Плетение косичек технология 4 класс

Обновлено: 25.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Буинска РТ

Т ВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ

На тему:
« Причёски нашего времени »

Шайдуллина Л.Х.

Учитель технологии

Г. Буинска
2016 год

Содержание.

Обоснование возникающей проблемы.

Схема обдумывания.

Банк идей.

Производств. Технологии

Аксессуары для создания косичек.

Творение

Экономическое обоснование.

За косичками очень легко ухаживать.

Исторические сведения.

Правила безопасности во время работы.

Литература.

ВИЗИТКА

Заключение

1. Обоснование возникающей проблемы.

ПРИЧЁСКИ НАШЕГО ВРЕМИНИ.

В настоящее время, в образе каждого человека очень важную роль играют внешние данные. Психологами доказано, что первое, самое стойкое впечатление о человеке формируется нами на 45% из оценки внешности. Одну из ведущих ролей во внешности играет причёска. Прическа кардинально влияет на стиль, и, как следствие, на поведение человека, на его самооценку, на оценку его положения в обществе.

Поскольку прическа – доминирующий фактор нашего внешнего облика и через нее мы пытаемся донести до окружающих некий эмоциональный посыл, то мы всегда будем стараться придать прическе самый лучший вид.

Что такое прическа? Это, конечно же, убранные должным образом волосы на голове. За всю историю прически с волосами творили невероятные вещи: их стригли, выщипывали, выпрямляли, завивали, заплетали в косы, красили разными специальными растворами и просто украшали. Все это делалось ради того, чтобы выглядеть модно и современно.

hello_html_m7c4f381f.jpg

3

2.Схема обдумывания .

Какие виды косичек можно заплести?

Самый первый вид косички, которую с лёгкостью можно заплести – это классическая коса. Чтобы её заплести, нужно собрать волосы в хвост, разделить его на 3 пряди одинаковые по размеру и поочерёдно, то правую, то левую перекрещивать с прядью, находящейся посередине. Длина косы зависит от Вашего личного желания. Косу можно заплести до конца или оставить небольшой хвостик из распущенных волос.

hello_html_582ee8fa.jpg

Можно заплести и швейцарскую косу, способ её плетения такой же, как и классической, только при этом каждую прядь необходимо закручивать жгутом. Во время плетения их нужно придерживать, чтобы они не раскрутились.

Немного сложнее, но не менее красиво будет выглядеть и косичка «колосок». Для того чтобы её заплести, волосы зачешите назад, затем отделите справа и слева по тонкой пряди. После чего перекрестите их, при этом левая прядь должна оказаться сверху. То же самое сделайте и с правой стороны. Косу плетите до необходимой длины, после чего закрепите её. При плетении пряди необходимо делать тугими, чтобы коса не распалась и выглядела красиво.

hello_html_mac65adb.jpg

Коса во французском стиле подойдёт девушкам и не обладающим длинными волосами. Возьмите на макушке прядь средней толщины и разделите её на 3. Сделайте 3 плетения, как у классической косы, затем с правой части из свободных волос возьмите тонкую прядь и присоедините её к правой пряди волос, перебросив через ту, что находится посередине. Слева сделайте точно также. Плетите косу аналогично до самого конца, добавляя пряди свободных волос с каждой стороны.

hello_html_2baadaac.jpg

5

Французскую косу можно заплести и по бокам. Достаточно разделить волосы на две одинаковые части и начинать плести французскую косу из каждого хвостика, добавляя свободные волосы к прядям, до затылка. После того как обе косы будут готовы, волосы нужно скрепить и заплести дальше уже классическую или швейцарскую косу. Снизу получившуюся косу закрепить красивым зажимом или резинкой.

hello_html_m525fc375.jpg

hello_html_m2a7aec60.jpg

Дома можно создать и корону из косы. Для этого перед ушами соберите пряди и сделайте из них 2 косички. Закрепите каждую резинкой и затем соедините на затылке. Закрепляя косички, выберите такие зажимы, которые скроют их хвостики. Это могут быть заколки с цветами красивыми фигурками. 6

Чтобы сделать косу из 4-х прядей, волосы расчешите и соберите на затылке. Затем разделите на одинаковые 4 пряди. Запомните, что правая крайняя прядь будет под номером 1, остальные по порядку. Возьмите крайнюю правую прядь и положите её на вторую. Четвёртую на третью, а третью – на первую и вторую, и продолжая так же плести, создайте косу нужной длины.

hello_html_m400cca79.jpg

hello_html_6a6f88cf.jpg

Другим необычным вариантом станет и коса «рыбий хвост». Для её плетения волосы расчешите и зачешите назад. С правого и левого виска возьмите по тонкой пряди волос, перекрестив их на затылке. Место скрещения придержите пальцем, и возьмите слева ещё одну прядь, положив её сверху. После этого возьмите прядь справа и тоже положите сверху. Таким же образом продолжайте плести, пока не закончите. Украсьте косу стразами для волос или красивым большим цветком.

hello_html_m677039f5.jpg

Можно сделать очень оригинальную косу из 5 прядей. Волосы зачешите и разделите на 5 прядей одинаковых по размеру. Для удобства обозначьте их номерами. Первую прядь положите на вторую, третью - на первую, пятую – на четвёртую, первую проведите над пятой. Пряди хорошо затягивайте и сохраняйте такой же алгоритм.

hello_html_m8ba10ad.jpg

Необыкновенно выглядит и французская коса перевёрнутая. Чтобы её заплести, волосы зачешите назад, разделите их на 3 ровные пряди. Сначала под центральной прядью проведите левую, а потом влево правую прядь. Вместе с левой прядью, захватите немного свободных волос и опять проведите под центральной. То же самое сделайте и с правой прядью. Главным отличием такого способа является то, что крайнюю прядь проводят не над центральной прядью, а под ней. 8

3. Банк идей.

Для любого праздника подойдёт коса, которая меняет направление. Плетение такой косы достаточно простое. Нужно взять с правой стороны у виска прядь волос и заплести классическую косу. К каждому плетению, добавляя с левой стороны новые пряди. Плетение косички заканчивается у левого уха, после чего направление косички меняется, и новые пряди нужно вплетать уже с правой стороны.

Хорошим вариантом для праздника станет и коса с двумя плетениями. Волосы нужно разделить ото лба через макушку на прямой пробор. Косички плести из 3-х прядок с 2-х сторон, после чего косы соединить шпильками. Такую косичку лучше украсить серебристыми стразами или цветами.

Сегодня коса, как и много лет назад – это настоящее украшение – милое, очаровательное, завораживающее и сексуальное. На первый взгляд может показаться, что коса из 5 прядей плетется очень и очень сложно. Но стоит набраться терпения, приложить немного усилий, потренироваться, и вы легко и за считанные минуты сможете создавать восхитительную прическу, которая будет привлекать внимание окружающих

ВложениеРазмер
открытое занятие 19 КБ
технология плетение косичек из 5 прядей 1.61 МБ
история кос 2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Центр компетенций «Импульс» г. Усть-Лабинска

муниципального образования Усть-Лабинский район

по теме: «Современные техники плетения

косы из пяти прядей»

педагог дополнительного образования

Гуржиянц Людмила Юрьевна

Тема: «Современные техники плетения косы из пяти прядей»

Цель: Расширение кругозора обучающихся в мире причесок и современных тенденций плетения косичек.

1. Познакомить обучающих с историей появления косичек.

2. Научить обучающих технике плетения кос.

3. Развивать умение воплощать свои творческие ассоциации в разных техниках плетение косичек.

4. Развивать умение создавать из косичек прически.

5. Воспитывать интерес к занятиям по стилистики.

Тип учебного занятия: комбинированный

Форма проведения занятия: мастер-класс

Время занятия: 45 минут

Участники занятия: учащиеся общеобразовательных школ 1-го года обучения

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, эвристический,

демонстрационный, практический, метод мотивации и стимулирования.

Педагогические технологии: проектная деятельность, педагогика сотрудничества

Методическое обеспечение занятия: Презентация «история косичек».

Оборудование: мультимедийное оборудование.

1. Работа с литературой.

2. Работа с Интернет сайтами.

3. Подбор иллюстраций.

4. Оформление слайдовой презентации.

5. Написание конспекта.

Ход учебного занятия

I. Организационный момент занятия

Педагог: У нас сегодня мастер-класс «Современные техники плетения косы из пяти прядей ». В программе мастер-класса:

  • Историческая справка о появлении профессии парикмахера.
  • Появление косичек в истории (презентация).
  • Рекомендации по уходу за волосами.
  • Современные техники плетения косы из пяти прядей.

II. Основная часть занятия

Педагог: А знаете ли вы кто такие парикмахеры?

Обучающиеся: отвечают на вопрос.

Педагог: Сейчас я вам немного напомню, кто же такие парикмахеры и откуда они появились?

Педагог : История парикмахерского искусства насчитывает тысячелетия. Как ни странно, прическа появилась в первобытном обществе намного раньше, чем одежда. Уже в V тысячелетии до нашей эры люди уделяли немалое внимание уходу за волосами. Прическа в далеком прошлом не только украшала человека, но и подчас была знаком профессии, социального происхождения, национальной принадлежности, а в особых случаях даже политической принадлежности. Каждая эпоха вносила что-то новое в развитие парикмахерского искусства, которое отражало быт и нравы каждого народа, представление людей о красоте. Уже в первобытном обществе человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом, обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком, женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы.

Первые признаки парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян.

Египтяне уже делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь отваливалась. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность.

В Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами. Каждая процедура — мытье, окраска, завивка, стрижка волос — выполнялась раздельно.

Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики. Они должны были выдержать пропорцию, гармонию прически с чертами лица.

Педагог: А сейчас учащиеся дадут вам полезные рекомендации:

Обучающиеся: (дают рекомендации)

Рекомендация по уходу за волосами

-ухаживать за волосами, не обходимо вне зависимости от длинны и структуры волос, волосы должны выглядеть здоровыми, т.е. мягкими, блестящими и ровными по структуре.

- прежде всего волосы необходимо правильно мыть, по мере загрязнения, частое мытьё волос так же вредит, так как волос и кожа теряет свои жиры, которые являются природными бальзамами и защищают от вредного воздействия солнечных лучей.

- расчесывать волосы рекомендуют после того, как они высохнуть естественным путем (частое использование фена не рекомендуется, волосы становятся тусклыми и ломкими) и применяют пластмассовые, деревянные расчески и щетки из натуральной щетины. Правильно начинать расчесывать с кончиков и плавно переходить к корням волос, не делать резких движений, есть риск порвать структуру волос.

-средства по уходу за волосами, это шампуни, бальзамы, ополаскиватели, желательно использовать все в комплексе, так же можно использовать маски, масла и разные травяные отвары, средства для укладки это лаки, гели, муссы, воски. Желательно использовать эти средства не часто и по возможности смывать через несколько часов теплой водой, а затем уже мыть голову и волосы.

Педагог: Спасибо девочки

Педагог: Правильно парикмахеры должны уметь разбираться в структуре волоса, правильно подобрать прическу и стрижку для клиента или модели, уметь пользоваться средствами по уходу за волосами, средствами для укладки и фиксации.

Педагог: А теперь познакомимся с техникой плетение косичек из пяти прядей. На сегодняшний день эта техника наиболее модная и очень разнообразная…внимание на экран (слайды)

Педагог: А теперь пришло время для творчества. Приступаем к мастер-классу по техники плетения косы из пяти прядей.

Обучающиеся: Для демонстрации и защиты вам необходимо время.

Педагог: И так наши модели готовы. Прошу вас (1ая пара)

Прошу вас (2 пара), прошу вас(3 пара)

Педагог: А сейчас я предлагаю вам, девочки, поделиться своими впечатлениями о сегодняшнем нашем занятии и о проектах, которые вы готовили и защитили.

Обучающиеся: говорят свои впечатления

Педагог: Отлично, я уверена, что всё то, чему вы научились сегодня, вы обязательно примените в своей обычной жизни. Спасибо вам большое! До свидания!

Конспект занятия "Коса- девичья краса" относится к теме "Плетение" для детей 1-го класса.

ВложениеРазмер
tema_zanyatiya___kosa_-_devichya_krasa_.doc 49 КБ
kosa-devichya_krasa2.ppt 1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия « Коса – девичья краса» (плетение).

Цель: развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством овладения навыками плетения.

  1. Дидактическая – научить плетению из ниток в три пряди.
  2. Коррекционная – совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений).

Воспитательная – повышать мотивацию к творчеству через формирование интереса к славянской культуре.

  1. Словесный – рассказ педагога, диалог.
  2. Наглядный – образец готовой работы, демонстрация мультимедийной презентации.

Материалы и инструменты: нитки, готовое изделие, куклы из ниток, ножницы, ленты, мультимедийная установка для показа презентации «Коса – девичья краса».

Прозвенел и смолк звонок

На места все тихо сели

На меня все посмотрели.

1. Теоретическая часть занятия ( 15 мин. )

Педагог - Здравствуйте, ребята!

Все дети любят сказки.

Я предлагаю вам посмотреть несколько иллюстраций к русским народным сказкам.

Ребята, что общего на этих слайдах?

Менгалиева Е.Н. 232-919-006

Во многих русских народных сказках главные героини девушки носили длинные волосы и заплетали их в косу.

Тема занятия: «Коса – девичья краса»

Я расскажу вам сказку о девочке-Снегурочке.

Жили-были дед да баба.

Детей у них не было. Решили они вылепить из снега дочку-Снегурочку.

Принесли ее домой. Стала Снегурочка, расти, деда с бабкой радовать.

Вот посмотрите, ребята, какая она. Веселая была Снегурочка, работящая. Деду с бабой во всем помогала. И горницу приберет, и котишку-плутишку накормит.

И волосы могла в косу красиво заплести. А вы, ребята, умеете плести косичку? Давайте попробуем ее сплести, но только из ниток.

Сегодня я научу вас плести косичку из трех прядей. Одна прядь условно будет определяться в две нитки.

Выберите на столе понравившуюся куклу-девочку из ниток. Каждый из вас заплетет своей кукле-девочке косичку из трех прядей.

В древности славянские девушки и женщины заплетали косы в три пряди.

Ребята, а кто мне скажет, почему у славян косы плели именно в три пряди?

Педагог - Я вам помогу правильно ответить на этот вопрос: число три считалось священным и означало три главных события в жизни человека: рождение – жизнь – смерть.

Ребята, а почему считается оскорблением дергать за косу?

Педагог - Волосы, считали наши предки, имеют большую магическую силу. Дергать девушку за косу означало оскорбление. Ребята, скажите, почему девушки носили всегда одну косу, а женщины каждое утро заплетали две косы?

Красивые длинные волосы, заплетенные в толстую косу, всегда привлекали внимание добрых молодцев. Девушки заплетали косу, укладывая пряди одну поверх другой. А в день свадьбы подружки расплетали девичью косу и заплетали с песнями две косы, укладывая в них пряди одну под другую. Такая прическа говорила о том, что теперь невеста не одна, а «за мужем» и будет подчиняться ему в семье.

В три пряди заплетали не только волосы, но и нити - шерстяные, льняные.

Менгалиева Е.Н. 232-919-006

Первый поясок – «опоясонку», сплетенный из трех нитей, завязывали ребенку вскоре после рождения, когда надевали крест и рубашку. Эту первую опоясонку носили всю жизнь, на голое тело, а поверх рубашки – другой пояс, более широкий и красивый.

Косичка из ниток плелась в определенном строгом порядке. Это заданная человеком последовательность действий использовалась в магии. Например, хозяйка плела из ниток косичку и приговаривала, чтобы корова так же «из следа в след», «из шагу в шаг» приходила обратно домой, на свой двор, а сплетенный поясок женщина закапывала у порога двора, через который коровушка утром переступала.

Последние колоски пшеницы или ржи девушки обязательно заплетали косичкой («завивали бородку Волосу»), чтобы земля в поле была плодородной.

В «косы» было принято заплетать пучки лука и чеснока и развешивать их по стенам для просушки и хранения.

Сегодня для работы нам понадобятся ножницы. Повторим правила техники безопасности с ножницами.

Правило первое . Ребята, перед вами два рисунка, вам нужно выбрать верное изображение.

(Дети выбирают верный ответ: передавать ножницы следует кольцами вперед с сомкнутыми концами ).

Правило второе. Ребята, перед вами опять два рисунка, вам нужно выбрать верное изображение.

(Дети выбирают верный ответ : не оставлять ножницы на столе с открытыми концами).

Педагог - Не забывайте эти правила и соблюдайте их.

3. Практическая работа

«Отработка навыка плетения в три пряди на нитках» ( 25 мин.)

Педагог - Технология плетения косички весьма проста: каждая из двух крайних прядей (полосок) по очереди перебрасывается и укладывается в середину, между двумя другими. Плетение нужно постоянно уплотнять.

(Индивидуальная помощь учащимся).

Педагог - А теперь соберем кукол-девочек в хоровод.

(Дети совместно с педагогом делают аппликацию хоровод)

Педагог - Вот такая коллективная творческая работа получилось у нас.

Ее можно подарить или оставить себе на память. Она может украсить детскую комнату. Пусть это панно напоминает вам сказку о девочке-Снегурочке.

Пришло лето красное. Собрались девочки-подружки на лужок погулять, хороводы поводить – и Снегурочка с ними.

Менгалиева Е.Н. 232-919-006

Долго подружки гуляли, песни пели да играли.

А вы хотите поиграть?

Игра «Платочек» ( Приложение 3)

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.

  1. Дети не должны перебегать через круг.
  2. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.
  3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.
  4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Педагог - А как вечер наступил, решили костер разжечь. Высоко взметнулось пламя жаркое.

Стали девочки через костер прыгать, а Снегурочка и подойти боится. «Прыгай, Снегурочка, не бойся!» Прыгнула она и… растаяла.

Лишь по небу поплыло белое облачко прямо к дому родному. Пролилось оно дождем на цветы луговые.

Закручинились дед да бабка, а облачко говорит… Ребята, а как вы думаете, что сказало облачко деду и бабе? Попробуйте закончить сказку.

( Дети придумывают конец сказки: не плачьте, не горюйте, придет зима – вернется ваша Снегурочка).

(В заключение занятия идет коллективное обсуждение творческих работ детей. Детям предлагаются вопросы на обсуждение и творческое осмысление).

Педагог - Появилось ли у вас желание самостоятельно сплести такую косичку дома? Где можно использовать плетение косичкой? (при изготовлении коврика, куклы из соломы или ниток, браслета, шнурка для волос, пояска для ребенка или куклы, уздечки для лошади, веревочки для санок и т.д.)

Менгалиева Е.Н. 232-919-006

С каким настроением вы уходите с занятия?

Скажите, ребята, чего не хватает на косах у наших кукол-девочек? Конечно – же, ленточек, правильно. Если ваше настроение хорошее – завяжите на косичку красную ленточку, если настроение не совсем хорошее – завяжите на косичку желтую ленточку, если вы загрустили – завяжите на косичку голубую ленточку.

Щербакова Ольга Юрьевна

Рассматриваются все этапы выполнения проекта: от выбора прически до экономического обоснования и рекламы.

ВложениеРазмер
pletenie_kos.pptx 1.15 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 Творческий проект. Дизайн и плетение кос. Выполнила :Куликова Анастасия ученица 8 класса. Учитель технологии Щербакова О.Ю 2014г

Цель проекта. 1. Оценить свои возможности в творческой деятельности 2. Разработать проект от возникновения идеи до реального результата 3. Применить полученное изделие на практике 4. Оценить проделанную работу 5 . Защитить проект

Содержание. 1. Обоснование выбора темы 2 . Схема обдумывания 3. Выявление основных параметров и ограничений 4. Теоретические сведения 5. Банк идей 6. Оценка вариантов 7. Требования к изделию 8. Инструменты и материалы 9. Правила безопасности во время работы 10. Технология изготовления 11. Фото готового изделия 12. Контроль качества 13. Экономический расчет 14. Реклама 15. Источники

1. Актуальность. Обоснование выбора темы проекта. Заплетенные в косичку волосы – отличная прическа на все случаи жизни. Косы могут быть самыми разнообразными по форме, располагаться на голове сбоку или по окружности, они завораживают и создают романтичный образ. Уже начиная с древних времён женщины применяли для украшения собственных причёсок самые различные способы: они завивали волосы и вплетали в них цветы, а также украшали их различными венками и применяли плетение косичек. И в настоящее время плетение косичек не становится менее актуальным, в связи с чем здесь мы предлагаем вашему вниманию самое модное плетение косичек.

2.СХЕМА ОБДУМЫВАНИЯ. Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо четко представлять все основные аспекты своей работы: Стоимость. Инструменты , материалы Приспособления . Технология. Модель Конструирование и Историческая справка Моделирование

3.Выявление основных параметров и ограничений. Коса должна отвечать следующим требованиям: 1. Коса должна быть выполнена аккуратно . 2. Коса должна соответствовать выбранной стилистике. 3. Коса должна быть красивым. 4. Коса должна быть практичной .

4. Теоретические сведения Первобытных людей обычно представляют косматыми «дикарями», но это едва ли соответствует истине. Даже в погребениях охотников на мамонтов, живших почти 40 тыс.лет назад, археологи находят костяные гребни. А прически женщин, скульптурные изображения которых найдены на палеолитических стоянках Мальта, Буреть, Виллендорф , выглядят просто роскошно. Их волосы то ниспадают на плечи, то уложены параллельными друг другу горизонтальными рядами. В других случаях они лежат зигзагообразными уступами. Волосы также заплетали в косы, перевязывая ремешками или шнурками. В качестве украшений для причёски применяли разного рода налобные повязки и диадемы (возможно, делали также венки из цветов и трав, но такого рода украшения, конечно, не сохранились). Для закрепления укладки у всех первобытных племён волосы покрывали глиной, маслом или растительным лаком; использовали даже специальные подставки для головы, чтобы во время сна не испортить нечаянно причёску. Такие подголовники из обожжённой глины часто находят при раскопках поселений трипольской культуры (IV—III тысячелетие до н. э.).

Античность. Для минойской эпохи характерно различие мужских причёсок в зависимости от социального статуса их обладателей. Аристократы носили длинные ухоженные волосы, завивали чёлки и гладко брились. Простолюдины, напротив, коротко стриглись и отпускали небольшие аккуратные бородки; над верхней губой волосы выщипывали или сбривали. Что касается женщин, то их причёски, судя по сохранившимся изображениям, представляли собой сложные композиции, состоявшие из приподнятых вверх волос, собранных на затылке в узел, от которого на спину и виски спускались длинные змеевидные пряди. Причёски украшались диадемами и обвивались лентами и нитями бус. Детям и подросткам обоего пола, как и в Египте, выбривали головы, оставляя отдельные пряди на висках и затылке .

Средневековье. После падения Западной Римской империи популярные у римлян короткие стрижки надолго вышли из моды. Мужчины обычно подрезали волосы на уровне плеч (или немного выше); отпускать волосы ниже плеч было привилегией знати (например, у салических франков носить длинные волосы могли только члены королевского рода). Надо лбом волосы перехватывали ремешком или металлическим обручем, который нередко украшали драгоценными камнями. В Ливонии начала XVII века незамужние эстонки «ходили с непокрытыми головами зимою и летом; волосы у них, не связанные узлом и [к тому же] подрезанные, свисали на плечи, так что с головы они совершенно были похожи на парней»

Эпоха барокко. После падения Западной Римской империи популярные у римлян короткие стрижки надолго вышли из моды. Мужчины обычно подрезали волосы на уровне плеч (или немного выше); отпускать волосы ниже плеч было привилегией знати (например, у салических франков носить длинные волосы могли только члены королевского рода). Надо лбом волосы перехватывали ремешком или металлическим обручем, который нередко украшали драгоценными камнями. В Ливонии начала XVII века незамужние эстонки «ходили с непокрытыми головами зимою и летом; волосы у них, не связанные узлом и [к тому же] подрезанные, свисали на плечи, так что с головы они совершенно были похожи на парней»

5. Банк идей Обычная коса.

Коса из 4 прядей

Коса из 5 прядей.

6. Оценка вариантов. Сетка принятия решения. Варианты Наличие заказа и спроса в салонах. Наличие инструментов Умения и навыки Возможность быть красивой 1)Обычная коса - + + + 2)Коса из 4 прядей - + + + 3)Колосок + + - + 4)Африканские косы + + + + 5)Коса из 5 + + + +

7. Требования к изделию. Название изделия Косичка из 5 прядей Пользователь Любая девушка Требования к косе Крепкая, красивая. Метод изготовления Ручная работа Внешний вид,стиль Плетение Требования безопасности Быть аккуратным. Эстетические требования Сюжет,цветовая гамма, фон возможно будут отличаться от задумки, они должны соответствовать интерьеру жилой комнаты,для которой предназначена картина.

8 .Инструменты и материалы: Нужна любая расческа.(но лучше именно такая)

9 .Правила безопасности во время работы: 1. Во время работы нужно очень аккуратно вставлять шпильки и невидимки .

10. Технология выполнения.

11 .ФОТО ГОТОВОГО ИЗДЕЛИЯ

12. Контроль качества Готовое изделие отвечает следующим требованиям : 1. Красивое 2. Крепкое 3. Все выполнено ровно и аккуратно. 4. в целом изделие производит благоприятное впечатление.

13. Экономический расчет Резинка-2 р.(1шт) Невидимки-12 р.(3шт) Шпильки-30р.(10шт) Расческа-40р.(1шт) Лак-140р.(1шт) Итого-244р

14. Реклама изделия Хотите сделать оригинальный подарок, удивить подруг, сделайте эту необычную прическу. Косы очень актуальны были и будут.

Проектная работа по теме "Коса-девичья краса!" На иллюстрациях детских книг, в старых фильмах, сказках и на картинах известных художников, женщин можно часто увидеть с косой и покрытой головой.

В настоящее время на смену косе пришли модные стрижки или распущенные волосы. Мои одноклассницы тоже ходят с распущенными волосами или забирают их в «хвост», на заколки. Очень редко девочки предпочтение отдают косе.

Я решила узнать мнение моих одноклассниц о косе – как о прическе, путем опроса. По их мнению, коса это уже не современно, а распущенные волосы выглядят намного лучше. Я просила родителей остричь мне волосы, но они были категорически против, ведь коса – это украшение и богатство для девушки.

ВложениеРазмер
russkaya_kosa.doc 436.5 КБ

Предварительный просмотр:

На иллюстрациях детских книг, в старых фильмах, сказках и на картинах известных художников, женщин можно часто увидеть с косой и покрытой головой.

В настоящее время на смену косе пришли модные стрижки или распущенные волосы. Мои одноклассницы тоже ходят с распущенными волосами или забирают их в «хвост», на заколки. Очень редко девочки предпочтение отдают косе.

Я решила узнать мнение моих одноклассниц о косе – как о прическе, путем опроса. По их мнению, коса это уже не современно, а распущенные волосы выглядят намного лучше. Я просила родителей остричь мне волосы, но они были категорически против, ведь коса – это украшение и богатство для девушки.

В этом я вижу противоречие. Как обладательнице длинной косы, мне захотелось узнать: почему раньше к волосам относились с бережливостью, и коса являлась богатством, а сегодня она утратила свою былую славу.

Цель - определить значение косы в жизни девушки в прошлое и в настоящее время.

  1. Подобрать и изучить информацию о женской косе.
  2. Рассмотреть русские народные обряды, обычаи и определить значение косы в них.
  3. Определить значение косы в настоящее время и рассмотреть современные виды плетения косичек.
  4. Создать папку с изображениями современных видов косичек, с русскими пословицами и поговорками и частушками о косе.
  • Опрос;
  • Сбор информации о косах;
  • Самостоятельная работа с разными источниками;
  • Обработка собранной информации;
  • Творческая работа.

Если изучить значение косы в прошлое время, то можно узнать, почему к косе относились как к величайшему богатству.

Объектом исследования является женская коса.

Предмет исследования – значение косы в прошлое и настоящее время.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что я смогу рассказать одноклассникам о красоте косы в прошлом, а также о ее чудесных превращениях в настоящее время.

1.1. В свадебных обрядах – коса девичья краса.

1.2. Когда можно было распустить косу или лишиться ее.

1.3. Что означал термин «опростоволоситься»?

1.4. Расти коса до пояса.

1.5. Храни меня мой талисман.

2. Волосы в разные времена и эпохи.

3. Коса в настоящее время.

3.1. Опрос одноклассниц.

3.2. Виды современных косичек.

3.3. Интересные факты о волосах.

4. Русские пословицы, поговорки и современные частушки о волосах.

В древности, когда одеждой были шкуры животных, женщины защищались волосами от холода, укутывали ими своих детей, а когда учили их плавать, то волосы для них были спасательным кругом.

Косы носили во всех странах мира, но для нас они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью. Коса в древности, была не просто прической, но и показателем женской красоты и социального статуса. Чем длиннее и крепче была коса, тем лучше считалась девушка.

  1. Коса в прошлое время.
  1. В свадебных обрядах коса – девичья краса.

Пока девочка была маленькой, ей просто изредка подрезали волосы. И все. Но когда она достигала брачного возраста 13-16 лет, ее переодевали в «женскую одежду», надевали венок на голову, заплетали косу. С этого момента она становилась девушкой на выданье.

До замужества девушки заплетали волосы в косу, украшая ее на конце лентой или "косником" ("накосником"). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок, это означало, что девушка готова к замужеству. Лента, вплетенная в половину длины косы, говорила о том, что у девушки есть жених, и она вскоре выходит замуж. Две косы носили только замужние женщины.

Наши предки славились красочными и разнообразными обычаями, некоторые из которых дошли и до нас: праздники, обряды. В свадебных обрядах коса является символом невесты. Она отображает статус девушки.

Перед бракосочетанием необходимо было выполнить ряд обрядов, среди которых и расплетение косы (девьей красы), что означало прощание с девичеством и надевание женского головного убора — переход невесты в группу женщин.

«За стол когда невесту приведут,

Две косы ей заплетут: была одна — стало две,

Была девушка — стала женщина»

Во время девичника невесту сажали в середине избы на квашонку (деревянная посуда для закваски теста) и расчесывают волосы. Распущенные волосы невесты символизировали ее готовность к браку, были знаком того, что первый шаг к замужней жизни сделан.

«Раслеталася моя руса коса,

Выплеталася лента алая,

Лента алая, ярославская.

Подареньице, друга милого,

Свет дородного, доброго молодца»

Затем косу заплетали таким образом, чтобы ее было трудно расплести: вплетали в нее шнуры, тесьму, ленты, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Подружки приглашали невесту пойти в баню «по мостам да по калиновым со кумушками да со подруженьками». Шествие девушек с невестой в баню возглавлял дружка, который шептал заклятия от нечистой силы, размахивал кнутом и посыпал невесту зерном.

Перед входом в баню старались расплести косу, но невеста не давалась, в конце концов косу расплетали. Ленты из косы девушки раздавались всем подругам, чтобы им не «засидеться в девках».

Мытье в бане длилось достаточно долго, девушки парили невесту березовым веником, украшенным ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном, причитали и невеста пела:

«Дорогие вы мои подруженьки!

Мойте – ка вы мое тело белое,

Сомывайте вы мою красоту девичью.

При последней я девичьей красоте,

При последней своей волюшке,

Под конец буйной головушке

Как вода с тела белого скатилася,

Так скатилася с меня девичья волюшка»

После обвенчания свахи уводят молодую в церковную сторожку и там заплетают две косы, надевают женский головной убор.

«Раструбилась трубонька рано на заре,

Расплакалась девушка по русой косе:

Сегодня мою косоньку подружки плетут,

А завтра мою косоньку сваха раплетет,

Разделят мою косоньку на две косы,

Обертят мою косоньку вкруг головы,

Наденут на головушку, бабью красу,

Красуйся-ка, подруженька, отныне

Можно сделать вывод, что коса в прошлом имела большое значение, и для девушки это было огромное богатство и ее приданое, что говорило о непорочности и чистоте.

  1. Когда можно было распустить косу или лишиться ее?

Распускать волосы можно было в некоторых случаях. Например, при тяжелых родах расплетали косы не только роженице, но и всем женщинам, находившимся в доме. Также разрешался подобный ритуал при соблюдении некоторых обрядов: сбор трав, обработка лена, опахивание.

После свадьбы женщина могла расплетать косы в знак траура по близкому человеку. В Сербии так шли провожать умершего на кладбище, однако по возвращении домой сразу же заплетали обратно. А в Болгарии ходили с распущенными волосами, пока не пройдет 40 дней со дня смерти. В Черногории мать и сестры умершего должны были обрезать свои косы и похоронить их вместе с покойником или оставить на кресте.

Насильно могли обрезать девушке косу в знак бесчестия или поругания.

С древних времен на Руси девушки носили волосы заплетенными в косы, а замужние женщины должны были тщательно скрывать их под головным убором. Причина прикрывания волос замужней женщины заключалась в том, чтобы обезопасить и предохранить род мужа от их вредной магической силы. Головной убор женщины был символом брака и плодородия. Считалось, что во время свадьбы жених овладевал девичьей косой, и теперь только муж мог видеть волосы своей жены.

Следуя правилам христианской традиции, в Древней Руси выражение «опростоволоситься», то есть открыть свои волосы, было синонимом слова «опозориться», бесчестьем. Неприкосновенность покрова головы замужней женщины охранялась законом. Срывание головного убора с головы женщины каралось высокими штрафами и порицалось обществом. В наказание за супружескую неверность с женщины снимали головной убор и остригали ей волосы, и муж отказывался от такой женщины.

Непокрытые женские волосы, по народным представлениям, могут принести вред людям, хозяйству, урожаю. На Полтавщине говорили, что «солнце плачет», когда баба «светит волосом», т.е. ходит с непокрытой головой.

Поляки считали, что простоволосую женщину волк съест.

Русские запрещали ходить женщинам с растрепанными волосами (и с подоткнутым подолом) во время грозы - громом убьет.

Болгары верили, что волосы женщины, ходившей с непокрытой головой, после ее смерти превращаются в змей.

Стрижка волос регламентировалась в зависимости от возраста, пола и времени стрижки - дней недели и лунных фаз.

Рост волос стимулировался с помощью магических обрядов, заговоров. Проводились они в определенные дни и исключительно женщинами.

Сербки клали выпавшие волосы в обувь под каблук, «чтобы волосы были длиной до пят», а в канун Рождества под подушку клали веревку.

Чтобы волосы ребенка были длинными, хорваты их после первой стрижки клали под конек дома или за потолочную балку.

Словацкие девушки, чтобы иметь длинные, густые волосы, расчесывали их в Страстной четверг под вербой и пели: «Верба, верба, дай мне волосы длиной в три пояса!» Такой же ритуал в Святой вечер совершали украинки.

Девушки-болгарки при виде радуги кричали: «Радуга пьет воду из моря, мои волосы пусть будут до пят».

Югославки в Юрьев день приходили в поле специально, чтобы причесаться.

Жительницы Новгорода в чистый четверг расчесывались под яблоней. В Болгарии девицы смазывали волосы сырым яйцом, потом заплетали их в косу, обрезали кончики, которые закапывали в винограднике.

В Восточной Сербии и Хорватии использовали змеиный жир, чтобы волосы выросли такие же длинные, как уж. А в России, чтобы приманить женихов, нужно было заплести в косу кусок веревки от церковного колокола.

Почти повсеместно ребенка не стригли до года. У русских и белорусов запрет стричь младенца до года мотивировался боязнью «отрезать язык» ребенку, т. е. приостановить развитие речи. Словенцы в некоторых местах не стригли детей до семи лет, «чтобы не состричь их ума».

Для первой стрижки у восточных славян выбирали новолуние, «чтобы волосы быстрее росли», у болгар и лужичан - полнолуние, «чтобы на голове было полно волос».

Состриженные волосы, как и выпавшие, не бросали, а зарывали в землю, клали под камень, прятали от птиц, относили к плодовому дереву или клали на вербу, чтобы волосы, оставшиеся на голове, быстро «росли, как верба». Болгары зарывали их в муравейник украинцы - засовывали за плетень. В Словении состриженные волосы бросали в огонь, чтобы он «укрепил рост волос». В восточном Полесье состриженные девичьи косы бросали в быструю воду, «чтобы волосы росли быстро и густо».

Благодаря магической силе, волосы служили славянам талисманом. Волосы всегда считались сильнейшим оберегом, а потеря волос была сравнима с потерей защиты. Так же стоит отметить, что волосы хранят информацию о человеке, с головы которого были срезаны, и остаются связанными с ним, даже будучи обрезанными.

При обряде крестин у восточных славян волосы выстригались, а по закатанным в воск и брошенным в купель волосам гадали о судьбе новорожденного: закружится комочек – «к житью», пойдет ко дну – «не к житью».

Считалось, что при помощи волос можно извести человека, передать болезнь либо произвести наговор над волосами здорового. В Словакии волосы здорового человека закапывали на кладбище и тем самым наводили на него болезнь.

Хорватские девушки верили, что они смогут приворожить молодых людей, если незаметно подложат свои волосы в пищу своих избранников. В Словакии парни, стремясь очаровать девушку, носили за пазухой три волоса избранницы, скрученные колечком.

Русские во Владимирской губернии первое яйцо, снесенное молодой курицей, трижды катали на голове старшего ребенка, приговаривая: «Курочка, курочка, снеси столько яичек, сколько у ребенка волосков!».

Сербы касались монетой волос на голове и в бороде, «чтобы такими же были и всходы, и урожай».

Поляки в Сочельник взъерошивали волосы, повторяя: «Вяжись, жито, вяжись!» Словенцы в день св. Барбары приходили в дом и желали хозяину столько телят, свиней, жеребят, возов репы и т. п., сколько на голове волос.

Женщины на Смоленщине в Юрьев день срывали друг у друга в поле платки с головы и дергали за волосы, «чтобы у хозяина жито было густое и рослое, как волосы».

Считалось, что если волосы оставлять на полу, выметать их и топтать, будет болеть голова, появятся ревматизм и др. болезни.

Не хотелось бы упустить еще один важный ритуал, связанный с волосами. Все мы каждый день пользуемся им, не придавая должного значения и внимания этому процессу, не задумываясь о воздействии, которое оказывает обычное расчесывание. Так заплетание волос способствует разрушению злых чар, сглазов. Косички и узелки – верный способ оградить себя от духов тьмы. А само расчесывание волос включает в себя целый ритуал, на протяжении которого, проводя руками по волосам, активируются их «магические силы», а думая в момент расчесывания о желаемом, можно попросить у духов исполнить вашу просьбу.

Библейский Самсон носил семь кос, вся сила которого была в его волосах, а коварная Далила отрезала ему волосы и он лишился своей силы.

Мелкие косички носили в Африке, косы и косички носили некоторые племена индейцев. Парики из заплетенных косичек были приняты у египтян.

Римские женщины носили прическу, которая состояла из завивки волнами и кос, уложенных поверх нее с затылка до лба. Делали они и высокие сложные прически, в которых сочетались разного вида локоны, расположенные ярусами, при этом на затылке или низко на шее из тонких косичек делали плоский пучок, укладывая его в виде корзинки или ракушки. Традиционная прическа римских невест — шесть уложенных вокруг головы кос, которые перевивались красной лентой.

Можно подумать, что самая древняя прическа на Руси - коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами. Ну, а косы появились намного позже.

Русская девушка плела одну косу. И, бывало, тихонько приговаривала: "Расти коса до пояса, не вырони ни волоса". Каждая девушка славилась косой, чем больше коса, тем краше девица.

Татарские девушки плели две косы, которые струились по гибкому стану. Казашки носили 4 косички: две спереди, две сзади. Туркменки, узбечки — 16. Все сходились в одном, старались показать свою красоту, богатство волос. После замужества косы у женщин всех национальностей прятались в пучок, в платок, в тюбетейки.

В Западной Европе , когда все женщины, по церковным канонам, были обязаны ходить в головных уборах. Дамы носили прическу "рыцарские косы", волосы перевивались лентами, могли быть плоскими, в четыре-пять плетешков. Носили косы и в сетках над ушами, прическа напоминала улитку или бараний рог, за что и получила подобное название.

Когда в моду вошла готика , стиль косы снова изменился. Женщины все также ходили в головных уборах, только теперь коса заплеталась на лбу и укладывалась полукругом. Так можно было определить цвет волос женщины. В это же время появились косы, которые укладывались около ушей в виде «улиток».

В эпоху Возрождения женщины перестали прятать волосы под головными уборами. Именно в это время вновь появились новые и неповторимые прически, в которых были косы. Наибольшей популярностью пользовалась прическа в виде собранного на затылке пучка, перевязанного крестообразно. В следующие годы в моду вошли парики. Но и тогда косы не потеряли своей актуальности.

В девятнадцатом веке получила известность прическа «бараний рог». Прическа подразумевала плетение кос с середины локона, а их концы собирали в пучок. Также в этот период появилась мода на прически, стянутые у виска. Но косы не потеряли популярности. Их напускали на щеки или затылок.

После 1917г. трудящиеся женщины предпочитали короткие прически «под гребенку». Обладательницы длинных волос заплетали косы и укладывали их в корзинку или обвивали вокруг головы «короной».

В 90-х годах косички носили русские школьницы. Часто заплетали две косы. ХХ век стал временем заката кос. С распространением Западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.

В восточной культуре длинные распущенные волосы на голове женщин считаются и по сей день признаком сексуального желания, которое при строгих нравственных законах и набожности недопустимо. Поэтому женщины на Востоке ходят с покрытой платком головой.

В исламском Коране четко написано о том, что женщины не могут подрезать свои волосы. Некоторые религиозные учения считают женщин, имеющих короткие волосы, неполноценными для рождения ребенка.

Длинные волосы всегда ценились и в Африканской культуре, они были признаком здоровья, и готовности к деторождению. Поэтому девушки, слишком молодые для брака, сбривали часть головы.

Таким образом, волосы во всех культурах во все времена имеют сходное значение, и являются показателем духовной свободы и независимости. Человеком, имеющим длинные волосы труднее управлять, поскольку он вне системы. Тот же, кто предпочел обрезать волосы вынужден находиться под контролем общества.

3.1. Опрос одноклассниц.

В начале работы мне стало интересно узнать мнение своих подружек о косе. Я составила вопросы для девочек:

  1. Какое значение имела коса в прошлое время?
  2. Нравится ли тебе прическа коса?
  3. Хотела бы иметь длинные волосы?
  4. Хотела бы носить косу?
  5. Какую прическу считаешь современной?
  6. Почему коса считается редкой прической у современных девочек?

После проведения опроса выяснилось, что девочки совсем не знают о значении косы в прошлом. Длинные волосы и прическа коса нравятся всем, но сами предпочитают носить волосы распущенными или иметь модную стрижку. Если носить косу, то она должна быть длинной, а за длинными волосами нужно хорошо и длительно ухаживать, что получается не у всех.

3.2. Виды современных косичек.

С самого юного возраста голову девочек украшают косички. Косы совсем не вышли из моды, просто они стали немного другими, теперь мы плетем не одну, не две, а несколько косичек…

Читайте также: