Плетение поясов на рогульке

Обновлено: 05.05.2024

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСОВ
Пояса отличаются способом изготовления. Они бывают нитяными, витыми, плетёными, ткаными, браными и шитыми.
Наиболее простой, но важный пояс — нитяной. Его делает мама для своего новорожденного ребёнка в самые первые дни после родов. Обычно для этого берут 1-3 льняных нити (красных или светлых цветов). Нити женщина может достать из своей или отцовской ношеной одежды. Иногда заранее, если позволяет время, готовят для этого «первонить»: будущая мама с наговорами высеивает отдельно (на хорошем месте) лён. Потом сама его убирает и обрабатывает, когда никто не видит, выпрядая одну ниточку в определённый, благоприятный для этого день. Её она завязывает своему младенцу после родов сначала на запястьях, может ею перевязать пуповину у дитя или повесить на эту нить детский нательный оберег.
Когда у новорожденного заживает пупок, ему надевают тонкий витой (или плетёный косичкой) поясок-тельник, который он будет носить до совершеннолетия. В тельник для младенцев иногда вплетают волосы родителей. Показывать его посторонним нельзя. Поясок-тельник дети носят под одеждой до половозрелости или до совершеннолетия, когда слабеет энергетическая связь между ребёнком и его родителями. Но многие предпочитают носить такой пояс и дальше (если не на теле, то в потайном кармашке) как оберег, хранящий родительскую любовь. Об этом до сих пор в народе говорят: «Материна молитва со дна моря достанет». Многие женщины, выходя замуж и вынашивая ребёнка, начинают носить вместо тельника мужнин повседневный пояс, как оберег.
Витые пояса просты в изготовлении, ими подпоясывают повседневную одежду и дети, и взрослые. Они могут быть и одноцветными, и многоцветными. Обычно заканчиваются одной кистью. Иногда делают праздничную «перевить» — из многих, заранее свитых верёвочек, тогда и кистей может быть больше («двухрядки», «трёхрядки»). Короткие витые пояски и верёвочки изготавливают без всяких приспособлений, длинные — с помощью деревянных «крюков» или дощечек с отверстиями для продёргивания нитей.
Плетёные пояса изготавливаются различными способами. Один из самых простых — «на крюке» («на стене»). Так этот способ назвали в народе из-за того, что нити для плетения пояса закрепляются (за середину или за один конец) на крюке, вбитом в стену дома. Количество нитей, начиная с трёх («косичка»), может быть любым и зависит от техники плетения и мастерства человека. Переплетение на повседневных поясах обычно полотняное, на праздничных поясах может использоваться саржевое или иное. Выбор цвета и нитей зависит от назначения пояса. Обычно это тонкие пояса-плетешки, их делают и для детей, и для взрослых, используют в домашнем хозяйстве (например, для завязывания мешков с крупой или иными припасами).
Часто детские, юношеские и тонкие женские пояса плетут «на вилке» («на рогульке»). Обычно «вилка» (деревянный сучок) вырезается из берёзы — женского дерева. Нитки для пояса закрепляются в развилке за середину. Плетётся сначала одна половина пояса, затем другая. Используют полотняное (узоры «змейка», «ёлочка») или саржевое переплетения.
Нарядно и празднично выглядят круглые плетёные пояса. Наиболее извест-ный способ — «на вице», т.е. на гладкой ветке (пруте). Современные названия - «на игле»,»на спице», «в бутылку». Плетение происходит за счёт завязывания узлов на нити основе вокруг деревянной гладкой вицы или металлической спицы. Нить основы при этом поворачивается, закручиваясь с узлами по спирали вокруг вицы (узоры — «спираль», «радуга»). Если менять направление завязывания узлов, получится узор «змейка-зигзаг», или «ужик». Такие пояса изготавливают из цветных шерстяных или хлопковых нитей. Круглый пояс считается мужским, он удобен для занятий по хозяйству и для воинских упражнений, так как обладает способностью чуть растягиваться и стягиваться обратно. Может быть однотонным, но чаще их делают разноцветными. Круглый пояс обязательно заканчивается красивой кистью. Веси используют его и как праздничный.
Ещё один круглый пояс плетётся «дерганьем» на руках («на пальцах») без всяких приспособлений (кроме крюка, куда нити крепятся за середину). Узлы завязываются простым перебором петель, закреплённых на пальцах обеих рук. Таким «дерганьем» можно плести и плоские тонкие пояса, тесёмки, завязки; для этого нужно поменять способ перебора петель на пальцах. Этот способ удобен для изготовления маленьких детских поясков, всевозможных завязок для волос и для хозяйственных нужд.
Особого отношения к себе и особой подготовки требуют тканые пояса. Они могут быть просто «ткаными»: когда узор набирается сам собой в зависимости от заправки нитей, или «браными» — когда узор дополнительно выбирается рукой или челноком из общей заправки нитей. Браные узоры обычно рисуются и просчитываются заранее, ещё до ткачества. Тканые пояса — это опояски, покромки, мужские полосатые пояса («радуги»). Браными делают все кушаки, праздничные и обрядовые покромки.
Известно множество способов изготовления тканых поясов: на дощечках, на бёрдышке, на ниту, на станке.
Деревянные дощечки («топки», «кружки») делаются в виде квадрата с закруглёнными углами и имеют в каждом углу отверстие для нитей. Они легко помещаются в ладонь. Обычно для изготовления пояса требуется от 10-ти до 30-ти дощечек (может быть и больше), их количество определяет узор и ширину пояса. Узор зависит и от того, какой стороной мы сложим дощечки друг с другом, в каком порядке будем их перебирать. На дощечках можно набирать как простейшие узоры («семечки», «зёрнышки», «ростки»), так и очень сложные (например, надписи и руны). Пояса с надписями в народе называют по количеству вытканных слов: «однословки», «двусловки», «трёхсловки» и т.д. Возможности набора узора ограничены количеством дощечек, которые человек может одновременно удержать и провернуть в руке при ткачестве.
Бёрдышко («бёрдо») представляет собой особое устройство с прорезями, которое иногда называют прообразом ткацкого станка. В старину бёрдышки выполнялись из цельной деревянной дощечки, позднее их стали делать наборными. Верх и низ у такой дощечки всегда украшают обережными знаками солнца, земли и плодородия. Прорези в бёрдышке разделяют нити основы и нити узора. Если хотят сделать узор выпуклым, то нити для основы берут льняные (тонкие и прочные), а на узор используют шерстяные, хлопковые или льняные в несколько сложений. Для закладного ткачества цветные (часто – шерстяные) нити используются для утка.
Тканьё на ниту («на сволочках», «на ниченках») — более сложный и трудоёмкий при наборе старинный способ. Как правило, им ткут браные праздничные и обрядовые пояса-кушаки. Сволочок — это гладкая палочка («чурочка»), на которую накручиваются нити основы. Кроме этого делаются нитницы — петельки, через которые проходят нити основы. Узор при тканье выбирается так же, как и на бёрдышке, но строится по-другому. Пояса на ниту обычно двухсторонние, то есть узор читается с обеих сторон пояса, но по-разному. Таким способом можно выткать широкий и сложный трёхчастный узор
Широкие пояса можно закладывать и ткать на станке. По внешнему виду они мало отличаются от пояса на сволочках. Но энергетика пояса, сотканного на ниту, гораздо сильнее. Когда искусство ткачества на ниту и станке стало забываться, появились шитые пояса. На ткани стали вышив вышивать набором, подражая браному узору. Шитые пояса украшались жемчугом (девичьи) или самоцветами; позднее их заменил бисер, что изменило и ослабило обережную энергетику пояса.

Вряд ли причина забвения определённых видов ткачества и плетения поясов только в трудоёмкости их изготовления. И сейчас многие люди ради любопытства изготавливают 1-2 пояса разными способами. Но, чтобы делать это постоянно и в совершенстве, человеку (пояса раньше изготавливали и мужчины, и женщины) нужно обладать определёнными качествами: скромностью, смирением, терпением, простотой, спокойствием, самодостаточностью, умением трудиться в уединении, просветлённым умом и т.д. Все эти качества говорят об определённом уровне духовного развития Русского народа. На готовом поясе ясно видно отражение внутреннего состояние человека, во время его изготовления. У людей злых, завистливых, корыстных, ленивых просто теряется желание делать браные пояса, так как сам внешний вид пояса показывает уровень развития внутренних качеств его изготовителя. Все мастера знают, что часть пояса, набранная в «плохой» день или с отрицательными мыслями, будет заметно отличаться от ровной предыдущей части. Тканьё поясов иногда называют «трудовой» или «тихой» медитацией, способом смирения и воспитания своих чувств. Раньше девочек и мальчиков приобщали к ткачеству поясов и другим рукоделиям с 3-4 лет не только ради развития их «тонкой моторики», но главное — ради воспитания и взращивания определённых качеств характера, умения владеть своими чувствами и управлять собой. Любое рукоделие (прежде всего – бранный пояс или вышивка без канвы) отражает внутреннее состояние человека, выставляя его «на вид». Например, молодая супруга на свадьбе должна была вручить каждому из гостей поясок своего изготовления — то есть каждый мог оценить и мастерство девушки и её внутренние качества по этому подарку. Юноша готовил к свадьбе для своей избранницы, кроме других подарков, и узорный тканый пояс, который многие женщины хранили и использовали как оберег всю свою последующую жизнь (а особенно – во время вынашивания ребёнка или в долгое отсутствие мужа). Этот пояс должен быть выполнен безошибочно и безукоризненно, как знак дальнейшего благополучия в совместной семейной жизни.

Ткачество - это особое ремесло, можно сказать, образ жизни. Если говоришь о ткачестве, то непременно касаешься и прядения, и простых способов плетения, и многих других интереснейших вопросов. Всякий раз, когда я предлагаю провести мастер-класс по ткачеству, меня спрашивают "А вы станок принесёте?". Почему-то в большинстве случаев считают, что ткачество возможно только на станке. А ведь иногда бывает достаточно и нескольких картонных карточек с отверстиями, чтобы создать оригинальный яркий пояс "в традиции".

Именно тем, кто интересуется простыми и эффективными способами создавать тканые изделия адресована эта заметка. Подробно о некоторых видах плетения и ткачества, которые упоминаются здесь, расскажу в следующих публикациях.

Пояса на Руси уважали не только богатые и широкие, но и просте тонкие "плетешки", поскольку они выполняли очень важную задачу - оберегали хозяина, служили опояском для нижней одежды. Примером такого пояса может служить поясок из фондов Государственного музея-заповедника "Куликово поле". (на фото справа).

Немного о ткачестве., фото № 1

Кручением можно создать не только тонкий шнурочек, но и яркий многоцветный пояс. Если нет никаких инструментов под рукой, можно сплести пояс самыми разными способами: "крест-накрест", "вечный узел", "колосок" и другие. Многие из них напоминают плетение кос в причёске. Вот, например, ручка для сумки сплетена способом "крест-накрест".

Немного о ткачестве., фото № 2

Ещё более необычным способом плетения является "фингерлуп" или попросту дёрганая тесьма (дёрганцы), известная на Руси и за её пределами уже не одну сотню лет. Способ плетения необычный, довольно простой, но требует от мастерицы внимания от начала до конца: если уж вы надели петельки на пальцы, то придётся плести до конца или, если уж очень нужно прервать работу, надеть эти петельки на картонные "руки" - иначе рисунок собьётся. Слово "дёрганая" здесь употребляется не случайно, поскольку всё время приходится дёргать петли в разные стороны. Такой тесьмой отделывали одежду (понёвы, например), делали пояса. В заисимости от способа плетения можно сделать круглую или плоскую тесьму, узкую или широкую, пёструю или однотонную.

Немного о ткачестве., фото № 3

( На фото сверху вниз: два образца дёрганой тесьмы, плетение "крест-накрест", "вечный узел", "колосок" и снова дёрганая тесьма).

Но есть и простые приспособления для плетения, которые можно сделать из подручных средств. Так на севере плетут пояса на "спице" ("игле"), которые называют кручёными поясами. Ещё этот способ плетения получил оригинальное название "в бутылку". Это долгий и кропотливый процесс создания узелкового пояса, который позволяет создавать изумительные, яркие, можно сказать ювелирные пояса как бы состоящие из узелков.

Немного о ткачестве., фото № 4

Нет времени на такой трудоёмкий процесс? Попробуйсте сплести круглый пояс-шнурок на чурбачке (теперь этот способ романтично называется вязанием на "французской куколке"). Традиционно используют приспособление с 4 "ушками", но бывают и более сложные конструкции. По тому же принципу иногда вяжут носки на специальном приспособлении.

Немного о ткачестве., фото № 5

В этом случае, правда, для работы используется одна нить, но можно взять меланж, и шнурочек получится ярким и выразительным.

Немного о ткачестве., фото № 6

На фотографии сверху вниз: полутканьё (2 образца), кручёный шнурок, шнурок, плетёный на вилке, два образца, которые были сплетены на чурбачке и один сплетённый на "ромашке".

Кстати, ещё один старейший способ плетения - на вилке. Сейчас делают очень изящные вилочки, со специальными отверстиями для нити - прежде этот инструмент выглядел значительно проще. Способов плетения много, но всегда используется, как и на чурбачке, одна нить, в крайнем случае, плетут в две нити.

Плетение на "ромашке" - способ родственный известному "кумихимо", но очень простой, особенно если это "ромашка" на 8 лепестков. Этот способ плетения обожают девчушки - любительницы ярких браслетиков. И, действительно, научиться легко, а выглядит необычно. А вот так выглядит сама "ромашка".

Немного о ткачестве., фото № 7

Что же касается полутканья, то это особая техника. Уже не плетение, но и ткачеством его не назовёшь, поскольку нет уточной нити. Пояса, созданные в такой технике любили носить в северных губерниях. Ещё эта техника называлась "плетением на рогульке" (виле), а позже для плетения использовали и коклюшки. Пояса получаются с простым орнаментом, но многоцветные.

Немного о ткачестве., фото № 8

Пояс в технике "полутканья" (Новгородская область). Костюм из коллекции С.А. Глебушкина.

Немного о ткачестве., фото № 9

Вот понемногу мы и добрались до ткачества в полном смысле этого слова - когда различаются нити основу и уток.

Сейчас становится всё более популярным ткачество на дощечках (табличках, топках). В течение веков произошла значительная эволюция этого инструмента - от простых черепков с двумя отверстиями до сложных шести- и восьмиугольных, позволяющих создавать настоящие шедевры. Однако, самыми распространёнными по-прежнему остаются дощечки с 4-мя дырочками - простые в употреблении и, в то же время, позволяющие создать очень сложные орнаменты и даже выткать текст.

Немного о ткачестве., фото № 10

Можно ткать на дощечках "в два утка", создавая объёмный орнамент, можно "с перебросом" (когда дощечки как бы "прыгают" друг через друга), а можно и совсем простым способом, вращая их все одновременно - и в любом случае получится красивый и очень прочный пояс.

Немного о ткачестве., фото № 11

Многие мастера делают дощечки из пластика, картона и других доступных материалов - и это никак не влияет на результат.

Но, кроме дощечек, есть ещё один волшебный инструмент для ткачества, который иногда называют рпадедушкой ткацкого станка. И, правда, он походит на бердо, но именуют его лаского "бердечко, бёрдышко". Это очень лёгкое, удобное и мобильное приспособление, которое легко осваивают на первом же матер-классе школьники.

Немного о ткачестве., фото № 12

Это простое бёрдышко, и образец тканого изделия здесь очень простой. Усложнённый вариант - с 2-мя и 3-мя рядами дырочек. Но, даже на бёрдышке с одним рядом дырочек можно создать очень красивые пояса и тесьму. Обычно всем очень нравятся "браные" тканые изделия. Слово это произошло от "брать" - то есть поднимать или опускать необходимые нити, чтобы создать узор. Такие пояса получаются рельефными, если сочетать лён и шерсть, или хлопок и шерсть. Разнообразие схем бля браного ткачества поразительно - здесь и древнерусские символы, и изысканный геометрический орнамент, и "пояса со словесами".При том, пояс получается двусторонним.

Немного о ткачестве., фото № 13

Это пояс "по мотивам" исторического образца из Тульского областного краеведческого музея. А вот образец.

Немного о ткачестве., фото № 14

Орнамент "полрепья" встречается на старинных тульских поясах и тесьме очень часто.

Немного о ткачестве., фото № 15

Но и это ещё не всё. Есть ещё потрясающее закладное ткачество, которое позволяет объединять самые разные материалы и фактуры (нити, текстильные полосы, стебли растений), создавать выразительные панно, плотные и тёплые пояса, сумки. Одним словом - полный полёт фантазии. А секрет в том, что здесь нити основы почти незаметные, а нити утка (или того, что выполняет роль нитей) плотные и яркие.

Немного о ткачестве., фото № 16

Немного о ткачестве., фото № 17

Как видите, для того чтобы ткать, станок иметь совсем не обязательно!

Но рассказала я далеко не про все способы ткачества и плетения - только некоторын из них. Не сказала ни слова о спранге (плетении на стене), о лентоткацких станках, о лумах. Одним словом, этот рассказ можно считать лишь кратким вступлением, которое, надеюсь, немного развлекло Вас и заинтересовало.

В статье использованы фотографии исторических образцов кон.XIX-нач.XXв.в. и работ автора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятиях в школьном музее я узнала, что пояс был важной и неотъемлемой частью костюма русского народа. Поясу отводится не только практическая роль, но и обережная, и обрядовая.

Цель работы: возродить старинную технику плетения поясов в нашей школе.

Цель работы:

возродить старинную технику плетения поясов в нашей школе.

Задачи проекта Изучить историю возникновения пояса и приемы его изготовления. Выполнить пояса в различных старинных техниках Организовать мастер-класс и занятия в музее по теме «Пояса-обереги»

Задачи проекта

  • Изучить историю возникновения пояса и приемы его изготовления.
  • Выполнить пояса в различных старинных техниках
  • Организовать мастер-класс и занятия в музее по теме «Пояса-обереги»

 В обрядах и быту русских поясу издревле придавалось огромное значение. Пояс выполнял магическую функцию, сопровождая жизнь человека от рождения до перехода в мир иной, предписывал определенные морально-этические нормы поведения, участвуя практически во всех значимых ритуалах .

В обрядах и быту русских поясу издревле придавалось огромное значение. Пояс выполнял магическую функцию, сопровождая жизнь человека от рождения до перехода в мир иной, предписывал определенные морально-этические нормы поведения, участвуя практически во всех значимых ритуалах .

 До сих пор бытующее в нашем языке выражение

До сих пор бытующее в нашем языке выражение ''распоясаться" свидетельствует об утрате приличия в поведении. Мужчине на народе, в обществе, находиться без пояса считалось непристойным. По русскому поверью ходить без пояса так же грешно, как и без креста. В русском фольклоре без пояса и креста появляются только отрицательные герои.

 Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе. Пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь на Ивана Купалу, при поисках клада, при гаданиях.

Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе. Пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь на Ивана Купалу, при поисках клада, при гаданиях.

 Пояс входил в жизнь человека с его рождения. Новорожденного ребенка старались опоясать либо во время крещения, либо сразу после него.

Пояс входил в жизнь человека с его рождения. Новорожденного ребенка старались опоясать либо во время крещения, либо сразу после него.

 Северорусские девушки клали на ночь пояс под подушку, приговаривая:

Северорусские девушки клали на ночь пояс под подушку, приговаривая: "Пояс, мой пояс, покажи жениха и поезд". Желавшие выйти замуж девушки искали в лесу две осины рядом, чтобы их можно было перевязать одним поясом, это было верной приметой к замужеству.

 Магические свойства пояса, скрепляющие союз молодых, использовали при сватовстве и в свадебном обряде. Если невеста дарила жениху пояс, она уже не имела права ему отказать. Во время свадьбы поясом связывали жениха и невесту. Молодая, входя в дом мужа после венчания, бросала свой пояс на печь.

Магические свойства пояса, скрепляющие союз молодых, использовали при сватовстве и в свадебном обряде. Если невеста дарила жениху пояс, она уже не имела права ему отказать. Во время свадьбы поясом связывали жениха и невесту. Молодая, входя в дом мужа после венчания, бросала свой пояс на печь.

 На селе пояса плели и ткали крестьянки, чаще всего пояса изготавливались для пользования семьи или на заказ соседям, односельчанам. Все женщины умели плести пояса. Качество изготовления поясов должно было быть безукоризненным. Ошибки

На селе пояса плели и ткали крестьянки, чаще всего пояса изготавливались для пользования семьи или на заказ соседям, односельчанам. Все женщины умели плести пояса. Качество изготовления поясов должно было быть безукоризненным. Ошибки "погибелки" не допускались. Здесь требовалась особая внимательность и острота зрения, терпение и трепетное отношение к любимому делу.

Виды поясов По способу изготовления пояса бывают: нитяные, витые, плетёные, тканые, браные, шитые

Виды поясов

По способу изготовления пояса бывают:

Нитяной пояс

Его делает мама для своего новорождённого ребёнка в первые дни после родов из 1-3 нитей (красных или светлых, льняных). Нити женщина может достать из своей или отцовской ношеной одежды.

Витые пояса Витые пояса просты в изготовлении, ими подпоясывают повседневную одежду и дети, и взрослые, Они могут быть одно- и многоцветными. Обычно заканчиваются одной кистью. Короткие витые пояски и верёвочки изготавливают без всяких приспособлений

Витые пояса

Витые пояса просты в изготовлении, ими подпоясывают повседневную одежду и дети, и взрослые, Они могут быть одно- и многоцветными. Обычно заканчиваются одной кистью. Короткие витые пояски и верёвочки изготавливают без всяких приспособлений

Плетёные пояса «на крюке» (или «на стене») «на вилке» («на рогульке»). «на игле» («на вице», «в бутылку») «дерганьем» на руках

Плетёные пояса

Плетение на «игле» или «в бутылку»

Плетение происходит за счёт завязывания узлов на нити-основе вокруг металлической. Этот пояс считается мужским, он удобен для занятий по хозяйству и для воинских упражнений, так как обладает способностью растягиваться и стягиваться обратно. Круглый пояс обязательно заканчивается кистью.

Пояс, плетеный на «игле» или «в бутылку»

Пояс, плетеный на «игле» или «в бутылку»

Техника дерганья Пояс плетётся «дерганьем» на руках без всяких приспособлений (кроме крюка, куда нити крепятся за середину). Узлы завязываются простым перебором петель, закреплённых на пальцах обеих рук. Этот способ удобен для изготовления небольших детских поясков и всевозможных завязок для хозяйства.

Техника дерганья

Пояс плетётся «дерганьем» на руках без всяких приспособлений (кроме крюка, куда нити крепятся за середину). Узлы завязываются простым перебором петель, закреплённых на пальцах обеих рук. Этот способ удобен для изготовления небольших детских поясков и всевозможных завязок для хозяйства.

Пояс, выполненный в технике дерганья

Пояс, выполненный в технике дерганья

Тканые пояса Тканые пояса требуют особого отношения к себе и особой подготовки. Они могут быть просто: «ткаными» - когда узор набирается сам собой в зависимости от заправки нитей; или «браными» - когда узор дополнительно выбирается рукой или челноком из общей заправки нитей. Браные узоры обычно рисуются и просчитываются заранее, ещё до ткачества.

Тканые пояса

  • Тканые пояса требуют особого отношения к себе и особой подготовки. Они могут быть просто:
  • «ткаными» - когда узор набирается сам собой в зависимости от заправки нитей;
  • или «браными» - когда узор дополнительно выбирается рукой или челноком из общей заправки нитей. Браные узоры обычно рисуются и просчитываются заранее, ещё до ткачества.

Способы изготовления тканых поясов

Ткачество на дощечках

Ткачество на дощечках

Узор зависит и от того, какой стороной мы сложим дощечки друг с другом, в каком порядке будем их перебирать. На дощечках можно набирать как простейшие узоры («семечки», «зёр­нышки», «ростки»), так и очень сложные (например, надписи и руны ).

Ткачество на бердо Похожий способ изготовления поясов связан с применением бердышка, который представлял собой дощечку с чередующимися маленькими круглыми и длинными продольными отверстиями, в которые продевались нити основы.

Ткачество на бердо

Похожий способ изготовления поясов связан с применением бердышка, который представлял собой дощечку с чередующимися маленькими круглыми и длинными продольными отверстиями, в которые продевались нити основы.

Ткачество на бердо

Ткачество на бердо

Тканье на ниту («на сволочках») Тканье на ниту («на сволочках») - более сложный и трудоёмкий старинный способ. Как правило, им ткут браные праздничные и обрядовые пояса-кушаки. Сволочок - это гладкая палочка (чурочка), на которую накручиваются нити основы. Пояса на ниту обычно двухсторонние, то есть узор читается с обеих сторон пояса, но по-разному.

Тканье на ниту («на сволочках»)

Тканье на ниту («на сволочках») - более сложный и трудоёмкий старинный способ. Как правило, им ткут браные праздничные и обрядовые пояса-кушаки. Сволочок - это гладкая палочка (чурочка), на которую накручиваются нити основы. Пояса на ниту обычно двухсторонние, то есть узор читается с обеих сторон пояса, но по-разному.

Помпон Концы поясов украшают кисточками и помпонами, куколками, –из разноцветной шерсти, бисером, стеклярусом, серебряной или золотой нитью Куколка Юбочка Жгуты

Концы поясов украшают кисточками и помпонами, куколками, –из разноцветной шерсти, бисером, стеклярусом, серебряной или золотой нитью

Цвета русских поясов Самым любимым цветом в русском народном искусстве и, особенно в одежде, был красный, который символизировал жизненную силу и долголетие. Белый цвет у большинства народов связан со светом, ощущением легкости, чистоты.

Цвета русских поясов

Самым любимым цветом в русском народном искусстве и, особенно в одежде, был красный, который символизировал жизненную силу и долголетие.

Белый цвет у большинства народов связан со светом, ощущением легкости, чистоты.

 Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. Зеленый цвет символизировал растительный мир. Яркий малиновый и нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца.

Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла.

Зеленый цвет символизировал растительный мир.

Яркий малиновый и нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца.

 Черный цвет – символизировал землю, плодородие и а также вечный покой. Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу.

Черный цвет – символизировал землю, плодородие и а также вечный покой.

Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу.

Узоры русских поясов Пояса украшали магическими узорами, которые бережно хранились и передавались неизменными из поколения в поколение. Объяснение смысла этих узоров к середине XIX в. было практически забыто. Хотя еще до середины XIX века в некоторых областях сохранялся обряд

Узоры русских поясов

Пояса украшали магическими узорами, которые бережно хранились и передавались неизменными из поколения в поколение. Объяснение смысла этих узоров к середине XIX в. было практически забыто. Хотя еще до середины XIX века в некоторых областях сохранялся обряд "чтения узоров" во время крещенских смотрин невест. Знающая пожилая женщина показывала собравшимся изделия невесты и объясняла значение каждого узора

Символы на русских поясах

Символы на русских поясах

Символы на русских поясах

Символы на русских поясах

Витой пояс Для изготовления были выбраны несколько поясов: витой, пояса выполненные в техниках «дерганьем» и ткачество на дощечках.

Для изготовления были выбраны несколько поясов: витой, пояса выполненные в техниках «дерганьем» и ткачество на дощечках.

Пояс, выполненный в технике «дерганье»

Пояс, выполненный в технике «дерганье»

Пояс, выполненный ткачеством на дощечках

Пояс, выполненный ткачеством на дощечках

В итоге выполнения проекта была изучена история русских поясов и их виды; освоена технология выполнения и изготовлены пояса изготовлены технологические карты, подготовлена презентация по данной теме; проведен мастер-класс для учащихся средних и старших классов по теме «Пояса-обереги», где девушки научились плести пояса в технике «Дерганье»

В итоге выполнения проекта

  • была изучена история русских поясов и их виды;
  • освоена технология выполнения и изготовлены пояса
  • изготовлены технологические карты, подготовлена презентация по данной теме;
  • проведен мастер-класс для учащихся средних и старших классов по теме «Пояса-обереги», где девушки научились плести пояса в технике «Дерганье»

Мастер-класс «Пояса –обереги»

Мастер-класс «Пояса –обереги»

Мастер-класс «Пояса –обереги»

 Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории и технологии, на классных часах, как экспозиция школьного музея с целью возрождения русских народных традиций женского рукоделия, пробуждения интереса молодежи к русской культуре.

Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории и технологии, на классных часах, как экспозиция школьного музея с целью возрождения русских народных традиций женского рукоделия, пробуждения интереса молодежи к русской культуре.

Используемая литература и ресурсы сети Интернет Ручное творчество и плетение поясов, тесьмы. Е.Осипова. DVD книга. http://zoroastrian.ru/node/1315 http://www.classicbelt.ru/about_belts/history/part.php?id=russianTradBelts http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/razrabotka-uroka-izo-v-5-klassenarodnaya-odezhdapoyasa-russk http://www.narodko.ru/article/kogu/mockovckii_narodnyi_koctum.htm http://www.abitur.vsu.ru/?q=conference/1033 http://miroslavna.ru/doc/pletenievbutilke.html http://www.metanka.handhand.ru http://slavbazar.org/forum/thread37431.html и другие Особая благодарность Лоенко Е.Е за консультации по плетению поясов

Используемая литература и ресурсы сети Интернет

Особая благодарность Лоенко Е.Е за консультации по плетению поясов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояс – непременная принадлежность народного костюма – как мужского, так женского. Значение его как талисмана было велико у всех восточнославянских народов. Считалось, что пояс охраняет от нечистой силы, особенно от лесных домашних духов. Пояс выполнял две функции: утилитарную и эстетическую. Подпоясанная одежда, плотно прилегая к фигуре, лучше согревала, обеспечивала свободу движения во время работы. Пояс играл также существенную роль при совершении различных обрядовых церемоний. Среди вещей, подаренных новорождённому, непременно был пояс; на свадьбе дружка подпоясывали полотенцем; умерших хоронили подпоясанными. При гадании обязательно снимали пояс и крест. На Дону и Северном Кавказе пояс носили поверх сарафана, рубахи или юбки. Длина его была от 1,5 до 2 м. Шёлковыми кушаками подпоясывали кафтаны, шубы. Техника изготовления поясов очень разнообразна: их плели, ткали, вязали. Известно так называемое дёрганье поясов – древний способ плетения на пальцах, а также плетение на вилочке из шёлковых или шерстяных нитей. Тканые пояса изготовляли преимущественно без ткацкого стана – на дощечках, на «ниту» и «бердышке».

 Наиболее простой способ изготовления поясов, круглых шнуров, тесьмы – так называемое дёрганье – род плетения, особенно часто применявшийся в Рязани, Калуге, Пензе, Твери и др. Этот способ не требует специального оборудования. Освоив его, можно сплести красивые разноцветные закладки для книг или тесьму для отделки льняного фартука, юбки и т.д. Для работы можно использовать шерстяные нити или нитки мулине в два сложения двух, трёх или четырёх цветов. Последовательность изготовления работы. 1. Подготовить 5 толстых шерстяных нитей длиной 2 м. 2. Сделать 5 петель, сложив нити пополам.

Наиболее простой способ изготовления поясов, круглых шнуров, тесьмы – так называемое дёрганье – род плетения, особенно часто применявшийся в Рязани, Калуге, Пензе, Твери и др. Этот способ не требует специального оборудования. Освоив его, можно сплести красивые разноцветные закладки для книг или тесьму для отделки льняного фартука, юбки и т.д. Для работы можно использовать шерстяные нити или нитки мулине в два сложения двух, трёх или четырёх цветов.

Последовательность изготовления работы.

1. Подготовить 5 толстых шерстяных нитей длиной 2 м.

2. Сделать 5 петель, сложив нити пополам.

3. Выровнять нити по длине и связать их в пучок. Привязать пучок к неподвижному предмету (ручка двери, труба и т.д.)

3. Выровнять нити по длине и связать их в пучок. Привязать пучок к неподвижному предмету (ручка двери, труба и т.д.)

4. Надеть концы петель на пальцы левой руки: на указательный – петлю 1, средний – петлю 2, безымянный – петлю 3; правой руки: на средний – петлю 4, указательный – петлю 5. Петли должны быть натянуты. Кисти рук следует повернуть ладонями к себе, пальцы слегка согнуть.

4. Надеть концы петель на пальцы левой руки: на указательный – петлю 1, средний – петлю 2, безымянный – петлю 3; правой руки: на средний – петлю 4, указательный – петлю 5. Петли должны быть натянуты. Кисти рук следует повернуть ладонями к себе, пальцы слегка согнуть.

5. Развернуть пальцы левой руки, держащие петли, в сторону большого пальца. Правая нить каждой петли окажется немного выше левой. Между «верхними» и «нижними» нитями петель 2 и 3 образуется «коридорчик». Безымянным пальцем правой руки пройти через «коридорчик», продеть в петли 2 и 3, подцепить снизу вверх петлю 1 и протащить её через петли 2 и3 на себя. Петля 1 останется на безымянном пальце правой руки.

5. Развернуть пальцы левой руки, держащие петли, в сторону большого пальца. Правая нить каждой петли окажется немного выше левой. Между «верхними» и «нижними» нитями петель 2 и 3 образуется «коридорчик». Безымянным пальцем правой руки пройти через «коридорчик», продеть в петли 2 и 3, подцепить снизу вверх петлю 1 и протащить её через петли 2 и3 на себя. Петля 1 останется на безымянном пальце правой руки.

6. Освободить для работы безымянный палец левой руки. Для этого петлю со среднего пальца снять на указательный, с безымянного – на средний. 7. Продеть безымянный палец левой руки сквозь петли 1 и 4, перебирая их как в полотняном переплетении. Подцепить снизу петлю 5 и протащить её через петли 4 и 1 на себя. Этот приём называется «переборчик»

6. Освободить для работы безымянный палец левой руки. Для этого петлю со среднего пальца снять на указательный, с безымянного – на средний.

7. Продеть безымянный палец левой руки сквозь петли 1 и 4, перебирая их как в полотняном переплетении. Подцепить снизу петлю 5 и протащить её через петли 4 и 1 на себя. Этот приём называется «переборчик»

8. Освободить безымянный палец правой руки так же, как в п. 6. 9. Развести обе руки в стороны и потянуть петли на себя, чтобы нити соединились плотнее. 10. Повторять весь цикл до нужной длины изделия. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов. 11. Готовую работу снять и оформить концы.

8. Освободить безымянный палец правой руки так же, как в п. 6.

9. Развести обе руки в стороны и потянуть петли на себя, чтобы нити соединились плотнее.

10. Повторять весь цикл до нужной длины изделия. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов.

На рогульке.


тогда

А то за ночь тут в инете сидеть, похудеют

я этого и добиваюсь, а то начала была так хорошо сбрасывать вес, потом он у меня остановился, а пару дней назад стала на весы и ужаснулась, назад все вернулось, нельзя мне сидетьдома неделями

да вот только была неделю дома, отправили были в отгулы, а теперь до отпуска буду работать без отгулов


Буду дальше стараться.

ПОЖАЛУЙСТА, МНЕ НЕ ЖАЛКО)))




Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:

Загрузка списка альбомов.

Вставка изображения


Чаще всего на сайте читают:

Хочу поделиться лекцией клинического фармаколога о наших популярных противовирусных препаратах. Начну с того, что клинические испытание новых препаратов на детях в нашей стране запрещены, но! Наверное все вы заметили, что как только в апетеке появляется новый препарат, педиатры (не все, но многие) начинают назначение препарата, а потом смотрят, помогло ли. Это я об испытаниях (все поняли). Теперь строго по фактам.

Я отношусь к малочисленному виду "мамаша-пофигист". Учится ребенок, и ладно. Золотая медаль в доме уже есть, висит-пылится на видном месте. Свой мозг в головы дочерей все равно не вложишь, поэтому приходится обходиться заводской комплектацией. На каждое собрание прихожу с открытой душой новорожденного ребенка: закономерные вопросы других, ответственных мам, типа "как вы решали №768 со страницы 878787 по учебнику Засланца-Марсианского" вводят меня в ступор. Однако и меня не обошел стороной конфликт с учителем. Но я смогла решить его с наименьшими потерями. Как? Об этом расскажу в своей записи.

Моя мама очень любит какие то смотреть или вычитывать полезные разные советы. И вот она со мной поделилась очередным советом как навести порядок в ящичке на кухне с магазинными пакетами. Хочу поделится своим МК. Надеюсь кому то пригодится. А почему навеяно постами Флайледи, ну потому что мне нравится читать эти посты, смотреть результаты. Всего 20 минут и уже наш дом чище и аккуратнее.

Моей бабушке 90 лет, у нее 5 детей. Деда нет уже более 40 лет. Изменял, даже были дети на соседней улице. Это я к чему? К тому, что мне бабушка всегда говорит, что мол, если приперло мужику то самое, то даже если блины печешь, бросила и пошла. Народ, тока честно. Кто так делает? Кто бросает все и идеть, даже если совсем не хочется? Те, у кого "голова болит", тоже могут написать.

Читайте также: