Плетение из соломы в беларуси

Обновлено: 26.04.2024

Цветы и декоративные композиции приобрели большую популярность среди белорусских мастеров с середины 1980-х годов. Однако сами соломенные цветы как предмет народного искусства появились намного раньше. Соломенные цветы изготавливали жители деревень Западной Беларуси еще в первой половине 20-го века. Есть данные о том, что соломенные букеты выполняли также жители других регионов Беларуси. Композиции их были несложными: из окрашенной соломки делали петли, которые набирали в пышные соцветия. Была и другая разновидность цветов: из круглых нарезанных соломин, которые собирались в соцветия, похожие на соцветия георгинов.


Современные мастера разработали много новых приемов изготовления соломенных цветов. Для их создания они используют круглую и расщепленную соломку, соломенные петли, бусины, разнообразные плоские и объемные плетения. Композиции из соломенных цветов в сочетании с сухоцветами и другими природными материалами гармонируют с любым современным интерьером. Они также являются основой композиций соломенных шляп и венков. Небольшие изящные ажурные листики, дополненные легкими петлями и бусинами, могут стать основой для маленькой брошки или заколки.


Несмотря на большое разнообразие композиционных сочетаний элементов в цветах, все мастера при их изготовлении придерживаются одинаковой технологической последовательности:


готовится черенок цветка, который может быть выполнен для небольших цветов из проволоки, обмотанной соломенной лентой, а для более крупных цветов — из деревянного прутика;

нитки № 10, клей ПВА, ножницы.


1. В верхней части черенка привяжите 6 соломин из верхней части стебля: возьмите 4 соломины натурального цвета и 2 соломины оранжевого цвета. Оранжевую соломку равномерно распределите между соломкой натурального цвета. Сплетите середину цветка в технике объемного витого плетения из 6 соломин, высота витого элемента 4,5 см, наибольший диаметр 3 см (рисунок 5.86 а).


2. Из цветных соломенных лент желто-оранжевого и оранжевого цвета выполните 70 круглых петель (рисунок 5.86 б).


3. Возьмите соломку, подготовленную для тычинок цветка. Распределите ее равномерно вокруг центрального витого элемента и крепко примотайте нитками у его основания. Для удобства соломку закрепляйте на черенке по 5—6 штук. Длина тычинок составляет 8 см (рисунок 5.86 в). Место крепления смажьте клеем.


4. К месту крепления тычинок привяжите петли, распределяя их в 6—7 ярусов. Сначала привяжите петли желто-оранжевого цвета, затем оранжевого. Петли приматывайте по одной, накладывая их плотно без просветов. Места крепления петель смазывайте клеем и закрывайте петлями следующего яруса. Постепенно у вас будет образовываться пышный венчик цветка (рисунок 5.86 г).


5. Подрежьте торчащие концы соломин в нижней части крепления, дополнительно скрепите концы нитками, придав им форму конуса вершиной вниз (рисунок 5.86 д).


6. Привяжите к черенку цветка, сразу за местом крепления петель, 6 длинных соломин из верхней части стебля для выполнения нижней чашечки цветка. Концы соломин будут прятаться в плетении. Оплетите в технике витого плетения из 6 соломин место крепления под самое основание петель, полностью закрыв нитки (рисунок 5.86 ё).


7. Выполните из соломенных лент шириной 1 см и длиной 20 см 4 плоские петли. Привяжите их к черенку цветка на расстоянии 15 см от чашечки.


8. Оплетите место крепления петель витой плетенкой из 6 соломин, аналогично тому, как вы это делали у самого цветка.
Вы можете самостоятельно придумать самые разнообразные варианты этого цветка, вводя новые элементы, задавая определенный ритм в их расположении.

60 соломин из верхней части стебля диаметром 1 мм и длиной 12 см для выполнения средней части цветка;
170 узких лент расщепленной соломки шириной 3 мм и длиной 30— 35 см каждая для выполнения лепестков;
12 соломин из средней части стебля диаметром 2,5 мм и длиной 30— 35 см для выполнения «цепочек»;
30 длинных соломин из верхней части стебля диаметром 1,5 мм для выполнения витых плетений;
гибкая проволока диаметром 1,5— 2 мм и длиной 40 см для стебля цветка;
нитки № 10, леска № 2, иголка, клей ПВА, ножницы.


1. Возьмите проволоку, привяжите к одному из ее концов соломенную ленту шириной 4—5 мм. Обмотайте проволоку по спирали соломенной лентой, плотно укладывая витки рядами, без просветов. При необходимости ленту надставьте новой. Место стыка расположите на участке, который впоследствии закроется листьями цветка (рисунок 5.87 а).


2. На один из концов проволоки навяжите соломины, которые приготовлены для средней части цветка. Выполните две перевязки, одну расположите на 1,5—2 см ниже конца проволоки, а вторую — сразу за концом проволоки. Соломины крепко примотайте, место крепления смажьте клеем (рисунок 5.87 б).


3. Сплетите из соломенных полосок, подготовленных для лепестков цветка, 4 лепестка длиной 7 см и 14 лепестков длиной 9 см. Начало лепестков оформляйте «треугольником» и далее подставьте еще 5 соломенных лент. Плетение выполняйте по схеме простой плетенки для числа соломин от 6 и более.


4. Влажные лепестки отгладьте и отформуйте утюгом, придав им изогнутую S-образную форму. Для 4 маленьких лепестков сделайте изгиб вовнутрь цветка. Лицевая сторона лепестков повернута внутрь цветка (рисунок 5.87 в).


3. Сплетите из соломин, подготовленных для плетения «цепочек», 6 плетенок, длиной 16 см каждая. Для плетения связывайте две соломины вместе. Из плетений сделайте 6 круглых петель.


4. Вокруг середины цветка привяжите 6 петель из плетенок «цепочка». Уровень привязывания петель соизмеряйте с пропорциями середины цветка (рисунок 5.87 г).


5. Следующий ярус составят 4 небольших лепестка длиной по 7 см. Привяжите их так, чтобы они были повернуты внутрь цветка. Высота лепестков соответствует высоте петель из «цепочек» (рисунок 5.87 д). Место крепления промажьте клеем.


6. Равномерно привяжите по периметру 7 больших лепестков. Они развернуты во внешнюю сторону цветка. После того как лепестки будут привязаны, сшейте их между собой боковыми сторонами встык в средних частях лепестков на длину 1—1,5 см. Таким образом вы сформируете чашечку цветка. Для сшивания лучше использовать леску. Стежки прячьте под переплетения соломенных лент (рисунок 5.87 е).


7. Привяжите последний ярус из 7 лепестков, располагая их в шахматном порядке по отношению к лепесткам предыдущего яруса. Этим лепесткам придайте больший изгиб в верхней части лепестка, чтобы чашечка получилась шире. Боковые стороны соседних лепестков также сшейте. Место привязки лепестков смажьте клеем.


8. Удалите все торчащие концы соломки в месте крепления лепестков, сформировав небольшой конус. При необходимости дополнительно закрепите элементы цветка нитками и смажьте клеем. Место крепления должно быть аккуратным и не очень объемным (рисунок 5.87 д).


9. Ниже места крепления привяжите 6 соломин от верхней части стебля. Оплетите место крепления элементов цветка витой плетенкой (рисунок 5.87 ё).


1. Сплетите 6 лепестков, используя схему плетения «зубатка» с перегибом. Начинайте плетение с заплетания уголка, подставляя дополнительно еще 3 соломенные ленты. Лепестки отформуйте утюгом.


2. Условно определите на стебле 3 места крепления пар лепестков. Привяжите первую пару. Место крепления заплетите витой плетенкой из 6 соломин. Далее привяжите последовательно вторую и третью пару листьев.


3. На конец проволочного стебелька наклейте небольшую соломенную трубочку, прикрывая место крепления соломенной ленты к проволоке.


«Вербы». На основе технологии изготовления цветов можно разработать большие вертикальные композиции на одном стебле. Свои традиции они берут от пасхальных ветвей, изготавливаемых в Литве и на близких к ней территориях Беларуси, — «казюкосов», или «рушчусовок». Ветви изготавливали из высушенных цветов и трав, набранных в декоративные вертикальные композиции, элементы которых организуются ритмичными ярусами, вертикальными или спиральными линиями. Этот принцип взят белорусскими мастерами для создания композиций из соломки. В них могут использоваться как простые элементы: петли, лепестки из различных плетений, наклеенные на плетения или соломинки бусины, так и более сложные: колокольчики, небольшие цветы и др.


Основные формы компоновки элементов по вертикали — цилиндрическая и коническая, возможны изменения цилиндрической формы на овальную или на сочетание двух и более овалов, а также другие варианты форм (рисунок 5.88 а, б, в, г). Главное — соблюдение ритма и пропорций, но есть еще одно условие: оптимальное число разных элементов и форм (оно может колебаться от 2 до 5). Высота композиций может быть разной, как правило, она составляет 50—70 см.

Витые плетения — одни из самых распространенных плетений как в Беларуси, так и во всем мире. Они широко применяются в различных направлениях соломоплетения: служат основой для создания бытовых соломенных изделий, используются мастерами в соломенной скульптуре, декоративных композициях, головных соломенных уборах и т. д. Такое широкое применение витых плетений возможно благодаря их пластическим и технологическим особенностям. По своей пластичности витые плетения не уступают остальным видам соломенных плетений, они легко изгибаются, сохраняя заданную форму, сшиваются. Технологической особенностью витых плетений является возможность их расширения и сужения. Эти свойства используются мастерами при изготовлении разнообразных декоративных объемных форм в виде конусов, сфер, колокольчиков, сосулек. Рабочие соломины в витых плетениях легко продлевать, это позволяет делать длинные заготовки плетений и впоследствии использовать их в работе. Использование соломки разного диаметра даст возможность изготовить и изящную миниатюрную форму, например, для бус или сережек, и плетенку с крупной фактурой для больших форм.


Каркасы. Все витые плетения имеют внутри полость — это позволяет выполнять их на каркасе для придания большей жесткости. Каркасы делают из лозовых прутиков, проволоки или соломы. Витые плетения, плетенные на каркасе, имеют равномерный диаметр, их чаще всего используют при изготовлении бытовых изделий (хлебниц, подносов, шкатулок и т. д.). Каркасы позволяют выдержать у длинных плетений равный диаметр, но при расширении или сужении каркаса можно равномерно изменять диаметр плетения.


Если вам необходимо сделать витую плетенку, полую внутри, можно использовать подвижные вынимающиеся каркасы. Для этих целей может подойти любой цилиндрический предмет подходящего диаметра, даже просто карандаш или ручка. По мере плетения такой каркас постоянно поднимают, понемногу вытаскивая из плетенки. Для удобства исполнения заготовок длинных витых плетений одного диаметра их сначала плетут внутри полыми, а после окончания плетения вставляют длинные каркасы из проволоки или прутьев.


Если выплетаются плетения сложной формы (конусообразные, сферические и др.), каркас должен быть тоже соответствующей формы. Такие каркасы можно склеить из картона или выточить из дерева. Вынимающиеся каркасы необходимы для плетения большого количества одинаковых элементов.


Витая плетенка из 5 соломин (фото 102). Рассмотрим основы техники выполнения витых плетений на примере самой распространенной витой плетенки из 5 соломин.

Витая плетенка из 5 соломин


1. Возьмите толстую соломину из средней или нижней части стебля диаметром 7—9 мм и длиной 15 см. Можно связать вместе несколько соломин, для жесткости внутрь соломин вставьте толстую проволоку (рисунок5.69 а).


Примечание. При выполнении каркасов большого диаметра, чтобы они были более плотными, используйте расщепленную соломку, а не круглую.

Витая плетенка из 5 соломин


2. Возьмите 5 длинных соломин одинакового диаметра (1,5—2,5 мм) из верхней части стебля. Для освоения приемов плетения старайтесь не выбирать как очень тонкие, так и слишком толстые соломины. Привяжите соломины к каркасу, распределив их по его периметру следующим образом: соломины 1 и 2 находятся вместе, соломины 3, 4, 5 находятся на расстоянии четверти круга друг от друга. Все соломины разведите в одной плоскости, каркас направлен вверх (рисунок 5.69 б). Каркас с соломинами удерживайте за нижнюю часть в левой руке (для правшей), правая рука будет рабочей.


3. Соломину 2 расположите поверх соломины 1. Рабочую соломину 1 перегните через соломину 2 от себя у самого каркаса. Уложите соломину 1 поверх соломины 3 (рисунок 5.69 в).


4. Поверните плетение по часовой стрелке. Соломины 1 и 3 находятся у вас в правой руке. Рабочую соломину 3 перегните вокруг соломины 1 и уложите поверх соломины 4 (рисунок 5.69 г).


5. Поверните плетение по часовой стрелке. Соломины 3 и 4 находятся в правой руке. Рабочую соломину 4 перегните вокруг соломины 3 и уложите поверх соломины 5 (рисунок 5.69 д).


6. Поверните плетение по часовой стрелке. Соломины 4 и 5 находятся в правой руке. Перегните рабочую соломину 5 вокруг соломины 4 и уложите ее поверх соломины 2 (рисунок 5.69 е). Вы завершили первый круг плетения. Как видно из рисунка, в сечении находится квадрат.


Продолжайте плетение по схеме, повторяя шаги 2—6. Плетение будет красивым и аккуратным, с равномерными и плотными, без просветов, витками, если вы будете соблюдать следующие несложные правила:


перегибайте рабочую соломину плотно вокруг направляющей соломины. Большой и указательный пальцы рабочей руки держите на месте перегиба, плотно его фиксируя;


Описанный способ плетения правой рукой дает возможность получить витую плетенку с витками, направленными слева направо. Чтобы получить плетенку левостороннюю, рабочую соломину надо плести к себе. У левшей при плетении от себя левой рукой будет получаться правосторонняя плетенка, а при плетении на себя левой рукой — левосторонняя.


Витые плетения могут выполняться из разного числа соломин. Использование разного числа соломин оказывает влияние на фактуру плетения. Наименьшее число соломин, из которого может быть выполнена витая плетенка, равно 4, но их число может быть увеличено, и обусловлено это только замыслом автора. В сечении витые плетения имеют вид многоугольника, число сторон которого на одну меньше, чем число участвующих в плетении соломин. Плетение из 4 соломин в сечении будет иметь треугольник (рисунок 5.70 а), плетение из 5 соломин будет иметь квадратное сечение (рисунок 5.69 е), из 6 соломин — сечение пятиугольной формы (рисунок 5.70 б), из 7 — шестиугольной (рисунок 5.70 в) и т. д. При выплетании витых плетенок необходимо следить, чтобы все стороны сечения были равными, — в этом случае витки будут распределяться на поверхности равномерно в едином ритме. Витое плетение с малым количеством витков имеет фактурную поверхность с ярко выраженным рельефом витых линий. С увеличением числа витков плетение приобретает мало выраженный рельеф.

В сечении витые плетения имеют вид многоугольника, число сторон которого на одну меньше, чем число участвующих в плетении соломин


Можно внести разнообразие в выплетаемые формы, изменив пропорции сечения, — здесь открывается возможность для экспериментов. Измененные пропорции создадут новый ритм в расположении витков и впадин, поверхность плетения приобретет новый фактурный рисунок.


Расширение и сужение витых плетений (фото 103). Для освоения приемов расширения и сужения витой плетенки воспользуемся каркасом с изменяющимся диаметром.

Расширение и сужение витых плетений


1. Для изготовления каркаса вам понадобится медная или алюминиевая проволока диаметром 2—3 мм, длиной 15 см; 8 толстых расщепленных соломин из средней или нижней части стебля длиной 15 см; 14 толстых расщепленных соломин длиной 9 см; 20 толстых расщепленных соломин длиной 4 см. Первый слой каркаса выполните из длинных соломин, обвязав их вокруг проволоки. Второй слой сделайте из соломин длиной 9 см, располагайте их равномерно вокруг первого слоя соломы в средней части каркаса. Третий слой из коротких соломин распределится сверху в средней части каркаса. Все слои зафиксируйте нитками (рисунок 5.71 а).

Расширение и сужение витых плетений


2. Возьмите 6 одинаковых соломин из верхней части стебля и привяжите их в узкой части каркаса. Концы привязанных соломин лучше спрятать внутрь плетения (рисунок 5.71 б). Плетение вести вверх по описанной выше схеме. Оно будет расширяться и сужаться, следуя форме каркаса.


Прием расширения и сужения витой плетенки мастера используют очень часто. С приобретением некоторого опыта и поняв совсем простые принципы расширения и сужения плетения, вы сможете выплетать сужающиеся и расширяющиеся формы, без каркаса ощущая форму своими пальцами.


Для плетения большого количества одинаковых расширяющихся форм можно пользоваться вынимающимися шаблонами (см. Инструменты и оборудование).


Для того чтобы расширить плетение, рабочую соломину немного сдвигают к внешнему краю сечения (рисунок 5.72 а), фиксируя ее положение пальцами. Величиной сдвига можно регулировать степень расширения плетения, она колеблется в пределах величины диаметра рабочей соломины. При диаметре 3 мм максимальный сдвиг рабочей соломины к внешнему краю должен составлять 3 мм. Если он будет больше, плетение получится с прорехами.

Расширение и сужение витых плетений


Для сужения плетения, выполняемого без каркаса, рабочую соломину сдвигают внутрь плетения. Величина сдвига ограничена диаметром рабочей соломины (рисунок 5.72 б).


При выполнении форм в виде колокольчиков и сфер в плетении лучше использовать не менее 6 соломин для маленьких размеров форм, в пределах 3—5 см, увеличивая число соломин с увеличением размера выплетаемой формы.

kb01_2016-69


Соломоплетение – одно из древнейших ремесел. На черепках древнеегипетской глиняной посуды исследователи находят отпечатки плетеных соломенных изделий. На Беларуси плетением соломки занимались издавна. Соломой покрывали крыши жилищ, она шла на подстил и корм скоту, обувала и одевала человека, служила постелью, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Из нее изготавливали домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения.

За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто, так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям.

kb01_2016-73

Бесчисленны поверья и обряды, связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров.

Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Беларуси, Молдавии, Украины, России. Они изготовляли из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки.

Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют в работе с материалом достигать высокого художественного результата.

kb01_2016-72

Удивительные, казалось бы, не сочетаемые, качества соломки: неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами, постигшими тайны соломки, невероятные просторы для творчества. Ими разрабатывались приемы и декор, доселе неведомые в соломоплетении.

Белорусская соломка является своеобразным символом народного искусства Беларуси. Разнообразие и пластичность исходного природного материала позволяет мастерам создавать неповторимые самобытные изделия многообразных форм различного назначения: сувенирно-подарочные, утилитарные изделия, предметы интерьера и др. Соломенные «пауки», кони, птицы, куклы – это не просто образы, каждый из них связан с человеком, создававшим его, соприкасавшимся с ним незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.

Соломоплетение в обрядах белорусов

kb01_2016-70

Различные фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы божества, защитники. Конь – герой многих поверий и сказок – всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-Прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на Земле. Самой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение первого «зажиночного» и последнего «дожиночного» снопов. В большинстве мировых культур вера в Духа урожая, который обитает в зерне и чей дом человек разрушает после того, как собирает урожай, была очень сильна. Известные во многих странах мира плетения в виде клеток, венков были призваны служить временным пристанищем утратившему свой дом Духу поля. В Беларуси эту функцию выполняла «борода» или «божья борода» – украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле.

kb01_2016-75

Подготовка материала

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Пшеничная соломка тоже пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной. Для плетения небольших деталей и декоративной обработки изделий используют овсяную солому, которая имеет красивый желтый оттенок, но недостаточно длинный стебель. Для плетения лучше всего подходит солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Солому просушивают, очищают и вымачивают в горячей воде. После этого она становится податливой и эластичной. В народном искусстве часто использовали окрашенную натуральными красителями соломку: ее кипятили в воде с добавлением луковой шелухи для усиления желтого цвета, шишек ольхи или дубовой коры – для придания коричневого оттенка.

Виды плетения

kb01_2016-74

Различают четыре основных вида плетения: спиральное, прямое, плоские и объемные плетенки. Самым распространенным было спиральное плетение. Этим способом изготавливали короба, емкости для хранения продуктов, одежды, зерна и муки, а также ульи и мебель. Прямое плетение и плоские плетенки использовали как заготовки для соломенных шляп (брылей), корзинок, кошей, шкатулок. Объемными плетенками выплетали преимущественно декоративные предметы. В конце XVIII – начале XIX вв. этот вид плетения использовали в создании церковных интерьеров. Изготовленные из обыкновенного широкодоступного материала соломенные Царские врата в скромном интерьере сельских церквушек выглядели не хуже позолоченных. Царские врата, а также плетеные иконостасные вставки, воссозданные исследователями по сохранившимся образцам XVIII века и выполненные мастером Верой Евгеньевной Солдатовой, находятся в Музейном храме в честь Св. Пророка Иоанна Крестителя.

Инкрустация соломкой

Самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, относятся к XVIII веку. Соломой украшали шкатулки, табакерки, пасхальные яйца. Для инкрустации мастера чаще всего используют ржаную соломку. Ее нарезают квадратиками, ромбиками или полосками, а затем наклеивают на поверхность. Для увеличения контраста между узором из соломки и темным фоном украшенную поверхность покрывают лаком.

Соломенный «Паук»

Самыми загадочными изделиями из соломы являются подвесные соломенные конструкции – «пауки», которые изготавливались ко дню зимнего солнцестояния. Паук с паутиной в мировоззрении наших предков символизировал Создателя и его творение – Вселенную. Видимо, созидательная энергия паука должна была перенестись на будущий урожай: неслучайно колоски для такой подвески выбирались из лучшей части сжатых колосьев. Самая распространенная форма «пауков» – пирамидальная. Говорят, под сенью соломенных пирамидок можно почувствовать необычное умиротворение. «Пауки» в форме шара символизировали солнце, разнообразно декорировались украшениями из соломки, бумаги, семян, перьев. «Паука» вывешивали на самом почетном месте дома – красном углу, над столом. Он медленно вращался в струях теплого воздуха, восходящего от пищи, и отбрасывал тени. Им приписывалась способность собирать в себе негативную энергию. В день весеннего равноденствия «паука», прослужившего всю зиму, обязательно сжигали.

Соломоплетением при наличии желания может заняться любой человек, независимо от возраста и рода деятельности. Для этого необходимо терпение, фантазия и навыки работы с ней.

В городе Минске кружки данного направления есть в следующих учреждениях дополнительного образования детей и молодежи:

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Художественная соломка Белоруссии

Более чем за полувековой период Советской Белоруссии одни виды народного искусства, такие, как праздничная домотканая одежда и узорная набойка по холсту, почти исчезли, другие — вышивка и керамика — продолжают жить, ограничивая сферу своего бытования, третьи — узорное ткачество, резьба, роспись по дереву и полотну, художественная соломка — постоянно обновляются и получают новое рождение.

Традиции белорусского соломоплетения восходят к глубокой древности. В прошлом из соломки изготавливались преимущественно изделия утилитарного назначения — разнообразные емкости для хранения зерна, муки, соли; предметы домашнего обихода— сундуки, «шияны», севеньки, дорожные сумки, кублы; предметы одежды — шляпы, «коробочки» (головной убор), калёшы и многое другое. Приемы плетения выбирались самые простые. Жгуты золотистой соломы переплетались коричневыми прутьями лозы или белыми корнями ели (реже лутом из ореха или вяза, суровыми нитками), придававшими изделиям не только прочность, но и красоту архитектонично-четких и ясных форм. Художественная выразительность достигалась за счет декоративных возможностей самого материала.

Но, пожалуй, наиболее ярко и многообразно проявились художественные качества соломки в изделиях традиционно-обрядового характера: птицах и «пауках», конструкциях, которые подвешивали к потолку в красном углу избы, в церковных царских вратах. Именно царские врата из деревень Лемешевичи Пинского и Вавуличи Дрогичинского районов — вершина творчества белорусских народных мастеров соломоплетения XVIII— XIX веков. Здесь применен оригинальный, неожиданный и очень смелый прием — главная деталь резного деревянного иконостаса с иконами заменена ажурной декоративной перегородкой соломенного орнамента, состоящего из кругов, ромбов, крестиков. Прием, среди других европейских народов не отмеченный. Еще никто и никогда не использовал простую ржаную соломку в архитектурных целях и в подобных масштабах.

Обычная, но искусно выплетенная соломка в скромном интерьере сельской церквушки даже при тусклом свете лампады вдруг вспыхивала, искрилась, сверкала, словно само солнце-золото снизошло в храм людской, возвращая людям радость и тепло их труда.

Особой ажурностью и филигранностью узоров отличаются врата из Лемешевич (XVII век). Композиционное построение традиционно: две створки с полукруглым верхом покрывались жгутами витой плетенки, делившими каждую из них на две части. В центре полученных прямоугольников компоновались два разработанных узорчатых круга — своего рода символов солнца. Каждый круг образовывался из по-особому выплетенных круглых жгутов и плоско-сплетенных ромбиков различной величины. В центре кругов помещался слегка выпуклый плоско выплетенный ромб, обведенный жгутом круглой плетенки. От него расходились словно лучи, цепляясь углами, пары мелких ромбиков. Ромбы различной величины — основной орнаментальный мотив врат. Они везде. Как крупинки зерна в ювелирных изделиях древних мастеров маленькие ромбы осыпают большие, объемные жгуты круглой соломки. То как чеканные золотые пластины с цветными вкраплениями эмали выстраиваются они в ряды, которые разграничивают основные узорчатые части композиции, подчеркивая конструкцию и силуэт врат.

Единственным креплением и основанием ромбов, как и композиции в целом, являются тонкие прутики лозы и нитки. Не пользуясь никакими инструментами, чуткие руки народных мастеров из коротких (около 20 см), но равных по толщине соломинок создавали необычайно ажурные композиции, вспыхивающие при малейшем лучике света. Точно рассчитывая угол падения света, делая поверхность врат рельефной с мелкими вставками (инкрустацией) голубого, красного полотна или бархата, мастера умели извлекать отличные живописные эффекты из особенностей соломки.

Искусство современного белорусского соломоплетения развивается как в виде домашнего художественного творчества, так и в виде художественных промыслов Управления художественной промышленности и Художественного фонда БССР. Оно продолжает традицию, выработанную многовековым коллективным творчеством, и вместе с тем обладает новыми чертами, привнесенными индивидуальным творчеством таких известных мастеров, как Гаврилюк В. И., Головацкая Л. Г., Кулак М. В., Русакович М. П., Ланцевич Я. Н., Артеменко Е. Г., Романюк А. Л. и другие. Многие их работы экспонировались на республиканских, всесоюзных, международных выставках и отмечены дипломами и медалями. Вера Ильинична Гаврилюк (р. 1901)—одна из старейших мастериц. Родилась и выросла в крестьянской семье, в удивительно живописном и таинственном уголке — Беловежской Пуще, в селе Высокое Каменецкого района Брестской области. С детства полюбила она незамысловатые соломенные куклы, фантастических птиц и «пауков». Хорошо зная жизненный уклад белорусской деревни, ее песни, обычаи и обряды, Вера Ильинична наполняет свои композиции персонажами народных сказок; животными, обитателями Беловежской Пущи; создает образы ушедшего крестьянского быта. Красочными и нарядными выглядят композиции «Колядки» (старинный обычай колядования), «Старинная белорусская свадьба», «Левон и Левониха» (персонажи популярного белорусского танца «Левониха») и многие другие. В создании сложных композиционных групп она использует не только разнообразные способы плетения, но и колосья, соломку в сочетании с цветными нитками, тканью, берестой.

Наибольшей декоративной выразительности достигла Гаврилюк в создании фигурок зверей, птиц, бабочек, «пауков». В них она в полной мере раскрывает природную красоту самого материала, преобразуя его, делая драгоценным. Обычно туловище лошадок она создает из прямых соломок в виде снопиков, перевязанных в нескольких местах желтой ниткой, а гриву и хвост— из пышных, веерообразно собранных колосьев или из прямо торчащих соломинок, что прекрасно согласуется с природой соломки. Именно эта художественная условность — комбинирование элементов, сложенных из прямой соломки, — унаследована мастерицей от традиционного бытового плетения. Гаврилюк активно сотрудничает с Брестской фабрикой художественных изделий. Декоративные фигурки, разработанные ею, широко тиражируются здесь как сувениры. Несмотря на преклонный возраст, Вера Ильинична активно пропагандирует свое искусство на выставках, по телевидению и радио, участвует во всех республиканских и областных семинарах и конференциях. Она ведет множество кружков детского художественного творчества, имеет много талантливых последователей. Ее дочь Т. П. Агафоненко, мастер-надомник Художественного фонда БССР, выполнила ряд интересных заказов для Италии, Испании, Венгрии, Чехословакии, участвовала в оформлении общественных интерьеров Минска и Потсдама. Внучка Т. А. Павловская окончила прикладное отделение Белорусского театрально-художественного института и успешно разрабатывает эталоны соломенных сувениров в научно-экспериментальной лаборатории Управления художественной промышленности БССР.

Талантливой мастерицей соломоплетения в республике является также Лидия Григорьевна Головацкая. Когда в начале 70-х годов цех ручного узорного ткачества при художественно-производственном комбинате Художественного фонда БССР был ликвидирован, Агафоненко предложила Головацкой заняться соломкой. Попробовала, кое-что получилось. Сейчас Лидия Григорьевна с улыбкой вспоминает эти мучительные месяцы раздумий и волнений, но тогда. Это был выбор. «Сердцу не прикажешь,— добавляет она, — учуяло теплоту янтарного солнца и не смогло отпустить меня». Сегодня Головацкая не представляет свою жизнь без искусства художественной соломки. Как истинный народный мастер, она вся в своем творчестве, а ее изделия —внутренняя потребность. Она постоянно ищет, фантазирует, находит бесконечное разнообразие пластических качеств соломки.

Чтобы обычная соломка заговорила языком пластических форм, заиграла всеми переливами золотистого цвета, необходим длительный процесс ее заготовки и обработки.

Вначале осторожно жнут серпом, чтобы не поломать, затем режут от коленца до коленца, одновременно сортируя по толщине, связывают в небольшие пучки. Затем соломка запаривается кипятком или горячей водой, после чего она становится мягкой, эластичной и пригодной для плетения. Плетение производят по-разному. Например, жгуты круглой соломки, часто используемые для шкатулок, плетут по проволочному каркасу, а пучки прямой соломки просто перевязывают через определенные интервалы ниткой под цвет соломы. После высыхания по мере надобности дополнительно украшают изделие.

Фантазия мастера неисчерпаема. Казалось бы, при заметном однообразии изделий — фантастические птицы, павлины, буслы (аисты), козлята — Головацкая каждый раз находит новые композиционные решения. Загадочно-фантастические птицы то игриво поблескивают круглой плетенкой, то вспыхивают, переливаются, сверкают вроде граненого кристалла косыми срезами упругой соломки. Чтобы так увидеть красоту простой соломки в образе птицы, одним золотистым цветом передать зрителю воздушность и обаяние образа, нужны абсолютный вкус, виртуозная техника. Мастерица никогда не вводит в свои композиции, как это часто делает Гаврилюк, другие материалы. Компонуя плетеную, крученую, дробленую соломку с прямой соломкой, колосьями или коленцами, она добивается большого фактурного разнообразия и светотеневой игры, поэтому о монотонности цвета нет и речи.


Головацкая в основном выполняет две группы соломенных скульптурок. Маленькие, около 10—15 сантиметров высотой, фигурки-игрушки и крупные, около 30—90 сантиметров, декоративные скульптуры. Маленькие фигурки плетет быстро и упрощенно, выявляя декоративную ритмичность силуэта. Природные качества материала здесь выступают открыто и натурально. Обычный пучок соломы, перевязанный в нескольких местах и согнутый по концам, превращается в лошадку, козленка, аиста и так далее.

Фактически здесь сам материал диктует форму и требует от мастера исключительной творческой интуиции. Непосредственность исполнения придает этому ряду фигурок выразительность, может быть, большую, чем тем торжественным и нарядным, которые обычно изготовляет мастерица для музеев и выставок. Как настоящая народная игрушка, образцы мелкой пластики согреты юмором, полны простосердечия и наивности.

Несколько иначе подходит Головацкая к «поведению» соломки в крупных изделиях. В них она демонстрирует виртуозные технические приемы и способы декорировки. Часто сочетает прямую соломку с колосьями, аппликацией и плетением. Кроме витушки, туловище посыпается «сечкой» — мелко нарезанной соломкой, фактуру оперения птиц имитируют маленькие пучки раздробленной или косо срезанной соломы. Длинные стебли — перья хвостов, усыпаются пушистыми кружками «глазков» из раздробленной соломки или заполняются коленцами. Весьма эффектны новые приемы украшения хвостов птиц — зубчатая плоско сплетенная или прямая с частыми перевязями соломка.


Выразительность композиции построена на гармонии цвета и фактуры материала. Благодаря исключительной осязаемости художественных качеств соломки, ее структуры, мастерица создает произведения большой гармонической завершенности. Художественно-пластические качества соломки — легкость, упругость, жесткость, воспринимаемые не только глазом, но и касанием пальцев, подсказывают идею. Материал дает творческий заряд мастеру, определяет образ и форму. Как пальцы народного резчика или гончара, касаясь ствола дерева или теста глины, нащупывают творческой интуицией спрятанные художественные импульсы фактур, так и пальцы Головацкой находят в соломке ее богатые выразительные возможности.

Удачей Головацкой являются также сплетенные из соломки головы народных типажей для манекенов традиционной национальной одежды, экспонируемой в Музее народных художественных промыслов Белоруссии в Заславле. Здесь мастерица исходила из принципов плетения, которыми руководствовались народные мастера в начале XX века при изготовлении образов персонажей рождественских празднеств.

По-своему развиваются традиции народной соломки в творчестве мастеров, постоянно живущих в сельской местности. К новогодним праздникам во многих деревнях Гродненщины и Витебщины женщины пожилого возраста делают традиционных птиц и «пауков», сундуки («куфэрки») и шкатулки. Птицы Г. И. Ермакович из деревни Заозерье Глубокского района Витебской области впечатляют предельной простотой формы, продиктованной пластическими качествами соломки. Их нельзя поставить на плоскость, у них четко выражены грани крыльев, туловища, в силуэте преобладают горизонтальные линии. Они подвешиваются к потолку крестьянской избы или дополняют украшение «паука». Такие птицы связаны с древней традицией, ибо постоянно фигурировали в верованиях и обрядах белорусов. Например, в представлениях белорусского крестьянина млечный путь — это «птушачая дорога» (птичья дорога), по которой птицы летят на зиму в «вырай» (на юг).


Особенно широко используется плоскораспрямленная соломка в аппликации и инкрустации. Даже трудно перечесть все изделия, изготовляемые народными мастерами белорусской деревни. Но наиболее самобытно и творчески многообразно это искусство выразилось в оформлении рамок для фотографий и «дыванов» (ковров). Например, в деревне Рухово Стародорожского района Минской области целая группа женщин занимается изготовлением соломенных ковров. Почти в каждом доме этой и окрестных деревень можно встретить такие ковры над кроватями, на видных местах стен крестьянской избы. Не фабричным и даже не домотканым коврам, более утилитарным и долговечным, отдают предпочтение местные жители. И на вопрос, зачем нужно тратить столько времени на соломку, отвечают просто: «Это красивее, веселее». Причин этого предпочтения много, и цель данной статьи не в раскрытии их, а в доказательстве живучести и преемственности традиций художественной соломки в современном быту, в неиссякаемости творческих способностей и эстетических потребностей жителей села в ручных изделиях.

Композиционное и орнаментальное решение руховских соломенных ковров близко к решению узорнотканых ковров, но главный, центральный мотив, заключенный в венок цветов, тот же, что и в рассмотренной соломенной скульптуре. Стилизованные птицы или звери, обращенные друг к другу головами, восседают на ветках фантастических растений, вокруг которых— узорочье звезд, цветов, листьев. Все это вырезается из плоской соломки и наклеивается на черную льняную или хлопчатобумажную ткань, натянутую на прямоугольный подрамник.


Простота, особое чутье ритмики соломенного узора свойственно работам К. М. Русакович. Ее ковры обладают исключительной цельностью. Птицы или зверюшки в центре ковра напоминают не столько декоративную соломенную пластику, сколько резьбу «вильчаков» (охлопней крестьянских домов) или фигуры, украшавшие в прошлом местные ковши и солонки.

Сегодня, кроме однотонных золотистых, руховские мастерицы К. М. Русакович, Н. М. Пилюк, М. М. Русакович и другие делают полихромные ковры. Соломку красят в яркие цвета: зеленый, желтый, красный, добавляют золотистую фольгу, белую бумагу. Эти ковры во многом теряют ту привлекательность и рукотворность, которая характерна для неокрашенных ковров. В них появились черты жанровости, они выглядят несколько пестро, а подчас и крикливо.

Искусство белорусской соломки находится сейчас на новом этапе своего развития и продолжает традиции крестьянского искусства прошлого, хотя и перестает создаваться исключительно сельскими мастерами. Наряду с мастерами, прошедшими школу традиционного соломоплетения и аппликаций с детства, здесь работают мастера, получившие навыки в среднем возрасте в городе. Наблюдается усиление декоративного начала, тяготение к сюжету, к чисто декоративным формам. Меняется ассортимент соломенных изделий, круг сюжетов и образов не только в творчестве разных мастеров, но и в работах одного и того же мастера. Многое зависит от места, где живет мастер (город или деревня), условий труда, возраста. Традиция художественной соломки живет и заметно развивается.

О.А. Лобачевская - Плетение из соломки [2000, PDF]

Описание:
Книга является первым полным изданием по искусству плетения из соломки. В ней собран и обобщен опыт многих народов, знакомых с этим видом художественного ремесла. В пособии представлены основные традиционные виды плетений. Приведены способы выполнения соломенных игрушек и декоративной скульптуры, подвесных конструкций "пауков". Схемы с подробными описаниями позволят каждому самостоятельно освоить школу ремесла. Книга богато иллюстрирована произведениями мастеров соломоплетения Белоруссии.

Схемы по технике соломоплетения являются авторскими разработками О.А.Лобачевской и Н.М.Кузнецовой.
Художник: Надежда Ильенко
Фото: Георгий Лихтарович


    1. Если у вас еще не установлена программа uTorrent (рекомендуемая версия программы uTorrent 1.8.2), скачиваем и устанавливаем:


2. Копируем ссылку в буфер обмена (если ссылку "разрезало" на несколько строк, нужно её "склеить" обратно, чтобы ссылка выглядела также как на образце):


3. Запускаем uTorrent:


4. Нажимаем на кнопку с глобусом и плюсом на верхней панели uTorrent:


5. Вставляем ссылку в открывшееся окно, если она еще не вставилась сама, и жмем OK:

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».

Категория: Рукоделие Теги: Беларусь Автор: Лобачевская Ольга

Здравствуйте, уважаемый читатель! Спасибо Вам, что выбрали именно эту книгу для освоения плетения корзин из ивовой лозы. Ни секунды не сомневаюсь, что ваши ожидания будут полностью оправданы. И вы создадите свою первую корзину в самом ближайшем времени, пользуясь данной книгой, как руководством.

Архаичный способ создания текстиля - sprang, бытовавший на обширных территориях в древности, в настоящее время мало известен специалистам в области истории текстиля и костюма.

Это обмен знаниями и умениями мастеров Архангельской области. Плетём на руках пояса. Способы «на пальце», «дерганье», «классическое плетение». Пояса, украшения из шерстяных нитей.

Работа с кожей. Лакирование кожи, обработка. Подготовка старой кожи для поделок. Примеры плетения корзин, изготовление заколок, панно, брошей, обложек для книг, рамок для картин. Ажурные вазы, модные рюкзаки. Этапы работы.

В книге на основе публикаций о русских народных инструментах и многолетнего опыта автора описаны способы и приемы изготовления духовых, струнных и ударных музыкальных инструментов: свирелей, жалеек, гуслей и др. Описания и чертежи позволяют мастерить их из самых разнообразных материалов (дерева,

Читайте также: