — «тонкая дранка, прутья, вичьё********, коренья для вязки и плетенья». Чтобы ее получить, надо заготовить эластичные и прочные корни молодых кедров, длина которых могла достигать 20 метров.

Корни берут растущие выше основного корневища, диаметром 0,5—1,0 см, извлекая их из земли с помощью тупого топора (таким образом кедр не повреждается).

Затем, корни раскалывают на четыре части и от наружной части древесины отделяют несколько тонких слоев.

Полученные ленты очищают от защепин и, при необходимости, делят на еще более узкие. Сарга, свёрнутая в кружки, высушивается и хранится до момента надобности. Вымоченный в воде материал имеет те же свойства, что и свежий.

Также, из кедровой сарги раньше, делали самые прочные веревки.

Чтобы сплести изделие, черемуховый прут, уложенный спиральными витками, оплетают лентами из кедрового корня: в щель, сделанную шилом на оплетке предыдущего витка продергивается кедровая лента. После этого плетение туго затягивается, чтобы сосуд не расходился после высыхания.

Традиционные формы корневатиков: круглая, овальная и прямоугольная, что определяется основой из прута. Отдельно плетется крышка, чаще всего выпуклая, верхушка которой представляет собой прямоугольник, а бока имеют вид трапеций.

Крышка привязывается к основной части сыромятными ремешками. Из последних делается и ручка для переноски.

Как видно из описания, процесс очень трудоемкий, требует физических усилий, поэтому традиционно это плетение считалось мужской работой.

В 2010 году корневатик номинировался на звание одного из чудес финно-угорского мира, а технология плетения циновок включена в Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Югры.

Авторы: Ольга Бубновене - заслуженный деятель культуры Югры, искусствовед (г. Ханты-Мансийск)

Алла Харитонова - культуролог (г. Москва)

Ксения Илауски - искусствовед (г. Ханты-Мансийск)

Лариса Шестакова - художник (г. Урай)

Юлия Стремилова - художник (г. Ханты-Мансийск)

* Зимник: зимнее жилище, прямоугольные или пирамидальные срубленные дома из сосны, часто с земляной крышей, построенные в лесу.

** Нары – дощатый настил на некотором возвышении от пола, идущий в зимниках вдоль стен, место для сна, сидения, еды.

*** В каждой локальной группе обских угров, свое слово обозначающее циновку – нории, нарва, нарвапам, йеган, йакан, йемепки, сапта . Восточные ханты, живущие на территории Сургутского района называют циновку тахар , это слово общее с татарским названием ковра и монгольским словом таар, обозначающим грубый ковер. По мнению исследователей, обские угры научились плести циновки у татар. Во всяком случае, не исключено заимствование ими циновок от Тобольских татар, а в дотатарское время, возможно, и от других тюркоязычных народов, с которыми соседствовали угорские племена.

**** Вейник ( лат. Calamagrostis ) — многолетнее травянистое растение, семейства Злаки, растет в обоих полушарий, насчитывается около пятьдесят видов вейника в России и на сопредельных территориях. Ситник (лат. Júncus, от связывать, соединять или сплетать) — крупный род цветковых растений семейства Ситниковые ( Juncaceae ). Упоминается у Вергилия и других древнеримских авторов, служил для плетения циновок, корзин и других изделий. Растет преимущественно в Северном полушарии, в сырых местах: от тундры до тропиков. Многие виды ситника выращиваются в качестве декоративных растений. Ситник развесистый, японцы из-за его прочной на износ соломы, используют для плетения внешней оболочки татами.

***** Камыш (лат. Scírpus ) — род многолетних и однолетних прибрежно-водных растений семейства Осоковые. Может вырасти до 4-5 метров в высоту. Часто камышом ошибочно называют рогоз и осоку, хотя эти растения принадлежат другим семействам. Распространён по всему земному шару. Камыш используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, циновок, ковриков, а также для декоративной отделки плетёных изделий из лозы. Чтобы получить зелёный цвет, камыш срезают в июле, красивый жёлтый — в конце августа — начале сентября.

****** Территориальные объединения обских угров называются по рекам, рядом с которыми проходит их жизнь. Поэтому, например, есть казымские, салымские, васюганские ханты и т.д.

******* Камус — шкура с голени животных (северного оленя, лося, косули или нерпы), используется для изготовления зимней обуви (кисы, унты) и специальной противоскользящей подкладки на нижнюю поверхность охотничьих лыж.

******** « От вица ж. (вить) сев. вост. хворостинка, прут, розга, хлыст, длинная ветка, лоза. Мягкие древесные корни, искрученная, иногда свитая в два и три прута хворостина, для связки, скрутки, скрепы чего-то, для вязки плотов, вят. произн, вича, собират. вичьё» - см. Толковый словарь В.Даля.

Веб-форма не найдена.



Одним из наиболее древних русских ремесел является плетение из лыка. Особенно лыко было необходимо для плетения непромокаемой обуви — лаптей. Крестьяне в Вятке не были исключением, они носили лапти повсеместно, как и крестьяне других регионов России. Вообще, лапти на Руси всегда ассоциировались с бедностью и низким социальным статусом, подтверждением тому сегодня являются многие стихи народных поэтов. Кроме того, лапти стали темой многих русских пословиц и поговорок.

Поскольку эта плетеная обувь пользовалась большой популярностью у крестьян, со временем мастера плетения из лыка стали изготавливать лапти самых разных сортов, фасонов и размеров. При этом важное значение имело сырье, которое использовалось в процессе работы. В основном лапти на Руси изготавливались из коры и подкорья лиственных деревьев – липы, дуба, вяза, березы, ракиты и других лиственных пород. От сюда происходили и самые разные названия лаптей, в те времена их называли берестяники, дубовики, ракитники, вязовики и т. д. Иногда лапти получали свое название в зависимости от количества лыковых полос, которые были использованы в процессе плетения. Так, лапти могли называться пятерик, шестерик или семерик.

Чем больше лыковых полос использовал мастер, тем более носкими и теплыми были лапти. В плетении могли быть использованы и пеньковые веревки, которые также придавали лаптям прочность и красоту. Иногда с целью дополнительного декора и придания прочности мастера пришивали кожаную подметку, или как ее называли в народе, подковырку. Праздничный вариант лаптей выплетался из тонких полос вяза, украшены такие лапти были черными шерстяными оборами или тесьмой, которая позволяла закреплять лапти на ногах. Во время осеннее-весенних полевых работ крестьяне предпочитали носить высокие плетеные ступни без каких-либо закрепляющих тесемок.

Крестьяне не любили, но, тем не менее, иногда носили лапти, которые назывались ивовые коверзни и мочалыжники, последние изготавливали из мочала. Но предпочтение всегда отдавалось лыковым лаптям, поскольку они были не только самыми носкими, но и самыми удобными и мягкими.

Техника плетения лаптей различалась в различных регионах. Так, например, древнерусские лапти в основном имели косое плетение (техника «косой решетки»), в то время как в украинском и белорусском варианте лаптей использовалось прямое плетение (техника «прямой решетки»). Русские мастера всегда начинали плести лапти с задника, а украинские и белорусские умельцы – с носка. Московские лапти плели из лыка, для них характерны высокие борта и округлые носки. Новгородские лапти выполняли в основном из бересты, они имели треугольные носки и низкие борта. А в Мордовии лапти изготавливались из вязового лыка с трапециевидными носками. Зная эти особенности, сегодня можно легко определить в каком регионе были изготовлены лапти.

Поскольку испокон веков лапти на Руси являлись незаменимой обувью, редко кто из крестьян не умел их плести. Чтобы добыть лыко, целые артели из крестьян-лыкодеров отправлялись в лес. Липовый лес они могли всегда арендовать у помещика. Лучшее время для добычи лыка была весна, тогда на липе начинали распускаться первые листочки. Снимали лыко специальным деревянным пырком, в итоге этого процесса оставался голый ствол. Естественно, что такая процедура наносила существенный вред липовому дереву и, чаще всего, оно погибало. Готовые лыки необходимо было связать в пучки и высушить, для этого обычно их развешивали в сенях или на чердаке.

Прежде чем непосредственно начать выполнение плетения, лыко целые сутки отмачивали в теплой воде, удаляли кору и оставляли лишь луб. Из 40-60 пучков лыка получалось примерно 300 пар лаптей. Скорость плетения напрямую зависела от мастерства мастера. Если крестьянин был опытен, то он мог сплести от двух до десяти пар лаптей за день.

Для того, чтобы лапти обрели нужную форму, в процессе из изготовления использовались деревянная колодка и костяной (железный) крючок, который назывался в народе кочедык. Наиболее сложным всегда являлось плетение запятника, так как в этом месте сводились все лыки. Мастер пытался связать петли таки образом, чтобы после продержки обор не произошло искривления лаптя. Конечно, такая плетеная обувь не была столь долговечной как современная обувь. Свидетельством тому является известная русская поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». В зимнее время года одну пару лаптей можно было проносить не более десяти дней, а летом, в пору полевых работ, и того меньше – не более четырех дней.

Поэтому мастера, занимающиеся изготовлением плетеных лаптей, никогда не оставались без работы. На ярмарки они привозили целые возы плетеной обуви. И это продолжалось бы еще достаточно долго, если бы не развитие промышленного производства и появление первой обуви, к тому сравнительно недорогой. В связи с этим, во второй половине XX века в России уже сложно было найти мастера, умеющего в соответствии с традиционными русскими канонами плести лапти. Скорее плетеные лапти можно было увидеть в продаже как сувениры. Так, например, в 1970-х годах и Кировское производственное объединение «Умелец» небольшими партиями стало выпускать сувенирные лапти разного размера, начиная от миниатюрных в 1-2 см.

В настоящее время, пожалуй, наиболее активным центром по производству лаптей является центр в поселке городского типа Кильмезь. Именно там ежегодно летом проходит знаменитый фестиваль «Вятский лапоть», во время которого как гости, так и участники фестиваля важно разгуливают в лаптях и народных костюмах. Ни один веселый конкурс на этом фестивале немыслим без лаптей. Более того, все желающие познакомиться с искусством плетения изделий из бересты, лыка, соломы и лозы могут посетить специальные мастер-классы. Во время фестиваля идет оживленная торговля всевозможными вкусностями, которые также имеют форму лаптя.

Сегодня, конечно, в суете повседневности, вряд ли кому-то из нас придет в голову надеть лапти и гулять в них по городу, но иметь лапти как сувенир в своем доме было бы здорово! В наше время лапоть стал ярким символом прошлого и образа жизни наших предков. В лапте сконцентрировано все самое позитивное, что было у простого русского народа, с ним связано так много народных историй и поговорок.

Практический интерес к этой старинной русской обуви в наше время проявляют участники различных фольклорных коллективов, а также специалисты, которые занимаются воссозданием старинного уклада жизни. Наиболее известные мастера, которые и сегодня преданы давней традиции плетения лаптей, живут в поселке Кильмезь. В XIX веке в Кильмезском районе плели обувь из липового лыка достаточно высокого качества, поэтому знали кильмезскую обувь по всей России. Местные мастера-умельцы плетут ее и сейчас для съемок исторических фильмов, для походов в русскую баню, а также просто в качестве сувениров. Наиболее известные Кильмезские умельцы – это Екатерина Ивановна Рухлядьева, Михаил Васильевич Медведев, Герман Михайлович Анисимов. Важной заслугой этих талантливых людей является и то, что они, желая сохранить древнерусскую традицию плетения лаптей, обучают этому мастерству и подрастающее поколение.


В вятском крае лыко издавна использовали для плетения лаптей. Самыми прочными считались те , что изготовлены из липы.

Снимали лыко с дерева специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, чаще всего такая операция губила дерево (отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку»).

Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в тёплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб.

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок – кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли мастера старались так, чтобы лапоть был удобным и не имел искривлений на бок. Д ля прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые вер ё вки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подм ё тку (подковырку).

В наши дни лапти – отличный сувенир, напоминающий нам о жизни и ремесле наших предков. Особый интерес к старинной русской обуви проявляют участники фольклорных коллективов и те, кто занимается реконструкцией старинного быта.



Искусство резьбы по дереву уходит своими корнями в далекое прошлое. Но даже и сегодня в некоторых деревнях сохранились старинные русские дома, украшенные резными декорациями. Сложная резьба по дереву также встречается и на старинной, дорогой вятской мебели, в церковных иконостасах и храмах.

Основными инструментами, которые использовали мастера резьбы по дереву, являлись топоры, пилы и плотницкие стамески. Конечно, современные пила или топор мало чем напоминают старинные инструменты. Со временем были созданы и целые станки, которые помогали мастеру создать в дереве узоры любого уровня сложности.

В настоящее время в некоторых русских деревнях находятся умельцы, которые продолжают традиции резьбы по дереву. Они изготавливают самые различные предметы быта, используя при этом геометрический вариант резьбы: пряничные и разделочные доски, прялки, различную домашнюю утварь и многие другие изделия.

Что представляет собой геометрическая резьба по дереву? Прежде всего, следует сказать, что это самый древний способ резьбы. Выполняя его, мастер создает различные многогранные выемки, образующие в совокупности на деревянной плоскости геометрические фигуры — треугольники, квадраты или окружности. Использовался этот вариант резьбы в основном для украшения деревенских изб, иконостасов, сундуков, мебели (столы, стулья, колыбели, коробки для рукомойников), посуды (чаши, ковши, подносы, солонки, ложки, деревянные жбаны), а также различных орудий труда (прялки, ткацкие станы, швейки, пряничные доски).

В начале XX века на вятских базарах продавалось много резных изделий, изготовленных местными мастерами-умельцами. Первоначально они работали индивидуально, на дому, и лишь позже стали появляться первые объединенные артели. Так, в 1947 году появилась первая артель «Победа», в которой работало 107 мастеров-надомников, многие из которых занимались художественной обработкой дерева. Умельцы этой артели производили такие изделия, как полотенечницы, шкафчики-аптечки, пеналы и шкатулки различных форм и размеров, все изделия были украшены резной резьбой и росписью. Позднее артель «Победа» стала выпускать резные шкатулки с элементами инкрустации, а еще спустя некоторое время к этим приемам присоединились выжигание и роспись по дереву. Усложнились и изображаемые на изделиях мотивы, от простых форм и композиций, мастера и художники перешли к созданию сложных пейзажей и известных архитектурных памятников Москвы и Санкт-Петербурга. В 1958 году Вятская артель «Победа» приняла участие во Всемирной выставке в Брюсселе, выполнив для нее большой заказ.

резьба по дереву медведи

Так, в ходе истории мастера осуществили переход от простейших форм к созданию роскошных и сложных композиций, изготавливали самые разные изделия домашнего обихода. Используя традиционные приемы декоративного орнамента, мастера выстраивают композицию изделия на круге, которая впоследствии дополнялась и совершенствовалась.

Сегодня в Кировской области известным производителем резных шкатулок является предприятие «Идеал Плюс», которое образовалось на базе фабрики «Идеал». Для изделий, производимых на этой фабрике, были характерны чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, который обрамляет рамка контурной резьбы. Для того, чтобы шкатулки выглядели более достойно и привлекательно, мастера фабрики «Идеал» использовали вкрапления из декоративной соломки и тисненой бересты.

резьба по дереву кухонный набор

Современное предприятие «Идеал Плюс» изготавливает художественные резные изделия из таких пород дерева, как липа, береза, можжевельник, ольха и капокорень. Основной продукцией этого предприятия на сегодняшний день являются сундучки, шкатулки, ларцы, предметы для кухни, декоративные панно, фоторамки, а также настольные игры. Большой опыт в создании геометрической резьбы имеет уржумский мастер Валерий Анатольевич Заболотский. Еще в детстве он увлеченно занимался такими народными промыслами, как резьба по дереву, плетение из лыка и лозы и посвятил своим любимым занятиям всю жизнь. Заслугой этого мастера является и то, что он старается передать исконно русские ремесла молодому поколению. Вот уже много лет Валерий Анатольевич проводит занятия в «Центре дополнительного образования» города Уржума. И его труд не стал напрасным, ведь многие выпускники Уржумского центра действительно связали свою жизнь с техникой геометрической резьбы по дереву.

резьба по дереву кухня

Сегодня традиции вятских мастеров резьбы по дереву продолжает кировское предприятие «Aristokratt», известное до недавнего времени под названием «Пальметта». Это предприятие по прежнему занимается проектированием и изготовлением иконостасов для различных храмов нашей страны.

Художественная мастерская тихо располагается на Береговой улице напротив Трифонова монастыря. Управляет работой художественной мастерской Мастер с большой буквы Константин Коснырев – потомственный столяр-краснодеревщик – отец и дед его занимались столярным ремеслом. Окончив профессиональное училище, поработал столяром на фабрике «Киров мебель». И в конце 80-х годов принял приглашения знакомого вместе заняться ремеслом при церкви. Так в единственной на тот момент в Кирове Серафимовской церкви началась работа и карьера молодого мастера. Дедушкиными инструментами сначала занимался реставрационными работами, потом изготавливал различную церковную утварь.

Самая первая большая работа – иконостас Успенского монастыря, который требовал значительной реставрации. Не верилось, что такие творения создавались руками простых ремесленников, но столяры за дело принялись. Начали учиться тонкостям особой храмовой резьбы по дереву, сначала сделали киоты, и как собралась бригада началась работа над иконостасом. Итогами работы все остались довольны, и хотелось двигаться и учиться дальше.

Предприятие

Архиепископ Александр Костромской и Галичский, который годами ранее и привел молодого столяра в Трифонов монастырь, предложил восстановить иконостас Богоявленского собора в Костроме. И в течение многих лет команда мастеров трудилась на земле Вятской, но для Костромских храмов. В 90-х годах церкви начали открываться и заказы на иконостасы поступали со всей России. На сегодняшний день более 30-ти уникальных иконостасов для церквей и соборов России и зарубежья создано вятскими мастеровыми – и каждый иконостас – это неповторимое произведение искусства. Внутреннее убранство обязательно должно быть выдержано в определенной стилистике храма. Среди них Царские врата на Соловках, Иконостас для Храма в Свиблово.

Предприятие

Так же на счету множество других резных шедевров. Один из таких шедевров, находится в провинции Сельвонез во Франции, и благодаря этому шедевру мастер получил широкую известность и репутацию уникального мастера. По заказу из Франции создавалась на Вятке часовня без единого гвоздя. Рубили сосну в Кировской области весной в марте, работа была очень трудоемкая и кропотливая. Приехавшие на просмотр французы были в восторге – это была не просто часовня. А храм с колокольней на 600 человек высотой почти 15 метров. Так же умельцы плотники по бревнышку все разобрали и собрали уже во Франции.

Всего около десяти мастеров – столяры, резчики и позолотчики, сегодня трудятся у Коснырева. Среди них и бывшие плотники, столяры, электрики и просто самоучки. Мастера изготавливают не только церковную утварь и убранство, но и деревянную мебель под заказ – резные перила, столешницы и дубовые тумбы, и многое другое. Изготовить можно все что угодно.

Коснырев имеет и награды, самые значительные наградные грамоты с вручением медалей от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Предприятие

Контакты Предприятие «Aristokratt»:

И до сих пор в некоторых православных храмах Вятки сохранились старинные русские резные иконостасы, которые сегодня по праву считаются памятниками монументально-прикладного искусства. Храмы, воздвигнутые на Вятской земле в конце XVII века, обязательно имели высокий резной иконостас, выполненный мастерами в соответствии с древней русской традицией. Многие русские иконостасы в то время выполнялись в стиле московского барокко. В настоящее время увидеть воочию подлинный монументальный памятник древнерусского декоративно-прикладного искусства можно в Успенском кафедральном соборе города Кирова. Выполнен этот удивительно красивый позолоченный иконостас в пять ярусов, он отличается высоким мастерским исполнением и является редким образцом так называемой флемской резьбы. Характерной особенностью Успенского иконостаса является интенсивное нарастание узорных форм к центру и по направлению к верхним ярусам.

С приходом архитектурного классицизма в начале XIX века наметилась тенденция использования мотива триумфальной арки. С тех пор, большинство иконостасов в храмах Вятки стали изготавливаться с арочной дугой. В отличие от иконописцев или зодчих, работа мастеров резьбы по дереву всегда оставалась несколько в тени. Мастера, работавшие над созданием иконостаса, выполняли эту работу по своему собственному проекту с воплощением индивидуального видения будущего иконостаса.

После того, как на смену строгому классическому стилю приходит эклектический романтизм, постепенно видоизменяются интерьеры храмов на Вятской земле. С этого времени начинают сооружать более пышные и роскошные иконостасы, они становятся более легкими и ажурными. Неизменным оставалось лишь одно — добротно выполненная и качественная работа вятских мастеров. Внимательно присмотревшись к вятским иконостасам, нетрудно заметить, что работа, проделанная умельцами резьбы по дереву, была невероятно сложной. Об этом свидетельствуют замысловатые и причудливые резные формы, в которых воплотились народные представления, давшие начало мотивам дымковской игрушки и знаменитых кукарских кружев.

Был известен на Руси и еще один вид резьбы по дереву — прорезная или, как еще ее называли, пропильная резьба. Некоторые называют эту резьбу кружевной за ее внешнее сходство с кружевами. Все основные элементы изделий выпиливаются или прорезаются лобзиком или пилой. Создаваемые мастерами орнаменты, могли быть зубчатыми или ступенчатыми, они украшали наличники и фронтоны домов, а также двери, лестничные перила и карнизы крылечек. Традиционная русская деревенская изба была не только практична и уютна, но еще и необычайно красива и самобытна. Декор домов носил ярко выраженную символику, которая, как правило, выполняла функцию оберега. Ажурные резные наличники не только украшали бревенчатый крестьянский дом, но и закрывали ненужные щели и, таким образом, сохраняли тепло внутри жилого помещения.

Особенно прославились на Вятской земле некоторые мастера резьбы по дереву. Среди них Геннадий Яковлевич Лопатин, резьба которого украсила многие музеи города Кирова, в частности музей писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина, для которого мастер изготовил ворота, колодец и качели. А для музея-усадьбы художника Николая Хохрякова его резьбой украшена знаменитая хохряковская беседка. Работы вятских мастеров резьбы по дереву были представлены и во многих других городах России — в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Калуге, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и других городах.

В разговоре о какой-нибудь незатейливой работе можно услышать выражение: "Это проще пареной репы", Или: "Да это как лапти плести". Насчёт пареной репы не спорим, с поварской точки зрения, действительно, приготовить пареную репу не сложно. Намыл репы, положил в чугун, влил ковш воды и поставил в жаркую печь. Не допрела - оставь ещё на часок потомиться, перепрела - стала вкуснее. Это так. А вот плетение лаптей назвать плёвым делом я бы воздержался. Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях. Кстати сказать, лапоть - обувь удобная и лёгкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка. Форма и приёмы плетения лаптей вырабатывались веками. Кроме лаптей плетут ещё бахилы (ступни). Бахилы более изящны по форме. В старое время их надевали не каждый день, а по праздникам. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечёвками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, - просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи вёрст.

В разговоре о какой-нибудь незатейливой работе можно услышать выражение: "Это проще пареной репы", Или: "Да это как лапти плести". Насчёт пареной репы не спорим, с поварской точки зрения, действительно, приготовить пареную репу не сложно. Намыл репы, положил в чугун, влил ковш воды и поставил в жаркую печь. Не допрела - оставь ещё на часок потомиться, перепрела - стала вкуснее. Это так. А вот плетение лаптей назвать плёвым делом я бы воздержался. Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях. Кстати сказать, лапоть - обувь удобная и лёгкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка. Форма и приёмы плетения лаптей вырабатывались веками. Кроме лаптей плетут ещё бахилы (ступни). Бахилы более изящны по форме. В старое время их надевали не каждый день, а по праздникам. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечёвками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, - просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи вёрст.

Инструмент для плетения лаптей и бахил . Вверху слева - кочедык металлический, в средине - сучок крепкого кустарника с подходящим отростком, из которого можно сделать деревянный кочедык, какой показан внизу, справа - мялка для лыка.

Предвидим вопрос: Авторы так расписывают достоинства лаптей, уж не хотят ли вернуть эту обувь в нашу жизнь? Нет, не хотим, несмотря на то, что в магазинах обуви мало. Ходите на здоровье в кроссовках и в лакированных туфлях. Но мы хотим, чтобы вы и ваши дети знали основную обувь наших предков. Нельзя начисто изгонять из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Хочу, чтоб дети наши видели лапти не только на картинках и в музеях, а в своём домашнем интерьере, чтоб лапоть не превратился в самый дефицитный предмет театрального реквизита, без которого нельзя играть пьесы из русской истории.

Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. О материале расскажем ниже. Сейчас коротко об инструменте. Требуется нож, кочедык и мялка для лыка. Нож всегда найдётся, а кочедык придётся сделать самому, потому что ни в одном хозяйственном магазине во всей Руси, не говоря о сопредельных странах, кочедыка вы не купите. Продавцы даже не поймут, о чём вы спрашиваете. Они и слово-то "кочедык" помнят, наверно, по скороговорке: "Выковырни лычко из-под кочедычка".

Кочедык можно отковать или выточить из десятимиллиметрового железного прутка. Изгиб его показан на рисунке. Ещё проще сделать кочедык из сучка крепкого кустарника с подходящим отростком.

Колодки для лаптей (верхняя) и для бахил.

Потребуются ещё колодки. Колодки для лаптей и бахил не различаются на левые и правые - одна на обе ноги, как для валенок. Они очень простые, особенно для лаптя. Сделать их можно из чурки любого дерева. А ещё проще из пенопласта. Этот материал легко обрабатывается ножом и стамеской. Колодки делаются цельные и разъёмные. Разъёмную легче вынимать из готовой бахилы. Размер колодок определите сами. Советую не делать слишком большие. Ведь всё равно носить ни лаптей, ни бахил не будете. Сделайте длиной 10-12 сантиметров. На таких колодках у вас получатся красивые лапоточки и бахилочки. Длину разъёмной колодки можно увеличить, нашив к носочной или задниковой части дощечки или картонки соответствующей толщины, которые удлинят колодку. Слишком много удлинять не следует, так как при прежней ширине колодка получится непропорционально вытянутой.

Материалом для лаптей служит лыко. Кое-где за неимением лыка плетут из бересты. Но это довольно сложно, так как берестяное лыко имеет длину не более окружности дерева, с которого оно снято. А липовое лыко цинуется (нарезается) узкими полосками вдоль луба. Длина его равна длине лутошки, с которой снято лыко.

Добыть лыко можно в лесной чащобе. Но ни в коем случае не надо трогать одиноко растущие липки. Липа - хорошее и полезное дерево, любимое пчёлами. Липовый цвет - прекрасное лекарство из лесной аптеки. Губить липу потому, что она вам показалась подходящей для лыка, не надо. Другое дело, если вы оказались в зарослях липняга. Там молодые липы угнетают друг друга. Они тянутся к свету. Стволы их тонкие и высокие. Именно такие и нужны для лыка. Срезая одно деревце из двух-трёх плотно стоящих, вы не нанесёте ущерба липовой роще. Да при такой скученности и не будет никакой рощи. Некоторое разрежение поможет деревцам-лидерам вырваться на простор.

Хотим поделиться одним наблюдением. Раньше почти в каждом доме были лапти. Из луба старых лип плели рогожи. В рогожных кулях перевозилась половина грузов. Но не скудели липовые рощи. С тех пор, как перестали плести кули и лапти, прошло полвека, однако липнягов не прибавилось, наоборот, они перевелись. Например, в окрестностях города Владимира их не встретишь. Но сохранились и будут жить в веках поговорки и речения о липовом лыке. Вспомним некоторые:

" Мы тоже не лыком шиты" - Знаем дело и имеем достоинство.

"Не всякое лыко в строку" - Не упрекайте за пустяшный промах.

"Ободрал как липку" - Взял непомерно высокую цену.

"Поменял ремешок на лычко" - Взял плохое вместо хорошего.

"Надрал лыка" - Строго расправился.

"Лыка не вяжет" - Пьян. Говорит заплетающимся языком.

Мы привели лишь малую толику, ещё не вышедших из употребления. А сколько уже забытых? Обилие речений с упоминанием лыка говорит о том, что оно хорошо послужило русскому человеку.

На рогожу, на решета идёт старый луб, а на лыко только луб молодой липки. Ствол её должен быть тоньше чайного стакана - в рюмочку, как говаривали старые мастера.

По лыко ходят весной, когда тронется сок, и до середины лета. Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая. Если ножик острый и вам удалось слегка наклонить липку, то она срезается с одного-двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом трёхгранного напильника вспарывают луб от комля к вершине. На вершине вылущивают из луба лутошку и с сочным похрустыванием вынимают её, лутошку, до самого комля. Лыко не сдирают частями, а именно вынимают из него лутошку, стараясь сохранить луб целиком. Когда вылущится комелёк, у вас получится как бы два ствола: один беленький потоньше (лутошка), другой сохраняет вид липки, только что срезанной с корня. Лыко надо скатать в баранку вершинкой внутрь и связать. На пару лаптей требуется не более трёх стволов.

Белые лутошки не бросайте. Вершинки с лиственными ветками - прекрасный корм для коз, овец и кроликов. А из лутошек можно что-нибудь смастерить. Они легко режутся.

Циновать лыко можно сразу, придя из леса, а также спустя долгое время. Но тогда "баранки" придётся замочить в ведёрке. На один лапоть (бахилу) требуется шесть лык шириной, примерно, 12 мм и длиной около полутора метров. Цинование - ответственная операция. Сначала нарезайте лыко, начиная от комля, стараясь соблюдать заданную ширину. Конечно не надо каждую секунду измерять ширину линейкой, но на глаз ширину держать. Это не так просто. Нож, попадая в трещины, образовавшиеся при вылущивании лутошки и скручивании лыка в баранку, то как бы проваливается, то спотыкается. Трещина его ведёт не всегда туда, куда надо. Поэтому нож в руках держите твёрдо, чтобы он не срывался. Движение ножа вдоль лыка осложняется тем, что общая лента лыка у комля гораздо шире, чем у вершинки. По форме это очень вытянутая вверх трапеция. Чтобы не пересекать продольные волокна, вы где-то к середине срежьте клинышек. Из него потом выйдет короткое лыко, которое тоже пригодится. Из одной "баранки" обычно выходит четыре длинных лыка и два коротких. При циновании встретятся на самом неподходящем месте дырки от сучков или впадины от скрытых почек. Если это на средине длины, то не большой изъян. Пусть в этом месте лыко будет наполовину уже. Потом закроется вторым слоем. Если дырка от сучка рвет лыко пополам, то ничего не поделаешь, придётся делать два коротких лыка. Плетут же из коротких берестяных лык. Но воспользуйтсь этим случаем, срежьте тут клин, устраняющий косину.

Потом всё нацинованное надо промять на мялке (рис.157 справа). Мялка делается из пяти тонких дощечек. Две из них (вторая и четвёртая - с какой стороны не считай) в два раза короче боковых и средней. Дощечки свинчивают двумя шурупами, предварительно обработав кромки. В нижней части, где шурупы, кромки стёсывают так, чтобы получилась ручка. А внутри образовавшегося трезубца их закругляют.

Продёрнутое через мялку лыко становится более мягким. Оно невидимо глазу слегка расслоится. Легче будет снимать паздиру - верхний коричневый слой. Снимая, не слишком истончайте белое лыко. Ближе к вершине и вовсе можно не трогать коричневый слой, удалив с него только почки и другие шероховатости, как бы слегка построгав его. Так выравнивается лыко по толщине в комлевой и вершинной частях.

Для большого лаптя и бахил нужно шесть лык. Для маленьких достаточно четырёх.

Чего будем плести, лапоть или бахилу? Лапоть попроще. Но мы начнем с бахилы. Кто сплетёт бахилу, тот запросто сплетёт и лапоть.

Мы всё время говорили про лыко. А как быть жителю степного края? Где ему взять лыко, если захочется сплести лапоточки или бахшючки? Так вот мы вам откроем свой секрет. Научиться плести лапти можно и без лыка, то есть пользуясь не натуральным лыком, а заменителем. Им может служить крафт-бумага. Добыть её совсем не трудно. Из крафт-бумаги делают мешки для перевозки почты, сухофруктов, цемента. По прочности крафт-бумага, конечно, уступает лыку. Но ведь вы не собираетесь ходить в лаптях. Вам важно овладеть древним ремеслом. А настоящие лыковые лапти и более изящные бахилы сплетёте, когда окажетесь в краях, где растёт липа. Сплетёте уже со знанием дела.

Учиться на заменителе лыка даже приятнее, чем на натуральном. Во-первых, добыть "сырьё" можно в любое время года, во-вторых, нарезать полоски из бумаги проще, чем из лыка. Они получатся у вас ровные, так как нарежете их по линейке, в-третьих, плести из бумажного лыка проще: не надо следить за тем, чтобы крепкий белый слой был повёрнут на лицевую сторону.

Бумажное лыко готовится в три-четыре слоя. Отрезаете полоску, скажем, в три сантиметра шириной и сгибаете сперва один сантиметр ширины, потом другой. Склеивать не надо. Лишь заострённые концы склейте, чтобы не расслаивались, когда будете их подсовывать вслед за кочедыком. Если лыко в три слоя покажется тонковато, согните в четыре слоя. По сантиметру с одной и с другой стороны и потом на средине сложите вместе. Так лучше спрячутся внутрь все тонкие однослойные кромки. Потом обязательно протяните на ребре стола или доски, чтобы погасить упругость бумаги на сгибе. Мялка для этого не годится.

При выборе сырья отдавайте предпочтение более светлым, нежели тёмным тонам. Светлая крафт-бумага по цвету очень близка к натуральному лыку. На некотором расстоянии даже специалист не сразу отличит. Проверено.

Тут важно, что вы, не срезав ни одной липки, можете успешно научиться древнему ремеслу. Больше мы не будем слово "лыко" брать в кавычки, хотя и знаем, что речь идёт о заменителе. Для понятия сути плетения не имеет никакого значения исходное сырьё. Последовательность операций и все приемы ничём не отличаются.

Итак, начинаем плести. Возьмите шесть лык, если собираетесь плести большой лапоть. Для лаптя требуется широкая проплётка (стелька), а для небольшой бахилы достаточно и четырёх лык. Все наши рисунки построены на четырёх лыках. Так вам легче будет проследить движение лык, всматриваясь в рисунки.

Читайте также: