Плетение из соломы курсы

Обновлено: 25.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

факультативного курса

"Художественный труд"

для учащихся 5 - 9 классов

учитель художественного труда

В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства. Это можно объяснить возрастающим интересом к истории, культуре, традициям белорусского народа, доступностью и дешевизной материала, а также практически неограниченными возможностями для творчества.

Соломка в жизни крестьян была органическим материалом и в труде, и в обрядовой деятельности. Много обрядов и праздников посвящалось хлебу, это и рождественские традиции, и зазывание весны с использованием соломенных птичек, и масленичные обряды, и зажинки, и дожинки, где используют колосья, снопы. Из пластинок соломки можно выполнить различные по своему назначению предметы: шкатулки, украшения, картины, интерьерные декоративные элементы и т.д. Кроме того, соломка прекрасно сочетается с мешковиной, льном, деревом, засушенными цветами и другим природным материалом, что значительно расширяет степень использования её в работе.

Соломка – это стебли хлебных злаков: пшеницы, ячменя, ржи, овса. Срезают стебли зерновых культур в период молочно-восковой спелости зерна (июль-август) серпом или ножницами у самой земли. Сразу необходимо просушить соломку на солнышке – это усиливает золотистый цвет; досушивать необходимо её в проветриваемом помещении для сохранения натурального цвета.

Соломка имеет красивую глянцевую поверхность и широкую природную гамму оттенков зеленого, желтого, золотистого цветов.

«Белорусской соломкой» называют сегодня произведения мастеров соломоплетения нашей республики.

Восхищают работы мастериц В.И. Гаврилюк, Л.Н. Лось, Т.П. Агафоненко, Л.Г. Гловацкой, потомственного мастера Е.П. Соломянко и многих-многих других.

Декоративно-прикладное искусство – действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к декоративно-прикладному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человеком. В процессе занятий у учащихся развивается фантазия, воображение, образное мышление, способность анализировать и сравнивать, воспринимать нравственное как прекрасное, потребность совершенствовать себя и окружающий мир.

Главными принципами образовательного процесса декоративно-прикладной направленности являются:

Ø индивидуальное развитие способностей ребёнка

Ø культура общения

Ø культура труда

Практические занятия, кроме решения художественно-эстетических задач, позволяют формировать общие трудовые навыки: аккуратность, бережное и экономное использование материала, умение заранее предвидеть результаты своих действий, планирование последовательности выполнения, творческое преобразование своего опыта;

· развивать навыки и умения работать с различными инструментами, соблюдать правила техники безопасности;

· формировать умение обрабатывать солому, готовить ее к работе;

· обучить различным видам декоративной работы с соломкой: аппликации, инкрустации, подвесным конструкциям, соломенным украшениям;

· выработать умение создавать работу и оформлять выполненную работу.

Средствами декоративно-прикладного искусства воспитываем носителя и хранителя национальной культуры, осуществляем личностное развитие учащихся, развитие творческого потенциала, художественного вкуса, интереса к постижению тайн ремесла, профессиональную ориентацию учащихся.

Данная программа рассчитана на 105 часов. Она основана на ручной манипулятивной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Работая с соломкой, учащиеся приобретают определенные навыки, способствующие развитию сенсорики, а также творческих способностей. Сочетание занятий с экскурсиями и выставками позволяет расширить кругозор ребят. Обучение следует проводить группами по 5-10 учащихся в 5-9 классах. Программа может быть использована для обучения старших школьников. Соответственно возрасту и степени подготовленности учащихся подбираются индивидуальные и коллективные задания, разрабатываются эскизы с усложненными элементами, осваивается техника исполнения.

Работа с соломкой требует постепенного знакомства с особенностями ремесла, аккуратности исполнения, отработки и совершенствования навыков ручной работы. Следует обратить особое внимание на чистоту исполнения, подбор оттенков, композиционное решение.

На занятиях можно использовать коллективную форму работы под руководством учителя, групповую, индивидуальную. Трудоемкий и утомительный процесс обработки соломки может проходить в форме соревнования между учениками. Целесообразно проводить беседы, вести диалоги, обсуждения, которые помогают развивать способности логически мыслить. На таких занятиях учащиеся получают информацию о декоративно-прикладном искусстве, о народных традициях и обрядах крестьян. Различные смотры и выставки помогают доводить работы до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и дают возможность показать сам процесс выполнения изделий из соломки.

Программа предусматривает ведение тетрадей, куда учащиеся записывают темы занятий, названия необходимых инструментов и материалов, разрабатывают эскизы, по которым выполняют работы. Одно из важнейших требований — соблюдение правил охраны труда учащихся, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил противопожарной безопасности. Педагог постоянно знакомит учащихся с правилами по технике безопасности при работе с инструментами, электроприборами, лаками, красками и клеем.

Для обучения учащихся необходимо светлое помещение. На стол должен падать естественный свет спереди и слева. Инструмент хранят в шкафу в специальных коробках. Солому лучше хранить в отдельном помещении.

На стенах кабинета можно оформить постоянно действующую выставку детских работ, а также образцов, выполненных учителем.

Для изготовления художественных изделий из соломки необходимо иметь следующие инструменты и материалы:

- большие ножницы для нарезания соломки при разборке снопов;

- маленькие ножницы для аппликационных работ;

- нож-резак под углом 45 0 ;

- пробойники из трубки для изготовления элементов (круга, овала);

- штопальную иголку для декоративных конструкций;

- утюг для разглаживания соломки;

- электроплитка для придания формы и оттенков деталям;

- емкость для распаривания соломки;

- однотонная темная ткань, калька;

- линейка, карандаш, нитки белые и цветные;

- соломка (пшеничная, овсяная, ржаная).

На уроках художественного труда необходимо вести систематическую оценку результатов учебной деятельности учащихся. При этом учитываются результаты трудовой деятельности (качество выполнения заданий, самостоятельность в работе и творческий подход к ней), уровень трудовых технологических знаний, умений и навыков, культура труда (трудовая технологическая дисциплина, планирование трудовой деятельности, организация рабочего места, самоконтроль), соблюдение правил безопасности, производственной санитарии и поведения.

Проводится поурочный, промежуточный, тематический контроль (по усмотрению учителя).

Отметка за триместр выставляется на основе полученных текущих отметок как среднее арифметическое с учётом динамики индивидуальных достижений ученика.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по триместрам, но опять же с учётом динамики индивидуальных достижений учащегося на конец учебного года и результатам участия в выставках, конкурсах.

Наконец-то я снова на ярмарке и могу продолжить серию МК по работе с соломкой. Пока я отсутствовала в виртуальном мире, на Ярмарке мастеров появились несколько мастер-классов по работе с соломкой. Это очень здорово! Но, тем не менее, я не увидела в них то, что хотела рассказать. И это тоже здорово, потому что моя «ниша» осталась свободной и я могу продолжить с того места, где остановилась.

Итак, в своей статье Выбор материала для изготовления аппликаций из соломки я рассказывала где, как и какую можно заготовить соломку для работы. В данном мастер-классе я расскажу, как нужно подготовить соломку к работе. Приступим.

Необходимые инструменты и оборудование:

-Твердая подложка для разрезания (раньше я использовала стекло от буфета (небольшой размер и обработаны края. Если вы возьмете просто кусок стекла, то торцы обклейте малярным скотчем, чтобы не порезаться во время работы. Сейчас у меня какой-то толстый, твердый, но при этом гибкий пластик);

-Ножницы большие или секатор;

-Ножницы маникюрные (скальпель, канцелярский нож);

-Емкость для варки;

-Тканюшка для подкладывания при глажке;

-Утюг (возможно, понадобится средство для чистки утюга).

Стебель имеет цилиндрическую форму, разделён на междоузлия прочными перегородками – узлами.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 1

В ходе заготовки узлы срезаются (срезанные узлы и называются «бирюльками» :-) ), в работе используются междоузлия. Главное, собрать соломку не загнившую и не почерневшую, потому что при обработке чернота усиливается. На фото ниже показан пучок колосьев овса

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 2

Когда вы возьмете колосок в руки, то увидите, что из каждого узла растет лист. Сначала он плотно облегает стебель, а где-то по середине между узлами формируется в привычный нам лист. Когда срезается узел, лист можно снять (если лист держится очень крепко и сниматься не хочет, можно чуть- чуть покрутить стебель пальцами, слегка приминая, лист гораздо мягче самого стебля и снимется быстрее, чем можно будет размять стебель). При этом будет заметно, что оголившаяся часть стебля имеет естественный глянец, ровный цвет, и, как правило, не подпорчена. Там где стебель был «открыт всем ветрам» на стебле могут быть крапинки, изменения цвета и т.д. Можно в этом месте сразу же стебель разрезать и сортировать соломку по качеству.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 3

Для работы, как правило, используется средняя часть стебля. Нижняя часть (ближе к корню) – более плотная, твердая и хрупкая, с ней тяжелее всего работать. Самая верхняя часть (под колосом) – самая тонкая и мягкая, начинающим сложно будет использовать ее, но в руках мастера – такая соломка превращается в настоящие шедевры. Я собираю все части стебля – в нижних можно чаще встретить интересные оттенки, а толстые стенки можно и утончить (ниже я расскажу как). Все узлы вырезали, листья сняли, и получили соломенные трубочки

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 4

Полученные трубочки желательно рассортировать по длине, толщине и цвету для удобства в работе. Пока делала МК, получила ответ на собственный давний вопрос: в каком виде лучше хранить соломку – в виде трубочек или уже обработанную в виде полосочек? Отвечаю: в виде полосочек. Поясню почему. Когда-то давно я заготовила соломку, но не было необходимости всю ее использовать, поэтому она осталась храниться в виде трубочек. При подготовке МК пришлось ее распаривать, и тут я поняла, насколько соломка пересохла и охрупчилась. Это не значит, что как только вы принесли соломку с поля ее надо обработать в этот же день. В некоторых источниках даже рекомендуют подержать ее несколько дней на солнечном свету, чтобы соломка «набрала цвет», стала более золотистой. У вас вполне есть в запасе несколько недель и даже месяцев (собрав соломку осенью, обрабатывать ее можно «долгими зимними вечерами»), но помните про высыхание соломки и не затягивайте это дело.

Для дальнейшей работы соломку необходимо распарить. Как правило, во многих учебных пособиях и МК в интернете пишут, что надо прокипятить в воде около 20-30 минут. Если вы работаете со «свежей» (будем так называть соломку последнего урожая), то этого времени достаточно. Если соломка лежала очень давно и стала хрупкой (к сожалению, степень хрупкости можно будет понять только при последующей обработке), то лучше поварить ее подольше. И здесь важно даже не сам процесс кипячения, а именно время нахождения в воде. То есть можно закипятить и оставить в воде на несколько часов, а лучше на сутки. (Как всегда в науке, случайно нашла способ кипятить соломку без проблем: в мультиварке! (конечно, если вы уверены в чистоте соломки в плане удобрений и прочих примесей. В крайнем случае, можно использовать отдельную чашу, специально для соломки). Так как в настоящий момент полноценной плиты у меня нет, и нет возможности подолгу стоять возле кастрюли, я решила прокипятить соломку в мультиварке (соломка со своего огорода, так что в ее чистоте я уверена). Первый раз поставила время 20 минут. Тут-то я и обнаружила насколько моя соломка пересушена. Второй раз поставила на час, и после этого она еще долго там остывала. Способ мне понравился – не надо контролировать процесс, руки свободны, лишнего пара/дыма тоже нет). Чтобы соломка не пересохла до конца обработки ее можно завернуть во влажную ткань и в течение 2-3 дней можно хранить в холодильнике. Дольше хранить не рекомендуется – соломка начинает загнивать и портиться.

В статье я писала, что не подкрашиваю соломку красками, но можно придать оттенки с помощью соды (получаются золотистые оттенки) или уксуса (соломка отбеливается). Недавно узнала из МК Кони на водопое или еще раз о соломке , что соломку отбеливают перекисью водорода, а так же бытовыми отбеливателями. В интернете есть интересные статьи по поводу окрашивания соломки. Предлагается и луковая шелуха, и зеленка, и кора дуба. В том числе предлагаются и рецепты. Но, так как я описываю свой опыт, то приведу только те рецепты, которые опробовала сама, чтобы не быть голословной. (Уже много раз подрывалась на советах «с потолка».)

Отбеливание с помощью уксуса. Столовая ложка на литр воды. Соломка укладывается в кастрюльку, заливается жидкостью и кипятится, пока не получится нужный оттенок. Когда-то давно экспериментировала с количеством уксуса – можно и больше, но надо тщательно следить за процессом. При длительном кипячении и высокой концентрации уксуса соломка теряет свой природный глянец и становится тусклой. На самом деле этот способ не рекомендую, т.к. пары уксуса вредные, запах при кипячении слишком сильный. Соломка получается не очень красивой, какая-то "безжизненно" белая.

Подкрашивание содой: чайная ложка на литр воды. Получается золотистый цвет. Экспериментировала с количеством соды – чем больше, тем интенсивнее и темнее цвет. Больше 5 столовых ложек на литр воды добавлять смысла нет - результат не меняется. На самом деле, оттенки, полученные окрашиванием содой, характерны для овса. В прошлом году собрала природную соломку такого же цвета, как когда-то красила содой. (ниже приводится сравнительное фото).

Крашение луковой шелухой. Много раз встречала совет о покраске луковой шелухой, при этом обещали красные оттенки. Вот и решила проверить. Поскольку конкретного рецепта (количество «красителя» на количество воды и время кипячения) не было, то делала на свое усмотрение. На данное количество шелухи (имеется ввиду столько, сколько вы смогли найти) воды столько, чтобы «смочить шелуху и чтобы для соломки осталось». То есть сильно много воды я не лила, поскольку и соломки у меня было совсем чуть-чуть. Это как раз и был тот случай, когда я решила опробовать мультиварку. Варила сначала 20 минут. Во-первых, сама соломка не сильно размякла, а во-вторых даже не покрасилась. Второй раз варила час, и еще часов 3 или 5 соломка там остывала. Цвет стал коричневый, но ни сколечко не красный. При этом окрасилась сама мездра, а не наружная сторона соломки

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 5

Крашение с помощью «жарки». Пробовала «жарить» на сухой сковороде сами трубочки, результат не очень меня впечатлил: поскольку трубочка круглая, она легко катается по сковороде, контактное пятно очень маленькое, и у меня получались «полосатые» соломинки. Жарила уже готовые полосочки, тоже морока: от жара полоска выгибается, приходится чем-то ее придавливать, одну придавишь - остальные выскальзывают, пока с одной возишься, остальные уже подгорели. С каждой поштучно возиться не рационально. Пробовала поджарить утюгом во время глажки – скорее прожаривается ткань вокруг соломинки. Но если полосочка получилась тоненькая, то можно и добиться некоторого результата в покраске.

Пока готовила МК, пробежалась еще раз по интернету в поисках информации о крашении и нашла интересную статью. В ней как раз рекомендуют перед покраской соломку слегка прокипятить с уксусом, тогда крашение пройдет легче. Когда у меня появится возможность, пожалуй, попробую еще раз разные способы окраски и, возможно, напишу отдельный МК на эту тему.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 6

1 - исходная ржаная соломка. Как видно оттенки бывают разные, и даже зеленый цвет сохранился (но на свету он потом дозреет)

2 - исходная овсяная соломка.Она больше золотистая, но тоже много оттенков

3 - ржаная крашеная в соде. Специально положила рядом с овсяной, чтобы сравнить оттенки, как видно - они похожи. Причем сохраняются все пятнышки, полосочки и прочие рисунки исходной соломки.

4 - крашения "жарение утюгом". Отдельная соломинка - это изнаночная сторона, она как раз больше прокрасилась, рядом две соломинки - это лицевая сторона. Результата практически не видно. На первой соломинке есть опяленный край - это я пыталась над свечкой прожарить, тоже безрезультатно.

5 - крашение луковой шелухой. на фото не очень четко видно, но она чуть коричневее, чем крашеная содой

После водных процедур переходим к физическим упражнениям: из соломенных трубочек нужно изготовить полоски. Еще влажные трубочки разрезают вдоль стебля и разглаживают, превращая в плоскую ленту. Трубочка не совсем разрезается, а как бы вспарывается. Резать можно разными инструментами: прокалывают стебель иглой (изнутри трубочки наружу), затем иглу устанавливают снаружи стебля и ведут до конца трубочки, делая один разрез. Можно резать маникюрными ножницами – одно лезвие вставляется в трубочку, второе частично раскрывается и ножницы одним движением ведут до конца трубочки (так иногда режут парниковую пленку, бумагу). Можно канцелярским ножом: трубочку лучше положить на твердую поверхность, ввести кончик ножа в отверстие и одним движением провести до конца трубочки. Если делать на весу, то нож легко вонзается в противоположную стенку и может разрезать трубочку пополам, что не всегда надо. Я же разрезаю скальпелем, режется также как и канцелярским ножом, но можно и на весу. Видимо за счет формы лезвие не так стремиться вонзиться в противоположную стенку. И еще, почему удобно резать скальпелем: вторым движением, поменяв наклон скальпеля, разравнивается трубочка, выгоняется лишняя вода и снимается слой мездры за один проход. На фотографии показано как я разрезаю соломку

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 7

Лезвие ведем одним уверенным движением. А затем разравниваем будущую ленточку соломки:

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 8

кладем соломку на твердую подложку, располагаем лезвие скальпеля перпендикулярно (или почти перпендикулярно) стеблю и с небольшим наклоном к себе, руку ведем от себя одним твердым уверенным движением с некоторым нажимом. Силу нажима придется регулировать в зависимости от качества соломки: если хорошо распарилась, тонкая мягкая стенка, то усилие небольшое. Если стебель толстый и оказался твердым, придется надавить посильнее. В процессе работы вы быстро приспособитесь, как надо держать инструмент и с какой силой давить.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 9

За счет этого движения из стенки соломинки выдавливается лишняя влага (в дальнейшем легче гладить), снимается внутренняя грязь. Если стенка толстовата, то снимается некоторый слой мездры.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 10

Если стенка оказалась очень толстой (нижняя часть стебля), то развернув лезвие от себя можно ее срезать, но в этом случае действовать нужно очень аккуратно – потому что легко прорезать соломинку насквозь.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 11

Таким образом обрабатываем все соломинки.

Теперь почти готовые ленточки необходимо окончательно досушить и разгладить – прогладить утюгом – так они быстрее высохнут и примут плоскую форму, а наружная сторона станет более блестящей. Глажку лучше начинать с глянцевой стороны – она не липнет к утюгу и за один неспешный проход ленточка хорошо подсыхает.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 12

Проглаживаем с другой стороны и получаем готовую соломенную ленточку из которой уже можно делать аппликацию.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 13

Можно прогладить несколько полосочек за один раз

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 14

Любуемся проделанной работой

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе, фото № 15

Распаренная и вымоченная в воде, соломка становится настолько гибкой, что из нее можно сплести и вырезать очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Минусы такого способа получения соломенных ленточек: кипячение и все связанные с этим неудобства; если начал работать, то желательно довести процесс до конца, иначе можно загубить материал; возможное пачкание утюга и последующая его отчистка. Плюсы: соломинка гибкая, с ней удобно работать, можно снимать мездру без особых усилий и без значительных повреждений соломинки, соломка приобретает дополнительные глянец, гибкость и мягкость.

Есть еще так называемый «холодный способ»: сухая трубочка соломинки вспарывается любым удобным способом, а затем тяжелым тупым предметом или ручками ножниц разглаживается соломинка с внутренней и внешней стороны, пока она не станет плоской как лента. Если у соломки толстые стенки, то можно срезать мездру. Минусы такого способа: соломка хрупкая, с ней тяжелее работать, на разглажку нужно приложить много усилий, при срезании мездры легко порезать саму соломину, дополнительный глянец не появляется. Плюсы: способ применяется в детских коллективах, когда с запариванием не связываются по технике безопасности. Я сама таким способом не пользуюсь.

Отдельно хочу отметить еще несколько моментов. Как видно из описания, процесс подготовки соломки не столько сложный, сколько монотонный. Поэтому можно помедитировать. В крайнем случае, можно обрабатывать соломку небольшими пучками (буквально, сколько в руку поместилось) за один раз. И не надоест, и материал не пропадет, если вдруг за один вечер не успеете. Или, по крайней мере, не много пропадет, если вдруг придется прерваться надолго, а сохранить материал не удастся.

Утюг лучше брать старый советский – они тяжелые и могут нагреваться очень сильно – легче будет гладить соломку. И, как бы аккуратно вы не работали с соломкой, все равно на подошве утюга могут остаться следы, а если обрабатываете много материала, то и подпалины. С вашего «чистового» утюга их придется убирать средством для чистки утюга. Я приспособила свой старый утюг (правда не советский, приходится давить очень сильно).

Интресесное плетение из соломы . Сейчас мы вам расскажем об этой технике.

В следующем году рожь дает превосходный результат: тонкие и длинные стебли, высотой некоторые экземпляры доходили до 1.8 метра!! Срезаем в молочной спелости зерна, когда стебель уже позолотился, но еще не пересох на корню. Обязательно срезать вручную, серпиком или ножницами. Затем аккуратно связывае в снопы толщиной примерно в две руки, сушим на веранде в закрытом от солнца, но продуваемом месте. На солнце солома пережигается, становится волокнистой и не пригодной для плетения.

После высыхания нужно обязательно выделить время для обрезки и сортировки. Садимся удобно на стульчик , берем в руки обыкновенные ножницы и начинаем обрезать стебель. Вырезаем коленце, то есть место сочленения, и отрезаем колосок. Несколько колосков можно оставить с небольшим кусочком стебля, они пригодятся для соломенных букетов, для украшения соломенных кукол, да и вообще, мало ли какая фантазия нам придет в голову. Попутно убираем листики и выбрасываем самое первое колено от земли (оно редко бывает прямое и пластичное).

После нарезки солома готова к сортировке. Берем пучок в руку, как макароны, и сначала вытаскиваем все толстые (обычно это второе колено). Эта солома пойдет для донышек, плетенных в виде шахматки, или для соломенных лент. Затем откладываем среднее колено (обычно это равномерная по толщине и длине солома). Эта солома пригодна для любой работы : витой плетенки для корзин, различных зубаток и рогожек для шляп. Последнее колено, которое заканчивается колоском, если очень тонкое, то я использую для цветов, для отделочных элементов на шляпы и шкатулки. Самые тоненькие, толщиной с ниточку, не стоит сохранять.

Итак, солома разобрана на три кучки: толстая, средняя и тонкая. Можно при желании еще разделить: очень толстая и короткая, средняя и длинная, и т.д. Среднее колено, из которого плетутся шляпы, обычно длиной от 30-60 см. Но это у ржи, у пшеницы гораздо короче. Длина как таковая не принципиальна, солома при плетении стыкуется одна в одну, это совершенно не заметно в изделии. Ну, и конечно, соломины нужно при плетении чередовать, длинная - короткая, иначе стыки будут приходиться на одно место, и будет некрасивое утолщение.

Разобранную и сортированную солому храним в плетеных корзинах стоймя, в не туго связанных пучках, можно в коробках лежа, кому как удобно. При хранении нужно учитывать одну особенность: солома при хранении на солнце меняет свою окраску - становится ярко золотистой. Поэтому, если соломенные пучки хвостами стоят в коробке, а ушки на солнце, рискуете получить разномастную окраску своего изделия.

Солома готова, замачиваем на полчаса, заворачиваем в пленку и за работу!

Если после работы солома еще осталась, нужно высушить. Влажной солому хранить нельзя, почернеет.

Для начала советуем попробовать на бумажных ленточках, а летом можно уже из простых злаковых сорняков поплести, до осени то еще далеко!

Синамей

Синамей - это полотно, из которого делают дорогие соломенные шляпы, в которых можно появиться на любом торжестве, но также повседневные шляпы. Синамей особенно популярно в Англии. Королева Великобритании всегда в летний период появляется на мероприятиях в шляпах из синамей.

Мы первыми в России стали предлагать полотна синамей в качестве полуфабрикатов для изготовления шляп в оптовых количествах.

Наша коллекция включает в себя полотна:

  • однотонные (окрашенные и неокрашенные),
  • с люресом,
  • с принтовым рисунком,
  • вышитые,
  • двухцветные,
  • нетканое полотно.

Для изготовления шляпы полотно синамей нуждается в пропитке текстильным клеем , который также можно приобрести на нашей фирме.

Плетение из соломы. Что такое синамей?, фото № 1

Процесс производства

Плетение из соломы. Что такое синамей?, фото № 2

Производят полотно на ручном текстильном станке, в основном, из волокон растения, которое называется Musa textilis или текстильный банан, абака, манильская пенька, банановое волокно, кокосовое мочало, муза, манила, манильское волокно. Как видите, названий много, что говорит о многовековом огромном интересе к этому растению, и его многочисленных сферах применения.

Плетение из соломы. Что такое синамей?, фото № 3

Абака или банановая пальма, родом из Филиппин, хотя сейчас ее выращивают и в Южной Америке. Из волокон абаки, как и из других растительных волокон, первоначально делали веревки, потом стали использовать в плетении ковров, изготовлении мебели и других бытовых изделий. Интересно также использование волокна абаки в производстве специальной бумаги, например, для японской йены.

Плетение из соломы. Что такое синамей?, фото № 4

Плетение из соломы. Что такое синамей?, фото № 5

Абака прошла долгий путь от скромной веревки до изысканных изделий лучших творческих умов в мире моды.

Хотя абака сама по себе является популярным продуктом, использование его волокон в ткачестве открыло новую индустрию с фантастическими возможностями.

Именно волокна, используемые в ткачестве, называются синамей. Выпускается в виде тканых полотен, лент, колпаков. Используется для упаковки, изготовления сумок, шляп, других модных аксессуаров и даже одежды.

Программа кружка рассчитана на детей 1-5 класс. Реализация программы рассчитана 1 учебный год. Программа занятий выбирается преподавателем в соответствии с материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся. На изучение этого курса предусмотрено 32 часа, продолжительность одного занятия составляет 2 часа. Объем кружковых занятий состоит из теоретических и практических занятий.

Новизна состоит в разработке и создании учебной программы по соломоплетению для младших школьников, позволяющая эффективно развить их познавательные способности и интересы. Курс по соломоплетению позволяет учащимся реализовать свои познавательные потребности в области прикладного творчества.

Цель: Сформировать у учащихся умения и навыки по технологии художественная обработка соломки, сформировать индивидуальные творческие способности личности в художественном и технологическом смысле.

Задачи:

  • Сформировать представление о понятиях: каркас, кукла, соломка, плетешки.
  • Сформировать представление об операциях: размягчение, скручивание, сгибание, связывание, резание, плетение, отделка.
  • Сформировать представление об инструментах и приспособлениях (ножницы и нож с коротким под углом лезвием, нитки хлопчатобумажные, деревянная скалка).
  • Сформировать представление об их назначение.
  • Сформировать представление о последовательных действиях при выполнении каркаса куклы, при плетении и отделки ее.
  • Самостоятельно выполнять и усовершенствовать задуманные художественные образы в виде кукол.
  • Развивать познавательные способности у учащихся (произвольное внимание, образное мышление, воображение, память и восприятие).
  • Развивать познавательные интересы у учащихся.
  • Развивать настойчивость, терпение, обогащение досуга старинным, народным творчеством.
  • Развивать умение работать в коллективе, чувство ритма, пропорций, художественный вкус.
  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности, уважение к труду, любовь к искусству.
  • Воспитывать чувство национального самосознания, любви к отечественной истории и культуре, традиционному народному искусству.
  • Способствовать совершенствованию духовной культуры, закреплению нравственных ценностей.

Дидактические средства обучения: наглядные пространственные модели: макеты кукол; схемы, показывающие поэтапное выполнение каркасов мужских и женских фигур; раздаточные материалы: «Виды плетешков»; схемы, показывающие поэтапное плетение узоров; «карточки-задания» по ранее изученному учебному материалу.

Требования к уровню освоения содержания кружкового занятия

  • иметь представление:
    • об историческом развитии искусства художественной обработки соломки;
    • историю возникновения и развития соломоплетения;
    • свойства и виды соломки;
    • инструменты и приспособления;
    • последовательность подготовки материала к работе (размягчение);
    • простейшие конструкции кукол (скручивание, сгибание, связывание, резание, отделка);
    • последовательность выполнения каркасов кукол;
    • законы композиции (пропорциональности и ритма);
    • виды плетешков и последовательность их выполнения;
    • способы окончательной отделки изделий;
    • критерии оценки;
    • отличать куклы разных народов по существенным признакам;
    • выбирать вид соломки для изготовления каркасов и плетешков из соломенных лент;
    • подготавливать материал к работе;
    • выполнять каркас кукол из пучков соломы;
    • выполнять плетения разных видов;
    • оформлять каркас куклы плетешками из соломенных лент;
    • выполнять окончательную отделку куклы;
    • выбирать способы плетения и гармонично сочетать их для создания художественного образа;
    • работать со схемами;
    • анализировать работу;
    • оформлять выставку.

    Объем кружковых занятий и виды учебной работы

    На изучение этого курса предложено 32 часа, продолжительность одного занятия составляет 2 часа (1 час 30 мин.).

    Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

    Тип урока: комбинированный

    Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока:

    • об особенностях природного материала – соломки, как сырья для изготовления уникальных изделий декоративно-прикладного творчества;
    • о традициях соломоплетения;
    • выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения;
    • воплоплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;

    навыки: использования современных материалов (коктейльных трубочек) для изготовления объемного соломенного «паука»

    Мотивация учащихся: положительная мотивация учащихся создается комплексным воздействием слова и зрительного образа:

    • яркой графикой, музыкой, анимацией в мультимедийной презентации;
    • образным, емким, содержательным словом учителя;
    • целеполаганием на создание собственного продукта деятельности.

    Ход и содержание урока

    I. Организационный (звучит народная му зыка)

    Обеспечение творческой обстановки для работы на уроке и психологический настрой на общение и продуктивную деятельность:

    • Приветствие.
    • Проверка готовности к уроку.
    • Организация внимания.

    II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (идет демонстрация слайдов № 1-2)

    III. Усвоение новых знаний, умений, навыков (демонстрация слайдов № 3 - 20)

    1. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, нового учебного материала с использованием мультимедийной презентации и эмоциональным рассказом учителя.

    Плетение из соломки – одно из древнейших ремесел. Наши предки занимались плетением из соломки не одну тысячу лет. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений, в которых ярко и образно проявлялись фантазия и мастерство крестьян.

    И связано соломоплетение с культом хлеба. Люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Так появилась потребность сделать солому чем-то большим, чем поделочный материал. Именно из соломы стали делать первые обереги, поскольку это был доступный материал (слайд 3).

    Соломоплетение ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна. По их верованиям, солома сохраняла в себе силу природы и даже могла передавать ее. Поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая.

    Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют в работе с материалом достигать высокого художественного результата. Солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями (слайд 4).

    Наши древние предки, стремясь умилостивить своих богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили жертвоприношения в виде человекоподобных чучел, изготавливать которые стали в основном из соломы.

    Соломенные изображения масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костромы, Костробуньки, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая (слйд 5).

    Вопрос к учащимся: на какие народные праздники в старину одевали маски?

    Ряженые в масках черта, козла, аиста, медведя ходили по домам во время колядных праздников. Желали хозяевам здоровья, приплода скотине, урожая на полях и огородах. Черт и козел, по старинным поверьям, были символами плодородия, аист - приносил в семью детей. Эти мифологические создания должны были помогать людям и охранять их (слайд 6).

    Ни с чем не сравнимы по красоте соломенные «царские врата», которые находились в иконостасах храмов. До нашего времени сохранилось лишь несколько таких врат, поражающих своей красотой. Каждая их деталь отличается законченностью, неповторимостью и мастерством исполнения (слйд7).

    Кони, козы, птицы, куклы из соломки - это тоже божества и защитники: конь - герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза - символ урожая и плодовитости; кукла - Мать-Прородительница, защитница женщин; птицы - души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил (слайд 8)

    Вопрос у учащимся: какие первые игрушки были на елке и из чего их делали?

    Новогодняя елка, украшенная соломенными игрушками, не раз становилась главным украшением праздника. Без труда она затмевает собой красавиц, украшенных стеклянными шарами и гирляндами (слайд 9).

    Незатейливые украшения из соломки: колечки, бусы, плела и носила, еще в недалеком прошлом, сельская молодежь. Современные мастера изготавливают из соломки женские украшения разнобразных стилевых направлений (слайд 10).

    Говорят, еще под монголами случилось так: приходской церкви нужно было встречать владыку. А церковь ограблена! Нищая, золота в ней ни кусочка нет. И тогда мужики обыденкой (в один день) сплели на все иконы, и даже на царские врата (алтарные двери) соломенные оклады, да еще какие! Ни разу в орнаментальных композициях не повторились, все плетежки были оригинальными. Иконостасы, стены церкви засияли нежным, веселым, переливающимся золотистым светом. И что же? Вряд ли владыка принял солому за золотую чеканку, но остался он в полном восторге, — поняв и оценив ситуацию. Да и сами мужики были довольны: ведь солома в иконостасах была не только декоративным материалом: от века несла она в себе аграрную символику, тот же смысл, исходя из которого мужик ставил "дожиночный сноп" в красный угол своей избы (слайд 11).

    Корзин, домашняя утварь, шляпы и пояса, каждое изделие требует своего инструмента, своей механики плетения; для одного нужно подготовить соломенные жгуты. И каждая технология, каждый вид художественной обработки соломки, при умелом его применении, подчеркивает естественную красоту соломки (слайды 12-14).

    Соломенные "пауки", одно из самых древних творений из соломки и, пожалуй, самое загадочное. Их формы, построенные на соединении множества одинаковых модулей, поражают своей гармонией. Хаос множества соломенных трубочек в руках творящих мастеров превращается в космически упорядоченные диковинные конструкции, будто в руках мастера создается Мир. Современные исследования во многом подтверждают эту аналогию. "Пауков" в крестьянских семьях вывешивали в канун Нового года, на самом почетном месте дома - Красном углу. Его строгая гармония форм и движения призваны были оберегать дом и его хозяев. Вбирая в паутину своей конструкции все негативное, что могло помешать счастливому течению жизни семьи. Каждый год повторялся цикл. Старый "паук" сжигался и на его место вывешивался новый. "Паука" подвешивали над колыбелькой ребенка и над головами молодых во время свадьбы. Охранять, приносить счастье и в то же время украшать, давать возможность любоваться - такое назначение этих удивительных конструкций.(слайд 15)

    Вопрос к учащимся: какие изделия из соломы встречали, вы в наши дни?

    Искусство соломоплетения представляет большой интерес и в наши дни. Современные люди во многом утратили веру в божественность создаваемых ими образов. Однако удивляет сила и мощь народных традиций перешагнувших через века и продолжающих свое существование (слад 16-17).

    • демонстрация учителем технологии изготовления «паука» - оберега из коктейльных трубочек (раздать на парты технологические карты)
    • индивидуальная работа детей под руководством учителя.

    IV. Итог урока (демонстрация слайдов №20)

    Экспресс-диагностика эмоционально состояния учащихся

    1. Какое настроение в конце урока? (показать с помощью технологии «Шесть шляп Боно»)

    Белая шляпа. Какую информацию мы получили?

    Красная шляпа. Какие у васпо этому поводу возникают чувства?

    Желтая шляпа. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Черная шляпа. Что здесь неправильно? В чем недостатки?

    Зеленая шляпа. Новые идеи

    Синяя шляпа. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

    2. Мотивация на выполнение домашнего задания.

    Домашнее задание: сделать «паука» из нескольких модулей для всех членов семьи

    Читайте также: