Плетение из пальмовых листьев

Обновлено: 24.05.2024


«У нас настоящая пальмовая страна», – говорит Афнан Башаих. Она улыбается, открывая дверь в большое помещение в Джидде, принадлежащее ремесленной организации «Слейсла». Посреди комнаты стоит стол, в одном углу – старая ванна, а в другом – несколько огромных алюминиевых кастрюль, наполненных кипятком.

Афнан подходит к столу, на котором разложены пучки длинных сухих листьев. Некоторые из них сохраняют свой естественный бежевый цвет, а другие уже окрашены в синий, зеленый или красный. Все это листья финиковой пальмы, которая в изобилии растет по всей Саудовской Аравии и является символом страны.

Atharna | Palm Leaf Weaving in Jeddah

Напротив Афнан, по другую сторону стола, стоит Саада аль-Харби, одна из мастериц, работающих в «Слейсла». Она родом из деревни неподалеку от Мекки, где не так давно большинство людей занимались хусом – традиционным плетением из пальмовых листьев. «В прошлом моя деревня жила выращиванием фиников и лука, а также изготовлением разных изделий из пальмы. Мой отец делал веревки из пальмовых волокон, а моя мать занималась хусом», – рассказывает она. Когда Сааде было около 10 лет, мать и бабушка научили ее этому ремеслу. «Мы сидели вместе и работали почти каждый день», – вспоминает мастерица.

Пальмовые листья – это доступный материал, потому что финиковое дерево является вечнозеленым и его листья можно собирать круглый год. Для жителей Аравийского полуострова с их кочевым образом жизни пальмовые листья были незаменимым материалом. Они плели из них корзины и миски для кухни, циновки, на которых спали и ели, а также мешки, в которые везли поклажу верблюды.

Кроме того, стволы и листья финиковой пальмы использовались при строительстве жилья. Из стволов пальмы изготавливали крыши и несущие конструкций домов, а из листьев – стены и внутреннюю кровлю. Трудно точно сказать, сколько лет этой традиции, так как органический материал быстро разлагается. Но археологи нашли остатки относящихся к средневековому периоду фундаментов домов, полностью сделанных из пальм. А Мечеть Пророка, построенная в Медине в 630 году, была целиком сделана из пальмовых стволов и листьев.

Atharna | Palm Leaf Weaving in Jeddah

«Это ремесло всегда было частью ежедневных забот женщин. Но в наши дни мало кто из молодежи владеет им, поэтому мы пытаемся возродить его», – рассказывает Афнан Башаих.

Центр «Слейсла» был создан в 2003 году для социализации девочек и женщин с ограниченным доступом к образованию. Организация в основном работает с людьми, имеющими различные виды инвалидности, и большинство из 50 работающих здесь мастериц являются слабовидящими или слабослышащими. В здании находится несколько мастерских по изготовлению украшений, вышивки, плетению изделий из пальмовых листьев. Здесь имеется обширный архив с образцами тканей и вышивок со всей Саудовской Аравии.


«У нас настоящая пальмовая страна», – говорит Афнан Башаих. Она улыбается, открывая дверь в большое помещение в Джидде, принадлежащее ремесленной организации «Слейсла». Посреди комнаты стоит стол, в одном углу – старая ванна, а в другом – несколько огромных алюминиевых кастрюль, наполненных кипятком.

Афнан подходит к столу, на котором разложены пучки длинных сухих листьев. Некоторые из них сохраняют свой естественный бежевый цвет, а другие уже окрашены в синий, зеленый или красный. Все это листья финиковой пальмы, которая в изобилии растет по всей Саудовской Аравии и является символом страны.

Atharna | Palm Leaf Weaving in Jeddah

Напротив Афнан, по другую сторону стола, стоит Саада аль-Харби, одна из мастериц, работающих в «Слейсла». Она родом из деревни неподалеку от Мекки, где не так давно большинство людей занимались хусом – традиционным плетением из пальмовых листьев. «В прошлом моя деревня жила выращиванием фиников и лука, а также изготовлением разных изделий из пальмы. Мой отец делал веревки из пальмовых волокон, а моя мать занималась хусом», – рассказывает она. Когда Сааде было около 10 лет, мать и бабушка научили ее этому ремеслу. «Мы сидели вместе и работали почти каждый день», – вспоминает мастерица.

Пальмовые листья – это доступный материал, потому что финиковое дерево является вечнозеленым и его листья можно собирать круглый год. Для жителей Аравийского полуострова с их кочевым образом жизни пальмовые листья были незаменимым материалом. Они плели из них корзины и миски для кухни, циновки, на которых спали и ели, а также мешки, в которые везли поклажу верблюды.

Кроме того, стволы и листья финиковой пальмы использовались при строительстве жилья. Из стволов пальмы изготавливали крыши и несущие конструкций домов, а из листьев – стены и внутреннюю кровлю. Трудно точно сказать, сколько лет этой традиции, так как органический материал быстро разлагается. Но археологи нашли остатки относящихся к средневековому периоду фундаментов домов, полностью сделанных из пальм. А Мечеть Пророка, построенная в Медине в 630 году, была целиком сделана из пальмовых стволов и листьев.

Atharna | Palm Leaf Weaving in Jeddah

«Это ремесло всегда было частью ежедневных забот женщин. Но в наши дни мало кто из молодежи владеет им, поэтому мы пытаемся возродить его», – рассказывает Афнан Башаих.

Центр «Слейсла» был создан в 2003 году для социализации девочек и женщин с ограниченным доступом к образованию. Организация в основном работает с людьми, имеющими различные виды инвалидности, и большинство из 50 работающих здесь мастериц являются слабовидящими или слабослышащими. В здании находится несколько мастерских по изготовлению украшений, вышивки, плетению изделий из пальмовых листьев. Здесь имеется обширный архив с образцами тканей и вышивок со всей Саудовской Аравии.


Плетение - это один из древних способов окружать себя красивыми и нужными вещами. Когда-то это было жизненно необходимо, а сегодня мы занимаемся им, чтобы создать милые вещи для декора или просто порукодельничать. Сделать такую подставку из листьев совсем несложно, вы можете заняться этим творчеством вместе с детьми, так как оно отлично развивает координацию рук и сообразительность.

Для работы вам понадобятся длинные листья. Я сплела подставку своими руками из пальмовых листьев, но если их трудно найти в вашем регионе, вы можете использовать камыш или что-то подобное. Будьте осторожны, чтобы не порезаться, так как края могут быть острыми.

Подготовка к работе


Для работы вам понадобятся:

Переплетение


Чтобы переплести листья, разместите их параллельно друг другу, как показано на рисунке, сделайте это с тем количеством, которым вы располагаете или с учетом того, какой размер коврика вам нужен. В моем случае, я сделала 7 * 8.

Возьмите один лист и пропустите его через ряд, оставляя один кончик сверху, а другой снизу.

Теперь вы можете взять книгу, чтобы положить на концы листьев с одной стороны, чтобы они не разъезжались, когда вы будете плести. Второй лист пропускайте в шахматном порядке: где предыдущий прошел снизу, вы пропустите второй сверху и наоборот.


Старайтесь не оставлять пустое место, чтобы ряды находилось плотно друг к другу, закончив очередной ряд, подтолкните лист, если есть зазоры, к предыдущему ряду.


Посмотрите на рисунке, как можно использовать длинный кончик, чтобы зафиксировать его, загнув и пропустив через предыдущие ряды. Этот способ придаст аккуратный вид и не даст вашему изделию распуститься.


Самые короткие кончики, которые не просунуть под предыдущие, аккуратно подрежьте. Заверните ваше изделие в бумагу и положите под пресс, чтобы оно просохло, если листья слишком влажные.


Если вам понравилось работать с этим натуральным материалом, посмотрите, сколько еще замечательных вещей можно сделать с помощью плетения.

Скульптуры Ахмада Аскалани (Аhmad Аskalany)

Мы уже не раз убеждались в том, что все гениальное и великое - просто. И это нам еще раз доказывает египетский художник Ахмад Аскалани (Аhmad Аskalany), автор необычных плетеных фигур, в этом году представляющих Египет на венецианском биеннале.
«Простота – это моя философия» - утверждает Ахмад Аскалани. – «Она помогает передать идею непосредственно зрителю, не вдаваясь в детали».

Скульптуры Ахмада Аскалани (Аhmad Аskalany)

Скульптуры Ахмада Аскалани (Аhmad Аskalany)

Скульптуры Ахмада Аскалани (Аhmad Аskalany)

Гигантские скульптуры каирского художника, участника главной Международной выставки современного искусства, встречали посетителей на входе в египетский павильон. Плетеные трехметровые фигуры женщин вежливо, полунаклонившись, приглашали посетителей войти в зал и познакомиться со скульптурным миром мастера Ахмада Аскалани, в котором представлены целующиеся мумии мужчины и женщины, фигуры, курящие кальян, и мило беседующие на балконе или сидя на удобных стульях. Но самый яркий среди них всех это, конечно, резвый развозчик булочек на велосипеде.

Скульптуры Ахмада Аскалани (Аhmad Аskalany)

Скульптуры Ахмада Аскалани (Аhmad Аskalany)

Скульптуры Ахмада Аскалани (Аhmad Аskalany)

Скульптуры Ахмада Аскалани (Аhmad Аskalany)

Скульптуры художника-самоучки Ахмада Аскалани созданы из пальмовых листьев, используя довольно простую технику плетения, подобную к той, как девочки заплетают свои косички. Автор избрал материалом пальмовые листья, так как они являлись традиционным строительным материалом в Верхнем Египте.
Цель работы –показать обычную человеческую жизнь, в которой нет места агрессии и темной стороны.



Большинство людей понимает важную значимость растений в природе. Они обеспечивают всё живое кислородом и пищей. Кроме того, растительность делает окружающий мир более прекрасным. Даже засохшие стебли и цветы можно превратить в настоящие шедевры искусства. Сьюзи Грив (Suzie Grieve) из компании Foraged Fibers — мастер по ювелирному изготовлению крошечных корзинок из обычных сорняков. Посмотрите некоторые из её лучших работ далее в обзоре.

Мастер-самоучка

Сьюзи Грив проживает и творит на северо-западе Англии в Озёрном краю. Она плетёт миниатюрные корзины и создаёт крошечные украшения из высушенных листьев, виноградных лоз и сорняков. Она умеет плести и корзины обычного размера, если что.

Сьюзи Грив - мастер-самоучка.

Сорняки могут стать произведением искусства

Сама художница рассказывает об этом так: «Впервые мне в голову пришла эта идея, когда я приводила в порядок свои грядки. Там слишком буйно разросся орешник и я его сплела, чтобы он не мешал расти моим овощам».

А началось всё с обычной уборки на огороде.

Именно тогда Сьюзи ощутила невероятное вдохновение, связь с ремеслом. Она решила его освоить. Этот медитативный ритм, приятные тактильные ощущения, возможность соединиться с природой и создать красоту, полностью покорили художницу. Возможность творить своими руками давала ей потрясающее чувство уверенности в себе и наслаждение окружающим миром.

Плетение - это возможность обрести душевную гармонию и создать красоту.

Там, где живёт Грив, довольно сложно найти подходящий материал для изготовления этих красивых корзин и украшений, но она нашла способ решить эту проблему. После переезда в Озёрный край мастерице пришлось адаптировать под новые условия способ поиска и сбора растений, которые она привыкла использовать в своей работе. Здесь катастрофически не хватает диких мест, где можно было бы свободно собирать необходимые материалы. Это заставило Сьюзи наладить контакты с местными землевладельцами. Они позволяют художнице собирать необходимые травы в их лесах и полях в обмен на простую работу, такую как, например, рубка дров.

Иногда бывает сложно находить нужное растение.

Сьюзи Грив наладила прекрасные отношения с местными фермерами.

За простую домашнюю работу Сьюзи собирает на землях фермеров необходимые ей материалы.

Важность сезона

Совершенно очевидно, что сбор растений полностью зависит от сезона. В каждое время года Сьюзи собирает разные растения. Для того, чтобы отобрать те, которые ей особенно нравятся, пришлось глубоко изучать ботанику.

Весной мастерица собирает кору ивы и одуванчики. Летом её излюбленные материалы - это крапива и ежевика. В осенний сезон — всё у чего длинные листья, а зима — время для жимолости и плюща.

Сезон играет важную роль в заготовке необходимых материалов.

Конечно, этот процесс весьма сложен. Он требует много времени, усилий, знаний и даже удачи, в поиске необходимого. Сьюзи говорит: «Сбор диких растений для моей работы - это безумно долгая история. Иногда можно потратить долгие часы на поиски и сбор. Потом это всё нужно должным образом обработать. Растения нужно высушить, довести до необходимого состояния. Мне это всё нравится, потому что я — интроверт. Блуждать по лесам и полям в поисках материалов — это идеальное времяпровождение для меня. Я всегда была одержима растениями, поэтому очень благодарна Творцу за то, что могу проводить дни, сплетая их в эти чудесные маленькие корзинки».

Сама художница называет себя одержимой растениями.

Бродить по полям и лесам в поисках материалов - идеальное занятие для интроверта.

Чтобы достичь совершенства в этом деле у Сьюзи ушло довольно много времени. Ведь все растения разные. Не все обладают необходимой гибкостью и прочностью для этого ремесла. К своему удивлению, художница обнаружила, что более всего пригодны простые сорняки. Они наделены природой колоссальной способностью к выживанию, а потому являются сильными и гибкими.

Сорняки подходят лучше всего.

Любимые растения

Самые любимые растения у Сьюзи - это одуванчик, ежевика и вьюнок. Прелесть использования их в том, что их довольно часто скашивают или подрезают. После этого их можно не тратить зря, а с успехом превратить в корзину.

«Такая зависимость от природы также даёт вам то глубокое уважение и желание заботиться об окружающей среде, чтобы собиратель не был заинтересован в неразумном использовании растений или нанесении ущерба их популяции», - говорит Грив.

В работе Сьюзи старается всё использовать с максимальной пользой.

Почему миниатюра

Одной из причин того, что мастерица работает в миниатюре, довольно банальна — это элементарная нехватка места для выращивания и хранения огромного количества материалов. Ведь часто самые крошечные из её корзинок сплетены всего из одного листика. Кроме всего прочего, Сьюзи сама просто в восторге от своих миниатюрных поделок.

Некоторые из корзинок художницы сплетены всего из одного листика.

Сьюзи часто сама в восторге от своих крошечных поделок.

«Я должна признать, что у меня немного одержимый характер, и пока я не сделаю самую маленькую корзину в мире, я буду бесконечно плести всевозможные крошечные сосуды! В настоящее время моим приоритетом является написание книги по плетению из дикорастущих растений, поэтому создание корзинок сейчас далеко не на первом месте».

Сейчас мастерица занята написанием книги по плетению из растений.

Сьюзи Грив ведёт Instagram, также у неё есть собственный веб-сайт. Там можно увидеть гораздо больше её прекрасных работ.

Читайте также: