Плетение из морской травы

Обновлено: 18.05.2024

Согласно исследованиям ученых, плести корзины и циновки, человек начал еще 5000 лет назад, в неолите. Гончарное мастерство было освоено им позже, как и другие ремесленные технологии. В экспозиции выставки «Нить. Символ. Человек» представлены виды древнего плетения, до сих пор присутствующие в регионе. Это циновки из камыша, короба из корня кедра - корневатики.

Стремясь сделать свое жилище уютным, теплым, чистым, люди обустраивали его, используя подручные, встречающиеся в изобилии материалы.

Так из гибких ветвей ивы плели дом и хозяйственные постройки, изгороди, а еще – мебель, кузова саней и повозок, и, конечно, корзины, имеющие самое разнообразное назначение.

Из травы, камыша, рогоза обские угры (ханты и манси) плели циновки: в зимниках* их клали на нары** и занавешивали ими стены, а в жару – закрывали окна и стены летних шалашей. Плетение циновок, как и ткачество, было исключительно женским занятием.

На территории Сургутского района восточные ханты сперва стелили на земляной пол сплетенную из ивовых прутьев циновку, на нее – циновку из камыша, а уже сверху оленьи шкуры***. Иногда циновками прикрывали различные припасы, они использовались вместо ковра и скатерти.

Изготовление циновок и предметов быта из корней кедра сохранилось в Западной Сибири у коренных народов до настоящего времени.

Траву для плетения циновок обские угры заготавливали примерно в июле, а камыш и рогоз – ранней осенью. Растительный материал выбирали самый длинный – полтора – два метра высотой, хорошо просушивали и хранили в прохладном сухом темном месте. Перед началом работы материал замачивают в прохладной воде 30-40 минут, чтобы он стал мягким и эластичным.

Известны различные формы циновок (прямоугольные, круглые, квадратные), плетеные на станке и ручным способом, с орнаментом и без.

У каждой локальной группы обских угров способы плетения циновок отличались. Можно предположить, что это связанно с природными условиями и разнообразием растительных материалов, произрастающих на той или иной территории проживания этих народов.

Исследователи традиционной культуры Западной Сибири выделяют три варианта плетения циновок: циновка пучковая из травы вейник, ситник****; циновка сшивная из плетеных полос травы, камыша, ситника, рогоза; циновка плетеная из камыша на станке.

Циновка «пучковая» представляла собой большой прямоугольник, ширина которого доходила до двух метров, а длина более полутора метров. Тонкие пучки травы связывались между собой веревкой из ивового лыка. Такие циновки чаще всего плели на северной территории Березовского района. Коренные жители р. Аган хантов восточной группы использовали в быту циновки из пырея и тростника.

Траву для них резали на протяжении всего летнего периода по мере необходимости, изделия из такого растительного материала были недолговечны и быстро изнашивались. Такие циновки использовались оленеводами, охотниками, рыбаками многих народов.

Другой вид – циновка сшивная, их исторически изготавливали ханты восточной группы и на территории Березовского района. Из травы плели полосы шириной от 4 до 6 см. Для широких полос применялось нечетное количество пучков травы, чем больше в плетении использовалось пучков, тем шире была плетеная полоса.

Затем полосы сшивали между собой сухожильными, а позже капроновыми нитями в виде прямоугольника. Ширина таких циновок была более двух метров, а длина достигала одного метра.

Иногда циновки обшивали кожей налима или выкрашенной в красный цвет тканью.

Плели обские угры циновки с орнаментом, который представлял собой сетку из простых геометрических фигур – квадратов, ромбов. Узор получали путем вплетения травы, окрашенной багульником, тальником или лыком. Такие циновки в настоящее время редкость.

Третий вид циновок плели из камыша***** горизонтальным способом на станке. Такие циновки чаще всего можно встретить у восточной группы хантов.

В каждую прорезь навешивались веревки, попарно намотанные на березовые чурбачки, которые выполняли функцию грузиков.

На ствол укладывали камыш и переплетали веревками, меняя их местами.

Плетение циновки на станке могло быть разным: либо косички, сплетенные из трех пучков камыша, либо перекрученные стебли камыша, либо ровные.

В циновке могли чередоваться ровные полосы камыша с широкими или тонкими косичками. Края циновки также обшивали полосками ткани, чтобы циновка была прочной и не рассыпалась.

По одной из версий, из этого вида плетения, могло произойти плетение кружев на коклюшках.

Специфическим видом плетеной продукции обских угров являлись изгородки-плетни и выполненные сходным образом орудия запорного рыболовства (ловушки-морды). Коренное население сохраняющее традиционный уклад жизни, до сих пор изготавливают запоры в виде заграждения с ловушками из различного материала.

Для изготовления планок решетки используют кедровый корень (реки****** Васюган, Аган, Юган), черемуховую саргу (реки Аган, Юган), тальник (рр. Сосьва, Нижняя Обь, Вах, Верхняя Сосьва), лыко (река Конда). Для ловушек корзиничного типа (верши) – морды (хант. pun, pon; манс. камка ) и рукава (хант. poc, pac , манс. pos, puos ) планки готовят из лиственницы.

Народы Западной Сибири - русские переселенцы, коми, также широко применяли в хозяйстве плетеные изделия: большие корзины, блюда для рыбы, корзины меньших размеров для других нужд. Плели корзины из прутьев тальника таежного и лугового.

В экспозиции представлен еще один вид традиционного плетения, широко бытовавшего у обских угров – корневатик (мансийское тар караник , хантийское — кераник, лар йиныл, тары йиныл, кыр йиныл, тар йиник, ёкмын ).

Изготовляемые обычно из кедрового корня и черемухового прута короба использовали для хранения различных мелких предметов обихода – боеприпасов, наконечников стрел, кусков рога, бляшек, инструментов, а также еды.

Большие корневатики использовали как сундуки для выделанных шкур, камуса*******, посуды. Для хранения ритуальных предметов также служили корневатики.

Благодаря гигроскопичности материала, плотному плетению и хорошо подогнанной крышке, корневатики защищали содержимое от порчи и отсыревания. Их брали с собой в дорогу.

Процесс выработки таких изделий очень трудоемкий. Для плетения нужна сарга — «тонкая дранка, прутья, вичьё********, коренья для вязки и плетенья». Чтобы ее получить, надо заготовить эластичные и прочные корни молодых кедров, длина которых могла достигать 20 метров.

Корни берут растущие выше основного корневища, диаметром 0,5—1,0 см, извлекая их из земли с помощью тупого топора (таким образом кедр не повреждается).

Затем, корни раскалывают на четыре части и от наружной части древесины отделяют несколько тонких слоев.

Полученные ленты очищают от защепин и, при необходимости, делят на еще более узкие. Сарга, свёрнутая в кружки, высушивается и хранится до момента надобности. Вымоченный в воде материал имеет те же свойства, что и свежий.

Также, из кедровой сарги раньше, делали самые прочные веревки.

Чтобы сплести изделие, черемуховый прут, уложенный спиральными витками, оплетают лентами из кедрового корня: в щель, сделанную шилом на оплетке предыдущего витка продергивается кедровая лента. После этого плетение туго затягивается, чтобы сосуд не расходился после высыхания.

Традиционные формы корневатиков: круглая, овальная и прямоугольная, что определяется основой из прута. Отдельно плетется крышка, чаще всего выпуклая, верхушка которой представляет собой прямоугольник, а бока имеют вид трапеций.

Крышка привязывается к основной части сыромятными ремешками. Из последних делается и ручка для переноски.

Как видно из описания, процесс очень трудоемкий, требует физических усилий, поэтому традиционно это плетение считалось мужской работой.

В 2010 году корневатик номинировался на звание одного из чудес финно-угорского мира, а технология плетения циновок включена в Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Югры.

Авторы: Ольга Бубновене - заслуженный деятель культуры Югры, искусствовед (г. Ханты-Мансийск)

Алла Харитонова - культуролог (г. Москва)

Ксения Илауски - искусствовед (г. Ханты-Мансийск)

Лариса Шестакова - художник (г. Урай)

Юлия Стремилова - художник (г. Ханты-Мансийск)

* Зимник: зимнее жилище, прямоугольные или пирамидальные срубленные дома из сосны, часто с земляной крышей, построенные в лесу.

** Нары – дощатый настил на некотором возвышении от пола, идущий в зимниках вдоль стен, место для сна, сидения, еды.

*** В каждой локальной группе обских угров, свое слово обозначающее циновку – нории, нарва, нарвапам, йеган, йакан, йемепки, сапта . Восточные ханты, живущие на территории Сургутского района называют циновку тахар , это слово общее с татарским названием ковра и монгольским словом таар, обозначающим грубый ковер. По мнению исследователей, обские угры научились плести циновки у татар. Во всяком случае, не исключено заимствование ими циновок от Тобольских татар, а в дотатарское время, возможно, и от других тюркоязычных народов, с которыми соседствовали угорские племена.

**** Вейник ( лат. Calamagrostis ) — многолетнее травянистое растение, семейства Злаки, растет в обоих полушарий, насчитывается около пятьдесят видов вейника в России и на сопредельных территориях. Ситник (лат. Júncus, от связывать, соединять или сплетать) — крупный род цветковых растений семейства Ситниковые ( Juncaceae ). Упоминается у Вергилия и других древнеримских авторов, служил для плетения циновок, корзин и других изделий. Растет преимущественно в Северном полушарии, в сырых местах: от тундры до тропиков. Многие виды ситника выращиваются в качестве декоративных растений. Ситник развесистый, японцы из-за его прочной на износ соломы, используют для плетения внешней оболочки татами.

***** Камыш (лат. Scírpus ) — род многолетних и однолетних прибрежно-водных растений семейства Осоковые. Может вырасти до 4-5 метров в высоту. Часто камышом ошибочно называют рогоз и осоку, хотя эти растения принадлежат другим семействам. Распространён по всему земному шару. Камыш используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, циновок, ковриков, а также для декоративной отделки плетёных изделий из лозы. Чтобы получить зелёный цвет, камыш срезают в июле, красивый жёлтый — в конце августа — начале сентября.

****** Территориальные объединения обских угров называются по рекам, рядом с которыми проходит их жизнь. Поэтому, например, есть казымские, салымские, васюганские ханты и т.д.

******* Камус — шкура с голени животных (северного оленя, лося, косули или нерпы), используется для изготовления зимней обуви (кисы, унты) и специальной противоскользящей подкладки на нижнюю поверхность охотничьих лыж.

******** « От вица ж. (вить) сев. вост. хворостинка, прут, розга, хлыст, длинная ветка, лоза. Мягкие древесные корни, искрученная, иногда свитая в два и три прута хворостина, для связки, скрутки, скрепы чего-то, для вязки плотов, вят. произн, вича, собират. вичьё» - см. Толковый словарь В.Даля.

«Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда…» - жаловалась когда – то черепаха Тортилла. Возможно, что в наше время, она бы обрадовалась появлению тины и водорослей в своих владениях. Ведь, как оказалось, водные растения можно использовать для создания практичных и эстетичных предметов интерьера.

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 1

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 2

На поверхности водоемов в странах с жарким климатом бурно разрастается водный гиацинт. В целях ограничения роста, его собирают и используют для различных целей. Один из способов использования – создание элегантной плетеной мебели, для этого применяют высушенные и заплетенные в косички листья водяного гиацинта. По внешнему виду, эта мебель напоминает плетеную мебель из тростника, но гораздо мягче ее.

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 3

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 4

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 5

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 6

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 7

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 8

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 9

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 10

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 11

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 12

Дикорастущие водоросли также оказались достаточно прочным материалом и подсказали дизайнерам несколько необычных идей.

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 15

Например, шведские дизайнеры из творческой студии «Glimpt» загорелись идеей создания «мебели из водорослей». Для осуществления замысла они заключили договор с мебельной фирмой «UMA» (Вьетнам) и иллюстратором из Швеции Мэлин Крут (Malin Koort).

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 16

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 17

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 18

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 19

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 20

Новая креативная коллекция получила название «Superheroes» («Супергерои»). Она состоит из пуфиков, небольших кресел и стульев.

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 21

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 22

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 23

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 24

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 25

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 26

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 27

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 28

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 29

Каждый предмет был сделан из пучков прочных морских водорослей и цветных нитей, которые обычно используют для фиксации гамаков. Пестрые восточные и африканские мотивы на строгом черном фоне сделали «Superheroes» стильным и оригинальным симбиозом водорослей и нитей.

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 30

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 31

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 32

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 33

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 34

Израильский дизайнер Нир Мейри (Nir Meiri) создал коллекцию светильников и ламп под названием Marine Light, где в качестве основного материала для абажуров использовались морские водоросли. Дизайнер наносил еще влажные водоросли на металлическое основание и оставлял на несколько часов сушиться.

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 35

Пуф Дизайнер Мариа Винка, вдохновившись горным рельефом, придумала необычный пуф «Хэллар» . Он выполнен из морских водорослей с вплетением банановых волокон.

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 36

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 37

Интерьер для Тортиллы изделия из водорослей, фото № 38

Российская компания «Дачный рай» производит мебель из металла, оплетенного натуральными морскими водорослями. Для того, чтобы мебель стала прочной, водоросли предварительно сушат, подвергают специальной обработке и скручивают в жгуты.

Исстари на Руси для плетения самых различных вещей применялись растения: рогоз, камыш, ситник, аир. Все эти растения предпочитают селиться в увлажненных местах, по берегам водоемов и в самих водоемах. Часто образуют обширные заросли и распространены на территории нашей страны повсеместно. Возьмем, например, рогоз.

Это многолетние водные или болотные травы высотой до 3. 4 м. В России встречается около 15 видов рогоза, из которых наиболее распространены у нас 2 вида (широколистный и узколистный). У широколистного рогоза синевато-или серовато-зеленые листья (рис. 1), они пошире, чем у узколистного. Растет рогоз по берегам рек и озер, на болотах, горелых торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах, Часто рогоз путают с камышом, у которого нет плотного цилиндрического соцветия коричневого цвета.


Фото 1. Рогоз широколистный.

Заросли камыша (рис. 2) встречаются на мелководье у берегов рек и озер. Соцветие у него зонтиковидное или метельчатое, высота достигает 2,5 м. Камыш менее прочен, чем рогоз, но по декоративным достоинствам не уступает ему.


В сырых местах, на болоте и заливных лугах густыми пучками растет невысокая трава - ситник (рис. 3),


Стебли ситника можно на первый взгляд принять за молодые побеги камыша, однако и даже осенью его стебли едва ли бывают толще цевки гусиного пера.

Ситник — прекрасный материал для тонкого плетения, где используется мягкий круглый стебель, имеющий губчатую внутреннюю структуру (как у камыша).

Заготавливают рогоз (в основном листья), камыш и ситник (стебли) только после того, как они станут гибкими, наберут силу. Это бывает обычно в период цветения растений, ближе к середине лета, а также во второй его половине.

Обычно растения срезают серпом или большим ножом. Летом, особенно в жаркие дни, трава сохнет очень быстро даже в тени под навесом. Достаточно одного-двух дней, чтобы получить подходящий для работы материал.

Заметим, что перед сушкой у рогоза и камыша всегда отрезают комлевые участки стволов, имеющие белый и кремовый цвет. Кстати, раньше их не выбрасывали, а использовали в пищу. В свежем виде они по вкусу и запаху напоминают свежие огурцы. Если же их обвалять в муке и поджарить на растительном масле, то это будет уже настоящий деликатес.

У предназначенных для сушки стеблей камыша и ситника удаляют листья. Листья рогоза облущивают, отделяют друг от друга и обрезают поврежденные насекомыми места. Очищенные травы укладывают тонким слоем в подходящем месте, а чтобы они сохли более равномерно, травы ворошат несколько раз в течение дня.
Высушенные под навесом листья рогоза и стебли камыша сохраняют естественную оливково-зеленую окраску. Трава же, побывавшая на солнце, выгорает и приобретает золотисто-палевый оттенок. Эту разницу в окраске трав мастера используют в декоративных целях при комбинированном плетении. Но поскольку высушенные на солнце травы менее прочны, их применяют очень осторожно и лишь для отделочных работ.

Сушить травы удобнее всего на чердаке. Там же их можно и держать всю зиму. Только перед тем, как развесить траву на хранение, свяжите ее в небольшие пучки-снопики, причем обязательно жгутами-перевяслами, скрученными из той же самой травы. Помните, что в снопике, стянутом тонкой бечевкой, листья и стебли сильно деформируются и часто рвутся в местах стяжки. Травяные жгуты не оставят вмятин на сохраняемом сырье, но и их не затягивайте слишком туго.

Отбеливание, окрашивание, замачивание трав.

В декоративном плетении кроме травы с естественной окраской широко применяется отбеленная и окрашенная трава. Отбеливают травы в водном растворе перекиси водорода. В аптеках обычно имеются в наличии 3%-ный раствор перекиси водорода и 30%-ный — пергидроль. Раствор перекиси водорода уже готов к отбеливанию, а вот пергидроль необходимо растворить в чистой воде в соотношении 1:10 (по объему). Залив раствор в эмалированную посуду, туда затем помещают траву и кипятят на слабом огне не менее часа. Потом травы тщательно промывают в теплой воде, меняя ее несколько раз.

Внимание! Все работы с отбеливанием ведут в резиновых перчатках, пользуясь длинными деревянными щипцами.

Хорошо промытые травы сушат под навесом на открытом воздухе, а в зимнее время — в помещении.Для крашения заготовленной травы в те или иные цвета пользуются обычными текстильными красителями, а также чернилами . А чтобы гарантировать равномерное окрашивание, травы предварительно кипятят в легком мыльном растворе примерно в течение получаса. Одного пакета анилиновых красителей хватает на 0,5 кг сухих трав.

Красят так. Травы укладывают в эмалированную посуду и заливают теплой водой. В пол-литровую банку высыпают порошковый краситель и заливают небольшим количеством воды. Тщательно перемешивают раствор деревянной палочкой, после чего доливают в банку теплой воды почти доверху. Еще раз размешивают краситель, выливают его в эмалированную посуду с водой, снова размешивают и ставят на огонь.

Кипятят травы в красительном растворе примерно 15 минут. Чтобы закрепить краситель, на один его пакетик в раствор добавляют поваренную соль (1. 2 столовые ложки) и уксус (5 столовых ложек). Потом окрашенные травы тщательно промывают в чистой воде и сушат.
Перед началом плетения травы (листья, стебли) замачивают, то есть опускают на 10. 15 минут в воду комнатной температуры. Затем, вынув из воды, травы завертывают в мокрую мешковину и дают им так полежать 2. 3 ч. В процессе такой выдержки влага проникает во внутренние волокна трав, не слишком переувлажняя их.

Мой совет - не замачивайте перед плетением листья и стебли слишком долго, так как они из-за этого сильно усыхают, нарушая плотность, а следовательно прочность и красоту плетева. Во время плетения из мешковины обычно вынимают по два-три стебля (листа) и, прижав их влажной тряпкой к краю стола, "выжимают", протягивая через тряпку с некоторым усилием, Кстати, таким способом из увлажненных стеблей и листьев удаляют не только влагу, но и частицы воздуха.

Народные мастера исстари использовали для плетения различных вещей листья и стебли рогоза, камыша, ситника, аира, а также листья початков кукурузы.

В нашей стране произрастает около 10 видов рогоза. Наиболее распространены два вида — широколистый и узколистый.

У широколистого рогоза синевато — или серовато-зеленые листья, а у узколистого — желтовато-зеленые.

Но различают эти виды не только по цвету листьев, но и по их ширине, получившей отражение в видовом названии растений, а также по початкам на вершинах стеблей.


У узколистого рогоза они расположены на значительном расстоянии друг от друга, а у широколистого почти соприкасаются.

Рогоз растет по берегам рек и озер, на болотах, горелых торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах.

Заросли камыша встречаются на мелководье у берегов рек и озер. Камыш менее прочен, чем рогоз, но по декоративным достоинствам не уступает ему.

В сырых местах, на болоте и заливных лугах густыми пучками растет невысокая трава — ситник. Стебли ситника можно на первый взгляд принять за молодые побеги камыша, однако это самостоятельный вид.

Ситник — прекрасный материал для тонкого плетения. Используется мягкий круглый стебель, имеющий, как и у камыша, губчатую внутреннюю структуру.

Заготавливать листья рогоза или стебли камыша для плетения можно только после того, как они станут гибкими, наберут силу. Это бывает обычно в период цветения, ближе к середине лета, а также во второй его половине.

Растения срезают серпом или большим ножом. Летом, особенно в жаркие дни, трава сохнет очень быстро даже в тени под навесом. Достаточно одного-двух дней, чтобы получить нужный для работы материал.

Но прежде чем приступить к сушке, у рогоза и камыша отрезают комлевые участки стволов, имеющие белый или слегка кремовый цвет. Раньше их никогда не выбрасывали, а использовали в пищу.

В свежем виде прикорневые отбеленные побеги по вкусу и запаху напоминают огурцы. Если же их обвалять в муке и поджарить с растительным маслом, то это будет уже настоящий деликатес.

Предназначенные для сушки стебли камыша и ситника освобождают от прилипших к ним прикорневых листьев.

Рогоз перед сушкой обязательно лущат, то есть собранные вместе листья разъединяют и обрезают поврежденные насекомыми места. Лущеные и очищенные травы укладывают тонким слоем, а чтобы высыхание происходило более равномерно, их ворошат несколько раз в течение дня.

Высушенные под навесом листья рогоза, стебли камыша и ситника сохраняют естественную оливково-зеленую окраску. Трава, высушенная на солнце, выгорает и приобретает золотисто-палевый оттенок.

Разницу окраски трав, высушенных различными способами, мастера используют в декоративных целях при комбинированном плетении. Но поскольку высушенные на солнце травы становятся менее прочными, их применяют очень осторожно, и то лишь для отделочных работ.

Сушить травы удобно на чердаке. Там же их можно и хранить всю зиму.

Перед тем как развесить траву на хранение, ее связывают в небольшие пучки-снопики жгутами-перевяслами, скрученными из той же самой травы. Следует помнить, что в снопе, стянутом тонкой бечевкой, листья и стебли, расположенные сверху, сильно деформируются и рвутся в местах стяжки. Хотя травяные жгуты и не будут оставлять вмятин, все же и их не следует затягивать слишком туго.

Отбеливание травы

В декоративном плетении, кроме травы с естественной окраской, широко используется отбеленная и окрашенная трава. Отбеливают травы в водном растворе перекиси водорода. В аптеках продается 3%-ный раствор перекиси водорода и 30%-ный пергидроль.

3%-ный раствор перекиси водорода водой разбавлять не надо, а пергидроль необходимо растворить в чистой воде (1 весовую часть пергидроля на 10 весовых частей воды).

Раствор готовят в эмалированной посуде, в которую затем погружают травы и кипятят на слабом огне не менее часа. Потом их тщательно промывают в теплой воде, меняя ее несколько раз.

Всю работу ведут в резиновых перчатках, пользуясь длинными деревянными щипцами. Отбеленные и промытые травы сушат под навесом на открытом воздухе, а в зимнее время — в помещении.

Окрашивание синтетическими красителями

Для крашения заготовленной травы в яркие цвета можно использовать обычные текстильные красители, а также цветные чернила «Радуга». Чтобы добиться равномерного окрашивания, травы предварительно кипятят в легком мыльном растворе примерно в течение получаса.

Одного пакета анилинового красителя хватает на полкилограмма сухих трав.

Красят так. Травы укладывают в эмалированную посуду и заливают теплой водой. В пол-литровую стеклянную банку высыпают порошковый краситель и заливают небольшим количеством воды.

Тщательно перемешивают деревянной палочкой и доливают теплой воды почти доверху. Еще раз размешивают раствор.

Потом выливают краситель в эмалированную посуду с водой и размешивают.

Кипятят травы в красильном растворе примерно 15 минут. Чтобы закрепить краситель, в раствор добавляют 2 столовых ложки поваренной соли и 5 столовых ложек уксуса. Потом окрашенные травы тщательно промывают в чистой воде и просушивают.

Подготовка к плетению

Перед началом плетения травы опускают на 10—15 минут в воду, имеющую комнатную температуру. Вынув из воды, их завертывают в мокрую мешковину и дают так полежать 2—3 часа.

После такой выдержки влага в достаточном количестве проникает во внутренние волокна, не переувлажняя их. Перенасыщенные водой стебли и листья сильно усыхают и нарушают плотность, а следовательно, прочность и красоту плетева.

Во время плетения из мешковины вынимают по два-три стебля и, прижав влажной тряпкой к краю стола, протягивают их с некоторым усилием в одну сторону.

Таким способом из увлажненных стеблей и листьев удаляют не только влагу, но и частицы воздуха.

Видео по теме


О том, как сделать сухой и хрупкий материал пластичным и удобным в работе можно прочесть здесь

Сухие травы перед работой обязательно замачивают на пару часов. Температура воды , которая используется для этой процедуры, колеблется от комнатной до крутого кипятка и зависит в первую очередь от "нежности" материала. Обычно горячей водой заливают солому культурных злаковых растений, что делает ее более пластичной в работе, хотя не все мастера плетения используют этот прием, считая, что от такой обработки почти кипятком солома в дальнейшем становится более хрупкой и работа не будет долговечной. Часть из них достигает нужной пластичности погружением перед началом плетения соломы в 2% раствор нашатырного спирта на пару часов. После вымачивания ее тщательно промывают в чистой воде. Ограничивает распространение этого приема только способность аммиака изменять цвет материала, особенно окрашенного анилиновыми красителями, поэтому предварительная проба на десятке соломин поможет спасти материал от порчи и мастера от огорчения. Размягченную траву или солому нужно постараться сохранить во время работы постоянно в этом состоянии, для чего ее лучше упаковать в полиэтиленовый пакет. Оставшуюся после работы влажную траву или солому желательно снова высушить, иначе велика вероятность того, что к утру она почернеет или заплесневеет. Солому и сухую траву можно будет потом снова подвергнуть распариванию, но для особо тонких и сложных работ такой материал уже не годится, ведь каждая повторная обработка материала кипятком или раствором нашатырного спирта делает его более хрупким.

trava-3 (215x234, 67Kb)

1.

trava-2 (259x194, 61Kb)

2.

Плетение из сухих трав можно отнести к категории малозатратных старинных ремесел, на которые вернулась мода вместе с желанием жить в согласии с окружающим миром. Мастера-практики часто советуют именно с него начинать путь в мир плетения и на тонких травяных стебельках отрабатывать основные приемы техники, ведь работа с сухими травами не требует от мастера больших физических усилий, что позволяет заниматься этим видом ремесла с детства до глубокой старости.Сегодня от занятия этим довольно простым и легким ремеслом многих сдерживает отсутствие материала для работы. Традиционно считается, что плести можно только из стеблей культурных злаков. Действительно, в те далекие времена, когда пшеничные и ржаные колосья убирали с помощью серпов вручную, было слишком много соломы от этих культурных растений, под работу с которой и "подстроилась" техника плетения. Именно этим и объясняется обилие красивых работ из стеблей культурных злаков , которые были выполнены в прошлые века. Сегодня многое поменялось и ржаное, и пшеничное поле перестало быть источником материала для плетения по двум причинам:

trava-4 (327x154, 44Kb)

3.

1. Зерновые культуры убираются с помощью комбайнов, которые не заботятся о том, чтобы сохранить хрупкие стебли ровными.

2. Современные сорта злаков стали намного короче. Связано это со стемлением земледельцев избежать полегания колосьев перед уборкой урожая, поэтому в росте многие культуры убавили больше, чем наполовину. Это коснулось не только пшеницы, овса или ржи, из которых традиционно выполняли работы европейские мастера. В Азии практически полная замена рисовой соломки ее синтетической имитацией связана с этой же причиной.

Сегодня старинные сорта злаков выращивают на небольших площадях специально для плетения и срезают вручную на различных стадиях зрелости вручную под заказ того или иного мастера. Ценится такая соломка недешево и ее стоит все же считать материалом для работы уже зрелого мастера.

10.

11.

koster_ovsynica-300x207 (300x207, 93Kb)

12.

13.

14.

15.

16.

Начинающим лучше обратить свое внимание на дикое степное поле, способное стать источником материала для плетения. Для работы подойдет зубровка, белая полевица, ежа сборная, бор развесистый, мятлик луговой, овсяница, костер, тимофеевка и другие похожие на них дикорастущие злаки. Даже ненавидимый многими дачниками пырей подойдет для работы. Научиться находить их довольно просто, нужно только внимательно присмотреться и увидеть растения, которые похожи на те, что изображены на фотографии.

Стебли растений срезают большим ножом под корень. Мастера связывают ее сразу в снопы, но и этому приему нужно учиться и стоит это сделать только тем, кого плетение из сухих трав действительно увлечет, а на первых порах подойдут и небольшие пучки, благо материала для первых работ потребуется совсем немного.

Собранную траву нужно сушить под навесом и после превращения ее в солому разделить на две части. Первую так и оставить, а вторую обработать следующим образом: срезать с каждой соломины колос или метёлку, удалить покровные листья, разрезать на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют в зависимости от длины и толщины и для придания им более насыщенного золотистого оттенка выдерживают 2-3 дня под летними солнечными лучами. Солому можно обесцветить и придать ей затем яркий цвет с помощью анилиновых красителей (подробнее об этом здесь).

Еще немного теории или более подробно об узлах и коленцах:

Стебель любого дикорастущего или культурного злака разделен на несколько частей узлами. Каждая такая часть называется коленцем или по-научному междоузлием. Самое длинное и тонкое коленце расположено обычно сверху и завершается колосом или метёлкой, а самое короткое и толстое - у корня. Верхнее коленце используется практически для любых работ, то, что ниже - в зависимости от прочности и толщины стенок соломины. Расположенные у самого корня коленца гораздо толще и короче верхних, у них жесткие стенки, поэтому в плетении из сухих трав они используются как каркасные стойки или для изготовления народных игрушек или украшений ( бирюльки, подвески, пищалки).

Читайте также: