Плетение пояса на станке

Обновлено: 30.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №1

Тема: «Тканый на бердо пояс – возвращение к истокам…»

Разработала: ученица 9 «А» класса

Парфенова Виктория

Руководитель: Баринова М.П.

2019-20 уч. г.

4. Исследование. Историческая справка………………………………4 - 6

8. Проработка лучшей идеи…………………………………………….10 - 11

9. Выбор материала для ткачества……………………………………..12

10. Выбор схемы для ткачества………………………………………. 13

11. Техника заправки нитей ……………………………………………..14 - 17

13. Расчет затрат на изготовление ………………………………………19

14. Техника безопасности при работе с ножницами …………………. 20

15. Экономическое обоснование …………………………………………21

17. Используемая литература …………………………………………….22

Проблемная ситуация

Недавно я освоила такой вид рукоделия, как ткачество на дощечках. Смогла соткать пояс. Изучая эту тему, узнала, что можно сделать пояс (соткать) на бердо. Когда-то бабушка рассказывала, что в их деревне была мастерица, которая ткала холсты, половики и пояса. В её доме стоял ткацкий станок, на котором она и трудилась. Мы с родителями ездили на экскурсию в Городец, где увидели за работой мастерицу, которая ткала на станке. В музее я была поражена красотой тканых разноцветных поясов.

Именно тогда и возникло желание освоить такой вид рукоделия – плетение и ткачество.

Задача проекта

· Изучить технологию и приемы плетения и ткачества;

· Провести исследования и разработать эскиз проектного изделия;

· Подобрать инструменты и приспособления для ткачества;

· Подобрать материал - пряжу для изделия;

· Описать технологический процесс изготовления изделия;

· Провести контроль качества своей работы;

· Изучить основные правила по уходу за изделием;

· Рассчитать себестоимость изделия.

Исследование

Историческая справка

Славянский народный костюм начинается поясом — им и завершается. Рождался ребёнок — надевали на него поясок — тонкий, нательный, который полагалось носить всю жизнь, как позже, по принятии христианства, — крестик. Так и носили их вместе, обращаясь за помощью к языческим богам и Иисусу Христу.

Тельную опояску — тельник — надевали под русский сарафан, под косоворотку, не расставались с ним даже в бане, где человек особенно беззащитен перед чарами.

Большинство людей тельник берегли: второго такого не будет. Потому использовали его в особые моменты: при болезни, важном, опасном деле, уходя на войну. Знали: охранит он владельца от пули, сглаза, смертельного недуга.

Пояса являются основными изделиями ручного ткачества. Пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма и на протяжении столетий играл важную смысловую роль: охранял уязвимую часть человеческого тела — живот от вражеского меча, злых духов и сглаза.

Подпоясанные женские сарафаны

Представить русский костюм — мужской, женский — распоясанным невозможно. До ХХ века в областях, где соблюдали традиции, показаться

кому-то без пояса было равносильно тому, как замужней женщине предстать простоволосой. Даже муж и жена видели друг друга только опоясанными.

Зачастую поясов на человеке одновременно было несколько. Постепенно возник целый комплекс — под разные нужды:

· нательный, сетка, — надевали на голое тело как оберег;

· наживотник — узкая лента, тесьма для исподней рубахи;

· кушак — для верхней одежды, широкий, нарядный.

Поэтому отношение к нему было особое: очень трепетное и серьезное. У наших предков существовал обычай: взяв в плен врага, в первую очередь, снять с него пояс, а уж потом — оружие, что означало — обесчестить его, превратить из вольного человека в раба. Обычай этот сохранился до сих пор в армии, когда нарушившего устав военнослужащего отправляют на гауптвахту, сняв с него ремень, тем самым подчеркивая его несвободу. Из глубины веков дошло до нас и выражение: «он совсем распоясался» — что означает: ведет себя недостойно. Существовало поверье, что в человека, снявшего пояс, может вселиться злой дух, поэтому православный люд не ходил распоясанным даже дома.

http://st.stranamam.ru/data/cache/2010nov/17/49/1016386_57592nothumb500.jpg
славянские пояса

Особая роль отводилась широкому поясу в свадебном обряде. На нем ткался орнамент подола рубахи, выполняющий роль талисмана.

Большими браными поясами украшались в избах божницы, в церквах — иконостасы.

Раньше пояса умела ткать каждая женщина. Перед свадьбой невеста одаривала ими всю родню, свою и женихову. Поэтому девушка начинала готовить себе приданое уже с 11-12 лет. А учились ткать пояса девочки ещё раньше, уже в 6-7 лет. Чтобы выткать пояс в 150 ниток шириною, надо было научиться считать до ста пятидесяти. Кроме того, нужно было научиться выполнять арифметические действия, а чтобы узор получился правильным, требовалось усвоить законы симметрии. Вот и училась девочка не за школьной партой, а за ткацким станком. И, конечно же, каждая девушка стремилась выткать самый красивый пояс, какого ещё не было у подруг.

На Новгородчине девушки использовали пояс- при гадании: загадывая на жениха, вешали новый шерстяной пояс (символ богатства) па икону и повторяли: «Пояс, пояс, покажи мне суженого поезд».

Плетёт девушка пояс . Заплетает для милого-дорогого, приговаривает: «Как плетешок этот плетётся, так милый мой пусть за мной ведётся – не отстаёт, не потеряется: из следу в след, из шагу в шаг, из избы во двор, со двора в поле, с поля домой, и в порожний и в будний дён…».

Знает она: нет заговора крепче, чем сплетённый «на любовь» поясок: повяжет его разлюбезный — станет любить её крепче жизни.

Родившегося ребенка свивали широким поясом — свивальником, а после крещения крестные дарили своему крестнику крест, рубашку и пояс, который являлся обережным, носился на протяжении всей жизни и не снимался даже в бане.

Вывод: изучая архитектуру и эстетику народного костюма, самых мелких его деталей, можно убедиться в необыкновенной мудрости наших предков, в обладании удивительными знаниями, которые нам только предстоит возродить и усвоить.

Вязаные, тканые, плетеные пояса являются достойным украшением и современного костюма.

Первый этап: создание схемы. Я пользуюсь программой GTT. У меня для примера взята простая схемка "крестики-нолики". Как видите, тут 14 дощечек. Два цвета. Внизу окошко заправки. Выше-получаемый рисунок и алгоритм. Алгоритм взят простой: 8 поворотов вперед и 8 назад. Для удобства я переписываю схему на листок, где 1-14 это дощечки по порядку, A B C D -отверстия и S Z заправка нитей. Об этом подробнее объясню далее.Этап два: расчет количества и длины нитей. Под схемой я пишу сколько нитей какого цвета мне понадобится. У нас 32 шт. синих и 24 шт. серых.
Расчет длины: берется длина готового изделия и умножается на 1,7. Например, если вам нужен пояс длиной 2 метра, значит нужно натягивать 2*1,7=3,4 м. Но я всегда беру немного больше. То есть в данном случае лучше всего взять 3,5 метра пряжи.
Способ натяжки зависит от ваших возможностей и изобретательности))) У меня, как вы видите на фото, это стулья (с утяжелением) и "набалдашник" кухонного уголка.О дощечках для ткачества: в интернете вы можете найти массу вариантов из чего их изготовить. Лично я остановилась на пластиковых карточках от сим-карт. Достаточно крепкие и тонкие.
Дощечки имеют лицевую сторону и изнаночную. При заправке кладем из лицом вверх.
Расположение отверстий A B C и D: верхнее левое отверстие-А; верхнее правое-B; нижнее правое-C и нижнее левое-D.
В схеме отверстия располагаются сверху вниз. На фото ниже отделена первая дощечка. Все нити одного цвета. Заправка будет S.
Третий этап: подготовка станка. Снимаем с него прижимные планки. Перед ним ставим табурет. Это значительно облегчит перенос заправленных дощечек, так как пряжа будет уже на станке.Четвертый этап: заправка.
Заправка идет по схеме с первой дощечки и далее по порядку до 14-той. Кладем первую. Во все отверстия заправляются нити синего цвета. Заправка нитей S. Это значит, что продевать нити надо с изнанки на "лицо".Длинные концы пряжи перекидываются через верхнюю планку. Нижние свисают с табурета. Для оформления концов пояса я оставляю примерно 30 см.Заправляем вторую дощечку. В отверстие А, в соответствии со схемой, идет синяя нить, в отверстие В-серая, в отверстие С-синяя и в отверстие D-серая. Заправка этой дощечки Z. Это значит что все нити продеваются с лицевой стороны на изнаночную.
И так далее все дощечки заправляются строго по схеме, не забывая про положение S Z и точное соответствие схеме нитей, соответствующих цветов, соответствующим отверстиям)))
Дощечки накладываем друг на друга, так что бы первая оказалась нижней, а 14-тая самой верхней.Все дощечки заправлены. Теперь их надо закрепить на нижней планке станка. Для удобства я использую вязальную булавку.Скрепленные булавкой дощечки при переносе на станок поворачиваются лицевой стороной вправо. Планкой прижимаем пряжу ниже самих дощечек. Конец пряжи, свисающий ниже прижимной планки завязываем на пару узлов, что бы при натяжке нити пряжи не выскочили.Далее верхние концы пряжи собираем и "расчесываем". Можно "расчесать" каждую дощечку отдельно, а можно проведя сразу всеми дощечками вверх по пряже. После того, как нити расправлены можно их прижать верхней планкой и, равномерно натянув, закрепить.Станок заправлен и готов к работе.Пятый этап: ткачество.
Нам понадобится уточная нить. Лучше всего брать нить в цвет кромки, в противном случае, если уток будет контрастного цвета, то он будет заметен по краям. В нашем случае кромка синего цвета, соответственно и уток берем синий.
Прокладываем в зев уточную нить, оставляя хвостик примерно 30 см. Для данного изделия алгоритм поворотов прост: 8 раз вперед (от себя) и 8 назад (к себе). Делаем первый поворот. Прибиваем пряжу ладонью. Снова прокладываем уток. Вновь делаем поворот от себя. Прибиваем. Прокладываем уток, аккуратно подтягивая им крайние нити. Первые несколько поворотов будут не самыми ровными, так как это начало изделия и абсолютно ровной натяжки не бывает.
Повторяя действия поворот-прибить-уток-подтянуть, сделайте 8 поворотов дощечек от себя. После 8 поворотов на себя.
Вот так прибиваем пряжу после каждого поворота дощечки.Положение дощечек после полностью пройденного алгоритма.Весь процесс плетения ограничен расстоянием между верхней и нижней прижимными планками, поэтому рано или поздно вам придется выполнить перенатяжку.Для перетяжки необходимо немного ослабить прижимные планки и освободить закрепленный конец пряжи. Перетягиваем готовую часть вниз, оставляя немного (1-2 см.) над планкой для продолжения работы.Узел на нижней части желательно развязать, что бы на пряже не было заломов.
Сплетенную часть наматываем на нижние планки. Пряжу по необходимости снова "расчесываем" и закрепляем
Таким образом, с перетяжками и "расчесыванием" пряжи плетем изделие до требуемой длины.
Желаю всем успехов))))

Пояса обычно ткутся на шаблонах, на дощечках, на ткацком станке с поворотным механизмом и других приспособлениях. Я тку пояса на обычной раме, наверное, просто потому, что могу. А также нет желания вдаваться в изучение других техник ткачества именно поясов, т. к. для меня пояса всё же лишь интересный побочный продукт. К тому же, я думаю, что именно для поясов и сумок ткачество на подрамнике подходит особенно хорошо. На подрамнике возможно создать очень сильное натяжение нитей основы и сильно подбить сотканное. За счёт этого нити основы полностью перекрываются утком, и изделие приобретает большую плотность. В результате мы получаем уже не совсем ткань, а нечто напоминающее по плотности толстую кожу.

Расскажу подробнее об инструментах и материалах. Я тку на подрамнике размером 140х140 см. Существуют рамы, в которых основа натягивается на гвоздики, набитые на верхний и нижний брус. В моём случае вместо гвоздиков используются небольшие насечки, сделанные ножовкой по металлу. Рамы с гвоздиками, как мне кажется, более трудоёмки в изготовлении и травматичны в использовании.

Создаем тканый пояс, фото № 1

Для работы понадобятся челноки (у меня они металлические), но можно обойтись и без них, просто сматывая в небольшой моток рабочую нить.

В качестве основы подойдёт любая достаточно прочная х/б или смесовая нить. Не слишком толстая (не толще 1-1,5 мм) и достаточно прочная. Если её нельзя разорвать руками, она, скорее всего, подойдёт.

Для ткачества поясов я использовала лён, шерсть, пеньку и джут натурального цвета, а также джут, покрашенный мной анилиновыми красителями в тёмно-серый и коричневый цвета. Также присутствовали хлопок и люрекс. Можно использовать для работы над поясом всё, что вам понравится — любые нитки, что есть в доме, тесьму, лоскуты, полоски кожи и даже тонкую проволоку.

Начинаем работу. Раз я тку на подрамнике без поворотного механизма, мне удобнее начать ткать сразу несколько поясов. Я натянула основу сразу на 3 пояса и несколько ручек с боковинами. В качестве основы в последнее время пользуюсь нитками 210ЛШ.

Создаем тканый пояс, фото № 2

Проходим первый ряд основой сразу через все наши изделия. При ткачестве сумок, поясов и ручек я использую ремизки для ускорения процесса.

Создаем тканый пояс, фото № 3

Если край пояса планируется сделать не прямым, а, например, уголком или закруглённым, то очень удобно будет воспользоваться шаблоном, вырезанным из картона или тонкого пластика.

Создаем тканый пояс, фото № 4

Этот мастер-класс предназначен для людей, уже знакомых с азами ткачества, поэтому подробно на начале работы я не акцентирую внимание. Всё приготовлено, начинаем ткать, пользуясь ремизками для создания зева, подбиваем сотканное вилкой или колотушкой, по желанию, я лично предпочитаю вилку. Почему-то не оказалось ни одной фотографии, где я с вилкой в работе.

Создаем тканый пояс, фото № 5

Создаем тканый пояс, фото № 6

Создаем тканый пояс, фото № 7

Создаем тканый пояс, фото № 8

Создаем тканый пояс, фото № 9

Один из поясов я делаю с орнаментами в счётной браной технике, два других почти бессистемные, фантазийные, на игре фактур и цветов. (Пояса те, что с шаблонами внизу.)

Создаем тканый пояс, фото № 10

В браной технике узор создаётся перекрытием более толстыми нитями утка сразу нескольких нитей основы. Это если кратко.

Создаем тканый пояс, фото № 11

Создаем тканый пояс, фото № 12

Создаем тканый пояс, фото № 13

Создаем тканый пояс, фото № 14

Для начала можно не заморачиваться сложными орнаментами и попробовать соткать пояс из ниток одного-двух цветов, а затем в качестве украшения нашить на пояс, например, кусочки кожи простых геометрических форм.

Параллельно тку несколько вещей — пояса, боковины, ручки.

Создаем тканый пояс, фото № 15

В бессистемных поясах намеренно не использую косичку, мне кажется, что в утилитарных вещах, таких как пояс, это непрактично, т.к. может цепляться за детали одежды и деформироваться. В этнопоясе с браной техникой стараюсь пользоваться орнаментами, в которых уток не перекрывает больше двух нитей основы за раз, чтобы не было длинных протяжек на лицевой стороне, что, на мой взгляд, также непрактично (но, может быть, я и перестраховываюсь). Для большего разнообразия фактур ввожу в работу лоскуты. Полоски ткани вкладываются между передним и задним рядами основы, затем просто плотно забиваются.

Создаем тканый пояс, фото № 16

Создаем тканый пояс, фото № 17

В поясах со счётным орнаментом важно соблюсти пропорции, контролируя с сантиметром в руках размеры каждого цветового фрагмента, чтобы всё было уравновешено, и пояс при этом получился нужной длины.

На нескольких вертикалях, где боковины нужной длины уже сотканы, решаю соткать ещё по кулону. Для этого опять же понадобится шаблон. У картонного шаблона две функции — создать запас основы для завязывания и задать форму низу кулонов.

Создаем тканый пояс, фото № 18

Итак, пояса нужной длины сотканы, кулоны готовы. Срезаем изделия с подрамника. Снизу ножом, сверху ножницами.

Создаем тканый пояс, фото № 19

Создаем тканый пояс, фото № 20

Создаем тканый пояс, фото № 21

Завязываем нити основы попарно или по 4.

Создаем тканый пояс, фото № 22

Не отказываю себе в удовольствии полюбоваться сотканным.

Создаем тканый пояс, фото № 23

Теперь любуемся только поясами и кулонами.

Создаем тканый пояс, фото № 24

Очень люблю разглядывать изнанку, она часто бывает не менее интересной, чем лицо.

Создаем тканый пояс, фото № 25

Создаем тканый пояс, фото № 26

Обвязываем пояса и кулоны прочной нитью крючком столбиками без накида. При обвязке вторым рядом делаем одно пико через каждые 7-8 столбиков.

Создаем тканый пояс, фото № 27

Создаем тканый пояс, фото № 28

Создаем тканый пояс, фото № 29

Создаём крючком петлю для застёжки, также обвязываем её столбиками без накида. Размер петли должен соответствовать размеру пуговиц.

Создаем тканый пояс, фото № 30

Создаем тканый пояс, фото № 31

Обрезаем лишние нитки на изнанке, оставляя по 1-1,5 см.

Создаем тканый пояс, фото № 32

Слегка отпариваем с изнанки.

Создаем тканый пояс, фото № 33

Создаем тканый пояс, фото № 34

Выкраиваем из плотной ткани подкладку поясов и кулонов.

Создаем тканый пояс, фото № 35

Создаем тканый пояс, фото № 36

Создаем тканый пояс, фото № 37

Создаем тканый пояс, фото № 38

Удаляем намётку, наши пояса готовы. По задумке носить их можно как на бёдрах, так и на талии, при этом «лишняя» часть создаёт дополнительный декоративный эффект. Застёгивать их можно на разные стороны. Кулоны также посажены на подкладку, сверху к ним пришиты верёвочки, связанные крючком воздушными петлями.

Создаем тканый пояс, фото № 39

Создаем тканый пояс, фото № 40

Создаем тканый пояс, фото № 41

Создаем тканый пояс, фото № 42

Создаем тканый пояс, фото № 43

Создаем тканый пояс, фото № 44

Создаем тканый пояс, фото № 45

Создаем тканый пояс, фото № 46

Создаем тканый пояс, фото № 47

Убеждена, что утилитарные вещи могут и должны быть красивыми и необычными. Надеюсь, этот мастер-класс будет интересен и полезен всем ткущим, возможно, вдохновит кого-то на изучение ткачества. Экспериментируйте, выдумывайте, творите!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1.3 Анализ существующих методов…………………………4

2.1. Изучение истории и обрядовых функций

пояса в жизни человека.…………………………………… 6

2.2. Технологическая последовательность

изготовления заправочного пояса на бердо……..10

2.3. Технологическая карта заправки нитей в бердо

изготовления браного пояса на бердо……………….14

Список используемой литературы……………………………….17

Приложение. Символические мотивы,

используемые в ткачестве…………………………………………….18

«Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик…»

МАОУ «Видновская гимназия» – учебное учреждение гуманитарной направленности. На уроках технологии большое внимание уделяется изучению народных традиций, знакомству с народными промыслами.

Мастер-класс по изготовлению тканых поясов направлен на изучение одного из направлений декоративно-прикладного творчества.

Ткачество – самостоятельный вид творчества, исторически возникло как эстетическая потребность в художественном оформлении быта людей, одежды. Современный интерес к ткачеству поясов отвечает новым культурным потребностям (возможность использовать элементы народного костюма в современной одежде) и служит дальнейшему развитию этого вида рукоделия.

Мастер-класс сочетает не только различные виды практической работы по изготовлению поясов, но и открывает прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

1.1 Актуальность:

В век технического прогресса изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, из природных материалов, приобрели особое значение.

Ткачество поясов – это народное искусство, отражающее внутреннюю жизнь народной души, глубину народного духа, которое не поддается времени. Позволяет развивать личные полезные качества у обучающихся (интерес к истории старинного ремесла, художественный вкус, индивидуальность). Дает возможность расширить возможности, приемы и средства работы с обучающимися.

Педагогическая целесообразность:

-развитие познавательных интересов у детей;

-стимулирует развитие творческих способностей;

-способствует активному вхождению в работу прикладного и художественного характера.

-воспитывать в детях любовь к народному творчеству, гордость за свою страну;

-развивать интерес к народной культуре;

-развивать творческие способности, эстетический вкус, трудолюбие;

-научить разнообразной технике изготовления поясов.

Работа носит практико-значимый характер. В разработке мастер – класса представлены технологические карты по изготовлению тканых поясов.

Такие мастер-классы можно проводить на тематических неделях, посвященных изучению народных традиций, народных промыслов, на неделе празднования Масленицы и как интерактивное занятие в школьном краеведческом музее.

1.3 Анализ существующих методов.

Основные приёмы изготовления тканых поясов

Ткачество на бёрдышке и дощечках дело старинное, древнее. Ещё наши далёкие прародители ткали изделия себе на пользу и украшение жизни.
Ткачество поясов на бердо

Инструменты и материалы:

Бердо – это деревянная или пластмассовая пластинка, от размера зависит ширина пояса, поделенная щелеобразными прорезями шириной 1 –1,5 мм на тростины. Ширина тростин приблизительно 4-6 мм. Посреди каждой из них имеется круглое отверстие диаметром 1.5-2 мм.

Челнок и нож . Для ткачества на бердо применяется челнок для продевания нити утка

На челнок наматывают нити чуть тоньше основных. Для подбивания используют деревянный нож (его можно заменить на линейку).

Нитки для ткачества на бердо можно использовать любые (для начинающих проще ткать шерстяными.


« Добро, что и по сей день бьёт ключик тканого мастерства и творчества в людях…»

Для того чтобы сделать зев для прокидки уточной нити, достаточно просто поднять или опустить бердо. При этом нити, заправленные в прорези, будут перемещаться вверх-вниз.

20141112_130138

Но более распространенной в русском ткачестве была браная техника. При создании браного узора нитку брали, считали. Отсюда и название ткачества — браное. Густой, плотный, рельефный узор красного цвета на фартуках, головных платках, рубахах и полотенцах подчеркивает белизну холста. Но особенно ярко чувство цвета, ритмики и блестящее техническое мастерство проявились в изготовлении узорных шерстяных поясов. Яркие по цвету, они поражают разнообразием узоров и красотой богатой палитры.

2.1.Изучение истории и обрядовых функций пояса в жизни человека.

Пояс — полоса ткани, кожи или шнур различной длины и ширины, предназначенные для опоясывания одежды, и, как правило, скрепляющиеся узлом, пряжкой или пуговицей.

Название собственно русское. Так в словаре В. Даля читаем: «Пояс — (от поять — обнять) — обвязка, полоса вокруг чего-либо; по-другому опояска, подпояска, кушак».

Пояс бытует с очень отдалённых врем ен , о чём есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В V веке до н.э. Геродот записал в Причерноморье скифскую генеалогическую легенду: Геракл оставил сыновьям в наследство пояс и лук. Только один сын — Скиф — сумел натянуть этот лук, и наследство досталось ему — родоначальнику скифских царей.

Древняя традиция жива.

У пояса очень давняя и богатая история. Для некоторых видов женской одежды (например, сарафана) практической надобности в поясе не было. Но в таком случае его надевали под сарафан на рубаху, и даже на голое тело. Объясняется это тем, что пояс в народных верованиях — символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как и нитка, пряжа, волокно, верёвка). Пояс, как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употреблялся в качестве оберега, магического объекта, способствующего благополучию и удаче того, кто его носит.

«Без пояса ходить грех», — говорилось в народе. По русским поверьям, ходить без пояса было также «грешно», как и без креста. В русском фольклоре без креста, без пояса появляются отрицательные герои. Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе. Слово «распоясаться» ведёт свое происхождение оттуда, из глубины столетий. Оно означает вести себя неправильно. Каждый

уважающий себя русский человек не позволял себе ходить распоясанным даже в избе.

Считалось, что подпоясанного человека и бес боится, его не тронет ни домовой, ни леший. В быту русских крестьян пояс и в XIX веке признавался оберегом, с чем связано и опоясывание новорождённого во время крещения. Родившийся человек получал своего рода талисман, который сопровождал его всю жизнь.

Существовало множество обрядов, связанных с поясом.

С помощью пояса устанавливается связь между «своим» и «чужим» пространствами, старым и новым домом. Так при переходе в новый дом хозяин входил первым и втягивал за пояс всех членов семьи.

Молодая, входя в дом мужа после венчания, бросала пояс на печь.

При первом выгоне скота в поле было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. При первом выгоне скота на пастбище через пояс-верёвку прогоняли коров. Накануне первого выгона скота хозяйка плела из 3-х льняных ниток пояс, нашёптывая: «Как этот плетешок плетётся, так милая скотинка плетись на свой двор из следа в след, из шага в шаг. Нигде не заблуждайся ни в тёмных лесах, ни в зелёных лугах, ни в чистых полях».

На Европейском Севере девушки часто использовали пояс в гаданиях. Загадывая на жениха, вешали новый шерстяной пояс на «божницу» и говорили: «Пояс-пояс, покажи мне суженого поезд». Или к поясу на ночь привязывали замок, запирали его и ключ клали под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня». Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две таких осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их сбудется.

Вера в магическое значение пояса имела место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Свадебные пояса первоначально были красные, как обладающие магической силой, но потом стали орнаментированными. Пояса служили также маркировкой свадебных чинов (повязывали через плечо) и всей свадьбы (прикреплялся к дуге свадебной повозки). Известны и такие свадебные ритуалы: связывали поясом жениха и невесту, узел с приданым невесты.

Пояс обязательно клали в гроб, не подпоясанным человека на тот свет не отправляли. А иногда надевали даже несколько поясов на все случаи его загробной жизни.

Пояс обеспечивал связь между миром живых и миром мёртвых. Его вывешивали за окно, полагая, что по нему приходят в дом души предков.

Пояс употреблялся в заговорах от болезней. Больной лихорадкой шёл в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: «Осина, осина,

возьми мою трясину, дай мне здоровье». После чего перевязывал осину своим поясом. Люди верили, что можно навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия.

На Руси пояс служил и родительским благословением, и передавался по наследству из поколения в поколение.

Самыми распространёнными были пояса из льняной и шерстяной пряжи. Нить шерстяную и льняную пряла каждая женщина, девочка: из них и изготовлялись пояса. Довольно рано стали изготовлять пояса для продажи. На Европейском Севере центром кушачьего промысла стал город Красноборск, где в год производилось до 6000 штук различных поясов. Ткали пояса на продажу и в монастырях.

Пояс издревле являлся хранителем «калиты», то есть кошелька: на поясе и за поясом носили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялось кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок и сундуков и лакомство для детей, поэтому со временем такой карман был назван «лакомка». Наконец, поясом подпоясывались просто для удержания тепла.

Традиционные приемы изготовления поясов

Известно домашние способы изготовления поясов:

1) на «кружках» или «дощечках»;

2) на бердышке (сволочек);

3) на «игле» или «в бутылку»;

4) плетение (полутканье) и др.

Мужские и женские пояса

Все тканые пояса можно поделить на два вида: широкие и узкие. Их называют по-разному: первые — кушаком или опояской; вторые — пояском, покромкой.

Кушак — принадлежность верхней мужской одежды. Его ткали шириной от 4 до 15 сантиметров, длиной равной двум обхватам талии с запасом на низко спускающиеся концы.


Пояски носили и мужчины, и женщины: мужчины — поверх рубашки, а женщины — по сарафану. Ширина поясков колебалась от 1 до 5 сантиметров. Женскому пояску полагалось быть шире и длиннее.

Сугубо мужскими считались пояса кручёные (на игле) и сетчатые. Детские пояски были небольшими, узкими, выполненными в самой простой технике. Поясов в каждой семье ткалось много: для повседневного ношения и праздничных.

Праздничные пояса ткались длинными, шерстяными, из нитей, окрашенных в яркие цвета. Повседневные пояса были попроще; из льняных нитей, без кистей. Ритуальные пояса были в основном с узорами, вытканными красной нитью. Ромбы, круги, кресты, свастики, «гуськи» имели значение амулетов. Им приписывались магические свойства. Еще в середине XIX века сохранялся обряд «чтения» узоров во время крещенских смотрин невесты. Знающая пожилая женщина объясняла значение каждого узора.

Позднее прямое магическое значение знаков забылось, но традиция ещё охраняла знаки от искажений как «полезные», «хорошие». «Так полагалось», «Так издавна ткали» — так обычно объясняют знаки бабушки-ткачихи.

Кисти

Кисти считались «душой» пояса, его украшением. Чем уже и скромнее был сам пояс, тем богаче, ярче делались кисти. Для создания кистей использовали бисер, бусинки, конский волос. Их делали в несколько ярусов, многослойными в виде гроздьев из множества мелких помпонов.

Способы завязывания поясов

Прослеживаются разные варианты способов завязывания поясов. Так в Великоустюгском и некоторых других восточных районах области пояс завязывали спереди назад, в других районах — чаще на левом боку. Застёгивались пояса и на пуговицы.

Описание поэтапной последовательности выполнения готового изделия на основе изучаемых технологий

Это одна из самых богатых в плане узора техника ткачества на бердо. Узор формируется за счёт перебора и счёта ниток, которые располагаются как вверху зева, так и внизу. Предлагаю познакомиться с этой техникой на примере такой схемы:


Расчёт ниток:

В технике «Брань 1:2» на одну узорную нитку приходится две нитки основы. По схеме у меня 7 узорных ниток, за счёт которых будем формировать узор, а значит - 14 ниток основы. Так же, помимо кромки, у нас в расчёт идут 2 кромочные нитки, которые будут располагаться по самым краям. На схеме заправки ниток это будет выглядеть так:


Теперь считаем нитки:

Белых ниток - 16

Чёрных ниток - 6

Красных ниток - 7

Хочу отдельно сказать по поводу кромки (не путать с «кромочными нитками») - она может быть любой ширины и состоять из разного количества ниток. В моём примере кромка состоит из трёх чёрных ниток, но точно также может быть из двух, из четырёх, из пяти и т.д. подряд идущих ниток одного или разных цветов.

Предварительная подготовка:

1. Нарезаем нитки нужной длины.


3. Точно также симметрично заправляем другие нитки. Не забываем, что на вторую узорную у нас тоже две нитки основы. Можно это запомнить так: (основа, узорная, основа), (основа, узорная, основа) и т.д.


4. Вот мы заправили наши основные узорные нитки вместе с основой. Внимательно перепроверяем, чтоб нигде ничего не потеряли и не пропустили.


5. Как я уже говорила, можно кромочные нитки сделать больше или меньше по количеству, например, по две чёрные нитки на кромку.


Но в моём примере я использую три чёрные нитки, и вот так выглядит заправка в конце.


6. После заправки всех ниток связываем их в общий пучок, крепим к неподвижной опоре и расправляем нитки по всей длине.

7. Хорошо натягиваем нитки и связываем их в пучок. Вместо пояса можно использовать скобу, которую крепим при помощи тесьмы или узкого пояска на талии. У меня скобы на тот момент не было, и я приспособила вот такую планку с двумя гвоздиками по краям. Скоба очень полезна при ткачестве, так как при перевязывании сотканной части на поясе, натяжение ниток и само полотно немного искажается, и если в прежних техниках этого не было заметно, то при ткачестве бранного узора в данной технике - искажение может быть очень сильно заметно, особенно при тканье широких поясов или тесьмы.


8. Уточная нитка как правило того же цвета, что и основа, то есть в нашем случаи - нитка белого цвета.

Техника ткачества:

Шаг 1. В самом начале, чтобы получить ровный край можно подложить линейку.


Шаг 2. В самом начале работы мы просто закрепляем нитки, прокладывая несколько рядов без переборов.


У нас должна получится вот такая шахматка.


Шаг 3. Далее начинаем ткать узор. Для этого мы начинаем плести с того ряда, где у нас 1 и 7 узорные нитки находятся вверху. В моем случаи это 2 ряд по схеме заправки ниток. Так как по схеме нам нужны только 1 и 7 нитка, остальные опускаем. Работаем только с узорными нитками! Основу не трогаем, она у нас идёт фоном. Прокладываем уток, меняем зев и подбиваем нитки.


Шаг 4. Теперь смотрим второй ряд схемы узора: узор формируется за счёт 1,2,6 и 7 узорной нитки.


1 и 7 нитка у нас внизу, поэтому их мы поднимаем снизу, а 4 опускаем, так как по схеме она не нужна. Прокладываем уток, меняем зев и подбиваем нитки.


Шаг 5. Работаем дальше по схеме, поднимая нужные и опуская ненужные узорные нитки.


Шаг 6. Периодически сотканную часть изделия подтягиваем на скобе/ планке.

Читайте также: