Плетение на ткацком станке

Обновлено: 28.03.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ОСНОВА, УТОК И ТКАЦКИЙ СТАНОК, или ЧТО ТАКОЕ ТКАЧЕСТВО?

Ковер. Роскошный, с шелковым или шерстяным бархатистым ворсом, поражающий пышными цветами и райскими птицами; скромный гладкий ковер с традиционным геометрическим рисунком; изысканный гобелен – сюжетный или декоративный ковер, все это – чудесные творения человеческих рук, которые веками согревают и украшают наш дом.

Когда прикасаешься к столь древнему ремеслу, невольно возникает желание проникнуть вглубь веков и понять, как человек пришел к его открытию. Как пронес это искусство через века и сохранил, несмотря на губительное воздействие цивилизации.

Ковры и гобелены, ткани для одежды и интерьера создают в технике ткачества. Не одно тысячелетие их ткали вручную, пока не появились промышленные станки. Почему же, несмотря на легкость приобретения нужных изделий, люди продолжают заниматься этим трудоемким ремеслом в наше время? Чтобы понять это, заглянем в историю ткачества.

ПЛЕТЁМ ИЛИ ТКЁМ?

Сегодня часто можно услышать, что гобелен или ковер «плетут». Это неверное выражение. Гобелены, как и гладкие (безворсовые) ковры, ткут. Ворсовые ковры тоже не плетут и даже не вяжут, а ткут, несмотря на то, что ворсовые узлы «вяжут» на нитях основы.

При этом сохраняется термин «ткацкие переплетения», намекающий на происхождение ткачества от плетения. И в этом нет противоречия. Хотя нити между собой переплетаются, но процесс называется «ткачеством».

Основа и уток переплетаются между собой.

Главные понятия в ткачестве – это основа и уток. Основа – это нити, идущие вдоль ткани. Что такое «вдоль» легче понять, если представить себе не кусочек ткани, как на рисунке ниже, а целый рулон. Уток, уточные нити переплетаются с нитями основы по горизонтали в шахматном порядке.
Основа и уток переплетаются между собой.

Ткань, состоящая из вертикальных и горизонтальных нитей, напоминает схему мироздания. Вертикаль: подземный мир – земля – небо; горизонталь: центр и четыре стороны света. Нити переплетаются между собой, как и всё в этом мире.

Чем же плетение отличается от ткачества? В плетении нет разницы между основой и утком, нет и механического чередования нитей основы для удобства прокладывания утка.

Плетение из пальмовых листьев.

Плетение было первым шагом на пути к ткачеству. Для циновок траву, стебли тростника, камыша, пальмовые листья нарезали кусками нужной длины и переплетали их между собой под прямым углом. Корзину делали, оплетая по кругу прочный каркас, или другими способами. Первые ткани также изготовляли с помощью плетения. На самом раннем этапе в плетении используют необработанный природный материал, позднее – спряденные нити.
Плетение из пальмовых листьев.

Дерганье на пальцах.

Станок заменяют пальцы, ветви дерева, вбитые колышки и тому подобное. У славян бытовало плетение (дерганье) на пальцах рук и ног, на стене, на вилочке, на колодочке. Сегодня возрождаются многие традиционные приемы ткачества, например, дерганье на пальцах. Конечно, таким приемом можно ткать только узкие изделия – пояса, тесемки.
Дерганье на пальцах.

В полутканье уже различимы основа и уток, то есть появились две системы нитей. Их роли совершенно различны: неподвижно закрепленная основа скрепляется бегающим утком. Но в полутканье все еще нет никаких удобств для прокидывания утка между нитями основы. Например, прикрепив ряд нитей основы к опоре или ноге, а с другой стороны к поясу, мастерица проводит уток между нитями основы, поднимая их поочередно через одну нить, и уплотняет пальцами.

С появлением первых примитивных станков в VIII–II тыс. до н.э. ткачество окончательно отделилось от плетения. В примитивном ткачестве кроме основы и утка есть приспособления для облегчения процесса. Появляются и приемы механического чередования нитей основы. Это способы тканья на бердечке, на дощечках, на ниту.

Ткачество на бердечке.

Ткачество на бердечке (бёрдышке) широко распространилось в Европе в Средние века, в Америке – с XVI века. Ширина бердечка соответствует ширине ткани. Начало тканья находится около ткачихи – прикреплено к поясу, а конец основы – к неподвижной опоре. Так ткут пояса и небольшие изделия.
Ткачество на бердечке.

Ткачество на дощечках.

Тканье на дощечках – условный термин. Например, в Новгороде Х–ХI веков их делали из кости, а на островах Индонезии – из раковин. Считают, что этот способ появился еще в Древнем Двуречье. Использовался в Древнем Египте, в Западной и Северной Европе существовал в эпоху неолита. Ткачество на дощечках сегодня вновь вызывает активный интерес. Ткань получается путем скручивания нитей основы, уток остается невидимым. Количество дощечек может быть от четырех до 150 и даже больше, чтобы получить широкую ткань.
Ткачество на дощечках.

Ткачиха работает за маленьким поясным станком прямо на улице Куско в Перу (фото: Thompson, Angela).

Ткачество на дощечках, поясной станок (как в следующем примере), хотя и относятся к примитивному ткачеству, являются хитроумными, гениальными изобретениями наших предков. Хотя основа у перуанской ткачихи привязана к ноге, но в ее узком поясном станке уже есть палочка, которая разделяет нити основы на две системы нитей для удобства прокидывания утка и другие приспособления.

Ткачиха работает за маленьким поясным станком прямо на улице Куско в Перу (фото: Thompson, Angela).

Развитие ткацкого станка напрямую было связано с прогрессом в прядении. Чем тоньше становились нити, тем изощреннее должен был быть станок. Со временем сложились и совершенствовались два основных вида станков: горизонтальный и вертикальный со множеством их вариаций.

Вертикальный ткацкий станок. Фредерик Артур Бриджмен. «Женщины в Бискре, ткущие бурнус». 1880 г. Масло. Courtesy Vance Jordan Fine Art Inc., N.Y. (Бискра – город на севере Алжира, бурнус – плащ берберов и арабов).

В Европе, на Востоке, Кавказе бытовал вертикальный станок с грузилами. Он состоял из врытых в землю боковых опор и верхней перекладины. К ней привязывали нити основы и натягивали их внизу грузами. В более совершенной форме станка основа натянута на два вала – верхний и нижний. На вертикальных станках в наше время ткут гладкие и ворсовые ковры и гобелены.

Вертикальный ткацкий станок. Фредерик Артур Бриджмен. «Женщины в Бискре, ткущие бурнус». 1880 г. Масло. Courtesy Vance Jordan Fine Art Inc., N.Y. (Бискра – город на севере Алжира, бурнус – плащ берберов и арабов).

Ткачество на горизонтальном наземном станке (индонезийский поясной).

На наземных горизонтальных станках основа натянута между двух валов параллельно земле. Конструкция использовалась в Древнем Египте и других ранних государствах. Такие же архаичные станки существуют по сей день у многих восточных и азиатских народов. Одна из форм такого станка – поясная конструкция (как с бердечком и в Перу). То есть передний вал прикреплен к спине ткачихи. На них ткут гладкие и ворсовые ковры и традиционные ткани.
Ткачество на горизонтальном наземном станке (индонезийский поясной).

Видео: Ткачество традиционной индонезийской ткани – иката на поясном станке.

Стелющийся по земле станок развивался и превратился в сложный горизонтальный станок с подножками. Когда-то такие станки стояли чуть не в каждом деревенском доме. В России на них ткали грубые и тонкие узорные ткани, гладкие, ворсовые ковры и половики из полосок тканей. Сегодня на современных моделях подобных станков ткут не только дорожки-половики, но любые ткани, шарфы, шали-палантины.

Современный горизонтальный станок с ремизами, сделанный по образцу старинного.

Ткачество на сложных станках с подножками тоже является ручным, так как весь процесс ткач/ткачиха производит своими руками и ногами. Станок – это всего лишь устройство, на котором закреплена основа, имеющее некоторые удобства по сравнению с предыдущими станками в виде рамы.
Современный горизонтальный станок с ремизами, сделанный по образцу старинного.

Именно станок с подножками, который изобретатели постоянно совершенствовали, стал основой для промышленных ткацких станков.

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Потребности жизни кочевников, скотоводов, а позднее и земледельцев породили не только множество ковровых изделий, но и разнообразие приемов ткачества. Анализируя их детально, ниточка за ниточкой, словно проходишь бесконечно длинный путь, отмеченный вехами удивительных ткацких открытий.

Самое простое и древнее переплетение – полотняное.

Техника ткачества развивалась от простого к сложному, начиная от изделий с простым полотняным переплетением нитей основы и утка. Получается ткань, одинаковая с лица и с изнанки. Это одноцветные ткани, дорожки.

Самое простое и древнее переплетение – полотняное.

Ткачество в технике уточного репса.

В такой технике трудно соткать какой-либо узор. Но если полностью скрыть основу под цветным утком, то получится репс – разновидность полотняного переплетения. Для этого надо плотно прибивать уток. В ткачестве старинных шпалер, современных гобеленов и гладких ковров используется именно это переплетение, т.к. оно дает возможность создавать рисунок.

Ткачество в технике уточного репса.

Палас.

Простейшие ковры, сотканные в этой технике, называют паласами. Их узор состоит из чередующихся в определенном порядке разноцветных полос.
Палас.

Кавказский килим. Когда кошка царапает ковер – это предвещает приезд гостя.

Со временем появились более сложные приемы создания узоров со сцеплением утков или без, настилами и обвивками (килимы, малоизвестные гладкие ковры: шедде, верни, сумахи, зили, узорное ткачество и др.). Такими способами с древности и до настоящего времени ткут ковры, сюжетные и декоративные шпалеры, гобелены, ткани, утилитарные изделия: пояса, сумки, мешки, подушки, попоны, покрывала и т.п.

Кавказский килим. Когда кошка царапает ковер – это предвещает приезд гостя.

Узор в килимах формируют сами горизонтальные и вертикальные линии утка и основы, отсюда его четкость и графичность. Поэтому орнамент гладких ковров чаще бывает геометрическим. Природные формы, изображения животных и людей в коврах также приобретают обобщенные, стилизованные, декоративные очертания.

Фрагмент узорной ткани с павлинами (Индия).

Традиционные узорные ткани в разных странах выполняли браной техникой (настилами) и ее разновидностью – выборной. Это удобнее делать на сложных горизонтальных станках с подножками. В России было распространено именно узорное ткачество, а не ковроделие. Поэтому не случайно интерес к нему возродился к XXI веку. Эту технику удобно использовать в ткачестве дорожек, подушек, покрывал, шалей и других утилитарных изделий.
Фрагмент узорной ткани с павлинами (Индия).

В эпоху ранней бронзы возникли способы узловязания. Однажды мастерица, прокинув уток, решила вытянуть его петлями между нитями основы, а может быть, обвивая петлями нити основы в гладком ковре, она вдруг попробовала удлинить петли обвивки. Мечта о мохнатой как у зверей, но рукотворной ткани, сбылась. В ткачестве появилось новое направление.

Петельная и махровая техники ткачества.

При слове «ковер» перед глазами возникает привычный ворсовый ковер, который можно увидеть почти в каждом доме. А ведь существуют и другие виды. Наиболее ранними были петельные и махровые (длинноворсовые) ковры. Интересен и такой вид ворсовых ковров как рельефные.
Петельная и махровая техники ткачества.

Петли держатся в ткани ковра непрочно, легко выдергиваются. Видимо, это и навело ткачих на мысль закреплять их более прочно – узлами. Нить тянули от клубка, завязывали узел и обрывали ее ударом пальцев. В развитии привычного ворсового ковра большую роль сыграло изобретение и совершенствование ножей и ножниц.

Мотив индийского ковра XIX в.

Ворсовое ткачество – вершина ковродельческого искусства. Сотни, тысячи, миллионы узелков… Сидя за станком, мастерица медленно, день за днем, месяц за месяцем, узелок за узелком творила прекрасный мир, вкладывая в работу всю свою душу, мечтая порадовать близких, украсить свой дом, оберечь его магическими узорами ковра. В случае ткачества ковра для продажи всё выглядит не столь романтично, но часто не влияет на конечный результат.
Мотив индийского ковра XIX в.

Гладкие ковры отличаются от ворсовых легкостью, на них идет в два раза меньше шерсти, требуется и меньше времени на работу. В то же время, техника гладкого ткачества ограничивает возможности свободного выполнения рисунка, хотя точность рисунка зависит так же от того, насколько ковер тонкий или грубый. Узор формируют сами горизонтальные и вертикальные линии утка и основы, отсюда его четкость и графичность.

Каждая новая техника ткачества становилась основой для возникновения следующей, возможно, спустя века. Ее приемы не зачеркивали своим появлением предыдущие, а использовались параллельно. В результате сегодня применяются все приемы ткачества текстильных изделий, хотя одни чаще, а другие реже.

Борис Мигаль. Гобелен «Зеленый луч». Часть триптиха. 1985–1987.

В отличие от традиционных ковровых изделий разных народов, в старинной шпалере и современном гобелене художник свободно применяет ткацкие приемы в любых сочетаниях. Возможно, современный гобелен – это форма ковра, в большей степени отвечающая сегодня потребностям человека.
Борис Мигаль. Гобелен «Зеленый луч». Часть триптиха. 1985–1987.

Европейская шпалера за десять столетий прошла путь от небольших наивных сюжетных ковров до монументальных серий шпалер высочайшего уровня. А искусство современного гобелена просто немыслимо без авторского участия. Разве может цифровой ткацкий станок или работа ткача-исполнителя заменить озарения, находки, импровизацию художника в процессе ткачества! Гобелен, рожденный в медленной, кропотливой работе, несет зрителю живую мысль, чувства, настроение художника. Вы и сами, занявшись ткачеством, почувствуете во время работы, что в каждом движении нити заложена мысль.

Вернемся к вопросу, почему люди продолжают заниматься ткачеством? Ковер размером 2 х 3 м автоматические станки изготовляют менее чем за час. Зачем тратить на это неделю за неделей, месяц за месяцем?

Да, машины способны воспроизводить даже древний орнамент, но они не могут одухотворить ковер, сделать его неповторимым. В век, когда человек доверил все производить машине, ковры и гобелены ручной работы неизменно ценятся как уникальное произведение, ведь они хранят душу и тепло рук мастерицы.

Кроме того, станки «не умеют» выполнять многие ткацкие приемы, включая ворсовые узлы, – то, что так легко и быстро делают опытные мастерицы.

Всю историю развития цивилизации люди подходили творчески ко всему, что делали, в том числе постоянно совершенствовали конструкции ткацких станков; изобретали приемы ткачества; разрабатывали все более сложные орнаментальные композиции ковров, доводя их до совершенства. Видимо, в творческом начале, заложенном в человеке от природы, и заключается разгадка вечной тяги людей к ручной работе. Радость от красивой вещи, сотворенной собственными руками, ни с чем несравнима.

В этой публикации я рассмотрю ткачество с использованием текстильных материалов, бисерное ткачество рассмотрим как-нибудь в другой раз.

Ткачество ручное — процесс получения ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) путем переплетения двух систем нитей, расположенных взаимноперпендикулярно.

Это одно из древнейших человеческих ремёсел возникло в позднем неолите в результате эволюции плетения. Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени. Традиционное сырьё: шерсть, лён, хлопок и шёлк. До 19-20 веков являлось одним из самых распространенных домашних занятий.

В интернете много предложений ручного ткачества, в основном это домотканные коврики, пояса в русском стиле, шарфы и палантины.

В ткачестве используют все виды ниток и пряжи. В одном проекте может вмешиваться обычная пряжа, арт-пряжа, текстильная пряжа, мулине, шелковые нити, волокна вискозы и локоны шерсти и ровница.

Традиционно из домотканного полотна делают одежду. Вещи получаются очень фактурными и интересными. Эта одежда подойдет не каждому, она сильно отличается от магазинной ткани как на ощупь, так и по крою.

Чаще всего мастерицы не режут домотканное полотно, а ткут детали сразу по выкройке, поэтому крой у таких вещей свободный.

Одежда из домотканного полотна отлично смотрится на дамах в возрасте и «в теле».

Стиль у таких вещей может быть как классический, так и Бохо.

Часто в изделиях используются совмещают ткачество и вязание. Мне кажется, если добавять валяние и вышивку, то изделия получатся еще более фактурными.

Дизайнеры иодных домов тка же используют в колекциях полотно ручного ткачества.

Многие ткачихи делают сами пряжу для своих изделий.

Для одежды и палантинов используют дорогую качественную пряжу, а для ковриков можно использовать остатки от одежды.

Подушки и пледы из домотканного полотна отлично впишутся в интерьер.

Сумка из домотканного полотна может стать ярким акцентом всего образа.

Если вы хотите заняться ткачеством, вовсе не обязательно покупать дорогой ткацкий станок. Очень много интересных изделий вы можете сделать при помощи небольших и недорогих (даже самодельных) ткацких приспособлений.

При помощи вот таких рамок разных форм и размеров, вы можете соткать шарф, палантин, подушку, плед или ковер.

Размер у этих рамок небольшой, поэтому их удобно брать в дорогу или на дачу.

Плед из квадратиков:

Для свосем маленьких проектов используют миниатюрные рамки для ткачества, а для «маньяков» кольцо ткачихи :)

Если хотите сделать треугольную шаль, то вам пригодится вот такая конструкция:

А для одежды делаются рамы по форме выкройки. Только обязательно учитывайте что после снятия с рамы полотно сжимается, поэтому рама должна быть больше выкройки на процент усадки. Делайте образцы!

Для круглых ковриков используют Хула-хуп :)

На основе ткачества можно делать игрушки, украшения, декоративные вазы, подстаканники и салфетки, грелки на чайник, обложки для книг и альбомов. Очень красиво смотрится мебель обтянутая самодельной тканью.

Еще один вид ручного ткачества — это изготовление гобеленов.

Гобелен ручной работы делится на два основных вида: петельный и тканый.

Петельный гобелен проще в исполнении. Суть техники такова: на плотный кусок ткани наносится эскиз, затем «пробивается» специальной иглой и прошивается шерстяными нитками. У петельного гобелена есть свои поклонники, но стоит сказать и о минусах. Этот гобелен легко распускается, если случайно задеть нитку, но если смазать изнанку клеем ПВА, то эта проблема исчезает.

В этой публикации мы рассмотрим тканый гобелен.

Тканый гобелен — более сложное искусство. Вначале на подрамник наматывается основа из хлопковых ниток. Затем она закрепляется снизу специальными — сумаховыми — узлами. Они имеют древнюю историю, и умение их создавать — азы ремесла. Далее приступают к главному процессу — проведению уточной нити сквозь основу. Довольно часто он сочетается с узелковым плетением. Существует огромное количество способов плетения, а некоторые рукодельницы даже изобретают собственные.

На Ярмарке Мастеров есть несколько мастер-классов по тканому гобелену. Если кому-то интересно, попробуйте поскать в разделе Ткачество.

Ручное ткачество. Статьи, переводы, схемы

Виды заправочных рисунков (схем) и методика их построения. В материале использованы названия элементов схем, принятые в академической литературе по технологии и проектированию тканей.

Валентина Христолюбова


Валентина Христолюбова

Позновательная статья. Было интересно читать. Не фиксируются в моей голове термины. Плохо, что мне не с кем общаться на эту тему. Я бы запомнила. А то, когда не пользуешься информацией, она забывается Спасибо

Ручное ткачество. Статьи, переводы, схемы

Ручное ткачество. Статьи, переводы, схемы запись закреплена
Обучение ткачеству - "ТАРТАН" клуб

Ткачество на дощечках в наше время стало одним из интереснейших и увлекательных рукоделий.
Программа предназначена для ткачей, пользующихся инструментом на дощечках, для модернизирования, украшения и совершенствования своего творчества и мастерства.
Показать полностью.

Сейчас многие ткачи сами придумывают узоры и претворяют в жизнь эту давно изобретенную традиционную часть одежды - Пояса. С помощью этой компьютерной программы можно легко пройти курс обучения ткачеству, самостоятельно составить узор, орнамент, распределить чередование нитей, сохранить, изменить, прикинуть подбор цветов и постановку дощечек и пр.

Обратившись к некоторым сайтам по старой памяти заметила, что за давностью лет ссылки устарели. Делюсь личными сохраненными файликами с программой, расшифровкой и инструкциями работы в этой программе.
Программа ткачества на дощечкахх пригодится и реконструкторам, которые восстанавлявают сложные узоры по старинным археологическим образцам.

В общем, захотел я освоить ткацкое дело и освоил. Перед 2017-м Новым годом сделал в столярной мастерской простой ткацкий станок, но не традиционный большой, а просто доску со штырями и понеслось! По-английски такой стан называется peg loom, довольно много видео есть на YouTube о таком способе ткачества. Как оказалось, в наших странах оно неизвестно, но в Западной Европе на них ткут шерсть овец.

Мой самый первый половик, основа из джута, уток из джута и органзы. Соткан на ткацком стане со штырьками.

Мой самый первый половик, основа из джута, уток из джута и органзы. Соткан на ткацком стане со штырьками.

За пару месяцев я соткал пять половиков, но процесс очень быстрый, за выходной могу соткать по ковру. Так что невозможно остановиться! В расход ушли полных два комплекта старого постельного белья, куча обрезков органзы, и даже любая старая нитка и шерсть. Джут для основы, но можно и без него. Всё раздарил родным, ибо мне стелить столько ковров уже некуда! Инструмент очень хороший, рекомендую всем.

А вот и сам станок

В доске 5х10 см насверлены отверстия диаметром 1 см, через 1 см и глубиной 3 см. Штыри — это иголки, в них продевается нить основы. Когда доплели нить утка до верха, штыри вынимаются из доски, полотно опускается, и штыри ставятся обратно. Плетение продолжается. Доска подойдет любая, штыри я сделал из круглого бруска со строительного рынка, они продаются разного диаметра длиной 2 метра.

Плетение или ткачество делается, заводя нить за каждый штырь восьмеркой в прямом и обратном направлении. Возможны любые приёмы ткачества гобеленов.

Мой второй коврик на самодельном ткацком стане со штырьками. Размер 100х80 см. Соткал за три вечера. Теперь он лежит в прихожей у моей бабушки.

Мой второй коврик на самодельном ткацком стане со штырьками. Размер 100х80 см. Соткал за три вечера. Теперь он лежит в прихожей у моей бабушки.

Материал для половиков

На фото выше мой второй половик. Материал основы джут, нити утка: старая бязь, органза, шерсть. Джут достаточно прочный и жесткий, также подойдет льняной шпагат. Хлопковые или шерстяные нити в основе использую только в несколько сложений. Для утка подойдет любая ткань, которая не сильно сыпется, в любом сочетании.

Я часто использую отходы текстильного производства, шторные ткани. Органза здесь даёт интересные цветовые и фактурные сочетания, но делает половик скользким! Органзу или синтетику нужно сочетать с натуральными тканями, иначе вы уедете на этом ковре-самолёте в травмпункт!

Хорошая текстура коврика из старой постели и органзы, сотканного на стане со штырьками. Всё, что было в доме ушло в коврик.

Хорошая текстура коврика из старой постели и органзы, сотканного на стане со штырьками. Всё, что было в доме ушло в коврик.

Отделка половика

В процессе плетения полотно получается рыхлым и его нужно уплотнять. Уплотнение сильно влияет на толщину, плотность и скольжение ковра. Половики получаются толстые и плотные. Очень приятно пользоваться ими перед кроватью или в ванной. Темные расцветки послужат в прихожей.

Однако, даже плотный половик требует обвязки края, иначе будет сбиваться. Я обвязываю край крючком, подхватывая петли-восьмёрки, которые получаются по краю. Если половик не сильно плотный, также провязываю и закрепляю в середине. Это даёт дополнительный элемент дизайна и значительно стабилизирует нити в ковре.

Размер 100х60, в основе старые хлопковые нитки. Уток: ленты из старой постели, органза. Он очень мягкий и красивый.

Размер 100х60, в основе старые хлопковые нитки. Уток: ленты из старой постели, органза. Он очень мягкий и красивый.

Дизайн и сочетания цветов

Тканые на стане со штырьками половички и коврики можно ткать из любой нитки или пряжи, тканевых лент, любого цвета и фактуры. Конечно же, вариантов тут не сильно много. Сам процесс ткачества диктует два дизайна: однотонный цвет или полосатый. А вот полосатости — миллион вариантов. Главное хорошо подобрать цвета. Вы можете играть цветом и шириной полос.

Готов мой огромный ковёр размером метр в ширину и полтора метра в длину. Обвязываю край и закрепляю нити. А какой роскошный цвет! Ковёр соткан из шерстяных и хлопковых нитей синих цветов. Эта фактура напомнила мне Неву. Такая же спокойная темно-синяя гладь. Издали светится синевой, а вблизи становятся различимы оттенки. Такую фактуру крючком, конечно, не сделать. Под этим ковриком очень тепло, его можно использовать как уличный плед, покрывало или налавник.

Плюсы и минусы

— Где взять столько времени?
Такие проекты я делаю только в новогодние праздники. Удобно угнездившись в кресле, километры нитей легко укладываются в узоры. Результат всегда выглядит очень интересно.

— Сколько же нужно ниток?
Очень много, и это отличный способ уработать всё лишнее, негодное, ненужное, старое и бестолковое. Непрочные нитки я соединяю с нормальными, в готовом изделии они перекручиваются, соединяются, уплотняются и пряжа плохого качества тоже может послужить.

— Как за этим ухаживать?
Я стираю в стиральной машине. Но шерстяные и джутовые половики туда лучше не пихать. Потом машинка будет долго вонять. Пылесосом тоже лучше не махать, он будет делать цеплять нити и делать затяжки. Вытряхивайте на улице, чистите липким роликом.

— Сколько это будет сохнуть?
Долго. Поэтому, если вы устраиваете потопы в ванной, туда лучше не стелить.


Ручное ткачество – это увлекательный, но в то же время достаточно сложный и кропотливый процесс. Чтобы научиться ткать полотна своими руками, необходимо знать множество нюансов. Решив заняться ткачеством, в первую очередь рекомендуется обзавестись ткацким станком. Такое приспособление можно как купить готовым, так и смастерить самостоятельно. Единственное, что для этого потребуется, – это немного свободного времени, необходимые инструменты и строгое соблюдение рекомендаций по изготовлению станка.


Движения ткацкого станка

Ткачество — это самый главный процесс, в котором два различных набора пряжи или нитей соединяются между собой, организуя ткань или полотно. Один из данных наборов именуется ключевой нитью, которая собой представляет продольную пряжу, идущую от задней к передней части ткацкого станка. Другой комплект – поперечные нити — это начинка, которые называются уточной пряжей. Благодаря этому механизмы ткацкого станка можно в общем обозначать так:

Первичные механизмы для изготовления тканого материала:

  • Зевообразование;
  • Прокидка челнока;
  • Прибой уточной нити к опушке ткани.
  • Подача основы;
  • Укрутка нити;
  • Выбор утка.
  • Останавливающий механизм;
  • Предохранитель от отрывов основы при замине челнока в зеве;
  • Уточный нитенаблюдатель;
  • Пополнение утка.

Предохранители от разрывов нужны только в ткацких станках, которыми пользуются свободные летящие тела для вставки утка, к примеру, челнок или микрочелнок. Ткацкий станок останавливают до того, как происходит прибой уточной ткани, если челноки не становятся в хорошее положение после того, как пересекли ткацкий станок.

После приготовлений главную пряжу «втягивают» через ремиз, Поставленный на требуемых стропах.

Что понадобится начинающему ткачу?

Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.


Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.

Начинающим мастерицам лучше отдавать предпочтение простым работам, для создания которых потребуется 2–3 мотка цветных ниток. Их можно купить или распустить старые ненужные вещи. Желательно, чтобы они были разных оттенков.

Первичные механизмы


Процесс зевообразования

Это первичный механизм в ткачестве, который делит нити основы, чтобы позволить вставку поперечных нитей или прокидку челнока. Именно данный механизм поднимает конкретные стропы над иными. Пряжа, которая проходит сквозь ремиз в данных веревках, подымается выше той, которая не контролируются поднятыми стропами. Подобным образом, лист нитей основы подымается вверх, а лист поперечных нитей остается внизу. Пространство между 2-мя листами нитей именуется «зев».

  • Открытое зевоообразования. Это способ формирования зева, в котором между вставкой одного утка и следующего за ним единственными двигающимися нитками считаются те, которые нужны для изменения положения от верхней до нижней линии зева либо наоборот.
  • Полуоткрытое зевообразование. Это способ формирования зева, в котором нити, которые должны оставаться в верхней линии выступа крыши для следующего захвата, опускаются на короткое расстояние, а потом опять поднимаются. Прочие нити поднимаются и опускаются, как при открытом зевообразовании.
  • Закрытое зевообразование. Это способ формирования зева, в котором все нити основы переходят на один уровень после введения каждого набора утка. Они 2-ух типов, другими словами находящиеся снизу закрытые и центральные закрытые прорези. Разница между ними состоит в том, что термины «находящиеся снизу» и «центральные» указывают на положение нитей основы в состоянии покоя.

Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)


схема расположения уточных нитей в ткани

Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформировался, через него ведется поперечная нить.


Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вмонтирована, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Иначе говоря прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это приспособление, которое применяется в ткачестве для удержания ткани при опушке достаточно близко к ширине основы в берде.


Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?

Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:


  • Кулачковым. Используется для изготовления тканей с простыми переплетениями. С его помощью удобно работать с небольшим раппортом.
  • Кареточным. Служит для создания сложных узоров. Количество ремизок (двух деревянных планок, скрепленных с толкателями ремизным приводом) в этом устройстве может доходить до 34 штук. Ремизки в каретках перемещаются с помощью особого подъемного механизма.
  • Жаккардовым. С помощью этого механизма можно получить самое большое количество переплетений и узоров. Каждая нить в таком устройстве поднимается вне зависимости от другой.

Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:


  • зевообразовательный (зев бывает открытым, полуоткрытым и закрытым);
  • устройства, вводящие уток в зев;
  • прибой утка к опушке ткани (в такой момент формируется новый элемент полотна);
  • устройство, обеспечивающее продольное перемещение нити основы;
  • устройство для перемещения и отвода полотна;
  • отпускание полотна с машины;
  • бердо – элемент в форме гребня, через который проходит нить основы.


У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.

Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:


  1. Просверлить в 2 рейках отверстия в форме круглых проемов.
  2. В полученные выемки вставить круглые рейки, закрепив их клиньями. Также их можно зафиксировать любым другим способом. Главное при этом, чтобы они были неподвижны.
  3. В средней части квадратной рейки сделать пазы и установить в них гребенку.
  4. Для достижения максимальной устойчивости закрепить дно, желательно из фанеры.
  5. В передней части на круглой рейке вбить гвозди. Они нужны для натягивания нити. Расстояние между ними должно быть 0,5 см.
  6. Закрепить заднюю рейку, предназначенную для наматывания лишнего полотна.

Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.

Вторичные механизмы

  • Подача основы. Это механизм, который поставляет основу в область ткачества с необходимой скоростью и при подходящем регулярном напряжении, отталкивая ее от фланцевой трубки, также популярной как ткацкий навой.
  • Хорошая подача. Механизм управления поворотом навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, когда навой приводится в движение механически.
  • Негативная подача. Механизм, управляющий вращением навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, где навой вытягивается каркасом против тормозного усилия, приложенного к нему.
  • Укрутка нити. Это механизм, который снимает ткань из области ткачества с неизменной скоростью. Он обеспечивает сохранение необходимого интервала между захватами и потом наматывание его на тряпочный валик.
  • Положительная укрутка. Это механизм, при котором приемный ролик приводится в движение зубчатым колесом, колесом переключения или собачкой, обеспечивая требуемую скорость, что дает возможность определить расстояние между захватами.


  • Негативная укрутка. Это механизм, в котором подъемный ролик крутится при помощи веса или пружины, этот ролик крутится собственно тогда, когда сила, приложенная весом или пружиной, больше, чем натяжение основы в ткани. Скорость захвата находится под контролем величиной силы, приложенной весом или пружиной, и/или натяжением основы.
  • Подсобные механизмы. Для получения большой производительности и лучшего качества ткани прибавляются вспомогательные механизмы, именуемые вспомогательными. Подсобные механизмы полезные, однако не совсем нужны.

Ткачество. Снование основы

Как ткать ткань в домашних условиях?


Начинающему ткачу рекомендуется начинать творить с небольших и простых в исполнении изделий. Для начала можно сделать салфетку. Как выглядят созданные таким образом вещи, можно посмотреть на фото выше. Рисунок на полотне получают, чередуя нитки разных цветов. Процесс работы на станке включает в себя следующие манипуляции:

  1. Распределить нити основы.
  2. Под первую нитку основы продеть пряжу и закрепить ее в разрезе. Нет строгих ограничений относительно того, с какой стороны начинать плетение. Это можно делать как слева, так и справа.
  3. Оставшуюся часть продеть змейкой через нити основы.
  4. Дойдя до окончания полотна повернуть нитку таким образом, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующие ряды нужно плести так, чтобы нитка оказалась снизу в тех участках, в которых в предыдущем ряду она была сверху.
  5. По завершении работы подогнуть разрезы на картоне. Осторожно снять петли, разрезать их и связать узелки.

Выборная техника

Уже само название метода свидетельствует о похожести такого ткачества на браное. Для его создания также нужна специальная дощечка или пруток. Однако выборная техника отличается от браной тем, что здесь уток не прокидывается от кромки к кромке. Узор создается отдельными частями, отчего ткань становится многоцветной и рельефной. Тем не менее, изнаночная и лицевая сторона также выглядят как негатив друг друга.

Переборное ручное ткачество

Эта техника широко распространена в белорусском и украинском творчестве. По внешнему виду изделия похожи на выполненные методом выборного ткачества, но технология изготовления совершенно разная. Здесь нет никакой бральницы, зато больше ремизок в станке, в которые попадают нити основы. Есть два способа «переборов». Чтобы получить двухсторонний орнамент рисунка, используется один узорный уток, а для получения многоцветного рисунка используется два или более утков. Переборное ткачество менее трудоемко по сравнению с браным или выборным ткачеством.

Ажурное ткачество

К концу XIX века наиболее популярным стало ажурное ткачество, благодаря которому создавался удивительно красивый орнамент. Особенно оно было распространено в районах Русского Севера. Ажурный узор с оригинальным переплетением и перевивкой представлял собой сквозные просветы с чередующимися рисунками. Такое ткачество в основном применялось при создании занавесок и скатертей.

Ремизное ткачество

Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является ремизная техника. Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями. Важно, что полученный орнамент мог быть самым разнообразным по своей цветовой гамме. Данная техника чаще всего использовалась для украшения полотенец, скатертей и нижних женских юбок.

Наиболее простым видом ремизной техники мастера считают пестроткань или пестрядь. Это полосатые или клетчатые рисунки, в которых основными цветами были красные, синие и белые, с редким добавлением желтых и зеленых оттенков. Такие полотна шли на изготовление передников, рубах, сарафанов и покрывал.

Более сложным и трудоемким видом ремизной техники является клетчатина, рисунок которой был четкой геометрической формы. Узор клетчатины создавался мелким уточным настилом, который налагался поверх гладкого полотна. Вытканные изображения были разнообразными, что видно из дошедших до нас названий: «денежки», «круги», «пряники», «огурцы» или «решеточки».

Следует отметить, что наиболее искусные мастерицы в своем творчестве объединяли сразу несколько техник ткачества. И это несмотря на всю примитивность устройств для ткачества.

С уважением, Александр Гончаров

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 15075
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: