Плетение пояса на ключах

Обновлено: 24.04.2024

Первый этап: создание схемы. Я пользуюсь программой GTT. У меня для примера взята простая схемка "крестики-нолики". Как видите, тут 14 дощечек. Два цвета. Внизу окошко заправки. Выше-получаемый рисунок и алгоритм. Алгоритм взят простой: 8 поворотов вперед и 8 назад. Для удобства я переписываю схему на листок, где 1-14 это дощечки по порядку, A B C D -отверстия и S Z заправка нитей. Об этом подробнее объясню далее.Этап два: расчет количества и длины нитей. Под схемой я пишу сколько нитей какого цвета мне понадобится. У нас 32 шт. синих и 24 шт. серых.
Расчет длины: берется длина готового изделия и умножается на 1,7. Например, если вам нужен пояс длиной 2 метра, значит нужно натягивать 2*1,7=3,4 м. Но я всегда беру немного больше. То есть в данном случае лучше всего взять 3,5 метра пряжи.
Способ натяжки зависит от ваших возможностей и изобретательности))) У меня, как вы видите на фото, это стулья (с утяжелением) и "набалдашник" кухонного уголка.О дощечках для ткачества: в интернете вы можете найти массу вариантов из чего их изготовить. Лично я остановилась на пластиковых карточках от сим-карт. Достаточно крепкие и тонкие.
Дощечки имеют лицевую сторону и изнаночную. При заправке кладем из лицом вверх.
Расположение отверстий A B C и D: верхнее левое отверстие-А; верхнее правое-B; нижнее правое-C и нижнее левое-D.
В схеме отверстия располагаются сверху вниз. На фото ниже отделена первая дощечка. Все нити одного цвета. Заправка будет S.
Третий этап: подготовка станка. Снимаем с него прижимные планки. Перед ним ставим табурет. Это значительно облегчит перенос заправленных дощечек, так как пряжа будет уже на станке.Четвертый этап: заправка.
Заправка идет по схеме с первой дощечки и далее по порядку до 14-той. Кладем первую. Во все отверстия заправляются нити синего цвета. Заправка нитей S. Это значит, что продевать нити надо с изнанки на "лицо".Длинные концы пряжи перекидываются через верхнюю планку. Нижние свисают с табурета. Для оформления концов пояса я оставляю примерно 30 см.Заправляем вторую дощечку. В отверстие А, в соответствии со схемой, идет синяя нить, в отверстие В-серая, в отверстие С-синяя и в отверстие D-серая. Заправка этой дощечки Z. Это значит что все нити продеваются с лицевой стороны на изнаночную.
И так далее все дощечки заправляются строго по схеме, не забывая про положение S Z и точное соответствие схеме нитей, соответствующих цветов, соответствующим отверстиям)))
Дощечки накладываем друг на друга, так что бы первая оказалась нижней, а 14-тая самой верхней.Все дощечки заправлены. Теперь их надо закрепить на нижней планке станка. Для удобства я использую вязальную булавку.Скрепленные булавкой дощечки при переносе на станок поворачиваются лицевой стороной вправо. Планкой прижимаем пряжу ниже самих дощечек. Конец пряжи, свисающий ниже прижимной планки завязываем на пару узлов, что бы при натяжке нити пряжи не выскочили.Далее верхние концы пряжи собираем и "расчесываем". Можно "расчесать" каждую дощечку отдельно, а можно проведя сразу всеми дощечками вверх по пряже. После того, как нити расправлены можно их прижать верхней планкой и, равномерно натянув, закрепить.Станок заправлен и готов к работе.Пятый этап: ткачество.
Нам понадобится уточная нить. Лучше всего брать нить в цвет кромки, в противном случае, если уток будет контрастного цвета, то он будет заметен по краям. В нашем случае кромка синего цвета, соответственно и уток берем синий.
Прокладываем в зев уточную нить, оставляя хвостик примерно 30 см. Для данного изделия алгоритм поворотов прост: 8 раз вперед (от себя) и 8 назад (к себе). Делаем первый поворот. Прибиваем пряжу ладонью. Снова прокладываем уток. Вновь делаем поворот от себя. Прибиваем. Прокладываем уток, аккуратно подтягивая им крайние нити. Первые несколько поворотов будут не самыми ровными, так как это начало изделия и абсолютно ровной натяжки не бывает.
Повторяя действия поворот-прибить-уток-подтянуть, сделайте 8 поворотов дощечек от себя. После 8 поворотов на себя.
Вот так прибиваем пряжу после каждого поворота дощечки.Положение дощечек после полностью пройденного алгоритма.Весь процесс плетения ограничен расстоянием между верхней и нижней прижимными планками, поэтому рано или поздно вам придется выполнить перенатяжку.Для перетяжки необходимо немного ослабить прижимные планки и освободить закрепленный конец пряжи. Перетягиваем готовую часть вниз, оставляя немного (1-2 см.) над планкой для продолжения работы.Узел на нижней части желательно развязать, что бы на пряже не было заломов.
Сплетенную часть наматываем на нижние планки. Пряжу по необходимости снова "расчесываем" и закрепляем
Таким образом, с перетяжками и "расчесыванием" пряжи плетем изделие до требуемой длины.
Желаю всем успехов))))

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1.3 Анализ существующих методов…………………………4

2.1. Изучение истории и обрядовых функций

пояса в жизни человека.…………………………………… 6

2.2. Технологическая последовательность

изготовления заправочного пояса на бердо……..10

2.3. Технологическая карта заправки нитей в бердо

изготовления браного пояса на бердо……………….14

Список используемой литературы……………………………….17

Приложение. Символические мотивы,

используемые в ткачестве…………………………………………….18

«Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик…»

МАОУ «Видновская гимназия» – учебное учреждение гуманитарной направленности. На уроках технологии большое внимание уделяется изучению народных традиций, знакомству с народными промыслами.

Мастер-класс по изготовлению тканых поясов направлен на изучение одного из направлений декоративно-прикладного творчества.

Ткачество – самостоятельный вид творчества, исторически возникло как эстетическая потребность в художественном оформлении быта людей, одежды. Современный интерес к ткачеству поясов отвечает новым культурным потребностям (возможность использовать элементы народного костюма в современной одежде) и служит дальнейшему развитию этого вида рукоделия.

Мастер-класс сочетает не только различные виды практической работы по изготовлению поясов, но и открывает прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

1.1 Актуальность:

В век технического прогресса изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, из природных материалов, приобрели особое значение.

Ткачество поясов – это народное искусство, отражающее внутреннюю жизнь народной души, глубину народного духа, которое не поддается времени. Позволяет развивать личные полезные качества у обучающихся (интерес к истории старинного ремесла, художественный вкус, индивидуальность). Дает возможность расширить возможности, приемы и средства работы с обучающимися.

Педагогическая целесообразность:

-развитие познавательных интересов у детей;

-стимулирует развитие творческих способностей;

-способствует активному вхождению в работу прикладного и художественного характера.

-воспитывать в детях любовь к народному творчеству, гордость за свою страну;

-развивать интерес к народной культуре;

-развивать творческие способности, эстетический вкус, трудолюбие;

-научить разнообразной технике изготовления поясов.

Работа носит практико-значимый характер. В разработке мастер – класса представлены технологические карты по изготовлению тканых поясов.

Такие мастер-классы можно проводить на тематических неделях, посвященных изучению народных традиций, народных промыслов, на неделе празднования Масленицы и как интерактивное занятие в школьном краеведческом музее.

1.3 Анализ существующих методов.

Основные приёмы изготовления тканых поясов

Ткачество на бёрдышке и дощечках дело старинное, древнее. Ещё наши далёкие прародители ткали изделия себе на пользу и украшение жизни.
Ткачество поясов на бердо

Инструменты и материалы:

Бердо – это деревянная или пластмассовая пластинка, от размера зависит ширина пояса, поделенная щелеобразными прорезями шириной 1 –1,5 мм на тростины. Ширина тростин приблизительно 4-6 мм. Посреди каждой из них имеется круглое отверстие диаметром 1.5-2 мм.

Челнок и нож . Для ткачества на бердо применяется челнок для продевания нити утка

На челнок наматывают нити чуть тоньше основных. Для подбивания используют деревянный нож (его можно заменить на линейку).

Нитки для ткачества на бердо можно использовать любые (для начинающих проще ткать шерстяными.


« Добро, что и по сей день бьёт ключик тканого мастерства и творчества в людях…»

Для того чтобы сделать зев для прокидки уточной нити, достаточно просто поднять или опустить бердо. При этом нити, заправленные в прорези, будут перемещаться вверх-вниз.

20141112_130138

Но более распространенной в русском ткачестве была браная техника. При создании браного узора нитку брали, считали. Отсюда и название ткачества — браное. Густой, плотный, рельефный узор красного цвета на фартуках, головных платках, рубахах и полотенцах подчеркивает белизну холста. Но особенно ярко чувство цвета, ритмики и блестящее техническое мастерство проявились в изготовлении узорных шерстяных поясов. Яркие по цвету, они поражают разнообразием узоров и красотой богатой палитры.

2.1.Изучение истории и обрядовых функций пояса в жизни человека.

Пояс — полоса ткани, кожи или шнур различной длины и ширины, предназначенные для опоясывания одежды, и, как правило, скрепляющиеся узлом, пряжкой или пуговицей.

Название собственно русское. Так в словаре В. Даля читаем: «Пояс — (от поять — обнять) — обвязка, полоса вокруг чего-либо; по-другому опояска, подпояска, кушак».

Пояс бытует с очень отдалённых врем ен , о чём есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В V веке до н.э. Геродот записал в Причерноморье скифскую генеалогическую легенду: Геракл оставил сыновьям в наследство пояс и лук. Только один сын — Скиф — сумел натянуть этот лук, и наследство досталось ему — родоначальнику скифских царей.

Древняя традиция жива.

У пояса очень давняя и богатая история. Для некоторых видов женской одежды (например, сарафана) практической надобности в поясе не было. Но в таком случае его надевали под сарафан на рубаху, и даже на голое тело. Объясняется это тем, что пояс в народных верованиях — символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как и нитка, пряжа, волокно, верёвка). Пояс, как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употреблялся в качестве оберега, магического объекта, способствующего благополучию и удаче того, кто его носит.

«Без пояса ходить грех», — говорилось в народе. По русским поверьям, ходить без пояса было также «грешно», как и без креста. В русском фольклоре без креста, без пояса появляются отрицательные герои. Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе. Слово «распоясаться» ведёт свое происхождение оттуда, из глубины столетий. Оно означает вести себя неправильно. Каждый

уважающий себя русский человек не позволял себе ходить распоясанным даже в избе.

Считалось, что подпоясанного человека и бес боится, его не тронет ни домовой, ни леший. В быту русских крестьян пояс и в XIX веке признавался оберегом, с чем связано и опоясывание новорождённого во время крещения. Родившийся человек получал своего рода талисман, который сопровождал его всю жизнь.

Существовало множество обрядов, связанных с поясом.

С помощью пояса устанавливается связь между «своим» и «чужим» пространствами, старым и новым домом. Так при переходе в новый дом хозяин входил первым и втягивал за пояс всех членов семьи.

Молодая, входя в дом мужа после венчания, бросала пояс на печь.

При первом выгоне скота в поле было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. При первом выгоне скота на пастбище через пояс-верёвку прогоняли коров. Накануне первого выгона скота хозяйка плела из 3-х льняных ниток пояс, нашёптывая: «Как этот плетешок плетётся, так милая скотинка плетись на свой двор из следа в след, из шага в шаг. Нигде не заблуждайся ни в тёмных лесах, ни в зелёных лугах, ни в чистых полях».

На Европейском Севере девушки часто использовали пояс в гаданиях. Загадывая на жениха, вешали новый шерстяной пояс на «божницу» и говорили: «Пояс-пояс, покажи мне суженого поезд». Или к поясу на ночь привязывали замок, запирали его и ключ клали под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня». Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две таких осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их сбудется.

Вера в магическое значение пояса имела место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Свадебные пояса первоначально были красные, как обладающие магической силой, но потом стали орнаментированными. Пояса служили также маркировкой свадебных чинов (повязывали через плечо) и всей свадьбы (прикреплялся к дуге свадебной повозки). Известны и такие свадебные ритуалы: связывали поясом жениха и невесту, узел с приданым невесты.

Пояс обязательно клали в гроб, не подпоясанным человека на тот свет не отправляли. А иногда надевали даже несколько поясов на все случаи его загробной жизни.

Пояс обеспечивал связь между миром живых и миром мёртвых. Его вывешивали за окно, полагая, что по нему приходят в дом души предков.

Пояс употреблялся в заговорах от болезней. Больной лихорадкой шёл в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: «Осина, осина,

возьми мою трясину, дай мне здоровье». После чего перевязывал осину своим поясом. Люди верили, что можно навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия.

На Руси пояс служил и родительским благословением, и передавался по наследству из поколения в поколение.

Самыми распространёнными были пояса из льняной и шерстяной пряжи. Нить шерстяную и льняную пряла каждая женщина, девочка: из них и изготовлялись пояса. Довольно рано стали изготовлять пояса для продажи. На Европейском Севере центром кушачьего промысла стал город Красноборск, где в год производилось до 6000 штук различных поясов. Ткали пояса на продажу и в монастырях.

Пояс издревле являлся хранителем «калиты», то есть кошелька: на поясе и за поясом носили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялось кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок и сундуков и лакомство для детей, поэтому со временем такой карман был назван «лакомка». Наконец, поясом подпоясывались просто для удержания тепла.

Традиционные приемы изготовления поясов

Известно домашние способы изготовления поясов:

1) на «кружках» или «дощечках»;

2) на бердышке (сволочек);

3) на «игле» или «в бутылку»;

4) плетение (полутканье) и др.

Мужские и женские пояса

Все тканые пояса можно поделить на два вида: широкие и узкие. Их называют по-разному: первые — кушаком или опояской; вторые — пояском, покромкой.

Кушак — принадлежность верхней мужской одежды. Его ткали шириной от 4 до 15 сантиметров, длиной равной двум обхватам талии с запасом на низко спускающиеся концы.


Пояски носили и мужчины, и женщины: мужчины — поверх рубашки, а женщины — по сарафану. Ширина поясков колебалась от 1 до 5 сантиметров. Женскому пояску полагалось быть шире и длиннее.

Сугубо мужскими считались пояса кручёные (на игле) и сетчатые. Детские пояски были небольшими, узкими, выполненными в самой простой технике. Поясов в каждой семье ткалось много: для повседневного ношения и праздничных.

Праздничные пояса ткались длинными, шерстяными, из нитей, окрашенных в яркие цвета. Повседневные пояса были попроще; из льняных нитей, без кистей. Ритуальные пояса были в основном с узорами, вытканными красной нитью. Ромбы, круги, кресты, свастики, «гуськи» имели значение амулетов. Им приписывались магические свойства. Еще в середине XIX века сохранялся обряд «чтения» узоров во время крещенских смотрин невесты. Знающая пожилая женщина объясняла значение каждого узора.

Позднее прямое магическое значение знаков забылось, но традиция ещё охраняла знаки от искажений как «полезные», «хорошие». «Так полагалось», «Так издавна ткали» — так обычно объясняют знаки бабушки-ткачихи.

Кисти

Кисти считались «душой» пояса, его украшением. Чем уже и скромнее был сам пояс, тем богаче, ярче делались кисти. Для создания кистей использовали бисер, бусинки, конский волос. Их делали в несколько ярусов, многослойными в виде гроздьев из множества мелких помпонов.

Способы завязывания поясов

Прослеживаются разные варианты способов завязывания поясов. Так в Великоустюгском и некоторых других восточных районах области пояс завязывали спереди назад, в других районах — чаще на левом боку. Застёгивались пояса и на пуговицы.

Описание поэтапной последовательности выполнения готового изделия на основе изучаемых технологий

Елена Беспалова

Подскажите кто-нибудь, пожалуйста, где можно познакомиться или найти информацию о ткачестве или плетении поясов на ключах?

Анна Воронцова

Елена, впервые слышу о такой технике.
Так что, боюсь, я помочь пока не смогу - не только не знаю, что это такое, но даже не сыхала чтобы кто-то из знакомых умел.
Но, если Вам несложно - поделитесь, что это такое? Может, есть какие фотографии или где оно упоминается?

Татьяна Зеленяк

Анна, где можно купить книгу по плетению поясов? Очень нужно! Занимаюсь с детками, нужно развивать мелкую моторику , но так, чтобы им было интересно. Подскажите,есть ли такая книга. Спасибо!

Анна Воронцова

Группа, в которой размещены эти фотографии, как раз и представляет книжную лавочку. (это к вопросу, где их купить).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Исследовательская работа.doc

Глава I. История пояса …………………………………………. 4

1.1. Роль пояса в русском народном костюме…………. 5

1.3. Элементы пояса и их роль………………………………………….. 7

1.4. Цветовая гамма поясов. Значение цвета…………………………… 8

1.5. Пояс в современной одежде………………………………………… 9

Глава II. Теоретические сведения о ткачестве и плетении поясов….. 10

Глава III . Мастер-класс для обучающихся начальных классов …….. 11

Основные понятия и термины ……………………………………….. 14

Уже несколько лет посещаю эстетическое отделение Большелугской школы искусств. Наши педагоги учат ребят выпонять различные поделки своими руками. Последнее мое увлечение плетение поясов из цветных ниток. Это занятие так увлекло меня, что захотелось узнать больше об истории пояса.

Мне стало интересно, какому ткачеству и плетению поясов я мог бы научиться.

С помощью родителей и своего классного руководителя я обратился к печатным источникам, Интернету. Найденный материал оказался настолько интересен, познавателен и обширен, что было принято решение создать творческий проект по технологии и назвать его: «Ткачество и плетение поясов как вид прикладного творчества».

Цель работы: исследование истории возникновения пояса и его значения в русской народной культуре. Освоение техники выполнения русских народных поясов.

изучить историю возникновения пояса и его значение в русской народной культуре;

освоить техники выполнения русских народных поясов;

изготовить образцы поясов;

провести мастер-класс среди обучающихся начальных классов, с целью привития интереса к прикладному творчеству.

Объект – русских народный пояс.

Предмет – изготовление поясов с использованием разных приемов и способов ткачества и плетения.

Методы исследования:

План пректа:

1 этап – подготовительный

1. Посещение библиотеки, изучение литературы с целью поиска информации по заявленной теме; изучение этнографических источников: картин художников, музейных экспонатов; беседа с учителем, поиск информации в сети Интернет.

2.Создание информационно-методического банка по обеспечению исследовательской деятельности.

2 этап – основной

1. Изучение истории возникновения пояса. 2. Освоение техники выполнения русских народных поясов, демонстрация готовых изделий.

3 этап – аналитический

Формулирование выводов. Практическая значимость: Проделанная работа будет полезна для учеников нашего класса на уроках и дома: обучающиеся приобретают навыки ручного труда, тренируют мелкую моторику, формируются определенные качества характера, такие как усидчивость, терпение, самодостаточность.

Продолжение работы:

1.Распространение полученной информации, выступления с докладами и мастер – классом на конференциях.

2.Создание авторских образцов.

Глава I. История пояса.

У каждой вещи, заполняющей наш повседневный быт, есть своя история. Есть она и у пояса, как необходимой и очень важной части и повседневной одежды, праздничного костюма у многих народов с древнейших времен.

Их находят при раскопках, упоминают в летописных источниках как очень дорогих предметах, передаваемых по наследству.

Слово “пояс” означает - полоса. Им подвязывались рубахи, сарафаны, верхняя одежда. Изготавливались пояса из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти, шерстяных ниток, ириса (характерно для Забайкалья). Они были не только украшением одежды, но играли и практическую роль: в опоясанной одежде было теплее, удобнее работать. И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, ключи, поясные сумочки для разной мелочи. Назывались они «карман». Пришивать их к одежде стали позже, а вот теперь поясные сумочки – карманы, удобные и незаметные под верней одеждой, вернулись в наш обиход. У женщин к поясу прикреплялся карман. В таком кармане хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей. За пояс ямщики затыкали кнутовище кнута. К поясу крепился также кошелек – «калита». В старину пояс являлся не только необходимой часть мужской одежды, но и знаком отличия человека по званию и положению.

Крестьяне носили пояса из льняной и шерстяной пряжи – вязанные, тканые, плетеные. Знатные же люди могли себе позволить кованные из благородного металла пояса – золотые и серебряные, с дорогими каменьями; кожаные, с всякими украшениями, пластинами и тканые шелковые кушаки с золотой и серебряной нитью. Стоили такие пояса от 12 до 1500 золотых рублей. Цена по тому времени огромная, доступная лишь очень состоятельному человеку. Такие пояса были не только символом богатства, но и власти, передаваемой от отца к сыну. В «Духовной грамоте» Ивана Калиты 1328 года сказано: «А из золота дан сыну моему Ивану пояс большой с жемчугом, с каменьями, золотом окован». Завещал дорогие пояса своим сыновьям Дмитрий Донской.

В Великом Новгороде в 14 веке словосочетанием «золотой пояс» обозначали членов городского совета.

1.1. Роль пояса в русском народном костюме.

Пояс в традиционной одежде наделялся глубоким символическим смыслом, представляя собой некий круг. Переходя из одного круга своего бытия в другой, человек менял и пояс. Например, родился ребенок – ему надевали крестильный поясок – ниточку. Такой пояс носили всю жизнь на голом теле, не снимая даже в бане. Выходила девушка замуж – ей развязывали девичий пояс, выпуская из круга, и завязывали женский, впуская в круг замужней женщины. Уходил мужчина на войну – надевал пояс воина, который, по поверью, наделял его силой, оберегал от беды.

Таким образом, в течение жизни наши предки носили два, иногда три пояса.

Пояс употреблялся повсеместно в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится».

Появиться на людях без пояса считалось на Руси грехом и величайшим позором. Каждый уважающий себя русский человек не позволял себе распоясанным ходить даже по избе. Более того, женщины не позволяли себе снимать пояс даже на ночь, рубаха должна быть обязательно подпоясана. Снять пояс с человека означало превратить человека в раба, так как свободный – подпоясан.

Выражение «распоясаться» в русском языке означает «обнаглеть», забыть о правилах приличия, расхулиганиться. Сорвать с кого–то пояс при людях было тяжким оскорблением. Распоясать человека означало обесчестить его. Даже сейчас у военнослужащего, помещенного на гауптвахту, снимают ремень, подчеркивая тем его несвободу.

В современной разговорной речи и художественной литературе сохранилось и другое старинное русское присловье «заткнуть за пояс». Оно означает значительно превзойти кого-либо в чем-либо. Первоначально это выражение означало превосходство в физической силе и ловкости. Известно, что у восточных славян широко бытовали традиционные спортивные состязания – кулачные бои, борьба на поясах, где большую роль играла физическая сила. А по поверью, физическую силу придавал пояс.

Поясу издревле приписывали магическую силу. Он играл большую роль в традиционных народных обрядах. Через пояс в Егорьев день (23 апреля по старому стилю) выгоняли скот на пастбище после долгой зимы. Пояса развешивали в амбаре, чтобы хлеба было вдоволь. В хлеву – чтобы скотина была здорова, над сундуком в горнице – чтобы имущество прибывало.

Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от лихого ока, от наговора и прочей беды.

Пояс применялся и при гаданьях на жениха. Растянув пояс во всю длину на земле, девушки трижды кланялись ему, приговаривая: «Пояс, ты мой пояс! Покажи ты моего суженного, пояс!» После этого девушка клала пояс под подушку и во сне должна была увидеть своего будущего жениха.

В пояса часто зашивали тесемки с молитвами. Считалось, что эти молитвы берегут от сглаза.

Особую значимость имели пояса в свадебном обряде. По древней традиции они были красными. Считалось, что красный цвет охраняет от злых сил, дурного глаза. Во время свадьбы невеста дарила своему избраннику пояс. Поясами также украшали расписные дуги свадебной повозки. Невеста одаривала поясом участников свадьбы за услуги. Кушаком связывали жениха и невесту, ударяли их поясом на удачу. Мать жениха благословляла молодых хлебом и поясом. Таких поясов девушка еще до свадьбы должна была соткать несколько десятков для подарков родственникам.

Каждая женщина за свою жизнь изготавливала множество поясов для разных случаев. Народными мастерицами на протяжении веков было накоплено великое множество техник и узоров для изготовления поясов, которые передавались из поколения в поколения, и дошли до наших дней практически в неизменном виде.

1.2. Виды поясов.

Пояса были разнообразны и отличались по территориальному и возрастному признаку. Детские пояса могли быть только витыми или плетеными. Женские пояса делались более узкими, чем мужские. Обрядовые пояса имели вытканные символы плодородия и успеха. Пояс главы семьи был обязательно тканным на кроснах (ткацком станке) и широким (до 20 см.) Пояс для молодого парня был вязанным и имел вышитые или вывязанные тексты - пожелания. Для верхней одежды пояса делались более широкими и яркими.

С расширением торговых связей со странами Востока вместе с драгоценными тканями, фарфором, изделиями из лака и кости стали появляться великолепные восточные пояса. Они были вытканы вручную из золотых и серебряных нитей. Полуметровая ширина пояса и длина до 4,5 метров позволяли сложить его вдвое, два раза обернуть вокруг талии поверх кафтана и завязать чуть ниже живота, спустив концы. Так носили пояса бояре на Руси.

В среде русских дружинников были распространены кожаные пояса - ремни с медными пряжками и наконечником, а иногда сплошь покрытые узорными бляшками, считается, что заимствованы они, были у викингов, которые в конце 9 века пришли в Новгород, а потом и Киев. Такой пояс считался, чуть ли на главным знаком воинского достоинства. В княжеском уборе пояс занимает третье место после барм и шапки, как свидетельство верховной власти.

Существуют десятки названий крестьянских поясов в зависимости от их назначения: тельник, голунец, надживотник, словесной, именной, опояска, столбунец, прайка, плетешок, суконник, кушак, покрома, черес, сетка.

1.3. Элементы пояса и их роль.

Наиболее видимой часть пояса являются его концы, на которые обращалось особое внимание. Концы поясов украшались кисточками и помпонами – «китицами», «кутасами» из разноцветной гарусной шерсти, бисером, блестками, жемчугом, стеклярусом, серебряной или золотой нитью. Именно кисти делают пояс поясом. В традиционной культуре любое явление имеет свои пространственные и временные рамки, выделяющие его из общего потока. Так и кисти выделяют пояс как самостоятельный объект из непрерывного тканья. Другими словами без кистей нет пояса, есть просто тканая тесьма. Кисти являются не только декоративным элементом. Они определяют начало и конец значимого объекта культуры.

Очень часто пояса украшали вышивкой. Она не только украшала крестьянскую одежду, но должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина елочки – значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, как бы призывая, водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.

1.4. Цветовая гамма поясов. Значение цвета.

Пояс является ярким декоративным элементом костюма, поэтому цветовая гамма поясов была довольна разнообразна. Цвет – это особый способ выражения чувств. Человек воспринимает цвета, как теплые и холодные, радостные и печальные, объемные и плоские, легкие и тяжелые, которые действуют на человека возбуждающе, или успокаивающе, или угнетающе. Через цветовую гамму выражалась возрастная принадлежность одежды: для детей нежные, светлые, пастельные цвета; для подростков – яркие, контрастные; для взрослых – сложные цветовые сочетания от ярких до пастельных; для пожилых людей – спокойная темная цветовая гамма.

Традиционным цветом для поясов был красный – цвет огня, крови, солнца, символизировавший жизненную силу, долголетие, плодородие и власть. Красный значит красивый, праздничный. Использовалось до 33 оттенков этого цвета, причем каждый имел свое название.

Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах. Буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов. А также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие.

Желтый цвет был символом кратковременной разлуки.

Ультрамариновый – воды и неба, верности; белый – символ чистоты, милосердия и печали. Черный цвет был символом земли, покоя и постоянства, скорби и траура.

1.5. Пояс в современной одежде.

Время меняет облик человека, образ его жизни, мысли, характер, сознание. Многое уходит из повседневной жизни человека безвозвратно в историю. А пояс остался. Видоизменился, приобрел другое значение. Сегодня обрядовая функция и магическое значение пояса утрачены, но эстетический смысл этого вида народного искусства сохранился. Многие марки одежды на показах мод используют пояс в качестве декоративного аксессуара.

Пояса (оби) носят с традиционной японской одеждой – кимоно, юкатами. Широкие пояса – элемент парадной формы французского легиона и ряда частей индийских и пакистанских вооруженных сил.

В некоторых боевых искусствах уровни (даны) обозначаются цветом пояса: черный, желтый, белый и.т.д.

Ушли в историю, преданы забвению многие народные ремесла и промыслы. Но плетение и тканье поясов в России сохранилось до настоящего времени. Как фольклорные центры, так и отдельные мастерицы в разных городах России делают пояса, проводят занятия с желающими и выпускают руководства по старинным способам ткачества.

Процесс плетения пояса очень трудоемкий. Он требует от человека определенных качеств: скромности, смирения, терпения, спокойствия, умения трудиться. В давние времена качество изготовления поясов должно было быть безукоризненным. Ошибки – «погибелки» не допускались. Здесь требовалась особая внимательность и острота зрения, трепетное отношение к любимому делу. Раньше девочек и мальчиков приобщали к ткачеству поясов и другим рукоделиям с 3-4 лет не только ради развития их «тонкой моторики», но главное – ради воспитания определенных качеств характера. Все мастера знают, что часть пояса, набранная в неблагоприятный день или в неуравновешенном состоянии будет отличаться от предыдущей. Тканье поясов – это способ смирения и воспитания своих чувств. У людей агрессивных, эгоистичных, корыстных, ленивых просто теряется желание делать браные пояса, так как сам внешний вид пояса выдает характер и недостатки изготовителя. Ремесло для наших предков являлось не только «ручным трудом», но прежде всего способом нравственного самосовершенствования и осознания единства человека с окружающим миром. Именно поэтому в народе говорят, что «гребень, прялку и веретено сам Всевышний дал, а самопрялку придумал сатана». Ремесло – это, прежде всего способ бытия, а не простое зарабатывание денег. Возрождение ремесел и искусств связано с нравственным возрождением и воспитанием Русского народа.

Глава II . Теоретические сведения о плетении и ткачестве поясов.

Существует 4 основных вида ткачества и плетения поясов:

плетение на спице;

плетение на руках;

ткачество на дощечках;

ткачество на бердо.

Плетение на спице. При этом плетении мы пользуемся спицей, пряжей и бутылкой. Одну из нитей мы делаем нитью основы, и плетется пояс по часовой стрелке вокруг спицы. После нескольких часов работы у нас получится замечательный пояс. (Приложение; слайд )

Плетение на руках. Пояса, выполненные в этой технике, сделаны на руках, никакого специального оборудования нам не требуется. Нужно только последовательно заплетать каждую нить. (Приложение; слайд )

Ткачество на дощечках - это более сложный способ изготовления узорных поясов. Так же дощечки иногда называются кружочками - это небольшие, квадратный формы тонкие дощечки с отверстиями по углам. Пояса могут быть выполнены разной ширины. Для этого мы пользуемся дощечками (от 4 до 40 штук). ( Приложение; слайд )

Ткачество на бердо. Народные пояса, вытканные этим способом, похожи на обычную ткань, в отличие от поясов, тканных на дощечках. Бердо представляет собой тонкую прямоугольную пластину (в среднем около 13—14 см в высоту и 24—26 см в ширину), в которой сделаны отверстия двух видов: продолговатые щели (1.5 –2 мм) чередуются с круглыми дырочками (диаметром 1.5-2 мм). Его можно сделать из дерева, фанеры, пластика или из толстого картона, что, честно говоря, намного хуже. Число отверстий произвольное. Главное – они не должны быть шершавыми, так как через них будут свободно двигаться нити основы. Дополнительными инструментами для ткачества на берде являются челнок, ножницы, деревянный топорик для подбивания уточной нити, пояс, к которому вы привяжете нити и соответственно нитки (начинающему лучше взять шерстяные нитки потолще). (Приложение; слайд )

Поистине увлекателен приносящий большое удовольствие процесс освоения «тайн мастерства».

Глава III . Мастер-класс для обучающихся начальных классов.

Мое занятие плетение поясов настолько доставляет удовольствие и радость, что мне захотелось поделиться этой радостью с ребятами моего класса. Я решил показать детям, как плести различные пояса, рассказать об истории пояса. На мой взгляд, моим одноклассникам было интересно. Кому - то захотелось сплести красочный пояс в подарок маме на день рожденья, а кто - то попробовал сплести различные изделия необходимые в быту: закладку для учебника, брелок для телефона, ключей. А Жанна сплела красивые тесемочки для своих косичек. Глядя на то, с каким увлечением ребята создавали свои поделки, я убедился, что занятия прикладным творчеством приносит не только практическую пользу, но и доставляют просто удовольствие.

Что мне дала работа над этим проектом?

Во первых, я узнал много нового и полезного из истории традиционной русской культуры.

Во вторых, научился создавать своими руками красивое, получать удовольствие самому и радовать окружающих.

В третьих, приобрел такие качества как терпение, усидчивость, аккуратность, стремление довести начатое до конца. Эти качества помогут мне в дальнейшем в учебе и в жизни.

В четвертых, научился работать с информационными источниками. Отбирать и систематизировать материал и преподносить его слушателям.

Эта группа посвящена теме плетения на дощечках поясов, очелий, тесьмы, хотя правильнее было бы говорить ткачество на дощечках, так как в процессе непременно присутствует уточная нить.

Пояса, кушаки, опояски с давних пор плели, вязали, ткали в разных техниках: на ткацком стане, на бердо, на дощечках, на рогульке и т.д.

Цель группы - изучение старинных поясов и создание максимально приближенных к старинным поясам копий, сбор фотографий старинных поясов и всестороннее изучение ткачества на дощечках.

Плетение на дощечках

Плетение на дощечках запись закреплена

Тем, кто еще не обзавелся инструментами, можем предложить дощечки отличного качества. Добротно подобран материал - бук. Дощечки легкие, звонкие, ровные, гладкие, очень радуют в работе.

Maria Dudka

Адиля Шайдуллина


Адиля Шайдуллина

Марианна Медведева

Плетение на дощечках

Плетение на дощечках запись закреплена
СЛАВЯНСКИЕ ПОЯСА | ТКАЧЕСТВО | ВЫШИВКА | УЗОРЫ

6 января в 13.00 в пространстве сети начнется видеовстреча из круга занятий "Русская народная сряда (одежда)"
"Обрядовый пояс Сядемской крестьянской родовой культуры"

Ведущий занятия - П.И.Кутенков, управляющий Русским музеем народоведения, кандидат культурологии, сочинитель книг о русской народной одежде.
Показать полностью.

На занятии будут рассмотрены вопросы, связанные с обрядовыми мужскими и бабьими (девичьими, женскими, бабьими) поясами и поясными уборами в круге жизни. Сядемская культура ныне находится в Земетчинском районе Пензенской области, исторически это земли Спасского уезда Тамбовской губернии.
Культура широко известна в науке и среди любителей русской старины своими великими знаковыми системами, проявленными в рубахе , понёве, шушунах, шушпанах, рогатых кичках.

После основного доклада будет предоставлена возможность задать вопросы исследователю.

Плетение на дощечках

Плетение на дощечках запись закреплена
Школа ремёсел Марианны Медведевой

Курс Марианны Медведевой "Ткачество поясов на дощечках"
___________________________________
26 октября в 11.30

Открыта запись на курс по ткачеству на дощечках. Станьте мастером народных промыслов уже сегодня! За время обучения участники смогут освоить ткачество настоящих русских поясов на дощечках на примере старинных подлинных поясов 19-го и начала 20-го века.

Инструменты на время обучения предоставляются. Занятие делится на 2 части - лекция и практика.

Плетение на дощечках

Плетение на дощечках запись закреплена

Елена Бакланова

Марианна Медведева

Елена Бакланова

странно, а зачем так сложно? можно достичь подобных зигзагов через заправление нитей в дощечки и изнанка будет тоже с орнаментом

Мария Попова

Елена, во первых, узор здесь делается золотой проволокой (ну в современности ниткой), а его в дощечки не заправишь - ломаться будет!
Во вторых такой техникой ткутся узоры золотом или серебром очень сложные, которые заправкой не сделаешь!
Это реально была такая техника в средневековье!

Елена Бакланова

хотя идея какая-то парадоксальная. Народные ремесла - они именно до гениальности просты, ну вот будет хозяйка эко место время тратить, если это можно сделать более просто и оригинальнее, хотя я , конечно, не великая мастерица, и это только мое мнение, конечно, никого не хочу обидеть

Наталья Кулагина

Плетение на дощечках

Плетение на дощечках запись закреплена
Школа ремёсел Марианны Медведевой

Мастер-класс Марианны Медведевой "Обучение плетению и редким рукодельным техникам для проведения занятий с детьми"
___________________________________
2 марта с 11.30 до 13.30

Приглашаем всех, кто интересуется историей рукоделия на мастер-класс Марианны Медведевой по плетению. Вы познакомитесь с разнообразными способами, бытовавшими у русских, белоруссов, коми, мордвы и чувашей. На большинство изучаемых техник будут названы адреса - где именно бытовал тот или иной вид рукоделия на основе экспонатов из музеев, а также личных данных из экспедиций преподавательницы. Мастер-класс будет особенно полезен тем, кто ставит своей задачей приоткрыть дверь в мир старинных рукодельных техник для детей, заинтересовать разнообразием инструментов. Также у участниц занятия будет уникальная возможность увидеть вблизи некоторые старинные пояса по вышеизложенным темам из собрания мастерицы. По окончании занятия у участниц будет пять готовых мастер-классов "под ключ" для фестивалей, праздников и народных гуляний.

Плетение на дощечках

Плетение на дощечках запись закреплена
Школа ремёсел Марианны Медведевой

Курс Марианны Медведевой "Азы ткачества на дощечках"
___________________________________
15 мая в 18.00

За время мастер-класса участники смогут освоить ткачество настоящих русских поясов на дощечках, узнают:
Показать полностью.
- как сновать и заправлять нити,
- как правильно подобрать пряжу,
- попробуют в работе 3 заправочных узора,
- как украшать пояса кистями разной степени сложности,
- как ткать пояса.

На занятии рассмотрим несколько подлинных старинных детских и взрослых курских и архангельских, костромских и тульских поясов и тесемок, выполненные в техниках, которые в этот день будут в центре внимания. Научимся снимать с них узоры, составлять схемы.

Обучение идет 2,5 часа. Инструменты на время обучения предоставляются. Занятие делится на 2 части - лекция и практика.

Плетение на дощечках

Плетение на дощечках запись закреплена
Ткачество на дощечках

Мастер-класс Марианны Медведевой "Азы ткачества на дощечках"
___________________________________
27 февраля в 14.00

За время мастер-класса участники смогут освоить азы ткачества настоящих русских, белорусских, чувашских и финских поясов на дощечках, узнают:
Показать полностью.
- как сновать и заправлять нити,
- как правильно подобрать пряжу,
- попробуем в работе 2 заправочных узора,
- как украшать пояса кистями (2 способа),
- как ткать пояса да очелья.

На занятии рассмотрим несколько подлинных старинных детских и взрослых курских и архангельских поясов и тесьмы, выполненные в техниках, которые в этот день будут в центре внимания. Научимся снимать с них узоры, составлять схемы.

Обучение идет 2 часа. Инструменты на время обучения предоставляются. Занятие делится на 2 части - лекция и практика.

Наталья Клевцова

Марианна Медведева

Плетение на дощечках

Плетение на дощечках запись закреплена
МУЗЕЙ РУССКОЙ ВЫШИВКИ

Немногие знают, что в старину вышивку далеко не всегда делали покупными нитками, но самопряденными, а значит и прежде чем сесть за вышивание, каждой мастерице надо было прежде всего подружиться с прялкой.
Показать полностью.

В это воскресенье всех любителей старинных русских подлинных узоров ждёт встреча с настоящими сокровищами народного искусства. В ТРК Гранд-Каньон пройдёт выставка старинных прялок, вышитых полотенец из МУЗЕЯ ВЫШИВКИ, а также тканых и плетёных поясов.
Два десятка прялок конца 19-го-начала 20-го века из собрания М.Н.Медведевой впервые предстанут перед петербуржцами - подлинная мезенская и каргопольская росписи, геометрическая резьба, украшенные соломкой, прялки без украс, разных форм, из разных краёв нашего Отечества.

Эта однодневная выставка - подарок петербуржцам от организаторов ярмарки ручного творчества, которая каждый месяц проходит в этом торгово-развлекательном центре. Также посетителей ждёт рассказ о том, как в старину справляли приданое, какую роль играла прялка в жизни вышивальщицы, а также мастер-класс по прядению на веретене и самопрялке.

Адрес: ст.м.Проспект Просвещения, ТРК Гранд Каньон, Энгельса пр. 154, третий этаж

Плетение на дощечках

Плетение на дощечках запись закреплена
Школа ремёсел Марианны Медведевой

Мастер-класс "Украшение поясов кистями"
___________________________________
7 февраля с 11.00

Некоторые начинающие мастерицы склонны недооценивать важность кистей, однако для большинства опытных ткачих уже давно не секрет - зачастую кисти играют едва ли не самую главную роль в создании общего образа пояса, особенно если вы ткёте пояса на заказ и на продажу.
Показать полностью. Приглашаем тех, кто уже научился ткать на берде и на дощечках, и тех, кто только собирается освоить эти техники, поучиться традиционным русским способам украшения поясов кистями.

За время мастер-класса участники смогут освоить 15 разных приемов украшения поясов кистями - и самые распространенные, и самые диковинные.
На занятии рассмотрим два десятка самых интересных и необычных с точки зрения украшения поясов кистями подлинных старинных поясов из разных губерний - Архангельской, Вологодской, Рязанской, Курской.

На это занятие приглашаем и тех, кто уже хорошо ткёт на берде и дощечках, и тех, кто только хочет начать обучение созданию поясов.

Обучение идет 2,5 часа. Занятие делится на 2 части - лекция и практика.

Плетение на дощечках

Плетение на дощечках запись закреплена
СЛАВЯНСКИЕ ПОЯСА | ТКАЧЕСТВО | ВЫШИВКА | УЗОРЫ

К вопросу о подделках в области названий славянских знаков, духовном росте славян и информационной войне против русских

Вот уже 15 лет в России на каждом славянском фестивале продают обереги под названиями "молвинец", "ладинец", "яроврат", "рысич" и т.п. Впервые эти авторские стилизованные под старину названия были опубликованы в книге "Славяно-арийские веды" в 2000-м году.
Показать полностью. До 90-х годов эти слова не встречались ни в речи русских людей, ни в книгах, ни в словарях, ни в былинах, ни на камнях не были вырезаны, ни на поясах не были вытканы - не существовало таких слов ни в русском языке, ни в языках других славян.

Конечно, не просто будет многим, кто доверился продавцам оберегов и авторам книги "Славяно-арийские веды", сразу расстаться с этими придуманными названиями, ведь за 15 лет у многих могло уже появиться какое-то своё эмоционально окрашенное отношение к этим названиям. Люди не виноваты, что доверились ложному утверждению, что эти названия знаков - древние. Но никогда не поздно всё-таки открыть глаза, узнать правду, если для нас наследие нашего народа свято, уважаемо, если мы действительно чтим предков наших, и их духовное и культурное наследие.

Рано или поздно это всё равно бы произошло, нашелся бы тот, кто вспомнил бы сам и напомнил другим, что до 2000-го года не знали в России таких слов как "молвинец", "ладинец", "колядник" , "яроврат" и т.д. Проверьте сами - эти слова не встречаются ни в одном из словарей, книг, текстов, изданных в России до 1990-х годов.

Предлагаю всем, кто по-настоящему чтит наших великих предков, художественное исконное подлинное наследие русских и славян, исключить из употребления авторские названия "молвинец" и подобные им, как придуманные в 90-е годы одним от силы двумя "писателями", вычеркнуть эти названия, как не имеющие никакого отношения к русской культуре. Иначе мы показываем несерьезность нашего отношения к традициям, если нам так легко "втюхать" любое стилизованное под старину слово, чтобы мы его использовали наряду с действительно подлинными названиями славянских и русских праздников, традиций, обрядов.

Нельзя обесценивать подлинное, используя в своей речи выдуманную ложь.

Надо сейчас, когда еще не поздно, каждому из нас решить всё-таки для себя, всем, кто хочет воздать должное уважение родной культуре, решить - на чьей мы стороне?
Хорошо еще живы мы, кто отчетливо помнит, что в 80-е годы всей этой отсебятины и духу не было в наших землях! Давайте приложим усилия к тому, чтобы не оказалось через 30 лет, что когда сменится поколение, уйдут те, кто еще помнил нашу землю без этой отсебятины под вывеской "древние славянские" названия знаков, не оказались бы наши дети с кашей в голове, с культурной катастрофой в масштабах всей страны.

Кого это касается? В первую очередь это касается организаторов славянских фестивалей, глав общин, руководителей краеведческих клубов, владельцев частных лавок, в которых продаётся всё на тему народной культуры. Касается это и частных ремесленников - мастеров по литью, резьбе и выжиганию, мастериц по вышивке крестом и ткачеству поясов. Нельзя получать барыши на искажении родной истории, культуры, родного нашего русского языка!

Братцы, что для нас важнее - подлинное или подделки, наша русская история или выдумки? Чему надо отдавать свои силы, время, сердце, уважение - подлинному или выдуманному, что называть своим родовым, исконным, народным? Чему учить детей?

Бывают ошибки у одного человека, бывают ошибки, когда ошибаться заставляют сотни людей, тысячи людей, вводят их в обман, морок. Это происходит уже сейчас в нашем Отечестве - значит налицо непреложный факт - это ступень информационной войны против русских, и неважно, где её источник - извне или это частная инициатива отдельных писателей-фантазеров, масштаб обмана - тысячи людей, значит это информационная война против русского духа. Не дайте себя обмануть, защитите русскую подлинную настоящую культуру! Каждый может выполнить свой гражданский долг - защитить народное национальное наследие. Каждый может сделать хоть что-то в этом направлении - сказать своё слово правды, когда при нём в очередной раз знак назовут поддельным именем, не позволить при детях старинные знаки называть поддельными названиями, способствовать распространению настоящих, а не фиктивных знаний. Пора решить всем и каждому, какой личный вклад в этой информационной войне можем сделать мы.

Ложь и уважение к наследию предков не могут идти рядом, рука об руку, не место им рядом друг с другом.

Иначе через 20 лет мы уже будем иметь дело с поколением детей, которые будут вспоминать, что их отцы/деды носили знаки с такими названиями, и уже их внимание, уважение, сердечное доброе отношение обратятся не на подлинные русские народные слова и знаки, а на придуманное Александром Хиневичем или Ариной Никитиной. Это может стать настоящей катастрофой для русской культуры, когда авторские названия и толкования старинных знаков займут место исконного народного векового, когда выдуманное двумя-тремя писателями, выданное ими за народное, вековое, подменит собой подлинное.

Читайте также: