Плетение из соломы паук

Обновлено: 25.04.2024

Говорят, что эта привычка пошла еще со времен великого Петра, заглядывать на Запад и считать, что все самое лучшее может быть только оттуда. Что сами мы ни чего интересного создать и не можем, и так сильно это укоренилось в умах наших граждан, но я уже не однажды убедилась, что это далеко не так! И сегодня я хочу вам показать и рассказать про один из примеров, которые подтверждает мои слова. Вот, например, ловец снов, ведь все знают, что это такое, ни кому не надо объяснять и рассказывать, даже дети и то в курсе. Хотя ведь ловцы снов - это один из символов культуры индейцев Америки и прилетел к нам в гости из-за океана. А вы знали, что у славянских народов были свои ловцы снов? Но вот что странно, получается, что про свои культуру мы знаем гораздо меньше, чем про заокеанскую культуру индейцев. .. Ну, начнем с начала, речь сегодня у нас пойдет о соломенных пауках. Соломоплетение связано с древнейшими обрядами, в основе которых лежит культ хлеба и соломы.

Дело в том, что наши прародители наделяли зерно и солому, которые, по их мнению, содержали в своих недрах живую энергию, природы-матушки, божественной силой. А затем зерна и солома, в свою очередь, наделяли мощью не только колосья и стебли нового урожая, но и все, что каким-либо образом с ними соприкасается.

Вот почему наши предки с таким почтением относились к последнему снопу, убранному с поля, который до нового урожая бережно хранили в доме. Мало того, крестьяне считали, что при помощи соломы можно предсказать будущее, (они использовали солому в различных гаданиях и предсказаниях). Существовало множество поверий и обрядов, связанных с соломой, некоторые из которых дошли и до нас. К примеру, жениха и невесту на свадьбе осыпали зерном, желая им достатка и здоровья, а молодую жену усаживали на солому, дабы ей и новоиспеченной семье передалась сила растений. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия. Поэтому не удивительно, что именно из соломы стали делать первые обереги.

Одним из самых древних творений из соломки и, пожалуй, самым загадочным являются соломенные «пауки». Их формы, построенные на соединении множества одинаковых модулей, поражают своей гармонией. Собранные из легких соломенных трубочек, они невесомы и ажурны. Подвешенные к потолку, «пауки» напоминают искусно сплетенную паутину, наверное, потому и называют их так.: «Паук» находится в постоянном движении, вращается в разные стороны. Строгая гармония форм и движения «паука» направлена на оберег дома и его хозяев:. в паутину вбирается. вся негативная энергия, присутствующая в доме. Каждый год, повторяется цикл: старый «паук» сжигался и на его место вывешивался новый.

Раньше «паука» подвешивали над колыбелькой ребенка, так, как сейчас вешают "карусельки" из пластмассы, и над головами молодых во время свадьбы. Охранять, приносить счастье и в то же время украшать, дарить эстетическое удовольствие – назначение этих удивительных конструкций.

P. S. В первый раз на соломенного паука я наткнулась на одном из рукодельных форумах и делал их дяденька из Швеции, и это было как-то странно, когда дяденька из Швеции знает про твою культуру больше, чем ты сам. ..


Мне, правда, название "пауки" не очень нравится, но что поделать - устоялось такое название для этих удивительных украшений. Привожу текст из книги: Алеся Анатольевна Гриб, Плетение из соломки и других материалов. Фото подбирала из разных источников.

Наши предки занимались плетением из соломки не одну тысячу лет. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений, в которых ярко и образно проявились фантазия и мастерство крестьян.

Учимся плести соломенных пауков


Соломенные «пауки» – это одно из самых древних творений из соломки и, пожалуй, самое загадочное. Их формы, построенные на соединении множества одинаковых модулей, поражают своей гармонией. «Пауки» – это декоративные подвесные конструкции из соломы, которые белорусы издревле вывешивали в доме во время рождественских праздников в самом почетном месте дома – Красном углу. Собранные из легких соломенных трубочек, они невесомы и ажурны. Подвешенные к потолку, «пауки» напоминают искусно сплетенную паутину, наверное, потому и называют их так. «Паук» находится в постоянном движении, вращается в разные стороны.

Строгая гармония форм и движения «паука» была направлена на оберег дома и его хозяев: в паутину вбиралась вся негативная энергия, присутствовавшая в доме. Каждый год повторялся цикл: старый «паук» сжигался и на его место вывешивался новый. «Паука» подвешивали над колыбелькой ребенка и над головами молодых во время свадьбы. Охранять, приносить счастье и в то же время украшать, дарить эстетическое удовольствие – назначение этих удивительных конструкций.

Шарообразный «паук»

Такой вид «паука» наиболее прост в изготовлении. Своими расходящимися от центра лапками-лучами он напоминает солнце.

Каркас «паука» изготовляется из вареной картофелины, небольшого комка глины или даже хлебного мякиша. В такой каркас вставляется много нарезанных соломин одинаковой длины и толщины. Получившийся «паук» вешают на несколько дней в теплое место, чтобы картофелина или глина высохла и прочно закрепила соломку. После полного высыхания каркаса можно приступать к украшению «паука». Для этих целей можно использовать самые разнообразные материалы: колоски, засушенные листья и цветы, перья птиц, бумагу и ткань – все, что подскажет вам собственная фантазия. Украшения втыкаются в соломенные трубочки или, наоборот, надеваются на них.

Создание паука из готовых модулей напоминает пространственное конструирование: из соломинок собираются отдельные элементы, которые особым образов собираются в единое целое.

Наиболее традиционны пауки пирамидальной и ромбической форм. Такие конструкции собираются из отдельных пространственных ромбических элементов – модулей. Наиболее традиционные равновеликие модули. Соломины в таких фигурах должны иметь одинаковую длину и цвет. Чтобы соломка не расщеплялась, увлажните ее. Нарезайте не ножницами, а чем-либо острым, например лезвием или скальпелем, причем не держите соломку на весу, а положите на специальную дощечку. Для удобства нанесите на эту же дощечку специальную черту-мерку, с которой вы и будете сверять длину ваших соломин.

Нарежьте 12 соломин одинаковой длины и толщины. При помощи иголки с широким ушком проденьте в них крученую нитку, 4 крайние свяжите в квадрат этой же ниткой.

Следующие две стороны разместите у одной из сторон квадрата так, чтобы получился треугольник. Вершину его перекрутите через основание по направлению к центру квадрата.

Далее таким же образом последовательно перекручивайте три пары оставшихся на нитке соломин, каждый раз меняя направление. Когда перекручена 4-я пара, оставшийся конец нитки свяжите с другим концом. Получится плоская фигура с квадратом в центре.

Поднимите вверх 2-й и 4-й треугольники и свяжите их вместе, в противоположной стороне свяжите 1-й и 3-й треугольники. Получится пространственная фигура. Чтобы соломины не расщеплялись о нитку, нарезайте и связывайте их из увлажненной соломы. Углы ромба зафиксируйте клеем ПВА.

При составлении «пауков» иногда используются и модули из соломин разной длины. Они помогут разнообразить традиционных «пауков», своеобразно декорировать их. Это может быть ромб из 12 соломин, 4 из которых короткие, а 8 – длинные. Оптимальное соотношение таких соломин – 1:2 или 1:1,5. Другие варианты разновеликого модуля – 8 коротких и 4 длинные соломины или, наоборот, 4 длинные и 8 коротких соломин.

Из разновеликих модулей можно сделать «паука» – звезду, если соединить такие модули по кругу. Из модулей первого типа получится восьмиконечная звезда, из модулей второго типа – шестиконечная.

Пирамидальный «паук»

Пирамидальный «паук» собирается из заранее изготовленных пирамидальных ромбов, которые изготовляют из соломин одинаковой длины. Не следует нарезать соломины больше 10–12 см, иначе «паук» получится чересчур громоздким. Для изготовления конструкции потребуется не менее 30 ромбов.

1-й ряд пирамиды состоит из одного ромба. 2-й ряд – из четырех, верхние вершины которых связывают с одним из четырех углов основания ромба 1-го ряда, а углы, обращенные внутрь конструкции, – с нижней вершиной ромба 1-го ряда.


3-й ряд «паука» состоит из 8 ромбов, привязанных по периметру к ромбам 2-го ряда и 1 ромба в центре.

4-й ряд – из 12 ромбов по периметру и 4 центральных ромбов.

Все углы ромбов надежно связываются между собой (рис. 24).

Рис. 24. Пирамидальный «паук»

Чтобы «паук» получился большим, конструкцию наращивают по тому же принципу, в каждом последующем ряду увеличивая количество ромбов.

Таким же образом можно изготовить «паук» из двух пирамид в форме объемного ромба. Для этого ряды нижней половины «паука» связывают в обратной последовательности, уменьшая таким образом количество ромбов в каждом ряду, пока в нижней вершине не останется один ромб.

Ромбический «паук»

Такой вид «паука» представляет собой облегченный вариант подвесной конструкции. Основа его состоит из 6 ромбов, которые не связываются жестко друг с другом, а свободно подвешиваются на нитках к центральной части. Такой способ соединения позволяет получить более легкую и динамичную конструкцию, все элементы которой находятся в движении.

Ромбический «паук» собирают из большого центрального ромба и 5 одинаковых ромбов меньшего размера. Конструкция будет более пропорциональной, если длину сторон малых ромбов сделать равной половине длины сторон центрального ромба.

4 малых ромба подвешивают к четырем углам основания большого ромба, а 5-й ромб – к его нижней вершине.

Количество ромбов можно увеличить, подвесив к каждому из ромбов еще несколько, но меньшего размера. На рисунках приведено несколько вариантов создания более сложных «пауков», но вы и сами вполне можете придумать такие конструкции. При этом лишь стоит соблюдать основные законы их архитектоники: симметричность, пропорциональное соотношение частей и принцип построения более легкой нижней части конструкции. Помните, что «паук» находится в постоянном движении, а значит, каждая его часть должна быть безупречной, так как будет на виду при вращении конструкции.


Можно украсить «пауков» при помощи различных материалов: бумаги, сухих цветов и листьев, перьев, семян. Однако лучше всего украшать подобные конструкции соломенными украшениями: кисточками, цепочками, «солнышками», плетеными куколками и птичками (рис. 25).

Рис. 25. Ромбический «паук»

Небольшого «паука» можно сделать по принципу матрешки: в больший ромб помещается ромб меньшего размера, в него – еще меньший и т. д. При вращении такого «паука» каждый ромб движется в своем направлении, за счет чего и достигается необычный эффект. «Паук» такого типа может быть не только самостоятельной конструкцией, его можно использовать и в качестве украшения.

По принципу «паука» можно построить и другие пространственные фигуры, нужно лишь в определенном порядке нанизывать соломины на несколько ниток, которые затем соединить между собой.

Можно сплести подвесные конструкции на основе обруча. Они могут послужить абажуром для лампы или просто декоративным элементом. Обруч оплетается соломкой и украшается самыми разными способами – гирляндами, подвесками, перьями, узорами из ткани, бумаги, цветов и листьев.

YouTube
Instagram


Сейчас в это сложно поверить, но раньше перед Рожеством и Новым годом елок не ставили. Главным украшением дома для наших предков был огромный соломенный паук. Считалось, что оберег, изготовленный из высушенных пшеничных стеблей, помогает осуществить заветное желание, а также приносит в дом здоровье и достаток. Чтобы проверить, так ли это на самом деле, предлагаем сделать собственного паучка.

За работу нужно садиться только в хорошем настроении

Руководитель народного клуба мастеров «Роднасць» Полоцкого районного Центра ремесел и национальных культур Татьяна Кореневская уверяет, что это получится у всех, кто умеет втягивать нитку в иголку и завязывать узелки. Сегодня в роли ученицы – 22-летняя жительница Полоцка Полина Шкляр. И хотя она хорошо знает историю и культуру родного края, с соломкой никогда не работала. Перед началом урока Полина честно предупреждает, что ее вряд ли хватит больше чем на полчаса:


– Не загадывай, еще на мастер-класс ко мне попросишься, – улыбается Татьяна Владимировна и знакомит нас с происхождением названия оберега. – Пауком его назвали не только из-за сходства с насекомым, как можно подумать, а еще из-за замысловатых переплетений соломы, в которых, по древнему поверью, запутывались нечистая сила, несчастья и болезни. Недаром паука подвешивали над колыбелькой ребенка и над головами молодых во время свадьбы. Люди верили, что, когда соломенная конструкция вертится по часовой стрелке, она дарит положительную энергию, а когда против – забирает отрицательную.

Как и наши прабабушки, мастер выбирает для изготовления паука лучшую солому. Сначала сушит материал, удаляет коленца, сортирует, отбеливает, вымывает и снова сушит. Непосредственно перед началом работы солому запаривает кипятком минут на 20–30, чтобы она стала мягкой и податливой.

– Если у вас нет времени и желания возиться с отбеливанием, ничего страшного, – советует рукодельница. – От этого качество вашего паука не пострадает, просто он может получиться немного темнее нашего.

Мастер протягивает ученице пучок соломок и предлагает нарезать 12 трубочек одинакового размера. Именно столько материала уйдет на изготовление одного модуля. В зависимости от размера и конструкции будущего оберега их может быть от нескольких штук до нескольких десятков. Полина ловко орудует ножницами и через минуту уже держит в руках заготовки.

– Теперь протягивай нитки в иголку и нанизывай четыре соломинки, – подсказывает Татьяна Кореневская. – А когда будет готово, завязывай узелок.


– А нитка длинная нужна? – интересуется ученица.

– Да, но мне с ней работать неудобно: все время путается. Поэтому обычно беру короткую, а потом просто надвязываю ее. За 25 лет, которые работаю с соломкой, у меня появилось много секретов. Например, чтобы игла не застревала в трубочке, можно использовать магнит: приложил к концу соломки, и игла к нему прилипнет, притащив за собой нитку.

Татьяна Владимировна ловко связывает ожерелье из четырех трубочек, и у нее получается квадрат. Полина следует ее примеру:

– Подскажите, а затягивать туго?

– Дай «воздуха», иначе соломинки могут потрескаться, когда высохнут. Хотя и на этот случай у меня есть свой рецепт: чтобы хвостики трубочек не ломались, заливаю их клеем ПВА. Но это покажу уже на конечной стадии, когда конструкция будет готова.

Ориентируясь по схеме, которую рукодельница распечатала специально для мастер-класса, Полина быстро перешла ко второму этапу, когда к получившемуся квадрату нужно пристроить «крышу», а потом повторить то же самое со всех сторон.

– Молодец, сразу видно, что у тебя хорошо развиты мышление и логика, – хвалит «подмастерье» Татьяна Владимировна, – схватываешь все на лету.

Когда вместо пучка соломок на столе появляется фигура, похожая на четырехконечную звезду, самое время сцепить ниткой параллельные треугольники, чтобы получился ромб. Вот почему важно крепить детали не в натяг.

На изготовление одного элемента Полина потратила примерно час. Если она просидит за работой еще хотя бы четыре, то у нее получится полноценный оберег, который не стыдно повесить в квартире. Полина торжественно обещает нам доделать его к Рождеству.


На изготовление одного элемента у Полины ушел примерно час

– А через год что – сожжете? – шучу, обращаясь к мастерицам.

Татьяна Владимировна уверена, что традиция, существовавшая во времена наших прабабушек, уже давно неактуальна:

– Если раньше считалось, что за год паук накопил негативную энергию, которую обязательно нужно уничтожить, то сейчас такого нет. Из всех оберегов, которые создала за 25 лет, не предала огню ни одного. Основная коллекция находится в Полоцком районном Центре ремесел и национальных культур, что-то дарю знакомым в качестве интерьерного украшения.

– А правда, что самые хитрые хозяйки изготавливали сразу два оберега? – интересуется Полина.

– По тому, в каком состоянии паук, определяли атмосферу в доме. Если он черный и закопченный, значит, хозяйка так себе. Теперь представьте, каким мог быть оберег, если он висел в доме, который отапливается печкой и освещается лучиной? Конечно, он выглядел непривлекательно. Поэтому его тайком сжигали, а соседям демонстрировали новенький, который пролежал в чулане все 12 месяцев.

Выражаем благодарность Музею традиционного ручного ткачества Поозерья за помощь в подготовке материала.

YouTube
Instagram


Директор Ирина Кухтина: «Еще наши предки верили, что соломенный паук — очень сильный оберег, очищающий дом от негатива и способствующий тому, чтобы в семье царили мир да лад»

Крошечные — со спичечный коробок, средние — размером с ладонь, огромные — 7 метров в длину. Такие пауки «водятся» в Быховском районе. Недавно эти необычные создания, как их еще называют «ловцы снов», получили статус нематериальной историко–культурной ценности страны. Мастера, возродившие старинное ремесло, уверяют: таких произведений искусства больше нигде не встретишь. Их пауки — не простое украшение интерьера, они убирают из дома владельца негатив, приносят счастье и благополучие.

Технологию плетения соломенных пауков на Быховщине начали возрождать еще лет 20 назад. «Ловцов снов» тут плели издавна, они висели в каждой избе. По поверью, в паутине запутывались нечистая сила, несчастья и болезни. Заберет их оберег — будет в семье мир да лад. Директор детской школы художественных ремесел и искусств Быхова Ирина Кухтина, благодаря которой пауки после долгих лет забвения снова появились в домах местных жителей, искусству плетения училась у старожилов:

— Мои мама и бабушка прекрасно вышивали, ткали и меня научили рукоделию. Соломенный паук в нашей хате тоже был. Но как правильно его делать, мне показала жительница деревни Грудиновка — носительница старинных традиций Таисия Кухаренко. Объяснила тонкости ремесла. Я стала изучать историю изготовления таких соломенных оберегов, искать самобытных мастеров. Оказалось, их хоть и осталось у нас немного, зато у каждого — особый почерк.

Подвесные соломенные «ловцы снов» были распространены на территории всей страны. И сегодня их делают в других регионах. Но именно быховские удостоены почетного статуса нематериальной историко–культурной ценности. В районе собрана самая большая коллекция пауков–оберегов — более сотни, и она постоянно пополняется. Местные мастера освоили технику плетения нескольких разновидностей «ловцов снов»: пирамидальных, ромбовидных, тематических — посвященных разным праздникам. И не только делают их, но и обучают этому детей — при школе художественных ремесел работает кружок «Чараўнiцы», где занимается 15 девочек.

Одна из них — дочь Ирины Кухтиной 13–летняя Саша:

— Я лет в 5 впервые попробовала сделать куклу из соломки. Теперь плету паучков. С подружками готовим мелкие ромбики, которые потом мастерицы вплетают в общую конструкцию.


Этот паук-оберег тематический — купальский.

На изготовление одного пирамидального паука среднего размера уходит около недели. Ромбовидный сложнее — в нем около 30 деталей, потому формируется и собирается недели 3, а то и месяц.

Когда заходишь в детскую школу искусств и попадаешь в царство соломенных «ловцов снов», подвешенных к потолку, удивляет не только сама хрупкая красота, но и то, что пауки непроизвольно начинают. кружиться. Ирина Геннадьевна объясняет:

— Именно так они чистят пространство, энергетику человека. Паучков ведь не зря раньше подвешивали над детскими колыбельками, держали над головами молодых во время свадьбы. И сегодня родители новорожденных, молодожены их заказывают. Мы возродили традицию плетения тематических пауков: купальских — со звездой в центре, пасхальных — с главным символом праздника яйцом, рождественских — с ангелами, колокольчиками и снежинками, семейных.

Семейный оберег — особый. На него в течение года на определенные праздники подвешивают дополнительные элементы: на Купалье — соломенных куколок, на Сретенье — птичек, на дожинки — снопики с серпом, на Юрьев день — овес.

Мастерица из деревни Годылево Галина Панкратова, пауки которой поселились не только в хатах ее земляков, но и в домах Шотландии, о «ловцах снов» впервые услышала лет 35 назад, когда из Якутии перебралась на Быховщину:

— Местные старожилы их показали. И приоткрыли несколько секретов. Вешать паука надо в красном углу, справа от иконы. А после святых вечеров, которые наступают после Рождества — с 7 до 21 января, до разбрыков (дня, когда человек при помощи специального ритуала мог очиститься от грехов) оберег, который целый год охранял дом владельца, надо было сжечь.

Наверное, этим и объясняется тот факт, что старинных паучков и даже их фото не сохранилось. Но главный хранитель фондов Быховского районного историко–краеведческого музея Ирина Михайлова аутентичных «ловцов снов» в местных селах видела:

— Есть у нас деревня — Латколония. По легенде, латыши заселили Быховщину по приглашению графини Толстой, чье поместье сохранилось в деревне Грудиновка. Селились на хуторах, вели хозяйство, а позже, в 1920–е годы, объединились в одно село. Так вот у них паучки были. Не такие, как у современных мастеров, а простенькие. И они их действительно сжигали.



При школе искусств работает кружок «Чараўнiцы», где девочки учатся плести соломенных пауков-оберегов.

Сувенирных пауков, которых сегодня делают на Быховщине, жечь жаль. Очень уж красивые. Да и изготовить такого непросто: усидчивость нужна и художественный вкус. Мастера знают: по нарисованному эскизу паука не воспроизведешь. Обычно делается самая большая, центральная деталь — конструкция подвешивается к потолку, а впоследствии, когда воображение дорисует картинку, к ней присовокупляют недостающие детали.

Примечательно, что число желающих завести дома соломенного паука растет. Их покупают и земляки, и туристы. А чтобы на Быховщине стало больше умельцев, способных грамотно изготовить оберег, решено с осени еженедельно проводить в музее мастер–классы.

Соломенные секреты


У мастеров Быховщины есть свои секреты плетения пауков. Солому для них они заготавливают загодя. Разных сортов: более раннюю, «зеленую», позднюю — чтобы паучки отличались по цвету. Объясняют: до того как солома превратится в произведение искусства и оберег, ее нужно перебрать, отсортировать, нарезать на «палочки». Верх стебельков идет для плетения конструкции, середина — для аппликаций, низ — для мелких деталей. Пересохшая солома часто трескается, поэтому ее обдают теплой водой. А чтобы конструкция была прочнее, мастерицы предварительно нанизывают одну соломинку на другую. В основу изделий нередко добавляют лен, придающий оберегам силу и яркость. А чтобы наполнить его глубоким сакральным смыслом, вплетают символы, издавна почитаемые предками: солнце, улыбающиеся облака, снопы с колосьями. Соломенные произведения искусства, сделанные на Быховщине, удостоены дипломов республиканских, всероссийских и международных выставок и фестивалей.

Компетентно

Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Быховского райисполкома Тамара Семенова:

— На Быховщине немало достопримечательностей, которые представляют интерес для туристов: крепость–замок Сапегов, каменная синагога XVII века, графская усадьба Толстых в Грудиновке, чудотворная икона Барколабовской Божьей Матери. Радует, что список пополнился — соломенные пауки тоже станут своеобразным брендом района.

Фото предоставлено детской школой художественных ремесел и искусств Быхова.

Изображение

Наши предки занимались плетением из соломки не одну тысячу лет. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений, в которых ярко и образно проявлялись фантазия и мастерство человека.

Изображение


Культ хлеба


Соломоплетение связано с древнейшими обрядами, в основе которых лежит культ хлеба и соломы.
Дело в том, что наши прародители наделяли зерно и солому, которые, по их мнению, содержали в своих недрах живую энергию природы-матушки, божественной силой. А затем зерна и солома, в свою очередь, наделяли мощью не только колосья и стебли нового урожая, но и все, что каким-либо образом с ними соприкасается.

Вот почему наши предки с таким почтением относились к последнему снопу, убранному с поля, который до нового урожая бережно хранили в доме. Мало того, крестьяне считали, что при помощи соломы можно предсказать будущее (они использовали солому в различных гаданиях и предсказаниях).
Существовало множество поверий и обрядов, связанных с соломой, некоторые из которых дошли и до нас. К примеру, жениха и невесту на свадьбе осыпали зерном, желая им достатка и здоровья, а молодую жену усаживали на солому, дабы ей и новоиспеченной семье передалась сила растений. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия. «Бородою» или «божьей бородой» называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа.

Именно из соломы стали делать первые обереги.
Паук с паутиной символизировали создателя и его творение — Вселенную.

Искусно сплетенная паутина


Одним из самых древних творений из соломки и, пожалуй, самым загадочным являются соломенные «пауки».
Их формы, построенные на соединении множества одинаковых модулей, поражают своей гармонией.
Собранные из легких соломенных трубочек, они невесомы и ажурны.
Подвешенные к потолку, «пауки» напоминают искусно сплетенную паутину, наверное, потому и называют их так.
«Паук» находится в постоянном движении, вращается в разные стороны. Строгая гармония форм и движения «паука» направлена на оберег дома и его хозяев: в паутину вбирается вся негативная энергия, присутствующая в доме.
Каждый год повторяется цикл: старый «паук» сжигался и на его место вывешивался новый.

Раньше «паука» подвешивали над колыбелькой ребенка, так как сейчас вешают "карусельки" из пластмассы, и над головами молодых во время свадьбы. Охранять, приносить счастье и в то же время украшать, дарить эстетическое удовольствие – назначение этих удивительных конструкций.

Наиболее традиционны «пауки» пирамидальной и ромбической форм. Такие конструкции собираются из отдельных пространственных ромбических элементов – модулей.

Также распространены и шарообразные «пауки», которые своими расходящимися от центра лапками-лучами напоминают солнце.

Конструкции из соломки, подобные соломенным "паукам", известны многим народам мира.

Изображение
Изображение

Значение паука в славянской ведической традиции


Многие народы мира считают паука одним из творцов этого мира, соткавшего из своего тела каркас Вселенной.
Причем, как правило, это не паук, а паучиха. Например, Мать Солнца или Бабка-Паучиха. Видимо поэтому и называют вторую половину сентября, время паучьего гона, когда по воздуху носятся паутинки – бабьим летом, в память о Прабабке Мира, Рожанице.
Восьмое сентября, за неделю до начала “лета старых женщин”, посвящено Роду, преемнику верований о двух Рожаницах. Возможно, что паук – одно из его воплощений.

Многогранный ведический символ плодородия, солнечного света, единства бега времени и незыблемости пространства – свастика, напоминает паука, а узор на теле крестовика – символ плодородия.
Как и имя паука, свастика давно покрылась грязью, отмыть которую почти невозможно.
За отторжением символа приходит забвение, и лишь фольклор будет хранить его очень долго.
Паук в нем – признак счастья, гармонии, солнечная мать всего живого.

Изображение

Для информации


В соломоплетении используют преимущественно солому злаковых культур: пшеница, ячмень, рожь, рис и другие злаковые. Каждая из этих культур имеет достаточно хрупкий и одновременно жестковатый стержень. Но, соединив вместе несколько стеблей и научившись работать с ними, обнаруживаешь, что они довольно прочные и гибкие. Каждый злак имеет особенный цвет, прочность, толщину, гибкость. Заготавливают солому летом, после того, как культура созреет, и у нее появятся налитые колосья.
Наши предки делали из соломы посуду, в которой потом хранили зерно, потому что солому не едят мыши. Этот феномен уже в наше время исследовался учеными, и оказалось, что это действительно так.

Самым замечательным изобретением народного декоративно-прикладного творчества являются подвесные конструкции из соломы.
У разных народов они назывались по-разному.
У литовцев - "содас", у латышей - "пузур", что в переводе означает "сад". Фины и эстонцы называли их "химмели" ("корона"). В Германии - "хандекрона" ("подвесная корона", "летающая корона"). В Чехии - "мушиный рай". В Беларуси названия встречались разные: "фонарь", "лихтар", "соломон", но чаще всего "паук". В фольклоре многих народов паутина выступает в роли путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю.

Соломенный "паук" - это традиционное украшение интерьера крестьянского дома на Рождество или Пасху. Беларусы не ставили новогоднюю елку, а делали из золотистой соломы "пауков", потому что елка в их понимании связана с миром мертвых, ее и теперь используют в похоронных обрядах: из веток изготавливают венки, выстилают дорогу к дому, где кто-то умер. Елка - атрибут молодой во время свадьбы (летом вместо нее брали ветку плодового дерева), потому что молодая "умирала" как девушка своего рода и возрождалась в новом качестве - как женщина, продолжательница рода своего избранника. Украшенную "елочку" всовывали в каравай, она символизировала девственность молодой, ее красоту. Западноевропейский обычай украшать елку на Рождество белорусы переняли значительно позже.

"Паук" имеет символическое значение и является оберегом, призванным охранять дом, а также обеспечивать благополучие семьи. Они вбирали в паутину своей конструкции все негативное, что могло помешать счастливому течению жизни семьи. Каждый год повторялся цикл: старый "паук" сжигался и на его место вывешивался новый. "Паука" подвешивали над колыбелькой ребенка и над головами молодых во время свадьбы. Также его вешали в "красном углу" над столом. Пар, который поднимался от еды, заставлял "паука" медленно двигаться. "Пауки" поворачиваясь, вращаются в одном направлении, потом вдруг на какой-то миг замирают - и плавно начинают поворачиваться в другую сторону. Беспрестанно вращаясь под потолком, они каждое мгновение рождают для глаз новый графический рисунок.

Охранять, приносить счастье и в то же время украшать - такое назначение этих удивительных "паучков". Их формы, построенные на соединении множества одинаковых модулей, поражают своей гармонией. Хаос множества соломенных трубочек в руках мастеров превращается в космические диковинные конструкции, и таким образом создается маленький, чистый и прозрачный упорядоченный мир.

Современные исследования подтверждают предположение о символическом значении соломенных пауков как модели идеального мира, способного вносить гармонию в окружающее его пространство.

В этих подвесках имеет значение и форма и материал. Солома, из которой они традиционно выполняются, в народных обрядах и представлениях всегда связывалась с плодородием и символизировало его.

Изображение
Изображение


Самая простая в изготовлении соломенная подвеска - шарообразный "паук".
Круглый по форме, с отходящими от центра лучами-соломинками, он напоминает солнышко. Концы соломин закреплены в основании и свободно расходятся, создавая шарообразную поверхность. Это древний прием создания символичного изображения солнца при помощи простых подручных средств. Для изготовления подвески-шара понадобится одна небольшая вареная картофелина и несколько десятков соломин одинаковой длинны и толщины. Кроме картофелины для основания можно взять небольшой комочек глины или хлебный мякиш, скатанный в шарик. После высыхания они жестко закрепят воткнутые в них соломины.


Чтобы создать красивый, соразмерный в частях и деталях соломенный "паук", легкий и мобильный, сохраняющий свое самое ценное качество - способность к движению и вращению, необходимо понять основные принципы его конструирования.

Существует множество вариантов форм и конструкций, а также декоративного оформления соломенных "пауков". Среди них выделяются основные, которые можно отнести к традиционным типам "пауков". Они выработаны и отточены до совершенства множеством поколений народных мастеров. Поняв основные приемы конструирования "паука", закономерности построения той или иной формы, можно приступать к самодеятельному творчеству - варьировать традиционные формы и придумывать свои.

Насчитывается несколько основных традиционных форм "пауков": "пятиручный", пирамидальный, большой ромбический, "паук"-звезда.
Все эти конструкции собираются из ромбических элементов-модулей.

"Пятиручный" ромбический "паук" - самый простой из ромбических "пауков". Он собирается из шести ромбов: большого центрального и пяти одинаковых ромбов меньшего размера. Конструкция будет пропорциональна и красива, если стороны малых ромбов соотносятся со стороной центрального ромба в пропорции 1:2, то есть равны половине длинны ребра большого ромба. Элементы в этой конструкции чаще всего свободно подвешиваются на нитках. Четыре малых ромба присоединяются к углам основания центрального модуля, а пятый ромб - к его нижней вершине. Такой способ соединения позволяет получить легкую, воздушную конструкцию.

Пирамидальный "паук" - "паук" в виде пирамиды, который собирается из равновеликих ромбов-модулей. Для конструкции понадобится не меньше 30 ромбов одинакового размера. Для одного ромба нужно 12 соломин, следовательно для всего "паука" 360 соломин.

Изображение


Ученые пришли к выводу, что пирамида - это идеальный энергетический объем, который транслирует человеку космическую энергию и является своеобразной антенной между человеком и землей, между человеком и космосом. Отсюда можно сделать вывод, что наши предки интуитивно чувствовали энергетику этих подвесных конструкций и неслучайно подвешивали их над детской колыбелькой.

Большой ромбический "паук" - собирается из равновеликих ромбов-модулей и представляет собой по форме большой ромб, который внутри имеет кристаллическую структуру и состоит из множества мелких ячеек. Половина конструкции - пирамида. Для изготовления большого ромбического "паука" понадобится не меньше 48 ромбов. Это минимальное количество модулей, из который можно собрать конструкцию такой формы.

Изображение


"Паук"-звезда. Конструкция в виде звезды с разным количеством лучей, в отличие от рассмотренных выше подвесных "пауков", являются чаще всего настенным украшением. Однако можно собрать и подвесную конструкцию такой формы.
Звездообразные "пауки" собираются из ромбических модулей.

Изображение
Изображение

"Паук" - это система, структура, все части которой взаимосвязаны. Благодаря модульнуму принципу постарения в такой подвеске заложена внутренняя возможность для развития.
В традиционных типах ромбических "пауков" развитие формы начинается с одного элемента - модуля.
В более сложных подвесках в единую композицию соединяются уже не модули, а отдельные формы, составленные детали. Такие подвески чем-то напоминают своего живого прототипа паука. Они всегда имеют ядро - тело "паука", которым служит большой модуль - ромб, пирамида или составная ромбическая форма. Это несущая часть конструкции. К ней подвешиваются или жестко крепятся другие формы. Размер подвесных частей в нижней части конструкции уменьшается, что и создает впечатление легкости, воздушности.

Читайте также: