Плетение из серебряной проволоки как называется

Обновлено: 05.05.2024

Я уже писала о том, что Кострома – столица российского ювелирного искусства. Но тема не исчерпана. Расскажу сегодня об особом местном искусстве – о скани.

Вообще серебряное и золотое дело в Костроме развивается еще с 16 века. Непонятно, почему все это появилось именно в Костроме, ведь своих драгметаллов тут нет, все привозное. Видно, были тут особенные мастера.

В Костромской области размещается несколько крупных ювелирных производств. Но самые старые мастерские расположены Красном Селе. В 19 в этом селе только 10% жителей не были заняты в ювелирном деле.

Здесь делали очень много бытовой и церковной утвари. Но спецификой костромского промысла было то, что здесь делали не элитные произведения, а именно утварь для повседневного быта обычных людей: ложки, подстаканники, крестики.

Мастера создавали произведения с опорой на фольклорные мотивы. И они пользовались огромной популярностью. Местные мастера делали посуду и украшения из черненого серебра, владели искусством чеканки, эмали. Но все же визитной карточкой Костромы стала скань.

Филигрань или скань – это кружевное плетение из металлической витой нити. Мастер из тонкой серебряной или золотой проволоки «плетет» узоры – выкладывает и спаивает рисунок. Работа эта тончайшая и кропотливая. Из скани делают разные фигуры. Например, птиц, животных, цветы. Мастера Костромы сделали уникального павлина, который находится в коллекции Эрмитажа (не тот, который часы, серебряный).

Очень часто со сканью делают подстаканники, ложечки и всякие интерьерные украшения. Нередко можно увидеть в одном изделии сочетании скани и финифти. Это такая квинтэссенция русского стиля. Произведения бывают невероятные. Видела потрясающие шкатулки и великолепные подстаканники в музеях. Такая тонкая работа, даже тоньше многих изделий из кружева.

Мне во время моей поездки в Кострому не повезло, я не увидела в магазинах красивых украшений в этой технике. Почему-то встречались только фигуры и цветы. Стоят они дорого. Серебряный цветочки от 30 до 200 тысяч, павлинчики по полмиллиона.

Данная серия фотографий была сделана мной несколько лет назад, и ее лишь условно можно назвать мастер-классом, поскольку создавалась она для совершенно других целей, да и те люди, которые смогут повторить подобную работу, совершенно не нуждаются в моих историях. Тем не менее, мне кажется, многие здесь смогут найти что-то любопытное для себя или полезное.

Если будут вопросы, задавайте, постараюсь ответить.

Инструменты, необходимые для работы: стандартный набор ручного ювелирного инструмента (перечислять нет смысла). Из специфичного только электродвигатель для скрутки проволоки, плюс вальцы и фильеры. Филигрань вообще не требовательна к инструменту, поэтому многие начинающие ювелиры с нее и стартуют. По этой же причине так много некачественных и откровенно плохих филигранных украшений — люди на ней опыт получают первый.

Материалы: серебро 925-й пробы, розовый опалесцирующий кварц. Камень, собственноручно выкопанный в Алтайских горах и ограненный.

1. Начало. Только ловится идея.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 1

2. Что ж, пусть это будет традиционное для меня дерево. Зимнее дерево, всё в снегу. Страшненькое пока, будет интересно сравнить с готовой работой.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 2

3. По сусекам помести, на браслетик наскрести :) В дело пойдет все, что есть в поддоне верстака.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 3

4. Где-то там 1000 градусов по Цельсию. Плавлю весь мусор в тигле.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 4

5. Вот из этого и будет наш браслет. Конечно, не только из этого, но из этого в том числе.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 5

6. Делаю из толстого и короткого — тонкое и длинное.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 6

7. . на таком вот старом, но безотказном тренажере.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 7

8. В процессе отжигаем металл для придания ему большей доброты и нежности :)

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 8

9. Вот что получилось в итоге. Завтра из этого я буду тянуть канитель и делать другие полезные в хозяйстве штуки.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 9

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 10

10. Тянем канитель, то есть делаем тонкую проволоку, из которой в основном и будет состоять браслет.

11. Теперь проволоку 0,3 мм нужно свить вдвое на вот этом монстре.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 11

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 12

13. Досвивались. Бывает и хуже, но реже. Хуже, это когда на вал накручивается колье. Нет, хуже, это когда на вал накручиваются волосы. Впрочем не будем о страхах, бр-р-р.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 13

14. Выправляем положение.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 14

15. Свитую с приключениями «веревочку» плющим в уже знакомом агрегате. Он, кстати, годится не только для метаморфозы круглого в плоское, но и для нанесения художественных мозолей на руки :)

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 15

16. Скручиваем все наши метры «косички» в тугую каральку, чтобы равномерно отжечь и ненароком не расплавить.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 16

17. Отжигаем. Древесный уголь помогает нагреть серебро быстро и равномерно, что очень важно.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 17

18. И вот он — многотрудный результат. Из 18 грамм серебра, отведенного для этого, у нас получилось около 6-7 метров свитой и сплющенной «косички». Надеюсь хватит, а не хватит, так повторю.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 18

19. Следующий этап — оправы для камней.

Создание филигранного серебряного браслета «Три имени зимы». Часть первая, фото № 19

20. Плотно огибаем камень серебряным прокатом, отрезаем лишнее и спаиваем. Все просто.

Решила поделиться недавно приобретенным опытом по ручному плетению цепей. Данный вид плетения по-чешски называется «Pancr» (по-русски примерно так же — «Панцирное») и входит в обязательную программу в ювелирном колледже, в котором я сейчас обучаюсь. Все фотографии были сделаны там же, что кстати является грубым нарушением техники безопасности, но что не сделаешь ради красивой фотографии, тем более, когда есть перед кем похвастаться :)

Для работы мне понадобилось:

- серебро 17 гр (готовое изделие получилось 13 гр), плюс готовый замочек;

- набор для пайки: горелка, огнеупорная доска, припой, флюс (я использовала жидкий Флуорон), отбел;

- вальцы, тиски, большие клещи для протягивания, флацанки (плоскогубцы — 2 шт., ими удобно делать манипуляции с колечками), спица диаметром 3 мм, специальный инструмент для накрутки колечек, латунная проволка, деревянная доска, напильник, шкурка.

На изготовление браслета ушло два школьных дня (примерно 9 часов).

Для этого задания я получила уже готовый прокат квадратного сечения из серебра 925 пробы, данный был весом 17 гр, 4*4мм.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 1

По заданию, из него нужно сделать прокат сечением 1,6*1,6 мм. Это делается в вальцах. Металл во время проката становится твердым (нагартовывается), поэтому его периодически нужно отжигать (нагревать до красна горелкой).

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 2

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 3

Теперь нужно из квадратного сечения сделать круглое. Проволка должна быть толщиной 1,3 мм. Это делается в фильерах.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 4

Чтобы удалось протянуть в эти отверстия проволку, надо сточить на конце заготовки металл на конус.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 5

Далее необходимо смазать заготовку воском и при помощи клещей протянуть через каждое отверстие, пока не получим требуемую толщину.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 6

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 7

И тянем, не забывая периодически отжигать проволку.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 8

Получившуюся проволку нужно намотать на стальную заготовку (спицу) диаметром 3 мм.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 9

В школе мы используем вот таком забавный инструмент для равномерного наматывания проволки.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 10

Готовый браслет должен быть длинной примерно 19 см. Для этого понадобится 63 колечка, и еще несколько про запас.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 11

Теперь нужно распилить намотанную проволку, чтобы получились отдельные колечки (прощайте подушечки большого и указательного пальцев).

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 12

Потом я разделила колечки пополам, одну половину нужно будет спаять, вторую оставить как есть.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 13

Основные заготовки сделаны.

Далее два спаяных колечка нужно соединить неспаянным, то есть сделать «тройку» и потом спаять это неспаянное колечко. Масло масленное получилось, но не знаю, как сказать по-другому :)

Потом из «троек» таким же образом сделать «7», далее «15» , «31» и, наконец, «63».

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 14

До этого момента все действия были простыми и не требовали больших усилий и навыков и заняли у меня примерно 4 часа, с тем ,что я никуда не торопилась. В школе вообще никто не торопится, все делается медленно и аккуратно, потому что если испортишь, то во-первых, придеться делать заново, а во-вторых, делать уже из латуни, а не серебра :)

Теперь начинается самое сложное — прокручивание.

Необходимо закрепить спаянную цепочку в вальцах при помощи проката из латуни (наверное, можно и другой металл, но в школе используем латунь).

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 15

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 16

А теперь я начала при помощи клещей крутить цепочку по часовой стрелке. Цепочка должна быть натянута. Крутить нужно до тех пор, пока она не станет ровной и плоской.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 17

По мере деформации серебро нагартовывается, не забываем его отжигать. Так же во время натягивания и кручения, колечки могут разрываться. Их нужно аккуратно спаивать, не перебарщивая с припоем. У меня раз 6 рвались, но я делала первый раз, так что прощается, у профи, конечно, ничего рваться не будет :)

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 18

Данное мероприятие (кручение) заняло у меня 4 часа. Опять же, это кручение заняло так много времени, потому что по началу, у меня ничего не получалось, колечки рвались, клещи вырывались, а я растраивалась, бросала и делала что-то другое.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 19

После того как цепочка выправлена, ее нужно натянуть на дощечку, чтобы потом напильником и шкуркой снять лишний металл (сделать такие площадочки) с двух сторон и придать цепи законченный вид.

Мастер-класс ручное изготовление «панцирной» цепи, фото № 20

Потом я приделала замочки, отполировала, сдала преподователю, получила оценку и….два дня работы ушли на переплавку :)

Небольшие, но эффектные серьги в виде крыльев

Серьги в форме крыльев на британском замке - застежке

Цена: 1690 1290 руб.

Небольшая серебряная статуэтка в виде тигра, символа года

Симпатичный тигр (тигренок) из серебра 925 пробы, 3,0*1,6 см

Цена: 2990 2490 руб.

Серебряная подвеска с черепом и костями

Крутая стилизация на тему веселого роджера

Цена: 1550 1250 руб.

Монета на удачу Мышь, серебро 925 родированное

Небольшая подарочная монетка с мышью, 2 см, мешочек в комплекте

Цена: 950 750 руб.

Брелок-монета на цепочке с символом года, крысой

Круглый серебряный брелок с монетой на удачу

Цена: 2490 1990 руб.

Брелок на удачу из серебра с тигром

Брелок на цепочке с монетой, с символом года (тигром)

Цена: 2490 1990 руб.

Виды, типы и названия плетения цепочек из серебра.

Не претендуя на энциклопедическую основу, постараемся все-же систематизировать информацию и изложить в этой статье все накопленные знания. Делаем это, как всегда, основательно, на совесть и будем рады, если в море разрозненной информации наша статья послужит вам ориентиром при выборе цепи или цепочного браслета. Вне зависимости от того о чем идет речь, о золоте или серебре, основная проблема, чаще всего, кроется в названии. Об этом прежде всего и пойдет речь. Названия (особенно народные) могут отличаться, но суть от этого не меняется. По крайней мере, названия, которые встречаются в этой статье, вы можете смело использовать для выбора серебряных плетений на нашем сайте.

Pletenie_yakornoe

Якорное плетение: самое простое и самое популярное плетение для цепочек. Звенья в классической якорной цепочке находятся перпендикулярно друг к другу и имеют овальную форму. Старое, доброе якорное плетение всегда и во все времена будет смотреться очень выгодно, как в виде цепочки, так и браслета. Отдельно стоит отметить т.н. “морской якорь”: также овальные звенья, но с перемычкой посередине.

Pletenie_rollo

Якорное ролло или просто “Ролло”: вариант якорного плетения, но с круглыми звеньями. Также может носить название “якорное круглое”. Самое большое распространение этот вид плетения получил после его активного использования модным домом Chopard. С тех пор многие так и называют это простое плетение именем одного из законодателей ювелирной моды: “Шопард”, или “Шепард” (кому как нравится). Одно из народных названий, которое мы слышали, уже не такое красивое и звучит как “гороховое плетение”. Если вы услышите название “Бельцер”, то знайте: речь также идет про эту же цепь (или браслет). Мы же остаемся приверженцами названия “якорное ролло”.
Смотрите также: сразу все якорные цепочки / якорные браслеты из серебра.

Венецианское плетение: еще одна разновидность якорных звеньев, но более широких и тонких. Выглядит изящно и, несмотря на простоту форм, в отличие от якорной классики, почти всегда смотрится единым целым.
Звенья могут быть квадратными или прямоугольными. В зависимости от количества звеньев, сплетенных в один блок, “венецианка” может быть двойной, тройной и т.д.

Pletenie_kordovoe

Кордовое плетение: представьте якорную цепочку, в которой звенья входят одно в другое не по одному, а сразу по нескольку, перескакивая при этом сразу через два или три звена. При этом цепочка естественным образом приобретает крученую форму. Такой якорь и называется кордовым. Двойное или тройное кордовое, в зависимости от плотности этих звеньев.

Панцирное плетение или “панцирь”: Подобное плетение служит основой для множества фантазийных вариантов. Некоторым из низ сложно дать определенное название, а некоторые имеют вполне точное имя, официальное или народное. Самое главное правило, которое говорит о принадлежности цепочки к этому семейству: звенья, которые находятся в одной плоскости.
В зависимости от того, сколько звеньев заходит одно в другое, панцирь называют одинарным, двойным или тройным. Для панцирных звеньев в форме ромба, существует второе логичное название. Собственно, его так и называют: “ромб” (на итальянский манер: “ромбо”).

Pletenie_nonna

Нона или нонна: Панцирь, в котором маленькие звенья заключены внутрь больших. Почему “нонна” или “нонка” - мы не знаем. Получается комбинация больших и маленьких. Поэтому второе классическое название этого плетения: “комбинированный панцирь”. Все логично. Собственно, слово комбинированный применимо ко всем плетениям, в которых присутствуют звенья разной формы. Например, для “фигаро”.

Pletenie_figaro

Фигаро: одна из популярных форм комбинированных панцирных переплетений. Смысл плетения фигаро прост: одни панцирные звенья чередуются с другими. Шифры “2+1”, “3+1” или “4+1”, которые часто сопутствуют названию “Фигаро”, говорят о количестве звеньев, сменяющих друг друга.

Pletenie_snake

Снейк: легкая и пустотелая цепочка, чаще всего круглого, реже - овального или квадратного сечения. Откуда произошло название, скорее всего, понятно. Действительно, цепочка выглядит почти как настоящая snake, т.е. змея. Принцип формирования единой поверхности цепочки взят опять-таки у классического панциря, из-за чего это плетение также называют “круглый панцирь”. Простое и народное название: “шнурок” (о “шнурке” - также ниже) или “ювелиррный шнур”, поскольку снейки чаще всего не используются как самостоятельное украшение, а “работают в паре” с подвесками.
Смотрите также: сразу все панцирные цепочки / панцирные браслеты или все цепочки снейк.

Pletenie_popkorn

Попкорн: вариант пустотелого круглого панцирного плетения со вздутой, словно настоящий попкорн, поверхностью. Посмотрите на фото! Название вполне соответствует внешнему виду! Уверены, вы также найдете сходство.

Pletenie_verevka

Веревка: “Веревочка” или, для более тонких вариантов - все тот же “шнурок”. Плетение, в основе которого лежит нечто похожее на веревку. Собственно, даже при наличии фото, название, на наш взгляд, также говорит само за себя.

Pletenie_singapurka

Сингапурское плетение: также вариант панцирного, но со слегка изогнутыми звеньями. В результате получается эффектное закручивание всей цепочки, которая весело искрит лучами света при движении. Просто и эффектно! Именно поэтому старая, добрая “сингапурка” никогда не выходит из моды.

Pletenie_occio_de_pernice

Окие де перниче: если бы итальянцы (это снова их название, "occhio di pernice") чаще смотрели на пантер, как мы, россияне, они бы наверняка назвали это плетение именно так, как называют его многие из нас: “Глаз пантеры”. Очень красиво, согласитесь. А в итальянском оригинале получилось “Глаз перепелки”. Ну, тоже ничего, но не так романтично для такого вполне изысканного варианта панцирного плетения. Вариации с глазами животных на этом отнюдь не заканчиваются. Человеческая фантазия видит здесь еще как минимум “Глаз фазана” и “глаз павлина”. Вполне допускаем мысль, что есть и еще варианты. Присылайте свои названия, будем рады пополнить этот список.

Pletenie_love

Лав: сердечки, или по-простому “Лавка”: вариант панциря со звеньями, напоминающими сердечки. Романтическое название, вполне соответствующее внешнему виду.

Pletenie_ulitka_lumacina

Улитка или Люмакина. Вы спросите, кто такой “Люмакин”? В переводе с итальянского (а Италия, несомненно, одна из законодателей мод в цепочках) “Люмакина” означает всего лишь. “улитка”. Это как раз один из тех редких случаев, когда в разных странах люди могут понять, что говорят об одном и том же плетении. Если для вас это плетение больше напоминает скрепку - ничего страшного, многие так и называют: “скрепка”. А еще: “двойная спираль”. Кажется, тоже все сразу понятно.

Собственно говоря, вариантов в виде которых можно изобразить звенья цепи - великое множество. Мы перечисляем лишь самые распространенные. Как, в виде чего будут сделаны звенья - не важно. Причина, по которой плетение можно причислить или к цепям якорного типа, или к панцирным, будет по-прежнему одна - расположение звеньев относительно друг друга.

Pletenie_sharikovoye

Шариковая: цепочка / браслет со звеньями в форме шариков. Другое, также популярное название этого плетения - "перлина" (снова от итальянского слова "perlina", т.е. жемчужина, бусинка). Согласитесь, очень и очень подходит для такого плетения. И, что характерно, точное название не оставляет повода для вариантов. Пожалуй, это плетение по своему уникально: и внешний вид обособленный и вариантов названий не так много.
Смотрите также: все шариковые цепочки / шариковые браслеты из серебра.

Бисмарк: Знают ли потомки знаменитого Отто, что в России его именем называют целую армию вариантов одного из самых популярных мужских плетений цепочек? Тем не менее, это одно из самых сложных и красивых плетений, в основе звеньев которого - разнонаправленные элементы, образующие в рамках звена единое целое. Особый шик - ручная вязка бисмарков, т.к. некоторые из “бисмарков” в принципе не позволяют их сделать в автоматическом режиме.

Рассмотрим бисмарки подробнее:
Бисмарк плоский, сколоченный: толщина цепочки не превышает половину ее ширины. Сложные звенья не позволяют назвать этот плетение панцирным. Ну а для тех кому иностранное слово “Бисмарк” режет слух, для одной из этих разновидностей существует второе, наше, родное русское название: “Ручеек”.

Pletenie_bismark

Бисмарк полуобъемый: название говорит само за себя и чаще всего, толщина цепочки равна или чуть больше ширины звена. Получается некое подобие неправильного овала в сечении. В случае если круглые элементы присутствуют в звеньях, то название полуобъемный можно расширять дополнительными характеристикиами: двойные, тройные кольца. Полуобъемный бисмарк с кольцеобразными элементами звеньев имеет и официальное ювелирное название, правда, менее распространенное: “Шпрингелевая”.

Pletenie_piton_faraon

Бисмарк питон: Он же плетение под названием “каприз”, он же “американка”, он же “итальянка” или “персидское” плетение, он же "Фараон". В общем, в плане названий здесь все сложно, но плетение действительно красивое, объемное и отлично играющее светом. В отличие от многих мужских бисмарков или бисмарков - унисекс, “каприз” из светлого серебра предназначен прежде всего для прекрасной половины.

Pletenie_imperatorskiy-bismark

Бисмарк королевский: он же “Бисмарк императорский”, он же плетение “Византийское”, он же “Бизантина”, он же “Бисмарк круглый”, он же “Лисий хвост круг”, оно же “Римское плетение”, плетение “Кардинал”. Пожалуй, столько вариантов названий, как для этой, не встречается нигде. Несомненно, красивое и объемное переплетение множества колец, рождает повод для фантазий на тему названия. Считаем справедливыми и равноупотребимыми все, кроме “Лисьего хвоста”. Все-таки, очень хочется, чтобы для этого плетения оставался более специфичный внешний вид.
Также по теме: сразу все цепочки бисмарк / браслеты плетения бисмарк из серебра.

Лисий хвост: разновидность варианта византийского плетения, в котором звенья направлены в одну сторону. Очевидная форма рождает и второе, совсем простое и понятное всем, почти новогоднее название: “Елочка”.

Pletenie_struzhka

Клеопатра: плоское плетение, в котором звенья выполнены в виде пластин и находятся параллельно друг другу.
Клеопатра крученая: стоит чуть придать изгиб звеньям цепи, и, кажется, это уже и не Клепатра, а “Снежок” или, чего доброго “Стружка”. Суть в народных названиях, конечно, отражена правильно и точно. И чтобы вы смогли найти в нашем ассортименте то что искали, мы также применяем эти слова. Но для нас это все равно Клеопатра. Только крученая.

Pletenie_lenta_kosa

Косы: монреаль или париджина: очень изящная комбинация сразу нескольких плетений с неравномерными микроизгибами звеньев, в результате чего несколько линий цепочки превращаются в стильную косу. Как и настоящая, серебряная или золотая цепочка-коса может быть сплетена так, как позволит фантазия ювелирного художника. Хотя, как мы неоднократно подчеркивали, в основе принципа плетения любой косы всегда был, есть и будет все тот же панцирь.
Смотрите также: сразу все цепочки фантазийных плетений.

Приятного выбора серебряных цепочек!
Всегда Ваш,
SilverDiscount, серебряные украшения и изделия из серебра.

Названия этих техник многим знакомы, но не все могут с уверенностью рассказать, в чем выражаются особенности каждой из них и как они появились.

При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

Предлагаем поподробнее узнать о разных ювелирных техниках и их истории.

Филигрань и скань

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum — зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X — XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу.

Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий».

Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Зернь

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть.

Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3−0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

Чернение

Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами — мокуме гане, зародившейся еще в XVII веке в Японии.

Борокко, рококо, ар деко — каких сталях создавались украшения на протяжении истории читайте в этой статье.

Читайте также: