Плетение как вид декоративно прикладного искусства

Обновлено: 07.05.2024

фёдоровский городок в царском селе. Фео́доровский городо́к —Дома для.

"Магический дудук" - 20 музыкальных произведений. *** Дождитесь загрузки плеера***

Королева Великобритании Елизавета Вторая здравствует и поныне, то и дело меняя вереницы платьев, .

Рубиновая паюра королевы Баварии Терезы Эссенская "детская" корона.

Кто такая Мария Дульиоли Барберини? Итальянка, родная племянница 235-го папы римского Урбана VIII.

-Ссылки

-Фотоальбом

Тайланд 19:10 27.11.2014 Фотографий: 3 архитектура и пейзаж 12:51 26.05.2014 Фотографий: 11 природа и пейзаж 17:49 16.11.2011 Фотографий: 11

-Всегда под рукой

-Поиск по дневнику

-Приложения

  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

Виды декоративно-прикладного искусства



Шитьё — создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.

Цветоделие — изготовление женских украшений из ткани в виде цветов

Пэчворк (шитье из лоскутков), лоскутное одеяло — лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани.


Аппликация — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.


Стёганые изделия, квилтинг — прошитые насквозь два куска ткани и положенный между ними слой ватина или ваты.

Вышивание — искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.


Вязание — процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.

Художественная обработка кожи — изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.

Ткачество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел.

Ковроткачество — производство ковров.

Выжигание (пирография) — на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок.

Выжигание по дереву


Выжигание по ткани (гильоширование) — техника рукоделия, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.


Горячее тиснение — технология художественной маркировки продукции методом горячего тиснения.


Обработка древесины кислотами

Художественная резьба — один из древнейших и широко распространенных видов обработки материалов.

Резьба по камню — процесс формирования нужной формы, который осуществляется посредством сверления, полировки, шлифовки, распиловки, гравировки и т. д.

Резьба по кости — вид декоративно-прикладного искусства.


Резьба по дереву

Рисование по фарфору, стеклу


Мозаика — формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.


Витраж — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.



Декупаж — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.


Лепка, скульптура, керамическая флористика — придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов.

Плетение — способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.


Бамбук — плетение из бамбука.

Берёста — плетение из верхней коры березы.

Бисер, бисероплетение — создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется, бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.


Корзина

Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток.

Макраме — техника узелкового плетения.

Лоза— ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения.

Циновка — плетение настила настил из какого-либо грубого материала, циновка, рогожа.

Роспись:
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Полхов-Майданская роспись — производство расписных токарных изделий — матрёшек, пасхальных яиц, грибов, солонок, кубков, поставок — щедро украшенных сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Мезенская роспись по дереву — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин.


Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов.

Семёновская роспись — изготовление деревянной игрушки с росписью.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода


Витражная роспись — ручная роспись по стеклу, имитация витража.


Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

Холодный батик — техника росписи по ткани использует специальный резервирующий состав холодным.

Горячий батик — узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ.

Скрапбукинг — оформление фотоальбомов


Лепка из глины — создание форм и предметов из глины. Можно лепить с помощью гончарного круга или руками.

Фигура-обманка (картина, вырезанная из доски)- в форме человеческой фигуры или домашнего животного, нарисованное на тонкой деревянной панели, а затем вырезанное.

Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных и гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.

ВложениеРазмер
dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo_i_ego_vidy.pptx 2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Декоративно-прикладное творчество и его виды

Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных и гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи , лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.

С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.

Появились такие техники плетения, как лозоплетение , плетение из бересты и камыша, фриволите , узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение , ганутель , кольчужное плетение , плетение сеток (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов). Ганутель Кольчужное плетение

Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.

Фриволите — это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево специальным челноком.

Ганутель — эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря . В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими .

Бисероплетение , как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Х в. начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров, а также и другие изящные вещицы.

Плетение кружева на коклюшках. В России до сих пор известны — Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы.

Макраме (от арабск . — тесьма, бахрома, кружево или от турецк . — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения. Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.

Материал для плетения Плести можно из любой нити, веревки или шнура. Материалом могут быть различные растительные волокна, полоски кожи, леска, мочалка, сизаль, жгут, шпагат, тонкая проволока с любым покрытием.

Маски Венеции. Маски комедии дель арте Маски Венеции. Маски комедии дель арте Комедия дель арте .

Окрошка в ледяной чаше В жаркий летний день нет ничего лучше хорошей .

Latviešu tautiskie dūraiņu raksti - (Латышские народные орнаменты) варежки .

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Плетение как вид искусства

00 (700x525, 406Kb)

1 (640x426, 148Kb)

Плетение — искусство древнее, как человеческий род. Наверное, человек не может не плести: с древнейших времён плели в Африке и в Азии, в Европе и в Австралии, в Южной и Северной Америке.

Плели из камыша и верёвок, ивовой лозы и ротанга, бамбука и тростника, а теперь, к списку возможных материалов добавились синтетические ленты.

Наблюдая за тем, как дети опустошают одуванчиковые поляны и возятся с венками, терпеливо делают бумажные коврики и верёвочных кукол, начинаешь подозревать, что интерес к плетению у человека глубоко архетипичен.

Самыми старыми из найденных плетёных вещей являются египетские и ближневосточные находки: например, в гробнице Тутанхамона обнаружены два отлично сохранившихся плетёных стула.

2 (640x480, 140Kb)

4 (700x525, 187Kb)

6 (640x457, 303Kb)

Мебель и домашняя утварь из лозы и корней деревьев вовсю использовалась в Древнем Риме — и в домах простолюдинов, и в домах патрициев, а уж они-то были известными ценителями изящества и комфорта!

Из виноградной лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали лёгкие и прочные боевые щиты. Но это — лишь два-три примера из истории.

На самом деле, список применений лозы очень велик, а для начала, стоит рассказать о том, что такое ивовая лоза и где её берут

Ива — это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе распространено больше ста её видов, но, для плетения, подходят далеко не все.

Самые ценные именуются так: белотал, краснотал, козья ива и чернотал, или по-другому — ракитник (да, тот самый «куст ракиты за рекой!»)

7 (600x429, 139Kb)

9 (700x525, 198Kb)

10 (522x642, 280Kb)

Князь Голицын, воодушевлённый впечатлениями от поездки по Европе, создал в своём поместье мастерскую, в которой плели мебель и корзины из очищенного ивового прута.

Проходят десятилетия, технологии совершенствуются, плетёные вещи становятся сложнее, изящнее.

В конце 19-го века в России появляется множество ремесленных школ, которые активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами.

11 (700x525, 218Kb)

12 (700x525, 354Kb)

Вслед за французами, русские мастера отбеливают, окрашивают, и даже золотят и серебрят лозу. Приходит мода на корзинки, расписанные масляными красками.

В начале 20-го века в России из лозы плели всевозможную мебель (стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки), газетницы, коляски, дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), сани, корзинки, детские качели и игрушки.

Широта ассортимента плетёных вещей поражала воображение!

До войны в Советском Союзе существовало 800 артелей, объединявших 15 тысяч мастеров-плетельщиков.

13 (600x399, 227Kb)

14 (560x700, 302Kb)

В послевоенные 40-50-е плетение не развивалось: все силы и устремления народа были направлены на создание мощной промышленной державы, и вера в могущество техники стала тотальной.

Поэтому, переселяясь в город, бывшие крестьяне старались позабыть «отсталое прошлое»: оно стало немодным.

И всё же, несмотря на постепенное закрытие большинства мастерских, некоторые местные предприятия никогда не прекращали своей работы.

В 60-80-х их продукция превратилась в престижный дефицит, популярный в среде политиков, богемы и подпольных бизнесменов.

15 (700x700, 225Kb)

Вслед за Европой, а впрочем, и всем цивилизованным миром, Россия «возвращается к корням». Рождается новое поколение «экологических» людей, мыслящих стратегически.

Мы начинаем понимать, что человек не может существовать в отрыве от природы ни на каком из уровней: ни на духовном, ни на физическом, ни на эмоциональном.

18 (700x522, 277Kb)

Наши глаза хотят смотреть, а руки касаться, вещей, сделанных из природных материалов. И многие люди начинают задумываться, прежде чем покупать и вносить в свой дом вещи, сделанные из полиэтилена, целлулоида, пластика или ещё какого-нибудь продукта нефтепереработки.

Ведь, у нас — достойная альтернатива искусственным материалам, подсказанная самой природой и сохранённая русской традицией.

Сейчас плетёная мебель, лёгкая, экологичная, изысканная, вновь покоряет Россию.

Её можно увидеть на картинках каталогов и в витринах салонов, встретить в гостиничном и ресторанном интерьерах, детских садах и даже в офисах.

Плетёные кресла-качалки быстро приживаются в наших квартирах, становясь домашними любимцами. А их собратья охотно заселяют балконы, веранды, чайные домики и прочие «уголки для размышлений».

19 (700x525, 182Kb)


20 (532x399, 166Kb)

Отдыхая на наших любимых плетёных диванах, мы, наверняка, получаем немало целительных токов. Ведь, ещё древние лозоходцы доказали, что лоза — прекрасный проводник земной энергии.

Так, в Древнем Китае участок, выбранный для постройки дома, обследовался с помощью лозы, и дом ставился на месте, где лоза не отклонялась в руках лозоходца.

Когда-то лоза выбирала место для дома, а теперь дом выбирает лозу, дарящую его обитателям душевное равновесие и покой.


Исторические аспекты зарождения лозоплетения

Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде декоративно-прикладного искусства. Наиболее популярными сегодня является плетение из лозы, бамбука, бисероплетение, макраме, плетение из лыка и бересты.

Целью исследования является именно плетение из лозы. Поэтому теоретические и практические аспекты этого вида декоративно-прикладного искусства мы постараемся разобрать подробно.

История возникновения лозоплетения уходит своими корнями в эпоху неолита, когда по свидетельству археологов, в различных частях света люди уже умели плести циновки, сосуды, корзины, сети, силки, верши и другие орудия охоты и рыбалки. Истории известны случаи, когда с помощью плетения возводились стены жилых и хозяйственных построек. Плетение, по существу явилось прародителем ткачества. Самые первые коврики, циновки и одежда, сплетенная из трав, являются прообразом современных тканей.

В Египте корзины умели плести еще в эпоху неолита, закончившуюся, вероятно, около 7000 лет тому назад. Вопрос о плетении корзин в Древнем Египте изучен очень мало как с точки зрения материалов, так и с точки зрения технических приемов. Основным материалом для плетения корзин были листья финиковой пальмы, которые шли и на каркас, и на оплетку. Для более грубой работы употреблялись целые листья, для более тонкой — лист расщепляли на узкие полоски. Несколько реже употреблялись травы и стебли других растений. Эти материалы используются для плетения корзин и по сей день.

В античные времена плетеная мебель сначала была уделом простых ремесленников. Ковры, сундуки и скамьи из тростника и лозы украшали незамысловатый интерьер их жилищ. Знатные римские вельможи вскоре оценили великолепие подобных вещей и стали украшать ими свои усадьбы и дворцы.

В Европе плели в основном из виноградной лозы и ивовых прутьев. В XIX ст. в Париже функционировало целое предприятие по изготовлению плетеных изделий различного назначения, которые пользовались огромным спросом. Их выплетали из тонкой окоренной ивовой лозы и покрывали различными красителями и лаками. Особой популярностью пользовались изделия, покрытые позолотой или серебром. В то же время французские сорта лозы массово экспортировали в Швецию и Германию. В 50–70-е годы XIX века в Западной Пруссии и Баварии разведение лозы становится одним из новых, развивающихся промыслов.

На Руси фактически каждый крестьянин мог сплести корзину, если в том возникала необходимость. Без корзин обходиться было невозможно: в них носили на речку стирать белье, брали с собой в лес либо в дорогу, отправляясь в далекий путь. Долгое время любимым материалом для плетения на Руси были эластичные корни сосны и ели, которые заготавливали на лесоповале, о чем свидетельствуют археологические находки XIII-XV вв.

Прекрасный материал для плетения — дранка из сосны, дуба, другой древесины, орешник, береста и, конечно же, лоза. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, кузова саней и повозок, мебель, детские колыбели, игрушки и посуду. Как у большинства других народов, на Руси самыми распространенными изделиями из лозы были корзины.

Лоза испособы ее заготовки

На самом деле, лоза и ива являются синонимами — это собирательное название для разных видов деревьев и кустарников, прутья которых подходят для плетения. В дело идет и шелюга, и тальник, и ракита, также верба и осокорь. После того, как их ветви обрабатываются специальным способом, они становятся пригодны для дальнейших работ. Самые распространенные материалы корзиночная ива, молодые побеги ветлы, побеги трехтычинковой ивы и корзиночной.

Для того, чтобы сплести какое-либо изделие подходят только одно- или двухлетние прутья растений. Если нужно создать ажурное изящное плетение, срезают побеги в возрасте одного года, причем выбирают их у тех видов ивовых, чьи прутья напоминают шнуры — они длинные и тонкие. Для создания вещей более крупных или каркасов для корзин берут двухлетние ветви. Основные требования, предъявляемые к материалу таковы: тонкость, длина, гибкость, вязкость, прямослойность и хорошее расщепление, когда требуется разъединить прут вдоль волокон. А также оценивается глянцевитость прутьев после снятия с них верхнего слоя — коры.

Заготавливать прутья в период активного роста нельзя. Продолжительность срока весенней и летней заготовки составляет 20–25 дней. Прут, срезанный в этот период, легко очищается от коры без дополнительной обработки.

Срезанные и очищенные от ветвей и листьев прутья сортируют по породам, размеру и качеству. Прутья разделяют по толщине и по длине.

Прутья, срезанные в осенне-зимний период, перед окоркой подвергаются дополнительной обработке, которую проводят холодным и горячим способом.

После окоривания (снятия коры), часть прутьев раскалывают на 2, 3 или 4 части. Из этих расколотых частей изготавливают пластины и ленты путем строгания. Такие ленты идут на обкладки мест креплений, чаще всего в мебельных изделиях.

Стоит отметить, что окоренные прутья обладают высокой влажностью. Поэтому после окорки и раскалывания их надо немедленно сушить. В летнее время года их сушат на открытом воздухе. Для сушки их расстилают на жердевых настилах. Высушенные прутья связывают пучками и сушат на солнце еще 2–3 дня.

Инструменты иприспособления, необходимые для обработки лозы иплетения

Основными инструментами для работы с лозой являются: молоток, острый нож, зажим (щемилка), струг, колунок и специальное большое шило.

Щемилка служит для протягивания прутьев перед снятием с нее коры. При окорке прут надо заложить комлевым концом вперед и пропустить через щемилку несколько больше половины прута.

Для раскалывания прута на три или четыре части применяют приспособление — колунок. Его изготовляют из твердых пород древесины, пластмассы, металла диаметром 25–30 мм, а длиной 6–8 см. Расщепленные части прутьев называют шинами, а расщепленные половинки прутьев называются пластинами.

Струг служит для состругивания сердцевины с расколотых на 2–3-4 части прутьев.

В качестве дополнительных инструментов необходимо иметь секатор, садовый нож, ножовку, лобзик, круглогубцы и другие столярные инструменты, которые часто используют в работе с деревом.

Основные виды плетения

Простое плетение. Прутом плетения огибают поочередно одну стойку спереди, а следующую сзади и так далее до заплетания всего прута. Следующий прут следует надставлять для продолжения плетения сзади стояка, чтобы концы прутьев в месте их сращивания опирались внутри изделия на стояк. В замкнутых контурах изделий (корзины, вазы) наслоение рядов ведется кругообразно, в одном направлении — слева направо, и количество стоек должно быть нечетным, а в плоских изделиях прямоугольной, квадратной формы прут доплетается до край­него стояка, огибает его и заплетается в обратном направлении.

Послойное плетение. В отличие от простого плетения в послойном должно быть такое количество прутьев, сколько имеется стоек. Начинают плетение комлевым концом прута и заплетают его простым плетением через одну стойку, а четыре рядом стоящих стойки слева направо. Прут должен быть немного приподнят. Следующий прут закладывают слева за соседнюю стойку и заплетают аналогично предыдущему Начиная плетение каждого нового прута от нового стояка с левой стороны, доходят до первого. При этом комлевые концы всех прутьев будут заложены внутрь, а вершинные концы будут находиться с наружной стороны. Затем берут любой вершинный конец прута и оплетают им следующую стойку и так продолжают заплетать справа налево все прутья до замыкания плетения.

Плетение рядами. Комлевыми концами коротких прутьев начинают простым плетением через одну стойку заплетать прут на всю длину. Вершинки прутьев не заплетают, оставляют снаружи. Второй прут комлевым концом закладывают за следующую справа от начала плетения стойку и заплетают как первый. Каждый последующий прут закладывают за следующую справа стойку после заплетения предыдущего прута.

Квадратное плетение. Применяется при изготовлении прямоугольных и квадратных корзин. Плетение ведется через два стояка снаружи и за два стояка изнутри и т. д. Плетение первого ряда квадратов начинают комлевыми концами прута и плетут, пока высота выкладываемых рядков не будет равна расстоянию между стояками, т. е. пока не получится квадрат. Первым прутом плетение начинают в одном из углов корзины и заплетают его по всей длине. Вторым прутом начинают плести с правой стороны второго стояка и т. д.

Закончив плетение первого ряда квадратов, начинают второй со следующего стояка вершинными концами, для того чтобы квадраты в рядах ложились, как кирпичи в стене (плетение «шашкой»). При данном плетении количество стоек должно быть нечетным.

Итак, в этой статье мы разобрали основные аспекты лозоплетения, которые помогут лучше узнать этот народный промысел, а может послужат толчком к более глубокому изучению этого вида декоративно-прикладного искусства.

Плетение из лозы с течением времени не теряет своей актуальности. Этот вид декоративно-прикладного искусства претерпел минимальные изменения технологии изготовления с момента зарождения до наших дней.

Декоративность и эстетическая привлекательность плетеных изделий ценится в современном искусстве интерьера, помогает в создании атмосферы тепла и уюта в помещении.

В настоящее время плетение из лозы развивается в сторону поиска новых технологий и материалов, появляются замены классического ивового прута, например, плетение из бумажных трубочек.

Итак, в этой статье мы разобрали основные аспекты лозоплетения, которые помогут лучше узнать этот народный промысел, а может послужат мотивацией к более глубокому изучению этого вида декоративно-прикладного искусства.

  1. Бескодаров А. А. Художественное плетение из ивового прута. — М.: Лесн. пром-сть, 1985. — 64 с., ил.
  2. Донец. Е., Рачков П. Плетение из лозы и лыка. — М.: РАНКО-пресс, 1993. —53 с., ил.
  3. Обухович А. А. Технология плетения изделий бытового и декоративного назначения из лозовых материалов. — М.: Даугавпилс, 1997. — 88с., ил.
  4. Скворцов А. К. Ивы СССР. — М.: Наука, 1968. — 256 с.
  5. Толмачёва Н. А. Плетение из лозы. — М.: АСТ-пресс книга, 2005. —160с., ил.
  6. Козлов В. М. Плетение из ивового прута. — М.: Культура и традиции, 1998. — 348 с., ил.
  7. Денисов Д. С. Петербургская лоза книга первая. — СП.: Иван Федоров, 1997. — 104 с., ил.
  8. Хворостов Д. А. Условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе освоения проектных технологий // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. Серия: гуманитарные и социальные науки. — № 2 (52). — 2013. — с. 337–341.

Основные термины (генерируются автоматически): прут, плетение, декоративно-прикладное искусство, простое плетение, лоза, стойка, стояк, глубокое изучение, дополнительная обработка, комлевый конец.

Макраме (от арабского مقرمة (миграма) — «тесьма, кружево») — техника узелкового плетения, с помощью которой художник из разнообразных мягких материалов делает прочные и жесткие конструкции. Кроме того, макраме является разновидностью декоративно-прикладного искусства, широко применяемой для изготовления предметов быта, а также украшения элементов гардероба и интерьера.

Макраме. Декоративная круглая подушка

Макраме — это также общепринятое название всевозможных готовых изделий, созданных на основе техники узелкового плетения из веревок, лески, тесьмы или нитей. Размеры этих предметов могут варьироваться в диапазоне от нескольких сантиметров до десяти и более метров.

Макраме. Браслеты на руку

Особенности техники и сфера применения макраме

В макраме используется 6 основных видов плетения и более сотни разнообразных узлов. Чаще всего основой для изготовления предметов быта и декора служат шнуры из хлопка, льна, конопли или синтетических материалов. Помимо этого, для плетения также подходят тонкие полоски кожи, бумажный шпагат и пряжа.

Макраме. Декор в виде звезды

В мировой культуре есть немало случаев оригинального применения этой техники. Например, американские индейцы задолго до прибытия первых европейцев изобрели «кипу» — узелковое письмо, которое они использовали для передачи информации, ведения подсчетов и в качестве календаря. В Древнем Вавилоне шнуры с завязанными узлами служили частью магических ритуалов жрецов, а в Китае с их помощью чиновники вели деловые записи.

Макраме. Декоративная решетка на окне

И все же, основной сферой применения узелкового плетения по праву считается декоративно-прикладное искусство. Чаще всего макраме используется для изготовления:

  • гамаков и абажуров для светильников;
  • браслетов и ожерелий;
  • скатертей и занавесок;
  • салфеток и подвесных кашпо;
  • сумочек и поясов;
  • шарфов и шалей;
  • покрывал и настенных ковров;
  • знаков отличия и украшения униформы (аксельбантов);
  • головных уборов и элементов одежды;
  • рукояток для ножей и лошадиной упряжи.

Макраме. Декоративное панно

История макраме

История макраме глубоко уходит корнями в прошлое. Огромное количество оригинальных предметов быта и декора, созданных с помощью узелкового плетения, было найдено во время археологических раскопок в разных уголках Земли. Самые ранние образцы датируются эпохой каменного века, а их возраст исчисляется десятками тысяч лет.

Макраме. Образец кипу — узелкового письма индейцев Америки

В Древнем Вавилоне макраме использовали для изготовления искусной бахромы к костюмам знати, о чем наглядно свидетельствуют многие сохранившиеся статуи той эпохи. Унаследовавшие от вавилонян ремесло художественного плетения арабы нашли ему другое применение. Они завязывали разными узлами края выделанных вручную тканей, повышая таким образом их прочность и улучшая внешний вид покрывал, полотенец и салфеток.

Макраме. Ремни, изготовленные мексиканскими мастерами макраме

В христианскую Европу макраме попало двумя основными путями — благодаря крестовым походам и в результате завоевания маврами Пиренейского полуострова. Оригинальная техника плетения сначала приобрела популярность в Испании и Италии, а затем распространилась по остальным европейским странам.

Макраме. Рукоятка для ножа

Огромную роль в продвижении искусства макраме сыграли моряки. Многие матросы во время длительных плаваний занимались изготовлением нехитрых плетеных предметов из подручных средств (веревок и шпагата), постепенно оттачивая свое мастерство. По прибытию в очередной порт новоявленные художники продавали свои поделки местным жителям и делились с ними секретами ремесла.

Макраме. Подставка для скатерти

Пик популярности макраме пришелся на XIX век, когда накануне промышленной революции эта техника оказалась широко востребованной в Англии. Узелковое плетение стало модным увлечением в среде небогатых слоев населения — ремесленников, мелких торговцев и рабочих. Женщины с удовольствием делали из веревок и шнуров скатерти, шторы и прочие предметы быта для дома. Но эта мода быстро прошла после того, как на рынке появились новые качественные и доступные ткани разных расцветок, изготовленные на новейших ткацких станках.

Макраме. Подвесное кресло-гамак

Последний массовый всплеск интереса к макраме наблюдался в 70-х годах ХХ века. В течение последующего десятилетия снова появилась мода на плетеные изделия в странах Европы и США, но это оказалось временным явлением. Сегодня макраме не пользуется особым спросом у покупателей, но эта интересная техника прикладного искусства все же продолжает жить благодаря усилиям небольшого количества энтузиастов.

Читайте также: