Плетение на шаблоне нитками

Обновлено: 05.05.2024

Я глубоко убеждён — и многолетний опыт в данном ремесле это подтверждает — что по-настоящему качественные, геометрически ровные изделия из ивовой лозы можно изготовить, применяя несложную оснастку — шаблон. Хотя и в этом правиле (как всегда) есть исключения. Например, некоторые плетёные изделия имеют сложную, замысловатую конфигурацию, например — фигуры животных, птиц или другие необычные для плетения предметы (мотоцикл или автомобиль) — изготавливаются без шаблона. Хотя при плетении некоторых элементов таких сложных фигур тоже могут использоваться шаблоны. Впрочем, возможно, некоторые продвинутые плетельщики в некоторых случаях работают без шаблона, полагаясь на свой опыт. Так что это за «зверь» такой — шаблон. Разновидностей шаблонов — множество, и каждый мастер разрабатывает их конкретно для себя, учитывая свои предпочтения и свой опыт. Есть и умельцы, которые тиражируют шаблоны, изготавливают их на продажу.

Я сейчас попытаюсь рассказать о своих шаблонах, которые я применяю в своём ремесле уже много лет. Я их делал под себя, и они в полной мере меня устраивают.

Плетем из ивовой лозы в шаблоне, фото № 1

Основой, так сказать, центром притяжения является длинная (800 мм) шпилька с резьбой М8, на которую насаживаются остальные детали. Главный элемент всей сборки — это цилиндр, с торцов которого намертво прикреплены круги из фанеры (или другие фигуры — овал, полукруг, в зависимости от конфигурации донышка изделия). По всей длине по центру этого цилиндра просверлено сквозное отверстие под шпильку. И здесь очень важный момент: при изготовлении этой детали надо строго выдерживать перпендикуляр между осью отверстия и плоскостью фанерного круга. От этого зависит качество всего готового плетёного изделия — если перпендикуляр нарушен, то плетение пойдёт в сторону, и изделие получится «кособоким». Готовое сухое донышко с отверстием вставляется непосредственно под нижнюю часть этого «ответственного» цилиндра и плотно прижимается другим фанерным кругом.

К остальным деталям таких строгих требований нет — они играют вспомогательную роль, хотя и тоже очень важную.

Плетем из ивовой лозы в шаблоне, фото № 2

На картинках видно, как собирается и как работает шаблон. Большие фанерные круги с пазами по периметру служат для равномерного распределения стояков при плетении. Эти круги можно установить выше или ниже — от этого зависит крутизна подъёма стенок изделия. Для этого существует набор коротких и длинных втулок из трубы ПВХ маленького диаметра. Самый верхний, небольшой кружок с отверстиями — технологический и применяется только в вначале работы. В отверстия вставляются верхушки стояков, и это делается только лишь для удобства, чтобы стояки по мере установки в донышко не «разбегались» в разные стороны и не доставляли неудобств плетельщику и окружающим. После установки всех стояков этот круг можно снять, а концы собрать в пучок и плотно закрепить вокруг центральной оси с помощью проволоки с изоляцией.

Плетем из ивовой лозы в шаблоне, фото № 3

Второй, верхний цилиндр с фанерками по торцам служит для фиксации больших фанерных кругов с пазами по высоте и по плоскости.

Плетем из ивовой лозы в шаблоне, фото № 5

Для шаблона, предназначенного для плетения изделий — не фигур вращения (круглых), а, например, овальных, полукруглых, квадратных, — на всех смежных деталях предусмотрены крепёжные элементы — отверстия и шпильки. Они очень удобны — все сборочные элементы легко вставляются и прочно закрепляются сверху и снизу шаблона гайками-барашками. Такая сборка фиксирует все детали и не даёт «уходить» в плоскостях вращения.

Плетем из ивовой лозы в шаблоне, фото № 6

Плетем из ивовой лозы в шаблоне, фото № 7

Надеюсь, эта статья будет полезна не только начинающим плетельщикам, но и опытным мастерам.

На круглом или квадратном шаблоне изготовляют цветочные мотивы различной формы с одним или двумя рядами лепестков. Готовые цветы соединяют и используют для выполнения шалей, палантинов, покрывал и различных декоративных изделий.

Круглый шаблон состоит из основания, пластмассовой шайбы и 12 штырьков. Штырьки при плетении вставляются в отверстия шаблона, которые расположены по окружностям с радиусами 4 см, 5.5 см. 7 см и 10 см. обозначенными соответственно буквами А, Б, В, Г. Отверстия пронумерованы против часовой стрелки от 1 до 12

Превью 0_6537a_207224c3_M (250x125, 11Kb)

Четырёхугольный шаблон состоит из двух квадратных рамок: внешней (размером 11x11 см) и внутренней (размером 5,5 х 5,5 см). По периметру обеих рамок расположены штыри: 12 — на внутренней и 24 — на внешней рамке (рис. 1а). На квадратном шаблоне можно делать только квадратные цветки.

Круглый шаблон более универсален и позволяет делать на нём как круглые, так и квадратные цветочные мотивы различных размеров. Закрепляют намотанные на шаблон нитки штопальной иглой, а обвязывают и соединяют готовые розечки крючком, толщина которого должна соответствовать толщине используемой нитки. Пряжа для работы на шаблоне должна быть кручёной.

Разная форма шаблонов и получаемых на них фигур, различные способы закрепления середины цветка и варианты обвязки и соединения розеток между собой позволяют получить множество разнообразных цветочных мотивов и составленных из них композиций.

Основные приёмы плетения на шаблоне

Выполнение розетки цветка. 12 штырьков, расставленных но периметру квадрата или окружности нужного размера, обвивают ниткой. Левой рукой прижимают конец рабочей нитки к шаблону снизу, а правой обвивают штырьки.

Первый способ. Ниткой обвивают штырьки гак, чтобы каждый штырек нитка обходила против часовой стрелки). Второй способ. Нитка должна обходить каждую пару противолежащих шнарьков последовательно (против часовой стрелки,

Третий способ. Нитка должна обходить штырьки так, чтобы получилась сетка. Места пересечения ниток закрепляют иглой с ниткой ). При намотке нитки необходимо соблюдать осевую симметрию. Штырьки можно обкручивать сразу несколько раз или по одному разу, но обходить при этом полный круг 2—3 раза. Для второго ряда лепестков надо взять вторую квадратную рамку или на круглом шаблоне расставить ещё 12 штырьков по кругу или квадрату меньшего размера и выполнить на них такие же операции. При этом можно использовать нитку другого цвета.

Превью 0_6537b_77409dd9_S (150x70, 5Kb)

Закрепление середины. После выполнения намотки нитку обрезают, оставив конец длиной примерно 40 см и этим концом, вдетым в иглу, закрепляют середину цветка.

Первый способ — «штопка» . Иголку с ниткой продевают поочерёдно под лепестками розетки. Если использовать для этого толстую нитку, то стежки образуют выпуклую середину цветка.

Превью 0_6537c_19c6c7b4_M (200x98, 8Kb)

Второй способ Середину обметывают стебельчатым швом. Стежоккладут сразу на две протяжки ниток, а снизу вводят иглу, отступив назад на одну протяжку.

Третий способ — закрепление середины стежками крест-накрест

Превью 0_6537d_7d9594f4_S (145x150, 14Kb)

При выполнении цветка с двумя рядами лепестков обе розетки закрепляют в центре одной ниткой. Затем освобождают цветок, вынув штырьки, конец нитки закрепляют и прячут на изнанке цветка. Чтобы получить цветок без изнаночной стороны, выполняют дополнительно маленький цветок того же размера и цвета, что и лепестки второго ряда, и пришивают его на изнаночной стороне

Превью 0_6537e_6f06bf6d_S (148x150, 10Kb)

Обвязывание цветочных мотивов и соединение их между собой. Одним из наиболее распространённых способов является обвязывание цветочного мотива цепочками воздушных петель .

Превью 0_6537f_e856727d_S (150x146, 11Kb)

Для этого, сняв розетку со штырьков, соединяют её лепестки цепочками воздушных петель.

Превью 0_65380_eba67600_S (150x147, 12Kb)

Выполнив на шаблоне следующую розетку, её также обвязывают, одновременно подсоединяя к цепочкам воздушных петель первой розетки. Изящнее выглядит соединение, выполненное иглой с ниткой

Превью 0_65381_8a5c315f_S (150x148, 9Kb)

Такое соединение удобно тем, что его можно выполнять, не снимая розетки со штырьков. Благодаря этому лепестки не путаются и розетки получаются очень ровными.

Превью 0_65382_86fb3dec_S (150x72, 7Kb)

Выполнение отдельных цветочных мотивов

Превью 0_65383_a85d7730_M (250x80, 10Kb)

Штыри для больших и маленьких лепестков установите по окружности. Каждую пару штырьков обвейте ниткой 3 раза. Выполните 2 ряда лепестков: 1-й ряд — тёмной ниткой; 2-й ряд — светлой ниткой. Середину цветочного мотива скрепите тёмной ниткой вкруговую стебельчатым швом. Затем обвяжите цепочки воздушных петель светлой ниткой и соедините мотивы по двум аркам

Превью 0_65384_1a85d51c_M (200x102, 11Kb)

Палантин . Вес шерсти: 175 г тонкой шерстяной пряжи тёмного цвета для больших лепестков и 250 г пряжи светлого цвета для малых лепестков, обвязки и кистей. Квадратный шаблон, крючок № 3. Выполните на шаблоне 76 квадратных цветков с двумя рядами лепестков. Обвяжите их цепочками из 7 и 11 (на углах) воздушных петель. При обвязывании цветочные мотивы соединяйте между собой по центральным петлям цепочек (4 мотива в ширину и 19 в длину).

Превью 0_65386_6fe8b0b2_S (150x144, 16Kb)

Готовый палантин обвяжите светлой ниткой по кругу одним рядом цепочек из 5 воздушных петель. На двух коротких сторонах привяжите кисти (в каждую цепочку из воздушных петель). Штыри для больших и маленьких лепестков установите по периметру квадратов. Каждый штырёк обвейте ниткой 3 раза. Выполните 2 ряда лепестков: 1-й ряд — тёмной ниткой; 2-й ряд — светлой ниткой. Середину скрепите светлой ниткой. Затем обвяжите мотив по схеме: 1-й и 2-й ряды —светлой ниткой, 3-й ряд — тёмной ниткой и соедините мотивы по 5 аркам.

Превью 0_65387_5124822a_M (153x250, 22Kb)

Штыри для больших и маленьких лепестков установите по периметру квадрата. Каждый штырёк обвейте ниткой 3 раза. Выполните 2 ряда лепестков: 1-й ряд — тёмной ниткой; 2-й ряд — светлой ниткой. Середину скрепите тёмной ниткой и обвяжите по схеме светлой ниткой. Соедините мотивы по центральным петлям арок из 7 и II воздушных петель

Превью 0_65389_2128af37_M (144x250, 21Kb)

Штыри для больших и маленьких лепестков установите по окружностям. Каждый штырь обвейте ниткой 3 раза. Выполните 2 ряда лепестков: 1-й ряд — тёмной ниткой; 2-й ряд — светлой ниткой. Середину скрепите тёмной ниткой и обвяжите по схеме светлой ниткой. Соедините мотивы по 3-й, 6-й и 9-й воздушным петлям 11-петельных арок и среднему столбику без накида. 11-петельную арку вяжут лишь на одном из четырёх мотивов; на остальных трёх — 3 воздушные петли, полустолбик для скрепления, 3 воздушные петли.

Превью 0_6538a_ac3fdc73_M (250x147, 17Kb)

мастер-класс


Закрепляем центр розетки. мастер-класс

После того как розетка готова, закрепляем центр цветка с помощью иглы для пряжи. Из готовой розетки можно сделать цветок или красивую ажурную вещь.


Вязание на Шаблоне

Шаблон сделан из картонных кругов, склеенными между собой (коробка из-под вентилятора). Так же строительные шпильки. Продаются в строительных магазинах, отдел Метизы.

Автор: Караева Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД» с/п «Ровесник» г. Прокопьевск, Кемеровская область.
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей среднего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей, и просто творческих людей, которые любят создавать, что-то особенное своими руками.
Назначение: подарок своими руками.
Цель: изготовление салфетки в стиле тенериф на шестиугольной рамке.
Задачи:
•Познакомить с изготовлением салфетки в стиле тенериф на шестиугольной рамке;
•Научить пользоваться челноком вместо иголки;
•Научить технологии оплетения рамки сеткой в два слоя;
•Развивать мелкую моторику рук, глазомер;
•Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
Предисловие к работе.
Что же такое плетение на тенерифе и в стиле тенериф?
В XVI - XVII веках в Южной и Центральной Америке плели бразильские и боливийские мастера свои знаменитые кружева под названием «Sols» (исп. sol – солнце). В начальном варианте эти кружева исполнялись на основе полотна и считались видом ажурного плетения изделий на полотне с выдергиванием нитей по сетке. Постепенно способ плетения изменился и усовершенствовался, стал называться в Европе кружевным вязанием тенериф. Эти кружева больше не плетутся на полотне, теперь они представляют собой обособленный метод плетения всевозможных мотивов с многорядным положением нитей.
К стилю тенериф относится плетение на шаблонах, плетение на рамках, вязание на вилке и линейке.
Тенерифе называют приспособления, на которых плетутся отдельные элементы, которые в дальнейшем собираются при помощи крючка в единое целое. Шаблоны бывают круглые, квадратные, шестиугольные. Можно изготовить и целое изделие в виде салфеток на рамках. Рамки бывают прямоугольные, квадратные и шестиугольные.
Тенериф-стиль кружевного плетения



Инструменты и материалы:
Нитки белые акриловые с люрексом для верхнего слоя салфетки
Нитки голубые хлопчатобумажные с вискозой для нижнего слоя салфетки.
Нитки 45 лл или тонкий капронит.
Ножницы средние и маленькие с острыми концами
Шестиугольная рамка с 30 шурупами для изготовления салфетки
Челнок для наматывания ниток и использование его вместо иглы.


Правила техники безопасности при работе с ножницами
1.Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.
2.Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставке).
3. При пользовании ножницами будьте максимально внимательны и дисциплинированы
4. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
5 Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
6. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.

Последовательность выполнения работы

1. Подготовительная работа. Берем челнок и привязываем к нему нить. Челнок будем использовать вместо иглы. Если нет челнока, берем иголку для гобеленовой вышивки с ниткой.




3. Берем маленькую шестиугольную рамку для изготовления салфеток с вкрученными в неё 30 шурупами с шагом по периметру рамки в 2 сантиметра. Рамку изготавливаем сами или заказываем. Шурупы используются для того, чтобы оплетаемая рамку нить не соскальзывала вверх и была все время на поверхности рамки. Завязываем нить голубого цвета на любом втором шурупе от углового шурупа.



4. Начинаем оплетать рамку сеткой по часовой стрелке параллельно двум противоположным сторонам рамки делая по два обвива нитками на каждой паре шурупов. И так до конца рамки.



5.Первый слой сетки готов.Затем поворачиваем рамку по часовой стрелке на 120 градусов и оплетаем рамку сеткой параллельно двум противоположным сторонам рамки делая по два обвива нитками на каждой паре шурупов. И так до конца рамки.



6. Второй слой сетки готов.Затем опять поворачиваем рамку по часовой стрелке на 120 градусов и оплетаем рамку сеткой параллельно двум противоположным сторонам рамки делая по два обвива нитками на каждой паре шурупов. И так до конца рамки.




8. Далее оплетаем рамку белыми нитками, создавая вторую сетку в три слоя. Оплетаем рамку сеткой по часовой стрелке , параллельно двум противоположным сторонам рамки делая по три обвива нитками на каждой паре шурупов для более пушистого верхнего слоя салфетки. И так до конца рамки.



9. Первый слой второй сетки готов. Затем поворачиваем рамку по часовой стрелке на 120 градусов и оплетаем рамку сеткой параллельно двум противоположным сторонам рамки делая по три обвива нитками на каждой паре шурупов. И так до конца рамки.



10.Второй слой второй сетки готов. Затем опять поворачиваем рамку по часовой стрелке на 120 градусов и оплетаем рамку сеткой параллельно двум противоположным сторонам рамки делая по три обвива нитками на каждой паре шурупов. И так до конца рамки.



11. Третий слой второй сетки готов. Все две сетки готовы. У нас получилась сетка из голубых ниток в три слоя и сетка из белых ниток в три слоя.



12. Переворачиваем рамку на изнаночную сторону и завязываем нить челнока ровно в середине переплетения нитей салфетки.



13. Техника закрепления нитей заключается в стягивании нитей обвива и связывание их ниткой челнока в узелок (узловой стежок) три раза, стягивая противоположные треугольники. Первые три узловых стежка сделаны.



14. Выполняем все последующие узловые стежки по часовой стрелке. Все узелки делаются на пересечении нитей обвива. И так до конца. Все узелки завязаны.




16. Теперь мы разрезаем ножницами верхний слой белых ниток ровно по середине, между завязанными узелками, оставляя голубые нитки нетронутыми. Начинаем со второго ряда от края салфетки.








Можно изготовить салфетку на средней шестиугольной рамке (48 шурупов) с рисунком. Рисунок выполняется путем выдергивания нитей верхнего слоя сетки.



Можно изготовить салфетку на квадратной рамке, используя обычную деревянную рамку, вкрутив в нее на определенном расстоянии шурупы.





Можно выполнить салфетку на маленьком шестиугольном шаблоне (18 гвоздиков без шляпок), состоящую из 7 частей



Можно выполнить салфетку на маленьком квадратном шаблоне
( 24 гвоздика без шляпок), состоящую из 9 частей

Давно. но не очень..лет так 10 назад научили меня ткать на раме. Получалась имитация браного ткачества.
Будучи "информационным хомяком" долго пыталась найти на просторах интернета мк по такому виду ткачества (исконно русскому!)
Но ,увы, не нашла. Пришлось сделать (чтобы не забыть как делать:).. ).
Нам нужна деревянная рама с гвоздиками и шерстяные нитки двух цветов: основной и отделочный.
Отделочных цветов может быть несколько , в зависимости от узора.
Толщина нитей должна быть одинаковой (во избежании проблем)
Рама для данного ткачества может быть как квадратной, так и прямоугольной.
Расстояние между гвоздиками лучше всего делать 7мм.Тогда можно ткать из тонкой пряжи.
В данном мк используется рама с шагом м/д гвоздиками 10мм (1см)

Игла с широким ушком,ножницы,вилка
Итак, приступим:
Привязываем нить основы к крайнему гвоздику и начинаем сновать

насновка делается свободно,

с провисом


Если нажать на нити , то они должны прогнуться вниз на 3-4 см

Кончик нити завязываем на крайнем гвоздике.Нарезаем нити основного тона: 2х( длина стороны +20см(бахрома))

Мне нравится работать иглой,для зашивания мешков.Уплощенно-загнутый кончик очень удобен

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 6

Вставляем сложенную вдвое нить в иглу и начинаем делать полотняное переплетение

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 7

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 8

Разрезаем петлю на ушке иглы..

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 9

и назводим нити в противоположные стороны

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 10

вдеваем новую нить в иглу и прокладывает следующий ряд полотняного переплетения

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 11

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 12

и все повторяем: разрезать петлю,

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 13

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 14

кончики с одной стороны завязываем узлом и одеваем петлю на крайний гвоздик

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 15

и начинаем полегоньку прибивать нити (вилка справляется в предварительной работой:) )

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 16

после предварительной подбивки подтягиваем свободные концы с другой стороны

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 17

равязываем попарно узлами и одеваем на гвоздики: одна пара нитей - один гвоздик

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 18

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 19

и так до начала рисунка

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 20

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 21

Рисунок по желанию. Он может быть парным,может быть по центру. Желательно, чтобы протяжки были не более 5 нитей

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 22

Теперь прокладываем нити по схеме рисунка.Но также: двойная нить-режем петлю-разводим

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 23

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества., фото № 24

В процессе поняла, что декоративная нить тоньше основной.Пришлось удвоить нити рисунка

Не забываем подбивать нити через каждые 3-4 пары. Желательно контролировать параллельность линейкой

Буф "имитация плетения" довольно универсален и позволяет получить разные узоры.

Вариант 1: плетение.

Для такой имитации, необходимо нанести разметку по всем линиям шаблона.

И длина и ширина уменьшается в 1,5 раза.

Для изделия 20х20 см нужна основа 30*30 см (20*1,5=30 см) Этот размер надо ещё увеличить для расчета шаблона, если основу вы будете валять

Шаблон - имитация плетения. Что к чему , фото № 1
Шаблон - имитация плетения. Что к чему , фото № 2

Вариант 2: коса.

Для такой имитации надо нанести разметку по двум соседним рядам шаблона.

Длина уменьшается в 1,5 раза, ширина - на шаг косы.

Шаблон - имитация плетения. Что к чему , фото № 3

Смотрите мастер-класс по берету с косой тут

Вариант 3: Зиг-заг

При нанесении разметки два ряда рисуете, один пропускаете

И длина и ширина уменьшается в 1,5 раза.

Для изделия 20х20 см нужна основа 30*30 см (20*1,5=30 см) Этот размер надо ещё увеличить для расчета шаблона, если основу вы будете валять.

Шаблон - имитация плетения. Что к чему , фото № 5

Вариант 4: Широка трава

Обведите два ряда, два пропустите.

Длина уменьшается в 1,5 раза, ширина в 1,33 раза.

Для изделия 20х20 см нужна основа: 20*1,5=30 см в длину, 20*1,33= 27 см в ширину.

Шаблон - имитация плетения. Что к чему , фото № 7

В Перевернутом виде широка трава превращается в косы.

Пример этого декора в изделии тут

Вариант 5. Трава.

Для этой разметки обведите два ряда, через четыре. Затем сдвиньте шаблон на 1 шаг вправо и нанесите разметку между рядами.

И длина и ширина уменьшается в 1,5 раза.

Для изделия 20х20 см нужна основа 30*30 см (20*1,5=30 см) Этот размер надо ещё увеличить для расчета шаблона, если основу вы будете валять.

Шаблон - имитация плетения. Что к чему , фото № 9

Шаблон - имитация плетения. Что к чему , фото № 11

Вариант 6. Колосок.

Обведите два ряда через четыре. Поднимите шаблон вверх на 1 шаг. Обведите два ряда посередине.

И длина и ширина уменьшается в 1,5 раза.

Для изделия 20х20 см нужна основа 30*30 см (20*1,5=30 см) Этот размер надо ещё увеличить для расчета шаблона, если основу вы будете валять.

Шаблон - имитация плетения. Что к чему , фото № 13

Шаблон - имитация плетения. Что к чему , фото № 15

На упругом войлоке буфы смотрятся эффектнее, чем на полиэстеровом тонком фетре. Мастер-классы с этими схемами будут появляться в моём блоге, но вы можете творить уже сейчас

Читайте также: